что стало с театром джигарханяна
«Страна плохая»: Армен Джигарханян довел собственный театр до разрухи
Народный артист СССР Армен Джигарханян довел возглавляемый им Московский драматический театр до плачевного состояния, объясняя прорывы канализации в туалете «состоянием в стране». По крайней мере, так утверждает бывший инженер по эксплуатации здания на Ломоносовском проспекте Виктор Цымбалюк, который приходится отцом 42-летней киевской пианистке Виталине Цымбалюк-Романовской. Мужчина считает, что руководство заведения подвергало зрителей опасности.
«Система безопасности не работала. Насосы, которые во время пожара должны были бы тушить водой сцену и зрительный зал, находились в нерабочем состоянии. Фермы перегружены театральным оборудованием, что грозило обрушением. Режиссер одного спектакля повесил стокилограммовые канаты. Если бы фермы взяли вдруг и сложились, то люди оказались бы под завалом», — возмущается Цымбалюк.
При этом сам Джигарханян, по словам мужчины, ничего не смыслил в технических вопросах и вникать в проблемы не хотел. Ко всему прочему, говорит отец пианистки, коллектив учреждения был крайне непрофессиональным, поскольку Армен Борисович «выживал» абсолютно всех — от режиссеров и актеров до директоров и инженеров. Что же касается состояния здания, то ситуация доходила до абсурда. Сам же директор театра якобы объяснял разруху в театре ситуацией в стране.
Театр Джигарханяна может возглавить его бывший режиссер
Сергей Газаров: «Только простились с ним, неприлично даже обсуждать»
После смерти народного артиста СССР Армена Джигарханяна, естественно, встает резонный вопрос: «А, собственно, кто теперь возглавит его театр? Кто поведёт театральный корабль вперёд?» Обозреватель «МК» попытался разобраться в этом вопросе.
Молодой коллектив сразу заявил о себе несколькими громкими премьерами, сам худрук играл вместе с учениками, тем самым принося очки молодежной труппе. Гастроли, фестивали, появился свой круг фанатов. К артистам худрук относился искренне по-отечески, называя их «дОчами» и «сЫнами». Однако в последнее время коллектив уже не был так успешен, как в прежние годы, и тому было несколько причин: во-первых, труппу покинуло несколько значимых имён, во-вторых, менялись директора (Армен Борисович даже сам какое-то время был директором). Наконец личная драма, которая окончательно подорвала и без того ухудшающееся здоровье. 14 ноября Армен Джигарханян ушёл из жизни.
Кто потянет такую ношу, кто совершит творческий прорыв? По нашим сведениям через несколько дней после похорон в театре была сделана попытка выдвинуть кого-то из своих, но настолько слабая, что она не имела никакого результата. Да и по признанию самих актеров внутри труппы лидера нет, потому и настаивают, чтобы это был режиссёр со стороны. Чаще других в качестве нового худрука театра под руководством Армена Джигарханяна называют Сергея Газарова, кстати, армянина по национальности.
Я в шоке: стало известно кому достался Театр Армена Джигарханяна
Коллективу представлен новый художественный руководитель.
После смерти Армена Джигарханяна 14 ноября остро встал вопрос о его правопреемнике. Коллектив театра сам определился с кандидатурой, которую хотел бы видеть своим худруком и написал письмо в Министерство культуры с просьбой назначить Сергея Газарова. Пожелание труппы было услышано.
На сайте мэрии столицы появилось сегодня сообщение о том, что министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Владимирович Кибовский представил нового руководителя театра.
Сергей Газаров. Фото: Global Look Press.
Газаров, сообщив о том, что принял предложение, заявил, что у коллектива много проблем.
“Театр нуждается в обновлении во всех смыслах и направлениях. Нам предстоит проделать большую работу. И мы её сделаем”, — пообещал новый худрук.
При этом Газаров признался, что для него стало шоком обращение коллектива театра в Минкульт с предложением своей кандидатуры. Он прекрасно знает, что многие коллеги считают его слишком жестким руководителем.
К тому же он никогда не скрывал, что спектакли, которые успел посмотреть в театре, руководимом Арменом Борисовичем, ему не понравились. Значит, в коллективе грядут большие перемены. Вопрос, все ли к ним готовы.
Что ждет «Прогресс Сцену Армена Джигарханяна» и Театр сатиры
Сергей Газаров замахнулся на Салтыкова-Щедрина
В сценографии были использованы деревянные жернова. Фото с сайта www.progressstage.ru
Спектакль «Балалайкин и Кo» в постановке Сергея Газарова стал программной премьерой новой «Прогресс Сцены» – бывшего Драматического театра Армена Джигарханяна. Артист и режиссер возглавил московский театр – сравнительно молодой, существующий всего третье десятилетие, – после смерти его основателя. Нынешней осенью Газаров впервые обозначил новые планы – пополнение труппы, реконструкция здания театра в будущем году, репертуарные искания в рамках классики – вторая премьера сезона весной анонсирована по чеховскому «Лешему».
Ожидание премьеры очевидно было подогрето помимо информационной волны и тем, что не успел Газаров рассказать про ожидаемый ребрендинг театра на Ломоносовском проспекте, как столица уже обсуждала его назначение в преемники Александра Ширвиндта – в Театр сатиры. Побочный сюжет, как худрук двух театров будет разрываться между труппами, может стать и главным. Впрочем, версия о том, что «Прогресс Сцена» (пока сменилось, по сути, только название театра, его идея не вербализирована) станет филиалом Театра сатиры, вполне легитимна. Пока же после премьеры ясно одно. Если для театра Джигарханяна назначение и станет удачей, то только потому, что это означает стабильность для труппы, так как Газаров был главным режиссером здесь в нулевые, и сами артисты стали инициаторами выбора кандидатуры нового лидера, а вот для Театра сатиры приход режиссера может открыть очередную эпоху творческого застоя.
Газаров не скрывает, что любит зрительский театр. Он в принципе человек по-восточному радушный, открыто выходит к публике перед своим спектаклем, предваряя его какими-то словами, даже словно оправдываясь за свое постановочное вольнодумство… Его становление как режиссера пришлось на эпоху расцвета российской антрепризы, но по старой школе – привычно берется за классику, обычно за сатирические комедии. За постановки, которые с большей долей вероятности гарантируют успех у публики или уже его доказали. С приходом Владимира Машкова в театре своего учителя Олега Табакова Газаров восстановил «Ревизора», который был его режиссерским дебютом, внесшим лепту в славу «Табакерки» 90-х. Название «Балалайкин и Кo» тоже появилось неслучайно: режиссер успел застать в «Современнике», где служил актером в 80-е, легендарную постановку Товстоногова с Гафтом и Квашой.
В версии Театра Джигарханяна щедринского Глумова играет Сергей Чонишвили (во втором составе артист, более причастный театру Джигарханяна, – Анатолий Кот), Рассказчика – Сергей Климов. И если в исторической постановке «Современника», для которой и была написана Сергеем Михалковым пьеса-инсценировка по повести Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», путь «оподления» и победы над «буйством духа» двух русских либералов был исполнен экзистенциального ужаса и социально-политической депрессии, то в спектакле Газарова их моральная деградация на фоне разгулявшегося дома терпимости легка и непринужденна. А страшная в своем подтексте водевильная интрига фиктивной женитьбы адвоката-прощелыги Балалайкина на сожительнице купца Парамонова (у Газарова он превращается в «крестного отца» на пенсии) оборачивается жизнерадостной комедией французского «бульвара» с антрепризным душком и ряженым генералом.
Подпустить мистификации призван миманс, которым Газаров чрезвычайно увлекается – распределяет его по сцене то так, то сяк, одним словом – заполняет пространство. Ансамбль мимов-соглядатаев как неотступная волна страха везде следует за двумя последователями грибоедовского Молчалина, решившими сообразно настроениям общества, разлитым в воздухе, «годить» – молчать, плыть по течению, не рефлексировать, предвосхищать начальственные ожидания… Вот они боятся сами: чувствительный Рассказчик дрожит как осиновый лист и обмирает до полуобморока от каждой новой мысли, нового вопроса (вот как, положим, отвечать полицейскому приставу, есть бог или нет – донесет ведь, собака!), Глумов хладнокровен и только, как картежник, бегает глазами и ловко успевает работать руками – предотвращать опасную свободу слова – попросту говоря, зажимать рот говорливому напарнику… Вот, правда, главное режиссерское решение, которое Газаров заготавливает к кульминации спектакля, – юношей «на подтанцовке» наконец сменяют девушки – кокотки в корсетах. Из покоев квартального надзирателя кочующие и далее, и далее, да так сцену и не покидающие. Тут бы пластики профессиональной побольше, да развязности не хватает: как в том анекдоте – то ли крест снять, то ли штаны надеть.
Квартальный, наверное, единственная роль в спектакле, что толком остается в памяти. Герою найден беспощадно устаревший (стилистика 90-х в поверхностной манере уже отпародирована донельзя), но точный социальный потрет разомлевшего от нажитого на должности последыша советской номенклатуры. Одной рукой обнимающий полуголый зад девицы по вызову, а другой – поправляющий партийные награды на лацкане пиджака. Типажность артиста Сергея Серова и его лукавое обаяние работают тут со стопроцентным попаданием.
Добрая половина участников постановки – более или менее звездные приглашенные артисты, они, безусловно, ведут спектакль – Чонишвили, Климов, Серов; Андрей Анкудинов в роли полинявшего подхалима Очищенного, от бесцветной беспринципности которого физически становится липко. Постоянная же труппа крайне разнообразна по бэкграунду, костяка, когда-то собранного Арменом Джигарханяном из актерского курса ВГИКа, сегодня уже не существуют. Есть артисты, пришедшие в театр и 15–20 лет назад, и несколько сезонов назад (со всей России), и те, кто поступил совсем недавно, большинство вчерашних выпускников – из Школы Олега Табакова, что, к сожалению, сразу чувствуется.
Небрежный монтаж пьесы – переставленные или даже добавленные порой реплики сбивают логику сцен. Невнятная сценография – деревянные песочные жернова соседствуют с надувными черными шарами, но и первые, и вторые мало нагружены и смыслово, и функционально. Непродуманно осовремененные костюмы. Все это составляет образ спектакля бедного и неизбирательного в художественном отношении. На таком «Балалайкине», как в караоке, – музыка громкая, звучная, а слов и голоса – не разобрать.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Поговорим о человеке
Театр называется «Под руководством Армена Джигарханяна». Название будете менять?
Последнее время театр сотрясала череда скандалов. Трудно после такого приходить к руководству? Или наоборот?
А с чего начнутся перемены в театре? С репертуара?
Сергей Газаров: Репертуар будет другой, да. Но кроме того существует сама система работы, система взаимоотношений внутри театра. Ее надо очень серьезно пересмотреть. Здесь многое отдавалось на откуп разным направлениям, разным актерам, режиссерам.
Был винегрет?
Давайте сузим наш разговор. Можете назвать авторов, за которых возьметесь в первую очередь?
Сергей Газаров: Салтыков-Щедрин. Это моя старая идея. Известно, что он, кроме того, что гениальный писатель и фантастически образованный человек, немалое время работал цензором, чиновником и преуспел в этом. Но он вряд ли так долго остался бы в нашей любви и памяти, если бы только высмеивал тогдашних правителей и политические условия. Они были и прошли как ситуация, а вот русский человек, который оказался в этой ситуации, никуда не делся. Его сколько ни вкручивай, ни втаптывай… Наш спектакль будет про русского человека, а не про власть, не про политику. Человек живет и выживает в разных обстоятельствах. Сегодня один царь, завтра другой, послезавтра магнитная буря, потом неурожай. Как видоизменяется человек? Как приспосабливается? Что переживает внутри? Вот в чем интерес.
А современная драматургия будет?
Сергей Газаров: Непременно. Будет Александр Галин, которого я очень люблю: и те пьесы, которые известны, и те, которые он пишет сейчас. Будет поставлена пьеса, которую по нашему заказу сейчас пишут драматурги.
Вы предложили тему?
Сколько премьер нас ожидает?