что стало с театром ромэн

Почему пропадали цыганские актрисы

85-летний юбилей отмечает московский цыганский театр «Ромэн». МОСЛЕНТА рассказывает об истории театра, памятных спектаклях, известных режиссерах и исполнителях. Речь пойдет и о том, где сегодня можно познакомиться с искусством этого древнего народа.

Первую театральную труппу в конце XIX века создал руководитель цыганского хора Николай Шишкин. Она вышла на сцену в оперетте «Цыганские песни в лицах». Было это 130 лет назад — в 1886 году.

После Октябрьской революции цыганские хоры появились в театрах, концертных залах и на эстрадах. Однако в конце 20-х годов они фактически оказались под запретом. Цыгане выступали лишь в провинциальных клубах и недорогих ресторанах.

Но пришло время, когда советская власть взяла курс на поддержку культуры коренных и малочисленных народов. Эта политика затронула и цыган — открылись национальные школы, детские сады, кружки по ликвидации безграмотности, педагогический институт. Были изданы цыганская грамматика и буквари, выходили книги, журналы. Появился и полноценный цыганский театр.

«Тройка мчится быстро к «Яру»

Идею создания цыганского театра поддержал нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский. А все началось со студии «Индо-ромэн», которая открылась 24 января 1931 года.

16 декабря зрители увидели музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах» — о сложном переходе цыган от кочевой к социалистической оседлой жизни. После премьеры студия была переименована в цыганский театр «Ромэн».

С конца 60-х годов театр находится в здании на Ленинградском проспекте, где располагается отель «Советский». Здесь в далеком прошлом был ресторан «Яръ». И это символично — заведение считалось центром цыганской культуры в Москве — в нем выступали известные национальные хоры и блестящие солисты.

Театр находится на месте ресторана «Яръ», куда в позапрошлом веке московские кутилы ездили к цыганам

Валерия Попова / Фотобанк Лори

Как пелось в известной песне:

«Тройка мчится быстро к «Яру».
Сердце рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор».

Первое время спектакли театра шли на цыганском языке. В конце тридцатых годов в обиход вошел русский. Это произошло во многом потому, что в «Ромэн» пришел известный артист и режиссер, звезда МХАТа Михаил Яншин. Этот человек был не только талантлив, но и потрясающе энергичен. Он успевал и играть на родной сцене, и руководить «Ромэном», и заниматься делами еще одного московского театра — ЦК профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР. Вот такая экзотика. Хотя в это время подобный факт не вызывал удивления.

Магия Ляли Черной

Среди зрителей были и футболисты московского «Спартака»

Приход в «Ромэн» Яншина отчасти был связан с тем, что он был женат на приме театра — блистательной Надежде Киселевой, которую с легкой руки одного из ее почитателей прозвали Лялей Черной. Нынешний художественный руководитель Николай Сличенко говорил, что эта женщина напоминала ему красивую птицу в полете. Некоторые зрители, вероятно, помнят Лялю Черную по фильму режиссера Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», там она играла старую цыганку.

Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин

Фред Гринберг / РИА Новости

Благодаря Яншину репертуар цыганского театра пополнился русскими и зарубежными классическими произведениями. Он поставил спектакли «Цыгане» Александра Пушкина, «Макар Чудра» Максима Горького, две пьесы Федерико Гарсиа Лорки — «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница».

Яншин не только ставил спектакли, но и устраивал концерты, творческие вечера, вел лекции по истории театра, приглашал звезд — Василия Качалова, Ольгу Книппер-Чехову, Ивана Москвина, Михаила Тарханова. Илья Эренбург читал в «Ромэне» свои рассказы, Надежда Обухова пела старинные цыганские романсы. «Ромэн» был на слуху у московской интеллигенции, которая с удовольствием заполняла зал.

Артисты Игорь Крикунов в роли Пушкина (сидит) и Валентина Вишневская в роли Земфиры в спектакле «Здравствуй, Пушкин!»

Борис Бабанов / РИА Новости

Среди зрителей были и футболисты московского «Спартака». Дело в том, что Ольга Кононова — одна из сестер Кононовых, известных в то время исполнительниц «Ромэна» — была замужем за одним из основателей клуба Андреем Старостиным. Кроме того, Яншин был преданным поклонником «Спартака». Поэтому игроки столичного клуба с полным правом считали цыганский театр своим.

В комнате Черной и Яншина в доме на углу Пушкинской площади иной раз шумел целый табор. Пели, танцевали и веселились не только артисты «Ромэна», но и их коллеги из МХАТа и других театров, которые высоко ценили цыганское искусство.

«Вечерами здесь собирались артисты и художники. Читал что-то Борис Ливанов, Яншин пел свой любимый романс, — вспоминал Старостин. — Он так нежно пел, так смотрел на молодую жену, и такой влюбленный взгляд шел ему в ответ, что думалось, будто роман написан о них. Яншин млел, да и мы все млели».

Чуть ли не после каждых зарубежных гастролей театр терял одну из актрис. Ничего плохого с ними не происходило, просто они всякий раз очаровывали состоятельных иностранцев и выходили за них замуж

Увы, этот роман вскоре прервался. В 1942 году Лялю Черную «отбил» у Яншина его коллега из МХАТа и тоже звезда — Николай Хмелев. Но их любовь оказалась несчастной. Спустя три года артист скоропостижно скончался. Это случилось прямо на генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» Алексея Толстого. Хмелев исполнял роль царя Ивана Грозного…

Живая легенда

В начале 50-х годов о цыганском театре услышал тогда безвестный парень Николай Сличенко и загорелся мечтой взойти на его подмостки. В то время он жил в Воронежской области. Молодой певец приехал в Москву, где ему было суждено прославиться. Дебют состоялся спустя год в спектакле «Четыре жениха», причем неожиданно — Сличенко заменил заболевшего артиста Сергея Шишкова.

С тех пор артист уже не покидал сцену «Ромэна». Он сыграл более чем в 60 спектаклях, снялся в нескольких кинофильмах. В 1977 году Николай Алексеевич стал главным режиссером. На этом посту народный артист СССР, лауреат Государственной премии находится и поныне. Он — живая легенда цыганского театра.

Режиссер Николай Сличенко во время репетиции

Фред Гринберг / РИА Новости

В 70-е годы популярность Сличенко была просто невероятной, он был участником многих правительственных концертов, выступал на телевидении. Его пение завораживало. На площади Звезд эстрады в Москве заложена именная звезда этого талантливого артиста.

Сегодня пик славы Сличенко миновал, но публика неизменно встречает овациями каждое его появление на сцене. К слову, в цыганском театре выступают супруга легендарного исполнителя, народная артистка России Тамилла Агамирова и дочь Тамилла Сличенко.

Необходимо упомянуть — хотя бы коротко — о наиболее известных исполнителях. Это — народная артистка России Ирэна Морозова, чьим вокалом восхищалась знаменитая Изабелла Юрьева.

Сцена из спектакля «Цыганка Аза»

Фред Гринберг / РИА Новости

Морозова снялась почти в 30 фильмах. Одна из ее последних работ — роль популярной в советское время певицы Лидии Руслановой в картине «Зыкина».

С успехом выступают на сцене цыганского театра Екатерина Жемчужная, Ляля Боброва, Дмитрий Бузылев, Ольга Янковская. Яркий след в истории театра «Ромэн» оставили Рада Волшанинова, Николай Эрденко, Анатолий Титов.

Так сложилось, что чуть ли не после каждых зарубежных гастролей театр терял одну из актрис. Ничего плохого с ними не происходило, просто они всякий раз очаровывали состоятельных иностранцев и выходили за них замуж. В конце концов, Сличенко не выдержал и то ли в шутку, то ли всерьез сказал в одном из интервью: «В ближайшие годы мы на гастроли не поедем, поскольку я не хочу остаться без актрис».

Источник

Что стало с театром ромэн

С конца XVII — начала XVIII, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию стало невозможно представить без цыган и цыганской песни.

Единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века. Дирижером этого хора был Иван Трофимович Соколов. Первый московский цыганский хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра.

В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа.

Во время гражданской войны цыганские ансамбли выступали перед бойцами Красной Армии, провожали их на фронт.

24 января 1931 года состоялось открытие театрально-музыкальной студии «Индо-ромэн», ставшей началом формирования единственного в мире профессионального репертуарного цыганского театра «Ромэн». Идея создания студии возникла в 1930 году у активной цыганской молодежи. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы, выросшие в семьях потомственных хоровых цыган, и поделились ею с молодым режиссёром — учеником В. Мейерхольда — Моисеем Гольдблатом. Идею поддержал нарком просвещения А. Луначарский. После громкой премьеры спектакля «Жизнь на колёсах» студия была преобразована в Цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат, а вчерашних студийцев стали называть актёрами. Иван Иванович Ром-Лебедев, взявший приставку «Ром» к своей фамилии, после создания театра всю свою жизнь посвятил «Ромэну», был одним из ведущих артистов, также одним из основных его драматургов.

Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в 1937 году «Ромэн» возглавил актёр МХАТа Михаил Михайлович Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьёзного содержания, соединить фольклор с большой драматургией».

Заложенные Яншиным принципы развивают и следующие руководители театра: профессор Московской консерватории Пётр Саввич Саратовский, а затем и режиссер Семён Аркадьевич Баркан. Под руководством Петра Саратовского «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах.

В 1957 году главным режиссёром театра стал Семён Аркадьевич Баркан. Он создал при театре молодёжную студию, воспитал плеяду актёров, привлёк к работе новых авторов. Это были трудные, но прекрасные годы — время подлинного расцвета цыганского театра. В его репертуаре появились прекрасные спектакли, которые шли при переполненных залах.

В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. Впитывая в себя с детства загадочный артистизм цыганского народа, он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра, где за десятилетия творческой деятельности прошёл все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя театра. При его руководстве театр «Ромэн» получил возможность гастролировать не только по своей стране, но и за рубежом, получив всенародную известность.

Новым художественным руководителем театра «Ромэн» стал народный артист России Николай Сергиенко. Ранее он занимал должность заместителя художественного руководителя театра. Николай Николаевич служит в театре «Ромэн» с 1969 года, актёр, режиссёр, его работа неоднократно отмечалась правительством города и страны. Он награжден орденом Дружбы, почетной грамотой Президента Российской Федерации, является лауреатом премии Правительства Москвы.

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира является центром цыганской национальной культуры.

Источник

Что стало с театром ромэн

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

История здания

Сразу после коронационных торжеств в Москве в 1826 году император Николай I распорядился распланировать ближайшую к городу часть Петербургского шоссе, превратив его в проспект с бульварами и парками.(Линии этой планировки мы видим и сегодня).

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Ресторан «Яръ» на Петербургском проспекте (конец 19-го века)

В 1830 году на межу Петровского парка с Кузнецкого моста переехал известнейший московский ресторатор — француз Транкль Ярд со своим рестораном “Яръ«. (Первоначально ресторан назывался по фамилии владельца «Ярдъ», но трудно произносимое в русском языке сочетание быстро изменилось на более удобное «Яръ»). «Эй, ямщик, гони-ка к Яру» — значит именно сюда.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Новое здание ресторана «Яръ». Архитектор А. Эрихсон, 1910 год

Позднейшие владельцы ресторана на рубеже 20-го века заказали новую постройку модному архитектору Адольфу Эрихсону. В 1910 году появилось его помпезное здание, оборудованное последними техническими новинками того времени, включая электрическое освещение залов, сделанное фирмой «Simens». Но, не только новинки прогресса манили в «Яръ», в старой Москве он был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Белый зал ресторана «Яръ» — сейчас зрительный зал театра

“Что за хор певал у “Яра”…Соколовская гитара До сих пор в ушах звенит”
В послереволюционные годы здание меняло и облик, и хозяев. Здесь размещалась студия «Детфильм», клуб лётчиков. Затем здание перестраивается, надстраивается ещё один этаж и в нём размещается Центральный дом Гражданского воздушного флота.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Клуб летчиков 1930-е годы

В послевоенные годы рядом строится гостиница «Советская» и здание вписывается в общий ансамбль, а Белый зал ресторана «Яръ» становится театрально-концертным залом отеля.

В 1969 году в театрально-концертном зале гостиницы «Советская» и соседнем здании (также постройки А. Эрихсона) размещается единственный в мире цыганский театр «Ромэн». В жизни театра начинается новый этап, а место вновь становится центром цыганской культуры.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Вид театра в начале 2000-х годов

В 2005 году была проведена реставрация здания, в результате которой были обновлены фасад, отреставрированы старинные парадные двери, восстановлен декор эпохи модерн начала 20-го века. В фойе реконструирован уникальный инкрустированный пол. Зал оснащён современным звуковым и световым оборудованием, удобными креслами для зрителей.

Источник

История театра

Театр «Ромэн»

Единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века. Дирижером этого хора был Иван Трофимович Соколов. Лучшей певицей была цыганка Стеша (Степанида Сидоровна Солдатова), восхитившая своим пением итальянскую певицу Каталани и получившая впоследствии исключительную известность в России.

В первом московском цыганском хоре цыгане пели русские песни: «Во поле береза стояла», «Ах вы, сени мои, сени», «Из —под дуба, из-под вяза» и другие, выбирая русские песни, придавали им пением своим такой живой наряд, в котором они были отличны от русских и становились значительно удобнее для скорой пантомимной пляски. С конца 17-го — начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. В очерке «Фараоново племя» А. Куприн писал: «… увлечению цыганской песней отдали искреннюю и страстную дань два великих человека 19-го столетия: один, озаривший его начало, другой — увенчавший его конец. Один — Пушкин, другой — Толстой». Не менее страстный поклонник цыганских песен А. Куприн называл их «красными розами на снегу». Но наиболее ёмко место цыганской песни определил великий Толстой: «Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной».

Первый московский цыганский хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа. Труппа впервые появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. Затем были постановки «Цыганского барона» Штрауса, оперетта «Дети лесов» на цыганском языке, “Цыганская жизнь«…Цыганское искусство было востребовано и в XX веке. В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнПервая труппа артистов

1930 — 1937

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Возникла она у активных молодых цыган, имевших опыт выступлений в частях Красной армии, в клубах перед рабочими. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы (выросшие в семьях потомственных хоровых цыган) и поделились ею с молодым режиссёром — учеником В. Мейерхольда — Моисеем Гольдблатом. Комсомольцы решили пойти в Наркомпросс, где их поддержал А. В. Луначарский.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнОснователи театра

24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу — представление в двух частях. Первая — обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, перевод на цыганский язык М. Бузлюдского, вторая — инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ».

Режиссёром-постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, художник — А. Тышлер, композитор — С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Именно он создал и в течение 37-ми лет руководил музыкальной частью театра, написал музыку более чем к 30 спектаклям. С. Бугачевский сумел освоить на слух, запомнить и записать разнообразные цыганские напевы, составить сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отражающий особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп цыган России.

16 декабря цыганская студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах». Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к осёдлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат, а вчерашних студийцев стали называть актёрами.

Это они взяли на себя высокую миссию просвещения своего народа, сохранения его культуры и национальных традиций, широкого приобщения к ним людей разных национальностей. Это они, только вступившие на театральные подмостки, вскоре составят основу труппы, станут ее ведущими мастерами, а многие — основателями целых театральных цыганских династий. Среди них — В. Поляков, М. Скворцова, А. Андреева, А. Дулькевич, Е. Янковский, А. Золотарева, С. Полякова, А. Шнурков, А. Морозова, М. Черкасова, Н. Панкова, Ляля Черная. Позднее пришедшие в труппу — О. Янковская, О. Петрова, сёстры Александра и Ольга Кононовы, С. Шишков, С. Золотарев, К. Ананьев, В. Бизев, С. Киселев, Н. Шишкова, Т. Агамирова, Н. Сличенко, Л. Василькова, Л. Муштакова; молодое поколение семей, целиком посвятивших себя театру: Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Янковские, Бизевы, Лекаревы, Бобровы, Деметр.

Иван Иванович Ром-Лебедев, взявший приставку «Ром» к своей фамилии, после создания театра всю свою жизнь посвятил «Ромэну», был одним из ведущих артистов, также одним из основных его драматургов, написал пьесы: «Солнце в болоте» (1933), «Табор в степи» (1934), «Дочь степей» (1935), «Песня об Урсаре» (1940), «Гайдуки» (1944), «Героическая поэма» (1948), «Цыганы» (1949), «Дочь шатров» (1950), «Эсмеральда» (1951), «Плясунья» (1954), «Кабачок Макрель» (1957), «Кармен из Трианы» (1961), «У дороги» (1965), «Мы — цыгане» (1976), «Птицам нужно небо» (1985) и др. Автор книги «От цыганского хора к театру ’Ромэн’».

Одной из ярчайших звёзд первого поколения артистов «Ромэна» является Ляля Чёрная (Н. Киселёва). Будущая звезда цыганского театра впервые вышла на сцену в 13 лет с хором московских цыган Егора Полякова. Публика была очарована музыкальностью и пластичностью юной солистки. Со дня основания театра в 1931 году Ляля Чёрная пришла в «Ромэн». Благодаря яркому артистическому дарованию она быстро завоевала любовь и признание публики и стала ведущей актрисой. Один из самых запоминающихся образов, созданных на сцене — Грушенька в одноимённом спектакле. То хрупкая и беззащитная, то страстная и непреклонная, Ляля Чёрная покоряла зал не только своей красотой и изяществом, но и подлинным талантом. Звезда цыганского театра много снималась и выступала с концертами. В последние годы с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам. Имя Ляли Чёрной всегда будет синонимом самобытного цыганского искусства.

Первой заслуженной артисткой республики в труппе театра стала Мария Васильевна Скворцова, пришедшая в студию уже взрослой, знаменитой артисткой с большим опытом работы в хоровых коллективах. Наравне с молодёжью сорокадвухлетняя актриса осваивала азы актёрского мастерства и грамоты. Только работая в театре, она окончила пять классов вечерней школы, до этого учила роли на слух.

Среди первых авторов, кто начал писать для молодого театра, были Д. Сверчков («Фараоново племя»), А. Германо («Жизнь на колёсах», «Между огней»), И. Ром-Лебедев. Со временем число авторов пополнили Н. Нарожный («Цыган Михайло») и И. Хрусталёв. Пьесы двух выдающихся цыганских драматургов И. Ром-Лебедева («Табор в степи», «Дочь шатров», «Свадьба в таборе», «Плясунья», «Кабачок „Макрель“», «Я — цыганка», «Ехали цыгане», «Огненные кони») и И. Хрусталева («Сломанный круг», «Четыре жениха», «Горячая кровь») стали своеобразной цыганской классикой, многие из них до сих пор сохраняются в репертуаре театра. Поэт и драматург И. Хрусталев, чьи пьесы полны истинно народного юмора, понятного цыганскому и русскому зрителю, долгие годы был и главным балетмейстером театра «Ромэн».

На первых спектаклях театра присутствовали прославленные актеры МХАТа В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, А. П. Кторов, О. Н. Андровская, Б. Г. Добронравов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов. На вечерах театра читал свои рассказы И. Г. Эренбург, выступал Владимир Яхонтов. Пела старинные романсы Н. А. Обухова. Такая благотворная атмосфера позволила артистам обрести уверенность, почувствовать себя «чем-то вроде филиала МХАТ».

Источник

Первый цыганский. Как устроен театр «Ромэн»

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

«Ромэн» появился 87 лет назад. Предшественники сегодняшней труппы — небольшая группа артистов, умеющих отлично петь и танцевать, — разумеется, не имели собственной площадки для выступлений. В советские годы образовался клуб цыганских актеров, усилиями которого и был создан «Ромэн» в 1931 году. Пройдет время, и небольшой коллектив вырастет в целый театр, который по колоритности, яркости и самобытности будет превосходить многие другие. Но обо всем по порядку.

Экскурс в историю

Слава цыганского хора неслась по Москве XIX века. И неудивительно: артисты выступали в легендарном ресторане «Яръ» в Петровском парке. «В “Яръ”, к цыганам!» — этот адрес знал каждый извозчик. В заведении, расположенном в здании в стиле модерн, была огромная сцена, на которой удобно было давать представления. Публика «Яра» принимала выступления цыганского хора с восторгом.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

К 1880-м годам слава артистов дошла до Малого театра. Их ангажировали для участия в спектаклях «Цыганский барон» и «Цыганская жизнь». Последняя постановка так полюбилась зрителям, что не уходила из репертуара почти 20 лет.

В первые советские годы у цыган уже появился свой клуб, и именно его участники мечтали о создании театра. В 1930 году журнал «Новый путь» опубликовал заметку о том, что в Москве готовятся создать цыганский театр. Идею высказали дирижер Московского цыганского хора, актер и драматург Иван Лебедев, его брат Георгий, а также актер и режиссер Моисей Гольдблат. Нарком просвещения Анатолий Луначарский отнесся к идее положительно — это значило, что будущий театр точно получит государственную поддержку. Постановление о создании «музыкально-драматического индо-ромэнского театра-студии» вышло в том же году.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Слово «ромэн» означает «цыган» — над названием нового театра долго не думали. К моменту создания театра сложившейся труппы еще не было. В первый состав позднее вошли всего 20 человек. Всех артистов обучали грамоте, вокалу, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Художественным руководителем стал Моисей Гольдблат.

Первые постановки играли исключительно на цыганском языке. Затем решили, что понимать диалоги и песни должны все зрители без исключения, и постепенно стали вводить русский. Спектакль «Цыганы», например, был двуязычным: в первых сценах герои говорили на цыганском, а после появления главного героя — на русском.

В 1930-е годы главной звездой театра была легендарная Ляля Черная. Темноволосая красавица сыграла более 35 ролей в спектаклях, а также снялась в фильме «Последний табор» Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата. Со временем здесь появились постановки по произведениям Александра Куприна, Максима Горького, Проспера Мериме и других классиков. С 1940 года со сцены стал звучать только один язык — русский.

В годы войны актеры «Ромэна» выступали на передовой, заботились о раненых. Все средства, которыми располагала труппа, были отданы на создание бомбардировщика, названного в честь театра — «Ромэновец».

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Где живут ромэновцы

Долгое время своего здания у театра не было. Сперва артисты обосновались в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где выступали более 20 лет. Затем они переехали в бывший особняк купцов Ляпиных на Большой Дмитровке, и только в 1969 году у труппы появился свой дом.

Артисты вернулись туда, где когда-то выступали их предшественники, — на Ленинградский проспект, там раньше находился ресторан «Яр». Теперь здание стало частью престижной гостиницы «Советская». Театр занял также и соседние помещения. Там он остается и сегодня.

В 2005 году здание отреставрировали — отремонтировали старинные двери и восстановили декор в стиле модерн. Полностью обновили фасад, оборудование и зрительские места, усилили фундамент, заменили сценические конструкции, утеплили стены.

Даже после обновления в интерьере осталось много приветов из прошлого: мраморные полы, лепнина на потолке, роскошные люстры. Доски на сцене еще помнят поступь оперного певца Федора Шаляпина — частого гостя «Яра». А Николай Сличенко, который возглавляет «Ромэн» с 1977 года, в 2014-м отпраздновал свое 80-летие именно здесь.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэнчто стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Под руководством Сличенко

Николай Алексеевич Сличенко пришел в театр в начале 1950-х. В Москву из цыганского колхоза под Воронежем в 17 лет он отправился с билетом в один конец, узнав, что в столице есть цыганский театр. В интервью Сличенко часто говорит, что если бы его не приняли в «Ромэн», обратно он просто не смог бы вернуться — не было денег. Юношу заметил художественный руководитель Петр Саратовский. Попросил спеть, станцевать — все понравилось. Позже маститый актер Сергей Шишков скажет о Сличенко: «Наконец-то мне пришла замена!» Так молодого актера взяли во вспомогательный состав труппы. А в 1977 году, после 26 лет в театре и окончания режиссерских курсов при ГИТИСе, он стал главным режиссером и художественным руководителем «Ромэна».

Сличенко сыграл в более чем 60 спектаклях, создал постановки, ставшие легендарными, — «Грушенька», «Живой труп», «Мы — цыгане».

Также Николай Сличенко руководит цыганской студией в Театральном институте имени Щукина, заработавшей в 2005 году. Оттуда артисты попадают прямиком на сцену «Ромэна».

Главная цель у него всегда была одна — сделать так, чтобы о театре заговорили во всем мире, и это удалось. «Ромэн» объездил с гастролями множество стран, спектакли собирали полные залы.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Что смотреть в театре

«Мы — цыгане» — пожалуй, визитная карточка театра, спектакль, который показывают уже больше 40 лет. Его полюбили во всем мире (особенно почему-то в Японии), а московские поклонники на него приходят семьями. В основе — история цыганского народа, пути от Древней Индии и Египта к поискам малой родины в России. Главное здесь даже не сюжет, а демонстрация яркой национальной культуры. Это единственный спектакль, в котором занята вся труппа.

Постановка «Поющие струны души» рассказывает о том, как появился «Ромэн», о первых 10 годах его существования, а также об основателях и главных звездах.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

«Здравствуй, Пушкин» — спектакль, поставленный Георгием Жемчужным по пьесе Арнольда Гессена и Ивана Ром-Лебедева. В заглавной роли — еще один представитель знаменитой династии молодой актер Андрей Жемчужный. Постановка посвящена пушкинской болдинской осени и созданию поэмы «Цыганы».

«Колокола любви» — еще одна работа Георгия Жемчужного. Музыкально-романтическая фантазия в двух частях создана по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Вообще многие спектакли здесь ставят по пьесам, написанным специально для «Ромэна». Это, например, «Цыганская невеста» Радмилы Богдановой, «Бриллианты и любовь» и «Подкова счастья» Николая Лекарева. Все постановки непременно сопровождаются музыкально-танцевальными номерами — спектаклей без песен и танцев просто нет.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Если в афише вы видите «А у нас сегодня концерт», значит, в этот вечер будет особенно много музыки. В программе часто меняются песни, поэтому на него можно смело идти несколько раз. Открывается он всегда знаменитой «Величальной», которой гостей встречали еще хоровые цыгане, обязательно звучат романсы «Дорогой длинною», «Две гитары», задорные «Бричка», «Кумушка» и многие другие.

Еще в театре будет долгожданная премьера — покажут восстановленный спектакль «Грушенька», который Николай Сличенко поставил одним из первых. Спектакль создан по мотивам «Очарованного странника» Николая Лескова.

что стало с театром ромэн. Смотреть фото что стало с театром ромэн. Смотреть картинку что стало с театром ромэн. Картинка про что стало с театром ромэн. Фото что стало с театром ромэн

Костюмы, Зайцев и рояль

Костюмы к легендарному спектаклю «Мы — цыгане» созданы по канонам 1970-х годов. Многие наряды для постановок создал модельер Вячеслав Зайцев. Для новых работ художники и мастера делают костюмы по свежим эскизам.

Пеструю сценическую одежду можно увидеть и в специальном зале, отведенном под постоянную экспозицию. Традиционный наряд цыганки состоит из рубашки и юбок, шали, повязанной на талии, а также фартука и платка. Увидеть здесь можно и архивные фотографии.

Каждый вечер перед представлениями в выставочном зале звучит живая музыка. Ведь нужно же создать зрителю настроение еще до того, как он займет свое место в зале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *