что стало с ягужинской в гардемаринах
Нашедшая вечный покой в заснеженном краю
«Она одна из самых приятных и образованных дам в России, говорит в совершенстве по-немецки и очень хорошо по-французски, принадлежит также к искуснейшим танцовщицам и, кажется, очень весёлого характера», – говорили о Бестужевой в светских кругах.
По рождению Анна Гавриловна принадлежала к ближайшему царскому окружению. Дед Анны, боярин Иван Семёнович Головкин был двоюродным дядей царицы Натальи Кирилловны. Отец Гаврила Иванович Головкин занимал пост государственного канцлера.
В мае 1743 года Анна Гавриловна вышла замуж за знаменитого дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. В этом же году она оказалась замешана в салонном заговоре против Елизаветы Петровны и была приговорена к смертной казни, в последний момент решением императрицы заменённой на наказание кнутом, урезанию языка и вечное поселение в Сибирь.
В какой же заговор была замешана графиня Бестужева?
«В Москве приезжал к матери моей маркиз Ботта, и после его отъезда мать пересказала мне слова Ботты, что он до тех пор не успокоится, пока не поможет принцессе Анне. Ботта говорил, что и прусский король ему будет помогать, и он, Ботта, станет о том стараться. Те же слова пересказывала моя мать графине Анне Гавриловне Бестужевой, когда та была у нее с дочерью Настасьею». Вот и появилось новое имя – Ботта, австрийский посланник, который стал центральным звеном так называемого заговора.
Сама Наталья Федоровна Лопухина подтвердила факт разговора. Дочь Бестужевой подтвердила показания Лопухиных, показания же самой Анны Гавриловны были уклончивы.
После допросов Лопухины и Бестужева были помещены в крепость, а Настасья Ягужинская отправлена домой под надзор. 17 августа графиня Бестужева была поднята на дыбу, но новых показаний она не дала.
Бестужевой вменялось в вину, что она, несмотря на милости императрицы, желала возвращения Анны Леопольдовны и «по злобе на государыню за брата Михаила, отправленного в ссылку, таила к ней ненависть». Такова официальная версия заговора.
Но есть и обычная тривиальная версия, когда простая женская зависть императрицы Елизаветы Петровны сыграла роковую роль для представительниц знатных дворянских родов. Наталью Федоровну Лопухину – первую красавицу во дворе императрица не любила. Во-первых, никто не может быть красивее Елизаветы, а во-вторых, Лопухина вела себя вызывающе. У них уже была стычка. По этикету никто на балу не имел право надевать платье нового фасона, пока его не обновит сама императрица. Это же правило касалось прически. И вдруг Наталья Федоровна на балу, может, по глупости, а вернее всего, из бравады, копируя Елизавету, украсила свою прическу розой. Елизавета прервала танцы, заставила Лопухину встать на колени и собственноручно срезала розу с ее головы вместе с прядью волос. После этого она закатила негоднице две увесистых пощечины. Лопухина от ужаса и неожиданности лишилась чувств. Ее унесли. Глядя ей вслед, Елизавета бросила: «Ништо ей дуре!» и опять пошла танцевать.
Как гласила дворцовая молва, с этого конфуза на балу началось хитросплетение мнимого заговора против новоявленной государыни Всея Руси, в которое была вовлечена и неблагонадежная сестра сосланного на Колыму Михаила Гавриловича Головкина – графиня Анна Бестужева-Рюмина, подруга Лопухиной.
Какова же была жизнь Анны Гавриловны в Якутске?
Содержалась она в Спасском мужском монастыре как арестантка. Затем жила в доме, стоявшем на месте медфака ЯГУ, из окон которого была видна Богородицкая церковь. Говорят, графиня любила ходить в эту церковь и смотреть на нее из окна своей комнаты. Перед кончиной Бестужева завещала похоронить ее в этом тихом местечке. Анна Гавриловна умерла примерно в возрасте 50 лет. В 1751 году похоронили графиню Бестужеву на церковном кладбище, расположенном вокруг Богородицкой церкви, в Залоге. Теперь поверх старых могил стоят жилые дома и проходят дороги.
Декабрист А.А.Бестужев-Марлинский, побывавший в ссылке в Якутии, писал в 1833 году: «…нашёл в Якутске могилу Анны Гавриловны Бестужевой, умершей там в ссылке с вырезанным языком. На ней не было уже и креста. …Для первой хотел я своими руками высечь камень, с сердцем в терновом венке посредине; но прежде чем привезли хорошую плиту, я должен был выехать,- страдать за другими горами».
Такова печальная история жизни одной из ярких представительниц известного дворянского рода. Не осталось даже могилки. Но все же история сохранила память об этой удивительной мудрой и сильной женщине. Как гласит народная молва, палачи, пытавшие ее, называли Анну Гавриловну «женщина-кремень». В день «казни» она по-христиански побраталась с палачом, передав ему усеянный драгоценными каменьями крест, показав тем самым высшую христианскую добродетель-всепрощение, сделав мучителя духовным братом.
Загадка Анастасии Ягужинской: реальное лицо или вымысел?
В киноленте Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», одним из центральных персонажей является красавица Анастасия Павловна Ягужинская. Эту роль исполнила в фильме Татьяна Лютаева.
Кадр из фильма «Гардемарины, вперед»
Меж тем, о существовании реального исторического персонажа с таким именем историки спорят.
История Анастасии в фильме выдумана от начала до конца, реальным там является лишь один факт: в сыскном деле Лопухиных есть упоминания о некоей дочери Анны Бестужевой с именем Анастасия, которая подтвердила показания против матери.
И все. На этом документальные сведения о девушке заканчиваются. Ни следов ее, ни даже дат рождения и смерти установить не удается. А ведь ее отец Павел Ягужинский был одним из первых при Петре Великом, да и даты рождения и судьбы других его детей легко отслеживаются.
Куда же подевалась загадочная Анастасия?
«Око Государево» и его гулящая жена
Павел Иванович Ягужинский был первым в России генерал-прокурором. На эту должность талантливый сын лютеранского органиста был назначен царем за честность и настырность.
Первым браком Ягужинский был женат на богатой наследнице Анне Хитрово. Жена родила ему сына и трех дочерей. Судьбы всех отпрысков легко прослеживаются.
Но брак этот был неудачен. Пока муж неустанно пекся о государственных делах Анна гуляла напропалую, не ночевала дома неделями, позорила мужа своим поведением.
Ягужинский с разрешения царя затеял развод после 13 лет брака, в 1723 году.
Это был один из первых официальных разводов в России. Гулящую жену отправили в монастырь, в Переславль Залесский, где она была пострижена под именем Агафьи.
Анна Бестужева
Второй женой Павла Ягужинского стала дочь канцлера, графа Головкина Анна. Сговорил невесту тоже Петр I, причем еще до официального расторжения первого брака своего любимца.
В том же 1723 году Анна Головкина стала Ягужинской. Этот брак был удачен. Генерал-прокурор женой был вполне доволен. Однако, и второй брак Павла Ивановича продлился только 13 лет.
Анна овдовела. Второй раз она вышла замуж только в 1743 году за брата тогдашнего вице-канцлера Елизаветы I Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. Во втором браке детей у Анны не было.
Анна Гавриловна Бестужева
А ее детьми от Павла Ягужинского уверенно называют:
Ну, а после создания киноленты Светланы Дружининой возникла еще и загадочная Анастасия Павловна. Даты рождения и смерти этой дочери не известны.
Салонный заговор
Салонный заговор против Елизаветы Петровны был раскрыт в 1743 году. В нем обвинялись дамы высшего света: Наталья Лопухина, Анна Бестужева и София Одоевская, а также их родственники и друзья.
Якобы заговорщики сочувствовали свергнутой Анне Леопольдовне и злоумышляли против Императрицы.
В свете болтали, что Елизавета Петровна просто ненавидела Наталью Лопухину (племянницу Анны Монс) из-за того, что красавица была более удачлива в амурных делах, чем царица. И ненависть эта зародилась задолго до восшествия Елизаветы на трон.
Называют и такой случай, на один из придворных балов Лопухина явилась с точно такой же розой в волосах, что была у Елизаветы. Самодержица заставила даму встать на колени и ножницами вырезала цветок из прически вместе с волосами. Наталья упала в обморок, вызвав еще большие насмешки Елизаветы.
А Анна Бестужева угодила в заговорщицы по причине дружбы с Лопухиной и для придания заговору политического веса: рука царедворца Лестока пыталась свалить вице-канцлера Бестужева через дальнюю родственницу.
Всех заговорщиков арестовали, допрашивали с пристрастием, пытали огнем и дыбой. Первоначальный приговор гласил: бить кнутом, отрезать языки, колесовать.
Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»
Потом колесование заменили на вечную ссылку в Сибирь, а битье кнутом и вырезание языка состоялось 31 августа 1743 года.
А была ли девочка?
Главные показания против Натальи Лопухиной и Анны Бестужевой после пыток были даны сыном Натальи, Иваном Лопухиным.
В вину им поставили высказывание о том, что Брауншвейгское семейство Анны Леопольдовны и ее мужа Антона, надо отпустить в Европу.
В деле есть запись, что вызванная на допрос Настасья Ягужинская эти разговоры матери подтвердила.
Но как могли не внести в родословные книги дочь знатной дамы и генерал-прокурора, почему о ней больше нигде и никогда нет упоминаний.
Может быть имя дочери перепутали и это были малолетняя Анна или Мария?
Вряд ли взрослые дети Ягужинского от первого брака могли проживать с мачехой и слышать ее разговоры с подругами.
Может и перепутали имена. Раз обвинения слеплены так грубо, то и разницы нет, кто именно их подтвердил.
Дочь, дескать, отпустили, как невинную свидетельницу.
Вы верите, что взрослую девицу могли в России просто отпустить, меж тем, как мать приговорена к казни? Я, лично, не склонна думать, что 18 век был столь мягким к девицам из семей заговорщиков. В монастырь или в ссылку можно было угодить и за меньшее.
А если бы она сбежала за границу, то и об этом остались бы документальные свидетельства, либо воспоминания современников.
Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»
Так что загадка прекрасной Анастасии, родившаяся из толщи кровавого сыскного дела Лопухиных остается пока не разгаданной.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
Что стало с ягужинской в гардемаринах
«26 июля на даче под Петергофом, где отдыхали Бестужевы, появились солдаты. Жену и старшую дочь Ягужинской, Анастасию, арестовали. » (Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Петровны. 2003)
Но Валишевский пишет о какой-то одной дочери, видимо, действительно, фигурировавшей в Лопухинском деле. Но ни Мария, ни Анна, за малолетством, фигурировать в этом деле 1743 года не могли.
Ниже я даю ссылку на эту статью. Очень рекомендую ее к прочтению тем, кому интересна эта тема. Жаль, что у меня нет возможности глубоко копнуть в изучении этого вопроса, или самой подобраться поближе к историческим документам. Или, хотя бы расспросить Нину Соротокину о том, откуда в ее романе появилась именно Анастасия Ягужинская.
Может быть, кто нибудь из вас мне поможет с этим поиском?
Но странное дело, если бы не эти показания, о ее существовании, в наше время даже и не догадывались бы, так как больше, в истории она нигде не упоминается. Не известно, что было с ней до Лопухинского дела, что было после. Не осталось ее портретов. Не упоминается она и в гениологических древах рода. Получается, что она по какой-то причине выпала из истории своего рода, хотя род Ягужинских был очень известным и значимым в истории нашей страны. И об остальных детях Павла Ягужинского и Анны Гавриловны, можно найти информицию довольно подробную. И об Анне Павловне, и о Сергее Павловиче. Меньше я натыкалась на упоминания о Марие.
Как-то была передача о прототипе шевалье де брильи, где рассказывается о том, что это был реальный персонаж, шпион, дипломат на службе при русском дворе, с которым и произошла известная истроия, только он не погиб как мы видем в фильме, а благополучно вернулся на родину, увезя с собой: внимание! Какую-то опальную русскую дворянку! Но авторы и историки утверждают, что это была не Ягужинская, а другая девушка, сведения о которой есть, как об истории со вполне со счастливым концом.
Поэтому в своей книге Светлана Соротокина и связала данный сюжет как возможно близкий и реальный к такой истории.
Теперь самое странное:
1. Почему нет генеологических и родовых записей о Анастасии? Нет даже года рождения и официального «наличия» её по документам как члена семьи?
2. Почему исчезает информация о ней сразу, как только приговоры обвиняемым привели в исполнение? Ведь она избежала наказания и могла быть оправдана, продолжая жить нормальной жизнью светского отпрыска, хотя тень, упавшая на неё, могла бы на долго изменить её жизнь.
3. Нет информации и о том, что на время опалы она была сослана в какой-либо монастырь, или к родственникам, что могла состоять в переписке с сёстрами или видиться с ними и даже когда, через 16 лет, опала с заговорщиков была снята, она больше не появилась при дворе.
Тридцать лет назад на экраны страны вышел фильм «Гардемарины, вперед!», в одночасье побивший все рекорды зрительской популярности.
С начала съемок актерский состав фильма менялся несколько раз. На роль Алеши Корсака пробовался Юрий Мороз, но ему пришлось отказаться от работы в фильме из-за экзаменов на режиссерских курсах. Вместо него Дружинина пригласила Дмитрия Харатьяна. Определяющим моментом послужило еще и то, что Дружининой очень понравилось, как Харатьян поет, — и в фильме он единственный из гардемаринов сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова, сыгравшего Сашу Белова. За Владимира Шевелькова, сыгравшего Никиту Оленева, поет Олег Онофриев; за Татьяну Лютаеву, снимавшуюся в роли Анастасии Ягужинской, поет Елена Камбурова. А сводный хор гардемаринов — это группа «Доктор Ватсон»
В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того, как из фильма ушел Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актера и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только закончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звездным часом. Во время съемок актера призвали в армию, и чтобы снова не лишиться одного из исполнителей главных ролей, Жигунова пришлось пристроить в кавалерийский полк, откуда его с легкостью отпускали на съемки. К тому же за время несения службы Сергей научился отлично скакать на лошади, что очень ему пригодилось. А вот армейского обычая быть стриженным «под ноль» актеру избежать не удалось, и в середине съемок Саша Белов лишился шикарной шевелюры — в некоторых сценах его кудри заменяет парик. Дружинина так сожалела, что гардемарина Белова не смог сыграть Олег Меньшиков, что пригласила его озвучивать эту роль, и Меньшиков с удовольствием согласился, подарив возлюбленному прекрасной Анастасии Ягужинской романтичный и волнующий голос.
Владимир Шевельков попал на съемки позже всех, когда стало окончательно известно, что сын Дружининой сниматься в роли Никиты Оленева не будет. Принять предложение Дружининой Шевелькова уговорили Жигунов и Харатьян: «Давай соглашайся. Актеры хорошие подбираются. В самом деле — давай приезжай, а то еще неизвестно, кого нам подсунуть могут». Шевельков оказался единственным из гардемаринов, кто остался недоволен своим участием в фильме — роль Никиты Оленева он считает своим актерским провалом, несмотря на то, что его персонаж очень полюбился зрителям. «Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней — случайным, — говорит актер. — «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают». Понятно, что и с Дружининой у Шевелькова отношения не сложились, и когда та задумала снимать продолжение фильма, на роль третьего гардемарина она пригласила другого актера. Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.
Татьяна Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую, как и Жигунов, пришла на съемочную площадку прямо со студенческой скамьи, едва получив диплом ВГИКа. И первая же роль в кино сделала ее знаменитой. После выхода фильма на экраны мужчины не уставали признаваться Татьяне в любви — и не только в письмах, но и на улице совершенно не давали прохода. Такое внимание актрисе, безусловно, было приятно, но шансов у поклонников не было. Уже на момент съемок фильма Лютаева ждала ребенка, и в некоторых эпизодах картины она снималась уже будучи на последних месяцах беременности. Правда, благодаря пышным платьям это незаметно.
55 лет фильму «Три толстяка»
Этот фильм многим знаком с детства, как и его литературный первоисточник. 18 ноября киносказке «Три толстяка» исполнилось 55 лет. в 1966 году фильм вышел на экраны и сразу полюбился публике, его посмотрело 23 миллиона зрителей.
Фильм был создан по одноименной повести Юрия Олеши. Он рассказывает о ловком канатоходце Тибуле, борющемся вместе с оружейником Просперо и всем трудовым народом против тиранов – трех Толстяков, которые узурпировали власть под предлогом, что наследник Тутти еще не достиг совершеннолетия и слишком мал для управления государством. Борцам за свободу помогают добрый доктор Гаспар и смелая девочка-акробат Суок, которой приходится изображать куклу, чтобы пробраться во дворец и освободить героя-революционера Просперо.
Роли исполнили: Лина Бракните, Пётр Артемьев, Алексей Баталов, Валентин Никулин, Александр Орлов, Рина Зеленая, Роман Филиппов, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов, Борис Христофоров, Павел Луспекаев, Борис Ардов, Николай Вальяно, Николай Корноухов, Виктор Сергачев и другие.
«Трёх толстяков» изначально собиралась экранизировать Тамара Лисициан, но в итоге режиссером-постановщиком стал Алексей Баталов. Очень популярный актер, за плечами которого уже были звездные роли в фильмах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Девять дней одного года» мечтал о режиссуре. Его дебютом на этом поприще стала экранизация гоголевской «Шинели», кстати, осуществленная также на «Ленфильме» и запомнившаяся зрителям благодаря исполнителю главной роли Акакия Акакиевича Башмачкина Ролану Быкову, в ту пору еще неизвестному актеру.
Предложение снять фильм по повести Олеши пришлось как нельзя кстати. «Трех толстяков» Баталов хотел поставить на театральных подмостках — во МХАТе, где работал. Во время создания фильма Баталов выступил не только в качестве режиссера, но и принял участие в написании сценария, и исполнил одну из главных ролей. Чтобы сыграть Тибула, актеру пришлось научиться ходить по канату.
«Сейчас, когда есть компьютерные технологии и можно сделать все, вспоминать об этом смешно. А тогда другого выхода, как научиться самому ходить по канату, просто не было. Это центральная сцена фильма, весь сюжет на ней завязан. У меня был учитель-канатоходец. Мы сделали съемку моих первых попыток, посмотрели… Это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя. Больше года я учился ходить по проволоке. И научился! В кадре, где я с чердака выхожу на канат над площадью, отчетливо видно, что страховки нет», – с гордостью рассказывал Алексей Владимирович.
В повести Олеши у Толстяков не было обозначено социальное положение, они были просто богатыми злодеями. Сценарий требовал революционной конкретики, поэтому Толстяки получили царский титул «Ваше Величество»… На их роли были утверждены Сергей Кулагин, Евгений Моргунов и Борис Христофоров. И без того фактурным актёрам дали задание «прибавить в объёмах». Они изо всех сил придерживались вкусной анти-диеты, но всё равно… недобрали. Пришлось специально для них шить костюмы с утолщающими накладками.
Циркачку Суок искали по всему Союзу и нашли в одной из вильнюсских школ. 13-летняя Лина Бракните уже имела опыт съёмок в кино – на родине в Литве сыграла главную роль в фильме «Девочка и Эхо». Лина была спортивной, гибкой и схватывала акробатику на лету. В Ленинград она переехала вместе со своей воспитательницей и целый год прожила в новом для неё городе, ходила в местную школу, ездила на тренировки и съёмки. Но в фильме Суок говорит голосом Алисы Фрейндлих.
В сценах, где Бракните изображала куклу, актрисе приклеивали веки, чтобы сделать немигающий взгляд, и надевали парик.
«Когда я по сюжету играла девочку, то косметики было не так много, а вот для куклы делали особый грим. Мне даже глаза наклеивали на особой пленке — кукла ведь не могла моргать, и Алексей Баталов думал, что я долго не смогу продержаться. Муляж куклы, конечно, был, но мою копию использовали только для трюковых сцен. Так вот вначале мне наклеивали глаза, а потом стали обходиться просто накладными ресницами. В парике в жару тоже было тяжело ходить. Часто он приклеивался к волосам, и его в некоторых местах «снимали» при помощи бритвы. Но все тяжелое забывается, а в памяти остается только лучшее», – вспоминает Лина.
В фильме было три куклы: одна в исполнении актрисы, вторая была муляжом для трюковых сцен, и третья — настоящая кукла, сделанная специально для съёмок скульптором Валентиной Малахиевой.
Пришлось ей повозится и с… тигром! Ведь, если в книге хищника вел оружейник Просперо, то в фильме эту непростую роль отвели Суок. Девочка с тигром на поводке, конечно, смотрелась очень эффектно.
«В эпизоде, когда я, спасая заключенных из клеток в зверинце, сталкиваюсь с тигром, я повернулась к тигру спиной. Меня не предупредили, что этого делать нельзя. И вдруг чувствую – на плечи легли огромные тяжелые лапы. От страха я не поняла, как взлетела наверх по решетке. Полчаса отходила. Но пришлось снова входить в клетку, снимать еще дубли», – рассказывает Лина.
На «Трех толстяках» девочку учили и акробатике, и жонглированию. Со ней занималась цирковая актриса Гитана Леонтенко – жена Алексея Баталова. Лина признается:
«Сначала не очень у меня получалось, но я была упорной. Если бы не это мое качество, то я и школу бы со своими разъездами не окончила. Все вечера за учебниками сидела. На съемках у Баталова не всегда сладко приходилось.
Но мы на него не обижались. Он был настоящий вулкан, мог взорваться в любую минуту, если что-то ему не нравилось. Ни актерам, ни себе поблажек не давал. Он даже в роли гимнаста Тибула все цирковые трюки выполнял сам!»
Наследника Тутти сыграл 12-летний Пётр Артемьев, который очень расстроился, что удачно прошёл пробы. У них с друзьями были планы на лето, но родители хотели, чтобы сын стал актёром и отвели на киностудию. После премьеры он оказался в центре внимания одноклассников и учителей, и это ему тоже не нравилось. «Три Толстяка» так и остались для него единственным фильмом.
Сказку «Три толстяка» снимали в Петергофе на территории Конюшенного корпуса. Здание слегка «загримировали», приклеив к фасаду детали декораций и прикрепив временный балкон.