что стало с яном гусом
КАЗНЬ ЯНА ГУСА (EXECUTION OF JAN HUS)
Поделитесь записью
КАЗНЬ ЯНА ГУСА
(EXECUTION OF JAN HUS)
Ян Гус, безусловно является самым популярным человеком в Чехии. Ему и памятников больше всех установлено и даже национальный праздник в честь него учрежден 6 июля, в день его казни.
Казнь Гуса в 1415 года настолько возмутила чехов, что они поднялись на борьбу против Габсбургов и католической церкви в Чехии. Эти события вошли в историю под названием «Гуситские войны».
Проповедь Яна Гуса.
В России никогда не было войн и крупномасштабных мятежей из-за теологических споров или из-за казни кого бы то ни было. Ни казнь идеолога старообрядства Аввакума в 1682 году, ни казни священнослужителей после Октябрьской революции народ на войну не поднимали, хотя Россия считалась религиозной страной, и иностранцы поражались, как в ней все истово молятся.
Тем более, вероятно, для россиян в современных реалиях непонятно, что же такого кощунственного говорил Ян Гус в своих проповедях, за что его сожгли на костре. И то, что пишут в официальных источниках, ситуацию не разъясняет, а еще более запутывает. В этой связи есть резон, рассмотреть ситуацию в Чехии XV века через призму недавних событий в Российской истории.
Итак, во времена Яна Гуса Чехия (Богемия) входила в состав Священной Римской империи. У Чехии был свой король, но над ним главенствовал император из династии Габсбургов, а местные церковнослужители подчинялись римским понтификам. В самой Чехии главные роли играли немцы – саксонцы и баварцы. Самыми богатыми представителями общества – бюргерами или крупнопоместными дворянами в основном были немцы или онемеченные чехи. А чистокровные чехи преобладали среди крестьян, ремесленников и мелких дворян.
Ян Гус был из тех чехов, которые сумели добиться высокого положения в своей стране. Он был назначен деканом философского факультета Пражского университета. Но при этом еще и занимался литературным трудом на родном языке. Причем он упростил его, что облегчило распространение грамотности в народе. Гус стал основоположником чешской латинской графики с диакритическими значками, в результате чего процесс чтения и письма стал проще и ближе к нормам устной речи. Кроме этого, Гус перевел на чешский язык Библию, что по тем временам считалось большим кощунством. Например, в Англии выкопали и сожгли останки первого переводчика Библии на английский язык Джона Уиклифа. Гус был последователем Уиклифа и активно проповедовал его идею о том, что люди должны сами читать Библию на понятном им языке. Это стало одной из причин его казни.
Надо полагать, что Ян Гус блестяще владел даром слова и убеждения. Он читал свои проповеди на чешском языке в Вифлеемской часовне в старой части Праги, и послушать их регулярно собиралось до трех тысяч человек. Он не призывал ни к каким революциям, но говорил по тем временам шокирующие вещи. Например, о том, что нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведет слепого, оба упадут в яму». Те, кто жил в СССР, по аналогии могут представить, что кто-нибудь из высокопоставленных идеологов ЦК вдруг принялся бы говорить, о том, что не надо читать труды Ленина и слушать речи Брежнева, а жить своим умом.
А самое главное, Гус покусился на церковные доходы. Он говорил, что нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Опять же по аналогии можно представить, что кто-нибудь из советского кабинета министров вдруг заговорил о необходимости перевода плановой экономики на рыночные рельсы.
Впрочем, люди с неординарными взглядами в СССР были. Их называли диссидентами. А потому для нынешнего поколения, наверное, будет понятнее, если представить Яна Гуса диссидентом XV века. Именно так поступил историк Мирослав Калоусек. Говоря о Гусе, он сказал: «Диссидентство – это иным образом истолкованная ересь. Еретик – это приверженец идеологии, отличающейся от точки зрения большинства». А как поступали с диссидентами в СССР всем известно. Так же поступили и с Яном Гусом. Сначала ему запретили проповедовать и стали сжигать его книги.
Картина Вацлава Брожика. «Ян Гус на Соборе в Констанце». (1883)
В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор на своего рода суд. Он понимал, что это чревато для него казнью, но поехал, тем более, что германский король Сигизмунд Люксембургский дал ему охранную грамоту. В Констанце Яна арестовали и заключили в одной из комнат дворца. Первое время условия его содержания были неплохими, но потом Констанцский архиепископ посадил его на хлеб и воду.
Картина Карла Фридриха Лессинга. «Иоганн Гус в Совете Констанце».
Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы «развязать язык», ему предписали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Ян начал говорить в свою защиту, но соборные отцы заглушали его речи оскорблениями и проклятьями. Они кричали, что он хуже чем содомит, Каин, Иуда, турок, татарин или еврей. Его выступления они прерывали топаньем ног и воплями: «В костер его! В костер!».
В конце концов, на Яна Гуса был составлен обвинительный акт из 42 пунктов. И он был приговорен к смерти. Говорят, что богослов обратился к королю Сигизмунду, присутствовавшему на соборе, и напомнил ему об охранной грамоте. На что тот якобы ответил:
— Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд. Но он касался только дороги сюда. Обратный же путь я тебе не обещал.
Картина Йозефа Матхаузера. «Ян Гус в темнице».
Незадолго до казни епископы, которые заседали на соборе, потребовали, чтобы Гус снял одежду священника, что он и исполнил. После этого они стали обсуждать, как же им ободрать кожу с макушки головы проповедника, выбритой, как у монаха. Гус по этому поводу заметил: «Я поражен тем, что, несмотря на ею, что все вы объединены одной и той же жестокой мыслью, вы не можете придти к согласию, каким же образом исполнить вашу жестокость».
Наконец епископы пришли к общему мнению и расцарапали кожу на голове Гуса ножницами. Затем ему водрузили на окровавленную голову сделанный из бумаги епископский головной убор с нарисованными на нем бесами и надписью: «Главарь еретиков». Когда Гус увидел его, он сказал: «Ради меня Господь Иисус Христос носил терновый венец, почему бы и мне ради Него не носить этот легкий венец, даже если это постыдная вещь».
6 июля 1415 года Яна Гуса вывели на главную площадь Констанца. Первым делом он поблагодарил своих тюремщиков, после того как они передали его в руки палачей. А заплечных дел мастера сняли с него черный кафтан, оставив в одной рубашке. А потом привязали богослова к вертикальному столбу. Стянули веревками в шести или семи местах. Надо полагать, что до этого палачам приходилось иметь дело с обычными преступниками и опыта казнях еретиков у них не было. Поскольку епископы указали им на ошибку:
— Поверните его лицом к западу, а не на восток, ибо он еретик!»
Картина Владислава Муттиха «Ян Гус на костре в Констанце, 1415»
Палачи выполнили их пожелание, а потом цепью за шею примотали голову Гуса к столбу. А вокруг него по самое горло уложили вязанки дров вперемежку с соломой. Говорят, что на дрова положили Библию, то ли ту, которую по-чешски написал Гус, то ли ту, которую по-английски – Уиклиф. Во всяком случае, считается, что вместе с богословом казнили и Библию. По легенде, некая старушка из благочестивых побуждений подложила вязанку хвороста к ногам проповедника, а Ян при этом воскликнул: «О, святая простота!».
В этот момент герцог Баварский, подойдя к нему, предложил отречься от своего учения.
— Нет, я никогда не проповедовал ложных доктрин, и то, что говорил своими устами, я подпишу моей кровью, — ответил Гус.
Когда дрова подожгли и они стали разгораться, Ян запел: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!». Стражники приказали ему замолчать. Но богослов со смехом воскликнул:
— Я-то Гусь! Но за мной прилетит Лебедь!.
Эти слова прозвучали как угроза. Позже эту фразу стали трактовать, как пророчество о пришествии через сто лет реформатора Мартина Лютера.
Когда пламя поглотило Гуса, он запел церковный гимн. А после окончания казни палачи разворошили костер, достали его сердце, насадили на палку и поджарили словно на вертеле. Епископы же тщательно собрали весь пепел, оставшийся от тела Гуса, и выбросили в Рейн, чтобы память о нем была стерта с лица земли. Однако во многом благодаря своей мученической смерти он, напротив, остался в истории.
В Праге, на Староместской площади, возвышается памятник, воздвигнутый в 1915 году. Его установили спустя пятьсот лет после мученической смерти зачинателя реформаторского движения Чехии. Впоследствии Иоанн Павел II выразил «глубокое сожаление» от имени католической церкви, которая сожгла заживо Яна Гуса. Тем не менее, католическая церковь не признала его мучеником. Зато признала православная.
Биография Яна Гуса
Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».
Детство
Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.
Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.
Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.
Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.
Университет
Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.
Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.
В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.
Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.
В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.
Преподавательская деятельность
За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.
Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.
Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.
Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.
Проповедническая деятельность
Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.
В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:
Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.
Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.
Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».
Преследование и казнь
Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.
В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.
Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.
Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.
В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.
Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».
Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.
Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.
До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.
В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.
Каждый год в Чехии и Словакии в день его казни, 6 июля, зажигают костры.
Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»
Ян Гус: учение, биография
Ян Гус — один из самых известных в мире чехов. Его жизнь служит примером того, как человек даже в самую тёмную и невежественную пору может отстаивать истину. Хотя судьба самого Яна Гуса сложилась трагически, его имя надолго стало настоящим знаменем, под которым сторонники проповедника отстаивали свои взгляды. Самоотверженность и мужество этого человека в последствии сделали его почитаемой фигурой не только среди протестантов, но и среди православных и даже католиков.
Биография Яна Гуса
Ранние годы и первая слава
Прозвище «Гус» закрепилось за Яном ещё в отрочестве. Оно было сокращением от названия его родного селения — Гусенца. Точная дата его рождения неизвестна, по сложившейся в исторической науке традиции, считается, что Ян Гус родился в 1369 году. По всей видимости, он происходил из небогатой крестьянской семьи. Ещё в детстве мальчик решил стать священником, поэтому в довольно юном возрасте он отправился в Прагу, чтобы получить степень магистра вольных искусств в Пражском университете. В 1400 году Гус становится священником и получает пост декана факультета.
В это же время происходят и значительные перемены в характере Гуса. Если раньше он был любителем пиров, песен, роскошной одежды и шахмат, то теперь он становится скромным аскетом. Очевидно, такая перемена была связана с философскими изысканиями будущего проповедника и его знакомством с трудами английского богослова Джона Виклифа. Ещё до того, как занять кафедру священника, Ян Гус набрался опыта народного проповедника, обращаясь к чешским горожанам и крестьянам на их родном языке и затрагивая в проповедях близкие им темы.
Время, когда жил Ян Гус, было для Чехии очень непростым. Чешский король Вацлав IV, одновременно имевший титулы Римского короля и короля Германии, регулярно конфликтовал с духовенством, отстаивая верховенство светской власти над церковной и выступая против засилья римских и немецких духовников в Чехии. Кроме того, немецкие курфюрсты выступили против кандидатуры Вацлава на титул императора Священной Римской империи и проголосовали за более близкую им персону. Чешские граждане, уставшие от поборов со стороны католической церкви, проповедей, произносимых на непонятных языках, и произвола немецких чиновников, которые хозяйничали в Чехии, поддерживали своего короля. На его стороне было и наиболее прогрессивное чешское духовенство, в том числе, Ян Гус. Трения между чешским королём и курфюрстами вылились в войну. Противостояние кипело и в богословской среде между передовыми чешскими священниками, придерживающимися необходимости реформирования церкви, и консервативными немецкими клириками, выступающими за незыблемость положений, исходящих из Рима. Любые изменения в жизни Европы сразу находили своё отражение в Пражском университете, где начинались ожесточённые споры между чехами и немцами. Многие чехи были недовольны, что немецкие профессора и студенты решают все значимые вопросы в жизни университета.
В лице Яна Гуса Вацлав IV нашёл верного соратника. По инициативе короля, в Праге была основана Вифлеемская часовня, где проводились бы проповеди исключительно на чешском языке, а проповедником в ней был назначен Ян Гус, уже известный среди горожан своими высказываниями. О молодом проповеднике скоро стало известно по всей Чехии, его приходили слушать из других городов, а в 1403 году даже назначили ректором Пражского университета. А вскоре Ян Гус стал личным исповедником королевы Софии.
Речи Гуса ложились на благодатную почву. Чешский народ давно ждал человека, который изложил бы его горести и чаяния в форме проповеди. Гус понимал, что для лучшего распространения своих идей необходимо доносить их до людей в наиболее простой и понятной форме, поэтому занялся реформированием чешского языка, создав удобную систему правописания.
Разумеется, очень скоро у Гуса появились и влиятельные враги в среде немецких богословов. При этом сам Гус вовсе не собирался порывать с католической церковью, а просто считал, что ей нужна небольшая реформация и обновление кадров. Гус не раз защищал от преследования инквизиторов богословов и простых людей, обвиняемых в ереси, в частности, тех, кто проповедовал учение Виклифа. В 1405 году вышла папская булла, предписывающая бороться с ересью Виклифа. Чешский архиепископ Збынек приказал сжигать все найденные книги английского богослова и запретил проповедникам публично критиковать духовенство. Враги Гуса, знавшие об его отношении к идеям Виклифа, стали писать многочисленные доносы на проповедника, адресуя их и чешскому архиепископу, и Папе.
Конфликт с чешским архиепископом и Папой Римским
Между тем, в Риме произошёл раскол. На папском престоле оказались сразу два Папы — один в Риме, а другой — в Авиньоне. Король Вацлав решил поддержать авиньонского Папу и потребовал того же от чешского духовенства. Немецкие клирики решительно выступили за Римского Папу, а большинство чехов, включая Яна Гуса, поддержали своего короля. Вацлав IV в знак своей солидарности с народом оформил декрет, по которому чешские студенты и профессора имели намного больше прав в Пражском университете, чем немцы. В знак протеста немецкие студенты и деканы университета демонстративно удалились из Праги в Лейпциг.
Ян Гус, между тем, прочёл в Вифлеемской церкви проповедь, в которой утверждал, что гонения на учение Виклифа в корне неверно. В ответ архиепископ Збынек сжёг множество книг Виклифа в центре Праги и отлучил Яна Гуса от церкви. Такое решение вызвало волну возмущений среди чехов. Повсюду раздавалась хула в адрес архиепископа, а некоторые сторонники Гуса даже нападали на проповедников, критиковавших его идеи. Папа Римский поддержал Збынека и потребовал провести суд на Гусом. Пражане ответили новой волной негодования. Король Вацлав написал Папе Римскому письмо, где вставал на защиту Гуса, но римский первосвященник был неумолим. Он предал Гуса анафеме и запретил проведение богослужений в Праге, чтобы наказать строптивых горожан. В условиях противостояния со Збынеком и постоянной смены Пап на престоле Гус решил не обращать внимания на препоны и проповедовать в своей церкви и дальше, несмотря на все запреты.
Между тем, смуты в Риме продолжались. У очередного Римского Папы — Иоанна XIII — появились сразу два соперника, поддерживаемые некоторыми европейскими монархами. Он потребовал, чтобы христиане выдвинулись в Крестовый поход против его врагов, обещая отпущение всех грехов. Ян Гус осудил поход и большинство чехов его поддержали. Это окончательно разозлило Папу, он проклял Гуса и приказал уничтожить до основания его часовню. Однако сторонники проповедника смогли отстоять свою церковь. Король Вацлав не хотел портить отношения с Гусом, но и закрыть глаза на беспорядки в столице не мог. В личном разговоре он убедил проповедника на время удалиться из Праги. Так в 1412 году Гусу пришлось отправиться в добровольное изгнание. Впрочем, отъезд Гуса никак не сказался на его популярности. В его отсутствие многие гуситы стали заседать в городском магистрате и убедили короля принять несколько решений в их пользу. Более того, учение Гуса стало известно за пределами Чехии — в Австрии, Франции, Польше.
Констанцский собор и казнь
Об упорном еретике, с которым ничего не мог сделать Папа Римский, в конце концов, узнал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он решил пригласить Яна Гуса на церковный собор в Констанце, где все спорящие стороны смогли бы встретиться и провести дебаты. Друзья отговаривали Гуса от участия в соборе, но он считал своим долгом нести истину.
В ноябре 1414 года собор был открыт. Однако Ян Гус на нём так и не выступил, папские кардиналы распорядились об его аресте, тем самым, нарушив охранительную грамоту императора Сигизмунда, выданную им Гусу. Император, не желая идти на конфликт с Папой, закрыл глаза на это нарушение. В дальнейшем папские прислужники убедили императора, что Гус — главный враг единства католического мира и монархии. Друзья Гуса, многие из которых были высокопоставленными чешскими дворянами, делали всё, чтобы вызволить его из темницы, но все их попытки провалились.
Только в июне 1415 года начались судебные заседания. Судьи требовали от Гуса отречься от его еретических взглядов, но он упорно стоял на том, что проповедовал только истину и отречётся от своего учения только в том случае, если ему последовательно докажут его неправоту. В июле того же года Ян Гус был сожжён на костре как еретик. При этом даже в самые последние минуты жизни он сохранял мужество, стойкость и веру в своё дело.
События после казни
Известие о казни Яна Гуса вызвали волну возмущений среди чехов. Наиболее влиятельные вельможи адресовали Констанцскому собору свой протест, но клирики ответили на него преследованиями сторонников Гуса. Во время этих событий умер король Вацлав и чешским королём должен был стать император Сигизмунд, которого чехи презирали за нарушение обещаний и малодушие. Выступления против Римского престола и Сигизмунда постепенно переросли в серию Гуситских войн 1419-1434.
Учение Яна Гуса
Первые проповеди Яна Гуса, произносимые им в Вифлеемской часовне, в первую очередь, касались морального облика современного ему католического духовенства. Гус обличал их лень, порочность, корысть и жадность. При этом не затрагивал самих догматов католической веры, порицая только грехи тех, кто должен был защищать основы этого учения. С критикой он обрушивался на продавцов индульгенций, которые, по его мнению, обманывали народ и разрушали церковь. На своих проповедях он доходчиво развенчивал ходившие в народе суеверия и веру в чудеса. Гус прекрасно понимал, что необразованные люди наиболее восприимчивы к разного рода ереси, поэтому стремился по мере возможностей просвещать свою паству.
Учение Гуса можно поделить на две части: трактовку учения Христа и идею церковной организации. Первую часть можно кратко изложить следующим образом:
Основываясь на этих ключевых постулатах, Гус переходит уже к своему пониманию церковной власти:
Учение Гуса почти не касалось догматики, оно было, скорее, нравственным учением о том, каким должен быть лик церкви, поэтому было для римского престола намного опаснее, чем любая догматическая ересь.