что становится с вундеркиндами когда они вырастают
Недетские судьбы, или Куда пропадают вундеркинды, когда вырастают
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
К сожалению, судьбы многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» – так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.
В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 – аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок – он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.
По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому – трагическая судьба Ники Турбиной. В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.
Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг – оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.
К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни – скорее, исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 г., когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез – «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит – космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет. Сейчас о занятиях астрономией говорит как о детском увлечении. В старших классах Андрей начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, – заявляет Андрей. – Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой».
Лишь 10% вундеркиндов могут развить в себе вторичный, взрослый талант. Евгений Кисин прославился в 10 лет, исполнив с оркестром 20-й концерт Моцарта. Через год он дал свой первый сольный концерт. В 1985 г. Кисин впервые выехал с концертами за рубеж. Сейчас ему уже 44 года, он живет в Париже и ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Азии и Америке, неизменно собирая аншлаги.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Анна Веселко
Когда-то люди считали, что, вырастая, вундеркинды теряют свою одаренность и становятся неуклюжими в социальном отношении людьми, которые терпят неудачу во взрослой жизни. Однако исследования 1940-х и 1950-х годов показали, что наличие IQ выше среднего у одаренных детей приводит и к успеху «выше среднего», когда они становятся взрослыми. Подготовили сокращенный перевод статьи в The Saturday Evening Post, посвященной исследованию выдающегося психолога Льюиса Термана, в котором он в течение 30 лет изучал жизнь и взросление 1500 одаренных детей.
Вероятно, этот миф о вундеркиндах родился еще в далеких 1700-х годах одновременно с возникновением идеи всеобщего равенства. Полагая, что все мальчики (девочки в то время не являлись объектом исследования) рождаются равными и пользуются равными возможностями в жизни, люди были не в восторге от того факта, что некоторые дети все же рождались с гораздо более высоким интеллектом, чем другие. Так зародился миф о том, что вундеркинды обречены на взрослую жизнь в безвестности и нездоровье, и он был все еще жив в 1950-х годах, когда доктор Льюис Терман опубликовал результаты своего 30-летнего исследования 1500 вундеркиндов. Делая выводы, Терман писал, что вундеркинды не только не превращались в болезненных, одиноких неудачников, но, как правило, становились хорошо приспособленными, здоровыми и очень успешными взрослыми. Его открытия побудили многих назвать Термана крайне «недемократичным».
Терман выступал за вундеркиндов. Он продвигал идею тестирования IQ среди всех американских школьников, чтобы те немногие, кто рано развился не по годам, могли быть обнаружены и воспитаны должным образом. Он считал, что вундеркинды должны стать лидерами будущего. […]
Последнее качество, кстати, особенно важно для вундеркиндов в области музыки: они должны обладать неистовым желанием справиться с исполнением музыкального произведения. Именно эта черта характера позволяет им заниматься по 6, 7, 8 часов в день семь дней в неделю. И на самом деле решимость может быть более сильным фактором, определяющим будущий успех, чем IQ.
Вот что бывает с вундеркиндами
У многих людей «скороспелость» чужого ребенка вызывает искреннее сочувствие. По их мнению, типичный не по годам развитый ребенок — это тот, кто изучает греческий язык в 4 года, математический анализ — в 6 лет, ядерную физику — в 8 лет, оканчивает Гарвард в 12 лет, а в 30 лет превращается в бездельника, который с трудом может найти работу посудомойщика.
Небольшая армия специалистов провела исследование, чтобы раз и навсегда определить, действительно ли вундеркинды перешагивают через свою гениальность, оставляя ее в прошлом, или все же сохраняют свое умственное превосходство во взрослом возрасте. Эти специалисты — интервьюеры, статистики, врачи и психологи — исследовали около 1500 вундеркиндов… и узнали, что происходит с ними дальше: как они растут, какую работу получают, как устраивают личную жизнь. Исследование фактически началось за 30 лет до предоставления результатов и было признано одним из самых захватывающих и значительных исследований в психологии: оно предоставило данные, которые в конечном итоге могут привести к радикальным изменениям в системе государственного образования. А заодно пошатнуло многие вековые убеждения, дорогие сердцам родителей, врачей, преподавателей и общественности в целом.
«Нашему эго было бы полезно верить в то, что все это правда, — говорил один из исследователей, — но данное представление совершенно неверно».
Более того, ученые сообщили, что не по годам развитые дети обычно не являются маленькими исчадиями ада: у большинства из них отсутствуют проблемы с поведением. И они также обнаружили, что ребенок, который изучает греческий в 4 года и математический анализ — в 6 лет, не становится к 30 годам болваном. Скорее всего, он станет исполнительным вице-президентом, будет зарабатывать приятную круглую сумму и женится на самой красивой девушке в городе. Эти и подобные им результаты вызвали удивление, разочарование и значительное раздражение у некоторых людей, а исследователей ругали за то, что они разрушили многие популярные и такие утешительные заблуждения. Как ни странно, в некоторых кругах их также осудили за «подрывные» и «недемократические» идеи.
Человек, стоящий за тестом на IQ
«Это правда, что Чарльз Дарвин был оценен своим учителем как интеллектуальный неудачник, — говорил Терман. — И, вполне вероятно, потому, что молодой Дарвин пристрастился носить в карманах насекомых и мелких животных, эта привычка неизменно нарушала покой в классе. Есть доказательства, которые, похоже, показывают, что умственно одаренные дети с наибольшей вероятностью вырастут в мировых лидеров в таких областях, как политика, наука, образование, бизнес и искусство». Именно поэтому, по мнению Термана, такие дети заслуживают особого внимания в государственных школах и должны иметь специальные классы, специальную подготовку и особые образовательные преимущества. Некоторым педагогам подобные предложения казались ересью, поэтому они называли Термана врагом демократии №1. […]
Недемократичная идея особого обучения одаренных детей не нова. «На протяжении многих столетий, — говорил Терман, — к относились со смесью восхищения, трепета и надежды. Их родителям завидовали, ведь ребенок, скорее всего, станет протеже принца или короля».
Сегодня общепринято, что средний IQ детей находится в диапазоне от 90 до 110. Самые слабые дети получают 70 баллов или меньше, а дети постарше или одаренные обычно получают 130 баллов и выше
Возможно, самым захватывающим и, безусловно, одним из самых значительных исследований, вытекающих из этих измерений интеллекта, является крупномасштабное психологическое исследование одаренных детей в Стэнфорде, речь о котором шла выше. «Мы предложили, — говорил Терман, — проанализировать четверть миллиона школьников, выявить около тысячи детей с самым высоким IQ и изучить их — найти их характерные физические, умственные и личностные качества и посмотреть, какими взрослыми они станут».
[…] Когда был начат отбор одаренных детей, подготовленные полевые исследователи отправились к классным учителям в сотнях начальных школ Калифорнии и получили от них имена самых способных и самых юных учеников в каждом классе. Кандидатам на исследование были предложены стандартные умственные тесты, и те, чей IQ был 140 и выше, стали первыми одаренными детьми, выбранными для эксперимента. […] В конечном итоге испытуемых насчитывалось около 1500 человек (857 мальчиков, 671 девочка) в возрасте от 3 до 18 лет, которые составляли 1% или даже меньше от общего количества школьников. Их IQ варьировался от 140 до 200, наивысший балл получила 7-летняя девочка с умственным возрастом, равным 14 годам.
Типичный одаренный ребенок был ребенком родителей с уровнем образования выше среднего, которые также имели аналогичный доход выше среднего. Как правило, отец такого ребенка был профессионалом — врачом, юристом, профессором или бизнесменом. В его домашней библиотеке было в среднем 328 книг. Он быстро научился читать в возрасте 5 или 6 лет. К 10 годам он пропустил один класс, начав учебу выше своей возрастной группы, и тщательные тесты показали, что он уже освоил школьную программу на два или три класса сверх того, в который он был зачислен. Дома типичный «термит» читал больше хороших книг, чем большинство детей его возраста, но не был книжным червем. Он играл и знал правила большего количества игр, чем его обычные одноклассники, не менее успешно занимался спортом и с энтузиазмом собирал жуков, монеты, наконечники индейских стрел и обложки спичечных коробков.
Исследователи подчеркнули, что одаренные дети широко варьируются по всем личностным характеристикам и семейному происхождению. Например, хотя средний «термит» происходил из семьи с доходом выше среднего, некоторые происходили из очень богатых семей, а другие воспитывались в семьях, у которых едва хватало денег на жизнь. Один мальчик, выросший в бедности, пошел в школу в 17 лет — за относительно короткое время он стал композитором с хорошей репутацией, автором трех книг и десятков статей по теории музыки, а затем, еще за три года, он написал книгу о мелодике, сочинил 60 оркестровых пьес и выучил два иностранных языка. […]
Терман и его соратники призывали родителей «термитов» воспитывать своих детей как можно более нормально. «Не ставьте своего ребенка в положение, которое практически вынуждает его играть роль вундеркинда, — говорили они. — Не заставляйте его выставлять себя напоказ. Позвольте ему нормально общаться в играх и других социальных мероприятиях с другими детьми, которые не слишком далеки по возрасту. […] Обеспечьте ему занятия и предоставьте ему все возможности для нормального социального развития. Сообщайте информацию, когда это необходимо, и помогите ребенку помочь самому себе. Поощряйте его хобби. Предлагайте лучшие книги и предоставляйте их в большом количестве. Но помните, что книги — это еще не все».
[…] Шли годы, родители продолжали приглашать полевых исследователей в свои дома, отвечать на их вопросы и заполнять анкеты, которые им периодически отправлялись. Терман пообещал хранить в секрете личность и точный IQ своих «термитов» — обещание, которое он продолжал выполнять неизменно, хотя некоторые из детей или их родители сами раскрыли свою личность. Он также держал в секрете интимные подробности, которые многие из испытуемых начали ему открывать.
По сравнению со средними мужчинами и женщинами того же возраста одаренная группа в целом имела более низкий общий уровень смертности. Уровень разводов и уровень безумия были такими же, как в среднем по стране, но они реже страдали алкоголизмом и совершали гораздо меньше правонарушений. Примерно 88% «термитов» поступили в колледжи, и 68% окончили их, причем почти половина — с отличием. Однако удивительно, что оставшиеся сами бросили колледж: расследование показало, что эти студенты были ленивы, скучали, не желали следовать инструкциям профессоров или проводили слишком много времени, специализируясь или зарабатывая на жизнь.
«Стало очевидно, что высокий IQ — это важно, но еще не все», — отметил один из наблюдателей
[…] Наконец, как выяснили исследователи, «термиты» оказали значительное влияние на свою страну. Почти 400 человек из группы опубликовали более 100 книг или монографий и 1500 технических, научных или популярных статей. В активе группы более 100 патентов, а также многочисленные научные и медицинские открытия. Один «термит», получивший степень магистра классической литературы в 20 лет, занялся бизнесом, а в 27 лет был главным инвестиционным аналитиком образовательного фонда стоимостью 40 миллионов долларов. Другой в возрасте 32 лет был координатором исследований в аэронавигационной лаборатории стоимостью 10 миллионов долларов. Одна женщина к 30 годам стала успешной профессиональной актрисой, профессиональной танцовщицей, иллюстратором учебников анатомии и физиологии, писательницей и чемпионкой по фигурному катанию. Другой был директором одной из крупнейших в мире лабораторий атомных исследований.
Анна Веселко
Когда-то люди считали, что, вырастая, вундеркинды теряют свою одаренность и становятся неуклюжими в социальном отношении людьми, которые терпят неудачу во взрослой жизни. Однако исследования 1940-х и 1950-х годов показали, что наличие IQ выше среднего у одаренных детей приводит и к успеху «выше среднего», когда они становятся взрослыми. Подготовили сокращенный перевод статьи в The Saturday Evening Post, посвященной исследованию выдающегося психолога Льюиса Термана, в котором он в течение 30 лет изучал жизнь и взросление 1500 одаренных детей.
Вероятно, этот миф о вундеркиндах родился еще в далеких 1700-х годах одновременно с возникновением идеи всеобщего равенства. Полагая, что все мальчики (девочки в то время не являлись объектом исследования) рождаются равными и пользуются равными возможностями в жизни, люди были не в восторге от того факта, что некоторые дети все же рождались с гораздо более высоким интеллектом, чем другие. Так зародился миф о том, что вундеркинды обречены на взрослую жизнь в безвестности и нездоровье, и он был все еще жив в 1950-х годах, когда доктор Льюис Терман опубликовал результаты своего 30-летнего исследования 1500 вундеркиндов. Делая выводы, Терман писал, что вундеркинды не только не превращались в болезненных, одиноких неудачников, но, как правило, становились хорошо приспособленными, здоровыми и очень успешными взрослыми. Его открытия побудили многих назвать Термана крайне «недемократичным».
Терман выступал за вундеркиндов. Он продвигал идею тестирования IQ среди всех американских школьников, чтобы те немногие, кто рано развился не по годам, могли быть обнаружены и воспитаны должным образом. Он считал, что вундеркинды должны стать лидерами будущего. […]
Последнее качество, кстати, особенно важно для вундеркиндов в области музыки: они должны обладать неистовым желанием справиться с исполнением музыкального произведения. Именно эта черта характера позволяет им заниматься по 6, 7, 8 часов в день семь дней в неделю. И на самом деле решимость может быть более сильным фактором, определяющим будущий успех, чем IQ.
Вот что бывает с вундеркиндами
У многих людей «скороспелость» чужого ребенка вызывает искреннее сочувствие. По их мнению, типичный не по годам развитый ребенок — это тот, кто изучает греческий язык в 4 года, математический анализ — в 6 лет, ядерную физику — в 8 лет, оканчивает Гарвард в 12 лет, а в 30 лет превращается в бездельника, который с трудом может найти работу посудомойщика.
Небольшая армия специалистов провела исследование, чтобы раз и навсегда определить, действительно ли вундеркинды перешагивают через свою гениальность, оставляя ее в прошлом, или все же сохраняют свое умственное превосходство во взрослом возрасте. Эти специалисты — интервьюеры, статистики, врачи и психологи — исследовали около 1500 вундеркиндов… и узнали, что происходит с ними дальше: как они растут, какую работу получают, как устраивают личную жизнь. Исследование фактически началось за 30 лет до предоставления результатов и было признано одним из самых захватывающих и значительных исследований в психологии: оно предоставило данные, которые в конечном итоге могут привести к радикальным изменениям в системе государственного образования. А заодно пошатнуло многие вековые убеждения, дорогие сердцам родителей, врачей, преподавателей и общественности в целом.
«Нашему эго было бы полезно верить в то, что все это правда, — говорил один из исследователей, — но данное представление совершенно неверно».
Более того, ученые сообщили, что не по годам развитые дети обычно не являются маленькими исчадиями ада: у большинства из них отсутствуют проблемы с поведением. И они также обнаружили, что ребенок, который изучает греческий в 4 года и математический анализ — в 6 лет, не становится к 30 годам болваном. Скорее всего, он станет исполнительным вице-президентом, будет зарабатывать приятную круглую сумму и женится на самой красивой девушке в городе. Эти и подобные им результаты вызвали удивление, разочарование и значительное раздражение у некоторых людей, а исследователей ругали за то, что они разрушили многие популярные и такие утешительные заблуждения. Как ни странно, в некоторых кругах их также осудили за «подрывные» и «недемократические» идеи.
Человек, стоящий за тестом на IQ
«Это правда, что Чарльз Дарвин был оценен своим учителем как интеллектуальный неудачник, — говорил Терман. — И, вполне вероятно, потому, что молодой Дарвин пристрастился носить в карманах насекомых и мелких животных, эта привычка неизменно нарушала покой в классе. Есть доказательства, которые, похоже, показывают, что умственно одаренные дети с наибольшей вероятностью вырастут в мировых лидеров в таких областях, как политика, наука, образование, бизнес и искусство». Именно поэтому, по мнению Термана, такие дети заслуживают особого внимания в государственных школах и должны иметь специальные классы, специальную подготовку и особые образовательные преимущества. Некоторым педагогам подобные предложения казались ересью, поэтому они называли Термана врагом демократии №1. […]
Недемократичная идея особого обучения одаренных детей не нова. «На протяжении многих столетий, — говорил Терман, — к относились со смесью восхищения, трепета и надежды. Их родителям завидовали, ведь ребенок, скорее всего, станет протеже принца или короля».
Сегодня общепринято, что средний IQ детей находится в диапазоне от 90 до 110. Самые слабые дети получают 70 баллов или меньше, а дети постарше или одаренные обычно получают 130 баллов и выше
Возможно, самым захватывающим и, безусловно, одним из самых значительных исследований, вытекающих из этих измерений интеллекта, является крупномасштабное психологическое исследование одаренных детей в Стэнфорде, речь о котором шла выше. «Мы предложили, — говорил Терман, — проанализировать четверть миллиона школьников, выявить около тысячи детей с самым высоким IQ и изучить их — найти их характерные физические, умственные и личностные качества и посмотреть, какими взрослыми они станут».
[…] Когда был начат отбор одаренных детей, подготовленные полевые исследователи отправились к классным учителям в сотнях начальных школ Калифорнии и получили от них имена самых способных и самых юных учеников в каждом классе. Кандидатам на исследование были предложены стандартные умственные тесты, и те, чей IQ был 140 и выше, стали первыми одаренными детьми, выбранными для эксперимента. […] В конечном итоге испытуемых насчитывалось около 1500 человек (857 мальчиков, 671 девочка) в возрасте от 3 до 18 лет, которые составляли 1% или даже меньше от общего количества школьников. Их IQ варьировался от 140 до 200, наивысший балл получила 7-летняя девочка с умственным возрастом, равным 14 годам.
Типичный одаренный ребенок был ребенком родителей с уровнем образования выше среднего, которые также имели аналогичный доход выше среднего. Как правило, отец такого ребенка был профессионалом — врачом, юристом, профессором или бизнесменом. В его домашней библиотеке было в среднем 328 книг. Он быстро научился читать в возрасте 5 или 6 лет. К 10 годам он пропустил один класс, начав учебу выше своей возрастной группы, и тщательные тесты показали, что он уже освоил школьную программу на два или три класса сверх того, в который он был зачислен. Дома типичный «термит» читал больше хороших книг, чем большинство детей его возраста, но не был книжным червем. Он играл и знал правила большего количества игр, чем его обычные одноклассники, не менее успешно занимался спортом и с энтузиазмом собирал жуков, монеты, наконечники индейских стрел и обложки спичечных коробков.
Исследователи подчеркнули, что одаренные дети широко варьируются по всем личностным характеристикам и семейному происхождению. Например, хотя средний «термит» происходил из семьи с доходом выше среднего, некоторые происходили из очень богатых семей, а другие воспитывались в семьях, у которых едва хватало денег на жизнь. Один мальчик, выросший в бедности, пошел в школу в 17 лет — за относительно короткое время он стал композитором с хорошей репутацией, автором трех книг и десятков статей по теории музыки, а затем, еще за три года, он написал книгу о мелодике, сочинил 60 оркестровых пьес и выучил два иностранных языка. […]
Терман и его соратники призывали родителей «термитов» воспитывать своих детей как можно более нормально. «Не ставьте своего ребенка в положение, которое практически вынуждает его играть роль вундеркинда, — говорили они. — Не заставляйте его выставлять себя напоказ. Позвольте ему нормально общаться в играх и других социальных мероприятиях с другими детьми, которые не слишком далеки по возрасту. […] Обеспечьте ему занятия и предоставьте ему все возможности для нормального социального развития. Сообщайте информацию, когда это необходимо, и помогите ребенку помочь самому себе. Поощряйте его хобби. Предлагайте лучшие книги и предоставляйте их в большом количестве. Но помните, что книги — это еще не все».
[…] Шли годы, родители продолжали приглашать полевых исследователей в свои дома, отвечать на их вопросы и заполнять анкеты, которые им периодически отправлялись. Терман пообещал хранить в секрете личность и точный IQ своих «термитов» — обещание, которое он продолжал выполнять неизменно, хотя некоторые из детей или их родители сами раскрыли свою личность. Он также держал в секрете интимные подробности, которые многие из испытуемых начали ему открывать.
По сравнению со средними мужчинами и женщинами того же возраста одаренная группа в целом имела более низкий общий уровень смертности. Уровень разводов и уровень безумия были такими же, как в среднем по стране, но они реже страдали алкоголизмом и совершали гораздо меньше правонарушений. Примерно 88% «термитов» поступили в колледжи, и 68% окончили их, причем почти половина — с отличием. Однако удивительно, что оставшиеся сами бросили колледж: расследование показало, что эти студенты были ленивы, скучали, не желали следовать инструкциям профессоров или проводили слишком много времени, специализируясь или зарабатывая на жизнь.
«Стало очевидно, что высокий IQ — это важно, но еще не все», — отметил один из наблюдателей
[…] Наконец, как выяснили исследователи, «термиты» оказали значительное влияние на свою страну. Почти 400 человек из группы опубликовали более 100 книг или монографий и 1500 технических, научных или популярных статей. В активе группы более 100 патентов, а также многочисленные научные и медицинские открытия. Один «термит», получивший степень магистра классической литературы в 20 лет, занялся бизнесом, а в 27 лет был главным инвестиционным аналитиком образовательного фонда стоимостью 40 миллионов долларов. Другой в возрасте 32 лет был координатором исследований в аэронавигационной лаборатории стоимостью 10 миллионов долларов. Одна женщина к 30 годам стала успешной профессиональной актрисой, профессиональной танцовщицей, иллюстратором учебников анатомии и физиологии, писательницей и чемпионкой по фигурному катанию. Другой был директором одной из крупнейших в мире лабораторий атомных исследований.