что ставят на могилу мусульманам

Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

Источник

Мусульманская доска для установки на могилу

На больших кладбищах ежедневно добавляются десятки новых могил. Если сразу после погребения на месте захоронения не поставлена табличка с памятной надписью, то через несколько недель, а, возможно, и дней, найти могилу будет нелегко. Чаще вместо таблички по завершении похорон ставят временное надгробие. Обычно у православных это крест, а у приверженцев ислама — мусульманская доска. Достаточно долговечные варианты того и другого могут простоять на могиле больше года, выступая в роли постоянного памятника.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

На изготовление мусульманских досок идёт сосна, лиственница, ясень, дуб и так далее. Как и другие исламские могильные памятники мусульманская доска выглядит скромно и лаконично. На её отшлифованной поверхности выжигают или вырезают сведения об умершем. Нередко доски украшает полумесяц и звезда, разнообразные виньетки, стилизованные орнаменты – ориентальные, геометрические или с изображениями растений. Иногда встречаются изображения знаменитых мечетей. В завершение после скругления кромок доска обрабатывается с использованием водостойкого лака или восковой мастики.

Размеры и форма мусульманской доски

Толщина доски около 5 см, ширина примерно 30 см. Но бывают и неширокие варианты, похожие на памятник, который называется мусульманским столбом. Высота может быть около 1,8 м, причём примерно треть — это часть, которую при установке доски вкапывают в землю. Иногда она уже, чем надземная часть.

Сверху доска может быть овальной (это самая простая и распространённая форма), или овальной заострённой наподобие верхней части минарета, или полукруглой, как купол мечети. Также возможен вариант с навершием в виде полумесяца, религиозного символа ислама.

Установка мусульманской доски

В соответствии с исламскими традициями хоронят правоверных на мусульманских кладбищах или на мусульманских участках общих кладбищ. Хоронить мусульман среди иноверцев не разрешается. Хоронят усопших так, чтобы их лица были обращены к находящемуся в Мекке главному святилищу мусульман, к Каабе.

Погребение совершается в присутствии только мужчин. В исключительных случаях допускается участие женщины, но обязательно в сопровождении мужа, или брата, или сына или отца, то есть мужчины, за которого она ни при каких обстоятельствах не выйдет замуж. После закапывания могилы формируют плоский могильный холмик, высота которого не превышает пяди. В завершение устанавливают мусульманскую доску, ориентированную лицевой стороной в направлении Мекки.

Как правило, через год, когда произойдёт осадка грунта, мусульманскую доску, как и иные временные надгробия, заменяют постоянным памятником из природного камня, гранита или мрамора. Бывает, что над могилой возводят мазар (небольшой мавзолей) несмотря на запрещение в Шариате, в котором это расценивается, как расточительство.

Приобретение мусульманской доски

В Городской Ритуальной Службе «Утрата» в широком ассортименте имеются качественные ритуальные изделия для мусульманских похорон, в том числе мусульманские доски, ящики для погребений, саваны и так далее. Бесплатно проконсультироваться, а также оформить заказ на ритуальные товары можно по круглосуточному телефону 8 (495) 966-46-46, который доступен в любой день недели.

Источник

Могила в исламе: мусульманские могилы и надгробные памятники

Мусульманская могила

Обычно мусульман хоронят на отдельных участках общегородских кладбищ, либо на специальных мусульманских кладбищах. Коран запрещает хоронить мусульман вместе с иноверцами, хотя исключения могут делаться при захоронении супруги умершего мусульманина. Мусульманские кладбища традиционно обносятся оградой, призванной защитить могилы от животных.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманамПо традиции могила в исламе роется глубиной не менее 1,5 метров, а желательно глубже – до двух метров. Длина и ширина должны быть такими, чтобы в ней мог расположиться не только умерший, но также и человек, который будет его укладывать. На дне могилы сооружается боковая ниша (ляхд), куда укладывается тело покойного. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки, после чего ляхд закрывают необожжённым кирпичом. Иногда ляхд могут заложить обожжённым кирпичом или досками, однако использование подобных материалов не одобряется, так как они часто служат в качестве декоративных. В самой нише важно сделать подпорки, чтобы избежать обрушения почвы.

В устройстве мусульманской могилы есть различные нюансы. Например, в случае рыхлой и сыпучей почвы ляхд можно не делать, вместо него используется углубление в центре могилы или захоронение гробом (при этом дно гроба посыпают землей). Могилу принято засыпать той же землей, что была из неё выкопана, при этом возвышение должно быть небольшим – не более 17 см. Также существует традиция делать возвышение в форме полумесяца, чтобы отличить мусульманские могилы от христианских.

Мусульманские надгробия

Мусульманские памятники на могилу также отличаются от принятых в европейских культурах. Посетитель мусульманского кладбища не может не заметить, что все надгробия обращены фасадом в сторону Мекки. Это сделано не только в соответствии с правилами шариата, но также и для того, чтобы пришедшие на кладбища знали направление для молитвы.

Ислам поощряет скромность и сдержанность правоверных, а потому мусульманские могильные памятники почти никогда не бывают броскими и помпезными. Хотя сейчас надгробия есть на большинстве мусульманских могил, в течение многих веков они считались излишеством. Как правило на надгробии пишется имя покойного и его годы жизни. На мусульманских памятниках на могилу фото или портрет усопшего обычно не размещают, так как Коран запрещает изображения людей. Допустимыми украшениями считается полумесяц или скромный орнамент, а также текст в виде аятов – строк из Корана. Специализированные компании в Москве предлагают установить мусульманские памятники на могилу; цены различаются в зависимости от материала и выбранного оформления. Используются гранит и темный мрамор, в то время как менее обеспеченные мусульмане нередко ставят железный конус с полумесяцем или же ограничиваются небольшой мемориальной табличкой.

Как правило, мусульманские кладбища довольно ухожены, а могилы расположены так, чтобы между ними можно было пройти. Это связано с тем, что Коран строго запрещает ходить по могилам, сидеть на них, лежать и т.д. Ограды на мусульманские могилы устанавливаются для этих же целей, а также чтобы избежать осквернения останков дикими и бродячими животными. Для удобства посетителей на мусульманских кладбищах зачастую есть скамейки.

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи: Unsplash

Когда умирает мусульманин, его близкие собираются, чтобы проводить покойного в последний путь. Подготовка к похоронам и сам процесс захоронения проходит по законам шариата. Что обязательно нужно сделать до ритуала и как проходит традиционный обряд погребения у мусульман?

Какие обычаи перед похоронами у мусульман?

В исламе прощание с умершим проходит по строгим предписаниям, поскольку в каждом действии скрыт глубокий смысл. Чтобы отдать дань уважения покойному и помочь ему получить милость Аллаха, родные готовят тело к погребению. Прежде всего умершему человеку закрывают глаза и подвязывают подбородок, а на живот кладут тяжелый предмет.

Чистота имеет особое значение для мусульман, поэтому обряд омовения обретает сакральный смысл. Как объясняет А. Муслимов в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза», обмывание умершего принадлежит к шести святым обязанностям мусульманина.

Эта процедура символизирует очищение от материального мира и состоит из нескольких этапов:

Омовение у мусульман относится к внешнему тахарату (очищение), полное омовение тела — «гусль». Обряд проводится в мечети или в специальных помещениях на кладбищах. Покойного укладывают на жесткое ложе, половые органы накрывают тканью. Недопустимо укладывать покойника на землю — это мешает достигнуть цели очищения. Запрещено стричь волосы и ногти, изымать золотые зубные коронки. Все эти процедуру должны проводиться при жизни, но не после смерти. Считается, что после омовения душа усопшего готова к встрече с Аллахом.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Какие обычаи перед похоронами у мусульман: Unsplash

После очищения умершего облачают в погребальные одежды, которые состоят из нескольких покрывал (кафан). Цвет кафана по возможности должен быть белым. Для мужчин это правило обязательно, для женщин есть исключение — у них саван может быть цветным, но не синим или его оттенков.

Кафаном полностью укутывают тело. Ноги должны оставаться босыми. Мужской саван состоит из трех предметов — рубахи, отреза ткани для окутывания низа тела и для всего тела. Женский саван состоит из пяти предметов и дополнительно включает отрезы ткани для окутывания груди и волос. Детей окутывают одним отрезом ткани полностью. В саван покойного облачают близкие родственники, прежде всего те, кто принимал участие в омовении.

Как хоронят мусульман?

Мусульман хоронят только на кладбище. Кремация считается большим грехом, она запрещена и приравнивается к адским мукам. Хоронят умерших без гроба. Вместо него используются тобут — специальные носилки, оснащенные раздвижной крышкой. На тобут стелят одеяло, а крышку покрывают тканью. Сверху кладут одежду умершего. На этих носилках тело относят к могиле, возле которой имам начинает читать главную молитву — джаназу. Так, согласно определению Ефима Резвана в книге «Ислам. Энциклопедический словарь», называется и похоронный обряд в исламе.

В исламской традиции считается, что без этой молитвы похороны состояться не могут. Носилки должны быть установлены перпендикулярно направлению киблы (в сторону священной Каабы в Мекке в Аравии). В этом же положении умерший будет покоиться в могиле.

Могила должна быть просторной, но не прямоугольной. В ней должен быть ляхд — боковая ниша, куда укладывают тело усопшего.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Как хоронят мусульман: Unsplash

Как проходят похороны у мусульман? Тело умершего опускают в могилу ногами вниз с правой стороны могилы. Над женщинами принято держать покрывало, чтобы тело усопшей не попало на всеобщее обозрение — это запрещено даже после смерти.

Первым в могилу бросает горсть земли имам. Затем он читает суру таубу — молитву-покаяние, в которой звучит мольба Аллаху о прощении грехов, как пишет автор энциклопедического исламского словаря Айдын Али-Заде. После погребения могилу поливают водой семь раз и семь раз кидают землю. Все присутствующие после этого расходятся. Остается лишь один человек, чтобы прочитать молитву — талкин. Она содержит слова о вере умершего в Аллаха.

Поскольку покойного хоронят без гроба, то могилу укрепляют жженым кирпичом. Такой выход мусульмане нашли, чтобы защитить захоронение от диких животных и соблюсти требования шариата. Запах жженого кирпича отпугивает их и перекрывает остальные запахи.

Сразу после погребения не принято устраивать поминальные трапезы. Первые три дня после похорон родственники должны молиться об умершем, а остальные заботы, в том числе хозяйственные нужды, отложить. Роскошные поминки в исламе запрещены.

что ставят на могилу мусульманам. Смотреть фото что ставят на могилу мусульманам. Смотреть картинку что ставят на могилу мусульманам. Картинка про что ставят на могилу мусульманам. Фото что ставят на могилу мусульманам

Традиции похорон у мусульман: Unsplash

Почему у мусульман не ходят на похороны? На похороны у мусульман не ходят женщины. Их не допускают на кладбище из опасений, что они могут громко плакать над могилой. Их считают излишне эмоциональными, несдержанными, что неуместно на церемонии прощания. Однако с разрешения мужчины и в его сопровождении женщина может посетить кладбище. Разрешение дают, если речь идет о прощании с близкими родственниками. При этом плакать женщинам запрещено. Ислам требует переносить горе смиренно и терпеливо, сдерживая страдания.

Похороны для последователей ислама — это не только прощание с человеком, но и помощь усопшему. Своими молитвами, соблюдением правил погребения родные и близкие говорят Аллаху о праведности мусульманина. Считается, что усопшие нуждаются в молитвах больше, чем живые в пище и воде.

Согласно Корану, после смерти человеческая душа проходит промежуточную жизнь, которая называется барзах. Затем она отправляется в загробный мир. Обретет ли она покой, зависит не только от земного пути, но и от родственников, которые должны соблюдать обряды и традиции перед погребением. В Коране сказано, что мусульманину, который честно выполнял свои обязанности, Аллах дарует благоденствие.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Каким должен быть надгробный камень согласно Сунне нашего Пророка ﷺ?

Вопрос №167:
Разъясните, пожалуйста, каким должен быть надгробный камень-памятник? Дозволяется ли на нем писать фамилию, имя, отчество и дату смерти, чтобы легче было находить могилу?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Приводится в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк ﷺ запретил украшать могилы, садиться на них и возвышать их»[1]. Запрет на это пришел из-за того, что арабы во времена джахилии украшали могилы своих умерших, делали какие-то надстройки, освещали их, сооружали на них крыши и тому подобное. Подобное делалось с целью возвеличивания этих могил, в связи с чем Пророк ﷺ запретил такие действия мусульманам.

Также передается у Тирмизи[2] в добавление к этому хадису «وَأَنْ يُكْتَبَ عَلَيْهَا» — «и писать на них», что указывает на запрет писать на могилах. Однако это добавление является «слабым», и его не принял имам Муслим, приведя только выше упомянутую достоверную часть данного хадиса.

Является правилом, что, когда один и тот же хадис приводится в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима и этот же хадис с добавлением приводится в других сборниках Сунны, то все, что является добавленным, считается «слабым». Все эти хадисы были известны и Бухари, и Муслиму, и раз они не привели их в своих сборниках, то, значит, посчитали слабыми. То же самое наблюдается и в данной ситуации, которую мы упоминаем.

Но это не говорит о том, что дозволяется писать все что угодно на надгробьях. Ученые упомянули два условия, при которых запись разрешается.

Первое: чтобы запись на камне была сделана не с целью возвеличивания покойного. В случае, когда это пишется на дорогом камне, с употреблением различных эпитетов (таких как «высокоуважаемый», «высокопочтенный», «опекун сирот» и тому подобное); или же если гравируют на нем аяты из Священного Корана или хадисы, стихи или похвалу усопшему, — то все это запрещено, потому что приводит к возвеличиванию покойного.

Второе: чтобы запись на надгробье была необходимостью. Может случиться так, что на расширяющейся территории кладбища родственники со временем могут утерять могилу умершего. Или с трудом будут находить ее, когда захотят посетить его и сделать ду’а за него. В этом случае они могут сделать надпись только с именем покойного.

В некоторых мусульманских странах могилам присваивают порядковые номера и ведут специальные книги, в которых записывают данные покойного под тем или иным номером могилы. Подобная фиксация данных порой необходима для некоторых служб, таких как медицинская или подразделения безопасности. Возможно, после захоронения человека выяснилось, что он был отравлен, или же, наоборот, следует исключить его убийство, или же для других весомых причин необходима экспертиза. При таких исключительных случаях, когда Шариат разрешает провести эксгумацию тела, запись информации о покойном на могильном камне крайне необходима.

Доводом на это ученые приводят хадис в сборнике имама Абу Дауда, когда умер ‘Усман ибн Маз’ун, да будет доволен им Аллах, Пророк ﷺ поставил камень на его могиле и сказал: «Это для того, чтобы я узнавал могилу моего брата и хоронил возле нее моих родственников»[3].

Также передается, что однажды ‘Али ибн Хусейн, внук ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен ими Аллах, выкопал недалеко от своего дома могильный камень, на котором было написано: «Рамля бинт Сахр»[4] — имя Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, жены нашего Пророка ﷺ. Это тоже указывает на то, что сподвижники писали только имена.

С другой стороны, мне неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников или таби’инов запрещал писать имена на надгробьях. И учитывая, что добавление к хадису Пророка ﷺ о запрете является слабым, дозволяется сделать надпись на могильном камне — при тех условиях, которые мы упомянули.

Что же касается могильного камня, то он не должен быть высоким, как и сама могила не должна быть выше одной пяди. Приводится в сборнике ибн Хиббана, да помилует его Аллах, что могила Пророка ﷺ была размером в одну пядь в высоту[5], что составляет примерно 20 см. Это тот показатель, который установлен в достоверной Сунне нашего Пророка ﷺ.

Также в достоверном сборнике имама Бухари приводится, что Суфьян ат-Таммар, один из таби’инов, видел могилу Пророка ﷺ, которая была «مُسَنَّمًا» — в виде полукруга[6]. «Санам» — это горб верблюда, с чем он ее и сравнил. Она была не в виде какого-то прямоугольника или квадрата, а виде подобной кругу поверхности, как это мы наблюдаем обычно на мусульманских кладбищах. Это также является Сунной.

Не будет лишним напомнить, что запрещается на кладбище совершать любые другие виды поклонения, кроме заупокойной молитвы «аль-джаназа» и мольбы за самого умершего.

В нашей религии в вопросах, связанных с могилами, мы должны отстраняться двух крайностей:

— возвеличивания могил и придания им высокого статуса;

— принижения могил: имеется в виду сидение на них, смех и ведение непристойных речей возле них, совершение запретных деяний, как, например, курение, рассказы анекдотов и т. д., — все это является неуважением к умершим.

Необходимо придерживаться того, что узаконено в Шариате по отношению к могилам, — и этого достаточно.

Что же касается записи даты смерти, я не нашел в трудах правоведов разрешения на этот счет. То, что они разрешили, касалось только записи фамилии, имени и отчества, чтобы могилу можно было отличить от остальных. Достаточно того, что дата смерти известна его родственникам.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
5 Джумада аль-ахира 1440 г. (10.02.2019)

[1] Сахих Муслима, хадис № 970, т. 3, с. 61.

[2] Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1052, т. 2, с. 356.

[3] Сунан Абу Дауда, хадис № 3206, т. 3, с. 353.

[4] Тамхид Ибн ‘Абд Аль-Барра, асар от Джа’фара ибн Мухаммада.

[5] Сахих Ибн Хиббана, хадис № 6635; Сунан Аль-Байхакъи, хадис № 6527.

[6] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1390, т. 2, с. 103.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *