что ставят за здравие в церкви

Сорокоуст о здравии

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Что такое сорокоуст?

Сорокоуст — это молитвенное поминовение, которое совершается в Церкви сорок Божественных Литургий подряд. Еще в Писании сказано, что наш Господь — Бог всех живых, для Бога нет умерших, поэтому обращаться к Господу можно и с молитвой о покойных и с просьбой о выздоровлении дорогих нам людей.

Сорокоуст о здравии состоит из бескровной жертвы. В этот момент священник, совершающий сорокоуст, принимает частичку из богослужебной просфоры, произнося имя болящего человека или покойного, если вы подаете сорокоуст об упокоении.

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Молиться можно, как и о наших близких, которые ныне живут, но страдают от болезни, так и об упокоении тех, кто уже перешел в мир иной.

Как правильно заказать сорокоуст о здравии

Церковь не совершает Божественные Литургии ежедневно, для этого существуют определенные дни, поэтому в будни такое поминовение, как сорокоуст о здравии не совершается. Это надо учитывать, особенно, если сорокоуст о здравии подается в период Великого поста. В храме, где Божественная Литургия совершается по определенным дням, чтение сорокоуста о здравии может продлиться несколько месяцев.

Когда во время чтения сорокоуста о здравии читают имена людей, о которых молятся, многие, подавшие прошения прихожане, начинают волноваться — услышат ли имя своего близкого. Священники не советуют думать об этом во время молитвы, потому что так людям посылаются искушения «вдруг нас обошли вниманием». Бог знает имена тех, о кот просят во время сорокоуста о здравии и ничего не перепутает. Если вам показалось, что имя не перечислили, это не значит, что Господь не принял бескровной жертвы.

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Кроме сорокоуста существует и другой вид поминовения болящих — Неусыпаемая Псалтирь. Неусыпаемая Псалтирь, в отличие от сорокоуста о здравии обычно читается в монастырях, где есть определенные условия для этой молитвы и необходимое количество монахов, ведь это прошение читается непрестанно. «Сильной» или «слабой» молитвы в данном случае быть не может. Силу молитве предает истинная и крепкая вера в исполнение нашей просьбы.

О ком можно подавать требы

Подавать требы можно только за крещеных православных людей. Такие строгие правила Церкви связаны с тем, что Господь уважает свободу воли человека и никого не приводит к себе силой. Если человек сам не хотел стать членом Церкви, жить церковной жизнью, то, вероятнее всего, ему бы не понравилось, что за него молятся. Поэтому Церковь установила определенные правила, уважающие волю самого болящего и усопшего, выбравшего свой путь.

Если вы не уверены в вероисповедании человека, вы можете сами помолиться о нем, как в храме, так и келейно, но подавать сорокоуст за него нельзя.

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя).
Аминь.

Подавать сорокоуст о здравии можно за:

Болезнь — не обязательное условие, чтобы помолиться о здравии, вы можете заказать сорокоуст и за близкого, которого просите оградить от недугов.

Читайте также — Молитва Отче наш

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Заблуждения и мифы о сорокоусте

Если вы заказали сорокоуст о здравии и больной пошел на поправку, не забудьте прочитать и благодарственную молитву Святого Иоанна Кронштадтского: Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Сыне единородный безначального Отца, Едине исцеляяй всякий недуг и всякую язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Какая польза от сорокоуста и когда его нужно заказывать?

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.

Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).

Источник

Каким иконам ставить свечи за здравие и для исцеления, тексты молитв

Причиной болезней является стресс, развивающийся от современного образа жизни. Потребительские настроения, которым подвержены люди, греховны по своей сути. Недомогание останавливает бездумное времяпровождение, заставляет задуматься о прошлом, переоценить то, что казалось первостепенным по важности. Молитвы к чудодейственным иконам за здравие дают умиротворение и покой душе. Обращения, сделанные от души, очищенной от злобы и зависти, дойдут до Господа.

Каким святым иконам можно ставить свечки за здравие в храме

В 787 году состоялся Никейский Вселенский собор, на котором были сформулированы основные христианские догмы, в частности относительно иконописных изображений. Было определено, что написанный красками образ помогает настроить ум и душу на общение с Богом (Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов). За время существования православной веры в России было обретено и создано много икон с изображением Спасителя, Богородицы, святых праведников.

Молясь перед иконами, верующие обращаются к святым угодникам, как к заступникам перед Господом. Сила их молитвы намного действеннее силы молитвы обычного верующего.

За свой подвижнический образ жизни Бог наделил их даром творить чудеса, сохранив его и после смерти. При обращении к святым (после смерти – к мощам, иконам) верующие заметили, что многие из них прославились в определенных чудотворениях.

За близких

Православные верующие приходят в храм, чтобы помолиться о здоровье и благополучии своих детей, родителей, супруга (-и), крестников, других близких родственников. Выбор святого образа – дело непростое, о нем лучше посоветоваться у церковнослужителей.

За болящего члена семьи чаще всего молятся перед иконой Спасителя, Божьей Матери. Если проблемы связаны с алкоголизмом, наркоманией, свечку надо поставить перед образами Богородицы «Неупиваемая чаша», «Скоропослушница».

Когда у матери проблемы с молоком для грудного ребенка, следует молиться перед святым образом «Млекопитательница». За тяжело больных, которым современная медицина не дает надежды на излечение, ставят свечку и возносят молитвы перед иконой Небесной Царицы «Целительница».

При серьезных житейских проблемах (семейных конфликтах, финансовых проблемах) с молитвой обращаются к иконам:

О некрещеных родственниках молятся перед образом Пресвятой Девы.

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

За свое здоровье

При проблемах со здоровьем ставят свечку и читают молитву перед иконой святого Пантелеймона Целителя, святителя Луки Войно-Ясенецкого. Женщинам, страдающим бесплодием, советуют обратиться за помощью к святой Анне, матери Богородицы. Мужские проблемы помогает разрешить святой Артемий.

За здравие врагов

Молитву за здравие врага возносят перед иконой Божьей Матери, если в сердце не держат зла на обидчика. Обращение начинается с зажжения свечки и мысленного воображения обличья недоброжелателя. После прочтения молитвы крестятся.

Если в душе прощения нет, то просят у Пресвятой Девы или «Скоропослушницы» о милосердии к врагу своему, душевных сил себе, чтобы понять и простить нанесенную обиду. После искренней молитвы врагу будет послано испытание во искупление греха. Когда слова шли не от души, то испытание ждет молившегося.

В душевных болезнях

При нервных расстройствах, склонности к суициду с молитвой обращаются к иконе Пресвятой Девы «Страстная». При эпилепсии, психических заболеваниях о помощи просят у святых образов:

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Списки, сделанные с образа «Спас Нерукотворный», обладают чудодейственной силой, излечивающей все болезни, в том числе душевные.

Исцеляющие иконы для дома

Православная церковь отрицает «специализацию» чудодейственных икон, а называет это сложившейся традицией. Когда в семье есть дети, престарелые родители, родственники с хроническими заболеваниями, необходимо иметь в домашнем иконостасе изображения ликов Богородицы и святых, к которым можно ежедневно обращаться с молитвенной просьбой.

Владимирской Божьей Матери

Владимирская икона по типу изображения относится к Елеусу (Умиление). На святом образе младенец Иисус изображен прижавшимся к лицу Матери. Икона была написана апостолом Лукой по благословению Богородицы. Иконописный извод принесет в дом покой и терпение. Перед образом молятся за здоровье детей, родителей. Она помогает обрести здоровье после инфаркта, инсульта, исцелиться от невроза. В православном календаре указаны дни празднования иконы – 3 июня и 6 июля.

Святитель Лука Крымский

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был по совместительству профессором хирургии. Свою жизнь он посвятил врачеванию телесных и душевных болезней у людей. Был трижды репрессирован, но не отказался от религиозного воззрения в обмен на профессиональную карьеру. В конце 90-х был канонизирован как местночтимый святой УПЦ МП и Красноярской епархией РПЦ. В 2000 году прославлен как святой в Соборе новомучеников и исповедников России. Перед иконой святого молятся до и после хирургического вмешательства.

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

«Троеручица»

На изображении Небесной Царицы с младенцем Иисусом видна третья рука. Сюжетом для написания послужила легенда о преподобном Иоанне Дамаскине. По ложному доносу ему отрубили по локоть правую руку. Святой приставил ее к культе и всю ночь молился перед иконой Божией Матери, умоляя помочь сохранить руку.

Богородица услышала его просьбу: утром Дамаскин обнаружил, что рука снова стала здоровой. В память о чуде он заказал серебряную руку и приложил к иконе Пресвятой Девы. Образ с тремя руками стал называться «Троеручица». Оригинал иконы хранится на святом Афоне. Список с нее хранится в Воскресенском мужском монастыре. Молитвенные обращения перед образом возносят Богородице и Иоанну Дамаскину при травмах и болезнях верхних конечностей. Особенно действенны молитвы в день празднования «Троеручицы»: 11 июля.

Николая Чудотворца

Николай Чудотворец прославился прижизненными чудесами. Его молитвы были столь искренни, что находили отзыв у Бога. После смерти связь святителя с Господом только усилилась.

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Тысячи людей обращаются с молитвой к святому в самых разных жизненных ситуациях:

Николай Угодник – ходатай перед Господом за страдающих от тяжелых и неизлечимых болезней.

Матроны Московской

Святой образ Матронушки в домашнем иконостасе необходим женщинам. Искреннее обращение к святой помогает при бесплодии, сохранении семьи, при болезнях глаз, параличах.

Как правильно молиться перед образом

Одному монаху на заре христианства ангел открыл, как следует правильно возносить молитвы:

Во время молитвенного обращения крестное знамение кладут вначале, во время и по окончании чтения. Свечку зажигают от живого огня: лампады или горящей свечи.

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Тексты молитв

Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери:

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, всемощная Заступнице, непостыдное наше упование! Благодарим Тя о всех благодеяниях, в родах родов российским людям от Тебе бывших, отдревле и доднесь от чудотворныя иконы Твоея явленных.

И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла, и сохранитися всякому граду и веси и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани.

Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, поклоняющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою.

Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши.

К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой кров притекаем; молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице, путь земнаго сего жития безгрешно прейти. Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси и упование видиши: темже даруй нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делах преуспеяние; избави нас от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя.

Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою молимся: умилосердися на ны и помилуй ны, в Страшный же день Суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Молитва иконе «Троеручица»:

«О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную – надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь».

Молитва Матроне Московской об исцелении:

«О блаженная, мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Молитвы Николаю Чудотворцу:

«О, пресвятой Божий Угодник – Святой Николай Чудотворец! Даруй милость на выздоровление моего любимого чада. Прошу, прости мне греховную скорбь и не гневайся на меня за невежество. Аминь».

«Святой Чудотворец Николай, с искренней мольбой обращаюсь к тебе. Прошу тебя защитить моих родителей от болезней, от немощи и слабости. Помоги им идти по пути праведному и даруй им надежду на Царствие Небесное. Не позволь поддаться греховным искушениям. Заступись за них перед Господом нашим. Да будет воля твоя. Аминь».

Источник

Молитва о здравии. Как правильно подавать записки «О ЗДРАВИИ» и » О УПОКОЕНИИ».

что ставят за здравие в церкви. Смотреть фото что ставят за здравие в церкви. Смотреть картинку что ставят за здравие в церкви. Картинка про что ставят за здравие в церкви. Фото что ставят за здравие в церкви

Молитва о здравии и успокоении: как правильно писать и подавать записки в храме? Что такое обедня, проскомидия, молебен? Обо всём этом — в нашей статье!

Молитва о здравии и о упокоении, как подавать записки

Ежедневная молитва о здравии

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15, 3). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2).

Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров — хлеба и вина, — Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва — святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.

— Я не умею молиться, — смиренно отвечал отец Иоанн.
— Помолитесь, — продолжала просить женщина. — Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
— Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
— Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи : «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13,7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении»

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Это — великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси- мая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в чело- веке все его прегрешения.

Что такое заказная записка?

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.

Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение. Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения — общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»

Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве… Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Плодоносящие и доброделающие — это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.

В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен — «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи — это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.

Почему надо молиться об усопших?

Наша обязанность — заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
«Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» — пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12, 9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших?

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших — это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.

Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере».
Три субботы Великого Поста — субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста — установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.
В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе — с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Троицкая родительская суббота — в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших».
Димитриевская родительская суббота — в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии».

«На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений», — писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка желающему подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли)
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Источник: Сретенский монастырь, «Новая книга» 1997

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *