что строят на болотной набережной за ударником
Почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, и что он предлагает публике
Вместе с изданиями «Афиша», «Артгид», AD и Blueprint мы рассказываем об организации «ГЭС-2» и планах на первые сезоны. Начнем с истории о том, почему новая институция в центре столицы носит название Дом культуры.
Об истории
Дома культуры — наследие народных домов, досугово-образовательных центров, которые появились в России конца XIX века. В народных домах находились театральные сцены, библиотеки и читальни, мастерские, концертные залы и музеи. Работали такие учреждения на средства меценатов и при участии государства.
После революции 1917 года народные дома пережили «ребрендинг», получили полноценную официальную господдержку и стали называться домами и дворцами культуры. Их строили по всей стране как центры социальной, профессиональной и коллективной жизни.
С распадом СССР многие дома культуры оказались в кризисе: площади сдавали под торговлю, офисы и ночные клубы. В бывших союзных республиках сохранившиеся дома культуры переименовали в культурные центры, сохранив за ними досугово-просветительское назначение.
Но во все времена их основной задачей было приобщать людей к активному участию в культурных процессах.
Работая над концепцией общественного пространства в здании бывшей электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, фонд V–A–C задавался вопросами, какую роль должна брать на себя современная культурная институция и каким голосом говорить с публикой. Ответы подсказало наследие традиционных и не потерявших актуальность домов культуры — следуя их примеру, «ГЭС-2» поставил в центр своей деятельности не художественное произведение, а зрителя.
Иными словами, если музеи предназначены для демонстрации предметов искусства, Дом культуры «ГЭС-2» ориентируется на зрителя и видит в нем соратника в производстве культуры и знаний. Особенность новой институции кроется в создании места, где возникает импульс к творческой деятельности, не элитарной, а свойственной каждому.
Генератор творчества и идей: как преобразится ГЭС-2
ГЭС-2 на Болотной набережной прослужила городу целый век и стала заметной архитектурной достопримечательностью, в последние годы закрытой от жителей. Сегодня на выведенной из эксплуатации электростанции реставрация вышла на финишную прямую. В 2021 году здесь откроется современный Дом культуры.
Какой была и какой станет Центральная электрическая станция городского трамвая — в материале mos.ru.
От трамвая до выставок
ГЭС-2 на Болотной набережной возвели в 1904–1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова. Изначально электростанция носила название «Трамвайная»: главным ее предназначением было питание контактной сети городского трамвая.
Сам Башкиров неоднократно обращался к мотивам неорусского стиля. Его элементы можно заметить в оформлении фасадов электростанции.
Но уникальным здание ГЭС-2 сделала стеклянная крыша. Ее выполнили по проекту инженера Николая Сушкина при непосредственном участии Владимира Шухова.
В первоначальном виде комплекс сохранялся до конца 1920-х годов. На протяжении всего XX века облик станции подвергался неоднократным изменениям. У ГЭС-2 появлялись различные пристройки, исчезла башенка с часами: ее убрали, чтобы не портила фон кинотеатра «Ударник». В начале войны разобрали узорчатые 62-метровые трубы котельной, чтобы немецкая авиация не могла использовать их в качестве ориентира при налетах на город.
В 2006 году ГЭС-2 была закрыта из-за износа оборудования. Еще одной причиной стала слишком высокая стоимость производимой энергии. А в 2009-м комплекс бывшей электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения.
В 2014 году фонд современной культуры V-A-C купил здание и прилегающие территории, а также пригласил международную архитектурную мастерскую Renzo Piano Building Workshop для разработки концепции реконструкции.
«Мы видим ГЭС-2 культурной институцией нового типа, которая преодолевает физическое пространство и становится дружелюбной и доступной средой. Не фрагментом ландшафта, а частью города, активным элементом его жизни. Именно поэтому мы обратились к итальянскому архитектору-визионеру Ренцо Пиано и его коллегам, неизменно создающим свободную, подвижную, пробуждающую любопытство архитектуру. Архитектуру человеческих отношений», — отмечает Тереза Мавика.
Сохранить и модернизировать
На первом этапе предстояло очистить площадку от поздних пристроек, не имеющих исторической ценности, — они закрывали весь дворовый фасад. Большие залы были застроены дополнительными перекрытиями. Специалистам пришлось работать над восстановлением исходной планировки, а также модернизировать имеющиеся площади.
В здании ГЭС-2 усилили конструкции, так как на них предполагается большая нагрузка. При этом внешний вид несущих металлических ферм, сводов, исторических лестничных маршей и ограждений лестниц был сохранен. Восстановлены два больших открытых зала внутри. В скором времени над зданием вновь возвысится башенка с часами.
В ходе реализации проекта авторы сохранили не только те элементы комплекса, которые входят в предмет охраны памятника и должны быть обязательно отреставрированы, но и другие конструкции и детали, представляющие исторический интерес. Речь идет, например, об оборудовании.
В центральном нефе сохранились историческая лестница, соединяющая четыре этажа, и элементы обходного мостика. Конструкции были отреставрированы, так что будущие посетители смогут пользоваться ими.
Рядом с ГЭС-2 восстановили помещения конца XIX века площадью две тысячи квадратных метров. Здесь разместится комплекс «Своды».
«Это часть комплекса старинных винных хранилищ. Здание было нами сохранено, усилено и приспособлено к использованию. Там разместятся мастерские для художников по металлу, дереву, текстилю, фото- и медиалаборатории, студия звукозаписи,а также будет находиться пекарня», — рассказывает Анастасия Надеева.
Синие трубы и березовая роща
Новый оттенок фасада для обновленного здания был выбран неслучайно.
«На протяжении века цвет электростанции неоднократно менялся, причем менялся кардинально. Желтым он был только в последние годы. Новый цвет — нейтральный, он появился от того, что у здания не было постоянного исторического цвета», — рассказывает Анастасия Надеева.
Обновленную ГЭС-2 украсят трубы насыщенного синего цвета: они находятся на стадии монтажа. В ближайшее время москвичи смогут наблюдать за тем, как они будут постепенно расти над столицей. Каждая из четырех труб высотой 74 метра будет участвовать в заборе и фильтрации воздуха.
«Воздухозаборник расположен максимально высоко, и это позволит поставлять в здание более чистый воздух», — говорит Анастасия Надеева.
По проекту после реконструкции в комплексе ГЭС-2 разместятся выставочные площади на восемь тысяч квадратных метров, творческие мастерские, мастерские художников (в части здания под башенкой), библиотека, аудитория / концертный зал, образовательные классы, студия звукозаписи, фотолаборатория, ресторан, несколько кафе, магазин и пекарня.
Дом культуры «ГЭС-2» сможет вместить почти две тысячи посетителей и 300 сотрудников.
На территории также появится двухуровневая подземная парковка на 207 машино-мест. Над паркингом вырастет настоящая березовая роща: вокруг ГЭС-2 высадили 620 деревьев и 80 тысяч кустарников.
Под землей разместятся и технические помещения для хранения и реставрации экспонатов. Все подземные этажи будут соединены друг с другом переходами.
Сэкономить природные ресурсы
Важно, что здание ГЭС-2 сохранит свою главную «фишку» — стеклянную крышу. Кровля обновленной станции останется прозрачной, как и было задумано создателями. Стеклопакеты были заменены из соображений безопасности и исходя из современных требований: в здании, где будут храниться экспонаты, температура и влажность должны соответствовать определенным нормам. На кровле разместят солнечные батареи, которые будут частично обеспечивать потребности здания в электроэнергии.
«Солнечные панели являются частью покрытия и встроены между двумя слоями стекла. По сути, это такая пленка. При проработке проекта рассматривалось несколько вариантов. Нам нужно было найти компромисс, чтобы установка генерировала энергию и при этом пропускала естественный свет», — поясняет Анастасия Надеева.
В обновленном здании будут созданы и другие системы экономии природных ресурсов. Например, сантехническое оборудование подобрано из расчета минимизировать водопотребление. Для тех, кому удобно добираться сюда на экологичном транспорте, предусмотрели велопарковки.
Здесь производят искусство
В Доме культуры ГЭС-2 не будет четкого разделения на этажи. Максимальная высота потолков на некоторых участках центрального нефа составит 23 метра, что позволит размещать масштабные инсталляции.
«Четыре этажа — это формальная классификация. Все здание будет заполнено разноуровневыми участками, платформами, перекрытиями. Этажи будут связаны между собой живописными путями, открытыми лестницами. Это позволит рассматривать экспозиции с разных точек», — говорит Анастасия Надеева.
Для удобства маломобильных граждан весь комплекс ГЭС-2 будет оснащен 30 лифтами и подъемными платформами.
«В основе публичной и внутренней деятельности ГЭС-2 лежит идея производства культуры и ее осмысленного потребления. Здесь будут происходить самые разные события в постоянном соавторстве с посетителями. Каждый сможет реализовать здесь свой потенциал. Пространства для выставок, перформативных и просветительских программ, библиотека, магазин, кафе и ресторан, корпус для резиденций, студии и мастерские для художников будут функционировать сообща и взаимосвязанно, питая город энергией искусства и культуры. Именно это я имею в виду, когда говорю, что ГЭС-2 не музей и не архив. Мы не намерены только демонстрировать или собирать искусство, наш приоритет — создавать его усилиями многих творческих людей», — подчеркивает генеральный директор фонда V-A-C.
«В России таких аналогов нет, это первый подобный объект, уникальный. Это пространство, которое объединит множество функций. Здесь будут и студии художников, где они смогут работать продолжительное время, и офисные помещения фонда, и выставки, и мастерские в здании “Cводов”. Такой единый организм. Основная идея проекта состоит в том, что раньше здесь производили энергию, а сейчас производят искусство», — заключает Тереза Мавика.
Новая жизнь ГЭС-2: в столице появится еще один культурный и образовательный кластер
Реставрация исторической ГЭС-2 вышла на финишную прямую. Работы идут полным ходом, инвестор планирует завершить их в первой половине 2021 года.
«Один из крупнейших культурных центров Москвы, который создается на средства частного инвестора, все более и более приобретает реальные черты. Прокладка инженерных коммуникаций закончена, монтажные работы в основном выполнены, ведется благоустройство. Прокладка внутренних инженерных систем, благоустройство пешеходного моста также заканчивается, и даже появилась уже зеленая березовая роща», — рассказал Сергей Собянин во время осмотра реставрации ГЭС-2.
Президент фонда современного искусства V-A-C Леонид Михельсон, сообщил, что реализация проекта была отложена примерно на три месяца из-за пандемии коронавируса: импортные поставки некоторых материалов были задержаны. Основные работы на объекте будут закончены до конца года.
«Это именно культурный центр. Здесь будет все: и музеи, и выставки, и мастерские, и библиотека, и концертный зал на 450 мест, и классы для обучения, и многофункциональный центр. Я считаю, для города это будет хороший подарок», — сказал Леонид Михельсон.
Электростанция в неорусском стиле
Центральную электрическую станцию городского трамвая (позднее — ГЭС-2 «Мосэнерго») построили в 1904–1908 годы по проекту архитектора Василия Башкирова у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала.
В своем творчестве архитектор Василий Башкиров часто обращался к мотивам неорусского стиля, элементы которого он использовал и в обработке фасадов здания электростанции. Уникальной особенностью здания электростанции была стеклянная крыша, выполненная по проекту инженера Николая Сушкина при непосредственном участии Владимира Шухова.
В первоначальном виде комплекс электростанции сохранялся до конца 1920-х годов. Затем на протяжении XX века облик станции подвергался неоднократным изменениям, пристраивались новые корпуса, технологические помещения, было утрачено декоративное оформление фасадов и остроконечное завершение башенки с часами.
В ноябре 2009 года зданию ГЭС-2 был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.
Решение о выводе из эксплуатации ГЭС-2 было принято в 2006 году. Причиной закрытия стал износ оборудования и высокая стоимость производимой энергии. Кроме того, закрытие станции позволило улучшить экологическую обстановку в центре города.
Электрическая нагрузка закрытой ГЭС-2 была перераспределена на построенную рядом подстанцию «Берсеневская», а тепловая — на ТЭЦ-20.
Новое культурное пространство и качественная городская среда
В ноябре 2014 года ПАО «Мосэнерго» продало имущественный комплекс ГЭС-2 инвестору ООО «ГЭС-2» для создания Дома культуры «ГЭС-2». По сути, в районе бывшей электростанции появится не просто музей, а большое культурное пространство и благоустроенная городская среда. Помимо здания ГЭС-2, в проект вошли реконструкция Патриаршего пешеходного моста, благоустройство части Болотной набережной и создание нового спуска к реке.
Заказчиком проекта музейно-образовательного комплекса является основанный Л.В. Михельсоном фонд развития современной культуры «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C).
Концепция реставрации ГЭС-2 была разработана международной архитектурной мастерской Renzo Piano Building Workshop под руководством итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора Центра Помпиду в Париже и других важных культурных центров в разных странах.
Общая площадь музейно-образовательного комплекса составит около 40 тысяч квадратных метров. В нем будет четыре наземных и два подземных этажа. Здесь разместятся выставочные залы, образовательные классы, библиотека, книжный магазин, кафе, ресторан и актовый зал на 420 мест.
Центральным элементом комплекса будет отреставрированное здание ГЭС-2 площадью 19 тысяч квадратных метров. В ходе реставрации зданию бывшей электростанции вернут первоначальный вид: расчистят от поздних наслоений и пристроек, воссоздадут наиболее выразительный элемент здания — башню с часами. На крыше установят солнечные батареи, которые обеспечат до 10 процентов энергии, необходимой для эксплуатации здания ГЭС-2.
Частью нового пространства станут арт-резиденции и залы-трансформеры для театральных и музыкальных концертов, постановок и перформансов. Акустикой в ГЭС-2 занимаются специалисты, которые отвечали за звук в Парижской филармонии.
Для коллекций фонда предусмотрено хранилище площадью 2,8 тысячи квадратных метров, где разместят и реставрационные мастерские.
Часть бывшей электростанции, отдельно стоящее здание под названием «Своды», будет отведено под творческие мастерские и станет центром художественного производства. В здании площадью две тысячи квадратных метров со сводчатыми потолками в два этажа (один — на уровне земли, другой — подземный) когда-то располагался цех водочного завода П.А. Смирнова. Помимо художественных студий с оборудованием для работы по металлу и дереву, видеомонтажа и фотопечати, здесь появятся студии звукозаписи, репетиционный зал и даже пекарня.
Также предусмотрено создание двухэтажного подземного паркинга с эксплуатируемой кровлей, на которой высадят березы. Деревья гармонично впишутся в окружающую среду.
Дом культуры будет принимать москвичей и туристов. Здесь будет создано около 500 новых рабочих мест.
На данный момент выполнен монтаж монолитных конструкций. Завершено устройство кровли, металлоконструкций, инженерных коммуникаций и оборудования, ведутся отделочные работы и благоустройство.
Окончание работ запланировано на первое полугодие 2021 года.
Пешеходный мост и спуск к воде
Органичным продолжением музейно-образовательного комплекса ГЭС-2 станет новая пешеходная зона от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной.
Проект предусматривает реконструкцию Патриаршего пешеходного моста на участке между Берсеневской и Якиманской набережными с устройством консольных трибун (амфитеатров), лестничных сходов и лифтов для маломобильных граждан.
В подмостовом пространстве планируется разместить небольшие общественно-культурные центры общей площадью 5,7 тысячи квадратных метров.
На участке Болотной набережной, примыкающем к Патриаршему мосту, будет проведено благоустройство и создан спуск к воде для отдыха и прогулок.
Работы по реконструкции Патриаршего моста и благоустройству набережной были начаты летом 2019 года. Завершить их планируется в 2020 году.
Общественное пространство вокруг ГЭС-2 станет одной из точек притяжения на пешеходном маршруте по набережным Москвы-реки, создание которого входит в число основных целей городской программы благоустройства.
Благоустройство набережных
В течение последних лет Правительством Москвы было проведено благоустройство Пречистенской, Кремлевской, Москворецкой, Берсеневской, Якиманской, Овчинниковской, Озерковской и ряда других набережных в центре города. Создан парк «Зарядье». Проведен ремонт Большого Москворецкого моста. В настоящее время идет ремонт Большого Каменного моста.
В планах на ближайшие годы — комплексное благоустройство Репинского сквера (Болотной площади), Фалеевского переулка, Софийской и других набережных на Болотном острове и противоположных берегах Москвы-реки.
ГЭС-2: как самый богатый человек России превращает электростанцию в арт-центр
В 2019 году на месте ГЭС-2 заработает культурное пространство под эгидой фонда V-A-C. Сейчас бывшая электростанция в переходном состоянии: ее расчистили, но стройка не началась. В преддверии фестиваля Geometry of Now, который пройдет там через неделю, «Афиша Daily» раскрывает анатомию проекта.
Где это находится
Фестиваль Geometry of Now, лайнапу которого мог бы позавидовать армовский Outline, — самый большой сдвиг в спальной жизни «Красного Октября» со времен переименования клуба «Рай» в Icon. Он пройдет с 20 по 27 февраля в ГЭС-2 — желтом здании с трубами, стоящем за забором на Болотной набережной.
Бывшая электростанция фактически последнее промышленное строение на «Октябре», которое до сих пор не было перепрофилировано. По одну сторону от него на Берсеневской набережной находится «Стрелка», по другую — кинотеатр «Ударник»: еще один арт-долгострой, который бизнесмен и основатель премии Кандинского Шалва Бреус планировал превратить в музей, но все никак не превратит (он так и не смог приобрести здание в собственность. — Прим. ред.). Кроме того, в пределах пятнадцатиминутной прогулки от ГЭС-2 расположены обе Третьяковские галереи и комплекс ГМИИ им. Пушкина, строительство которого планируют завершить к 2022 году. То есть в перспективе Москва может получить территорию компактного проживания нескольких музейных центров, а «Красный Октябрь» — перейти к созидательной деятельности, если опыт ГЭС-2 потянет за собой других резидентов.
Что здесь было
Если вы хотите понять, что из себя представляет ГЭС-2 в архитектурном смысле, то лучшего момента, чем сейчас, не найти. Отсюда вывезено все оборудование, интерьер залит светом. В данный момент здание больше всего похоже на свой исторический исходник — Центральную электрическую станцию городского трамвая, которую построил в 1907 году Василий Башкиров (1870–1917). Архитектор известен как соавтор художника Виктора Васнецова: он построил его дом — былинную избушку в Мещанском районе — и работал с ним над фасадом здания Третьяковки в Лаврушинском переулке. Трамвайная станция тоже выстроена с элементами неорусского стиля. Помимо четырех узорчатых труб, впоследствии замененных на металлические, она имела башенку с часами, которая лишилась своего «кремлевского» навершия. Вообще, в XX веке здание не берегли: к нему пристраивали новые корпуса и немилосердно уничтожали исторические фасады.
История ГЭС-2
На месте винно-солярного двора строится Центральная электрическая станция московских городских железных дорог — электричество идет на снабжение городских трамвайных линий.
2 (15) февраля станция была введена в эксплуатацию. На ее постройку со всем оборудованием городской казной было израсходовано около 2 100 000 р. Каждый турбогенератор стоит 210 тыс. р.
Электростанция получает название ГЭС-2 — не потому что она гидроэлектростанция, а потому что государственная.
Строится Дом на набережной с кинотеатром «Ударник», загородившим станцию. ГЭС-2 подавала пар в прачечную дома — этому служил отдельный небольшой паровой котел. Чтобы шатровая башня не портила фон кинотеатра «Ударник», ее разобрали.
Все котельные ГЭС-2 были полностью переведены на газовое топливо в 1947 году. В 1965 году демонтированы 12 старых котлов 1907 года и смонтированы два новых. В 1991–1995 годах происходит последняя модернизация станции.
Город решает закрыть ГЭС-2 по причине «морального и физического износа оборудования», а также высокой стоимости производимой энергии. Вместо нее электричество будет производить строящаяся рядом ПС «Берсеневская».
Бизнесмен Леонид Михельсон создает фонд V-A-C (Victory — The Art of Being Contemporary), названный в честь его дочери. Его директором становится итальянка Тереза Мавика, с которой он познакомился на Венецианской биеннале. Цель фонда — поддерживать развитие российского искусства.
Сергей Капков советует выкупить здание бывшей электростанции Михельсону, который ищет площадку под свой музей. За нее владельцы «Новатэка» заплатили «Газпрому» 1,7 млрд р.
Мавика и Михельсон представляют Собянину концепцию реновации ГЭС-2 от архитектурной суперзвезды — итальянца Ренцо Пиано, построившего парижский Центр Помпиду. «Такие глобальные вещи без поддержки города невозможны», — комментирует Мавика.
Идут работы по вывозу заводского оборудования, а в части здания запускается проект «Расширение пространства» — показывают результаты внутреннего конкурса V-A-C на лучший художественный проект, посвященный Москве. Среди участников — Арсений Жиляев, Павел Отдельнов, Кирилл Савченков и др.
«На месте электростанции с XVIII века находился винно-солярный двор. У государства была монополия на торговлю как вином, так и солью, и здесь был построен склад, откуда эти товары распределялись потом по основным точкам продажи. Складские здания формировали каре и были мало украшены, но въезд со Всехсвятской улицы (Серафимовича. — Прим. ред.) был оформлен воротами и башенкой, похожей на минарет.
Интересно, что трамвайная электростанция была одной из первых городских электростанций. Все предыдущие — в том числе и ГЭС-1 на Раушской набережной) — находились в частном владении, и город покупал у их владельцев электроэнергию. К началу XX века городской трамвай развивался так бурно, что стал потреблять треть всей энергии электростанции на Раушской. Поэтому городские власти решили построить собственную станцию. Она была оборудована турбинами швейцарской фирмы Brown, Boveri & Cie.
Что касается архитектуры, то индустриальные здания в России были выстроены как римские базилики в плане. Так устроена и ГЭС-2: центральная часть здания приподнята над боковыми и работает как световой фонарь. Когда-то его украшала башенка, которая перекликалась с башнями Кремля и призвана была разрушать давящее ощущение от монументального объема. Центральный фасад по задумке архитектора должен был смотреть на Всехсвятскую, но из-за Дома на набережной и кинотеатра «Ударник» теперь здание не может восприниматься ни с одной точки так, как рассчитывал архитектор».
Основные действующие лица
Самый богатый человек России (состояние 14 млрд долларов), инженер-строитель по профессии. В 1987 году возглавил «Куйбышевтрубопроводстрой», который в 1991 году стал частной строительной компанией АО «Самарское народное предприятие «Нова». Затем стал гендиректором управляющей компании «Новафининвест». С 2003 года — председатель правления ОАО «Новатэк». В 2009 году создал в Москве фонд современного искусства «Виктория — Искусство быть современным» (V-A-C, Victoria — the Art of Being Contemporary), который реализует различные арт-проекты в Москве, Самаре, Венеции, Лондоне и других городах.
Дочь Леонида Михельсона, родившаяся в 1992 году. Изучала историю искусства в New York University, с прошлого года — член попечительского совета New Museum в Нью-Йорке. Основательница галереи Victoria в Самаре. Будущий директор культурного пространства в ГЭС-2. Регулярно фигурирует на верхних строчках в списках богатейших невест России. Вместе с дочерью Терезы Мавики Гретой занимается организацией проекта V-A-C Live и, в частности, фестивалем «Геометрия настоящего».
Итальянский куратор и арт-деятель с долгой любовью к русской культуре. В Восточном университете Неаполя написала диссертацию по правовым основам российской государственности, потом продолжила обучение в Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова в Москве. В 2003 году руководила галереей Стеллы Аминовой Stella Art Foundation. В 2009 году Тереза Мавика по предложению Михельсона стала директором фонда V-A-C.
Архитектор, основатель бюро Renzo Piano Building Workshop, лауреат Притцкеровской премии. Свою звездную карьеру начал в 1971 году, когда в возрасте 34 лет выиграл вместе с Ричардом Роджерсом конкурс на Центр Помпиду в Париже. В 2015 году было объявлено, что Пиано нанят фондом V-A-C для проектирования арт-центра на месте ГЭС-2 на «Красном Октябре». Как рассказывает Мавика, выбран он был в том числе за свою любовь к воде. Глядя на набережную перед ГЭС-2, первое, что он спросил: «Как используют реку, когда она замерзает?» Никакого конкурса реконструкции ГЭС-2 не устраивалось, несмотря на то что здание находится в самом центре города.
Экс-глава Департамента культуры Москвы, сейчас заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики городского развития» на экономфаке МГУ. Будучи директором Департамента культуры, именно он предложил Леониду Михельсону рассмотреть здание электростанции как возможную резиденцию фонда.
Как будет устроен арт-центр
Мавика не стесняется критиковать и политику музеев Москвы, и дистанцию искусства от зрителей (хотя и проекты фонда V-A-C не стремятся к доступности). Очереди в Третьяковку, например, она называет следствием неэффективности, а хвастовство миллионом посетителей в год от ГМИИ — смешным: Art Institute of Chicago посещает в год половина жителей города — полтора миллиона. Взамен устаревшей назидательной модели музея-архива на «Красном Октябре» она хочет создать место для всех — площадь, где «кипит жизнь и производится современная культура».
Здесь и далее — фотографии с выставок V-A-C. Natural zones, 2014/ Природные зоны на выставке ИK-00 (Венеция, 2014)
Коллекция фонда V-A-C в Галерея Уайтчепел, Лондон
Ретроспектива Андрея Монастырского, 2010. ММОМА
Инсталляция «Леса» на Политехническом музее, 2015
«Модерникон. Современное искусство из России», 2010. Каза-деи-Тре-Очи, Венеция
Постоянной экспозиции у нового музейного пространства не будет. Временные проекты — российские и международные — так или иначе станут крутиться вокруг коллекции фонда V-A-C, которая, в свою очередь, основана на коллекции самого Михельсона. В 2000-е годы он собирал преимущественно русский импрессионизм. Но когда был создан V-A-C, коллекция перестала быть частным собранием и перешла в ведение фонда. В ней появились мировые имена послевоенного периода; сейчас в ней есть работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Энди Уорхола, Виллема де Кунинга, Альберто Джакометти, Рудольфа Стингела, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Бриджит Райли. Фотографии некоторых работ можно посмотреть в фейсбуке фонда по хэштегу #vaccollection.
Кроме того, V-A-C сохраняет свою выставочную площадку в Венеции, на Дзаттере, — она откроется весной этого года вместо старой площадки Каза-деи-Тре-Очи, которая будет работать как второе легкое, дышащее в унисон с московской ГЭС-2. Они будут заполнять друг друга постоянно и выставочными, и образовательными программами.
Архитектура ГЭС-2 в деталях
Пиано планирует изменить расположение труб, сделать некоторые их части прозрачными и поместить внутрь вентиляционное оборудование, а еще разбить рядом с музеем березовый лес.
Трубы
Наследие
Экология
Три основные зоны
Цифры
Связь с городом
Что такое «Геометрия настоящего»
Пока у фонда V-A-C не было собственного здания в России, он реализовывал свои проекты в чужих пространствах, причем не самых очевидных — например, в Музее Вооруженных сил, Музее меценатов, благотворителей и предпринимателей и историко-мемориальном музее «Пресня». Среди прочего у них продолжается совместная программа с Музеем ГУЛАГа «Процессы. Опыты искусства в музее». Там художники устраивали перформанс, напоминающий заседание суда, и задавались вопросом о новом использовании территорий бывших лагерей. В целом фонд предпочитает работать с молодыми авторами, склонными к эстетике постконцептуализма и некоторому наукообразию, чуждому броских эффектов. Грубо говоря, к искусству V-A-C не выстраиваются очереди, чтобы сфотографировать в инстаграм.
Аудиовизуальный фестиваль «Геометрия настоящего» на площадке ГЭС-2, который курирует британский художник и музыкант Марк Фелл, — еще радикальнее. Кажется, он вообще не учитывает массового зрителя, приученного музеем «Гараж» к предметному искусству и внятным экспликациям. Фелл — половинка дуэта Snd, выпускающего шкварчащую электронику на лейбле Raster-Noton, — говорит, что отбирал участников, следуя логике здания. А это, напомним, заброшенная станция. В итоге если потребуется дать описание грядущему фестивалю, учитывая московский контекст, то по составу артистов Geometry of Now похож на рейв, как его умеют делать техно-промоутеры «Армы», только устроенный музейными архивариусами и сотрудниками НИИ.
«Мы хотели показать здание в период его функциональной и физической пустоты, но в то же время наполнить искусством — это удалось сделать через медиум звука. Художники переосмыслят помещения ГЭС-2 используя инсталляции и перформансы, показывая архитектуру и Ее звучание.».