что строят на канале им москвы
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Два гидроузла Канала имени Москвы реконструируют
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Главгосэкспертиза России согласовала проектно-сметную документацию на реконструкцию двух гидроузлов.
Гидроузел № 3 находится в подмосковном городе Яхрома, второй – Перерва в поселке Шлюзы, раскинутом на трех островах Москвы-реки на юго-востоке столицы.
Согласно проекту, там реконструируют механическое оборудование, гидротехническую и строительную части, а также фасады и кровлю водосброса № 51 гидроузла, обновят контрольно-измерительную аппаратуру, укрепят откосы берега и отремонтируют участки ограждения по периметру комплекса.
Также гидроузел № 3 оснастят инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
В рамках второго этапа обновят объекты инфраструктуры Канала имени Москвы, включающий работы на Перервенском гидроузле в охраняемом поселке Шлюзы, где проживает обслуживающий персонал гидроузла, ГЭС и ремонтной базы судов.
Там реконструируют склад и гараж, фактически построят заново здание Московского района гидротехнических сооружений, а также трансформаторную подстанцию и дизель-генераторную установку.
Кроме того, будут реконструированы часть механического оборудования шлюза 10, шлюза 11, ГЭС 195 и контрольно-измерительная аппаратура.
Напомним, с 2019 года реализуется проект комплексной модернизации гидротехнической инфраструктуры Московского бассейна внутренних водных путей. В ближайшие годы планируется капитально отремонтировать и реконструировать основные объекты Канала имени Москвы, обеспечивающие судоходство и водоснабжение в Центральной России.
Второй этап проекта включает реконструкцию гидроузлов канала, в том числе гидроузла № 3 1933-1936 годов постройки, расположенного в Яхроме в Подмосковье.
Ранее Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на второй подэтап работ, включающий решения по реконструкции Карамышевского гидроузла.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы
Пресс-служба московского Департамента капитального ремонта сообщила, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров.
Сергей Баймухаметов
«На нем планируется разместить уменьшенные копии существующих на канале шлюзов. Копию Канала имени Москвы украсит архитектурно-художественная подсветка из 524 светильников. В вечернее время она будет светиться мягким и теплым светом.Здесь дети и взрослые смогут весело провести время, например, запуская кораблики…Гидротехническое сооружение будет нести в себе не только эстетическую функцию, но и просветительскую».
Как относиться к такому сообщению?
Летом 1937 года прошел первый теплоход по каналу Москва – Волга. Сейчас он называется Канал имени Москвы. По нему можно выйти в Волгу, а по Волге, по системе каналов – на Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Белое моря.
Без этого канала в Москве не было бы питьевой воды. Уже к началу XX века город выпивал практически всю Москву-реку и прилегающие речушки. По самой Москве-реке можно было гулять вброд.
По каналу Москва – Волга в столицу пришла волжская вода. Кроме того, за счет Волги живет Москва-река.
Канал протяженностью 128 километров построили за 4 года 8 месяцев. Да если бы только канал с его 11 шлюзами! Воздвигли 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и Северный речной порт), многочисленные пристани местных линий, 700 километров железнодорожных путей, сотни километров автомобильных дорог и линий электропередач!
Обиходное слово «зэк» на канцелярском языке ГУЛАГа писалось так: «з/к» и означало: «заключенный каналоармеец». Оно вошло в нашу жизнь и историю со строительства Беломорско-Балтийского канала, 1931-1933.
О них, о зэках, и речь. Другими словами – о цене «наших побед».
Из воспоминаний заключенного Дмитлага инженера Александра Крохина:
О том же пишет в воспоминаниях вольнонаемный инженер Алексей Комаровский, попавший на строительство канала после трех лет заключения в Сиблаге.
«Все земляные работы на канале велись вручную. Грунт на котловане отвозили грабарки, да и тачки были еще в ходу. С Яхромских холмов трасса канала напоминала огромный, вытянувшийся на необозримые просторы живой муравейник. Ночью этот муравейник освещался огнями множества прожекторов. И так от Волги до Москвы. Недостатка в живой силе не было. ГУЛАГ поставлял ее бесперебойно и в неограниченном количестве. Без преувеличения можно сказать, что Канал имени Москвы покоится на костях заключенных».
Из воспоминаний неназванных свидетелей:
В справке Санитарного отдела ГУЛАГа черным по белому написано: «Средний уровень смертности в лагерях ГУЛАГа составил 15,7 процента с колебаниями. » Это к 1933 году, как раз ко времени создания Дмитлага. Значит, в среднем только в 1935 году, при численности в 192 229 человек, в Дмитлаге умерло 30 179 заключенных.
От голода и болезней. Не считая расстрелов. Свидетельствует шофер Дмитлаговской автобазы А. Воронков:
«На казнь возили каждую ночь. Расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У них это называлось «повезти на шлёпку».
Списочный состав Дмитлага на 1 января 1937 года – 146 920 человек. 55 тысяч «ударников труда» освободили. Какую-то часть распределили по другим лагерям. Остальных – расстреляли на московских «спецобъектах» Бутово и Коммунарка с августа 1937 по апрель 1938 года.
А теперь пресс-служба московского Департамента капитального ремонта сообщает, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров. «Здесь дети и взрослые смогут весело провести время, например, запуская кораблики. Это гидротехническое сооружение будет нести в себе не только эстетическую функцию, но и просветительскую.
Какую «просветительскую»? Что тут можно сказать?Тупик. Вот какое наследство нам досталось.
В конце 80-х, в давние уже годы перестройки и гласности, когда началась вторая волна разоблачений преступного сталинского режима, один из ветеранов КПСС говорил мне: «Египетские пирамиды строили рабы. Так что теперь, разрушать их?»
Такая была и осталась доныне якобы хитроумная смесь софистики, подлога, смешения и подмены понятий. Ничего не надо разрушать. Надо помнить. Вернее, не забывать. Иначе восторжествует не просто беспамятство, а победит ползучая реабилитация сталинизма. Она непрерывна. Например, газета «Советская Россия», рупор КПРФ, писала в статье, посвященной 80-летию завершения строительства канала:
«Современные люди думают, что в советской исправительной системе заключенные работали бесплатно и кормили их впроголодь. Бытует мнение, что зеки мерли сотнями тысяч от голода и болезней, и много других небылиц. Власти к ним старались относиться по-человечески, способствовали реабилитации осужденных уголовников еще в трудовом заключении. Дмитлаг в наивысшей степени стал осуществлением на практике советского принципа так называемой перековки заключенных для будущей нормальной человеческой жизни…Сегодня принято все, что сделано в советский период, мазать черной краской. Хочется верить, что для России наступят лучшие времена, и память о героическом труде предков на великих национальных стройках XX века заставит будущие поколения русских людей стать достойными тех великих свершений».
Статья называлась «Артерия жизни». Что тут скажешь? Певцы ГУЛАГа.
Главархив рассказал, как строили канал имени Москвы
Горожане могут больше узнать о том, как сооружали канал имени Москвы. В Главархиве сохранились свидетельства о его строительстве и сложностях, с которыми столкнулись специалисты.
Канал имени Москвы — одно из главных сооружений времен сталинской реконструкции, соединившее Волгу с Москвой-рекой. Ожидалось, что это усилит роль Москвы как торгово-промышленного центра.
Идея построить канал появилась еще в XVIII веке, но технические возможности не позволяли это сделать вплоть до 1930-х годов. До 1947-го канал носил название Москва — Волга, а затем его переименовали в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.
К 1930-м годам население столицы увеличилось, тогда остро встал вопрос о снабжении города питьевой водой. Также для начавшейся индустриализации и реконструкции Москвы нужно было увеличить объем перевозок водным путем грузов, строительных и других материалов. Главная же водная артерия — Москва-река — не могла в достаточной мере обеспечить потребности стремительно растущего города.
В 1931 году разработали план, в соответствии с которым нужно было начать использовать для водоснабжения Москвы ресурсы Волги. Вскоре началось и строительство канала.
Трудности возникли уже в самом начале. Одной из основных проблем стала нехватка кадров. Причин этому было несколько: не было мест для приема пищи, гигиены и отдыха строителей, случались и частые простои в работе. Кроме того, для строительства недоставало материалов, а выделенные изначально фонды были сильно урезаны. Например, из отведенных первоначально 53 тысяч кубических метров леса выделили только около одной пятой этого объема — всего 10 тысяч. Были и сложности с поставками — например, почти через месяц после начала строительства не было ни одной поставки стекла. Все это грозило срывом сроков строительства, которые и так были ограничены.
Чтобы этого не допустить, Моссовет 11 июля 1932 года принял постановление, где ответственным организациям поручалось снабдить строителей канала Москва — Волга необходимыми материалами, оборудованием и обеспечить финансирование для создания требуемых условий труда. Также было приказано привлечь к строительству достаточное количество кадров — и специалистов, и рабочих.
В результате к строительству привлекли около 100 тысяч рабочих, благодаря которым удалось реализовать один из крупнейших проектов в истории Москвы.
Проведенные работы впечатляли и масштабом, и объемом, и сложностью: их фронт составил 130 километров, на котором провели 53 миллиона кубических метров земляных работ. Была достигнута и главная цель — увеличение водопотребления москвичей, которое выросло до 600 литров в сутки из расчета на одного жителя, а это почти в пять раз больше минимального гарантированного расхода — 117 литров в сутки.
Кроме того, канал превратил Москву-реку в главную судоходную артерию столицы. Габариты канала и размеры камер шлюза позволили проходить его всем типам судов любых размеров.
Канал имени Москвы
15 июля 1937 года был торжественно открыт канал Москва — Волга, в 1947 году переименованный в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.
Он соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы.
Общая длина канала 128 километров, из них 19,5 километров пути проходит по водохранилищам. Он берет начало на правом берегу Волги у города Дубны, в восьми километрах выше устья реки Дубна. В этом месте на Волге сооружена плотина, образовавшая Волжское водохранилище (Иваньковское), называемое иногда Московским морем. Трасса канала идет от Волги на юг, к Москве, пересекая Клинско-Дмитровскую гряду. На ней сооружены девять шлюзов. На Иваньковском водохранилище находится шлюз № 1.
Уровень воды в верховьях Волги выше, чем в Москве-реке. Поэтому первые 74 километра канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположены пять гидроузлов (№ 2-6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции. Суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъем в 38 метров. На эту же высоту насосными станциями перекачивается волжская вода на следующий участок канала — водораздельный бьеф (расположенный на водоразделе, т.е. его наиболее высоко лежащая часть), длиной 51 километр, который включает пять водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское), соединенных судоходными каналами, а также примыкающее к ним Учинское водохранилище.
На Химкинском водохранилище располагаются Северный речной порт и Северный речной вокзал столицы. Последние три километра канала являются лестницей южного склона, состоящей из двух двухкамерных шлюзов № 7 и № 8. По ним суда, спустившись на 36 метров, попадают в Москву-реку. Между шлюзами № 7 и № 8 канал проходит в искусственной насыпи, в том числе перед шлюзом № 8 — над трассой Волоколамского шоссе.
Ширина канала (по зеркалу воды) составляет 85 метров, она рассчитана на свободное расхождение встречных судов и караванов барж. Глубина его позволяет проходить по каналу речным судам грузоподъемностью до пяти тысяч тонн.
Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.), в том числе восемь гидроэлектростанций (самая крупная из них Иваньковская ГЭС), 19 мостов, три главные пристани, а также многочисленные пристани местных линий.
Вся система сооружений канала проектировалась с расчетом на минимальный расход энергии. Было установлено самое современное оборудование, управление механизмами и затворами централизовано на одном пульте. Классический архитектурный стиль был выдержан у всех сооружений канала, отделка велась ценными природными материалами. Каждый шлюз и прилегающая к нему территория получили свое оформление.
В комплексе сооружений каждого шлюза господствуют массивные объемы башен управления, завершающихся легкими декоративными надстройками или скульптурой. Стены башен украшены мемориальными досками, барельефами, изображающими эпизоды строительства канала.
Особенно изящным получилось здание Северного речного вокзала. Оно построено в стиле «сталинского классицизма», своим видом напоминает корабль, украшенный сверху мачтой-шпилем. Вдоль здания расположены аркады и галереи, в торцах находились два фонтана. Украшением башни является пятиконечная звезда из самоцветов, которая до 1930-х годов находилась на Спасской Башне Московского Кремля. На колоннах при входе в здание вокзала расположены круглые мозаичные панно с изображением достижений советской промышленности 1930-х годов.
Канал был построен согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 1 июня 1932 года № 859 «О строительстве канала Москва — Волга» в целях обеспечения судоходства между реками Москва и Волга, водоснабжения города Москвы и санитарного обводнения рек Москвы и ее притоков.
Его строительство началось 3 сентября 1932 года. Стройка длилась четыре года и восемь месяцев. За это время строители вынули 151,4 миллиона кубометров земли, уложили 3,11 миллиона кубометров бетона и железобетона, укрепили, почти 6,5 миллиона квадратных метров откосов канала камнем. Строительство велось круглосуточно. На канал работали самые крупные заводы страны.
Впервые на подобном строительстве использовалась исключительно советская техника, материалы и специалисты.
На стройке работали экскаваторы, автомобили, тракторы и другая техника, но ее не хватало. Поэтому преобладал ручной труд. Наряду с вольнонаемными инженерами, проектировщиками и гидротехниками на строительстве канала трудились десятки тысяч заключенных, репрессированных в конце 1920-х годов и в 1930-е годы. Для этой стройки специально был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитрлаг), управляющий центр которого занял комплекс зданий Борисоглебского монастыря.
Строительство канала находилась под неусыпным наблюдением сотрудников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), в том числе личного состава Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГа) и Дмитрлага. Тяжесть земляных работ, плохое питание и жесткий лагерный режим приводили к высокой смертности среди строителей канала. По официальным данным, за время его прокладки погибли почти 23000 человек, по неофициальным — в разы больше.
Ранней весной 1937 года канал был почти готов. 23 марта 1937 года на самом высоком уровне было принято решение приступить к его наполнению водой из Волги. К 17 апреля эта работа была завершена. 2 мая по каналу с верхней Волги до Москвы впервые прошла флотилия специально построенных для плавания по нему теплоходов.
В течение 2,5 месяцев осуществлялась пробная эксплуатация канала. Официальной датой его открытия для пассажирского и грузового движения считается 15 июля 1937 года.
При строительстве канала особое внимание было уделено природоохранным вопросам. Часть рек и ручьев, пересекающих трассу, была пропущена под каналом в дюкерах и трубах. Проходящие по нему суда оборудовали специальными системами для сбора технических вод. Для озеленения канала со вкусом подбирали породы деревьев и кустарников. Сама трасса и прилегающие к ней территории были объявлены зонами санитарной охраны.
В 1941 году канал сыграл важную роль в защите Москвы от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны (1941-1945). Подавая тогда около 80% питьевой воды для Москвы, канал имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности столицы. Гидроэлектростанции канала составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По нему перевозились военные грузы.
Понимая значение канала, немецкие войска рвались к нему, чтобы перерезать эту жизненно необходимую для Москвы транспортную и водноэнергетическую артерию. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина (ныне Тверь) в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника вынуждены были повернуть назад.
В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин — Рогачево — Дмитров. По распоряжению командующего Западным фронтом Георгия Жукова к 1 декабря 1941 года вода из канала была сброшена в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате разлива рек Сестры и Яхромы образовался мощный водяной заслон, который преградил путь немецкой армии.
Канал выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году был сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление советских войск в начале декабря 1941 года.
В результате военных действий многие сооружения канала сильно пострадали. Сквозное движение по нему было открыто 19 мая 1942 года. Полностью восстановление канала было завершено в 1943 году.
В настоящее время Канал имени Москвы перекачивает более 1,5 миллиарда кубических метров воды, из которых 700 миллионов кубов воды идет на водоснабжение населения и предприятий, обеспечивая более 60% всего водопотребления города Москвы; более 500 миллионов кубов — на санитарное обводнение рек Москвы и Яузы; около 150 миллионов кубов используется для целей судоходства.
Инженеры и рабочие обслуживающие эту транспортную артерию, постоянно совершенствуют оборудование трассы. Канал стал своеобразной лабораторией, где испытываются и внедряются новейшие достижения гидротехники и электроники.
В административном здании Яхромского района гидротехнических сооружений, расположенном в поселке Деденево, 5 июля 2007 года бы открыт музей истории и современности Канала имени Москвы.
В память о строителях канала, на его берегу при подходе к шлюзу №4 (в районе поселка Деденево Московской области) возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших, а под городом Дмитровом на западном берегу трассы установлен мемориальный крест.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Канал на крови: А по берегам — мёртвые с косами стоят
90 лет назад было принято решение пустить воды Волги в Москву
Не канал, а каналище — искусственная водная артерия от Волги (в районе Дубны) до Москвы поражает сейчас своей красотой и техническим совершенством. 90 лет назад, 15 июня 1931 года, на пленуме ЦК ВКП (б) по докладу Лазаря Кагановича о положении с водой в столице, было решено использовать ресурсы Волги для водоснабжения Москвы и других городов региона.
Строили ударными темпами, что отразилось в названии одного из лагерей строителей ГУЛАГа «Темпы», трудились день и ночь — в память осталась платформа и одновременный посёлок «Трудовая Северная». Да и других отметин на берегах канала в память о «героическом» труде осталось с тех далеких уже времен немало. Но мало кто об этом уже и помнит.
Изначально имеющий нынешнее название канал имени Москвы протяженностью в 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, предназначался для пополнения столицы питьевой водой, а уж во втором предназначении — для судоходства. Вода из Волги, идущая в белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водоресурса Москвы. А еще, канал — это красивейшее место, где каждый его участок радует глаз, как с берега, так и с борта круизного теплохода.
Вот едешь, бывало, по участку дороги от Дмитрова до Дубны (ну, или в обратную сторону), высоченные березы здесь окружают трассу, красота необыкновенная. И вдруг, бац, параллельным с тобой курсом, на расстоянии всего-то метров в 50, плывёт белоснежный теплоход или баржа, доверху груженная песком. Такое ощущение, что сам качаешься на волнах и — протяни руку — дотронешься до борта судна.
А еще потрясающее зрелище, когда пятничным вечером выйдешь на берег канала в районе Икши, там, где его пересекает мост «третьей бетонки» возле железнодорожной станции «Морозки», и видишь сияющий огнями теплоход. Звучит музыка оркестра (видимо в записи), сидят за столиками парочки и веселые компании. И одинокая женщина, затерявшаяся на верхней палубе, машет тебе радостно рукой — то ли зовет к себе, то ли просто от избытка чувств радуется любому встречному на реке, пусть и с удочкой в руках.
Круизное движение на канале им. Москвы сейчас не такое интенсивное, как в первые годы его существования, когда пассажиры запросто добирались хоть до Твери, хоть до Санкт-Петербурга (тогдашнего города Ленинграда), через Волго-Балтийский канал. Пароходы бегали через эту водную артерию и на Большую Волгу, вплоть до Астрахани. Время было тогда не столь быстротечно, и неделя-другая в пути не вызывали особых неудобств. Тем более, что помимо каюты на судне путешественнику прилагался целый комплекс дополнительных услуг — рестораны, танцевальные площадки, места для отдыха на верхних палубах.
Соседка по даче, который находится в поселке «Речник-1» (это напротив посёлка Деденево), баба Соня, вспоминает, что раньше на канале судам и баржам было не протолкнуться. «Шли по воде днём и ночью, гудели своими сиренами постоянно, — вспоминает София Тимофеевна. — Еще когда мост в Морозках не построили, была тут у нас паромная переправа, чтобы перебраться в Деденево. Так порой добрый час приходилось ждать, пока баржы на шлюзе в Икше стояли, дожидаясь сброса воды. Сейчас поменьше стало, но нет-нет, да выйду на берег, провожу пароход взглядом».
Шлюзы — пожалуй, основная достопримечательность канала им. Москвы. Их одиннадцать, и практический каждый является архитектурной и исторической достопримечательностью. И если решиться на речное путешествие, то помимо потрясающей природы, пейзажи которой завораживают хоть летом, хоть уже и «золотой» осенью, можно внимательно присмотреться к шлюзам. Некоторые из них напоминают триумфальные арки, на одном, носящем название № 5, установлена скульптура «Девушка, несущая корабль». В архитектуре шлюза № 3 гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающих каравеллы Христофора Колумба.
Из более чем двухсот гидротехнических сооружений на канале наиболее грандиозным является Северный речной порт, который наконец-то реконструировали и придав былой блеск, добавили современного изыска. А вот на берегах самого канала поддержание технического состояния никогда и не прекращалось. Исправно работают бакены и светофоры, берега убирают от старых или мешающих навигации деревьев, шлюзы регулируют сброс воды. Это вообще потрясающее зрелище, когда она заходит и выходит в водоотводы — мощь невероятная! Течение под мостами в эти водохранилища напоминает в такие моменты горный поток. Этим приноровились пользоваться местные рыбаки, которые здесь подлавливают судака, который устремляется за мелкой рыбешкой в потоке.
Вообще рыбалка на канале — тема для отдельного обсуждения. Хищник, щука, держится в заливах-водоотводах, судак разбойничает на всей территории, но его наибольшая активность приходится на весну, когда нерестится уклейка. Осенью судак скатывается в Волгу, но в последние годы замечен и в заливах. Водится лещ и плотва, так что наиболее активных рыбаков здесь можно увидеть и зимой, на льду. Кстати, использование маломерных судов, моторных и весельных лодок, в период судоходства на канале категорически запрещён. Допускается использование «резинок» — надувных лодок в заливах или впадающих в канал рек, чем и пользуются местные рыбаки, принося домой вполне приличный улов.
А еще берега канала имени Москвы стали зоной размещения многочисленных домов отдыха, санаториев, рыболовных баз и дачных посёлков. Этот участок занимает протяженность от Клязьминского водохранилища до практически самого города Дмитрова. Места и впрямь потрясающие, их облюбовали в последние десятилетия как под размещение яхт-клубов, так и строительство частных домов, правда, не на самом берегу канала, а на берегу заливов и водохранилищ.
Вообще изначально канал Москва-Волга носил имя Сталина. Про Кагановича при официальном открытии в июле 1937-го уже не вспоминали. Сталин, к слову, канал поздней осенью 1941 года использовал как мощное оборонительное сооружение. Вначале в него «качнули» воду, затопив немецкие танковые дивизии под Яхромой, потом его осушили, превратив при наступивших морозах в огромный противотанковый ров. Канал сыграл большую роль в том, что наступление немцев на Москву со стороны Дмитрова было сорвано. Можно сказать, канал-герой.
В 1947-м, во время празднования 800-летия Москвы, Сталин отказался от своего имени — канал по его решению переименовали в канал имени Москвы. Тогда же в столице в районе Бескудниково появилась улица «800-летия Москвы» — самое сейчас «пробочное» место на Дмитровском шоссе из-за строительства метро. А вот канал — открыт на всех направлениях. И если в 2020-м здесь проход одинокой баржи был событием, то сейчас опять активно снуют теплоходы компании «Водоходъ». Многим проплывающим туристам, машущим селянам и дачникам на берегу, и неведомо, что берега эти обильно политы кровью его строителей. Вода всё смыла.