В Североморске скоро начнут строить индивидуальные дома
В районе Восточной и Матросской улиц в Североморске появится 70 земельных участков, большая часть которых будет отведена под жилищное строительство. Сейчас компания ООО «Вектор» занимается межеванием и планировкой территории.
В Североморске завершается строительство детсада на улице Восточной
17 ноября депутаты Мурманской областной Думы, члены партии «Единая Россия» Михаил Ильиных, Юрий Шадрин, Глава ЗАТО г. Североморск Олег Прпсов, руководитель Североморского местного отделения партии «Единая Россия», председатель Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Евгений Алексеев, начальник Управления образования Юлия Гладских и депутат Андрей Орлов проконтролировали ход работ по завершению строительства детского сада на 220 мест на улице Восточная.
Докладывал о сроках завершения строительства производитель работ Игорь Стародумов, представляющий компанию ЗАО «МНК-ГРУПП». Он сообщил, что в целом работы по детскому саду выполнены более чем на 79% и ведутся в соответствии с графиком.
Строители приступили к отделке внутренних помещений. Уже подключены канализация, водоснабжение, проложена внутренняя электропроводка.
Осталось подключить теплоснабжение, проложить воздушные линии электроснабжения, завершить работы на 12 теневых навесов для каждой группы во дворе детского сада. Полностью завершены и земляные работы, до наступления холодов уложен асфальт.
Детский сад будет соответствовать всем современным требованиям. На первом этаже, где будут располагаться четыре ясельные группы, отопление помещений осуществляется посредством подогреваемых полов.
Чтобы исключить сквозняки при проветривании помещений, установлены специальные диффузоры. Закуплено и ожидает установки после завершения отделочных работ 95% оборудования.
В этом детском саду будут сформированы четыре группы детей в возрасте от года до трех лет, что позволит ликвидировать очередь. Будут в этом детском саду и группы для детей с особенностями развития.
В помещении детсада установлен лифт и появится подъемник для маломобильных детей. Это будет не отдельный детский сад, а корпус уже существующего детского сада №15.
Глава ЗАТО г. Североморск Олег Прасов поставил задачу до конца недели завершить прокладку воздушных линий электроснабжения и ускорить подключение отопления, чтобы начать установку оборудования.
Михаил Ильиных отметил сложность не строительных работ, а согласование документов с надзорными органами.
Евгений Алексеев отметил, что Совет депутатов уделяет постоянное внимание вопросам контроля над строительством социально значимых объектов, возводимых в рамках национальных проектов.
Североморск – столица Краснознаменного, ордена Ушакова Северного флота – город молодой. Ему всего 70 лет. И основная группа населения – люди молодые, создающие семьи, в которых появляются дети.
Не случайно, Североморск по рождаемости на одну тысячу населения занимает первое место в области. А детям нужны детские сады. Их за последние несколько лет в Североморске построили пять, достраивается шестой.
Ввод в строй этого детского сада позволит решить проблему обеспечения местами детишек дошкольного возраста, снизить проблему с обеспечением местами детей в возрасте от года до трех лет.
Версия для печати
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Китай продает советский авианосец. Среди возможных покупателей — Россия и Индия
Россия может купить у КНР «младшего брата» «Адмирала Кузнецова»
Как сообщает английская газета для экспатриантов и посольств Beijing Today, редакция которой находится в Пекине, Китай в последние годы уделяет много внимания развитию своего ВМФ, который пополняется новыми кораблями. И в этой связи возникает вопрос, что делать со старыми кораблями, в том числе авианосцем «Ляонин».
«На сегодняшний день «Ляонин» является важным активом китайского флота, но рано или поздно он будет отправлен в отставку. Россия может решиться на покупку китайского авианосца. По характеристикам «Ляонин» подойдет и для индийских военно-морских сил», – пишет издание.
«Вероятно, Россия могла бы модернизировать «Ляонин» и перепродать его другим странам, российский судостроительный комплекс может на этом заработать.
Но России нужны свои авианосцы, новые с нуля, обязательно соответствующие современным требованиям. Мы говорим об океане: на фрегатах и корветах там делать нечего, надо иметь группировки, а группировки нужно строить вокруг авианосцев, потому что господство в воздухе – основа маневрирования и выполнения задач в океане», – сказал «Газете.Ru» бывший командующий Черноморским флотом, адмирал Владимир Комоедов.
Авианосец «Ляонин» был заложен на верфи Черноморского судостроительного завода в середине 1980-х годов под названием «Рига». Он моложе российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», но построен по тому же проекту с минимальными изменениями.
В 1990-е годы авианосец переименовали в «Варяг», предполагалось, что он должен быть сдан флоту в 1993-1994 годах, но этого не произошло.
После распада СССР он остался на Украине, в 1998 году его продали Китаю и достроили именно как авианосец.
Сейчас в составе ВМФ России один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который с 2018 года находится на ремонте и в 2022 году должен вернуться в строй. В составе ВМФ Китая – авианосцы «Ляонин» и «Шаньдун», у Индии – авианосцы «Викрант» и «Викрамадитья».
Негде базировать, не с чем применять
«Можно предполагать, что механизмы «Ляонина» находятся в лучшем состоянии, чем «Адмирала Кузнецова», так же как на китайских эсминцах проекта 965, у которых аналогичные энергоустановки. Китайские эсминцы этого проекта участвуют в учениях, прошли модернизацию, в то время как одноклассники советско-российской постройки уже давно в основном списаны.
России было бы неплохо получить второй авианосец в пару к «Адмиралу Кузнецову. Но для этого сам «Кузнецов» должен быть в хорошем состоянии – неизвестно, каким он вернется из ремонта, какие у него будут возможности», – рассказал «Газете.Ru» научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник.
Эксперт отметил, что один из основных вопросов в случае приобретения авианосца – место его базирования.
«Если приобретенный авианосец базировать на Северном флоте, то должно быть серьезное расширение возможностей базирования в Североморске, пока этого не наблюдается. Есть расширение ремонтных возможностей – строится док в Мурманске, через год-два он, вероятно, будет готов, но новая инфраструктура базирования тоже нужна. На Тихом океане сейчас вовсе отсутствует возможность держать авианесущий корабль, хотя там он был бы России нужен», – подчеркнул Крамник.
По его словам, продажа и покупка авианосца – дело не мгновенное, с учетом необходимых переделок корабля это займет несколько лет, за это время может многое произойти.
Эксперт добавил, что вопрос приобретения Россией китайских кораблей действительно рассматривается, но речь идет не об авианосце, а фрегатах и эсминцах.
«Не факт, что это будет реализовано, но возможность приобретения кораблей у Китая рассматривается в связи с тем, что в России достаточно медленные темпы строительства боевых кораблей. Но для подобной сделки нужно серьезное изменение отношений Китая и России в сторону более плотного союзничества»,
– обратил внимание Крамник.
Покупка авианосца сопряжена с необходимостью оснащения его авиатехникой, а современного палубного самолета в России нет, продолжил он.
«Миг-29К, который сейчас есть, нельзя назвать современным, это модернизация платформы сорокалетней давности МиГ-29, вкладываться в него с перспективой на несколько десятков лет службы смысла нет. Су-33 очень старый, и возобновлять его серийное производство не планируется. О разработке перспективного палубного самолета было много слухов, но реального подтверждения нет. Если Россия будет приобретать китайский авианосец, то его придется брать и с самолетами. Готова ли Россия на это – большой вопрос», – подытожил Крамник.
Третий не лишний
В Индии по поводу необходимости третьего авианосца идут большие дискуссии. Сейчас в стране происходит пересмотр оборонного бюджета, в приоритете – строительство флота с упором на подлодки.
«У Индии есть планы по строительству еще одного авианосца. Но его строительство откладывается на десятилетия: сначала думали начать строительство в начале 2010-х годов, отложили на 2020-е годы, теперь думают отодвинуть на 2030-е годы. Не факт, что вообще будут строить», — отметил Крамник.
«Если Китай действительно передаст «Ляонин» Индии, это будет совершенно фантастическая история и удивительный прецедент. Напрямую они этого не сделают, потому что индийский флот строится с расчетом на противодействие китайскому», – пояснил «Газете.Ru» кандидат исторических наук, руководитель группы «Южная Азия и регион Индийского океана», сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.
Он подчеркнул, что возможность продажи или передачи «Ляонина» под большим вопросом.
«Третий авианосец нужен Индии, если его подарят сейчас, индийцы с большой вероятностью его примут с благодарностью, через 10 лет это будет не так актуально. В ближайшие 10 лет индийцы планируют довести флот до 170 боевых вымпелов и развить свою кораблестроительную промышленность», – резюмировал Куприянов.
Североморск – город и морской порт, построенный на скалистом берегу незамерзающего Кольского залива. Это главная административная база Северного флота России, порт приписки атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Североморск расположился в Заполярье, в 25 км от Мурманска, и связан с ним автомагистралью. Строгий и одновременно уютный, безопасный город известен военными музеями, памятниками. Важнейшие праздники здесь – День ВМФ, День Северного Флота и День Победы, сопровождающиеся красочными парадами кораблей.
Сэкономь на путешествии в Североморск!
Видео: Североморск
Основные моменты
Облик Североморска, возникшего на месте малонаселенного финского поселка, формировался в 50-70-е годы прошлого века. Его улицы и площади спланированы четко, «по-военному». В городе живут, в основном, моряки и члены их семей, а все исторические достопримечательности имеют военную специфику.
Североморск закрыт для свободного посещения. Заглянуть в его музеи, осмотреть памятники могут лишь обладатели спецпропусков. Для индивидуального посещения эти документы нужно заказывать заблаговременно, подробности – на сайте МФЦ Североморска. Еще один вариант – найти в сети турфирмы, предлагающие экскурсионные услуги в закрытых городах. В этом случае желательно ознакомиться с отзывами об их деятельности. Наконец, можно позвонить в администрацию Североморского музейно-выставочного комплекса. Музей организует групповые экскурсии по городу и его окрестностям без посредников. Документы отправляются на электронную почту музея. Экскурсовод встречает туристов у КПП на въезде в город.
В Североморске есть несколько гостиниц, апартаментов. Здесь можно найти неплохие рестораны, кафе с любопытным рыбным меню. Планируя поездку в этот заполярный город, стоит учитывать, что со 2 декабря по 12 января тут царствует полярная ночь, а с 22 мая по 22 июля солнце за горизонт не заходит.
История Североморска
Североморск ведет свою историю от поселка Ваенга, образованного в 90-х годах XIX века финнами-колонистами как постоянное пристанище. Обустроились они на берегу губы реки Ваенги, впадающей в Кольский залив. Эта водная артерия впервые упоминается русскими картографами в документе «Книга Большому чертежу» – первом подробном своде географических и этнографических сведений о землях, простирающихся от Западной Двины до Сибири. Информация о Ваенге датируется 1627 годом. Эта местность была хорошо знакома коренному населению Кольского полуострова – саамам. Они и дали имя реке, которое может означать «самка оленя» (от саамского «вааджъ») или «волшебный олень» (от «вуойнгга»).
Известно, что в 1905 году в поселке, получившем название «Ваенга», стояло два дома и землянка, проживало здесь 11 человек. В 1913 году Ваенга вошла в состав Териберской волости Архангельской губернии. Накануне революции 1917 года население Ваенги оставалось малочисленным – всего 13 жителей. Их основным занятиями были охота, рыболовство и разведение домашних животных.
Поселок начал развиваться в 1920-х годах с открытием в Мурманске лесозаготовительного управления. Одна из его артелей была откомандирована в Ваенгу. Поселенцам приходилось жить в бараках, землянках, до Мурманска они добирались пешком по вечной тропе, вдоль которой в 1926 г. проложили телефонный кабель. К тому времени в посёлке трудились три десятка человек.
В начале 30-х годов было принято решение основать в Ваенге, удачно расположенной у бухты, одну из баз создаваемого Северного флота. Первый деревянный причал появился здесь в 1935 г. Он располагался в районе современного морского вокзала. В соседней бухте построили аэродром морской авиации.
Причал базы Северного флота РФ
До Великой Отечественной войны в поселке велось строительство деревянных и кирпичных домов, в 1941 году была завершена прокладка дороги до Мурманска. Но уже в августе того же года развитие гражданской инфраструктуры Ваенги законсервировали. В посёлке разместился гарнизон, а аэродром использовался одним из подразделений ВВС Великобритании. В течение первых месяцев воплощения гитлеровцами плана «Барбаросса» советские и английские летчики осуществляли совместные операции, атакуя базы врага на побережье Норвегии и защищая пароходы арктических конвоев, доставлявших в Мурманск военные грузы. На аэродроме Ваенги британцы помогали советским пилотам осваивать истребители «Харрикейн», и уже в ноябре 1941 года передали боевые машины ВВС РККА.
До 1945 года на аэродроме Ваенги базировались прославленные авиационные полки истребительного и минно-торпедного подразделений. Сам поселок служил базой эскадры надводных кораблей. Тем, кто читал роман Вениамина Каверина «Два капитана», легко представить, как выглядела летная база Ваенги во время войны. Она была одних из объектов, которые в тот период посещал писатель, собирая материалы для книги.
По окончании военных действий в Ваенге возобновилось строительство. В 1947 г. сюда из Полярного была переведена главная база Северного флота, а в 1951 г. поселку присвоили статус города, который назвали Североморском. В целом, к началу 60-х город был благоустроен. Тут открылась собственная пекарня, работала колбасная фабрика, небольшой завод выпускал безалкогольные напитки. Североморск рос вместе с мощью флота. В 1996 году он, а также прилегающие населенные пункты Сафоново, Сафоново-1, Североморск-3, Щукозеро были объединены в ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) город Североморск.
География и климат
Североморск расположился на скалистом восточном берегу фьордообразного Кольского залива, принадлежащего бассейну Баренцева моря. Городские кварталы построены у побережья губ Варламова и Ваенги, охватывая площадь в 60 км. Общая территория ЗАТО город Североморск, включающая морскую базу и военные городки, достигает 480 км². Протяженность его границы вдоль залива составляет 29 км, по сухопутью – 102 км.
Невыразительный ландшафт этой местности рисуют заболоченные низменности, невысокие холмы со скудной растительностью, характерной для тундры и лесотундры. Флора представлена карликовыми березами, осинами, местами встречаются ели, сосны. Глаз могут порадовать северные ягодные кустарники, изобилующие плодами голубики, черники, брусники, вороники. На болотистых землях произрастает морошка. На территории городского округа насчитывается более 100 озер. В водоемах обитают окунь, щука, плотва, семга, форель, налим. Ихтиофауна реки Ваенги представлена атлантическим лососем (семгой), горбушей, сигом, другими ценными рыбами семейства лососевых.
Для Североморска характерен субарктический климат с частой и резкой сменой погодных условий. Тут встречаются теплые воздушные потоки, зарождающиеся над Северной Атлантикой, и холодные – формирующиеся над Атлантическим сектором Арктики. Ветер часто меняет направление, в зимние месяцы его порывы становятся особенно интенсивными. Для северо-западного штормового ветра поморы изобрели образное определение – «мордотык». Обычно он досаждает местным жителям с октября по март. Для этого же периода характерны сильные штормы в Кольском заливе.
Зима в Североморске
Зимы в Североморске снежные, с частыми заносами, метелями. Высота снежного покрова может достигать 80 см. Первый снег выпадает уже в середине октября, когда столбики термометров опускаются ниже нулевой отметки. В ноябре в городе обычно –5. –3 °С, в декабре холодает до –8 °С. Самые морозные месяцы – январь и февраль. Средние температуры составляют –12. –7 °С, но иногда морозы достигают –30 °С.
В марте в городе все еще царствует зима: как правило, на дворе –8. –3 °С. Апрель приносит незначительное потепление: дневная температура приближается к 0 °С, но ночные заморозки сохраняются здесь вплоть до середины мая. К этому времени воздух днем уже прогревается до +7. +12 °С.
Лето в Североморске довольно дождливое, в июле и августе часто бывает туманно. Днем ртутные столбики редко поднимаются выше +17 °С, ночью обычно +8. +10 °С. В конце августа холодает до +7. +11 °С, в третьей декаде сентября – до +4. +8 °С.
Достопримечательности Североморска
Строгий облик и характер Североморска отчетливо проявляется в планировке и архитектуре центральной пешеходной улицы Сафонова и Приморской площади. Это сердце города, где проводятся парады и праздничные мероприятия. Здесь любят прогуливаться североморцы и немногочисленные гости города. Прямая, как стрела, центральная улица названа в честь Бориса Сафонова, первого дважды Героя СССР, лучшего летчика-истребителя 1941-1942 годов, кавалера ордена Креста «За выдающиеся летные заслуги» – высшей авиационной награды Великобритании. Его же именем назван военный городок, входящий в состав ЗАТО город Североморск.
Улица Сафонова Памятник героям-североморцам
Приморская площадь выходит на набережную, окаймленную балюстрадой и украшенную фонариками, фонтаном. Отсюда можно полюбоваться кораблями и прогуляться до музея «Подводная лодка К-21». Самая популярная достопримечательность Североморска представляет собой субмарину, принимавшую участие в боях Великой Отечественной войны. В 1942 году она была направлена на перехват немецкого линкора «Тирпиц», регулярно досаждавшего караванам союзников в Северной Атлантике. По одной из версий, торпеды, выпущенные экипажем К-21 по вражескому судну, нанесли ему серьезные повреждения. После войны лодка принимала участие в океанографической экспедиции у берегов архипелага Новая Земля. В 1983 году подводный крейсер переоборудовали в музей.
Музей подлодки к-21
Четыре носовых отсека судна сохранены в первоначальном виде. Можно осмотреть рубку управления, торпедные аппараты, каюты экипажа. В других локациях размещена выставка, где представлены фотографии, личные вещи моряков, их награды, исторические документы.
Любопытно осмотреть и военные памятники, расположенные на площади Мужества, соседствующей с Приморской площадью. На взгорье установлен реконструированный самолет ИЛ-4 – памятник авиаторам-североморцам. Неподалеку стоит торпедный катер ТКА, превращенный в мемориал, посвященный погибшим в годы войны экипажам. На этой же площади находится мемориал в честь мужества, героизма североморцев.
В военном поселке Сафоново, на месте первого аэродрома для гидросамолетов, в 1976 году открылся музей военно-воздушных сил Северного флота. Экспозиции, представленные в трех его залах, посвящены военному времени, памяти погибших, послевоенной эпохе развития Северного флота. В музейном ангаре демонстрируется коллекция вертолетов и самолетов. Многие боевые машины были найдены североморцами в окрестных сопках и восстановлены.
В Североморске есть два примечательных храма. В 2016 году был освящен кафедральный собор Андрея Первозванного. Его построили из дерева, в традиционной стилистике русского зодчества. Иконостас для храма создали мастера из Сергиева Посада. На Северной улице, на возвышенности, с которой открываются панорамы залива, находится церковь Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Развлечения
Центр культурной жизни Североморска – ДК «Строитель». На его сцене выступают местные коллективы, известные российские и зарубежные артисты. Во Дворце культуры работает множество секций, где в том числе преподают вокал, хореографию, сценическое искусство. В спортклубе Северного флота есть хороший бассейн с современным тренажерным залом, саунами. В городе работает один кинотеатр с небольшим экраном. В ночное время можно развлечься в клубе «Рай.com». Он открывает двери в 19:00 и работает до 04:00-06:00.
На берегу Ваенги раскинулся городской сад. На его территории еще полвека назад создали необычную детскую площадку. Все объекты здесь, включая песочницу и беседки, выполнены из камня. Зимой в парке прокладывают лыжню.
В любое время года жителям Североморска доступна рыбалка. На озерах в пределах ЗАТО и на дальних водоемах ловят форель, щуку, кумжу. Желающим выловить атлантического лосося в Ваенге потребуется лицензия. В крайне редкие летние дни, когда температура воздуха ненадолго удерживается на уровне +24. +26 °С, вода в некоторых озерах может прогреваться до +19 °С. В такие периоды у закаленных североморцев появляется возможность поплавать.
Покупки
В Североморске работают небольшие торговые центры, сетевые супермаркеты. В центре есть несколько магазинов, где можно приобрести подарки на память о городе. Один из них, «Компания Пароход», расположен возле музея «Подводная лодка К-21». В основном, здесь предлагаются футболки, посуда, аксессуары с изображениями достопримечательностей, предметы интерьера с морским акцентом. В сувенирных магазинах представлены также безделушки из рога оленя и топляка – так называют древесину, поднятую со дна моря.
В городе много рыбных магазинов, лавок, где продается свежая рыба. В качестве вкусного подарка, способного пережить длительную транспортировку, можно приобрести вяленую или копченую рыбу из семейства лососевых, разнообразные консервы.
Кафе и рестораны
В Североморске открыто около трех десятков ресторанов и кафе, где представлена русская, европейская, кавказская, японская кухня. В среднем, в городе можно перекусить за 700 рублей, плотно пообедать – за 1800 рублей с человека.
На центральной улице Сафонова работают несколько популярных кулинарных заведений: «Урзу» с развлекательной программой, «Эльф», где готовят вкусные кондитерские изделия и кофе, «Пиццерийка», кафе быстрого обслуживания «Три соуса» (в ассортименте – шаурма, бургеры).
Среди рыбных ресторанов популярностью пользуются «Рай.com» при одноименном клубе (ул. Флотских строителей), «Суши Гурмэ» (ул. Мира, ТЦ «Форум»), SMAK (ул. Советская). В ТЦ «Океан» (ул. Ломоносова, 2) работает ресторан «Кружка», где подают блюда японской и итальянской кухни.
Где остановиться
Гостиницы, построенные в Североморске еще в советские времена, рассчитаны на командировочных и не слишком уютны. В последнее время здесь начали появляться апартаменты. С 1972 года гостей города принимает гостиница «Ваенга» (ул. Ломоносова, 2). Здесь можно остановиться, заплатив от 1700 рублей за стандартный номер с двумя кроватями.
На Мурманском шоссе, 17/5, расположен небольшой современный отель «Североморск». Диапазон цен на проживание: 2700-3750 рублей в сутки за бюджетные и стандартные номера. За ночлег с повышенным комфортом придется заплатить от 4100 рублей. Примерно такие же цены в гостинице Murmansk Discovers – Hotel Kompas (ул. Адмирала Падорина, 5). На улице Ломоносова, в многоквартирных зданиях № 15 и 10, обустроены комфортабельные апартаменты на 1 и 2 спальни соответственно. Снять их можно минимум за 3000 рублей в сутки.
Транспорт
Транспорт Североморска представлен автобусами. Они курсируют по 7 маршрутам, связывая городские микрорайоны. Сообщение между Североморском и поселками в пределах ЗАТО обеспечивают автобусы № 101, 102, 112.
Как добраться
Путь в Североморск пролегает через Мурманск. В аэропорт этого города регулярно отправляются прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга. Можно доехать в столицу Заполярья и на поезде. От автовокзала Мурманска с 06:00 до 23:50 в Североморск выезжают автобусы, идущие по маршруту № 105. Интервал движения – 40 минут.
Города соединяет удобное шоссе. Поездка на автомобиле займет 20-30 минут. Стоимость путешествия на такси до Североморска из Мурманска начинается от 500 рублей. Если отправная точка – аэропорт, сумма увеличится примерно до 1400 рублей.