что строят на тверской площади
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
На площади Тверской Заставы построят общественный центр
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Интересный факт: участники конкурса – пять отечественных архитектурных бюро – были не выбраны, а приглашены. И задача перед ними была поставлена четкая: построить на месте зданий и строений, что на пересечении Грузинского Вала и площади Тверской Заставы, общественно-рекреационный комплекс (другими словами – торгово-офисный центр), который видоизменил бы площадь, придал ей яркий архитектурный образ и привлек бы внимание горожан.
Напомним, что первоначально все эти площади – правда, в основном торговые – должны были разместиться под самой площадью, чуть ниже подземной транспортной развязки. Работы над огромным котлованом начались было в 2007 году, но тут вмешался кризис, и строительство было заморожено. А в 2011 году от данного инвестиционного проекта вообще было решено отказаться – под землей оставили место только для парковок частного транспорта и некоторых составляющих транспортной развязки, соединяющей 1- ю Тверскую-Ямскую улицу и Ленинградский проспект с прилегающими улицами и переулками.
Тем не менее от торговой составляющей было решено не отказываться: просто теперь она переместилась на участок в непосредственной близости от Белорусского вокзала.
Свои концепции на суд жюри представили архитектурные бюро ADM arhitects («Архитектурный диалог с мегаполисом»), ООО «Архитектурное бюро Асадова», ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Кузнецов и партнеры», «Архитектурное бюро «Проект Меганом» и «Остоженка». В состав конкурсной комиссии вошли руководитель Департамента культурного наследия Александр Кибовский, архитектор Сергей Скуратов, архитектурный критик Григорий Ревзин и другие. Возглавил комиссию Сергей Кузнецов.
Первое место жюри присудило концепции «Проект Меганом», второе и третье – работам «Архбюро Асадова» и DM arhitects.
Концепция-победитель утверждена инвестором проекта, ООО «АФИ РУС». Согласно концепции «Проект Меганом» комплекс «Тверская Застава» разместится на самом перекрестке, на месте дома 3 по вокзальной площади и домов 29 и 31 по Грузинскому Валу. При этом здание вестибюля станции метро «Белорусская»-кольцевая, построенной в 1952 году по проекту Ивана Таранова, останется нетронутым.
Новая жизнь старой улицы: какой была и будет Тверская
Главную улицу Москвы — Тверскую — в этом году ждут большие изменения. По программе «Моя улица» на ней поменяют покрытие, высадят деревья и установят стелы с картами и оборудуют точки доступа к Wi-Fi.
Тверская улица ведёт на северо-запад от Кремля, начинаясь от Манежной площади и заканчиваясь у Триумфальной. На ней есть две площади: Тверская напротив дома генерал-губернатора, где сейчас находится Правительство Москвы, и Пушкинская — на пересечении с Бульварным кольцом.
Дорога царей и триумфов
Улица образовалась из большой дороги в Тверь — столицу соседнего с Московским княжества. В XV веке она соединилась с дорогой на Новгород и застроилась до современной Пушкинской площади. Дальше в Тверь надо было добираться через поля и рощи.
С XVII столетия Тверскую стали воспринимать как главную улицу города. Именно по ней торжественно въезжали в Москву правители российского государства, иностранные послы и цари.
После основания Санкт-Петербурга по Тверской начали ездить в новую столицу. Во времена Петра Первого здесь устанавливали триумфальные арки по случаю праздников, военных побед или коронаций — они были деревянными и разбирались после торжества. Память о них сохранилась в названии Триумфальной площади. Торжественные шествия к Кремлю тогда устраивали с большим размахом. Например, одна из процессий везла на катках настоящий военный корабль.
При этом в главная улица Москвы в ширину была всего лишь от восьми с половиной до 15 метров. В XVIII веке минимальной шириной для больших улиц стало около 20 метров. Такой Тверская и оставалась до реконструкции в советские годы.
Дома вдоль Тверской строили знатные и богатые москвичи. Здесь были большие усадьбы с приходскими и домовыми храмами. Расцвет строительства пришёлся на XVII век, когда на Тверской поселились самые известные семейства Москвы — Гагарины, Долгоруковы, Демидовы, Трубецкие. В 1782 году для графа З.Г. Чернышёва, которого после административной реформы назначили главой Московской губернии, построили дом — его сейчас занимает Правительство Москвы. Позже перед ним разбили Тверскую площадь. В 1780 году по проекту Д. Жилярди возвели здание Английского клуба со знаменитыми львами на воротах, где собирался весь высший свет города.
В истории Тверской осталось несколько монастырей, которые не сохранились до нашего времени. В начале улицы на современной Манежной площади находился Моисеевский монастырь — в 1764 году его упразднили и вскоре снесли. На Тверской, 6 с XV столетия до середины XVII века располагался Воскресенский монастырь, после его преобразовали в подворье Саввино-Сторожевского монастыря. А на Пушкинской площади стоял Страстной монастырь — его упразднили 1919 году, но монахини жили здесь до 1928 года. Разрушили здание в конце 1930-х годов.
Были разрушены и приходские церкви: церковь Дмитрия Солунского (на углу Тверской и Тверского бульвара) и церковь Благовещения (на месте дома 25/12, на углу Благовещенского переулка).
Прямая и широкая улица Горького
В начале ХХ на Тверской находились самые модные магазины и гостиницы Москвы. В 1901 году здесь открыли гостиницу «Националь», которая долгое время оставалось самой респектабельной в городе. В том же году открылся гастроном под названием «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин».
На Тверской опробовали последние городские новшества. Так, в 1820 году здесь начал ходить первый междугородный дилижанс — он возил пассажиров в Петербург до 1851 года. А в 1872 году по случаю открытия Политехнической выставки по улице пустили конную железную дорогу, которую в начале ХХ века заменил трамвай. В 1933 году вдоль Тверской пустили троллейбус. Улица стала первой в Москве, которую заасфальтировали и осветили электрическими фонарями.
С приходом советской власти Тверская меняется кардинально. В 1932 году её переименовывают в улицу Горького: она получает это имя к 40-летию творческой деятельности писателя ещё при его жизни. Одновременно здесь начинается масштабная реконструкция. Улицу решили выпрямить и расширить. В её состав тогда включили 1-ю Тверскую-Ямскую, таким образом, она продолжилась от Триумфальной площади до площади Тверская Застава.
Улица Горького стала значительно шире старой Тверской — за счёт снесённых домов её довели до 40 метров. По той же причине были передвинуты четыре больших здания: Саввинское подворье (Тверская, дом 6 строение 6), Моссовет (Тверская, дом 13), Глазная больница (Мамоновский переулок, дом 7) и дом 21 в Брюсовом переулке. В 1979 году на новое место отправили ещё одно здание — Дом И.Д. Сытина на Тверской, дом 18.
После реконструкции на Тверской не осталось ни одного храма. На месте Страстного монастыря появился сквер, куда перенесли памятник Пушкину с Тверского бульвара, а Страстную площадь переименовали в Пушкинскую.
Москвичи по-разному отнеслись к идее перенести памятник Пушкина на новое место. Вот как описывает отклики трудящихся инструктор по информации, который наблюдал за обсуждением:
«Один средних лет мужчина с седыми волосами заявил: правильно делают руководители, что переставляют памятник на площадь, москвичи это одобряют. На новом месте, среди зелени памятник будет выглядеть лучше и красивее. Открытие сквера и памятника на площади является праздником для москвичей, наверное, будет по случаю этого митинг на площади.
Другой интеллигентный мужчина в ответ на слова женщины, что там, на площади, памятник Пушкина будет виднее, сказал: Пушкин великий творец, и он везде виден, нет надобности его переносить на площадь, а то за переноской памятника могут его поломать. До революции перевозили в Казань памятник Державину и отломали палец. Горькому, Ногину, Маяковскому — прошли года, как заложены памятники, — а до сих пор не поставили».
Обновлённая улица начиналась с домов по проектам архитектора А.Г. Мордвинова. Первым его творением стал дом под номером четыре, который растянулся на целых два квартала. Целью Мордвинова было создание идеального дома, и внешняя помпезность в нём сочеталась с удобством и функциональностью. Позднее новый стиль получил название сталинского ампира.
Чтобы построить известное здание для редакции газеты «Известия», снесли дом XVIII века, который принадлежал семейству Римских-Корсаковых. В Москве его ещё называли Домом Фамусова — его владелица стала прототипом героини А.С. Грибоедова из комедии «Горе от ума». «Для строительства нового здания редакционно-издательского корпуса газеты “Известия”, а также в целях гармоничной, в градостроительном отношении, застройки пл. Пушкина и ул. Горького, снос этого дома неизбежен», — к такому выводу пришло московское руководство. До этого для расширения проезда было решено снести стену Страстного монастыря и соседние постройки.
В 1940-е в Москве уже боролись с пробками — главная улица претерпела немало изменений, чтобы не собирать транспорт. Во время реконструкции её расширили до 40–50 метров за исключением одного участка — между Пушкинской площадью и площадью Маяковского. Это «бутылочное горлышко» тогда затрудняло движение в часы пик. Чтобы его ликвидировать, решено было передвинуть два дома — №73 и 69, а ещё три — № 75, 71 и 67 сломать как не представляющие ценности.
Передвигать решили и бывший кинотеатр «Арс», и даже здание Музея Революции. «Крылья Музея Революции отрезать по красную линию улицы Горького с отделкой торцевых частей крыльев. Во вторую очередь в 1941–42 гг. здание Музея Революции передвинуть вглубь на 25–30 метров с постройкой на красной линии перед Музеем Революции нового жилого здания с большой аркой, открывающей вид на центральную часть Музея Революции», — говорится в обращении партгруппы Исполнительного комитета Московского Совета.
В прошлом веке основой главной улицы города стали именно такие советские дома сталинской архитектуры. Глобальные перемены обошли стороной лишь несколько зданий, среди которых, например, Театр имени Ермоловой, дом генерал-губернатора, Елисеевский магазин и Английский клуб.
Один из самых необычных объектов находится по адресу: Тверская улица, дом 6, строение 2. Здесь под огромным сталинским домом сохранились палаты времён Алексея Михайловича Романова. В 2000-х во время реставрации ресторана «Арагви» обнаружили кирпичные стены и декор XVII–XVIII веков. Под штукатуркой скрывались сводчатые потолки, остатки росписей, порталы, обрамлённые киотами для икон, а также ниши-печуры для лампад.
Новые названия, которые пришли с революцией, не всегда одобряли москвичи. Всё время находились люди, которые выступали за возвращение Москве исторических имён. Например, в 1986 году композитор Никита Богословский писал первому секретарю Московского городского комитета Борису Ельцину: «Я хотел бы обратить Ваше внимание на некоторый переизбыток имени Горького в нашей столице, где он прожил только несколько последних лет своей жизни. Посудите сами — его имени: улица, переулок, театр (а надо бы Чехова!), парк, Институт мировой литературы, литературный институт (наверное, ещё что-нибудь). Горький, конечно, великий писатель, но получается некоторый “перебор”».
В итоге историческое имя вернулось Тверской в 1990 году.
Будущее «Моей улицы»
В 1990-е и в начале 2000-х Тверская осталась одной главных транспортных магистралей центра города. Автомобили постепенно вытеснили отсюда и деревья, и пешеходов.
В 2016 году Тверская вошла в программу благоустройства «Моя улица», и статус прогулочной ей решили вернуть. Работы проведут на участке в 1,3 километра от Моховой до Настасьинского переулка. По расчётам, после этого пешеходов здесь станет в 2,5 раза больше, чем сейчас.
Этим летом на Тверскую вернут липовые аллеи, которые были вырублены в 1990-х годах. Всего планируют посадить 86 деревьев. От загрязнений их защитит двойной бордюрный камень. Эксперты полагают, что новые деревья смогут задерживать до 12 тонн пыли в год.
Вдоль улицы поставят новые остановки для общественного транспорта. Их оборудуют комфортными деревянными сиденьями, электронным табло с расписанием, бесплатным Wi-Fi и USB-портами для зарядки мобильных. Чтобы удобнее было ориентироваться, гуляя по центру Москвы, установят стелы с картами местности и точками доступа к беспроводному интернету.
По программе «Моя улица» на Тверской отреставрируют фасады 14 домов. Кроме того, появится 80 исторических фонарей, воссозданных по чертежам из музея «Огни Москвы». В них установят энергосберегающие LED-лампы, расходующие в восемь раз меньше электричества.
Всего в программу благоустройства в этом году вошло больше 50 московских улиц. Узнать подробности и увидеть проекты можно в спецпроекте на mos.ru.
Архивные документы и фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Какой будет Тверская улица после реконструкции
Как вы знаете, скоро лето, а значит по старой московской традиции опять начнут реконструировать улицы. На этот год планов много, но главное – это Тверская улица. Проектом занимается наше КБ Стрелка и голландское архитектурное бюро West 8, которое реализовало проекты в разных городах мира: Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге, Шанхае и многих других. Первый этап реконструкции затронет участок от Охотного Ряда до Пушкинской площади. Второй этап будет через год. Давайте посмотрим, как к осени изменится Тверская:
Тверская стала одной из главных улиц Москвы еще в XVIII веке. По ней из Санкт-Петербурга российские императоры ехали в Кремль, на ней проходили главные народные шествия и гулянья, на ней строились лучшие в Москве дома и магазины. Здесь заработала первая в городе конка, а потом появился и первый московский трамвай. Еще она стала первой улицей, на которой уложили асфальт и установили электрические фонари.
Тверская улица в 1903 году
В 1935 году советская власть постановила перепланировать неширокую и извилистую Тверскую улицу (в то время она была переименована в улицу Горького) в прямую и просторную. Тогда был составлен план социалистической реконструкции Москвы, в рамках которого Тверскую должны были расширить за счет сноса и перемещения зданий. Столице нового советского государства нужны были широкие зеленые проспекты. Тогда, как вы, возможно, знаете, снесли пол-Москвы. Вторую половину снести не успели, началась война.
Участок улицы Горького у магазина «Елисеевский» до расширения. 1939 год
Работы по расширению улицы, 1939 год
Снос зданий на улице Горького, 1937–1939 годы
В итоге по сторонам улицы снесли все церковные сооружения (раньше тут было пять храмов), историческую застройку. Какие-то здания, которые сочли ценными, просто передвинули: в их числе Моссовет и Саввинское подворье. За счет освободившегося места расширили улицу и отстроили новые дома.
Работы по передвижке здания Моссовета, 1939 год
В 1947 году в рамках того же плана по реконструкции на Тверской высадили большое количество деревьев. Так Тверская выглядела до 1990-х годов.
В 1990-х годах из-за реагентов и стремительного увеличения количества автомобилей многие деревья погибли. Другие просто вырубили. В это же время улице вернули историческое название. Получилось то, что мы имеем сейчас.
Что же будут делать с Тверской? План реконструкции Тверской улицы относится к участку от Моховой до Пушкинской площади. Он состоит в том, чтобы оптимизировать автомобильное и пешеходное движение, за счет дороги расширить тротуары, вернуть на них деревья и заменить фонари. Вот так он выглядит на бумаге: на нем обозначены 105 новых деревьев, 99 уличных светильников, пешеходные переходы и парковочные места. Кликните по картинке, если хотите все рассмотреть.
БЛАГОУСТРОЙСТВО ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНЫ
Благоустройство пешеходной зоны состоит из трех частей: озеленения, освещения и мощения. Начнем с долгожданного озеленения, это для проектировщиков приоритетная задача.
Из-за плотно проложенных подземных коммуникаций озеленить всю улицу целиком не получится. 105 деревьев будут высажены на отдельных участках Тверской. Для высадки выбирают стойкие к морозу и другим экстремальным условиям растения. Корневая система каждого дерева будет защищена от реагентов и загрязнений бордюрным камнем и огорожена от коммуникаций защитными конструкциями типа таких.
Посадить решили липы. Их будут высаживать по краю тротуаров с шагом 9–10 метров. Это поможет деревьям хорошо разрастаться и избавит их от необходимости конкурировать за солнечный свет.
На улице и площадях планируется разместить около 90 фонарей, воссозданных по чертежам и фотографиям специалистами из музея «Огни Москвы». В новых фонарях будут LED-лампы, которые светят ярче, но потребляют меньше энергии.
Сейчас исторические фонари сохранились только на Пушкинской площади.
Кроме того, около 50 новых фонарей установят в Никитинском и Газетном переулках, дворах и скверах. Вот полная схема будущего освещения.
Последняя задача в благоустройстве пешеходной зоны на Тверской — это мощение. Проектировщики подобрали материал и технику мощения таким образом, чтобы они соответствовали монументальным фасадам зданий, выполненных в стиле сталинского ампира. Пешеходные зоны будут покрыты гранитом. Края тротуаров выложат темным гранитным камнем: он обозначит буферную зону, на которой будут высаживаться деревья, устанавливаться дорожные знаки и фонари. Она визуально отделит прогулочную часть тротуара, выложенную светлым гранитом, от проезжей части.
БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
Да, проезжая часть тоже будет реконструирована. В первую очередь проектировщики предложили сузить полосы движения, чтобы расширить тротуары. Также они собираются организовать стоянки такси перед главными зданиями улицы и реорганизовать парковочные места в примыкающих к Тверской переулках. В рамках плана улучшат все повороты и заезды во дворы, организуют новые остановки общественного транспорта и проложат на переулках приподнятые пешеходные переходы. В будущем на Тверской планируют выделить полосу для общественного транспорта.
Вот так Тверская выглядит сейчас:
Вот так будет после реконструкции. Обратите внимание, судя по картинке уродливые гранитные саркофаги, которые тут поставили несколько лет назад, убирать не планируют. Это очень странно, они занимают кучу места, мешают проходу и в них нет никакого смысла.
Переход у Центрального телеграфа до:
и после реконструкции:
Площадь перед станцией метро «Пушкинская» до:
и после реконструкции. Здесь практически ничего не изменится.
БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ
В Газетном переулке сузят проезжую часть, высадят деревья, поставят фонари, замостят тротуары и сделают линейную парковку на 52 машины.
Вот так будет после реконструкции:
В Никитинском переулке сделают то же самое, только парковочных мест будет чуть больше. Вот так там сейчас:
И вот так скоро будет:
Основные проблемы Тверской сейчас – это шум, отсутствие нормального наземного общественного транспорта и разорванные связи. Шум достигает отметки в 85дБА, из-за чего на ней не просто невозможно разговаривать. Наземный общественный транспорт, который делает улицу доступнее для людей и в прямом смысле оживляет её, сейчас в полном упадке: маршрутов мало, да и те ходят редко, а чаще просто стоят в пробке. Разорванные связи выражаются в невозможности спокойно перейти на другую сторону пешеходам и велосипедистам – для этого необходимо спускаться и подниматься через внеуличные переходы, что является настоящим рукотворным барьером для людей (не просто так подземные и надземные пешеходные переходы на улицах не строят во всём нормальном мире уже лет 30-40). К тому же, из-за частичной бессветофорности улицы, страдают автомобилисты, которым приходится делать большие перепробеги.
Решить первую проблему могло бы успокоение трафика и снижение количества рядов, но, к сожалению, ограничились лишь сужением полос, что хоть и хорошо, но явно недостаточно для успокоения и очеловечивания Тверской. Деревья, конечно, частично решат проблему для жителей, но это борьба с последствиями, а не первопричиной. На уровне пешеходов же всё останется как сейчас.
Проблема с общественным транспортом могла решиться организацией выделенной полосы и изменением интервалов. Но этого сделано не было. Просто для сравнения: в Петербурге через Невский проспект проходит 14 маршрутов и есть выделенная полоса, в Москве же через Тверскую только 2 (точнее 4: 2 дневных и 2 ночных, но одномоментно только два).
Решить проблему разорванных связей тоже довольно легко: во многих местах нужно просто нарисовать переход, даже не меняя светофорные фазы. Это уже сделало бы улицу намного дружелюбнее. С автомобильными перепробегами было бы сложнее, ведь пришлось бы менять схему организации дорожного движения и устанавливать новые светофоры. Но это не только улучшило бы связку улиц, но и успокоило движение, а также помогло бы дозировать трафик, в результате чего пробок на улице стало бы меньше (вместо коллективного стояния, поток бы двигался от светофора к светофору).
Станет ли Тверская удобной после реконструкции? Нет, пешеходы и велосипедисты как были нежеланными гостями на ней, так и останутся. Максимум, что изменится – улица будет смотреться красивее из окна машины и мэрии, на фотографиях и со спутника.
Что мы имеем в итоге?
На мой взгляд, основная проблема Тверской в том, что из исторически шумной торговой улицы она в какой-то момент превратилась просто в шумную. Транзитная функция сегодня преобладает, и сколько лавочек на Тверской не ставь, ситуацию это не изменит. По Тверской не хочется гулять, здесь не хочется проводить время, вообще люди сегодня стараются обходить ее стороной. Раньше, в советское время, когда машин было мало и вдоль улицы росли деревья, она была намного приятнее. Полос движения, кстати, было меньше (вдоль тротуара была парковка, а для движения было 6 полос вместо 8). Потом деревья вырубили и улицу расширили. Сегодня Тверская совершенно мертвая. Даже аренда квартиры на Тверской стоит всегда дешевле, чем в других районах. Постоянный шум от 8-полосной магистрали, кому это может понравиться? Сравните, кстати, Тверскую и Невский. При одинаковой ширине, по Невскому гулять гораздо приятнее.
Несколько месяцев назад я был на совещании в студии West8, которая разрабатывала проект реконструкции Тверской. Тогда много обсуждали, как сделать на улице хорошее общественное пространство, чтобы она стала не для машин, а для людей. Меры тоже разные обсуждались. Например, визуально хотели выделить несколько площадей (Пушкинскую, напротив мэрии, напротив Камергерского и в конце, где Манежная площадь). Предлагалось сделать там другое мощение и восстановить наземные переходы. Хотели делать выделенную полосу для общественного транспорта и даже сузить улицу на одну полосу. Идей было много, но главное, что надо было решить — это успокоить трафик. Чтобы машины так не гоняли, чтобы было меньше шума и пыли. Только после этого имеет смысл делать вообще что-то.
В итоге из всех идей удалось реализовать только деревья и сужение полос. Это хорошо, но недостаточно. На мой взгляд, самым главным было восстановить наземные переходы. Можно было вообще ничего не делать, а просто вернуть зебры. Улица сразу стала бы намного удобнее. Но ни одну зебру вернуть не получилось. Архитекторы проиграли чиновникам, которые безумно боятся любых радикальных, на их взгляд, изменений.
Если вы посмотрите на проекты разных архитектурных студий по Тверской, которые появлялись в последние годы, то увидите одну закономерность, которая эти проекты объединяет — наземные переходы. Но чиновники боятся. «А вдруг на этом наземном переходе кого-то собьют? Нет уж, лучше мы всех людей под землю загоним!» — думает чиновник. Вопрос, что лучше — наземный или подземный переход, в городе давно закрыт. На эту тему есть масса исследований, этот вопрос уже 50 лет как решен и все города цивилизованного мира отказались от внеуличных переходов в центре. Но у нас же свой путь. Хорошо еще тоннель под Пушкинской не сделали, а ведь хотели раньше. Для наших чиновников от пешеходов на улицах вообще одни проблемы. На них падают сосульки, их сбивают машины, они ломают ноги на скользких тротуарах, а еще они много возмущаются. В идеальном городе для московского чиновника пешеходов быть не должно. Но раз уж они есть, то надо их куда-то запихнуть с глаз долой и от греха подальше. Вот и запихивают под землю.
В итоге из положительных моментов я могу отметить возвращение полноценных деревьев в грунт и исторических фонарей. Я немного следил за процессами изнутри и могу сказать, что даже это огромная победа. Да, деревьев тоже могло не быть. Закатали бы тротуары в гранит и все. Но продавили.
Надо понимать, для некоторых чиновников Тверская сегодня — это предвыборная игрушка, реконструкцию они рассматривают исключительно в контексте заработка на ней политических очков. И им плевать, что и как там будет. Сейчас нельзя сделать нормальный архитектурный конкурс, потому что на это нет времени. Потому что, если сделать нормальный архитектурный конкурс, то Тверскую не успеют сдать к выборам осенью этого года, а значит избиратель не успеет порадоваться изменениям. Избиратель должен радоваться, чиновник из мэрии должен перерезать ленточки перед телекамерами.
Нам остается надеятся, что после выборов запал не пройдет и первый этап Тверской доделают. Изменят схему организации дорожного движения, добавят наземные переходы. Это очен простые действия, которые сделают город лучше.