что строят на васильевском острове
Историческую территорию Васильевского острова у Невы застроят жильем
Setl Group вложит 20 млрд руб. в застройку Масляного буяна — исторической территории рядом с Горным университетом в Петербурге. На участке площадью 3,7 га планируют построить 121 тыс. кв. м. жилья премиум-класса. Проект, разработанный «Студией 44» Никиты Явейна, предусматривает пробивку створа 24-25-й линий с выходом на набережную Невы. «Создание улицы, которой никогда не было — это сильный ход», — отметили на Градостроительном совете Петербурга в ходе обсуждения проекта.
43 дома по 10 саженей
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел 28 апреля проект архитектурно-градостроительного облика жилого комплекса со встроенными коммерческими помещениями и надземно-подземной автостоянкой, расположенного на Васильевском острове, между ул. Масляный Канал и Большой Невой, вблизи швартовки ледокола «Красин». Историческое название этой территории — Масляный буян. Проект выполнен Архитектурным бюро «Студия 44» по заказу ООО «Специализированный застройщик «Остров сити». По данным СПАРК, эта компания на 100% принадлежит ООО «Сетл» (входит в Setl Group).
Как сообщили РБК Петербург в Setl Group, общая площадь застройки участка составит 121 тыс. кв. м, площадь квартир — 58 тыс. кв. м. Инвестиции составят 20 млрд руб. Проект будут позиционировать как жилой комплекс премиум-класса. По оценкам управляющего партнёра Rusland SP Андрея Бойкова, средняя цена квадратного метра в этом ЖК может составить порядка 280 тыс. руб.
«Мы продолжили традицию ступенчатой застройки, которая характерна для Васильевского острова и является его визитной карточной», — заявил на заседании градсовета руководитель Архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн. Еще один традиционный прием, который использовали в проекте — парцелляция (дробление на мелкие участки — ред.). По разработанному в XYIII веке Доменико Трезини проекту застройки Васильевского острова, все участки частных собственников были поделены на 10 саженей (чуть больше 21 метров). «Это деление сохранилось до наших дней. Нам это кажется важным, и мы сохранили его, выделив секции такого же размера. Каждая секция — это отдельный дом со своим лицом фасада и высотой», — пояснил Никита Явейн. Всего на участке получилось 43 секции.
В этой части Васильевского острова действует самый строгий высотный регламент, который ограничивает застройку высотой 28/33 метров. Проектируемые дома будут разной высоты, от 22 до 33 метров, и чем ближе к набережной, тем ниже, с повышением вглубь квартала. Историческая структура улиц сохраняется, створ 24-25й линий будут пробивать с выходом на Неву. «Наша работа согласована КГИОП», — говорит Никита Явейн.
«Сочетание с охранными требованиями»
Члены Градостроительного совета отнеслись к проекту довольно благосклонно. «Мы имеет один из немногих примеров удачного сочетания новой значительной по своей площади застройки с охранными требованиями», — заявил рецензент проекта Михаил Мильчик. «Пробивка линии и создание улицы, которой никогда не было — это сильный ход. У меня пожелание к заказчику, подумать о создании пешеходной зоны с выходом на набережную», — заявил руководитель архитектурного бюро «А.Лен» Сергей Орешкин. «С точки зрения градостроительства, проект очень хороший, практически идеальный, выход углами на Неву позволяет максимально использовать sea view. В данном случае— вид на реку. Это все очень правильно. Но при таком идеальном градостроительстве фасадное решение, на мой взгляд сомнительное. Эта застройка будет очень видна. Лучше использовать более простые, спокойные и разные фасады, которые не будут сливаться в один, как в этом проекте», — подчеркнул руководитель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» Евгений Герасимов. По итогам заседания членам Градсовета предстоит проголосовать в заочной форме.
Намыв на Васильевском острове хотят расширить — горожане опасаются новых проблем с инфраструктурой. Что известно о проекте
В Петербурге начались общественные обсуждения документов по намыву на Васильевском острове, который должен появиться в 2026 году. На участке собираются построить еще один жилой комплекс.
Часть горожан выступает против проекта. Люди опасаются за экологию и жалуются на проблемы с дорогами, школами и детсадами на существующей территории намыва. «Бумага» рассказывает, что известно о ситуации.
На Васильевском острове к 2026 году расширят намыв под застройку
В Петербурге начались общественные обсуждения документов по намыву, который к 2026 году хотят создать в западной части Васильевского острова. В опросных листах горожан спрашивают, можно ли с помощью опубликованных данных оценить воздействие проекта на природу. Мнения о самом проекте оставлять не предлагают.
Намыв под застройку планируют создавать в два этапа — с 2022 по 2024 и с 2025 по 2026 годы. Площадь территории составит почти 163 гектара, объем насыпи — 9,5 миллиона кубометра. Как следует из пояснительной записки, на территории ранее уже велись работы, поэтому в некоторых местах высота близка к необходимой. Тем не менее в границах есть «участки больших глубин», что может усложнить работы.
О намыве на этой территории было известно давно: первый проект был утвержден Смольным еще в 2007 году. В 2014-м в документы внесли ряд изменений, касающихся, например, дорог и высотности зданий.
Намывом займется компания «ЛСР». Там собираются построить жилой комплекс
Созданием намыва на Васильевском острове займется дочерняя компания «ЛСР». Она получила право на создание намыва и последующую его застройку, когда за 3 миллиарда рублей выкупила проект у подконтрольной «Сбербанку» компании «Терра Нова». Эксперты назвали сделку крупнейшей на земельном рынке Петербурга за последние годы.
Как сообщали в «ЛСР», компания планирует построить на намыве жилой комплекс, общая площадь квартир в котором составит 700 тысяч квадратных метров. Еще 260 тысяч квадратных метров должны занять общественно-деловые объекты. Застройщик также обещал возвести три школы и шесть детских садов и благоустроить набережную Финского залива и реки Смоленки.
«ЛСР. Базовые» владеет специализированным флотом. Песчаный грунт планируют брать из цехов «Воронцовское» и «Каллелово» в Ленобласти, щебень и гранитный камень — из поселка Гаврилово.
Часть горожан выступает против проекта. Люди жалуются, что на существующей части намыва не хватает инфраструктуры
Некоторые петербуржцы выступают против создания еще одного намыва на Васильевском острове. Среди них — глава МО «Гавань» Нэлли Вавилина. Она запустила опрос во «ВКонтакте», в котором более 2 тысяч человек проголосовали против проекта.
Против проекта также депутат Закса Борис Вишневский. Он отмечает, что на существующей части намыва лишь «высотки без социальной и иной инфраструктуры, без зеленых зон, школ, магазинов, детских садов, мест для парковки».
Жители намыва Васильевского острова неоднократно жаловались на неразвитую инфраструктуру района, а также на качество построенных там объектов. Например, собственники квартир в ЖК «Я-Романтик» рассказывали об отсутствии дорог и уличного благоустройства.
Изначально Смольный обещал обеспечить намыв инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, но позже предложил застройщикам самостоятельно заняться сетями, а также строительством школ и прокладкой дорог, потому что «в бюджете средства на это не заложены».
Сейчас жители Васильевского острова требуют ввести мораторий на строительство любых объектов в районе, кроме социально необходимых.
Первый ЖК на намыве сдали в эксплуатацию в 2016 году. Сейчас там строятся несколько объектов
Первым домом, построенным на намыве, стал ЖК «Капитан Немо» от «Лидер Групп». Однако его долго не могли подключить к коммуникациям и сдали в эксплуатацию в 2018 году.
В 2016 году компания Seven Suns Development сдала первую очередь ЖК «Светлый Мир „Я-Романтик“». «Бумага» рассказывала о жалобах собственников квартир.
Сейчас строительством на намыве помимо перечисленных компаний занимаются Glorax Development (ЖК Golden City) и «ЛСР» («Морская набережная»).
Читайте также материал «Бумаги» про завод «Самсон», который был крупнейшим мясокомбинатом страны, но в 2000-х обанкротился. Что сейчас происходит с полуразрушенным зданием-памятником, которое окружено новостройками.
Фото на обложке: Сергей Коньков / «Коммерсантъ»
На Васильевском острове вместо исследовательского института вырастут жилые 12-этажки
Комитет по градостроительству и архитектуре согласовал облик нового квартала на Шкиперском протоке в Василеостровском районе. Его возведут по проекту архитектурного бюро Никиты Явейна «Студия 44».
Как напоминают в NSP, в начале 2021 года «Алмаз-Антей» продал в городе три участка. Самый крупный из них — площадью в 12 га, на Шкиперском протоке, 19 — приобрела «Группа ЛСР» за 4,8 млрд рублей.
Ранее на этом месте располагался Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА). Минувшим летом все постройки снесли.
На их месте, судя по проекту, планируют построить разновысотный комплекс общей площадью порядка 215 000 «квадратов». Максимальная высота домов составит 12 этажей. Территорию, вероятно, начнут осваивать с 4 га у Парусной улицы.
Отметим, что рядом, буквально в соседнем квартале, расположится станция метро «Гавань». Ее планируют открыть после 2030 года.
Цены на жилье можно предположить по конкурентам. Например, в ЖК «Маленькая Франция» квартиру в 52 кв. метра, самую компактную из оставшихся в продаже, предлагают за 25,6 млн рублей. Комплекс обещают сдать в начале 2022 года. А в ЖК «Манхеттен Хаус», который планируют завершить в середине 2023 года, цены на жилье стартуют от 19,2 млн рублей. За эту сумму предлагают квартиру в 125 «квадратов».
Территорию одного из старейших заводов России застроят жильем
Группа компаний «Красная стрела» приобрела участки площадью 1,24 га на 7-й линии Васильевского острова под строительство жилого комплекса. Об этом РБК Петербург сообщили в компании. Советские корпуса завода пойдут под снос, но историческое здание новый собственник обещает сохранить.
Жилье на месте завода
Приобретенные участки ограничены 7-й и 8-й линиями В.О., а также набережной реки Смоленки. Ранее эта территория принадлежала заводу им. Козицкого и компании «Ланко». Здесь «Красная стрела» планирует построить жилой комплекс переменной этажности от 5 до 9 этажей общей площадью около 20 тыс. кв. м. Финансирование проекта в объеме 4 млрд рублей осуществляет «Сбербанк».
В «Красной стреле» заявили, что производственный корпус завода им. Козицкого 1988 года постройки будет демонтирован. Историческое здание на углу 7-й линии и набережной Смоленки, известное как дом Шрёдера, обещают сохранить и восстановить. «Мы рассчитываем завершить проектирование жилого комплекса и выйти на площадку во втором квартале 2022 года. Предварительно, в доме будет около 400 квартир», — сообщил генеральный директор ГК «Красная стрела» Николай Урусов.
Дорогая земля
Стороны не раскрывают стоимость сделки. Эксперты оценивают затраты на покупку участка в сумму до 1 млрд рублей. «Даже с учётом отсутствия градостроительной подготовки цена сделки могла составить 50-60 тыс. рублей за кв. м будущих улучшений», — цитирует «Деловой Петербург» партнёра Rusland SP Дмитрия Лехмуса.
По его мнению, локация соответствует проекту бизнес-класса, цена продаж составит порядка 250 тыс. рублей за кв. м. Предложение территорий под застройку в Василеостровском районе ограничено, отмечают эксперты.
От жилья до офисов
ГК «Красная стрела» вышла на петербургский рынок в 2015 году. Изначально занималась малоэтажным строительством в пригородах. В 2018 году компания купила у холдинга «Адамант» жилой проект на Звенигородской улице. Это был первый проект компании в центре города.
Летом этого года компания вышла в новый для себя сегмент рынка деловой и торговой недвижимости. Как сообщал РБК Петербург, «Красная стрела» приобрела у «Охта Групп» треть площадей в проекте редевелопмента бывшей фабрики «Скороход» у Московских ворот. Компании планируют развивать территорию в рамках единой концепции. На территории бывшей фабрики кроме офисов появится крытая пешеходная улица с ресторанами и магазинами, идущая прямо от метро, ратушная площадь с исторической водонапорной башней, место для рождественских ярмарок, праздников и концертов, спортивные и детские площадки. Завершение всех работ запланировано в 2025 году.
Завод Козицкого
Завод имени Н. Г. Козицкого — радиотехнический приборостроительный завод в Санкт-Петербурге. Один из старейших заводов в России. Основан в 1853 году как Главные телеграфные мастерские немецкой фирмы «Сименс и Гальске». По мере роста спроса на продукцию фирмы требовалось расширение производственных площадей. В 1880 году мастерские были переведены на 6-ю линию Васильевского острова, где в 1890 году были построены заводские помещения. Здесь же, на Васильевском острове, в 1879 году фирмой основывается собственный кабельный завод. В 1917 году после Октябрьской революции предприятие было национализировано, на нем ремонтировали радиостанции для Красной Армии. В 1922 году заводу присвоено новое название в честь большевика Николая Козицкого. Завод им. Козицкого в 1997 году преобразован в закрытое акционерное общество, которое 2 года спустя вошло в состав Промышленно-коммерческой группы «Радуга». ПКГ «Радуга» — группа холдингового типа, объединившая ряд предприятий, работающих в отраслях промышленности, оптовой и розничной торговли, сфере оказания услуг. В ПКГ «Радуга» входит 8 предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях.
Лес высоток. Намывной оазис на Васильевском острове не оправдал ожиданий
Успехи голландцев, наладивших на отвоеванных у моря участках комфортную жизнь, выглядят вдохновляюще. Вот и Петербург взялся в свое время сотворить намывной оазис на Васильевском острове. Что из этого вышло? Густой лес высоток с крайне отстающей социальной инфраструктурой. А между тем подходят к концу общественные обсуждения по поводу проекта инженерной подготовки (точнее, его экологической составляющей) соседнего намывного участка. Первый этап этих работ, в результате которых насыпь «шагнет» в Невскую губу еще на 162,8 га, планируется начать в 2022 году. Но стоит ли спешить, получив негативный опыт? Специалисты, которых мы попросили высказаться на эту тему, считают, что лучше взять паузу, чтобы осмыслить сделанное и совершить работу над ошибками.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Федор КОНЬКОВ, управляющий партнер института территориального планирования «Урбаника»:
– Свободных участков в историческом центре Петербурга почти не осталось, земля дорогая, а инженерные коммуникации старые. Значительная часть города остается для девелоперов недоступной. Им приходится осуществлять такие проекты на территории, прилегающей к «парадным» районам, или «наступать» на Финский залив, что и происходит в северной части Васильевского острова.
Намывные участки тоже дорогие. Поэтому делать их в других местах, менее престижных, нецелесообразно. В то же время рукотворные площадки позволяют решать яркие градостроительные задачи. И василеостровский намыв в этом смысле поначалу обнадежил: думали, уж тут-то удастся создать новый морской фасад города, жилые кварталы, не похожие на другие, интересные архитектурные доминанты.
А получили унылую застройку. Стандартный «спальный» район, каких много на периферии города, с отдельными доминантами спорного достоинства: имеется в виду здание в жилом квартале Golden City на намыве, увенчанное 52-метровым шпилем. Оно выглядит чужеродно, и вообще видно, что девелоперы строят на своих участках кто во что горазд, не формируя целостного гармоничного ансамбля.
Дивные эскизы, которые в начале нулевых выносились на общественное обсуждение, остались на бумаге. В ту пору я работал в одном из проектных институтов, которые компания «Морской фасад», стратегический партнер Смольного, привлекла для оценки технико-экономического обоснования проекта. Помню, как его инициаторы собирались возвести в Невской губе «маленький Дубай», размахнувшись на 11 млн кв. метров «намывного» жилья, а мы убеждали в три-четыре раза снизить объемы.
Понятно, девелоперы решают свои задачи, а город свои, создавая условия для привлечения инвесторов, ведь мегаполис растет. Результатом их соглашения должен стать компромисс. Если отдать все на откуп застройщикам, получим каменные джунгли с видом на море, а если зарегулировать их деятельность, они просто уйдут. Важно найти золотую середину.
Увы, такое впечатление, что для намыва городская власть внятной стратегии не сформировала. Или не сумела реализовать. Хотя девелоперы действуют в рамках закона: строят, как им было дозволено. Конечно, работы на этой площадке еще идут, что-то может измениться. Но едва ли кардинально. А пока мы видим здесь удручающую картину: бездорожье, отсутствие парковок, парковых зон и масштабного озеленения.
Между тем в самом начале существующий намыв рассматривался как его первая очередь. И скоро мы увидим, как он начнет расширяться в северо-западном направлении, хотя из-за проблемных грунтов сделать это будет сложнее. На старте проекта вариант многоэтажной застройки там не обсуждался. Правда, это было давно, с той поры могли появиться новые технологии, а свежие исследования – показать, что жилые высотки возводить можно и на новом намыве. Но хотелось бы подчеркнуть другое.
Думаю, Смольному стоит проанализировать полученный опыт, чтобы не повторять ошибок при освоении таких территорий, и голос профессионального сообщества тут должен звучать громче. Может, на новом месте лучше построить квартал на воде, оставив каналы для яхт-клуба. Или провести международный конкурс и, отобрав лучшие проекты, воплотить их в этой части намыва.
В любом случае, вместо того чтобы гнаться за «квадратами» (к чему дело идет), там уместнее сформировать новую городскую среду, притягательную для всех петербуржцев. С красивой парковой зоной, новым общественным пространством, блестящими архитектурными решениями.
Регина ДАШКО, профессор кафедры инженерной геологии Горного университета:
– Участки на северо-западе Васильевского острова стали застраивать относительно недавно. На картах полувековой давности мы видим, что вместо Морской набережной, улицы Кораблестроителей и некоторых других магистралей, примыкающих к трассе ЗСД, за которой выросли «намывные» высотки, – заболоченная местность.
Прежде чем осваивать эту территорию, нужно было ее осушить и отсыпать. В 1980-е годы такие работы начались. Использовали для этого и намывной песок, причем мощность песчаного слоя на побережье, ближе к воде, превышала четыре метра. Почему? Комплекса защитных сооружений (дамбы) тогда не было, и хотели защитить новостройки от сильных наводнений. Кроме того, стояла задача обеспечить «плацдарм» для активной застройки.
Курировал эти работы Политехнический институт, кафедра фундаментов и подземных сооружений. Ее сотрудники изучали пробы грунтов на осваиваемых участках Васильевского острова и давали свое заключение. После отсыпки требовалось подождать. Но прошло два-три года или даже больше, а консолидации грунтов не происходило, техника проехать не могла, вязли колеса. И тогда приняли соломоново решение: укрепили грунт, отсыпав строительный мусор. Пришлось пересмотреть также некоторые проектные величины: этажность, типы фундаментов.
Дома там построили, но со временем некоторые из них стали давать большие, по сравнению с нормативами, осадки. Знаю об этом, поскольку сама жила в доме на участке, тяготеющем к этой части острова. А когда застраивали территорию на другом берегу Смоленки, на острове Декабристов (работала там архитектурная мастерская Сергея Евдокимова), меня привлекали как эксперта. Проект был интересный: предполагали, что здания там будут подниматься к небу лесенкой – от привычных многоэтажек до высоток более чем 30 этажей. Но и от этой затеи пришлось отказаться.
Словом, предыстория у намыва на Васильевском непростая, и хочется верить, что застройщики приступят к новым работам, взвесив все риски. Естественные грунты в прибрежной зоне, где намыв, достаточно слабые: это морские донные отложения, насыщенные органикой. Коренные породы, на которые может опереться свайный фундамент, находятся здесь глубоко, и требуется большая мощность намыва. Насколько можно судить, ее постарались обеспечить. Но возникает другой вопрос: качество материала.
Дело в том, что хорошие средне- и мелкозернистые пески, не содержащие пыли, глинистых фракций и органики, из морских месторождений Финского залива практически израсходованы. А если создавать грунт на намыве, применяя менее качественные пылеватые, с органикой пески, он будет консолидироваться сложнее и дольше.
Теперь о дамбе. Конечно, это гидротехническое сооружение не раз спасало Петербург от наводнений, но есть тут и другая сторона медали. До строительства дамбы Нева, текущая по легко размываемым породам, несла в залив громадное количество взвесей. И эта масса оседала, большей частью – у Сестрорецка, где появились песчаные дюны и пляжи.
Но гидрологический режим в Невской губе изменился. Значительную часть песка теперь выносит к внешней стороне защитного комплекса, и дно там постепенно поднимается. Качественных, пригодных для строительства песков ни по ту, ни по другую сторону защитного комплекса в заливе, судя по всему, не осталось, а это существенный фактор. Никакие супертехнологии не помогут, если качество материала не будет отвечать нужным требованиям.
Долгое время топкие, заболоченные участки земли в нашем городе отсыпали, используя хорошие карьерные пески речного происхождения. Но эти карьеры, располагавшиеся в пригороде, почти все разработаны. И если песок там остался, его применяют, скорее всего, лишь для строительства дорожного полотна.
Конечно, из всего этого не следует, что надежность намывных территорий вызывает сомнения. Наверняка девелоперы привлекали грамотных специалистов, а проектная документация подверглась экспертной оценке. Но такие решения должны быть максимально прозрачны, ведь они затрагивают интересы многих людей, покупающих жилье на намыве. Подобные проекты требуют к тому же серьезного научного сопровождения, кропотливых исследований. Спешить тут вряд ли уместно.
Нэлли ВАВИЛИНА, глава муниципального округа Гавань:
– Многие василеостровцы, живущие на Морской набережной, помнят время, когда из их окон открывался чудесный вид на Финский залив, где проплывали белоснежные яхты. И, когда стало известно, что в этой части города начнется масштабный проект по намыву территории, это их не порадовало.
Но против выступали не только они. На публичных слушаниях, проходивших перед началом этих работ, раздавалось немало скептических мнений. Хотя проектанты убеждали: все будет хорошо. Залив «потеснится», зато эти места скоро преобразятся.
Что потерял город, понятно: своеобразный морской фасад, который создавали ленинградские архитекторы. А что приобрел? Искусственно созданную территорию, где живут уже около 10 тыс. человек, продолжающие атаковать чиновничьи кабинеты своими жалобами и запросами. Это не кляузники, а нормальные люди, в большинстве – молодые семьи с детьми. Которые хотят, чтобы власть взялась за решение социальных и транспортных проблем, накалившихся до предела, не перекладывая ответственность на застройщиков и управляющие компании.
Одни петербуржцы покупали там жилье экономкласса для себя. Другие – чтобы сдавать в аренду. Переселились туда и обитатели старых василеостровских коммуналок. Со временем новоселы потянулись в ближние поликлиники, стали отправлять своих детей в школы и записывать в детсады, построенные в нашем муниципальном округе, к которому относится часть намыва, и соседнем Морском округе.
Нагрузка на три взрослые поликлиники, действующие недалеко от намыва, резко выросла, учеников в местных школах прибавилось, а старожилы винят в этом «понаехавших». В прошлом году на намыве, во дворе одного из домов жилого комплекса «Я – Романтик», ввели первый детсад на 140 мест. Но этот крохотный объект всех проблем не решил, недовольство осталось.
Долгое время «намывчане» добивались, чтобы появилась перемычка, которая бы обеспечила им выезд с этой обособленной территории. После двух «круглых столов», проведенных в Смольном, и выездного совещания дорога, проложенная над ЗСД от Морской набережной к площади Европы на средства одного из девелоперов, там появилась. Но ситуация с транспортной инфраструктурой на намыве остается катастрофичной: одного узкого дорожного «мостика» не хватает.
Существующие там проезды город не взял на баланс, поэтому организовать движение на этой территории, установив знаки и обозначив зебры, невозможно. Ни пожарные, ни машины скорой помощи проехать туда не могут, а местные жители вынуждены парковаться на въезде или пустырях внутри микрорайона, оставленных для строительства новых домов.
Среди жильцов этих ЖК много энергичных людей, которые любят свой район и хотят изменить его к лучшему. Они устраивают субботники, благоустраивают эту территорию и пытаются ее озеленить, покупая на свои деньги саженцы. Но городские структуры такие насаждения на баланс не берут.
Понятно, что уставшие ждать перемен жильцы отнеслись негативно к известию о планируемом расширении намывной территории. Прежде чем двигаться дальше, увеличивая ее население, нужно распутать клубок проблем, мешающих жить там сегодня.
МЕЖДУ ТЕМ
«На намывной территории ведут жилищное строительство компании «Терра Нова», «Вымпел», «Северная Двина», «Морская строительная компания», «ЛСР. Недвижимость-СЗ», а также «НТВО», входящая в состав Glorax Development», – говорится в справке, которую представил на запрос нашей газеты городской комитет по градостроительству и архитектуре. «В соответствии с утвержденной документацией проектов планировки и межевания, – читаем дальше, – там планируется разместить 20 детсадов, десять школ, две поликлиники, одно больничное учреждение, три кабинета врача общей практики, семь объектов охраны общественного порядка, один объект ГО и ЧС, а также предусмотрено создание парковых зон. Информация о сроках, объемах инвестиций, синхронизации сроков строительства социальных объектов – вне компетенции КГА. За уточнениями следует обратиться в комитет по инвестициям, комитет имущественных отношений и комитет по строительству».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (6888) от 24.03.2021 под заголовком «Джунгли с видом на море».