что строят около меги в казани
Якорный арендатор «Меги» в Казани освободит площади до конца года
На месте гипермаркета для ремонта и дачи OBI в ТЦ «Мега» откроют развлекательное пространство, сообщила пресс-служба торгового центра. Вывод одного из крупнейших арендаторов из здания ТЦ объясняют редевелопментом проекта. Для гипермаркета «Мега» возводит новое здание в непосредственной близости от действующего торгового центра.
«Строительство объекта площадью около 13 тысяч квадратных метров стартовало в рамках обновления центра и трансформации «Меги» в Казани в пространство для встреч», – отметили в пресс-службе Ingka Centres в России.
Перевести гипермаркет товаров для дома из ТЦ в отдельно стоящее здание планируется до конца 2021 года. Переезд крупного арендатора в отдельно стоящий объект анонсировали в 2020 году. Инвестиции озвучивались в 2 млрд рублей. Здание строится напротив «Меги».
Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что отдельное здание для строительного магазина – «нормальная ситуация». К примеру, IKEA или «Леруа Мерлен» изначально выстраивали бизнес на организации торговли в отдельно стоящих зданиях.
«С экономической точки зрения, такой переход может быть оправдан только в случае если «Мега» серьезно повысила арендные ставки, и местному филиалу OBI в связи с этим стало выгоднее иметь собственное здание. Что касается снижения прибыли из-за переезда в собственное помещение – то, на мой взгляд, это маловероятно, так как OBI является крупнейшим и популярным в России строительным гипермаркетом с собственным пулом лояльных покупателей. В данной ситуации схема – зайти по инерции и что-то приобрести мало рабочая, так как в сети реализуется товар не повседневного спроса, люди, очевидно, будут продолжать посещать магазин и без привязки к «Меге», тем более что большая часть целевой аудитории торговой сети передвигается ожидаемо на собственных авто», – сказал он.
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев считает, что на данный момент иметь собственные торговые площади становится выгоднее, чем арендовать помещение.
«Судя по всему, у OBI как раз есть планы остаться и в России, и в Татарстане надолго. В таком случае, собственный центр будет удобнее по многим параметрам. Он не просто избавит от необходимости платить за аренду, его можно сконфигурировать по собственному желанию, что для DIY-ритейла крайне важно. Построив собственный торговый центр, OBI не будет стеснен ни в площадях, ни иными ограничениями, характерными для такого «общежития», как «Мега», – заключил Коренев.
Вторая линия метро в Казани: когда ждать и где?
На станции у ТЦ «Мега» работы уже завершены, а вот на Фучика никак не могут снести рынок, чтобы закончить площадку.
Открытие второй линии метро в Казани – событие долгожданное для многих горожан. Всем уже не терпится узнать, что, когда и как, однако власти города рассказывают о проекте очень редко. И вот есть новая порция информации.
Когда откроют вторую ветку?
Первую часть новой ветки столичной подземки достроят к 2027 году. Появятся четыре станции. Они расположатся в Приволжском и Советском районах Казани. Их общая протяженность составит 5,7 км. По этому маршруту каждый час будет проходить 30 пар поездов. Стоимость работ оценивается в 41,1 млрд рублей.
Почему так долго?
Кроме того что любая стройка требует времени, в случае с метро необходимо учитывать и то, что все новые станции расположены на проезжей части улицы Фучика. Начало работ возможно только после организации объездных дорог. А пешеходные выходы из станций будут строить после переноса проезжей части на прежнее место. Поэтому всю стройку приходится делить на этапы, вести работы параллельно не получается.
Как назовут станции?
А как выглядят?
А что там происходит?
Строительством метро занимается АО «Казметрострой». Генеральный директор компании Марат Рахимов коротко (очень коротко) рассказал, как обстоят дела на каждой из четырёх будущих остановок.
Станция напротив «Икеа» (на пересечении ул. Фучика и Зорге)
Будет базовой. Она уже полностью освоена, здесь завершено электроснабжение, монолитом уложено более 60% станции.
Известно, что на ее территории появится медпункт, пункт приема пищи. Кроме того, оборудуют тремя эскалаторами, в то время как на остальных предусмотрены только лестничные спуски.
Станция на пересечении ул. Фучика и Ломжинской
Эта одна из самых проблемных точек. Строители смогли вырыть только часть котлована до пересечения с Ломжинской. Ситуацию обостряет еще и то, что открытым остается вопрос дальнейшей судьбы рынка. Его должны снести. К решению вопроса пообещал подключиться и Метшин. Работы по перекладке коммуникаций пока приостановлены.
Здесь продолжают вынос коммуникаций и строительство правой объездной дороги с переключением троллейбусной линии и линии освещения.
Станция пересечения ул. Фучика и Зорге
На этом участке так же заняты выносом коммуникаций. Каких-либо других работ на станции в этом году не планируется.
Как соединят две линии?
Вторая линия метро сомкнется с первой на станции «Дубравная». Для перехода с одной на другую ветку построят подземный пешеходный переход.
Новый виток
Переезд на 2 миллиарда: зачем «Мега» «бесшовно» выселяет OBI?
Строительный гипермаркет расположится в новом здании по соседству, а ТРК получит 13 тыс. «квадратов» для развития. Появится ли там кино?
Через год один из крупнейших арендаторов «Мега Казань» — строительный гипермаркет OBI — переедет в собственное здание напротив IKEA. Что будет на освободившемся месте, держится в секрете, но эксперты «БИЗНЕС Online» советуют подтянуть развлекательную составляющую. О том, как изменится схема движения, и о других деталях третьего этапа редевелопмента ТРК — в нашем материале.
Новый этап редевелопмента «Меги» стартовал 10 сентября. Рядом с ТРК уже строят отдельно стоящее здание, куда должен переехать один из якорных арендаторов — магазин OBI Фото: Андрей Титов
ПЕРЕЕЗД ЗА 2 МИЛЛИАРДА
Под новое строительство отведено 40 тыс. кв. м. на территории, принадлежащей Ingka Centres в России (вместе с ИКЕА, входит к группу компаний Ingka, владеет и управляет торговыми центрами «Мега»). Сейчас на этом участке в 273,8 тыс. кв. м располагается сам центр, наземная парковка, семейное кафе «Место есть по-шведски» и ряд других объектов. Новое здание появится прямо напротив существующего, а главный вход будет обращен к «Меге».
Под новое строительство отведено 40 тыс. кв. м. на территории, принадлежащей Ingka Centres в России (вместе с IKEA, входит к группу компаний Ingka, владеет и управляет торговыми центрами «Мега»)Фото: Айгуль Мутыгуллина
По словам управляющей «Мега Казань» Фариды Валиевой, инвестиции в проект составят примерно 2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»
НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА
Из-за нового здания в зоне комплекса поменяется схема движения транспорта. Новому OBI достанется своя парковка площадью 9,3 тыс. кв. м для 400 машин. Ради нее ИКЕА пожертвует частью прилегающей к ТРК четырехполосной дороги. Когда начнется строительство, две полосы для движения в направлении проспекта Победы будут перекрыты, а по оставшимся двум полосам движение продолжится только в одну сторону. Для «встречки» же отдадут часть парковки ИКЕА. Подробности смотрите на нашей схеме.
Но это не конец: прорабатывается строительство новой двухполосной дороги-дублера для подъезда к ТРК — между ЖК «Победа» и новым зданием OBI. Если этот проект согласуют в исполкоме Казани, «Мега» по окончании строительства магазина опять превратит дорогу в парковочные места. Движение между OBI и «Мега» продолжится по оставшимся двум полосам, но теперь уже в обоих направлениях. Таким образом администрация ТРК рассчитывает исключить транзитный трафик — те, кто пользуется этой дорогой как сквозным проездом, поедут новой дорогой-дублером вдоль ЖК «Победа».
«Процесс передислокации гипермаркетов из одного помещения в другое будет происходить абсолютно „бесшовно“ и не доставит никакого дискомфорта покупателям» Фото: Андрей Титов
При этом новое здание не даст OBI выигрыша в площади. Скорее, наоборот: в «Меге» гипермаркет занимает 13 тыс. кв. метров, а на новом месте в его распоряжении будет около 12 тыс. кв. метров. Но безусловным бонусом станет возможность осовременить торговые интерьеры. В пресс-службе OBI рассказывают, что особый акцент при обновлении будет сделан «на эмоциональном вовлечении клиентов, благодаря улучшенной презентации товаров, шоу-румам с актуальными готовыми решениями для кухни и ванной, а также „зонам вдохновения“, где представлены трендовые идеи в области дизайна и декора интерьеров». Отдельное внимание будет уделено интернет-заказам — площадь сервисных зон для работы с ними расширят.
Новое здание не даст OBI выигрыша в площади. Скорее, наоборот: в «Меге» гипермаркет занимает 13 тыс. кв. метров, а на новом месте в его распоряжении будет около 12 тыс. кв. метров Фото: Андрей Титов
Напомним, OBI в Казани открылся вместе с «Мегой» в ноябре 2005 года. Поначалу немецкая сеть, в составе которой работают 650 гипермаркетов в мире, пыталась работать с местным франчайзи — широко известной тогда сетью «Евроинтерьер». Однако с 2013–2014 годах головная компания выкупила все права на магазин. При этом финансовые показатели «Сделай своими руками — Казань» (юрлицо казанского OBI) не блещут. Начиная с 2016 года компания уходит в минус по чистой прибыли, только за 2019 год убыток составил 78,4 млн рублей при выручке в 853,5 млн рублей.
Напомним, OBI в Казани открылся вместе с «Мегой» в ноябре 2005 года. Начиная с 2016 года компания уходит в минус по чистой прибыли, только за 2019 год убыток составил 78,4 млн рублей при выручке в 853,5 млн рублей Фото: Андрей Титов
Возможно, дело в растущей конкуренции со стороны других гипермаркетов — «Леруа Мерлен» и «Мегастроя». Последней каплей мог стать приход в Казань в 2018 году британской сети Castorama, которая вскоре продала бизнес в России «Максидому». Кстати, так совпало, что гипермаркет Castorama расположился буквально впритык к «Меге», а его параметры практически совпадают с тем, что планируются построить: те же 2 млрд рублей инвестиций и площадь в 11 тыс. кв. метров.
С перемещением OBI в отдельное здание в ТРК освобождаются 13 тыс. кв. метров. Но что на них разместится, в «Меге» пока не раскрывают Фото: «БИЗНЕС Online»
С перемещением ОБИ в отдельное здание в ТРК освобождаются 13 тыс. кв. метров. Но что на них разместится, в «Меге» пока не раскрывают. «С подробностями следующего этапа обновления „Меги Казань“ мы сможем поделиться в середине 2021 года», — заметила Валиева. В пресс-службе компании напоминают, что ранее обновились концепции фудкортов, галереи, фасады, появились парковые пространства. «Сейчас мы продолжаем работы по расширению предложения кафе, ресторанов и возможностей для отдыха наших посетителей», — объяснили в компании.
Действительно, освоение площадей, оставленных OBI, станет на ТРК третьим большим этапом редевелопмента за последние 5 лет. Напомним, первый этап был презентован в октябре 2014 года. Тогда изменился фасад здания, парковка, внешний вид витрин арендаторов, напольная плитка. Молл отказывается от катка в пользу расширения зоны фудкорта (ресторанный дворик стал двухэтажным). Концепция преобразования (потолки, освещение, плитка, внешние фасады) получила название Ice Crystals. Зона кафе и ресторанов — часть проекта, которую назвали «Апельсиновый фудкорт» из-за шаров апельсинового цвета в этой зоне. Инвестиции в этот этап составили около 27 млн. евро (примерно 2 млрд рублей). Этап завершился с открытием обновленного фудкорта в декабре 2017 года.
Следующий этап был реализован в прошлом году, когда в ноябре 2019 года открылась новая галерея, в которой разместились магазины модных брендов. Фарида Валиева уточнила, что размер инвестиций при этом составил 1 млрд рублей.
Освоение площадей, оставленных OBI, станет на ТРК третьим большим этапом редевелопмента за последние 5 лет. Первый этап был презентован в 2014 году. Тогда изменился фасад здания, парковка, внешний вид витрин арендаторов Фото: Андрей Титов
Ахмеров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что на месте OBIдействительно логично было бы разместить кино. «У „Меги“ проседает развлекательная составляющая. Кто-то ставит это в упрек, говоря, что рядом в „Южном“ можно не только поесть, но и в кинотеатр сходить. Надо смотреть, как это можно сделать — возможно, заднюю часть площадей отдать под кинотеатр, а впереди разместить галерею. Было бы здорово, если бы появилась такая развлекательная часть. По сути, сейчас там есть только детская развлекательная зона», — советует Ахмеров.
Лиана Серазетдинова: «В рамках существующего центра у нас просто нет площадей для кинотеатра. Если люди хотят кинотеатр, мы постараемся, чтобы он был» Фото: «БИЗНЕС Online»
По его мнению, такие якорные арендаторы как OBI или «Декатлон» на самом деле не дают собственнику большой прибыли относительно галереи. «Арендные ставки могут различаться в несколько раз, — отмечает он. — И если такие игроки как „Декатлон“ или OBI могут сесть в отдельных зданиях, то модные галереи нужны, чтобы их удобно было обходить. Думаю, это сделано, чтобы поднять доходность, а на месте OBI сделать галерейную врезку для новых брендов. У „Меги“ все хорошо с деньгами, поэтому в компании смотрят вперед и работают на перспективу».
Но не потеряет ли ТРЦ тот трафик покупателей, который генерирует OBI? Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин указывает, что как раз-таки слабая сторона DIY в том, что это «территория отдельной покупки». «В Москве есть такая же „МЕГА“ как в Казани — „МЕГА Химки“, где OBI входит в саму „Мегу“. И в этом коридоре, который ведет в OBI, люди идут только в одну сторону — к OBI. Обратно, нагруженные лопатами и прочими товарами, уже не идут. То есть направляются в машину, разгружаются, и — если надо — еще раз идут в „Мегу“, — объясняет эксперт. — Именно с этим связано то, что самые часто сдаваемые и плохо засиженные уголки — это те зоны, которые относятся к магазинам стройки, бытовой техники и так далее. У нас было то же самое в Happy Mall в Саратове — с Castorama. Эти территории сложнее всего было заполнять, и люди быстрее всего оттуда удирают, потому что там ходит другая публика».
Но не потеряет ли ТРЦ тот трафик покупателей, который генерирует OBI? Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин указывает, что как раз-таки слабая сторона DIY в том, что это «территория отдельной покупки» Фото: «БИЗНЕС Online»
По мнению Рогожина, хорошо, если есть возможность освободившуюся площадь разбить и сдать более актуальным фэшн-арендаторам. «Получится увеличить полезную площадь, и это никак не снизит поток. Поток все равно будет приезжать с возможностью зайти и в OBI, и в „Мегу“. Это отдельный целевой поток, и установить его надо отдельно», — считает собеседник издания.
Торговый центр «Мега Казань»
Открылся в 2005 году. Площадь – 93,5 тыс. кв. м GLA, 157 магазинов, 6,5 тыс. парковочных мест.
Торговые центры «Мега» есть в 11 регионах России, все объекты расположены в городах с населением более 1 млн человек. Уникальным якорным арендатором торговых центров является магазин IKEA.
Торговыми центрами «Мега» управляет компания Ingka Centres, которая отвечает за развитие и управление недвижимостью IKEA в России.
«Мега» снова обновляется. Дорогу перед ТЦ сузят и добавят кольцевые перекрестки
В Казани есть три вечные вещи: строительство метро, перекрытие дорог и нескончаемый ремонт в «Меге». Да, торговый центр продолжает обновляться. То ли ему захотелось еще больше перемен, то ли это сетчатый коллега с Павлюхина мотивирует его стать лучше. О двух глобальных переменах в жизни ТЦ уже известно.
Дорогу на въезде сузят и добавят кольцевые перекрестки
Фото: mega.ru
Видимо, «Мега» поняла, что въезд на ее территорию похож на полосу препятствий. Она решила облегчить жизнь автомобилистам, поэтому центральную дорогу, по которой посетители на машинах попадают в ТЦ, немного изменят. Ее сузят с четырех до двух полос, а еще добавят два кольцевых перекрестка.
Парковки тоже ждет трансформация, но какая именно, пока не известно. Говорят, их перепланируют и сделают более удобными. Так будет выглядеть новая транспортная схема «Меги»:
Схема: mega.ru
На этом дорожный апгрейд не закончится. Вдоль ЖК «Победа» появится двухполосная дорога, чтобы облегчить выезд с территории ТЦ и при этом не мешать проезжающим мимо машинам.
У пешеходов и велосипедистов тоже есть повод для радости. Для них сделают новые переходы и велодорожки.
Вместо «Оби» появится неопознанный развлекательный объект
Наверняка многие уже видели, что для «Оби» строят персональное здание. Оранжевый гипермаркет планирует перебраться туда этой осенью.
В соцсетях казанцы интересуются, что будет вместо «Оби». На что получают интригующие ответы от администраторов инстаграм-аккаунта «Меги» : « Кто знает, чем порадуем в будущем наших гостей. Советуем следить за новостями, чтобы ничего не пропустить».
Фото: mega_kazan/instagram.com
«После переезда «Оби» в отдельное здание в новой галерее появится расширенный кластер досуга и развлечений, а также новые магазины», — прокомментировал руководитель отдела по работе с посетителями и улучшению покупательского опыта Фарида Халиуллина.
Сейчас можно лишь предполагать, чем займут освободившееся пространство: кинотеатром, катком или филиалом космического агентства. Возможно, «Мега» изменится так, что вы скажете: «Вау! Вот это контраст!»
Вторая ветка казанского метро: конечная остановка за миллиард возле ИКЕА
В начале 2018 года недалеко от «Мега Казань» начнется рытье котлована под станцию подземки
«ИКЕА МОС» перетянула казанское метро на себя. Проектировщики второй линии подземки окончательно определились, куда «посадить» спорную станцию «Сахарова». Как стало известно «Реальному времени», ими выбрана площадка возле торгового центра «Мега Казань», что в 500 метрах от жилых массивов микрорайона Азино. И хотя разработка котлована возле ТЦ начнется будущей весной, строительство второй линии метро все равно остается под большим вопросом. Подробнее в материале «Реального времени».
Станцию «Сахарова» приблизят к ТЦ «Мега Казань»
На этой неделе разрешилась «территориальная» интрига вокруг маршрута трассировки второй линии казанского метро, которая проектируется на протяжении последних 4 лет, но так и остается лежать в недрах «Татинвестгражданпроекта» в незаконченном виде.
Одним из спорных моментов оставалось место дислокации будущей станции «Ул. Сахарова», которая должна замкнуть первый этап второй ветки (в него входят еще три станции — «Ул. Юлиуса Фучика», «10-й микрорайон», «Ул. Ломжинская»). И если расположение первых трех не вызывало разногласий, то за «финальную» станцию первого пускового комплекса бились «до последнего патрона». Как стало известно «Реальному времени», окончательный выбор был сделан в пользу установки ее на свободной площади возле торгового центра «Мега Казань». «В первом квартале 2018 года планируется приступить к работам по подготовке стартового котлована на площадке возле IKEA», — сообщила пресс-служба Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Это означает, что от жителей густонаселенного микрорайона Азино, проживающих по улицам Сахарова, Бигичева, Глушко, она будет удалена как минимум на полкилометра. Более того, придется совершить несколько переходов через скоростную магистраль проспекта Победы, чтобы войти в метро, что трудно назвать доступным. Между тем в радиусе охвата от выбранной точки «посадки» будущей станции жилых массивов почти нет (не считая жилого комплекса «Победа»).
В 2014 году гендиректор ООО «ИКЕА МОС» Армин Микаэли обратился к Рустаму Минниханову с предложением протянуть метро к торговому центру «Мега Казань», обещая инвестиции в 1 млрд рублей в строительство. Фото prav.tatarstan.ru
Изначально проектировщики ТИГП предлагали разместить ее строго на заселенной стороне проспекта Победы. Как уже рассказывало «Реальное время», исходный вариант предполагал ее размещение в «треугольнике» пересечения улиц Фучика, Сахарова и Вагапова, что недалеко от церкви Александра Невского. В этом случае станция обладала бы пешей доступностью для жителей Азино, но располагалась бы на противоположной стороне от ТЦ «Мега Казань» и в удалении от него на 500—700 метров. Но, как известно, в середине 2014 года гендиректор ООО «ИКЕА МОС» Армин Микаэли, отвечающий за развитие торговой сети в России, обратился к президенту РТ Рустаму Минниханову с предложением протянуть ее торговому центру «Мега Казань», обещая инвестиции в 1 млрд рублей в строительство совмещенной станции. После этого проект строительства второй очереди верстался в двух вариантах: по плану «А», предусматривающему инвестиции шведского ретейлера, и по запасному варианту «Б», то есть без него. Судя по выбранному варианту, власти, похоже, рассчитывают на участие IKEA Group в финансировании проекта. В IKEA Group на запрос «Реального времени» ответили следующее: «Как мы и заявляли ранее, согласно протоколу о намерениях, мы готовы инвестировать в строительство станции метрополитена рядом с «Мега Казань» 1 миллиард рублей в соответствии со сроками реализации проекта. Вопрос интеграции торговых центров «Мега» в транспортную систему всегда был для нас важным, мы активно работаем над включением наших центров в систему городского транспорта, создавая комфортную среду для гостей «Меги» и жителей близлежащих районов». Также в компании пояснили, что точные сроки начала финансирования зависят от того, когда Казань выполнит проходку и приблизится к станции Сахарова.
«Если расстояние до станции больше, чем полкилометра, то чисто психологически не каждый человек решится их преодолевать. Тем более нужно переходить через надземный пешеходный переход, и снова через переход — это не совсем удобно. Он лучше пройдет 20 шагов и поедет на автобусе. Не каждый пожилой решится полкилометра шагать», — отмечают проектировщики, работавшие в ТИГП.
По мнению одного из авторов проекта строительства второй очереди, в прошлом руководителя группы проектировщиков ТИГП Сергея Глухих, месторасположение указывает на то, что крен в застройке города уйдет в эту сторону. Фото Димы Канеки (skyscrapercity.com)
«Ак Барс» построит дома раньше, чем придет метро
Выбор в пользу «ИКЕА МОС» — не только политическое, а скорее стратегическое решение для территориального развития Казани. По мнению одного из авторов проекта строительства второй очереди, в прошлом руководителя группы проектировщиков ТИГП Сергея Глухих, месторасположение указывает на то, что крен в застройке города уйдет в эту сторону. «С точки зрения перспективы на будущее выбор можно назвать правильным, — полагает он. — Четыре года назад, когда мы начинали работу, то проходили эту трассу пешком и убедились, что лучше всего «посадить» станцию рядом с людьми. Привязывать к метро к ТЦ «Мега Казань» мы полагали неверным, так как его покупатели приобретают чаще всего крупногабаритные товары, которые на метро не повезешь. Это все равно, что приехать в агропромпарк за мешками картофеля. Однозначно, что вы повезете их на автомобиле, а не потащите в метро».
«Но вторая линия метро — это все-таки перспективная вещь, — подчеркивает он. — За это время прилегающий к «Мега Казань» 21-й квартал все равно будет застраиваться. «Ак Барс Девелопмент», наверное, построит немало жилья и в будущем должно сложиться неплохо: появятся жилые дома, появятся люди и вытянут метро. Скорее всего, даже жилые районы появятся быстрее, чем метро», — шутит он. Кроме того, с точки зрения начала строительства здесь пустошь, поэтому разработать котлован не составит труда. А в треугольнике улиц возле церкви полно коммуникаций и обязательно будут проблемы.
Минстрой РТ: проектирование метро продолжается
Пока же «Казметрострой» завершает благоустройство возле последней станции первой линии метро «Дубравная». Ожидается, что в конце декабря первые лица республики примут участие в ее торжественном открытии. Но что будет дальше — неизвестно ни властям, ни главному строителю казанской подземки. По слухам, руководству «Казметростроя» якобы дали команду «сворачивать» строительные работы, так как дальнейшее проектирование второй очереди остановлено до лучших времен. Заметим, что вторая очередь казанского метро должна состоять из 10—11 станций, затраты на прокладку которых оцениваются 72—75 млрд рублей.
Пока же «Казметрострой» завершает благоустройство возле последней станции первой линии метро «Дубравная». Фото Димы Канеки (skyscrapercity.com)
Впрочем, в Минстрое РТ опровергли информацию о прекращении проектных работ. По сведениям пресс-службы, заключены государственные контракты на полный цикл проектных работ по первому комплексу второй линии с «Татинвестгражданпроектом» (на четыре станции: от «Фучика» до «Сахарова»). По сообщению пресс-службы, действуют контракты на проектно-изыскательные работы и разработку проекта планировки и межевания территории, на разработку проектной и рабочей документации «Вынос (защита) инженерных коммуникаций», на разработку проектно-сметной документации с наружными инженерными сетями до точки подключения. «В Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ регулярно проводятся совещания по строительству метрополитена г. Казань в установленном порядке», — говорится в ответе Минстроя РТ. Правда, нет информации о том, финансируются ли данные госконтракты, и ничего не сказано о сроках завершения работ. Но зато понятно, что проектирование остановилось на первом этапе, то есть на станции «Сахарова», но не прошло госэкспертизы, не получило разрешение на строительство. «А без этих документов «Казметрострой» лопату поднимать не станет», — отмечают источники, знакомые с ситуацией вокруг метро.
Из рук в руки: кто пытался проектировать вторую линию казанского метро
Как стало известно «Реальному времени», за эти годы проектирование казанского метро претерпело множество пертурбаций. После банкротства «Казгражданпроекта», проектировавшего первую линию, его пыталась вести московская проектно-строительная компания «Мосинжпроект», выступающая генпроектировщиком московского метро. Но бросила в 2014 году, после чего группа была образована в структуре ТИГП. По слухам, в начале этого года ГИСУ, технический заказчик казанского метро, издало распоряжение о прекращении проектирования, после чего опытные специалисты, вышедшие из «Казгражданпроекта», покинули институт.
«На самом деле, проект планировки и межевания был давно готов, — рассказывают они. — Но из-за чехарды с финансированием работы делались наполовину». Инженерные сети для проекта планировки и межевания в директивном виде есть, но вот сколько надо выносить и на каких участках? Чтобы знать это, нужно иметь полную трассировку всех станций, так как вынос сетей производится локально вокруг каждого участка. Конкретных проектов еще никто не разработал. «И здесь были некоторые затыки: здесь проходит большой магистральный газопровод среднего и высокого давления, который нельзя отключать, от него зависит тепло всего города, — отмечают проектировщики. — С этим газопроводом до конца не разобрались. А если проект строительства первого этапа не прошел госэкспертизу, то без разрешения на строительство подземный перегон не будет прокладываться. Поэтому как будет строиться котлован — загадка».
«Дана команда начать строить вторую линию», — скупо сообщил гендиректор Марат Рахимов. Фото prav.tatarstan.ru
«Казметрострой»: какая следующая после «Дубравной»?
В неопределенном положении находится и сам «Казметрострой». В марте 2018 года им предстоит сдать станцию «Говорово» в Москве. До этого «Казметрострой» прокладывало тоннели на Бутовской линии метро: от станции «Старокачаловской» до станции «Битцевский парк», включая станцию «Лесопарковую». Общая стоимость работ — свыше на 20 млрд рублей. Но дальше — пока неизвестность. В его окружении рассказали, что компания рассчитывает на подряды в Ташкенте, но их нет.
Сам гендиректор «Казметростроя» стремится не терять лицо. «Дана команда начать строить вторую линию», — скупо сообщил гендиректор Марат Рахимов по телефону «Реальному времени». При этом он дал понять, что надеется на «хорошие, обеспеченные финансированием, предложения в других городах страны».