что строят возле курского вокзала
Сергей Собянин предоставил льготы инвестпроекту по созданию технопарка рядом с Курским вокзалом
Правительство Москвы присвоило статус инвестиционного приоритетного проекта проекту по созданию технопарка «Курский». Постановление по данному вопросу подписал Сергей Собянин.
Статус инвестиционного приоритетного проекта позволит примерно на 25 процентов снизить нагрузку по региональным налогам. В частности, ставка налога на прибыль, зачисляемая в городской бюджет, уменьшится до 13,5 процента вместо стандартных 17 процентов, обнулится ставка налога на имущество, а также на 99 процентов будет снижена арендная плата за землю.
Технопарк «Курский» создадут в районе Курского вокзала на земельном участке площадью 0,7 гектара по адресу: Верхняя Сыромятническая улица, дом 7, строения 1 и 10.
Ранее по этому адресу располагался Московский насосный завод, основанный в 1934 году. В 1985 году основные мощности завода были переведены в Московскую область, до 2000 года там работал инструментальный цех.
Для размещения технопарка планируется строительство нового корпуса площадью 25,3 тысячи квадратных метров, в котором создадут чистые комнаты, центр прототипирования, коворкинг и лектории.
Технопарк будет предназначен для размещения компаний, специализирующихся на проведении научных исследований и разработок, в том числе в сфере фармакологии, химической промышленности и ИТ.
Ожидается, что в технопарке «Курский» будет создано не менее 190 новых рабочих мест.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит порядка 1,6 миллиарда рублей.
В настоящее время в Москве создано 46 технопарков (включая шесть инвестиционных приоритетных проектов по созданию технопарков) общей площадью более 2,4 миллиона квадратных метров. В них работают свыше двух тысяч высокотехнологичных компаний и создано более 68 тысяч рабочих мест.
Объем инвестиций в развитие московских технопарков в период с 2016 по 2020 год составил более 53,6 миллиарда рублей. На один рубль налоговых льгот со стороны города приходится восемь рублей частных инвестиций.
Стройка на перспективу
Как идёт реконструкция Курского вокзала, через который пройдёт МЦД-4
Пассажиров мало, работы много
Столичный Курский вокзал уже не такой оживлённый, как в былые времена. С февраля в помещении вокзального комплекса закрыли все торговые точки и заведения общепита, в мае перевели на новый вокзал Восточный в Гольяново 25 пар поездов дальнего следования. С Курского сейчас уходят «Ласточки» в Курск, Нижний Новгород, Иваново и Белгород, но скоростных поездов намного меньше, чем пригородных электричек, курсирующих по МЦД-2 из Подольска в Нахабино и обратно. Сегодня Курский – вокзал фактически пригородный, тихий.
Впрочем, пустота помещений Курского вокзала компенсируется строительной активностью вокруг него. Между платформой № 7 и Винзаводом, в Мрузовском переулке на территории бывшего багажного отделения, уже более полутора лет идёт стройка. «Реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская (вкл.) – Москва-Товарная-Курская – Карачарово (искл.) со строительством дополнительных главных путей», – сказано в паспорте объекта, расположенном у входа на стройплощадку.
«Здесь строится подземный распределительный вестибюль Курского вокзала, этот этап строительства должен завершиться в середине следующего года, а началось оно в феврале прошлого, – рассказал «Московскому железнодорожнику» руководитель проекта подрядной организации «РЖДстрой» Геннадий Яскевич. – Сейчас идут монолитные работы по устройству буронабивных свай, ограждающих котлован вестибюля. Вместе с ним строится пост электрической централизации, из которого будет вестись управление стрелочными переводами, движением поездов».
Дождь, переходящий в снег, кажется, не мешает строительному процессу. Как говорят рабочие, непогода работе не помеха, они здесь трудились и во время затяжной июльской жары, и дождь им нипочём, всё идёт по расписанию. Вдалеке слышатся удары отбойных молотков и лязг, неподалеку трое рабочих собирают насос для откачки воды из котлована, ещё двое с мотком толстого провода в руках идут вдоль вагончиков для штаба, где каждое утро строители проводят планёрку. «Сегодня рабочие прибыли сюда к половине восьмого из общежития на Нижегородской, где они проживают. Прошли, как положено, инструктаж, проверку на трезвость, получили спецодежду и приступили к своим обязанностям. У нас трудятся люди из нескольких подрядных организаций, работа не прекращается ни в праздники, ни в выходные», – говорит прораб строительного участка Эльдар Шидов.
Рабочий Иван Соловьёв, как и его товарищи, прибывшие в Москву на заработки из Саранска, в день визита «Московского железнодорожника» на стройплощадку готовит опалубку. «Ну, это разборная вспомогательная конструкция из отдельных частей, похожая на коробку, но состоящая из отдельных деревянных блоков. Это каркас для заливки фундамента, сейчас мы им и занимаемся, потому что с фундаментом много работы», – поясняет Иван.
Этапы большой стройки
Реконструкция Курского ведётся в три этапа. В ходе первого построили платформы № 6 и № 7. На третьем пройдёт реконструкция тоннелей на улице Казакова, сейчас проект находится в разработке. Второй, нынешний этап включает в себя строительство вестибюля, а также снос и строительство платформ № 5 и № 4.
Реконструкция Курского – часть огромного проекта развития Центрального транспортного узла, в ходе которого предусмотрена, в частности, перестройка участка Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская – Нижегородская (Карачарово), который ОАО «РЖД» реализует вместе с правительством Москвы и Московской области. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, проект, на который не решались ни в советское, ни в постсоветское время, с учётом растущего пассажиропотока из городов ближайшего Подмосковья стал делом насущным. «Для запуска МЦД-4 он крайне необходим, поэтому мы пошли на эту реконструкцию», – отмечал в марте столичный градоначальник.
Участок Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская, построенный в 1912–1919 годах, давно исчерпал свою пропускную способность. Запуск второго диаметра перегрузил его больше, а чтобы запустить ещё и МЦД-4 от Железнодорожного в Апрелевку, нужно было не только перевести поезда дальнего следования на другие вокзалы, но и проложить между Курским вокзалом и Каланчёвкой дополнительные пути.
Проект по реконструкции перегона от Курского до Каланчёвки предусматривает увеличение пропускной способности этого участка вдвое, с 178 до 353 пар поездов в сутки.
Фундамент для вестибюля
Кроме фундамента для вестибюля на стройплощадке уже сделано немало. Группа рабочих трудится над будущими островными платформами, самих платформ ещё не видно, но пять каркасов для навеса одной из них уже стоят. Обе платформы предназначены для остановок поездов МЦД-2 и МЦД-4, у них будет четыре пути.
Параллельно демонтируется старая инфраструктура вокзала: платформа № 4, по которой поезда проезжали в сторону Каланчёвской, сейчас фактически стала тупиковой, сюда приезжают пригородные поезда курского направления, следующие до Москвы, и, выпустив последних пассажиров, не идут дальше, уходят обратно на отстой – со стороны Каланчёвской пути уже разобраны. Скоро исчезнет и четвёртая платформа. «Через месяц платформы не будет, зато в будущем тут будет четыре новые платформы – шестая, седьмая, пятая, четвёртая», – говорит Геннадий Яскевич.
Наряду с платформами проект реконструкции Курского включает в себя ещё и строительство новых тоннелей. В день визита на стройплощадке устанавливали шпунтовое ограждение для укрепления котлована тоннеля номер два. Прежний тоннель, служивший здесь с 70-х годов, разобрали. На его месте строят новый, длиной 187 м. Говорят, что он будет лучше прежнего. Тоннель – сложное капитальное сооружение. Чтобы он прослужил положенные полсотни лет, его планируют и строят тщательно. И этот проект тоже долго корректировался.
Вестибюль в процессе подготовки. Мы стоим на краю огромного котлована и видим стоящие в ряд у одной из стен сваи, укрепляющие фундамент. Внизу видны рабочие в касках, кто-то из них заходит в тоннель, который пока что отделан бетоном. Их коллеги по цеху наверху, в 20 м от нас, пытаются втроём сдвинуть 10-метровый цилиндр. Минут пять мужчины пытаются отделить его от общей кучи подобной арматуры, и им это в конце концов удаётся. Медленно опускается кран, затем рабочие цепляют крюки, или, как их здесь принято называть, съёмные грузозахватные приспособления от подъёмного крана, к этой конструкции – и раз! – цилиндр медленно поднимается в небо. Его опустят на дно котлована, чтобы оснастить опалубкой, а затем забетонировать и получить сваю. «Эти сваи нужны для постройки распределительного вестибюля. Всего таких нужно будет опустить, заполнить бетоном, оснастить опалубкой штук 20», – коротко отвечает рабочий, назвавшийся Иваном Макаровым, и отворачивается, взявшись за новый цилиндр из арматуры.
Эти конструкции помогут укрепить фундамент сооружения. Однако это не единственное важное техническое решение, применяемое на стройке. С открытием нового вестибюля и запуском МЦД-4 здесь будет куда оживлённее и поездов прибавится. Поэтому рельсошпальную решётку разместят на виброизолирующих матах, снижающих уровень шума и вибрации от проходящих составов. Это важно с учётом того, что Курский стоит в центре Москвы.
На строительной площадке вестибюля на Курском почти нет строительного хлама, за исключением невысокой кучи мусора с торчащей из неё арматурой. По словам прораба Эльдара Шидова, строительный мусор регулярно вывозят.
«В целом в ходе реализации второго этапа проекта реконструкции Курского мы вывезли 50 куб. м разных отходов», – говорит он.
Второй этап по строительству вестибюля на Курском по плану должен завершиться в июле 2022 года. По окончании реконструкции вестибюля движение поездов будет переключено на вновь построенные четыре платформы, после чего и начнётся реконструкция старых тоннелей, ведущих в сторону Курского вокзала.
«Эти тоннели, ведущие к улице Казакова и Театру имени Гоголя («Гоголь-центру»), будут реконструированы в рамках третьего этапа реализации проекта. Пока что проект находится в разработке», – говорит главный инженер проекта подрядной строительной организации «РЖДстрой» Олег Кацевман. Этот подрядчик уже успешно завершил несколько проектов по развитию МЦД. В частности, его силами построен конкорс и две платформы на станции Нахабино, парк экипировки поездов «Иволга» в Малиновке, конкорс и платформы на Новодачной, строятся подземный тоннель и вестибюль в Мещерском. Ждём новый Курский!
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
На площади Курского вокзала вместо многофункционального комплекса с гостиничными, офисными и торговыми площадями планируется построить гостиничный центр, сообщили в Москомстройинвесте.
Поскольку на соседнем участке ранее был возведен многофункциональный центр «Атриум», появление еще одного торгового объекта стало бы еще одной точкой притяжения большого числа автомобилей. Изменение функционального назначения нового объекта капитального строительства было связано с необходимостью уменьшить нагрузку на существующую улично-дорожную сеть в этом районе.
Для дальнейшей реализации проекта на Курской площади и погашения ОАО «Центр-Инвест» задолженности перед предыдущим инвестором была подготовлена сделка по уступке прав реализации проекта по договору соинвестирования новому соинвестору. Это позволило снять исковые требования к городу в полном объеме.
Предельные параметры будущей гостиницы установят после разработки проекта планировки на рассматриваемую территорию, в котором, в том числе, будет прописана схема транспортного обслуживания объекта. Проект планировки территории будет вынесен на публичные слушания.
При этом в Москомстройинвесте отметили, что общая площадь гостиницы не превысит 60 тыс. кв. метров. В ее составе предусмотрены небольшие торговые помещения на первых этажах и подземный паркинг на 500 машин, что позволит ликвидировать дефицит парковочных мест в районе Курского вокзала. По мнению Константина Тимофеева, такой функционал не окажет серьезной нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру.
В настоящее время на участке будущего строительства (ул. Земляной Вал, д. 37, стр. 2) расположено здание площадью 1,1 тыс. кв. метров, находящееся в собственности ОАО «Центр-Инвест» и используемое под торгово-офисные цели.
Напомним, столичные власти утвердили отраслевую схему размещения гостиниц в Москве до 2025 года. Всего в городе планируется построить 364 гостиницы на 167,9 тысячи мест. Возводить отели городское правительство намеревается в срединных и периферийных зонах Москвы, а также на новых территориях для повышения качества городской среды.
В центральной части столицы гостиницы появятся в основном за счет реконструкции отселенных жилых домов, регенерации зданий, которые относятся к категории памятников, и в составе строящихся многофункциональных комплексов. Гостиницы планируется размещать возле объектов спорта, культуры, выставочных и рекреационных комплексов, административных учреждений, которые притягивают большое количество туристов.
Строительство будет осуществляться в две очереди. С 2012 по 2016 год планируется построить 154 гостиницы на 58,4 тыс. мест. Причем из них 41 гостиничный объект уже строится; еще на 57 объектов выданы градостроительные планы земельных участков.
В рамках второй очереди с 2017 по 2025 годы планируется возвести 210 гостиниц на 109,5 тыс. человек. Из них на присоединенных территориях в составе капитальных объектов будет введено 7 тыс. гостиничных номеров на 14,1 тыс. мест.
Москвич
На площади Курского вокзала воткнут еще один торговый центр
Называться он будет Chkalov. Жаль только, что не снесут «Атриум», который не любят ни москвоведы, ни архитекторы, ни сами москвичи.
Единственное, чем «Атриум» хорош — это своей функцией, а архитектура ужасает всех с момента его появления в 2002 году.
«Построили здесь эту гигантскую коробку и все испортили. Курского вокзала стало совершенно не видно и площади перед ним теперь нет, просто унылый проезд. Ну и архитектура этого здания — доморощенный постмодернизм. Очень стыдно было обнаружить в своем городе такую архаическую вещь на заре XXI века», — как говор ил в нашем проекте «Было — Стало» архите ктурный критик Николай Малинин.
Сегодня стало известно, что на площади Курского вокзала построят еще один торговый центр по проекту международного архитектурного бюро Blank Architects, которое сделало уже немало проектов в Москве, в том числе имело отношение к модернизации главного входа в парк Горького, Даниловской мануфактуре, стадиону «Динамо» и «Афимоллу».
«Торговый центр расположится на первых четырех этажах комплекса апартаментов Chkalov на площади Курского вокзала в Басманном районе в центре Москвы. На первом этаже разместятся рестораны, сувенирные и цветочные лавки, на втором и третьем — бутики, четвертый этаж полностью займет гастропространство с открытой кухней. Все этажи соединит круглый атриум со стеклянной крышей. На четырех подземных этажах предусмотрена парковка», — обещают авторы проекта.
Откроют Chkalov не раньше конца 2020 года.
Так будет выглядеть многофункциональный комплекс Chkalov целиком (башни разработало архитектурное бюро Speech)
Звучит все это настолько прекрасно, что как только этот Chkalov достроят (сейчас ведут работы по обустройству подземной части), станет можно сносить «Атриум» за ненадобностью. Было бы неплохо таким образом избавиться от всех уродливых зданий в Москве, возникших вы сами знаете когда и почему.
Иллюстрация: рендер архитектурного бюро Blank Architects
Московские власти рассказали о «самой сложной транспортной железнодорожной стройке в столице»
Транспортно-пересадочный узел на Комсомольской площади уже сейчас является крупнейшим в Москве. Он включает три вокзала, две станции метро, платформу МЦД, остановки наземного транспорта. Станциями «Комсомольская» Сокольнической и Кольцевой линии сейчас пользуются 128 тыс. человек в будний день, пригородными электричками – 120 тыс., а поездами дальнего следования – 35 тыс. Ожидается, что с запуском МЦД-4 суммарный пассажиропоток транспортного хаба возрастет еще больше.
«Один из самых сложных транспортных строительных участков в России»
Вообще, участок Курская — Каланчевская на сегодняшний день является, пожалуй, самым сложным транспортным объектом и железнодорожным транспортным строительством в Москве, да и, скорее всего, во всей России, говорит начальник комплекса информирования МЦД Департамента транспорта Москвы Тимур Соцкий.
«Совсем скоро станция Каланчевская станет одним из крупнейших транспортных хабов в Москве, и здесь будут ходить поезда не только второго, но и четвертого диаметра, — объяснил Соцкий. — Уже создан, построен новый главный путь, по которому и будет осуществляться движение электропоездов в реверсе. Большую часть поездов дальнего следования мы вывели с Курского вокзала на Восточный вокзал, что позволит нам сконцентрировать именно пригородное движение на этом участке.
И реконструкция участка закончится в 2023 году – на полтора года раньше, чем планировалось изначально».
«Участок будет иметь четыре пути, — говорит в свою очередь директор по обеспечению перевозочной деятельности «Центральной ППК» Олег Ульянов. — И поезда как Курско-Рижского, так и Горьковско-Киевского направления в будущем станут проходить здесь с одного направления на другое».
Пока же в результате реверса на участке Курская — Каланчевская железнодорожные диспетчеры смогут пропускать поезда лишь по одному пути поочередно — из Нахабино в сторону Подольска и наоборот.
Реверс: как это будет
Вроде бы все ясно, но на самом деле процесс этот очень непростой.
Так, поезда в обе стороны начнут останавливаться у новой платформы станции Каланчевская. Зайти на нее можно будет с двух сторон — с Комсомольской площади и Каланчевской улицы благодаря временному надземному мосту.
Поскольку останется только один путь, линия сможет пропускать лишь ограниченное число поездов. Как результат, 3 июля поезда проследуют по временному графику для подключения реверсивного движения — и уже в этот день интервал движения на всем втором диаметре заметно изменится.
А уже с воскресенья, 4 июля, на участке Каланчевская — Курская вводится тактовое реверсивное движение — поезда станут следовать в обе стороны каждые 18 минут.
Так называемые «сквозные» маршруты будут выполнять только поезда МЦД: Нахабино — Подольск и Подольск — Нахабино.
В свою очередь, интервалы движения на участках Подольск — Курский вокзал и Нахабино — Дмитровская останутся прежними. Хотя часть поездов сократит свой маршрут и будет следовать до Курского и Рижского вокзалов, а в некоторых случаях — до промежуточных станций Царицыно и Стрешнево.
Продолжать пользоваться диаметрами или нет?
С одной стороны — тем, кому надо ехать с одного конца МЦД-2 на другой, стоит продолжать ездить. Однако тем, кто едет в центр, стоит присмотреться к альтернативным маршрутам, ведь с D2 есть 10 различных пересадок на метро и МЦК.
Тем более, что МЦД такая же часть транспортного железнодорожного каркаса столицы, как метро и Московское центральное кольцо. Между ними организованы удобные пересадки, а что самое главное, благодаря единой билетной системе перейти с МЦД на метро можно бесплатно по карте «Тройка», если не превысить временной лимит – 90 минут. Так что пересядете вы на метро или останетесь на МЦД – лишние деньги вы платить не будете.
«Мы не ожидаем сегодня каких-то затруднений по загруженности, потому что сам по себе пассажиропоток между Курским вокзалом и платформой «Каланчевская», конкретно на этом участке, не превышает 15% именно в час пик. В остальное время он значительно ниже, — объясняет логику Олег Ульянов. — Основной пассажиропоток у нас формируется между Курским вокзалом и Подмосковьем. То же самое здесь между платформой Стрешнево и Подмосковьем. А что значит 15%? Если исходить из того, что занятность электропоезда в среднем 1000 человек, то речь идёт о дополнительных 150 пассажирах».
«То есть, по сути дела, вполне можно будет уехать, — уверен Ульянов. — Да, придется где-то что-то ждать, но мы пришли к такому решению, чтобы сохранить здесь движение».
Сколько это продлится
Реверсивное движение будет работать год. С одной стороны это достаточно длинный промежуток времени. Но столичные власти в итоге смогли сократить период реверса на полгода, хотя сначала он должен был длиться 1,5 года.
Без реверса можно было, конечно, обойтись, но только если закрыть участок полностью для движения.
Это, кстати, и был изначальный план – «стройка под колесом» куда сложнее, чем без поездов рядом. «Но общими усилиями и при решении Департамента транспорта Москвы, решение все-таки такое было принято, что движение здесь сохранится», — пояснил директор по обеспечению перевозочной деятельности «Центральной ППК».