что строят возле мега теплый стан

МЕГА ОБНОВЛЯЕТСЯ

Больше пространства для встреч и общения, уютный зелёный парк и площадь со сценой — рассказываем, какой будет обновлённая МЕГА Тёплый Стан.

МЕГА Тёплый Стан — центр притяжения для миллионов людей. Мы видим, как меняются потребности и ожидания людей, и трансформируем торговый центр.

«Место, где создаются впечатления» — именно эта концепция легла в основу проекта обновления МЕГИ Тёплый Стан. Мы отходим от традиционного формата торгового центра как пространства для шопинга и предлагаем совершенно иную концепцию.

Обновлённая МЕГА Тёплый Стан будет сочетать в себе флагманские форматы fashion-брендов, уникальные форматы кафе и ресторанов, парковую зону, спортивную зону, детские площадки.

С момента открытия в 2002 году МЕГА Тёплый Стан прошла большой путь трансформации от первого семейного торгового центра до лидера рынка в своём сегменте.

Преобразования нацелены на создание комфортного покупательского пути — путешествия, которое сделает каждое посещение МЕГИ приятным и запоминающимся.

Обновлённая МЕГА будет насчитывать как минимум 10 различных кластеров: расширенную детскую галерею, разнообразное ресторанное предложение, большое число брендов моды, электронику и товары повседневного спроса.

В обновлённой МЕГЕ появится более 19 новых локаций: творческие студии, спортивные площадки и лаунж-зоны. В центре МЕГИ будет большая площадь с подиумом-сценой, которая станет главной точкой притяжения во время концертов и выставок.

Мы создаём объекты совместно с жителями зоны охвата, приглашаем их в фокус-группы и проводим исследования. Всё для того, чтобы наши обновления максимально соответствовали пожеланиям жителей юго-запада Москвы. Например, недавно мы создали детскую площадку, в которой так нуждались наши посетители. Будем продолжать в том же духе! Следите за обновлениями — мы будем рады привлечь вас к совместной работе.

При проектировании обновления МЕГИ Тёплый Стан мы стараемся использовать современные технологии и инновационные решения, которые минимизируют воздействие на окружающую среду. Для повышения энергоэффективности будут использованы светодиодные светильники и датчики движения, а яркость регулироваться с помощью контроллеров. Полив зелёного массива парка обеспечит автоматическая система, которая будет использовать дождевую воду.

Источник

МЕГА обновляется

Следи за масштабными изменениями МЕГИ.

МЕГА проходит процесс модернизации. Мы хотим, чтобы МЕГА менялась к лучшему, шагая в ногу со временем и помогая тебе легко решать повседневные задачи, радоваться отличным покупкам, встречаться с друзьями, получать новый опыт и эмоции.

Для этого мы уже многое сделали, и продолжаем становиться лучше. В предыдущие годы в МЕГЕ был обновлен фудкорт, дизайн и интерьер торгового центра, появились дополнительные сервисы и услуги, завершился рекластеринг, а в декабре 2020 года открылась новая детская галерея.

Сейчас мы ведем подготовительную работу к следующему этапу развития МЕГИ, чтобы предложить еще больше форматов досуга и отдыха своим гостям. Обновлённая МЕГА будет насчитывать как минимум 10 различных кластеров: расширенную детскую галерею, разнообразное ресторанное предложение, большое число брендов моды, электронику и товары повседневного спроса. В обновлённой МЕГЕ появится более 19 новых локаций: творческие студии, спортивные площадки и лаунж-зоны. В центре МЕГИ будет большая площадь с подиумом-сценой, которая станет главной точкой притяжения во время концертов и выставок.

Нам пришлось задействовать часть парковки для подготовительных работ. Напоминаем, что ты можешь воспользоваться подземной парковкой на территории МЕГИ. Комфортная навигация поможет тебе с поиском места для паркинга, ориентируйся на эти макеты:

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый станчто строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Следить за обновлениями очень легко — просто перейди по ссылке.

Источник

Зеленый сад и станции электрокаров: первую в России «МЕГУ» реконструируют

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

В марте 2021 года начинается реконструкция ТРЦ «МЕГА Теплый стан»: в результате обновления площадь торгового центра увеличится на треть. Инвестиции в проект составят 29,5 млрд руб. Об этом «РБК-Недвижимости» сообщили в компании Ingka Centres в России (владеет магазинами «МЕГА» и ИКЕА).

«Обновление планируется проводить в несколько этапов. Модернизация рассчитана на три года», — уточнила региональный менеджер Ingka Centres в России Оксана Козлова. В результате арендопригодная площадь торгового центра увеличится со 146 тыс. до 207 тыс. кв. м. Над парковочной зоной вторым ярусом разобьют зеленый парк (15 тыс. кв. м), в центре торгового центра сделают площадь со сценой, здесь можно будет проводить выставки и концерты. Сам ТРЦ планируют развивать как городское общественное пространство.

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Появятся более 130 новых магазинов и общественных пространств для отдыха, шопинга. В магазин ИКЕА можно будет попасть прямо из галереи торгового центра. К существующему «Вкусному Бульвару» добавится новое пространство с десятью кафе и ресторанами.

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Также планируется обновить парковку — она увеличится, добавятся зарядные станции для электромобилей. Вокруг комплекса появятся прогулочные зоны, велосипедные и пешеходные дорожки.

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Особое внимание компания планирует уделить «зеленым» технологиям. Для повышения энергоэффективности будут использоваться светодиодные светильники и датчики движения, а яркость — регулироваться с помощью контроллеров.

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Инвестиции в проект составят около 29,5 млрд руб. Средства пойдут не только на расширение торгового центра и благоустройство прилегающей территории, но и на развитие транспортной инфраструктуры города. Совместно с правительством Москвы будет модернизирован транспортный узел, который прилегает к ТЦ. Компании инвестируют в это около 1 млрд руб. Дизайн обновленной «МЕГИ» разработан совместно с британским архитектурным агентством BDP.

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Комплекс «МЕГА Теплый Стан» стал первым торговым центром сети «МЕГА» в России. Он открылся в 2002 году. Сейчас в 11 крупнейших регионах России работают 14 торговых центров «МЕГА».

Источник

«Мега»-проект: миллиарды на будущее

Лента новостей

Все новости »

Ingka Centres потратит на реновацию «Меги Теплый Стан» 29,5 млрд рублей. Что ожидается в результате масштабной трансформации?

В конце апреля ТЦ «Мега Теплый Стан» соберет игроков рынка коммерческой недвижимости на MegaMeeting 2021, в рамках деловой программы которого презентует свои трансформационные замыслы. Впервые о реновации расположенной на столичном юго-западе «Меги» (самом масштабном переустройстве объекта за все время существования сегмента торговой недвижимости) компания Ingka Centres объявила около месяца назад, и первая реакция рынка сводилась примерно к такой реплике подписчика одного из профильных телеграм-каналов: «С увеличением «Меги» они, конечно, жахнули! Громадина будет!» Затем вау-эффект, вызванный заявленными параметрами проекта, прошел, и сегодня профессионалы готовы к предметному разговору.

Итак, в перерождение «Мега Теплый Стан» Ingka Centres готова вложить 29,5 млрд рублей. Это станет самой крупной инвестицией в составе 100 млрд рублей, которые компания в целом намерена потратить на реновацию своих ТЦ в России. Конечно, важно, что в итоге «Мега», обновленный дизайн которой был разработан совместно с британским архитектурным бюро BDP, вырастет до 565 тысяч квадратных метров, ее арендопригодная площадь увеличится со 146 тысяч до 207 тысяч метров, здесь откроются более 130 новых магазинов, сервисов и ресторанов, появятся более 11,5 тысячи новых рабочих мест.

Однако еще важнее то, что, оставив в прошлом идеологию классического торгового и даже более продвинутого торгово-развлекательного центра, «Мега» рассчитывает превратиться в современное и удобное пространство для встреч. Не случайно в основу трансформации положена концепция под названием «Дизайнер впечатлений», в рамках которой будет представлено 19 новых тематических общественных зон — спортивных, детских и многих других, над парковочной зоной вторым ярусом вырастет уютный зеленый парк, в центре здания появится площадь со сценой, будет реализована совместная с правительством Москвы программа модернизации транспортного узла (кстати, это крупнейший для Москвы строительный проект с участием иностранного инвестора), к существующему «Вкусному бульвару» добавится новое пространство из десяти кафе и ресторанов (оно будет расположено в зимнем саду с прямым выходом к парку), четыре зарядные станции для электромобилей… И это далеко не полный список того, что посетители «Меги Теплый Стан» увидят в недалеком будущем.

Как отмечает руководитель регионального подразделения по управлению торговыми центрами «Мега» Оксана Козлова, «мы видим, как меняются потребности и ожидания наших гостей, и своей стратегией развития отвечаем на эти изменения». «Мы рассчитываем, что в результате значительного расширения «Мега» станет одной из главных точек притяжения гостей, приезжающих с юго-запада Москвы и из Новой Москвы», — говорит Козлова.

Конечно, вопросов подобная инициатива вызывает много. «Мега Теплый Стан» был первым суперрегиональным торговым центром столицы, открывшимся в 2002 году, и стоит ли превращать его, да и вообще любую «Мегу» с ее устойчивым шопинговым имиджем в пусть и концептуальное, но пространство для встреч, впечатлений, развлечений и практически в последнюю очередь — для покупок? Не просто стоит, а необходимо, считает президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана Булат Шакиров.

Булат Шакиров президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана «Мы с вами сейчас будем переживать время глобальной трансформации торговых центров. Этот процесс, который начался еще до пандемии, во многом связан с серьезным увеличением онлайн-продаж и уменьшением площадей магазинов. Пандемия все только подстегнула: официальная цифра — в России оборот онлайн-торговли в прошлом году достиг более 3 трлн рублей, что составило более 10% от оборота всего ретейла. Поэтому скоро не останется такого понятия, как торговые центры (и, кстати, «Мега» одной из первых это поняла), — все они превратятся в общественные, деловые, семейные, ресторанные пространства, в которых будет преобладание зоны развлечений, еды, спорта, досуга с небольшим количеством классической торговли. Международная «Мега», которая сегодня номер один на рынке по объему квадратных метров в ТЦ, все эти тренды понимала и делала определенные шаги уже последние несколько лет, и я считаю, что подобные инвестиции абсолютно оправданны. Кстати, арендаторы, которые смотрят вперед, тоже будут стараться развиваться именно в таких объектах нового поколения».

По мнению Булата Шакирова, судьба центров, которые не успеют перестроиться, будет печальной. «К сожалению, часть из них закроются и, скорее всего, будут снесены, а на их месте появятся или жилые комплексы, или новые комьюнити-центры, в которых торговля не будет играть главную роль. Понятно, что продукты и рестораны-кафе будут всегда и везде, бытовая техника и электроника уже потихоньку сужают форматы, а все остальное… Думаю, в ближайшие два года мы по всей России начнем наблюдать различные варианты трансформации ТЦ», — уверен эксперт.

Действительно, превращение торговых центров в нечто большее или вообще принципиально иное наблюдается уже несколько лет, и не в одной только Москве, и сейчас явно пойдет семимильными шагами. Однако правильно ли тратить на подобное обновление неслыханные 29,5 млрд? В своих рассуждениях об экономике «Мега»-проекта аналитик департамента торговой недвижимости компании Accent Capital Анастасия Костомахина частично объясняет, откуда взялась такая сумма.

Анастасия Костомахина аналитик департамента торговой недвижимости компании Accent Capital «Оценочно инвестиции в «стройку» арендопригодных площадей составят четвертую часть всего объема инвестиций. Также предполагается ввод транспортной инфраструктуры, что является крупной статьей затрат. В целом, по оценке Accent Capital, рост годового дохода от аренды в связи с вводом новых площадей составит около 1 млрд рублей. «Мега» — суперрегиональный центр для совершения целевого шопинга, в последние годы ввиду смещения покупок ближе к дому «Мега» вслед за трендом на развлечения и покупательский опыт стала расширять и совершенствовать общественные зоны, создавать крупные кластеры общественного питания для продления времени нахождения в ТЦ. Безусловно, большой объем инвестиций направлен на удержание аудитории в среднесрочной и долгосрочной перспективе, создание «города в городе» — дружественной среды не столько для шопинга, сколько для получения клиентского опыта, совмещенного с покупками».

Посмотрим, что еще скажут профессионалы рынка после детального знакомства с проектом в апреле. А пока управляющий партнер компании RRG Денис Колокольников в беседе с Business FM предложил не забывать: «Мега» — это живой организм, она всегда отличалась тем, что находилась в режиме мягкой реконцепции, реновации, здесь постоянно проходили ротации арендаторов, появлялись или убирались новые функции, но настало время принятия кардинальных решений.

— Заявленный проект амбициозен, но надо отметить, что это первый ТРЦ такого масштаба в Москве, который был построен почти 20 лет назад. Кстати, на тот момент у объекта была проблема с заполняемостью арендаторами, так как их попросту не было в нужном объеме — «Мега» была создана под определенный рост. Учитывая, что долгое время это был один из самых успешных объектов города, он, безусловно, имел колоссальный оборот и многократно окупился, но сегодня уже морально устарел. Сама по себе модель торгового центра живет не более десяти лет, после этого срока объект необходимо реновировать, и то, что сейчас задумано, заслуживает только похвалы. Особенно если учесть, что комплекс расположен в юго-западном, самом большом по численности населения мегакластере Москвы: здесь проживают 1,8 млн человек, которые по уровню дохода опережают все остальные мегакластеры столицы, за исключением центрального. Более того, юго-запад недообеспечен крупноформатными торговыми центрами, и у «Меги» есть все шансы сделать новый объект центром притяжения и увеличить свою зону охвата, распространив ее на соседние мегакластеры.

— По их замыслу — прежде всего на Новую Москву.

— Новый объект, по задумке, должен быть совершенного нового формата и в первую очередь стать притягательным общественным пространством. За то время, пока «Мега» существовала, активно развивалось строительство Новой Москвы, которая находится по тому же направлению. И, несмотря на то что в Новой Москве достаточное количество торговых объектов, обновленная «Мега» действительно может рассчитывать и на эту аудиторию. Важно отметить, что, поскольку у людей сейчас появилась привычка и потребность гулять, получать новые впечатления, общественные пространства для них стали более ценны. Я думаю, что один из ключевых акцентов правильно сделан именно на развитие общественных пространств — как закрытых, так и открытых — и создание не только новых сервисов, но и пространств для развлечений, впечатлений, спорта, даже работы — речь о коворкингах, конечно. Возможно, даже медицина может появиться в этом объекте. Он станет таким центром притяжения, люди просто будут туда приезжать, гулять, развлекаться — и это все будет капитализироваться в конечном счете в покупках. Поэтому арендаторы, безусловно, от этого только выиграют, так как обороты увеличатся, рентабельность бизнеса как девелопера, так и арендаторов будет расти. Хотя риски, безусловно, есть, но я думаю, что концепция правильная, и в этом плане верю и поддерживаю Ingka Centres.

— Все бы ничего, и все-таки экономика нового проекта, особенно при таких огромных вложениях, заставляет нервничать.

— Что касается экономики, действительно, 207 тысяч квадратных метров торговых площадей за почти 30 млрд рублей — это объем инвестиций около 140 тысяч рублей на квадратный метр арендопригодной площади. Сумма соизмерима с новым строительством, но адекватна, учитывая масштаб реконструкции «Меги». И если все, что здесь заложено, будет реализовано, а концепция будет выдержана, то объект вполне претендует на то, чтобы вновь стать успешным и расширить свою зону охвата.

По словам Дениса Колокольникова, очень важно, что у Ingka Centres достаточно большой опыт реновации своих объектов без их закрытия. «В этом случае, я думаю, арендаторам также будет предложен некий комбинированный формат. Ingka Centres как девелопер очень грамотно выстроил взаимоотношения с арендаторами, в частности сняв арендные платежи в пандемию. В этой связи арендаторы достаточно лояльны к девелоперу, тем более что это одни из мировых лидеров», — резюмирует эксперт.

Источник

Паркомолл

Начинается масштабная модернизация торгового центра «Мега Теплый Стан» стоимостью 29 млрд рублей. Проект крайне нетипичен, учитывая его концепцию, стоимость и сложное положение на рынке торговой недвижимости

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Начинается масштабная модернизация торгового центра «Мега Теплый Стан» стоимостью 29 млрд рублей. Проект крайне нетипичен, учитывая его концепцию, стоимость и сложное положение на рынке торговой недвижимости

Владелец торговых центров «Мега» Ingka Centres, которая отвечает за развитие и управление недвижимостью IKEA в России, начинает самую масштабную модернизацию в истории российского рынка торговой недвижимости. Кардинальной реконструкции подвергнется «Мега Теплый Стан». Около комплекса появится парк, а площадь магазинов вырастет на треть за счет нового строительства. Это будет один из крупнейших проектов по реконструкции торговых центров в мире. Бюджет проекта составит 29 млрд рублей.

Проект разворачивается на фоне сложной ситуации на рынке торговой недвижимости: этот сегмент, наряду с гостиничным, считается одним из наиболее пострадавших от коронакризиса. Посещаемость торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге упала за год примерно на четверть. На 20–25% снизились средние ставки аренды.

И парк над парковкой

«Мега Теплый Стан» — старейший и успешнейший девелоперский проект шведского концерна IKEA в России. Комплекс был построен в 2002 году. Для Москвы это был революционный формат: огромный торгово-развлекательный центр за МКАД, выстроенный по схеме «гипермаркет + галерея магазинов + большой магазин DIY + кинотеатр + фуд-корт». «Мега» поражала восьмиметровыми потолками и пальмами в широченных коридорах, сочетанием разнообразных магазинов и катком с искусственным льдом. Новый торговый центр открыл эру шопинга как досуга и предложил новый сценарий проведения времени. В «Мегу» ездили на целый день: закупиться в IKEA и «Ашане», пройтись по галерее магазинов, пообедать, сходить в кино и покататься на коньках.

Спустя почти двадцать лет после открытия «Мега Теплый Стан», конечно, уже не поражает. Видно, что торговый центр «устал». Хотя и сказать, что «Мега» в плохом состоянии, нельзя, шведы постоянно проводили мягкую модернизацию: что-то меняли, обновляли состав арендаторов.

Новый проект кардинальной модернизации включает в себя не только капитальный ремонт здания с заменой инженерных коммуникаций и новым дизайном, но и ряд радикальных изменений. Будет выстроен еще один крупный торговый корпус площадью порядка 50 тыс. квадратных метров, в нем будет 130 магазинов и зона кафе-ресторанов. В центре комплекса появится площадь со сценой. Будут созданы и 19 пространств нового типа, в Ingka их называют «места для встреч». В этих общественных пространствах будут работать арт-студия, танцевальный класс и так далее.

Наиболее радикальное изменение: парковка перед торговым центром станет подземной. Над ней будет разбит парк площадью 15 тыс. квадратных метров с зимним садом, дорожками и кафе. Скрещивание парка и торгового центра — один из главных трендов в развитии девелоперских проектов. Такой же концепт будет у нового подземно-надземного торгово-развлекательного центра на площади перед Павелецким вокзалом, который должен быть достроен во второй половине этого года.

Еще один элемент проекта — модернизация транспортного узла, прилегающего к торговому центру. На это шведская компания выделит миллиард рублей. По словам регионального менеджера Ingka Centres в России Оксаны Козловой, модернизацию завершат за три года, при этом торговый центр целиком закрываться не будет.

Главная цель трансформации — превращение «Меги Теплый Стан» из торгового центра в городское общественное пространство. Синергия торговых площадей и развлекательно-образовательных пространств должна привлечь новых посетителей, которые теперь смогут не только покупать и есть, но и отдыхать и учиться.

что строят возле мега теплый стан. Смотреть фото что строят возле мега теплый стан. Смотреть картинку что строят возле мега теплый стан. Картинка про что строят возле мега теплый стан. Фото что строят возле мега теплый стан

Закат эпохи загородных моллов

Начиная масштабную модернизацию, IKEA пытается ответить на несколько вызовов. Первый: давление со стороны e-commerce. Только за последний год оборот интернет-торговли в нашей стране вырос на 59%. Поскольку доходы населения не растут, рост онлайн-торговли и дальше будет происходить за счет классического ритейла. «Стимул поехать в торговый центр становится все более слабым с переходом шопинга из офлайна в онлайн. Почему молодая семья с ребенком должна поехать в крупный ТЦ? Что они ожидают получить от похода, кроме приобретения вещей? — размышляет управляющий партнер архитектурного бюро External Reference Алексей Мартынцов. — Мой ответ: новый опыт и новые эмоции. В последние годы получил распространение так называемый эмоциональный дизайн: оформление офлайновых площадок с расчетом на то, чтобы посетитель получил новые ощущения и максимум приятных эмоций. Трансформация “Меги Теплый Стан”, появление нового парка и общественных пространств следует этому тренду».

Вызов второй: конкуренция со стороны небольших торговых центров. «Мега Теплый Стан» как крупный суперрегиональный центр многие годы был очень сильным магнитом, привлекавшим поток посетителей с юга, юга-запада и юго-востока Москвы. Но сейчас зоны охвата у всех торговых центров резко сокращаются: люди уже не хотят тратить время на дальние поездки. Районные торговые центры вполне удовлетворяют потребности большинства людей: там можно поесть, купить продукты, воспользоваться сервисами, посмотреть кино. «Суперрегиональные центры, действительно, пострадали в коронакризис сильнее, чем небольшие объекты», — соглашается управляющий партнер компании RRG Денис Колокольников.

Вызов третий: ослабление загородных торговых моллов. Действительно, столичные суперрегиональные торговые комплексы, такие как «Авиапарк» и «Метрополис», гораздо меньше пострадали от спада, чем «Мега Теплый Стан». Все дело в том, что они расположены в городской черте — около станций метро и жилых районов.

Огромные загородные моллы теряют свою популярность, и это не российский, а глобальный тренд. «Бизнес-модель IKEA родилась благодаря автомобильной революции. А теперь у многих молодых людей даже нет прав. Несмотря на то что люди знают и любят IKEA, горожанам все труднее добираться до нас, — объяснял несколько лет назад изменение стратегии компании гендиректор холдинга Йеспер Бродин. — Доля городских жителей растет, к 2030 году в городах будет жить 60 процентов населения. У нас большие планы на внутригородской рынок». В последнее время компания все активнее развивает формат IKEA City — не такие большие, как прежде, но зато расположенные в городе магазины.

Модернизация «Меги Теплый Стан» должна помочь увеличить охват торгового центра. IKEA смиряется с тем, что через полгорода к ним ездить не будут, и делает акцент на людей, живущих в близлежащих районах. Для местных жителей будут работать образовательные студии. Парковая зона и сцена с концертами и мероприятиями — это тоже инструменты в борьбе за сердца людей, которые живут недалеко.

«Уставшим» торговым центрам нужна перезагрузка

Тема реконцепции становится все более актуальной для российских ТЦ. Главная причина — большой физический износ. «Многие торговые центры в России находятся сейчас в “уставшем” состоянии и требуют реконструкции. Особенно это заметно на примере объектов, перешагнувших десяти-пятнадцатилетний рубеж», — говорит партнер бюро Blank Architects Магда Кмита. «В Москве половина действующих торговых центров нуждается в реконцепции разной степени, а иногда и в серьезной модернизации, — уточняет Денис Колокольников. — Срок жизни концепции любого торгового центра — пять–десять лет. После этого собственникам комплекса пора задумываться о реновации объектов».

Другая причина реконцепции — изменившиеся запросы арендаторов. Например, сейчас идет процесс сокращения арендуемых площадей. Площади магазинов Zara за последние годы в среднем сократились более чем в два раза: с 4000 тыс. квадратных метров до 1500. В торговых центрах место гипермаркетов все чаще занимают супермаркеты. Уменьшение площадей магазинов требует новой нарезки помещений. Третья причина — растущие требования посетителей. Вырос запрос на точки общепита и детские комнаты, развлечения и разнообразные сервисы. Торговые центры двадцатилетней давности выглядят в таких условиях не так привлекательно.

Коронакризис и экономическая нестабильность «заморозили» целый ряд проектов по модернизации торговых центров. Однако в нескольких комплексах, напротив, владельцы рискнули и использовали локдаун для того, чтобы безболезненно провести реконцепцию. Из локдауна обновленными вышли «Дисконт-центр» на улице Орджоникидзе и «Вегас» на Каширской. «За время локдауна наиболее прогрессивные игроки пересмотрели свои концепции и к моменту открытия предстали уже обновленными. Один из примеров — торговый центр «Весна» на Алтуфьевском шоссе: за время локдауна инвестор решил обновить фуд-корт, мягкие зоны ожидания, атриумы. Трафик покупателей благодаря изменениям вырос», — говорит Магда Кмита.

«Сегодня на серьезные реконцепции способны только сильные западные игроки, такие как шведская IKEA или турецкая ENKA», — считает директор отдела торговых помещений CBRE в Москве Марина Малахатько. Наиболее радикальным владельцем считается ENKA. Девелопер уже дважды сносил торговые комплексы, построенные им в 1990-е, чтобы возвести более крупные и современные. В частности, так появились «Каширская плаза» и «Кунцево плаза».

«Российские игроки обычно занимаются реконцепциями или когда сильно ослаб финансовый поток от торгового центра, или когда можно сравнительно безболезненно исправить ошибки в планировке. Например, если в комплексе были “мертвые” непроходимые зоны, — продолжает Марина Малахатько. — Почему российские владельцы не занимаются реконцепциями? Многие торговые центры сильно закредитованы, и сейчас их владельцы не могут дополнительно в них инвестировать. И тем более они не могут на время закрыть торговый центр, потому что в таком случае прекратится арендный поток, с которого и гасится кредит».

Не символ оптимизма

Является ли масштабный проект модернизации «Меги» признаком оптимизма на рынке торговой недвижимости России? Вряд ли. Это глобальный проект компании Ingka по модернизации торговых центров, он реализуется по всему миру. В частности, в Китае в модернизацию одного из моллов инвестируется миллиард долларов. Программа была запущена задолго до коронакризиса, и сейчас Ingka просто размораживает российский проект. Но это не столько вопрос веры в российский рынок, сколько реализация глобальной стратегии.

Показатели рынка торговой недвижимости не располагают к оптимизму. По данным Watcom Group, посещаемость торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге упала за год примерно на 25%. На 20–25% снизились средние ставки аренды. По прогнозу компании CBRE, возвращение арендных ставок к докризисному уровню возможно не ранее 2023 года. Впрочем, «средняя температура по больнице» не совсем корректна. На рынке резко усилилось дифференциация: лучшие комплексы удерживают позиции и востребованы, но под сильным ударом торгцентры с плохим местоположением и те, кому не повезло открыться в 2020 году. Последние не успели ни заполниться арендаторами, ни сформировать потока посетителей.

Оборот торговых центров в среднем сократился на 30–50%. И это одна из причин того, что на рынке не происходит инвестиционных сделок. Потенциальные покупатели оценивают моллы, исходя из нынешних, крайне невысоких арендных финансовых потоков. А владельцы живут прошлым и хотели бы продать по докризисным ценам. Есть попытки купить торговые центры по гибридной схеме: покупатель платит, исходя из текущего положения, но доплачивает, если торговый центр в этом году показывает хорошие результаты. Однако такие схемы слишком сложны, чтобы превращаться в сделки.

По данным CBRE, за год вакантность в топовых торговых центрах Москвы выросла двое — до 9,3%. Визуально пустых магазинов намного больше, но все дело в методике подсчета. Брокерские компании считают вакантность по площадям, а пустуют в основном небольшие (до 150 кв. м) магазины, ритейлеры с крупными магазинами не стали покидать торговые центры. Впрочем, для некоторых торговых центров невысокая вакантность — обманчивый показатель. «Да, ритейлеры не съехали, но часть из них может платить только коммунальные платежи. Если владелец торгового центра не может поменять арендатора, он смиряется с такой ситуацией. Получает хоть какие-то деньги плюс торговый центр не выглядит пустым. К тому же ритейлер генерирует хоть какой-то трафик», — говорит руководитель одного из агентств недвижимости.

Индикатором неопределенности вокруг рынка торговых центров, в частности, является отсутствие передела рынка и массовых банкротств. В прошлые кризисы банки активно забирали девелоперские проекты и торгцентры у несостоятельных застройщиков, сейчас такого не наблюдается. «Даже для крупных банков девелоперская деятельность непрофильная, и они не стремятся получить проблемные активы. Сейчас банки идут навстречу девелоперам и готовы реструктурировать кредиты, предоставлять каникулы и рассрочки», — рассказывает управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков. Иногда нынешнюю сговорчивость банков объясняют смягчением нравов и тем, что рынок цивилизовался, но это часть правды. Для банкиров ситуация на рынке торговых центров слишком неопределенная, и забирать токсичные активы они не хотят.

Американские моллы подешевели на 60%

«Идет быстрое расслоение: сильные становятся сильнее, а слабые пустеют. На триста лучших моллов приходится 80 процентов стоимости всех американских торговых центров. Только около половины из 1100 крытых торговых центров США имеют хорошие шансы на выживание», — говорит аналитик по недвижимости Compass Point Research & Trading Флорис Ван Дейкум.

Ряд операторов торговой недвижимости уже подали на банкротство. По данным рейтингового агентства Kroll Bond Rating Agency, уже понижен рейтинг сотен траншей облигаций, многие из которых относятся к долгам торговых центров, так как риски в этом секторе быстро растут. По словам старшего вице-президента исследовательской фирмы Real Capital Analytics Inc. Джима Костелло, сегодня цена ряда низкокачественных торговых объектов — это стоимость земли минус затраты на снос.

Есть ли риск, что в России сложится похожая ситуация? «В России принципиально другая ситуация с торговыми центрами», — считает Марина Малахатько. Во-первых, онлайн-торговля пока развита гораздо слабее, чем в США: ее доля в товарообороте примерно в двое меньше. Во-вторых, в США обеспеченность торговыми площадями в стране в целом более чем в три раза выше, чем даже в Москве. В-третьих, в США совершенно другая структура рынка. «Большая часть американских торговых центров была построена в 1970-е годы на дешевых землях за городом. В России моллы намного более свежие, и расположены они в основном в городах», — говорит Марина Малахатько. В Москве крупные торговые центры возводились не только в срединной части города, но даже в центре. Такие объекты могут быть частично перепрофилированы, но пустыми они вряд ли останутся.

Несмотря на сложности на рынке, строительство торговых центров в Москве продолжается. По данным Knight Frank, в 2021 году в столичном регионе будет построено примерно 550 тыс. квадратных метров торговых площадей. Профессиональные девелоперы ищут площадки для строительства районных центров, в пользу девелопмента говорят и исторически низкие кредитные ставки. «Потенциал для строительства новых торговых центров, безусловно, есть. На карте Москвы есть белые пятна — места с высокой концентрацией жителей и низкой обеспеченностью качественными торговыми центрами. Если в правильных местах размещать грамотные объекты, они вполне могут быть успешными. Но это должны быть торговые центры нового времени: с добавлением общественных пространств, образовательных, оздоровительных и развлекательных функций, спортивного кластера. Вокруг такого центра надо формировать комьюнити, и тогда он будет успешен, — говорит Денис Колокольников. — В московской агломерации есть потенциал для строительства торговых центров площадью порядка одного миллиона квадратных метров».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *