что судно село на мель в суэцком канале
Коррупция и экономия сажают суда в Суэцком канале на мель. Но крайними сделали капитанов
Суэцкий канал скоро станет синонимом водных заторов. В конце марта контейнеровоз Ever Given сел на мель и полностью перекрыл путь другим судам. Образовалась пробка более чем из 400 судов. С запуска движения прошло всего несколько дней — и снова застряли два танкера. Причем ответственность за главный форс-мажор возложили на капитана Ever Given. Хотя главная проблема не в нем, а в коррупции и попытке сэкономить.
Контейнеровоз Ever Given, шедший из Китая в Роттердам, сел на мель 23 марта и полностью перегородил Суэцкий канал. Образовалась очередь из 422 судов общей грузоподъемностью 22 миллиона тонн. Пробка рассосалась только к 3 апреля.
Спустя три дня танкер Minerva Nike под греческим флагом сел на мель в южной части канала — недалеко от входа в Большое Горькое озеро. А технические неполадки заставили экипаж нефтеналивного танкера Rumford заглушить двигатели.
Первый при помощи буксиров поставили на фарватер, а второй простоял чуть больше часа. Но задержки в движении морских судов все равно произошли.
Проблема команды Суэцкого канала
Предположительную причину подобных ЧП назвал в интервью радиостанции Sputnik председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета по международному сотрудничеству Российского союза промышленников и предпринимателей Олег Дунаев.
«Очевидно, недостаточно эффективно работают службы Суэцкого канала, недостаточно эффективны команды, которые проводят суда. Очевидно, есть проблемы с лоцманами», — сказал он.
Однако 7 апреля представитель управления Суэцкого канала (SCA) Усама Раби заявил, что все же ответственность за случившееся несет капитан Ever Given. Ту же мысль он высказывал и на пресс-конференции в конце марта. Он защищал лоцмана, предоставленного судну. И обосновал свою уверенность тем, что «лоцман дает советы, но окончательное решение принимает капитан».
Потенциальную ошибку увидели в управлении судном или регулировании его скорости. «С нашей стороны не было никаких ошибок, и мы не несем никакой ответственности», — сказал Раби.
Капитан без маневра
Международный эксперт в области морского судоходства, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко рассказал «360», что ситуация обстоит не совсем так, как описывают ее в управлении Суэцкого канала.
Глава администрации Суэцкого канала говорит непрофессиональную чушь — в части превышения скорости, например. Судно шло в составе каравана: впереди суда, сзади суда. В караване невозможно резко увеличить или снизить скорость
Ошибка капитана тоже маловероятна: допустить ее просто негде, уверен Войтенко. В канале узкий и прямой проход, а суда в караване постоянно движутся, поэтому пространства для маневра у капитана нет.
«Там даже не дать никакую команду на руль. Ты идешь за судном, которое идет впереди тебя. Справа и слева по несколько десятков метров, то есть ты сразу втыкаешься в берег Суэцкого канала. Какая тут может быть ошибка?» — удивился Войтенко.
Основной причиной произошедшего морской эксперт назвал сильное влияние ветра на такие гигантские контейнеровозы, как Ever Given. Эксперт объяснил, что у таких судов колоссальная парусность, а значит, его может просто «сдувать» — ветра на Суэцком канале появляются и исчезают внезапно, но имеют огромную силу.
«В таком случае капитан практически ничего не может сделать имеющимися под его контролем средствами — скорость и маневр. Ситуацию могли спасти только буксиры — как раз то, чем Суэцкий канал проход этих гигантов не обеспечивает», — уверен Войтенко.
Администрации Суэцкого канала давно стоило просчитать риски, добавил эксперт. И принять решение: либо запретить огромным контейнеровозам транзит, либо сопровождать их дополнительными средствами безопасности — буксирами.
«Чтобы в таком случае подскочили буксиры, оттянули судно или хотя бы смягчили столкновение. Но администрация просто этого не делает», — заключил Войтенко.
Канал «Мальборо»
Проблема с лоцманами тоже есть, считает Войтенко. Он рассказал, что моряки годами жалуются на взяточничество сотрудников: якобы без материального стимула там работать не хотят. Взятки берут сигаретами — из-за этого, по словам Войтенко, моряки даже прозвали Суэцкий канал каналом «Мальборо».
Причем в администрации канала установили политику «нулевой толерантности» ко взяточничеству, так что капитаны тоже могут поплатиться за «подношение», если его кто-то заметит.
Те, кому отказывают во взятках, ведут себя по-хамски, отказываются принимать участие в управлении судном. Оно по завершении транзита ставится на якорь. Находятся какие-то недостатки, судно арестовывается, судовладелец штрафуется, а капитана выпинывают с работы
И другие решения
Управление Суэцкого канала планирует расширить южную часть водного пути. Именно там недавно и сел на мель Ever Given. Усама Раби уточнил, что отрезок могут сделать 400-метровым. В управлении также изучают возможность купить краны, которые потенциально способны разгружать контейнеры на высоте до 52 метров.
Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным. В 2020 году, по данным сайта Acercando Nacione, через него прошли 19 311 судов. Общий вес груза на них составил порядка 1210 миллионов тонн — это 12% от всей мировой торговли. По каналу чаще всего перевозят нефть — порядка двух миллионов баррелей ежедневно — и около 8% сжиженного природного газа.
Кризис с Ever Given указал на проблемы логистики и вывел на повестку дня вопрос об альтернативных маршрутах. Пока обходной путь выйдет только дороже, займет больше времени, а из-за пиратов не будет безопасным.
Судно в Суэцком канале действительно огромное. Его размер описали с помощью башен, квартир и бегунов
Суэцкий канал может остаться заблокированным на неделю. Виной тому севший на мель огромный контейнеровоз размером с московскую башню One Tower. Судно уже попадало в морское ДТП под Гамбургом. С ним работает команда, когда-то поднимавшая подлодку «Курск». Но первая попытка снять контейнеровоз с мели провалилась.
Утром 23 марта в Суэцком канале сел на мель контейнеровоз Ever Given. Один из крупнейших в мире контейнеровозов под панамским флагом следовал из Китая в порт Роттердам. Из-за песчаной бури, которая бушевала в Египте, судно потеряло ориентацию. Его развернуло, и оно уперлось носом в один берег канала, а кормой — в другой.
Экипаж в безопасности, пострадавших нет. Но контейнеровоз полностью заблокировал канал. Там застряли по меньшей мере 150 судов, из них не менее 10 танкеров с 15 миллионами баррелей сырой нефти. Каждый день ожидания приносит потери более девяти миллиардов долларов.
Проводится спасательная операция, в которой задействованы буксиры. Им удалось частично сдвинуть с места и освободить проход по фарватеру. Полная разблокировка Суэцкого канала может занять несколько недель. Пока же суда будут отправлять через Африку, что увеличит маршрут почти на 10 тысяч километров.
Судно размером с башню
Длина контейнеровоза — 400 метров. Это чуть больше, чем верхний этаж башни One Tower комплекса «Москва-Сити». На такую дистанцию бегают спринтеры — это примерно 572 человеческих шага. Ширина Ever Given — 59 метров, это примерно равно 20 этажам стандартного дома.
Этот морской грузовик может вместить 20 124 контейнера. Стандартные размеры морского контейнера — примерно 12 на 2,5 метра, плюс 2,5 метра — высота, почти как небольшая комната. Так что контейнеровоз вмещает порядка шести тысяч трехкомнатных квартир. Причем квартир с мебелью, жильцами и даже домашними любимцами. Валовая вместимость судна — более 219 тонн.
Ever Given — один из крупнейших контейнеровозов в мире, относится к классу Golden и входит в серию из 11 аналогичных судов, построенных для компании Evergreen Marine в Японии. Сейчас Ever Given принадлежит Shoei Kisen Kaisha — «дочке» крупной японской судостроительной компании Imabari Shipbuilding.
Судно зарегистрировано в Панаме и технически управляется немецкой судоходной компанией Bernhard Schulte Shipmanagemen.
Однажды контейнеровоз уже был участником столкновения: в 2019 году судно ударило и сильно повредило 25-метровый паром недалеко от гавани Гамбурга.
Деньги на заторе
Собственник контейнеровоза вызвал на помощь спасателей нидерландского подразделения Royal Boskalis Westminster NV. Команда этой компании в 2000 году участвовала в операции по спасению подводной лодки «Курск», а в 2012 году откачивала топливо из круизного лайнера Costa Concordia, который сел на мель в Италии.
А пока кто-то ведет спасательные работы, некоторые богатеют. Например, прибыль больших танкеров, перевозящих нефть с Ближнего Востока в Китай, выросла до 1371 доллара в день. И это направление вообще не затронуто блокировкой Суэцкого канала. Фрахт судов, перевозящих один миллион баррелей нефти, сейчас стоит около 17 тысяч долларов в день, что является максимумом с июня 2020 года.
Если канал останется заблокированным в течение нескольких недель, суда будут вынуждены следовать альтернативному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды, что добавит 9,65 тысячи километров пути. А цены грузоперевозок могут вырасти на 300 тысяч долларов, рассказали «Народные новости».
Заторы на Суэцком канале
Заторы в Суэцком канале не редкость. В прошлом году там сел на мель контейнеровоз CMA CGM Missouri, а спустя два месяца — контейнеровоз Al Muraykh. Они также не давали проходить другим судам, устроив затор. Но тогда проблему удалось решить менее чем за четверть суток.
В 2017 году на мель канала напоролся сверхбольшой контейнеровоз VesselsValue, следовавший из Сингапура в Великобританию. Уже спустя несколько часов судно продолжило движение.
В 2011 году из-за поломки двигателя и плохих погодных условий на мель село очередное грузовое судно. Оно перекрыло судоходство на четыре часа. И так еще не один раз — заторы на Суэцком канале давно стали обычным делом.
Надежд на то, что контейнеровозы или танкеры станут меньше, нет. Но, возможно, однажды мировое сообщество додумается углубить и расширить морской путь, соединяющий Средиземное и Красное моря. Так моряки избавятся от пробок.
Севший на мель контейнеровоз полностью заблокировал Суэцкий канал
Сверхбольшой контейнеровоз Ever Given сел на мель в южной части Суэцкого канала и заблокировал движение по нему в обе стороны, сообщает Bloomberg.
Согласно данным MarineTraffic, построенное в 2018 году 400-метровое судно Triple E-класса, способное перевозить 20 тыс. морских контейнеров, шло под панамским флагом из Китая в нидерландский порт Роттердам. Сейчас контейнеровоз находится в канале у берегов Египта, окруженный буксирами.
По сообщениям компании Evergreen, зафрахтовавшей контейнеровоз, инцидент произошел из-за погодных условий. «Примерно в шести морских милях от южной границы канала судно, по всей видимости, столкнулось с внезапным порывом сильного ветра, который заставил корпус отклониться от курса и случайно сесть на мель», — цитирует сообщение Evergreen Marine Financial Times.
Как сообщает CNBC со ссылкой на логистическую компанию GAC, у судна возникли проблемы с электроснабжением. После этого в Суэцком канале и Суэцком заливе скопилось более сотни судов, которые не могут продолжить движение.
Bloomberg пишет, что операция по снятию судна с мели продлится еще около двух дней. Однако этого времени будет достаточно, чтобы вызвать сбой в глобальной цепочке поставок энергоносителей, отмечает агентство.
Суэцкий канал является главным маршрутом для поставки нефти с Ближнего Востока в Европу и США — ежедневно через него проходит около 600 тыс. баррелей сырой нефти. Обратно по каналу идут мазут и нафта (нефтепродукт, используемый для производства бензина, дизтоплива, лакокрасок и пластмасс).
Опрошенные изданием эксперты сообщили, что фрахтователи и владельцы судов оказались фактически в безвыходном положении — маршрут в обход Африки займет значительно больше времени и обойдется дороже. Однако время простоя у Суэцкого канала также приведет к убыткам.
FT со ссылкой на представителя компании TankerTrackers сообщает, что в течение нескольких часов после инцидента с Ever Given у северного и южного входа в канал скопились суда, на борту которых находятся около 10 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов.
Специалисты предупреждают, что блокировка Суэцкого канала может привести в том числе к краткосрочным скачкам мировых цен на нефть. Кроме того, авария внесет изменения в транспортные тарифы.
Утром 23 марта в Суэцком заливе столкнулись морской сухогруз «Арк Роял» и танкер Балтийского флота ВМФ России «Кола». В Балтфлоте подчеркнули, что инцидент произошел по вине сухогруза, следовавшего под флагом Барбадоса, — он нарушил правила судоходства и допустил навал на кормовую часть танкера.
В результате столкновения обошлось без пострадавших и разлива топлива. Капитан «Арк Роял» признал вину, российский танкер продолжил путь по маршруту.
Владелец перекрывшего Суэцкий канал судна принес публичные извинения
Японская компания Shoei Kisen, владеющая гигантским контейнеровозом, который перекрыл Суэцкий канал и полностью заблокировал движение судов, принесла извинения за этот инцидент, пишет Reuters. В компании рассказали, что работают над разрешением ситуации, но отметили, что положение «чрезвычайно сложное».
Контейнеровоз Ever Given следовал по Суэцкому каналу на север из Китая в Европу и попал в штормовую погоду, в результате чего сел на мель. На данный момент компания не располагает информацией о травмах экипажа и разливах нефти в результате инцидента.
Владельцы и страховщики контейнеровоза могут получить миллионные иски от администрации Суэцкого канала и компаний, чьи суда не смогли пройти по маршруту из-за того, что Ever Given сел на мель, пишет Reuters со ссылкой на представителей рынка. По данным источников агентства, владельцы груза на борту контейнеровоза и других судов, застрявших в канале, скорее всего, потребуют от страховщика Ever Given возместить убытки из-за скоропортящихся товаров и несоблюдения сроков доставки.
Вытащить контейнеровоз пытались восемь больших буксиров, но эта попытка не увенчалась успехом, пишет The New York Times. Операция по снятию судна с мели может занять от нескольких дней до нескольких недель, заявил Питер Бердовски, глава Royal Boskalis Westminster — компании, которая занимается эвакуацией контейнеровоза. Он рассказал, что на борту Ever Given находится 20 000 контейнеров и сравнил его с «очень тяжелым китом, которого выбросило на берег».
Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным морем и Азией и является жизненно важным торговым маршрутом для перевозки нефти и природного газа, а также одежды, электроники и тяжелой техники между Азией и Европой.
Севший на мель контейнеровоз перекрыл движение в Суэцком канале. Фоторепортаж
Севший на мель контейнеровоз перекрыл движение в Суэцком канале. Фоторепортаж
Все застрявшие из-за контейнеровоза суда прошли Суэцкий канал
Все суда, которые застряли на входе в Суэцкий канал после его блокировки контейнеровозом Ever Given, прошли через морскую артерию. Об этом заявил глава управления канала Усама Рабийе, передает El Balad.
В субботу последняя группа из 61 судна прошла через канал. Кроме того, его прошли еще 24 судна, прибывшие уже после разблокировки судоходной артерии. «Таким образом, в субботу через канал в общей сложности прошло 85 судов», — пояснил Рабийе.
35 судов прошли через канал с северного «европейского» направления, остальные 50 прибыли с юга. Общая вместимость только этой группы составляет 4,2 млн т.
Ранее 3 апреля Рабийе говорил, что в течение дня через Суэцкий канал пройдут последние суда из образовавшейся пробки. Всего из-за инцидента на входах в канал застряли 422 судна.
400-метровый контейнеровоз Ever Given сел на мель в самой узкой части канала в шести морских милях от его южного входа 23 марта. Изначально сообщалось, что судно отклонилось от курса из-за сильного порыва ветра и полностью заблокировало судоходство. Однако позже управление канала возложило вину на экипаж судна и его капитана, которые не смогли справиться с управлением.
Блокировка канала вызвала кратковременное подорожание нефти, рост цен на морские перевозки и страховые тарифы.
Операция по снятию контейнеровоза с мели шла почти неделю. После нескольких неудачных попыток благодаря полнолунию и высокому приливу Ever Given удалось снять с мели.
С вечера понедельника в канале возобновилась навигация. Власти начали расследование инцидента, до его завершения контейнеровоз останется в Большом Горьком озере.
После инцидента Рабийе заявлял, что администрация канала рассматривает возможность его расширения. При этом текущую глубину — 24 метра — увеличивать не станут.