что существенно влияет на поведение в
Факторы, влияющие на поведение
Основные характеристики, черты личности и личностные факторы, влияющие на ОП
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ
ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Человек – это родовое понятие – отдельный представитель человеческого рода.
Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями.
Личность – это индивид как носитель качеств, приобретённых в процессе жизни в обществе.
Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими и способностями, присущими только ей.
На поведение человека влияет две группы факторов (стимулов): внутренние (личностные) и внешние (ситуационные). И поведение является результатом влияния этих двух групп факторов [Немов, с. 390].
К внутренним факторам (личностным диспозициям, стимулам), которые влияют «изнутри», относят психологические характеристики (свойства) личности: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления, интересы, ценности и т. п.
К внешним или ситуационным факторам относятся все стимулы внешней среды: политическая, экономическая и социальная ситуация, отношения, вознаграждения и наказания, поведение окружающих людей (членов семьи, коллектива, группы, руководителей, знакомых и т. д.) – в общем, всё, что окружает человека или регламентирует его поведение – нормы, законы, правила, инструкции и т. п.
Наиболее важным фактором, влияющим на поведение, являются потребности.
Потребность – это нужда, принявшая конкретную специфическую форму
[С.К. Лапп. В бизнес по расчёту. С. 113].
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-то, необходимом для их нормального существования [Немов, с. 563].
Потребность «сообщает» человеку на уровне ощущений о том, что требуется организму (органические потребности) или личности (психологические потребности). [Я]
Потребности есть у всех объектов живой природы; этим они отличаются от объектов неживой природы.
Существует много классификаций потребностей. Например, потребности бывают органические (физические, физиологические), материальные, духовные, социальные (в общении и взаимодействии с другими людьми). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Потребность активизирует организм, инициирует, направляет и стимулирует его поведение, т. е. является побудительным фактором.
Вторым по значимости после потребности побудительным фактором является цель. Целью называют тот результат, на получение которого направлена деятельность, вызванная потребностью.
А вот каким способом будет человек достигать цели, зависит от системы егоценностей. Ценность – это то, что человек высоко ценит в своей жизни. Потребности в еде, например, можно удовлетворять одним из следующих способов: вырастить самому, приобрести в обмен на что-то (бартером или покупкой), украсть или отнять. И именно ценности, а точнее их система, совокупность (ценностные ориентации) определяют в значительной степени способ достижения цели (удовлетворения потребности) – заработать и купить, украсть или отнять.
И если потребности являются побудителями активности и поведения человека, а цели направляют поведение, то регуляторами поведения являются ценности (ценностные ориентации), а также:
1. Индивидуальные особенности. Это:
Психические процессы: восприятие, внимание, мышление, воображение, память и т. д.
Темперамент, характер, способности, воля, эмоциональность, настроения.
Умения, навыки, привычки, возраст, пол, социальное положение и т.д.
Черты личности: авторитаризм, макиавеллизм, перфекционизм, локус контроля, склонность к риску, догматизм, стиль деятельности, нравственные и моральные принципы, психологическая компентность (социальный интеллект) и т. п.
3. Содержание и средства труда.
6. Инструкции, положения, приказы, распоряжения.
7. Традиции, обычаи, менталитет (самосознание).
8. Государственные законы, общественные правила поведения, семейные традиции, национальные традиции.
Разными авторами предложены разные формулы поведения.
П=f(X, E),где
Х – особенности характера;
Е – окружающая среда (ситуация). Формула принадлежит психологу Курту Левину.
Есть и другая формула:
П=f(J, E),
J – природные свойства индивида;
Е – окружающая среда.
Психологу Р. Б. Кеттелу (1905–1998) принадлежит формула:
П=f(Р, E),
где Р –структура личности.
Как видим, его формула несущественно отличается от формулы К. Левина.
Но понятно, что поведение индивида является функцией всех вышеперечисленных переменных: особенностей индивида (природных и приобретенных) и окружающей среды, т. е.:
П=f(J, X, E).
Большое влияние оказывает также восприятие, то есть не то, что есть на деле, или происходит, но, гл.о. то, как это всё воспринимается индивидом.
Основные характеристики личности, определяющие ее поведение
Личность формируется в процессе (в результате) социализации.
В процессе социализации появляется «Я–концепция» и самооценка личности.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
«Я – концепция» – это система представления человека о самом себе.
1. «Я – реальное» – адекватная;
2. «Я – идеализированное» или «Я-идеальное» – неадекватная.
1. Авторитаризм – стремление командовать всем и всеми и держать всё в своей власти.
2 Макиавеллизм – нравственная неразборчивость в средствах на пути к цели (по головам и т. п.).
3. Перфекционизм – стремление к совершенству, безукоризненности в исполнении обязанностей и дел.
4. Локус контроля – характеристика личности, показывающая, где человеком помещает источник контроля за своим поведением, за своей судьбой. Интерналы имеют внутренний источник контроля, т. е. считают, что они сами контролируют события своей жизни. Экстерналы имеют внешний источник контроля, т. е. считают, что кто-то контролирует события их жизни (начальник, ситуация, обстоятельства, рок и т. д.).
5. Догматизм – приверженность к существующим догмам в организации (правилам).
6. Склонность к фаворитизму – выбор любимчиков и покровительство им, продвижение не по заслугам, а по принципу «нравится-не нравится».
7. Склонность к протекционизму – подбор не по деловым качествам, а по знакомству.
8. Склонность к волюнтаризму – субъективизм, произвол, пристрастное отношение, лишенное объективности, предвзятость.
Черты, из-за которых увольняют работников в течение первого месяца после найма:
1) цинизм (бесстыдство, наглость, грубая откровенность);
4.1 Факторы, влияющие на поведение работников в организации
На рисунке 4 представлены, основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение людей в организации. Выделенные Г.Р.Латфуллиным и О.Н Громовой.
Рисунок 4 – Основные переменные, влияющие на поведение человека в организации
Внешняя организационная среда – совокупность политических, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных и экономических условий, оказывающих прямое и косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, организации (например, семья, другие организации, уровень безработицы и средней заработной платы в регионе, увлечения, общественно-политическая деятельность и т.д.).
Внутренняя организационная среда – совокупность организационных условий трудовой совместной деятельности человека.
Рассмотрим более подробно составляющие внутренней организационной среды.
Ценностные ориентации – идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности и формирует систему социальных установок человека.
Ценности личности можно разделить на абсолютные (устремления личности) и операционные (способ достижения целей) (таблица 2).
Установка – готовность чувствовать и вести себя по отношению к чемулибо или к кому-либо. Наиболее существенными для организации являются установки личности по отношению: к себе (самооценка и самоэффективность); к трудовой деятельности (удовлетворенность трудом); к организации (преданность организации) и др.
Установки могут быть охарактеризованы с трех позиций:
– они существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их изменить;
– установки могут варьировать от очень благоприятных до очень неблагоприятных;
– установки направлены на конкретный объект, по поводу которого человек может испытывать некоторые чувства или иметь некоторые убеждения.
Таблица 2 – Ценности личности
Установки состоят из трех основных компонентов:
– эмоционального – включает чувства личности, или аффект – положительный, нейтральный или отрицательный – относительно объекта;
– информационного – включает убеждения или информацию, которые имеет человек относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация достоверной или точной;
– поведенческого – определяет склонность человека вести себя определенным по отношению к объекту.
Из трех компонентов установок непосредственно можно наблюдать только поведенческий.
Установки позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте, помогают людям адаптироваться к рабочему окружению.
В области организационного поведения удовлетворенность трудом считается важнейшей и чаще всего исследуемой установкой, ее можно определить как позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы.
Существуют три наиболее важных параметра удовлетворенности трудом:
– удовлетворенность трудом представляет собой эмоциональную реакцию на сложившуюся на работе ситуацию (в чистом виде ее невозможно увидеть, ее можно только испытать);
– удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько результаты труда соответствуют ожиданиям (например, если работники организации видят, что они работают гораздо больше, чем остальные сотрудники отдела, но получают за это меньше, у них, скорее всего, сложится отрицательное отношение к своей работе, начальнику и сослуживцам. Они будут испытывать чувство неудовлетворенности. И наоборот, если они будут видеть, что к ним хорошо относятся и поощряют материально, их отношение к работе будет положительным. Они будут испытывать чувство удовлетворения от своей работы);
– через удовлетворенность трудом проявляются другие установки.
П.Смит, Л.Кендалл и К.Хулин преполагают, что существуют пять параметров работы, наиболее точно характеризующих ее с точки зрения тех положительных реакций, которые она вызывает у людей. Это собственно работа, оплата, возможности продвижения, руководство, коллеги.
Понятие личность и способности рассмотрены более подробно в предыдущей главе.
Мотивация – процесс побуждения человека к деятельности (будет рассмотрена более подробно далее).
Образ ситуации – обобщенная картина (индивидуальное видение) фрагмента (предметов и явлений внешней и внутренней организационной среды) реального мира, воспринимаемого человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, складывающаяся и проектируемая в результате переработки информации о нем.
Научение – процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков посредством жизненного опыта (эмоционального, теоретического, практического).
Восприятие – процесс, посредством которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Он включает отбор, организацию, хранение и интерпретацию в психологическом опыте различных стимулов в значащую и логически последовательную картину мира.
Восприятие – это способ формирования впечатлений о самом себе, окружающих и повседневном опыте. Оно служит своего рода фильтром, через который проходит информация, прежде чем она окажет свое воздействие на людей. Таким образом, качество, или точность, восприятия человека оказывает главное воздействие на его реакцию в ответ на ту или иную ситуацию.
Восприятие руководителей и подчиненных различаются.
Так руководители, считающие, что они уделили достаточно внимания прошлым заслугам подчиненных, их продвижению по службе и оказанию им помощи, в дальнейшем не склонны в беседах с ними делать акцент на данных вопросах. Напротив, подчиненные склонны испытывать постоянное неудовлетворение, поскольку они ощущают, им уделяется недостаточное внимание.
Факторы, влияющие на процесс восприятия – это особенности воспринимающего индивида, обстановку и воспринимаемое (рисунок 5):
Воспринимающий индивид. На процесс восприятия могут повлиять прошлый опыт человека, его потребности или мотивы, личность, ценности и установки.
Рисунок 5 – Факторы, влияющие на процесс восприятия
Обстановка. Физический, социальный и организационный контекст обстановки также может влиять на процессы восприятия.
Воспринимаемое. Для процесса восприятия очень важны и такие характеристики объекта или события, как контраст, разделение фигуры и фона, интенсивность, размер, движение, повторение или новизна.
Процесс восприятия представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Процесс восприятия
Из рисунка видно, что восприятие состоит из стадий, включающих в себя обработку информации, которые в конечном итоге определяют его и реакции человека.
Стадии обработки информации включают в себя привлечение внимания и отбор информации; структурирование информации; интерпретацию информации и воспроизведение информации.
Привлечения внимания и отбор. На наши органы чувств постоянно воздействует такой объем информации, что если бы мы ее не фильтровали, то быстро захлебнулись бы ею. Благодаря отбору, доступной становится только ничтожная часть общей информации. В отличие от контролируемой обработки информации существует непроизвольный отбор, воспринимаемый индивидом.
Структурирование. Даже на стадии привлечения внимания осуществляется отсеивание информации, предстоит еще отыскать способ эффективного структурирования информации. Это достигается с помощью схем.
Схемы – это рамки восприятия, которые представляют собой структурированные знания о конкретной концепции или стимуле и создаются посредством опыта. Схема содержит информацию о внешности самого человека, его поведении и личности. Например, человек, обладающий схемой решительности, склонен воспринимать себя именно с этой точки зрения, особенно в ситуациях, требующих проявления лидерских качеств.
Схемы описывают способ, с помощью которого люди сортируют окружающее на различные категории, типы или группы в зависимости от сходных воспринимаемых признаков. Эти категории часто обозначаются как прототип; они представляют собой абстрактный набор признаков, обычно ассоциирующихся с принадлежностью объекта к одной категории. Как только прототип сформировался, он хранится в долгосрочной памяти; он воспроизводится всякий раз, когда необходимо сравнить, насколько соответствует какой-либо человек признакам прототипа.
Стереотипы, можно рассматривать как прототипы, возникшие на основе таких демографических характеристик, как пол, возраст, физические возможности, расовая и этническая принадлежность.
На рисунке видно, что схемы важны не только на стадии структурирования; они влияют и на остальные стадии процесса восприятия. Более того, схемы в огромной степени опираются на автоматическую обработку информации, что позволяет людям прибегать к контролируемой обработке лишь в случаях необходимости.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Влияние контроля на поведение людей в организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Контроль и организационное поведение
Следует избегать одностороннего контроля, поскольку если работники ориентированы лишь на какие-либо одни параметры для получения одобрения руководителя, это может привести к тому, что они начнут игнорировать общеорганизационные цели, носящие, обычно, комплексный характер. В этой ситуации могут проявить свою активность компании-конкуренты, что, непременно, нанесет ущерб перспективам и эффективности деятельности. Одновременно с этим, также следует избегать и чрезмерного контроля, что может раздражать работников. Контроль должен быть достаточным и действительно необходимым для успешного функционирования конкретной организации.
Влияние стандартов на поведение людей
Следует избегать несправедливо высоких и нереальных (с позиций возможности осуществления) стандартов деятельности. Также они не должны быть легки для исполнения, поскольку это может снизить их воздействие как мотивационных факторов. Талант руководителя заключается в том, чтобы сформировать стандарты таким образом, чтобы избежать таких крайних значений или точек.
Эффективность системы мотивации персонала за соблюдение установленных стандартов заключается в том, чтобы прослеживалась четкая зависимость между параметрами вознаграждения и уровнем результативности. Как правило, ориентиром контроля должны стать стратегические сферы деятельности. В тех направлениях, которые можно назвать менее важными, можно говорить о нерациональности абсолютного контроля, а значит нет необходимости проводить его часто, поскольку это может отвлекать внимание персонала от основных задач.
В устанавливаемых подконтрольных стандартах должно оцениваться то, что на самом деле важно для успешности организации. К примеру, в традиционной оценке работы предприятия по объему реализуемой продукции могут скрываться огромные потери, поскольку истинной эффективностью является масса полученной прибыли. Один из показателей эффективной системы контроля – такое положение, в котором ответственность за достижение тих или иных стандартов возложена на работника только при условии, что ему под силу реально оказывать влияние на его качественное выполнение.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип своевременности и гибкости контроля
Своевременность контроль определяется исходя из специфики деятельности организации, скорости происходящих в ней и связанных с ней изменений, а также расходов на подсчет параметров результативности. Кроме того, своевременность предполагает установление оптимального временного интервала между измерениями в тех диапазонах, чтобы неблагоприятные отклонения в перспективе не повлекли за собой кризисную ситуацию.
Гибкость – не менее важное свойство контроля, поскольку его оперативные корректировки, адекватные происходящим событиям во внешней и внутренней среде организации. При этом не стоит забывать о максимальной простоте контрольных мер, их экономичности, возможности удовлетворить интересы каждой стороны, взаимодействующей в системе контроля.
Поведение потребителей: что это такое и какие социальные и психологические факторы влияют на принятие решения о покупке товаров и услуг
Поведение потребителей, а также факторы, влияющие на принятие решения о покупке, — это то, на чем строится маркетинговая политика большинства компаний на сегодняшний день. Воздействуя на людей с помощью различных инструментов маркетинга, организации выстраивают целую систему. В статье мы подробно разберем, что влияет на решения людей о приобретении различных товаров, какие аспекты важно учитывать и как это можно использовать для продвижения бизнеса и его продуктов/услуг.
Что это такое
Рыночная система на сегодняшний день устроена так, что покупатель в ней — центральное звено. Именно он является объектом воздействия со стороны маркетологов, которые, так или иначе, стремятся найти оптимальные способы удовлетворения потребительских запросов и интересов. При этом важно, чтобы маркетинговые уловки отличались от конкурентных. Для этих целей создают, например, УТП — уникальные торговые предложения, проводят акции и различные рекламные кампании.
Стратегия в маркетинге формулируется таким образом, чтобы обеспечить потребителю больше ценностей, чем конкурентные компании, но при этом сохранить финансовую стабильность и эффективность. Как правило, это выражается в следующих понятиях и характеристиках: цены, каналы продвижения и коммуникации, сервисное обслуживание.
В постсоветском пространстве такая явная ориентация на закрытие потребностей и «болей» стала неким новшеством, так как в советские времена мнения и интересы людей не учитывались, а вся деятельность строилась на определенном государственном плане. В настоящее время компании стремятся к тому, чтобы привлечь внимание к своему продукту, несмотря на широкое ассортиментное разнообразие, представленное на рынке конкурентными фирмами.
Важно также отметить, что теория поведение клиентов является фундаментальной основой, которая помогает строить бизнес в любой сфере. Далее попробуем разобраться, чем руководствуются люди при принятии решения о покупке того или иного товара, продукта.
Основные характеристики потребительского поведения
Для тех компаний, которые ежедневно сталкиваются в своей работе с множественными рутинными операциями (например, инвентаризация товара на складе или маркировка, сортировка, приход, подбор заказа и т.д.), «Клеверенс» предлагает приобрести и внедрить специальное ПО и оборудование. С помощью нашего софта можно автоматизировать и оптимизировать рабочие процессы и за счет этого повысить эффективность предприятия в целом. Например, «Склад 15» позволяет осуществлять работу с ячейками, проводить инвентаризацию, подобрать заказы и т.д, а «Магазин 15» — отличное программное обеспечение, позволяющее наладить учет товаров, приемку по штрихкодам, а также организовывать инвентаризационные мероприятия прямо в торговом зале.
Обращайтесь к нашим менеджерам за подробной консультацией через обратную форму связи или по контактному номеру телефона.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Как принимается решение о покупке
Как правило, потребитель руководствуются следующими понятиями:
На основе перечисленных показателей формируется базовая поведенческая модель. Покупатель стремится выбрать именно тот товар, который будет соответствовать его интересам, приносить пользу, но при этом учитывается ценовой параметр. Если есть финансовые ограничения, то человек купит только один продукт или тот, что находится ниже в шкале убывающей полезности и доступный при этом по стоимости.
Как ведут себя потребители: изучение поведения покупателей на рынке
В зависимости от того, какую продукцию рассматривает человек для приобретения и потребления, — зубную пасту, сезонную обувь, дорогой компьютер или квартиру, его действия будут отличаться. Очевидно, что это обусловлено дороговизной приобретения и рисками. Чем большей ценностью обладает предмет, тем осторожнее и взвешеннее клиент принимает решение о покупке.
Далее рассмотрим основные поведенческие разновидности.
Поведенческие мотивы покупателей: что оказывает влияние на них
Исследование процесса принятия решения о покупке в маркетинге привело к выявлению так называемых факторов влияния, определяющих потребительское поведение покупателей на рынке, — это культурные, личностные, социальные и психологические. Рассмотрим подробнее, что подразумевает каждый из них.
Культурные
Здесь принимается во внимание культура, субкультура, а также принадлежность к социальному классу. В первом случае — это общественно принятые нормы, ценности, взгляды, которые, как правило, воспитываются в школе, семье и других общественных институтах. Большое значение оказывает и жизненный уровень. Субкультура — составная часть культурного общества. Ее определяет набор ценностей и взглядов, характерных определенной группе людей, объединенных на основе какого-либо признака: регионального, национального, религиозного и т.д. Такие касты людей отличаются некоторым специфическим поведением. Так, мусульмане, вероятнее всего, не будут заказывать блюда из свинины, а поэтому этот фактор также надо уметь предопределять заранее. Это может быть одним из признаков выделения сегмента на рынке.
Наконец, принадлежность к социальному классу означает совокупность отдельных людей или семей, которые характеризуются похожими убеждениями, стилем жизни, интересами. Здесь учитывается и уровень доходов, и профессия, и ценностная ориентация, а также другие показатели.
Социальные факторы, определяющие покупательское поведение потребителей услуг
Ближайшее окружение человека — один из основных параметров влияния, который принимает во внимание потребитель при покупке. Мнение друзей, семьи, коллег — это то, на что он опирается при выборе.
Например, если он совершает покупку впервые, то узнать о цене, качестве товара, месте продажи он захочет, скорее, у окружающих его людей, близких знакомых и т.д.
В этом контексте важна и роль в социуме, которая определяется ожидаемыми действиями индивида на основе его статуса. Один и тот же человек может выступать и как отец, муж, руководитель. При этом и его покупательские действия будут отличаться в разных ситуациях.
Личностные
Здесь обычно подразумевается семейное положение, возраст, уровень доходов, стиль жизни, характер и личные качества. От этих показателей зависят многие нужды и потребности. Учитывая эти характеристики, многие маркетологи разрабатывают свои классификации образов жизни конкретных потребителей и выстраивают с помощью них маркетинговые стратегии.
Психологические
Это группа факторов, которая фактически оказывает решающее влияние на принятие решения о покупке. Сюда относится восприятие, отношение, усвоение, мотивацию. Здесь важно выявить направленность, то есть определить, почему человек приобретает тот или иной предмет, каковы его мотивы, какие потребности он намерен удовлетворить таким образом.
Как ведут себя клиенты: виды поведенческих тактик
Проблема изучения поведения потребителей, с точки зрения маркетингового аспекта, может решаться за счет следующей классификации:
1. Первичные действия. Характеризуются повторением покупки за счет приверженности к определенному бренду, марке. Стойкие и неоднократно подкрепленные предпочтения изменить крайне трудно.
2. Импульсивные действия. Это незапланированные траты, которые осуществляются под влиянием эмоций. При этом происходит сокращение этапов принятия решений.
3. Поиск разнообразия (новизны). Формируется на основе воздействия рекламных сообщений, рекомендаций знакомых, а также психологических особенностей покупателя, связанных со стремлением к новому.
Главные этапы формирования потребительского поведения
Далее рассмотрим, как поэтапно формируется поведенческая тактика покупателя, от чего это зависит, а также что подразумевает каждый шаг.
Осознание
Совершение покупки мотивировано влиянием определенных факторов. Например, физиологические или эстетические. При этом на выбор того или иного варианта также влияют внешние раздражители: запахи, вкусовые характеристики, цвет и т.д. Понимание того, как именно можно использовать это влияние, дает преимущество продавцу перед конкурентами.
Поиск
Раздражители заставляют человека искать информацию о товаре. Информирование происходит через разные источники (реклама, СМИ, рекомендации знакомых). После сбора данных потребитель проводит сравнение и, основываясь на полученном анализе, делает свой выбор.
Оценка
Сформированная на основе предыдущего этапа модель поведения в итоге приводит к принятию конкретного решения. Здесь важно понимать, через какие каналы сведения о товаре доходят до покупателя, какова его оценка, ведь для клиента это не просто предмет, а набор определенных характеристик, удовлетворяющих его запросы.
Принятие решения
Клиент уже составил некий рейтинг, на вершине которого располагается наиболее желанное приобретение, а внизу — соответственно, наименее.
Реакция
Формируется на основе предпочтений отдельно взятого покупателя, а также реальных свойств и качеств приобретенного товара. При этом человек может остаться довольным или, наоборот, разочароваться.
О мотивации
Как уже говорилось выше, этот фактор зачастую основывается на потребностях, желаниях и возможностях человека. Рассмотрим некоторые научные теории в этой сфере:
Анализ потребителей и потребительского поведения
Аналитика помогает разобраться в предпочтениях людей, их требованиях, отношении к другим производителям. Также с помощью оценки можно отследить уровень лояльности и удовлетворенности продукцией. Это позволяет адаптировать маркетинговую стратегию таким образом, чтобы она была наиболее эффективной: возможно, стоит улучшить ценообразование, оптимизировать каналы продвижения или изменить рекламную политику.
К основным направлениям комплексного анализа покупателей, а также к факторам, влияющим на их поведение в системе маркетинга, можно отнести следующие:
Развитие новых сфер экономики способствует изменению покупательских приоритетов в сторону улучшения образа жизни, мотивации, убеждения. Так растет не только разнообразие и общий объем предложений на рынке, но и потребности становятся более разнообразными, что играет на руку бизнесу, связанному с инновациями.
Итак, мы рассмотрели основные факторы оценки личности и поведения потребителей при совершении покупки, выявили важные поведенческие характеристики (личностные, культурные, социальные, психологические), а также предпосылки и мотивы, которые были исследованы в маркетинге.
Надеемся, эти информационные сведения помогут вам в выборе и формировании правильной, успешной маркетинговой и рекламной стратегии, повышении продаж и эффективности бизнес-деятельности в целом.