что сыграть на фортепиано на конкурс
Рубрика: На конкурс
Oчень красивая пьеса для фортепиано с ярким лирическим образом ночной природы.
Vuelvo al sur — динамичная, красивая, редко исполняемая и несложная пьеса для фортепиано в ритме танго.
Знаменитый джазовый Ноктюрн для голоса и оркестра, пронизанный национальной мелодикой — одно из самых красивых и самобытных произведений армянского композитора Арно Бабаджаняна (1921 — 1983).
Эффектная пьеса для фортепиано, виртуозное Скерцо привлекает не только юмором, но и визуальной сложностью перебросов правой руки в басы и обратно в верхний регистр.
Bы ищете компактную и эффектную виртуозную пьесу на детский фортепианный конкурс? Сегодня их есть у меня. «Стрекоза» Гиллока может стать первой виртуозной пьесой для ваших маленьких учеников;
Очень красивая, грустная, и даже трагичная медленная пьеса для фортепиано для среднего уровня, Прелюдия Гречанинова представляет широкие возможности для нашей не побоюсь этого слова художественной интерпретации.
Сегодня — классная музыка для детей советского композитора И.Неймарка, и очень полезная для взрослых.
Быстрая эффектная барочная пьеса для фортепиано венецианского композитора XVIII века Дж.Б.Пешетти. Эти ноты для фортепиано изначально написаны для клавесина, и название говорит за себя.
А можно просто «Прялка». Заводная пьеса для детей на ритмическую регулярность в фортепиано, синкопы, стаккато, и в целом на беглость пальцев.
Что сыграть на фортепиано на конкурс
Вы продвинутый любитель с хорошим уровнем владения фортепиано, но неудачно покатались на лыжах или cделали ремонт? Поскользнулись, упали, очнулись — гипс на правой руке? Или заработали тeндинит, слишком много играя? Вы преподаватель и…
Ян Сибелиус — Этюд (op.76 n°2)
Красивая, оригинальная и нечасто играемая пьеса для фортепиано финского гения музыки Яна Сибелиуса в этом 2020/2021 учебном году станет звездой моего репертуара для старших подростков и взрослых среднего и продвинутого уровней. Весной пианист…
Стефан Геллер — «Листок из альбома»
Вам хочется играть лирику Мендельсона, Шопена, раннего Скрябина, но не слишком длинное, да и сил пока не хватает? Вы преподаватель и не знаете, что взять на вырост ученику на уроки фортепиано? «Листок из…
Николай Шейко — Мгновение (Миттэвисть)
Красивая, нежная романтическая миниатюра для фортепиано украинского композитора Николая Шейко, уроженца Харькова. Музыкальный образ пьесы ведет истоки из «осенней» лирики Чайковского: в памяти возникает надломленно-грустный «Октябрь» из «Времен года». Kомпактная классическая трехчастная форма,…
Игорь Парфёнов — Танец зелёной лягушки
Яркая эффектная программная пьеса для фортепиано в жанре мазурки — детям от 8 до 11 лет, учащимся младших классов ДМШ или на частные уроки фортепиано для детей после первого/второго года обучения. Родители и коллеги в поиске музыки для детей, а также репертуара на конкурс, концерт,…
Александр Бородин — Ноктюрн для фортепиано («Маленькая сюита»)
Малоизвестная, очень красивая пьеса для фортепиано с ярким лирическим образом ночной природы. Опера Бородина — русского композитора ХIХ века, участника «Могучей кучки» — «Князь Игорь» известна и любима во всем мире, симфонии в…
Астор Пьяццола — Vuelvo al sur («Возвращаюсь на юг») / танго для фортепиано
Vuelvo al sur — динамичная, красивая, редко исполняемая и несложная пьеса для фортепиано в ритме танго. Обычно исполняется в камерной музыке, в ансамбле с солирующим инструментом, где фортепиано отведена роль акоммпанемента. Ноты для…
Антон Диабелли — Скерцо
Эффектная пьеса для фортепиано, виртуозное Скерцо привлекает не только юмором, но и визуальной сложностью перебросов правой руки в басы и обратно в верхний регистр. Когда я впервые играю эти ноты для фортепиано ученикам,…
Леонид Десятников — Колокольчики (сюита «Отзвуки театра», 1985)
Глубоко трогательная и очень красивая пьеса для фортепиано Леонида Десятникова, «Колокольчики» — выдающийся образец программной музыки, в которой мы учимся создавать своей игрой яркий музыкальный образ. Это умение пригодится нам в дальнейших уроках…
Александр Гречанинов — Прелюдия
Очень красивая, грустная, и даже трагичная медленная пьеса для фортепиано для среднего уровня, Прелюдия Гречанинова представляет широкие возможности для нашей не побоюсь этого слова художественной интерпретации. Эту романтическую миниатюру можно сыграть очень по-разному…
Что сыграть на фортепиано на конкурс
Сегодня — классная музыка для детей советского композитора И.Неймарка, и очень полезная для взрослых. Эффектная пьеса для фортепиано, присутствует в хрестоматиях за 1й — 3й классы ДМШ. Красивый этюд с человеческим лицом на беглость…
Джованни Баттиста Пешетти — «Престо»
Быстрая эффектная барочная пьеса для фортепиано венецианского композитора XVIII века Дж.Б.Пешетти. Эти ноты для фортепиано изначально написаны для клавесина, и название говорит за себя. Presto — обозначение музыкального темпа, в переводе с итальянского…
Альберт Эльменрейх — «Песня пряхи»
А можно просто «Прялка». Заводная пьеса для детей на ритмическую регулярность в фортепиано, синкопы, стаккато, и в целом на беглость пальцев. Практически программный этюд с человеческим лицом. Присутствует в программах конкурсов для детей во…
Бах — Маленькая прелюдия до минор на выносливость. Как работать над техникой
Мало найдется пьес, сопоставимых по коварству с Прелюдией до-минор Баха из цикла «Маленьких прелюдий». Это одна из редких виртуозных пьес, технически доступная детям от 8-9 лет и вообще среднему уровню фортепиано. Прелюдия полностью построена на технике арпеджио, поэтому…
К.Ф.Э.Бах — Маленькая фантазия
Подвижная красивая пьеса для фортепиано Баха-сына, вместе с его же Сольфеджиетто, очень хорошо пойдёт в репертуар фортепиано для взрослых в качестве первой барочной пьесы эпохи и стиля великого И.С.Баха. В пьесе в партии…
Эли Сигмейстер — Новый Лондон: классный этюд на левую руку
Заводная эффектная пьеса для фортепиано американского композитора Сигмейстера, написавшего массу хорошей музыки для детей, в том числе этюдов с человеческим лицом, к которым относится «Новый Лондон». Пьеса входит в программу 4-5 класса российских…
Дмитрий Толстой — В Испании
Сложная эффектная пьеса для фортепиано, построенная на испанских ритмах и мелодике. Ее энергия стремительна, а характер зажигает: пьесой можно «зажечь» на любом концерте, конкурсе, вечере — плюс особенно ярко вы с нею будете…
Майкапар — «Бурный поток»
Идеальная несложная для разбора пьеса для фортепиано, чтобы блеснуть и отжечь примерно на четвертом году обучения. Разобрать ее можно без сильного труда, в руки ложится удобно и легко с помощью преподавателя, ребенку маленькому…
К.Ф.Э.Бах — Solfeggietto («Маленькое сольфеджио»)
Бах-сын сочинил много симпатичных пьес. Сольфеджиетто часто играют в программах конкурсов для детей. Сыграть можно примерно на третьем-четвертом году, после обязательного прохода гамм и арпеджио. Пьеса знакомит с барочной структурой «тема-интермедия»: четыре идентичных…
Адольф Скултэ — Ариетта
Очень красивая медленная пьеса для фортепиано. Пациенты : дети от 9 лет (на вырост); взрослые от 3-го года прилежного обучения с преподавателем. Латышкий композитор ХХ века А.Скултэ много писал для юных пианистов. В моем…
Десять композиций, которые помогут влюбиться в фортепиано
Во-первых. Людвиг Ван Бетховен «К Элизе»
Людвик Ван Бетховен
Михаил Оргиш: Мелодия довольно проста. Но это не та простота, которую может создать любой, только присев за рояль. В классическом мире «К Элизе» можно отнести к сегменту попсы – и чем младше музыкант, тем более она ему нравится. С течением времени профессионал перестаёт «торчать» от простоты, в силу того, что развитие и обучение предполагает освоение всё более сложных форм. Обычному слушателю это уже малопонятно, и он предпочитает просто, красиво, мелодично. Но составляя список десяти выдающихся произведений для фортепиано, невозможно не включить «К Элизе». Пожалуй, самый известный мировой фортепианный хит был написан более 200 лет назад, и с лёгкостью даст фору любым современным трекам любых современных композиторов. И это будет вечно».
Во-вторых. CHOPIN «Waltz Op.64 n.2»
Есть версии, что причиной написания вальса в до-диез минор послужила тоска по родине. Фредерик Шопен уехал из Варшавы в Европу на долгие годы. Другая версия – несчастная любовь: Шопен жил в Париже и любил Жорж Санд – болезненный юноша с рыцарским поведением тосковал по решительной женщине. Шопен умер в 1849 году через два года после написания вальса от болезни легких.
Михаил: «Как говорил великий Рахманинов: «При всём уважении к Листу, Шопен до сих пор остаётся в зените». С такой мыслью можно, конечно, и поспорить – но это говорил гениальный композитор и пианист. Что касается отношений с Жорж Санд, то женщины её бисексуального типа не ценят гения, который перед ними. Они слишком влюблены в себя и в свои чувства, чтобы ещё париться гуманными проблемами (вспомните хотя бы Дали и Галу).
Она проживает свою жизнь остро и полно, чем вызывает тотальный магнетизм: рядом с ней Шопен оживал, получая иллюзию счастья. А сам по себе гений, подлинный гений, счастливым быть не может: прошивка не та, а обновить нет возможности».
В-третьих. Сергей Рахманинов – «Итальянская полька»
В конце 1906 года композитор с женой уехали во Флоренцию, где в середине мая сняли дачу в Марина-ди-Пиза. К дому часто приходила итальянка с осликом, который вез небольшой орган. Женщина заводила его, раздавалась музыка. Она так понравилась Рахманинову, что тот записал польку, а после переложил для фортепиано (еще позже – для духового оркестра). Отсюда вопрос: почему произведение считают авторским, то есть принадлежащим Рахманинову?
Михаил: «Да, я слышал эту историю. Думаю, что Рахманинов не просто переложил, но и переписал многое из того, что услышал. Не исключено, услышь мы оригинал – его вообще было бы сложно узнать. Композиторское мышление – такая штука, что бывает невозможно проследить, что натолкнуло на создание произведения, настолько может быть всё иначе по сравнению с первоисточником. Исходя из этого, полька – Рахманинова, а не женщины с осликом. Хотя ей огромный респект – оказалась в нужном месте в нужное время».
Переходим к музыке «нью-эйдж»
Это классика с долей современности, и о причинах включения ее в топ лучших произведений пианистов Михаил говорит следующее: «Тут всё просто: эта музыка нашла отклик у публики. Не всем нужны поп-рок-электро-метал-трусы-сиськи-эпатаж-псевдопафос-группы. Классическое искусство, к сожалению, с этим не справляется: слишком сложно для обывателя. Спросите десять случайных человек на улице, кто выиграл последний конкурс Чайковского? Мало кто ответит, если не вообще по нулям. Однако потребность в высоком никуда не делась. Неоклассика – то самое направление к высокому в значительно более доступной обёртке. Безусловно, до академической музыки по её глубине и силе воздействия – как до Пекина на самокате, но опять же – для посвящённых. А обыватель этого Пекина даже и не ощутит – просто пожмёт плечами и скажет пару междометий».
В-четвертых. Yiruma – «River Flows in You»
В 2004 году южно-корейский композитор-пианист Юрима дебютировал на японской сцене. Сольные выступления в японских холлах сделали его одним из самых популярных корейских артистов «нью-эйдж» в Японии.
Михаил: «Я часто слышу от не слишком удачливых академических музыкантов мнение, что неоклассику писать легко и просто, но вот беда – лень. Это заманчивая и удобная позиция, но она неверна. Такими псевдомузыкантами, только чуть менее ленивыми, написаны тонны подобной музыки – и этот факт обрушил интерес к настоящей неоклассике: слушатель, за красивым названием и симпатичной картиночкой, часто стал сталкиваться с абсолютно бездарной музыкой. Пару раз ткнув в том же Вконтакте, Ютубе, или на Саундклауде на такого рода «музыку» – человек разочаровывается и перестаёт искать новые имена в этом сегменте. С другой стороны, благодаря наводнению из отстоя, подлинные имена приобретают ещё большую ценность – например, Людовико Эйнауди, Олафур Арналдс, Юрима, и другие».
В-пятых. Ludovico Einaudi – «Fly»
Итальянца Людовико Эйнауди и его произведение «Fly» 2006 года создания мы можем знать по саундтрекам (почти всем) к фильму «1+1». В целом вся его музыка уходит корнями в поп, рок и фолк.
В-шестых. Jon Schmidt – «All of Me»
Американский пианист признавался, что на него оказали влияние произведения Бетховена. Композиция «All of Me» 2011 года отлична от предыдущих двух большей задорностью и динамизмом, тем не менее, в ней отчетливо прослеживаются фольклорные нотки направления «нью-эйдж».
Михаил: «Да, академический музыкант, зашоренный академическим образованием слабо воспринимает неоклассику – ему она кажется бледной неудачной копией. Ну не торкают его мелодии, построенные на меньшем количестве нот, чем он привык слушать и исполнять. И ничего с этим не сделаешь. И ещё есть чисто психологический фактор, в котором многие академовцы боятся себе признаться – изучив тонны классики, не комильфо получать удовольствие от такого «простенького» стиля. «Я же академический серьёзный музыкант! Работник культуры! Как я могу обращать на это своё внимание»? В принципе, таких людей большинство, и их можно понять. Шагнуть чуть дальше, за свои привычные рамки – удел немногих отважных. И тут такой шаг особенно опасен: нужно отключить от памяти почти все музыкальные разделы мозга, и потом на эту чистую пустыню дозированно пробовать насадить новые оазисы. Полюбив оазисы, мозг вскоре вернёт и джунгли, но теперь это будет полное изобилие всех форм. Процесс долгий и сложный, и даётся единицам».
Музыканты, которые пишут саундтреки для фильмов
В-седьмых. Yann Tiersen – «la valse d’amelie», 2001
Французский композитор-мультиинструменталист Ян Тирсен – создатель официального трека к фильму «Амели». При прослушивании однозначно представляешь Париж, горячий шоколад, художников с мольбертами и Эйфелеву башню.
Михаил: «Ну да, Франция ощущается. Почему? Наверно потому что сильный художник не может не впитывать атмосферу своей жизни, и не писать соответственно бытию. Как-то излишне философски, но так и есть. Тирсен – самый первый композитор, который начал писать просто, красиво и минималистично. Точнее, первый из хорошо раскрученных. К сожалению, на данный момент это удел многих музыкантов-инструменталистов: попал к производству правильного фильма, сделал чёткий саундтрек – всё, ты в обойме. Но фильмов на всех не хватает. Именно Тирсен породил иллюзию, что такую музыку могут писать многие и в большом количестве. Однако он в этом не виноват. Более того, его «Skyline» – один из последних альбомов – написан совершенно не в том стиле, который сделал Тирсена известным. Наверное, он устал от простоты, а писать-работать-то нужно, вот и вьётся его музыкальная душа по неизведанным дорогам».
В-восьмых. Clint Mansell – «Together We Will Live Forever», 2006
Перейдем к Клинту Мэнселу, написавшему саундтрек «Вместе мы будем жить вечно» к фильму «Фонтан» Даррена Аронофски. Даже абстрагируясь от самого фильма, сама композиция несет ощущение неминуемости смерти. Экзистенциализм в чистом виде.
Михаил: «Режиссёр Аронофски почти все свои фильмы отдаёт на саундтрек Манселлу – и это не удивительно, они очень хорошо понимают, чего друг от друга хотеть и ждать. По итогу получается тот самый катарсис, который и нужен зрителю. Прекрасная команда! Касательно эмоций, вызываемых треком – не знаю как насчёт смерти, но эта музыка отражает неминуемость жизни, во всей её неоднозначности. Все наши привычно-говоримые банальности о тьме и свете, добре и зле, чёрно-белых полосах трансформируются здесь в философскую созерцательность неразгаданной тайны жизни. И эта тайна скорее, конечно, грустная, так уж сложилось».
В-девятых. Nils Frahm – «Unter 2011»
Что можно сказать о немецком композиторе Нильсе Фраме и его произведении «Unter»? Фрам использует игру на рояле и пианино вместе, недавно представил публике объединенный инструмент весом 100 кг. «Второй аспект примечательности трека Фрама, – добавляет Михаил, – так называемый препарированный рояль, а проще говоря, подготовленный.
Самый простой приём – это засунуть в рояль что-то бумажное, и он уже станет издавать не такие звуки, как обычно. У Нильса Фрама же есть целая прикольная студия с разными финтифлюшками, которые он периодически в рояль засовывает и слушает, что из этого получается».
Михаил: «На самом деле, у Фрама есть один вменяемый альбом – это «Felt». Если смотреть с точки зрения неоклассики. Всё, что до него – очень на любителя. А всё, что после – уже не неоклассика, а электронная эклектика (там, кстати, есть мощные вещи – меломанам обязательно к прослушиванию). Так вот, касательно альбома «Felt»: в треке «Unter», который я выбрал, есть так называемая Вивальдиевская Секвенция, использование которой несёт безотказный эффект на слушателя, независимо от пола, возраста или религиозных стремлений. Кратко проводя ликбез, можно сказать, что половина попсовых песенных хитов, если не 80%, имеют в своей структуре Вивальдиевскую Секвенцию, в том или ином виде: полную, неполную, видоизменённую. Это – от Антонио Вивальди, известного своей нетленкой «Времена Года» – имейте в виду. Не то, чтобы он прямо придумал эту Секвенцию, но он использовал ее настолько часто, что растиражировал приём на века. Самый кассовый приём в мировой музыкальной культуре.
Кстати говоря, Нильс Фрам издаётся на Лондонском Лейбле Erased Tapes Records – пожалуй, единственный крупный лейбл в мире, имеющий реальные доходы от продажи и поддержки нестандартной музыки. Респект. Зайдите послушать – там много интересного!»
Пианист Михаил Оргиш по окончании Консерватории занялся шоу-бизнесом, создав в 2009 году группу «Август» (позже «Лермонт»). После пика популярности группы на горизонте замаячили московские продюсеры, что, однако, не пошло на пользу группе, и она распалась, несмотря на то, что ей пророчили большую славу в нише «Би-2». Сейчас Михаил сочиняет неоклассику – конкурентов в этой нише у Оргиша в Беларуси нет. Записывается на японском лейбле Riccolabel: на альбоме Михаила Оргиша «Again Alone» около 55 минут музыки, сконцентрированных в 13 треков.
В-десятых. Mike Orgish – «Soulf 2015» (Майк Оргиш)
В окончании подборки пристальнее посмотрим в сторону самого Mike Orgish, а также его произведения «Soulf». Да, музыка направлена на универсального слушателя и призвана в доступной форме изложить содержание высокого искусства для неофита. Почему же современной молодежи так трудно воспринимать на слух классику, если слушать ее постоянно?
И последнее. Об одиночестве или «Again Alone» Михаила Оргиша
Одиночество – полезное ощущение, которого мы всё больше боимся. Напрасно. Бег и суета современного мира – иллюзия, а реально львиную долю нашей жизни мы проводим наедине с самими собой. Наверно, одиночество не может быть гипервесёлым. Скорее, это созерцание спокойствия, и музыка способна повлиять на выявления того одиночества, которое свойственно именно вам. А после сделать из этого ощущения своего союзника – дело техники. Оставайтесь наедине с музыкой и закрывайте глаза. Медитируйте. Отпускайте мысли, не бойтесь подумать о чём-то пугающем, страшном, или выходящем за рамки вашей морали – пропустите через себя все, самые дальние волны, не прячьте их. Выйдя на свободу, с ними гораздо легче поговорить, понять, принять, и жить дальше».
Что сыграть на фортепиано на конкурс
Конкурс пианистов: 8 ключевых составляющих успеха
С какого возраста юные пианисты могут выходить на конкурсную сцену? На этот вопрос нет однозначного ответа. Потому что каждый ребенок уникален, а обстоятельства конкретны и различны. Например, маленький Моцарт начал учиться играть на клавесине в 3 года, а сочинять пьесы – в 5-ти летнем возрасте. Шопен опубликовал свое первое произведение «Полонез», когда ему было всего 7 лет, а через год прославился как исполнитель-виртуоз. Евгений Киссин, Даниэль Баренбойм и Марта Аргерих впечатляли зрителей на концертах с 10-ти летнего возраста. А «звезда» XV Международного конкурса имени Чайковского – французский пианист Люк Дебарг, только в 11 лет начал заниматься музыкой. Стать профессионалом он решил лишь в канун своего 20-тилетия.
Непреложно одно: участие пианиста в музыкальных конкурсах – данность его музыкальной профессиональной деятельности, важное условие для роста исполнительского мастерства, приобретения известности. Конкурсные состязания помогают точнее выявлять:
В не меньшей степени они способствуют выработке и укреплению:
Успешное выступление музыканта на конкурсе: что нужно знать
Основными требованиями для успешной демонстрации исполнительского мастерства пианиста на конкурсе любого уровня являются техническая подкованность, музыкальная интерпретация и хорошая психологическая подготовка к выступлению. Когда все эти элементы суммируются в качественной проработке, можно рассчитывать на успех. Исполнительское мастерство обычно оценивается по таким критериям:
Однажды Денису Мацуеву – всемирно известному русскому пианисту, участнику международных фестивалей и конкурсов задали вопрос: «Есть ли формула успеха? Сколько нужно заниматься музыканту, чтобы добиться результатов?». Он ответил: «Я знаю, что многие педагоги усаживают своих учеников за инструмент на 5-6 часов, совершенно забывая при этом, что важно не количество времени, проведенного за практикой, а ее качество. Достижение каких-то результатов приходит не после какого-то часового порога, когда двенадцатилетние детишки и пианисты постарше говорят: «Я играю по 10 часов». Вовсе нет, это просто жизненный этап, новый открывшийся горизонт, который рано или поздно придет к целеустремленному человеку, живущему своей музыкальной мечтой… Череда успехов и поражений – ваш жизненный путь, который нужно пройти, чтобы добиться успеха. Обязательно работайте над своим талантом, берегите его, и тогда все ваши творческие планы обязательно реализуются».
Главное в исполнительском искусстве – ДОНЕСТИ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ до слушателя, остальное лишь средства для достижения этой высокохудожественной цели. Каждое исполнение одной и той же пьесы отличается от предыдущего, как всякий восход солнца отличается от того, который ему предшествовал. Каждый музыкант уникален. И на самом деле он побеждает даже до того, как закончит свое выступление. Потому что реальный победитель не тот, кто исполняет самую виртуозную музыку, а тот, кто ее любит, наслаждается ею во время игры, связывая слушателей аудитории душевными нитями с автором музыкального творения – композитором.
8 ключевых моментов подготовки пианиста к конкурсу
1. Правильно поставить цель. Отметьте в своем творческом календаре ближайшие конкурсы и фестивали, выберите тот, который для вас предпочтительнее по конкурентности, и начните подготовку. Не ставьте цель непременно добиться главного приза, высшего рейтинга. Интересуясь только этими «вещами», вы можете потерять из виду реальную цель, которая заключается в том, чтобы улучшить свою игру. Иногда конкурсантов обескураживает то, что выступление, по их мнению, жюри недооценило. Помните, любой конкурс – это только одна ступенька в лестнице устойчивого роста. Долгосрочный прогресс не ограничивается никакими рамками.
2. Уделять внимание всем аспектам музыкальности. Иногда музыканты не изучают ничего нового в период подготовки к конкурсу, сосредоточиваясь только на технике исполнения произведений, которые будут демонстрировать. Уделяя слишком большое внимание событию, которое длится несколько минут, они рискуют показать себя односторонне.
3. Минимизировать эмоциональное напряжение. Практически все конкурсанты испытывают волнение перед выходом на сцену. Это одна из проблем, которую обязательно нужно учитывать и решать при подготовке к конкурсу. Юные музыканты меньше, чем старшие исполнители, подвержены конкурсной «лихорадке». У музыкантов категории «профи» выше ответственность, взыскательность к себе. Основной причиной волнения конкурсанта являются, как правило, его мысли о том, что он недостаточно хорошо подготовился к конкурсным прослушиваниям. И сила давления таких мыслей, говоря словами Римского-Корсакова, «обратно пропорциональна уровню подготовки». Поэтому конкурсант вместе со своим педагогом должен быть уверен в том, что полностью готов к выступлению. Чтобы предотвратить «затмения» на сцене, включите в свою подготовительную работу такие упражнения:
4. Имитация конкурсной обстановки и генеральная репетиция. В процессе тренировок и репетиций полезно имитировать игру перед воображаемым жюри и публикой. Помимо того, что такие упражнения заметно снижают волнение, они позволяют выявлять те «рыхлые» места в подготовке выступления, над которыми стоит поработать дополнительно. Очень важно опробовать инструмент, правильно спланировать и провести генеральную репетицию. Она потребует от пианиста собранности, а также всей его физической и эмоциональной могучести. Поэтому желательно провести её заблаговременно, за сутки или двое до конкурса, чтобы можно было отдохнуть и восстановиться.
5. Правильный выбор произведения для конкурсного исполнения. Это имеет важнейшее значение. Предпочтение нужно отдавать тем сочинениям, которые наилучшим образом раскрывают индивидуальность пианиста, показывают сильные его стороны, соответствуют техническим, возрастным и эмоциональным «реалиям». Произведение должно нравиться музыканту своим содержанием, тогда, как правило, выучить и запомнить его значительно легче.
6. Правильное поведение в дни перед конкурсом. Не стоит изменять привычный распорядок дня и репетировать больше обычного. Необходимы прогулки, хороший сон, питание. В день выступления рекомендуется:
Эти размеренные действия снимут напряжение мышц рук и тела, умерят волнение.
7. Правильное реагирование на ошибки. Если произошел какой-либо сбой при исполнении произведения, нельзя мимикой или жестом акцентировать на этом внимание зрителей, пытаться исправить, повторить фрагмент. Нужно продолжить игру, будто ничего не случилось. Передача целостности произведения важнее. И когда оно исполняется с душой, случайные ошибки если и заметят, то простят. Например, Рубинштейн концертировал до 89 лет, и в его игре случались «шероховатости». Но художественная сила воздействия музыкальности и техники выдающегося пианиста на слушателей от этого не уменьшалась. Помните, определенная доза волнения – это ваш друг, а не враг. Опытный исполнитель понимает, что яркие выступления всегда имеют искру, повышенную остроту, экспрессию из-за нервного напряжения. Да, спокойная игра практически безошибочна, но, чаще всего, скучна.
8. Внешний вид. Удостоверьтесь, что сценический костюм не тесен, не слишком вызывающий, обувь достаточно удобна, чтобы обеспечивать легкое педалирование. Приветственная улыбка для членов жюри не повредит. Они ведь тоже были когда-то конкурсантами и прошли через все, что вы сейчас проходите! Их расположение к вам искреннее, хотя оценки могут быть субъективными. Примите мнение судей достойно, в любом случае оно будет для вас полезным.
Международный форум классической музыки
С 7-го по 9-е декабря 2017 в г. Ульяновск (Россия) пройдет Международный форум классической музыки.
К участию приглашаются хоровые, вокальные, инструментальные коллективы, отдельные вокалисты и музыканты.
Успейте подать заявку до 25 ноября!
7-11 марта 2018 г. аналогичный Форум классической музыки пройдет также в Москве.
Заявку на участие можно подавать уже сейчас! Прием заявок продлится до 18 февраля.
Следите за новостями! И ждем вас на Международных форумах классической музыки!