что такое abc в адопт ми

Анализ складских запасов ABC/XYZ: что это и как провести

Анализ складских запасов ABC/XYZ: что это и как провести

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

Анализ складских запасов ABC/XYZ: зачем нужен

Торговая организация из месяца в месяц закупает примерно одни и те же товары. Одни продаются слету. Другие пылятся на полках витрин и заполоняют складские помещения.

Производственное предприятие сменило техпроцесс. Из-за этого потребность в одном из материалов сократилась в разы. Но снабжение им продолжается в прежнем объеме.

И тот, и другой пример говорят о неэффективных контроле и управлении запасами. Кажется, это же очевидно:

Все верно. Да только, когда ассортимент товаров и материалов исчисляется сотнями или даже тысячами, то отследить подобные вещи бывает непросто. На помощь приходит комплексный инструмент – анализ АВС/XYZ. Его несомненное преимущество – несложность сбора информационной базы и простота проведения. Причем применение Excel облегчает задачу в разы. А вот результаты, которых можно достичь, если сочетать расчеты с последующими управленческими решениями на их основе:

Чтобы провести анализ, потребуются:

Вот еще несколько советов по исходной информации:

АВС/XYZ-анализ реализуется в три этапа. Сначала последовательно применяется каждый метод – АВС и XYZ. Затем полученные результаты сводятся воедино и становятся основой для принятия управленческих решений.

Остановимся на каждом этапе. Заранее условимся: описывать их будем применительно к товарным группам и процессу продажи. Материалы и списание в производство оставим в стороне. По ним схема расчетов идентична, а выводы во многом схожи.

Этап 1. Анализ запасов по методу АВС

В основе подхода лежит принцип «20/80», который вывел социолог и экономист В. Парето. Он формулируется так: 20% усилий дают 80% результата. Подход подтверждается многолетней практикой, поэтому ему стоит верить.

Если переложить на экономику предприятия, то получим следующее:

Смысл принципа в том, чтобы не распаляться на многое. Выделите главное и контролируйте его с особой тщательностью. Этим уже обеспечите стабильный уровень эффективности своей деятельности.

Есть два момента про принцип Парето и метод АВС, которые важно знать.

Первый. Разработчики подхода расширили количество групп, которые выделяются из совокупности анализируемых объектов, до трех. Это А, В и С. Разбивка следующая:

Применительно к товарам расшифровку привели на схеме.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Рисунок 1. АВС-анализ: что показывает

Такой вариант является традиционным, хотя не единственным. Например, есть модификация метода, в которой выделяются еще две группы:

Второй. Методика обычно не работает с абсолютной точностью. Например, возможно, что около 78% дохода обеспечивается за счет 17% от общего количества товарных позиций. Это нормально и не считается изъяном подхода.

Давайте рассмотрим условный пример.

Предположим: организация продает 10 видов товаров. Результаты по доходам за 2020 г. были такими.

Таблица 1. Исходные данные

Ассортиментная позицияВыручка, млн руб.
Товар 11,5
Товар 21,8
Товар 310,2
Товар 484,1
Товар 518,8
Товар 655,6
Товар 72,5
Товар 83,1
Товар 911,5
Товар 1042,4

Наша задача: выделить из массива три группы. Первая должна формировать 80% дохода или чуть меньше. Вторая – около 15%. Третья – оставшиеся примерно 5%.

Примечание: 95% получили как сумму 80% накопленного дохода для группы А и еще 15% для В.

Результаты вычислений смотрите во второй таблице.

Источник

ABC-анализ

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт миОтправить рассылку

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

ABC-анализ — это способ классификации ресурсов по степени их влияния на прибыль компании.

Чаще всего метод ABC применяют к товарному ассортименту, чтобы понять рентабельность групп товаров или отдельных наименований и скорректировать ассортимент. Поэтому дальше мы будем рассказывать о методе именно в контексте анализа товаров.

Что такое ABC-анализ

В основе метода лежит принцип Парето: 20% усилий обеспечивают 80% результата. Применительно к товарному ассортименту его можно сформулировать так: 20% товаров делают 80% оборота компании.

Суть метода в том, чтобы отранжировать позиции с точки зрения вклада в общую прибыльность. Все товары в результате будут разделены на три группы:

Соответственно, товары группы А продавать выгодно и на их реализации стоит сконцентрироваться, а товары из группы С приносят минимум прибыли — их количество можно смело уменьшать или вовсе выводить из ассортимента.

Где применяют ABC-анализ

ABC-анализ применяют для:

Нет смысла проводить ABC-анализ разово. Нужно анализировать ресурсы минимум один раз в год, а лучше раз в квартал и оценивать результаты за несколько периодов. Так вы сможете отследить рентабельность товаров в динамике.

Виды ABC-анализа

ABC-анализ можно проводить для оценки:

Как сделать ABC-анализ

Для проведения ABC-анализа понадобится любая таблица. Удобно использовать Excel- или Google-таблицу, но можно и нарисовать от руки.

Выручка по товару за период / Общая выручка компании * 100%

Получается, если общая выручка составила 500 тыс. руб., а выручка по товару 1 — 260 тыс. руб., значит, вклад товара 1 в общую прибыль — 52%.

Совокупный процент = Процент от общего объёма + Совокупный процент предыдущей позиции

Такая группировка показывает, какие позиции приносят наибольшую прибыль. Товары группы А являются целевыми — на них нужно сосредоточиться, больше производить/закупать/продавать. Нужно следить, чтобы они всегда были в наличии, организовать бесперебойные поставки, обеспечить должный контроль производства и качества.

Товары из группы В приносят немного прибыли. Однако они расширяют ассортимент и обеспечивают небольшой, но стабильный доход.

Товары из группы С не приносят прибыли. Нужно попытаться понять, почему от них низкая отдача. Возможно, от этих позиций стоит отказаться.

Пример ABC-анализа

Допустим, мы продаём декоративную косметику и хотим понять, какие группы товаров продавать выгодно, а какие нет.

Шаг 1. Заносим в таблицу все интересующие нас группы товаров: тени, тональные средства, помады, пудры, туши и так далее. Проставляем суммы продаж за последние три месяца (квартал) и сортируем по убыванию итоговой суммы продаж.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Шаг 2. Вычисляем процент от общего объёма продаж по каждой группе и сортируем по убыванию процентного значения.

Например, за последние три месяца мы продали тональных кремов на 22 000 рублей и это составляет 22% от суммы общего дохода за этот период (от 100 000 рублей).

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Шаг 3. Вычисляем совокупный процент по каждой категории товаров.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Шаг 4. Обозначаем принадлежность к соответствующей группе.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Шаг 5. Делаем выводы. Нам выгодно продавать тональные кремы, пудры и тени. На них и будем делать ставку: больше закупим; сделаем выкладку на прилавке, привлекающую внимание к этим товарам; устроим акцию, чтобы увеличить продажи. Помадами и тушью можно поддерживать ассортимент и, возможно, есть смысл расширить их цветовую палитру. А вот со скульпторами и консилерами у нас не заладилось: их плохо покупают. А так как у нас на складе скопилось много скульпторов и консилеров, мы не будем их закупать в ближайшие полгода и в дальнейшем выведем из ассортимента неходовые оттенки.

Преимущества и недостатки ABC-метода

Совмещённый ABC/XYZ анализ

Повторимся, ABC-анализ не отражает влияние внешних факторов на продажи. Поэтому, чтобы понять, как продажи зависят от сезонности спроса или запущенной рекламы, ABC-анализ часто комбинируют с XYZ-анализом.

XYZ-анализ также сортирует позиции по трем группам X, Y и Z, но здесь оценивается устойчивость спроса, то есть его отклонения за конкретный период времени (коэффициент вариации).

Чтобы провести совмещённый анализ, нужно сначала сделать ABC-анализ, а затем XYZ-анализ этих же товаров за этот же период, например, по количеству ежемесячной реализации за год. После этого результаты совмещаются.

При совмещении определяется девять групп товаров:

Вернемся к нашему примеру с продажей косметики. Вот как выглядит совмещённый анализ для наших ассортиментных групп.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

XYZ-анализ дополнил результаты ABC-анализа. Теперь мы видим стабильность спроса на позиции: чем выше коэффициент вариации, тем больше колебания спроса.

В группу AX попали тональные основы — их выгоднее всего продавать и спрос стабильный. Расширим ассортимент тональников и подумаем, как максимально поднять продажи. Пудры и тени попали в группу AY — их хорошо покупают, но спрос то высокий, то низкий. Выясним, что влияет на колебания спрос. Если это сезонные факторы (пудрами больше пользуются летом), то будем это учитывать и закупать эти товары в меньшем объеме ближе к холодам. Туши и помады пользуются наиболее стабильным спросом. Хоть выгода от них небольшая, стоит расширить их ассортимент и стимулировать продажи. Консилеры и скульпторы — самые нерентабельные категории с непредсказуемым спросом. Оставим самые универсальные оттенки, а от остальных откажемся.

Мы подготовили шаблон совмещенного ABC/XYZ-анализа. В нём можно провести анализы как по отдельности, так и вместе. Все формулы уже «зашиты» в нужных ячейках.

Метод ABC может использоваться как самостоятельный инструмент для анализа рентабельности товаров или других ресурсов компании, но не отражает внешние факторы, влияющие на уровень продаж. Чтобы увидеть колебания спроса, нужно провести совмещённый ABC/XYZ-анализ, который позволяет более эффективно скорректировать ассортимент товаров, услуг, работу отделов и отдельных людей, перераспределить затраты.

Источник

Что такое ABC и XYZ анализ простыми словами. Как использовать на практике

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт ми

Сегодня, простыми словами и на примерах разберем, что такое ABC и XYZ анализ, как применять эти инструменты на практике. Из моего опыта включения или внедрения ABC и XYZ анализа в систему управления ассортиментом и запасами тех или иных компаний, могу определенно сказать, что эффективность и прибыльность компании значительно повышается. Управление ассортиментом становится осознанным и управляемым.

Что такое АВС анализ

Итак, цель АВС анализа — увеличение продаж. АВС анализ, это инструмент, с помощью которого проводиться аналитика ассортимента по определенным критериям и строится вся следующая политика закупок и запасов компании. АВС анализ исходит из известного принципа Парето, когда 20% усилий дают 80% результата. И наоборот, зачастую 80% дают всего 20%.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт миЗакон Парето 80/20

Кроме ассортимента, АВС анализ можно и нужно проводить по разным критериям:

Существует классический способ ранжирования товара или клиента, по АВС анализу, в части прибыльности где:

А — 80% прибыли

В — 15% прибыли

С — 5% прибыли

Вместе с тем, есть и другой, немного видоизмененный, более детальный способ деления ассортимента. В этом варианте, добавляется литера D. И ранжирование, в части прибыли, выглядит следующим образом:

А — 50% прибыли

В — 30% прибыли

С — 15% прибыли

D — 5% прибыли

Что выбрать, классический или современный (детальный) способ, зависит от задач, важности степени детализации, величины ассортимента и так далее.

Как применять АВС анализ по клиенту

Мы поняли, что наших клиентов также можем ранжировать по АВС анализу, что несомненно принесет свой результат. На простом примере, в виде таблицы excel, это выглядит примерно так:

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт миранжирование клиентов по АВС анализу

Да, все наши клиенты хороши, потому, что покупают наш товар. Однако, на кого нам следует направить основные усилия? С кем необходимо чаще встречаться, уделять особое внимание в плане индивидуального подхода, в том числе, в виде тех или иных бонусов? И, кстати, не обязательно денежных.

Классика жанра, когда продолжительное время один или ряд «мелких» клиентов занимают больше нашего времени, чем тот, кто приносит основную прибыль. Да, небольшой клиент может вырасти в более крупного.

Но это говорит о том, что менеджеры по продажам должны знать все о своих клиентах:

Может они просто докупают у нас по-мелочам? А основные закупки делают у нашего конкурента.

Также важно учитывать динамику продаж нашим клиентам. Исходя из этого, не редко, по АВС анализу, в отдельную, четвертую категорию, выделяют VIP клиентов, и по клиентам такой категории работает специально выделенный менеджер.

По этой же аналогии, можно сделать аналитику по поставщикам. Здесь есть свои нюансы, но суть остается прежней.

Как применять АВС анализ в управлении запасами

Понимая из проведенной аналитики по АВС анализу, какие товары дают наибольшую прибыль, менеджер по закупкам гораздо эффективнее прогнозирует запасы компании.

Ранжирование товара по АВС анализу в части управлении запасами, позволяет:

Что такое эффективное управление запасами?

Эффективное управление запасами позволяет предприятию удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие товарные запасы, которые максимизируют чистую прибыль предприятия.

Кроме, как ранжирование по прибыли, что мы разобрали в начале статьи, в части управления запасами, АВС анализ применим по оборачиваемости товара.

Оборачиваемость запасов, это показатель обновляемости товара в течение расчетного периода. Или другими словами, сколько раз, мы обернули запас в течение года.

к категории “А” относятся наиболее оборачиваемые товары

к категории “В” относятся товары со средней оборачиваемостью

и к товарной категории “С” отнесем низко оборачиваемые товары.

Оборачиваемость запасов считают двумя способами:

Зная коэффициент оборачиваемости в днях, и ранжируя товары по категориям А, В или С, с учетом АВС анализа по прибыли, менеджер по закупкам, будет более точен в своей работе на благо компании и клиентов.

Расширенный АВС анализ

Также АВС анализ можно проводить по частотности заказов. Частотность заказов, означает, сколько месяцев в году, продается определенный товар.

К примеру, согласно АВС анализа, товары принадлежащие к категории “В” и “С“, в сумме дают всего 20% от общей прибыли. Но как часто покупают у нас этот товар? Вполне может быть, что товар дорогой, с высокой рентабельностью, и он попадет по прибыли в категорию А, однако, за ним приходят всего пару раз в год. А может быть и другой товар, который не так прибылен, но компания продает его стабильно каждый месяц.

И тогда имеет смысл дополнительно ранжировать наш ассортимент по АВС анализу, но уже с точки зрения количества месяцев в году, где:

А“, это продажи 10-12 месяцев в году.

В” – 5-9 месяцев в году.

С“- 4 и менее месяцев в году.

Таким образом, в нашей аналитике появляется еще одна переменная, которая учитывает частотность товара.

Кроме этого, есть такая переменная, как количество обращений по товару.

Количество обращений означает, сколько отдельных заказов было сделано по каждому товару не зависимо от их количества, стоимости и прибыльности. Сколько раз наш покупатель пришел в нашу компанию за месяц. К примеру, АВС по количеству обращений по определенному товару будет таким:

А” – количество обращений от 100 и выше

В” – 50 – 99 обращений

С” – менее 50 обращений в месяц.

В итоге, у нас получается расширенный АВС анализ:

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт мирасширенный АВС анализ

«ААА» — супер ТОП

«ССС» — нужны ли нам затраты на такой товар?

Стоит обратить внимание, что товар, который по прибыльности, мы относили к категории А, но в расширенном АВС анализе имеет категорию АСС, уже может не иметь большого веса. При этом, на товар категории ВАА, мы могли не обращать большого внимания, отодвигая на второй план, когда этот товар оказывался в дефиците. Однако, в таком расширенном спектре, для нас этот товар оказывается очень важным.

Также, возможно стоит пересмотреть и товары категории САА и так далее.

Как применять АВС анализ на складе

Кроме всего, АВС анализ ассортимента оптимизирует работу склада. Одно дело, когда товары «разбросаны» в местах хранения по всему складу и сотрудник склада ежедневно делает лишний «пробег». Другое, когда наиболее оборачиваемые товары хранятся ближе к местам комплектации или отгрузки, и за это же время сотрудник выполняет больше операций.

В этом плане, АВС расположение на карте склада выглядит примерно так:

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт митопология склада по АВС анализу

С точки зрения полной или выборочной инвентаризаций, хранение товара по АВС анализу также дает свою выгоду. Инвентаризация проходит на отдельных участках, а не по всей территории склада.

Тема управления запасами, включая АВС анализ, подробно рассматривается в моей отдельной рубрике «Управление запасами». Эта рубрика содержит 6 статей.

Что такое XYZ анализ

XYZ анализ, это метод прогноза и анализа стабильности и колебаний спроса продаж по товарам или группам товаров.

Например:

Спрос на мобильные телефоны марки «АЛЬФА» составляет:

Мы видим, что данный товар продается стабильно, в районе 1000 штук в месяц. Все колебания спроса в рамках 5- 10%. Этот продукт относится к категории “X”

Телефон марки «Бeта», может иметь колебания продаж в рамках 11% – 25% за период. Этот товар отнесем к “Y”

Продажи телефонов третьей марки, мало предсказуемы. Колебания спроса достигают 100%. Такие товары относятся к категории “Z”. Также к этой группе можно отнести и сезонные товары.

Чем больший выбирается период, тем точнее можем прогнозировать спрос. Для высоко оборачиваемых товаров, период может быть не такой большой, но не менее одного квартала. По товарам с низкой оборачиваемостью период может быть и год. Вместе с этим, критерий выбора периода, должен быть не менее, чем в 4-5 раз превышающий оборачиваемость товара.

Формула расчета коэффициента вариации (колебаний) проста.

Рассмотрим ее на еще одном простом примере. В excel будет выглядеть так:

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт мипример расчета в excel коэффициента вариации по XYZ анализу

Как мы видим, магнитола и утюг относятся к категории Z. Ноутбук и Батарейки в категории X.

XYZ анализ по клиентам следующий:

Клиенты категории X — стабильные продажи. По таким клиентам достаточно просто прогнозировать следующие продажи и свои запасы.

Клиенты категории Y — «плавающие» по стабильности продажи.

И клиенты в категории Z — разовые, редкие продажи.

В части XYZ анализа, менеджеры по продажам могут более точно выстраивать свою клиентскую базу. Аналитика по данному методу может наглядно показать недочеты в работе с клиентами. Где, что мы упускаем, или где наши 80% усилий дают всего 20% результата.

Что такое ABC и XYZ анализ в части их совместного использования

Совместно с АВС анализом, XYZ анализ дает более глубокую аналитику клиента, движения товарного ассортимента и его запаса. Эти два инструмента не только отлично дополняют друг друга, но и составляют единый АВС-XYZ анализ.

что такое abc в адопт ми. Смотреть фото что такое abc в адопт ми. Смотреть картинку что такое abc в адопт ми. Картинка про что такое abc в адопт ми. Фото что такое abc в адопт миединый abc и xyz анализ

Как мы видим из данной таблицы, АВС-XYZ анализ, часть нашего товара из списка ТОП, выводит в супер ТОП (AX). Какой-то товар в категории А, мы обнаружим в AZ. Это определенно дает пищу для размышлений.

Также может быть, когда товар с низкой ценностью имеет высокую стабильность, см. категорию СХ. Возможна переоценка веса товара в нашей номенклатуре по категории ВХ, где с невысокой маржой мы стабильно зарабатываем.

И нужен ли нам товар по категории CZ? Следует избавляться от таких товаров, если это не компонент другого товара. Ведь сколько по нему мы тратим времени? Сколько такой товар занимает места на складе? Сколько это в «замороженных» деньгах?

По товарам группы AX мы вполне можем увеличить наш страховой запас. По товарам группы CX и CY значительно сократить его.

Дополнив наш расширенный АВС анализ, где участвует частотность и количество обращений к АВС-XYZ анализу, мы получаем самую полную картину.

Так ли хорош товар, который имеет категорию АССZ?

Так ли плох товар, который имеет категорию CAAX?

Конечно, на месте, относительно каждого товара есть свои «за» и «против». Наша цель, показать новые возможности для глубокой и интересной аналитики. Это действительно занимательная, при этом, не сложная аналитика.

Недостатки XYZ анализа:

Конечно, в какой-то степени, можно ориентироваться, на товары аналоги. Это только примерный ориентир.

Заключение по теме что такое ABC и XYZ анализ

Итак, ABC и XYZ анализы способны существенно скорректировать стратегию управления ассортиментом, товарными запасами, работу с клиентом и поставщиком. При всем этом, вовсе не обязательно иметь сложные компьютерные программы. Все это важно, однако простого excel часто бывает достаточно, чтобы построить нужную аналитику. На деле оказывается проще, чем это кажется в первом приближении.

Грамотное использование этих инструментов, позволяет сделать анализ более глубоким, объемным, что в конечном итоге, приводит к увеличению прибыли, и росту лояльности наших клиентов и покупателей.

Эта статья только в общих чертах описывает, что такое ABC и XYZ анализ. В других моих статьях, разбираю эту тему применительно к каждой составляющей, где это может быть полезно.

Надеюсь, статья была полезной. Всего Вам наилучшего и успехов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *