Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку

Что такое абзац в тексте?

Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Картинка про Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку

Ещё с начальной школы детей учат писать «с красной строки», то есть делать отступ в письменном тексте. Абзац в тексте – это ряд предложений, содержащих законченную мысль. Проще говоря, абзац – это часть текста между двумя отступами или красными строками. Абзац позволяет легко воспринимать и читать текст, если бы все предложения находились в одной куче, то смысл текста казался бы более размытым и воспринимался бы гораздо тяжелее. Абзац всегда состоит из группы логически связанных между собой предложений.

В литературе за счёт коротких и длинных абзацев создаётся особый ритм произведений. Короткие «рубленые» абзацы позволяют читателю ощутить динамику повествования, а длинные чаще всего встречаются в описаниях и нередки в лирических произведениях.

К примеру, в поэзии Александра Белого мы можем наблюдать, как в отдельные абзацы выделяются целые части фразы, благодаря чему произведение приобретает особый достаточно узнаваемый ритм. Из-за присутствия в произведении слишком длинных абзацев читателю может наскучить процесс чтения и утомить, слишком короткие абзацы также далеко не всегда идеальны – они могут отвлекать внимание от смысла произведения.

На письме абзацы принято выделять новой строкой и писать с красной строки, то есть отступ нужно сделать не только между концом одного и началом следующего абзаца, но и отступить от края на определённое расстояние.

Вместе со статьёй «Что такое абзац в тексте?» читают:

Источник

Что такое абзац

Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Картинка про Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Картинка про Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку

Всего получено оценок: 285.

Всего получено оценок: 285.

Абзацы используются во многих письменных текстах. Знание того, что такое абзац в тексте, поможет правильно использовать его на письме.

Определение

Абзац – это часть текста между двумя отступами. Помимо этого, абзацем называют отступ вправо, который находится в начале строки. Это так называемая красная строка.

Абзац в русском языке не является единицей синтаксиса, он является средством членения текста на композиционно-стилистической основе.

Функции

Абзац необходим в тексте для того, чтобы отделить одну часть от другой. При этом значимые части текста выделяются.

Функции абзацного членения различаются в зависимости от того, диалогическая перед нами или монологическая речь. Абзац в диалогической речи выполняет формальную функцию, так как разграничивает реплики разных людей. В монологической речи абзац выполняет логико-смысловую, акцентную, экспрессивно-эмоциональную функции.

Тематическое членение

С помощью абзаца выражается новая мысль. Абзац является средством группировки единиц, однородных по своему содержанию. Объединяться они могут по теме, основной мысли, сюжету и др. Как правило, в одном предложении абзаца выражается тема или основная мысль, а другие предложения детализируют и конкретизируют эту тему или основную мысль.

Абзац, как правило, выполняет экспрессивно-выделительную функцию.

Фраза, выделенная в отдельный абзац, несет в себе определенный замысел, важный для понимания, поэтому на него акцентируется внимание.

Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Картинка про Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку. Фото Что такое абзац в тексте 5 класс по русскому языку

Что мы узнали?

Абзац – часть текста между двумя отступами; отступ вправо в начале строки. Абзац – это средство членения текста на основе общей темы или основной мысли. Его цель заключается в том, чтобы отделить одну часть текста от другой. Абзац выполняет экспрессивную функцию, так как выделяет важные и значимые части в тексте. Помимо экспрессивно-эмоциональной, есть функции логико-смысловая и акцентная, реализующиеся в монологической речи. Функция в диалогической речи отличается: это формальное разграничение реплик разных лиц.

Источник

Конспект урока русского языка в 5 классе «Абзац как часть текста. Строение абзаца»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока русского языка в 5 классе

« Абзац как часть текста. Строение абзаца»

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока : урок развития речи.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

— применение полученных знаний и умений в речевой практике.

— Уметь находить микротему, де лить текст на аб зацы, оформлять абзац на письме ;

— выстраивать композицию рассуждения.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные : ищут свою позицию в многообра зии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1. Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Оформление записей на доске и в тетрадях. Предлагаем самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Формулируют цели урока.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2. Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

3. Фронтальный опрос.

— Какая группа предложений является текстом?

— Что такое тема текста?

— Что такое основная мысль текста?

— От чего зависит порядок расположения предложений в тексте?

1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические или текстовые синонимы, родовидовые слова и др.

3. У текста есть заглавие.

5. В тексте всегда есть начало.

6. Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому он обычно делится на части (обладает делимостью ): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).

7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.

10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).

Отвечают на вопросы.

Оценивают друг друга.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

— воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;

— прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);

— учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

5.Работа с учебником. Понятие микротемы и абзаца.

1 . Чтение основного теоретического материала на стр. 60-62.

2. Ознакомление со строением абзаца на стр. 60.

Учатся читать и понимать лингвистический текст.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

4. Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз.

— Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Источник

Урок развития речи в 5 классе. Микротема текста. Абзац.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок развития речи в 5-м классе

научить определять тему текста, находить основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы,

— развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.

2. Тема нашего урока: Микротема текста. Абзац.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения. Этой теме отводится 2 урока. Итогом работы станет проверочная работа. Сегодня мы познакомимся с понятиями микротема и абзац.

3. Повторение по теме «Текст»

Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения.

— Не можем, это просто набор предложений.

— Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом?

— Нужно расположить их по смыслу.

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

-Прочитайте текст, который у вас получился.

Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

— А что же такое тема текста?

О чём этот текст? Попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

— Этот текст о скворцах.

-Скажите, что такое основная мысль текста.

-То, что хотел сказать нам автор.

-П опробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?

На чужой стороне и весна не красна.

Всякому мила своя сторона.

За морем теплее, а на родине милее.

(на доске слово «микро»)

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

— Вспомните слова, которые начинаются с микро.

— Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

— А как вы думаете, что такое микротема?

— Это небольшая часть темы.

— Откройте учебники на стр.55. Прочитайте, что такое микротема.

— Запишите определение в тетрадь

Микротема – часть одной общей темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Сейчас Настя нам расскажет лингвистическую сказку о том, как появилась микротема.

— Как вы поняли главную мысль этой сказки?

Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Прочитайте в учебнике, что такое абзац.

(на доске : абзац- часть текста, которая выделяется на письме красной строкой.

Запишите определение в тетрадь.

— Сейчас мы будем работать с текстом. Попробуем выделить в нём абзацы и определить количество микротем.

(на доске текст и у каждого на столе)

Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.

Письменность на Руси появилась в конце десятого века. В то время книги писали от руки. Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть текста от другой он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной краской или несколькими красками первую букву. Он делал её гораздо больше остальных. Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

— Какова тема этого текста?

— Текст о происхождении красной строки.

— Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.

— Текст можно разделить на 3 части.

— Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.

— Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.

— Отделение красной краской частей текста.

— Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.

Запишите текст, выделив в нём абзацы.

6.Проверка усвоения темы.

— Вы хорошо поработали. А сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Выполним тест.

Тест «Верные и неверные утверждения»

1 Текст состоит из предложений +

3 К тексту нельзя подобрать заголовок –

4 Текст можно разделить на части +

5 Каждая часть текста записывется с красной строки +

7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +

8.Ключевые слова помогают раскрыть тему +

Упр.163.(учебник Разумовской М.М.)

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Абзац как часть текста» (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку на тему

«Абзац как часть текста»

— Образовательные: научить выделять микротему абзаца, делить текст на абзацы;

— Развивающие: развивать творческую и мыслительную активность учащихся;

— Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному языку.

Ребята, здравствуйте! Настраиваемся на урок! Посмотрите, все ли принадлежности у вас лежит на месте: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Если у всех все готово, давайте начнем урок.

Посмотрите на слайд, даны предложения в произвольной последовательности.

I Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

Ребята, можно ли эти предложения назвать текстом?

О чём этот текст? Попробуйте определить.

-Этот текст о скворцах.

-То, что хотел сказать нам автор.

-Попробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?

На чужой стороне и весна не красна.

Всякому мила своя сторона.

За морем теплее, а на родине милее.

-Как можно озаглавить текст, сохраняя основную мысль в заголовке.

Скворцы на чужбине.

3. Изучение нового материала

-Мы с вами определили тему текста. А что же такое микротема?

(на доске слово «микро»)

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

-Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

— А как вы думаете, что такое микротема?

-Это небольшая часть темы.

— Запишите определение в тетрадь

Микротема – часть одной общей темы. Все микротемы подчинены общей теме.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяется красной строкой – небольшим отступом.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины.Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.Вечером дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.

Ребята, прочитайте и докажите, что перед вами текст. Прочитайте его внимательно про себя.

Ребята, что в этом тексте не хватает? (деления на абзацы)

— Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.

-Текст можно разделить на 4 части.

— Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.

— Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.

— Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.

— Прочитайте 4 абзац и определите его микротему

— Какова тема текста?

Определите тип речи – описание.

— Озаглавьте каждый абзац – то есть определить микротему.

После обмена мнениями в группах выделяются такиемикротемы: 1. Ночной дождь. 2. Утренний дождь. 3. Вечерний дождь. 4. Слепой дождь.

— Какими словами автор описывает ночной дождь? Утренний? Вечерний? Слепой? (работа в группах с текстом. Дети выделяют в тексте карандашом нужный материал )

Ночной дождь : приходит неслышно, дремотным влажным шелестом, мокрый запах смородины.

Утренний дождь : неожиданный, приходит с грозой, удивительно черная туча, жесткие редкие молнии, ходит по оврагам гул.

Вечерний дождь : низко, ровными длинными косами, засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.

Слепой дождь : небольшая туча, светом и счастливым сиянием, дождю радостно.

4. Проверка усвоения темы.

— Вы хорошо поработали. А сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Выполним тест.

Тест «Верные и неверные утверждения»

1. Текст состоит из предложений +

2. Все предложения в тексте имеют границы +

3. К тексту нельзя подобрать заголовок –

4 Текст можно разделить на части (абзацы) +

5 Каждая часть текста записывется с красной строки +

7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +

8.Ключевые слова помогают раскрыть тему +

Ребята, подведем итоги урока.

— Выучить материал в тетради

Выхожу на полянку и вдруг вижу возле старой, давно не езженной дороги сразу два белых гриба. Да каких еще! Шляпка у каждого чуть меньше моего картуза. Срезал их ножичком. Ножки толстые, крепкие.

На всякий случай еще разок огляделся по сторонам, огляделся – и обмер: еще два почти рядом с моими растут, а немного подальше – еще один. И все как на подбор.

После такой удачи я уж всю эту полянку ползком облазил. Но больше ни одного не нашел.

Волк съел овцу. Мужики поймали волка и стали его бить.

Волк сказал: «За то вы меня мучите, что я сер.

Мужики сказали: «Не за то, что ты сер, а за то, что ты овцу съел».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *