что такое bdn при бункеровке судна
Проведение бункеровочных операции на борту судна
Содержание
Каждая бункеровка представляет собой в весьма сложную и ответственную операцию ввиду необходимости проведения не только широкого комплекса подготовительных организационно-технических мероприятий, но и решения сопутствующих задач, выплывающих из общих правил, однако имеющих в каждом порту свои нюансы.
Только тщательный, заблаговременно продуманный план проведения всех процедур, связанных с приёмом нефтепродуктов, а также надлежащая подготовка персонала гарантируют безопасную и успешную бункеровку. Немаловажно учитывать и тот факт, что с каждым годом ужесточаются требования к любым операциям с нефтепродуктами, а заодно и правильным их документированием.
На судах часто возникают проблемы, обусловленные ухудшением качества топлива. Судовладельцы и поставщики топлива не могут разрешить проблемы, связанные с поставленным бункером, без привлечения третьей независимой стороны. Поэтому необходимо, чтобы судовые специалисты четко представляли все технические и юридические аспекты процесса приемки топливо.
Приведенные рекомендации ставят своей задачей оказание помощи судовым механикам в решении повседневных вопросов, связанных с приёмом нефтепродуктов на борт судна.
Подготовка и проведение бункеровочных операций
Подготовка судна к приему топлива (бункеровке) является важнейшей частью организации правильной эксплуатации судна с точки зрения предотвращения загрязнения окружающей среды (моря) нефтепродуктами. Особенно актуально это стало с введением в действие Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (ISM CODE).
Таким образом при подготовке и проведении бункеровки судна вахтенная служба судна и ответственные лица должны выполнить следующие мероприятия:
Поскольку на всех судах применяется МКУБ (ISM CODE), выполнить требования чек-листа по бункеровочным операциям (BUNKER OPERATION CHECK LIST).
При подготовке судна к бункеровочным операциям старший механик должен убедиться в том, что:
Извещение о готовности для поставки бункера.
Наш бункеровщик подошел к Вашему судну в _______местного времени сегодня и имеет м/тонн IFO (сСт) и м/тонн MDO/GO, заказанного для Вашего судна.
Топливо будет закачиваться в Ваши танки со средней производительностью ________т/час. Поэтому необходимо держать клапаны открытыми и также замерять уровень, если Вы желаете проверить скорость приема топлива.
Перед приемом топлива Вы подготовьте все необходимое для предотвращения загрязнения моря нефтью, а также установите на палубе огнетушитель в месте соединения шлангов.
Пожалуйста, назначьте авторитетного представителя проверить открытые танки бункеровщика, которые были до этого опечатаны таможней для контроля за количеством выдаваемого топлива, и для проверки соединения шлангов — точки, которые опасны в отношении пропусков, т.к. общая ответственность за бункеровку топливом лежит на вашем судне.
ПРОБЫ будут взяты в соответствии существующим требованиям в период бункеровки и будут предоставлены вам. Сохранность проб гарантирована в разумный период. Пожалуйста, учтите, что мы не преследуем какую-либо цель / в любом случае/, а наша компания имеет отношение только к набору проб и их пломбировке.
После окончания бункеровки мы приглашаем вашего представителя для проведения окончательных замеров топлива на нашем бункеровщике и для подписи сертификата.
Пожалуйста отметьте, что:.
В «Бункеровочной расписке» не допускается «отказной штамп» любого типа или формы, также какие-либо изменения ши отказы, поставленные позже.
Мы желаем нам и вашему экипажу приятного и безопасного плавания и хоро¬шей встречи с нами в будущем.
При подготовке к бункеровочным операциям лицо, непосредственно отвечаю¬щее за их проведение, обязано:
До начала проведения бункеровочных операций механик, ответственный за бункеровку должен провести инструктаж с выделенными в его распоряжение лицами и проверить их знания по:
Результаты инструктажа и проверки заносятся в машинный журнал (Журнал Инструктажа персонала перед бункеровкой) и отмечают в соответствующих чек-листах.
До начала приема бункера механик, ответственный за бункеровку, обязан обеспечить герметизацию, а при необходимости и цементирование всех шпигатов верхней палубы. При этом качество герметизации шпигатов должна исключать даже незначительные просачивания нефтепродуктов за борт.
Герметичность закрытия шпигатов проверяется старшим помощником капитана и старшим механиком, о чем производится соответствующая запись в судовом журнале.
Также необходимо проверить танки бункеровщика индикатором на предмет отсутствия воды.
Проведение бункеровочных операций
При выборе интенсивности подачи топлива следует учитывать вязкость и температуру принимаемого топлива, количество одновременно открытых для приёма танков, температуру наружного воздуха и забортной воды. Рекомендуемая максимально-допустимая интенсивность подачи топлива должна составлять: 250 м.куб/ час для тяжелого топлива; 100 м.куб/час для лёгкого топлива.
В процессе приема топлива необходимо постоянно контролировать давление топлива в шланге, уровни в заполняемых танках, отсутствие перелива. Закрывать клапаны в заполненном танке можно только после открытия приемных клапанов в другие танки. При заполнении танка «подуровень» интенсивность заполнения необходимо снизить открытием приёмных клапанов в другие танки. Закрытие приёмного клапана последнего танка производится только после прекращения подачи бункера с бункеровочной станции (бункеровщика).
Через 15-20 минут после заполнения танка и закрытия приёмных клапанов необходимо проверить в нем уровень. Изменение уровня указывает на ненадёжность закрытия клапанов.
При заполнении междудонных танков рекомендуется спускать в них топливо самотёком из других танков хранения бункера, расположенных выше их по уровню. Окончательное заполнение танков необходимо проводить в несколько приёмов.
Клапаны с дистанционным приводом рекомендуется открывать вручную. Это предотвратит их самопроизвольное закрытие даже при обесточивании судна.
В начале приёма бункера, ответственный за бункеровку механик, должен доложить вахтенному помощнику капитана и сделать запись в машинном вахтенном журнале.
Если судно имеет дифферент или крен, то, во избежание образования в танках воздушных пробок, запрещается заполнять танки «доверху».
В процессе всей бункеровки необходимо проводить контроль за посадкой и остойчивостью судна.
Производить контрольный отбор топлива из системного трубопровода. При этом (во время контрольного отбора топлива) следить, чтобы топливо подавалось без воздушных пузырей (иначе счётчик даёт завышенные показания).
Завершение бункеровочных операций
Отбор и целостность образцов.
В течении всей бункеровки должен осуществляться непрерывный отбор проб получаемого топлива из приемного коллектора судна.
Основной образец должен отбираться одним из следующих методов:
Оборудование для отбора образцов должно использоваться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Должно быть предусмотрено средство опечатывания оборудования для отбора образцов в течение всего периода подачи топлива. Емкость для основного образца должна присоединяться к оборудованию для отбора образцов и опечатываться, с тем, чтобы предотвратить неправильное обращение с образцом.
Емкость для сохраняемого образца должна быть чистой и сухой. Количество сохраняемого образца должно быть достаточным для проведения требуемых испытаний, однако должно составлять не менее 400 мл. Емкость должна быть заполнена на 90%±5% вместимости и опечатана.
Сразу после сбора сохраняемого образца представитель поставщика в присутствии представителя судна должен установить пломбу, защищенную от неправильного обращения, с особым средством обозначения. К емкости для сохраняемого образца должен быть прикреплен ярлык, содержащий следующую информацию:
После окончания бункеровочных операций сообщить вахтенному помощнику Капитана следующую информацию:
Капитан судна должен разработать и поддерживать систему контроля за хранением сохраняемых образцов.
Особые случаи нарушения нормальной процедуры приемки бункера
При выполнении замеров и расчетов количества топлива механики должны обращать внимание на следующие приемы, используемые бункеровщиками, которые хотят обмануть получателей бункерного топлива:
Надо помнить, что во многих портах можно получить копию таблиц объемов танков, заверенную печатью Морской администрации порта.
В результате этого вспененное топливо будет иметь более высокие значения уровня в судовых танках и будет давать более высокие значения объема на счетчике.
Действия при переливе нефтепродуктов
В случае перелива ответственный за бункеровку механик обязан:
Основные требования к судну и судовым системам приема топлива в соответствие с Кодом Федеральных Правил (CFR) США.
В данном случае Кодекс Федеральных Правил (CFR) рассматривается в связи с тем, что его требования представляются наиболее полными и высокими в мировой практике судоходства.
Основные требования этого кода следующие:
Организация проверки качества получаемого топлива.
По заказу судна эти службы через своих агентов во всех портах бункеровки организуют отбор проб получаемого топлива, анализ его показателей в береговых лабораториях, и выдают судну и судовладельцу результаты анализа с необходимыми комментариями, которые позволяют принять правильное решение о его использовании и оптимальном режиме топливоподготовки.
При несоответствии качества полученного бункера паспортным показателям, выполненные этими службами анализы рассматриваются как арбитражные и являются основанием для удовлетворения претензий судна к поставщику бункера.
Кроме того эти службы направляют судовладельцам, пользующимся их услугами, регулярную информацию о качестве бункера во всех портах бункеровки, а также результаты статистической обработки проведенных анализов.
Сведения об основных эксплуатационных характеристиках топлива, предлагаемого на мировом бункерном рынке, дают возможность судовладельцам иметь представление о качестве судового топлива в различных регионах бункеровки и принимать оптимальные решения с учетом требований судовых энергетических установок.
Литература
7. Бункеровка судна
7. БУНКЕРОВКА СУДНА
7.1. Топлива и масла, поступающие на суда, должны:
— иметь паспорта или сертификаты, выданные уполномоченными на то органами, в которых указываются марка и основные физико-химические характеристики.
— плотность при 20 °С,
— вязкость при 50/80 °С,
— кинематическая вязкость при 40/100 °С,
— плотность при 15 °С,
— щелочное число или рН.
7.3. От каждой партии топлива и масла, принимаемого на судно, должна быть отобрана проба, которая хранится на судне в течение всего срока использования каждой партии.
7.4. При наличии признаков, вызывающих сомнение в качестве топлива или масла при их приемке, хранении или использовании, старший механик должен направить отобранную пробу в лабораторию, указанную или рекомендованную судовладельцем для контрольного анализа, по результатам которого принимается решение о возможности их использования или предъявления претензий поставщику.
7.5. Контроль за приемкой, хранением и расходованием топлив и масел на судне и оформление соответствующей документации осуществляет старший механик, который согласовывает с капитаном судна порядок заполнения емкостей и расхода из них. Подписывает и утверждает у капитана судна технологическую карту приема топлива и масла на борт судна, дает распоряжение вахтенным механикам о порядке расходования топлива и масла на борту судна.
7.7. Механик, осуществляющий приемку топлив и/или масел (ответственное лицо за приемку), обязан:
— составить, подписать и передать старшему механику технологическую карту с указанием последовательности открытия и закрытия клапанов, заполнения емкостей и количества принимаемого нефтепродукта по маркам в каждую из них;
— провести инструктаж привлекаемых к бункеровке лиц;
— установить прямую двухстороннюю связь с бункерующим судном или береговой базой;
— проверить готовность систем и емкостей к приемке нефтепродуктов;
— действовать в соответствии с инструкцией по приему топлива и масла, соблюдать технологическую карту;
— отобрать пробы каждой партии принимаемых нефтепродуктов;
— занести в машинный журнал количество принятых на судно нефтепродуктов по маркам.
7.8. На судне должна быть инструкция по приему топлива и масла, утвержденная судовладельцем и отражающая:
— технологические возможности, схемы и рекомендации заполнения судовых емкостей;
— состав и контрольные функции членов экипажа при приемке нефтепродуктов;
— меры противопожарной безопасности и предотвращения загрязнения морской среды;
Основные правила бункеровки
Нижеприведенная информация дополняет указанный раздел важными практическими рекомендациями, главными из которых являются следующие:
При выполнении замеров и расчетов количества топлива механики должны обращать внимание на следующие приемы, используемые бункеровщиками, которые хотят обмануть вас:
Результаты измерения уровня топлива до и после бункеровки с учетом крена и дифферента бункеровщика (судна) переводятся в объем с помощью таблиц объемов танков. Для приведения к стандартной температуре полученное значение объема надо умножить на коэффициент корректировки объема, который можно взять из таблиц ASTM Petroleum Table 54В. Эти таблицы находятся у грузового помощника бункеровщика. Привести объем к стандартной температуре можно с помощью компьютерных программ (например, Bunker Master компании DNVPS) или по формуле:
где Кv — поправочный коэффициент, зависящий от плотности топлива и указанный в приведенной ниже таблице.
Так как во время бункеровки судовые механики могут проверить только объем и температуру принятого бункера, то в доставочной квитанции на топливо они могут дописывать: «For Volume at Observed Temperature Only» («Только за объем при измеренной температуре»).
Программа проверки качества топлива «DNV Fuel Quality Testing Programme» основана на анализе представительной пробы топлива, отбираемой судовыми механиками совместно с представителями бункеровщика методом «непрерывного капания». Для непрерывного отбора пробы рекомендуется устройство, изображенное на нижеприведенном рисунке.
Устройство на рис. 42 представляет собой фланец с установленной внутри пробоотборной трубкой с отверстиями, через которые топливо поступает в пластмассовый контейнер. Подача топлива регулируется игольчатым клапаном. Перед началом отбора пробы необходимо опломбировать калан и контейнер, чтобы исключить несанкционированное вмешательство.
Механики предлагают представителям бункеровщика подписать Заявку на проведение освидетельствования отбора пробы топлива. Отобранные 3—5 литров пробы тщательно перемешиваются и разливаются по поставляемым DNVPS трем одинаковым пластмассовым бутылкам.
Бутылки должны быть опломбированы, а этикетки заполнены, подписаны и приклеены к бутылкам в присутствии обеих сторон. Все документы, относящиеся к бункеровке, нужно подписывать только после окончания перекачки и урегулирования всех спорных вопросов.
Одна бутылка передается предствителю бункеровщика, другая остается на судне, третья пересылается авиакурьером в ближайшую лабораторию DNVPS. Лаборатории DNVPS расположены в Осло, Сингапуре, Тинеке (штат Нью-Джерси, США), Роттердаме, Фуджайре (ОАЭ), Альхесирасе (Испания) и Хьюстоне.
На выполнение полного анализа требуется около суток. Отчет пересылается судовладельцу по факсу, телексу или электронной почтой через сутки после доставки пробы в лабораторию. По желанию заказчика отчет может быть направлен прямо на судно. В случае бункеровки топливом, не соответствующим требованиям стандарта ISO 8217:1996 или спецификации заказчика, DNVPS дает судовладельцам рекомендации по топливоподготовке. DNVPS может, по просьбе заказчика, подготовить иск поставщику и оказать дополнительную поддержку при разрешении спорной ситуации.
Чаще всего DNVPS выявлял следующие проблемы:
Такие поставки характерны для портов США и Южной Африки.
В Сингапуре и Фуджайре сюрвейеры DNVPS могут выполнить предварительный анализ качества топлива до начала бункеровки и проверить на борту судна стабильность топлива, его совместимость с остатками старого бункера, вязкость, плотность и содержание воды.
Сюрвейеры DNVPS в крупнейших портах 25 стран мира выполняют контроль количества топлива во время бункеровки. Сюрвейер прибывает на борт до начала бункеровки и находится на судне-бункеровщике в течение всей бункеровки. Он промеряет все танки бункеровщика до и после бункеровки и отбирает пробу топлива для определения плотности, вязкости и содержания воды. Предварительный отчет составляется на борту судна. Отчет с результатами замера количества топлива, основанный на лабораторном анализе, высылается заказчику по факсу или телексу не позднее, чем через 48 часов после окончания бункеровки.
Организационно-технические мероприятия при проведении бункеровочных операций
Суда всех типов, за исключением судов с атомными энергетическим установками, регулярно проводят бункеровочные операции. От того, что эти операции проводятся уже многие годы многими поколениями механиков, рутинными и безопасными они не стали. Не стали они такими, потому что проводят их люди, которые могут ошибаться, быть невнимательны, недобросовестно исполнять свои обязанности, быть просто недостаточно опытными и знающими. Результатом всего этого бывают частые случаи разливов нефтепродуктов при бункеровке, загрязнение моря, большие штрафы и даже пожары из-за нарушений правил пожарной безопасности при бункеровке.
Чтобы уменьшить влияние человеческого фактора при бункеровке, применяют организационные и технические меры. К организационным мерам можно отнести создание подробного, всеохватывающего проверочного листа (чек-листа). Он может быть разработан судовладельцем или самим старшим механиком. К таким же организационным мерам можно отнести инструкцию по проведению бункеровочных операций, которая должна содержать следующее:
К техническим, конструктивным мерам можно отнести следующее:
Подготовка к бункеровочной операции
От подготовки и до окончания бункеровочной операцией руководит старший механик.
Перед началом бункеровки старший механик должен:
Согласовать с персоналом бункеровщика (береговой базы) следующее:
Требования правил противопожарной безопасности при бункеровках
Запрещается бункеровка в следующих случаях:
Меры противопожарной безопасности при проведении грузовых операций на танкерах в данном разделе не рассматриваются. Они изучаются на курсах по подготовке специалистов для работы на танкерах.
Бункеровка судов
Бункеровка судов – это технологический процесс по заправке судна горюче-смазочными материалами. Отгрузка топлива и масел может производиться как в главный двигатель, так и в паровые котлы и другие вспомогательные механизмы. Есть несколько вариантов бункеровки судна топливом. Если оно стоит на причале, то ГСМ отгружается от автоцистерны или по трубопроводу от нефтеналивного терминала. В случае нахождения у причала, на рейде или в открытом море, бункеровка судов топливом производится от специального бункеровочного судна.
Бункеровочные операции – это пусть и привычный, но требующий повышенного внимания процесс. Во-первых, на судах должны быть выработаны организационные и технические меры с целью предотвращения нештатных ситуаций. Действия команды должны подчиняться строгим правилам бункеровки судов топливом, дабы не допустить перекачки, разлива нефтепродуктов и возникновения сопутствующих рисков (возгорание, травмирование, загрязнение окружающей среды). Не менее важная задача – вести строгий контроль за выдаваемым и принятым топливом по таким параметрам, как объем, масса, плотность, температура, интенсивность. Во избежание ошибок при измерениях, простоев, должностных подлогов и, как следствие, коммерческих убытков, необходимо обладать полной информацией о происходящем на всех этапах бункеровки судна.
Прежде всего, на судах должны быть установлены кориолисовы расходомеры. Эти устройства применяются для учета расхода и состояния бензина, мазута, дизельного топлива и других наливных грузов при рабочем давлении и температуре. Они измеряют массу, объем, плотность, давление, вязкость и температуру среды, преобразуя зафиксированные данные в выходной сигнал с последующей передачей в диспетчерскую программу через бортовой контроллер. Соответственно, сама программа должна иметь средства визуализации принятой информации о бункеровке, систему отчетов со статистикой по каждому танку, каждому судну и всему флоту, функцию уведомлений (на e-mail, в мессенджер, через sms) о времени и продолжительности заправки судна, состоянии топлива и других событиях.
Внедрение автоматизированных систем позволяет: