Что такое человек и общество определение

Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

«Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ» – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© OOO «Издательство АСТ», 2019

1. Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке

Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.

Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.

• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;

• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;

• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;

• научное, основанное на рационально обработанном опыте;

• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.

Знание — результат познавательной деятельности.

Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);

• объект (то, на что направлено познание);

• знание (результат познания).

обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;

мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;

религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;

художественное — основанное на субъективном творческом откровении;

научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;

псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.

1.5. Мышление и деятельность

Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.

Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.

• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

• Объект — то, на что направлена деятельность.

• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.

• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.

• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

1.6. Потребности и интересы

Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.

Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.

Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.

Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.

I. Основная классификация:

• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);

• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);

• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).

II. Пирамида А. Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

• естественные (еда, сон, безопасность…);

• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;

• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;

• «негативная» и «позитивная» свобода. Негативная свобода — «свобода от» — свобода от внешних обстоятельств. Позитивная свобода — «свобода для» — условие роста и развития человека.

Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.

Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

целостность, общество является единым целым;

интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;

самодостаточность, способность поддерживать свое существование.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).

1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.

3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

1.9. Основные институты общества

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:

• Духовные институты (религии, науки, морали).

Институты необходимы для:

• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности

«Культура»: слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв». В широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике. В узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.

Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

• анонимность, создается всем народом;

• связь с национальными корнями;

• служит для национальной самоидентификации;

• возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.

• сложность, доступность только для избранных;

• создается определенными авторами;

• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

• постоянно развивается, усложняется;

3. Массовая культура — культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, «массовому потребителю».

• простота и доступность форм;

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

• систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

И. А. Шемаханова, 2014

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Справочник школьника по литературе

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Краткий справочник по истории России

Денис Алексеев, 2017

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ

Группа авторов, 2010

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

ЕГЭ по aнглийскому языку. Словарь по темам эссе (1)

Татьяна Ивановна Беннетт, 2019

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

История. Историческое сочинение на ЕГЭ

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Теория государства и права. Вопросы и ответы

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Радиосвязь на море

Владимир Егорович Чирков, 2018

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

Ника Цветкова, 2015

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Что такое человек и общество определение. Смотреть фото Что такое человек и общество определение. Смотреть картинку Что такое человек и общество определение. Картинка про Что такое человек и общество определение. Фото Что такое человек и общество определение

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Источник

Человек и общество

Теория к заданиям №1-№6 в ОГЭ по обществознанию

Определения общества

В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле :

Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:

Сферы общественной жизни

Типы обществ

ТипТрадиционноеИндустриальноеИнформационное, или постиндустриальное
Краткая характеристикаПреобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнутыБольшая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственностиВ экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий
Время и способ возникновенияПереход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э.Промышленная революция в XVII−XVIII вв.Вторая половина 20 века – научно-техническая революция
Главный фактор производстваЗемляКапиталИнформация
Главный продукт производстваЕдаПромышленные изделияУслуги
Характер трудаРучной трудМеханизация трудаАвтоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда

Природа

Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.

Основные глобальные проблемы:

Биологическое и социальное в человеке

БиологическоеСоциальное
Наличие инстинктовСпособность производить орудия труда
Биологические потребностиЧленораздельная речь
Приспособление к окружающей средеДуховные потребности, способность мыслить и творить
Возможность использовать природные предметыДеятельность как способ преобразования мира

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

Деятельность

Мышление

Мышление — активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Типы мышления:

ЗнаковоеСвязано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика.
ОбразноеЗадача дается в конкретной и наглядной форме.
Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций
ТеоретическоеЗадача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности.

Социальные группы

Межличностные отношения

Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.

Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Варианты поведения при конфликте:

Подростковый возраст

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Наука

Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Религия

Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

Главные функции религии :

Мораль

Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

Совесть

Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

Образование

Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Структура образования в РФ:

Духовная жизнь

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

Искусство

Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

К духовной сфере жизни общества относятся:

Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

Один комментарий

Сайт просто отличный для подготовки, да и не только, так же очень хорош для саморазвития. Спасибо разработчикам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *