Что такое человек и общество определение
Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ
«Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ» – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© OOO «Издательство АСТ», 2019
1. Человек и общество
1.1. Природное и общественное в человеке
Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.
В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.
Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).
Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.
• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;
• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;
• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;
• научное, основанное на рационально обработанном опыте;
• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.
Знание — результат познавательной деятельности.
Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);
• объект (то, на что направлено познание);
• знание (результат познания).
• обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;
• мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;
• религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;
• художественное — основанное на субъективном творческом откровении;
• научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;
• псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
1.4. Понятие истины, ее критерии
Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.
Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
1.5. Мышление и деятельность
Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.
• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
• Объект — то, на что направлена деятельность.
• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.
• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.
• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
1.6. Потребности и интересы
Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.
Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.
Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.
Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.
I. Основная классификация:
• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);
• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);
• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).
II. Пирамида А. Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
• естественные (еда, сон, безопасность…);
• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода может пониматься как:
• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;
• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;
• «негативная» и «позитивная» свобода. Негативная свобода — «свобода от» — свобода от внешних обстоятельств. Позитивная свобода — «свобода для» — условие роста и развития человека.
Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.
В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.
Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.
2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.
3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):
• упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;
• целостность, общество является единым целым;
• интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;
• сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;
• динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;
• самодостаточность, способность поддерживать свое существование.
Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).
1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.
2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.
3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.
4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.
1.9. Основные институты общества
Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
• Духовные институты (религии, науки, морали).
Институты необходимы для:
• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности
«Культура»: слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв». В широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике. В узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.
Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
• анонимность, создается всем народом;
• связь с национальными корнями;
• служит для национальной самоидентификации;
• возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.
• сложность, доступность только для избранных;
• создается определенными авторами;
• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
• постоянно развивается, усложняется;
3. Массовая культура — культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, «массовому потребителю».
• простота и доступность форм;
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
• систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ
И. А. Шемаханова, 2014
Справочник школьника по литературе
Краткий справочник по истории России
Денис Алексеев, 2017
Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ
Группа авторов, 2010
ЕГЭ по aнглийскому языку. Словарь по темам эссе (1)
Татьяна Ивановна Беннетт, 2019
История. Историческое сочинение на ЕГЭ
Теория государства и права. Вопросы и ответы
Радиосвязь на море
Владимир Егорович Чирков, 2018
Ника Цветкова, 2015
История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
Человек и общество
Теория к заданиям №1-№6 в ОГЭ по обществознанию
Определения общества
В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле :
Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:
Сферы общественной жизни
Типы обществ
Тип | Традиционное | Индустриальное | Информационное, или постиндустриальное |
---|---|---|---|
Краткая характеристика | Преобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнуты | Большая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственности | В экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий |
Время и способ возникновения | Переход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э. | Промышленная революция в XVII−XVIII вв. | Вторая половина 20 века – научно-техническая революция |
Главный фактор производства | Земля | Капитал | Информация |
Главный продукт производства | Еда | Промышленные изделия | Услуги |
Характер труда | Ручной труд | Механизация труда | Автоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда |
Природа
Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.
Основные глобальные проблемы:
Биологическое и социальное в человеке
Биологическое | Социальное |
---|---|
Наличие инстинктов | Способность производить орудия труда |
Биологические потребности | Членораздельная речь |
Приспособление к окружающей среде | Духовные потребности, способность мыслить и творить |
Возможность использовать природные предметы | Деятельность как способ преобразования мира |
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.
Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.
Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.
Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.
Деятельность
Мышление
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Типы мышления:
Знаковое | Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика. |
Образное | Задача дается в конкретной и наглядной форме. |
Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций | |
Теоретическое | Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности. |
Социальные группы
Межличностные отношения
Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.
Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Варианты поведения при конфликте:
Подростковый возраст
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Наука
Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.
Религия
Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.
Главные функции религии :
Мораль
Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.
Совесть
Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.
Образование
Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Структура образования в РФ:
Духовная жизнь
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.
Искусство
Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.
К духовной сфере жизни общества относятся:
Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:
Один комментарий
Сайт просто отличный для подготовки, да и не только, так же очень хорош для саморазвития. Спасибо разработчикам!