Что такое черкесска одежда
Кавказская черкеска. Не просто обмундирование
Кавказская черкеска — это не просто военное обмундирование или повседневная функциональная одежда. Это настоящий образ жизни, определённая философия, демонстрация приверженности к древней традиции. Надевая черкеску, мужчина солидаризируется с историей целого региона, целого пласта истории российской державы. Черкеска была для мужчины второй кожей. Именно поэтому, когда её время ушло, казалось, будто с военного сословия, особенно на Кавказе, содрали кожу.
Происхождение черкески и её «классический» вид
Восточные корни черкески подчёркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы, напоминающие черкеску, были сшиты из иранских и согдийских тканей. Впрочем, встречались образцы черкесок, созданные из китайских и византийских тканей.
При этом происходила своеобразная эволюция черкески, поэтому самые старинные её образцы порой напоминали общеизвестный кафтан весьма отдалённо. К тому же черкески быстро распространились по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои особенности. В 1841-м году художник Григорий Григорьевич Гагарин отправился на Кавказ, но в качестве военнослужащего, будучи прикомандированным к экспедиции генерала князя Александра Чернышёва. Несмотря на военные действия, Гагарин составил множество портретов местного населения в национальной одежде. Мы можем увидеть, что у кабардинца черкеска оранжевая, у черкеса серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья словно намеренно порван, а у азербайджанца рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища.
Не менее интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого, который посетил Кавказ в начале 19-го века и оставил своеобразные зарисовки о той поездке, правда, менее изящные, нежели портреты Гагарина. Осетин у него изображен в короткой черкеске без выреза на груди, а ее борта были стянуты тремя парами завязок. Ингуш одет в черкеску с воротником-стойкой, а чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами.
Однако вернёмся к хорошо знакомой нам «классической» черкеске. На адыгском языке черкеску называют «цый». Она представляет собой распашной вид верхней мужской одежды, надеваемый поверх бешмета (стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно обхватывающий грудь и талию). Черкеска обладала особым кроем, который и характеризовал её уникальность, функциональность и статный внешний вид одетого в неё мужчину.
Плотно облегающая верхняя часть черкески плавно расширялась к низу за счет притачных по линии талии боковых трапециевидных клиньев. Спинка и средняя часть переда, цельнокроеные с нижней частью, сужались к талии и расширялись к низу. По спинке на линии талии делали утолщения, поддерживающие от сползания пояс. Спущенная линия плеча, свободный крой у рукава создавали комфорт и не стесняли всадника в движении, особенно во время боя. Черкеска шилась без воротника с глубоким V-образным вырезом на груди. Застёгивалась черкеска на петли и пуговицы.
Особенной частью черкески, которая и отличала её от многих других видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом — газырей (хьазыр). Они чаще всего были костяными. В них располагалась конкретная мера пороха и пуля. Парадные газыри делали из серебра, но, конечно, не всем это было по карману. Собственно говоря, и вся черкеска должна была подчёркивать статус своего хозяина. В зависимости от её длины, качества и цвета материала можно было легко понять социальное положение владельца.
Казацкие черкески
Однако далеко не всё так просто, как кажется на первый взгляд. На столетия ранее известной нам черкески в истории появляется чекмень. Его описывают как верхнюю мужскую одежду из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу от линии талии расширялся за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Чекмень застёгивался чуть ниже груди на крючки или петли и пуговицы. Ничего не напоминает?
Главное же, на карачаево-балкарском языке черкеску называют «чепкен», на кумыкском – «чепген», а на ногайском – «шепкен». Таким образом, разница между чекменем и черкеской несколько расплывается.
Более того, глубокие отношения между Кабардой и Россией завязались задолго до замирения Кавказа. На службу русскому царю охотно шли многие знатные представители Кавказа с правом ношения привычной им одежды. Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали чекменями, а основными клиентами были как раз казаки. И среди ассортимента чекменей кавказских купцов особенно в ходу были «чекмени черкесского покроя». Таким образом, вполне можно рассудить, что словосочетание «черкесского покроя» — прямое указание на то, что сам чекмень воспринимался как общепринятая одежда, которая, возможно, была заимствована с весьма древней поры.
В 1817 году появляется один из первых документов, регламентирующих ношение черкески в качестве униформы кавказских казаков. Черкеска должна была быть пошита из тёмно-синего сукна. На груди же, как водится, размещалась газырница на 16 пистолетных патронов. Спустя чуть более десяти лет командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Георгий Арсеньевич Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование и снаряжение «черкесского образца».
С тех пор эволюция черкески началась в самих войсках. Появилась необходимость регламентирования ношения её не только казаками, но и армейскими солдатами и даже офицерами – столь популярна была черкеска. Уже с 1830-го года всем полкам Кавказской линии полагалось иметь целых две черкески: одна парадная, обозначаемая часто как мундир, а другая повседневная, походная. Цвет используемой ткани же зависел от полка, в котором служил офицер или рядовой. Бытовали тёмно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые и даже белые.
Случались и некоторые откровенно комичные ситуации. Во вновь сформированных полках молодые командиры с целью унификации и экономии предписывали иметь просторные черкески, чтобы их можно было надеть на полушубок в особо холодное время, а в тёплые сезоны носить её же. Выглядел этот мешок откровенно смешно, не считая того, что терял свою функциональность. Периодические возмущения казаков такими нововведениями в конце концов вынудили командование разрешить вместо полушубков иметь ватный бешмет.
К концу 19-го века и вовсе появился исключительно зимний вариант черкески – черкеска, отороченная чёрной овчиной. Примерно в это же время получили распространение так называемые бекирки, т. е. черкески на меху с закрытой грудью и высоким воротником.
Непосредственно на Кавказе бекирки появились с лёгкой руки Бекира Тургиева. И, конечно, на груди бекирки располагались газыри.
Черкеска сдаёт боевые позиции
Но прогресс неумолим и жесток ко всему сущему, что выпадает из разряда необходимости. К началу 20-го века война в корне изменилась благодаря новым технологиям. Невиданная ранее артиллерийская мощь загнала людей в траншеи, заставив ползать в грязи, рыть ходы в земле и пытаться максимально слиться с местностью. Последнему способствовала в том числе и авиация. Черкеска утрачивала все свои функциональные свойства.
Во-первых, черкеска была необычайно заметна, что в условиях новой войны, в которой ценилась скрытность, было огромным минусом. Во-вторых, длинные полы мешали при ходьбе и ещё более мешали при ползании. В-третьих, газыри потеряли свою первоначальную ценность.
После Русско-японской войны в Кавказском казачестве развернулась острая дискуссия по поводу обмундирования. При этом нашлось большое количество ярых противников замены черкески. Апологеты старинной формы были по-казачьи патриархальны, а также опасались, что нововведения будут осуществлены за их счёт. Споры порой переходили все разумные пределы на грани бунта. Нередко казаки трактовали замену черкески как дискриминацию всего казачества, мол, «сегодня за черкеской, а завтра за нами придут». Был вынужденно найден временный компромисс, т.к. на стороне апологетов черкески был сам государь император, любивший носить черкеску.
Командование приказало шить черкески только из сукна защитного цвета, так же, как и бешметы. На эти цели интендантствам отвели определённое количество материи. Однако эти полумеры не возымели должного эффекта. Война диктовала свои аргументы. Но казачество, которое располагало исключительным правом повседневного ношения черкески в качестве знака своей принадлежности к воинскому сословию, противилось всеми силами любым реформам. Далеко не все полки удалось на время войны перевести на ношение рубах защитного цвета с карманами вместо газырей, также с разрешением носить кинжал на поясе.
Так или иначе, но кровавый водоворот начала прошлого века вытравил черкеску. Легендарная форма оставила свои боевые позиции, но до сих пор осталась отличительным знаком как казачества, так и народов Кавказа.
Черкесский мужской национальный костюм: символика и функциональность
В статье исследуются особенности формирования комплекса национальной одежды, известный как “черкеска“ в результате взаимодействия нескольких факторов: природно-географического, хозяйственно-экономического, военного (смена комплекса вооружения, произошедшая в 18 веке в связи с широким распространением огнестрельного оружия).
Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.
В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.
Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.
Он появляется и получает распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой. У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.
Говоря о черкеске как об адыгском национальном костюме, необходимо отметить несколько важных особенностей.
Во-первых, черкеска – это комплекс одежды, а не только собственно сама верхняя одежда типа кафтана, известная под этим названием.
В-третьих, черкесский костюм являлся не одеждой, а скорее военной формой, в которую была облачена вся мужская часть нации. У черкесов не принято говорить «адыгэ щыгъын» – «черкесская одежда», ими употребляется определение «адыгэ фащэ», что означает «черкесская форма». Действительно, черкеска была общенациональной военной формой.
Возможно, в этом единообразии мужского костюма можно услышать отголоски эпохи так называемой «военной демократии», когда не произошло еще разделения общества на классы и каждый свободный его член был воином, а вся мужская часть нации представляла собой армию.
В-четвертых, существенная особенность черкески – ее многофункциональность. В Европе и России, к примеру, одежда имела большие различия не только по сословному, но и по функциональному признаку – для выхода в свет и для охоты, для дома и для путешествий, для езды верхом и для пеших прогулок. В различных родах войск (морской флот, артиллерия, пехота и кавалерия) в зависимости от функционального предназначения форма военных также сильно различалась. Особенность черкески в том, что она служила одеждой на все случаи жизни: повседневной и парадной, военной и рабочей, домашней и походной. Она была одинаково удобной и практичной для всех трех основных родов войск, существовавших у черкесов: пехота, кавалерия и морской флот.
Черкеска – не просто одежда, а определенный образ, которому необходимо следовать всем, кто ее носит. Умение носить черкеску подразумевало как раз умение достойно держать себя, имея в виду поведенческий аспект.
Особое отношение адыгских воинов к черкеске и способ ее ношения свидетельствовали о том, черкеска – прежде всего военная форма и в этом ее основная функция.
Что касается цветовой гаммы черкесского национального костюма, то и здесь нашли отражение эстетические вкусы и особенности менталитета народа. Адыги не терпели в одежде ничего яркого, пестрого, вычурного. В традиционном комплексе черкесского мужского национального костюма все ткани – однотонные и очень редко используется одновременно более трех цветов.
Таким образом, верхнюю одежду адыгов XVIII века можно только условно назвать черкеской, если иметь в виду тот классический вариант, получивший широкое распространение под этим названием в XIХ веке. То есть можно говорить о появлении нового вида одежды, ее смене в общенациональном масштабе с конца XVIII – первой четверти ХIХ века.
Существовала специальная одежда, созданная для этого комплекса вооружения, а именно: под кольчугу надевалась стеганная на вате короткая куртка, а поверх нее – другая, распашная, с короткими рукавами, из дорогой, красного цвета ткани.
Именно с этим комплексом вооружения стала носиться черкеска как общенациональная форма одежды. Что касается кинжала, то он сохранился как непременный атрибут национального комплекса одежды и вооружения.
Теперь о термине «черкеска». На наш взгляд, термин «черкеска» вошел в русский язык через терских казаков, которые с XVI века обосновались на Тереке по соседству с кабардинцами. Помимо соседства заимствованию черкесского комплекса одежды и вооружения способствовала совместная военная служба терских казаков и кабардинцев. Начиная со второй половины XVI века целые кланы и отдельные представители кабардинских княжеских фамилий с подвластными дворянами поступали на российскую службу. Часть их в разное время была включена в состав казачьих полков или же несла совместно с казаками службу на южных рубежах Российской империи в качестве отдельных воинских подразделений.
В конце XVIII века запорожские казаки, поселенные на Кубани и положившие начало Кубанскому казачьему войску, также переняли полностью этот костюм от западных черкесов под тем же названием. В 40-х годах ХIХ века черкеска была официально утверждена как воинская форма казачьих войск на Кавказе.
Престижность и элегантность черкески способствовали тому, что вслед за казачеством она была заимствована высшими слоями русского общества и офицерским корпусом. Впоследствии черкесский национальный костюм вошел в официальный парадный гардероб царствующего дома Романовых.
Что касается Закавказья, то черкеска получила здесь распространение в Грузии и только в среде высших сословий. То, что она не стала общенациональным костюмом для всех слоев грузинского общества, свидетельствует о заимствованном характере этой одежды. Для черкесов же, как уже отмечалось, черкеска была народной, общенациональной формой одежды.
Черкеска и весь комплекс национальной одежды сохранялся в адыгской и казачьей среде вплоть до 30-х годов ХХ столетия, после чего он стал постепенно выходить из обихода. Вполне естественно, что в течение более чем векового бытования, под влиянием времени и моды, в одежде, в отдельных деталях костюма происходили некоторые изменения, но в целом сохранялись основные параметры национальной формы одежды. Так, например, во второй половине ХIХ века с выходом из употребления кремниевых ружей на черкеске перестали нашивать под газырницами специальные кармашки для хранения натруски. Сами газыри стали декоративным украшением черкески, количество их сократилось с 24 до I6. Газырницы, нашивавшиеся достаточно высоко, переместились чуть ниже. В начале ХIХ века в Кабарде, с установлением шариатского правления, возникла мода на длинные черкески, которые в предыдущий период были намного короче (до колен). В конце ХIХ и начале ХХ столетия постепенно из обихода стали выходить ноговицы и кожаная обувь без каблуков. На смену им пришли форменные кавалерийские сапоги, которые как бы сочетали в себе одновременно функции обуви и ноговиц. Самый подверженный переменам элемент черкесского комплекса одежды – головной убор – также претерпел изменения. После окончания Кавказской войны на смену высоким папахам, слегка суженным кверху, пришли такие же по форме, но более низкие. После Октябрьской революции форма папахи опять изменилась, теперь их стали делать невысокими и расширяющимися кверху.
В настоящее время черкеска хотя и не является повседневной одеждой народов КБР, наблюдается все более возрастающий интерес к ней со стороны коренных народов. И молодежь, и представители среднего и старшего поколения стремятся иметь в своем гардеробе комплект национальной одежды. Все чаще на церемонии бракосочетания и при совершении свадебных обрядов молодожены отдают предпочтение перед европейскими костюмами своей национальной одежде.
Подтверждением стремления молодежи к своим этническим корням и национальной атрибутике является проведение в Кабардино-Балкарской Республике Дня национального костюма. Кроме тех мастеров, которые работают над возрождением и исторической реконструкцией национального мужского и женского костюма, появилась целая плеяда талантливых дизайнеров и модельеров, которые работают над дальнейшим развитием, стилизацией национального костюма и отдельных его элементов.
Нужно отметить, что это общемировая тенденция: в современной моде, музыке и других областях искусства наблюдается всплеск интереса к этнокультуре, стремление к ее синтезу с общемировой культурой.
Литература
Значение слова «черкеска»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Черкеску носили черкесы или адыги (кабардинцы, черкесы КЧР, адыгейцы), абазины, абхазы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, ингуши, чеченцы, осетины, карачаевцы, народы Дагестана, а также терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная или праздничная.
ЧЕРКЕ’СКА, и, ж. У черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков — длинный узкий кафтан без ворота, затянутый в талии. С Кавказа он опять
явился в Москву, в черкеске с патронами на груди.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
черке́ска
1. этногр. национальная верхняя мужская одежда у всех народов Кавказа, а также кубанских и терских казаков — приталенный однобортный суконный кафтан со сборками, обычно распашной с открытой грудью, без воротника, с газырями на груди, длиной немного ниже колен, с широкими рукавами, затянутый узким ремнем в талии ◆ ― Лермонтов, ― начал читать первый, ― когда-то назвал кавказскую черкеску лучшим в мире нарядом для мужчин. Виктор Пелевин, «Миттельшпиль», 1991 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Потом он натянул на ноги легкие азиатские сапоги, надел черкеску, слегка пожурив жену, что газыри плохо протерты. Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема (Книга 1)», 1989 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я исполнил по сему приказанию, надел синюю куртку, такие же шаровары и черкеску красного цвета, препоясался саблею и в руки взял копье. В. Т. Нарежный, «Бурсак», 1822 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Горец распахнул полы черкески и вынул порыжелый кошель. Ильф, Петров, «Двенадцать стульев», 1927 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приёмыша — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Черкеска
Смотреть что такое «Черкеска» в других словарях:
ЧЕРКЕСКА — мужская одежда у народов Кавказа однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками, обычно немного ниже колен; на груди нашиты газыри кожаные гнезда для патронов. Была заимствована терскими и кубанскими казаками … Большой Энциклопедический словарь
ЧЕРКЕСКА — ЧЕРКЕСКА, черкески, жен. У черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков длинный узкий кафтан без ворота, затянутый в талии. «С Кавказа он опять явился в Москву, в черкеске с патронами на груди.» А.Тургенев. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
ЧЕРКЕСКА — ЧЕРКЕСКА, и, жен. У кавказских горцев и казаков: узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
черкеска — сущ., кол во синонимов: 3 • кафтан (33) • одежда (297) • чекмень (10) Словарь синонимов ASIS. В … Словарь синонимов
ЧЕРКЕСКА — верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или светло серая. см. также ЧУХА … Этнографический словарь
черкеска — черкеска, верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Черкеска — … Википедия
черкеска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж. У черкесов и других кавказских горцев, у кубанских и терских казаков: мужская верхняя одежда распашной однобортный суконный без ворота, затянутый узким ремнём в талии, со сборками и складками кафтан, с газырями на… … Энциклопедический словарь
Черкеска — верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или светло серая. См. также ЧУХА … Этнографический словарь
Черкеска — ж. Верхняя, надеваемая поверх бешмета, узкая и длинная мужская одежда в виде распашного однобортного суконного без ворота кафтана с газырями на груди, затянутого узким ремнем в талии (у черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Черкеска
Черкеска
Черкеска — характерная составная часть мужского костюма народов Северного Кавказа и Закавказья. В прошлом столетии она пользовалась огромной популярностью среди некоторых кавказских народов, а также кубанских казаков. Её использовали в качестве повседневной одежды и военной формы, но в современное время предпочитают ее надевать на различные праздники.
Что из себя представляет черкеска
Черкеска всегда считалась лучшим выбором:
В свою очередь, эта одежда представляет собой однобортный распашной кафтан из темного тонкого фабричного сукна без ворота с конусообразным вырезом горловины. Скроенный в талию со сборками и сборками. Обычно подпоясывался узким ремнем. Длина до колен. Рукава длинные, вниз расширены. На груди по обе стороны нашиты газырями, кожаные гнезда для ружейных патронов, которые позже были заменены деревянными трубочками. Сохраняется как народная праздничная одежды, а также используется в национальных танцевальных ансамблях.
На сегодняшний день черкеска является обязательной составляющей гардероба любого казака. Их носят не только в праздничные дни, но и в обычной жизни. Именно казачья черкеска передает те же предпочтения и патриотические настроения, веру и силу России, которые мы получили от прошлых поколений, для сохранения и совершенствования для будущих.
Как выбрать и купить черкеску
Заказать черкеску можно в интернет-магазине «Казачий хутор». У нас есть несколько вариантов для всех любителей старинной атрибутики.
Интернет-магазин «Казачий хутор» обладает следующими преимуществами:
Чтобы купить черкеску, необходимо:
Если вы решили купить черкеску, но у вас ещё остались вопросы, то можете узнать позвонив нам по контактному телефону +7-902-40-90-820