Что такое черная бухгалтерия
Белая и черная бухгалтерия. Что такое «черная бухгалтерия»
Очень часто по телевидению, в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах и в разговорах обывателей можно встретить такое выражение, как «черная бухгалтерия». Некоторым людям, далеким в силу разных причин от правовых и экономических категорий, нелегко вникнуть в суть этого понятия.
Попробуем разобраться в том, какой же смысл несет в себе это словосочетание и что это такое в реальной жизни.
Что такое черная бухгалтерия?
Предприятия могут быть разной формы собственности. На одних работает тысяча человек, а на других всего пять. Однако все они осуществляют какую-либо деятельность, только в разных сферах и объемах.
Учет всех незаконных хозяйственных операций, конечной целью проведения которых является сокрытие от государства доходов и занижение уплачиваемых налогов, и есть черная бухгалтерия. Не суть важно, будет это зарплата «в конвертах», пользование неучтенными основными средствами, закупка товаров без документов, оказание услуг без закрытия их соответствующими бумагами, так или иначе, теневые схемы коснутся всех участков учета на предприятии. Любое из таких действий хоть частичное, хоть комплексное считается ведением на предприятии черной бухгалтерии.
Отличие черного и белого учета
Понять разницу между обычным учетом и незаконным достаточно просто. Нормальная бухгалтерия подразумевает полное соответствие между совершаемыми операциями (торговлей, арендой, оказанием услуги т. д.), их отражением в первичных документах предприятия, дальнейшим периодическим подведением итогов и отображением их в соответствующих отчетах, а также сдачей соответствующих документов и деклараций в налоговую службу. И, конечно, своевременную уплату положенных сумм в бюджет.
Незаконный же учет по способу своего оформления операций мало чем отличается от белого. Вся разница в том, что белая и черная бухгалтерия ведется с совершенно противоположными целями. Конечным результатом последней является сокрытие реальных доходов предприятия и недоплата государству налогов. То есть ни в каких официальных отчетах черная бухгалтерия не отражается. Таким образом от государства могут утаиваться достаточно крупные суммы денег, что является серьезным нарушением законодательства.
Кто ведет?
На различных предприятиях незаконный бухгалтерский учет поставлен по-разному. Естественно, никаких нормативных документов, регламентирующих его ведение, нет, потому что юридически неправомерной является сама черная бухгалтерия. Как вести такой учет на предприятии, решает собственник.
Некоторые руководители делают это лично, занося пометки в блокнотики или тетрадки. Такое ведение практикуется на фирмах, где обороты достаточно небольшие, а людей числится немного.
В компаниях покрупнее эту работу перепоручают главному бухгалтеру, который параллельно с белым учетом занимается и черным.
На действительно крупных предприятиях таким делом занимается вообще отдельный человек. Чаще всего это какое-нибудь доверенное лицо руководства или родственник.
Место ведения
Оформляются и хранятся данные о незаконных сделках в разных местах, опять же, в зависимости от того, кто их ведет и каковы объемы совершаемых операций.
Если этим занимается директор, то все может происходить прямо у него в кабинете.
При ведении параллельно белого и черного учета главным бухгалтером все операции и подтверждающие их данные находятся в офисе у него.
Если же объемы незаконной деятельности большие, а черная бухгалтерия — это епархия отдельного сотрудника, то чаще всего все это находится в отдельном кабинете, иногда очень тщательно замаскированном под какое-нибудь подсобное помещение. Другие работники предприятия могут даже не догадываться о том, что на фирме существует двойной учет.
Особенности автоматизированного учета
В основном ведение черной бухгалтерии на фирме не ограничивается только лишь записями на бумажных носителях. Автоматизированную систему учета используют также очень эффективно.
Например, в специальной программе 1С черная бухгалтерия ведется многими фирмами достаточно успешно. Бухгалтеры с программистами придумывают различные варианты, которые, как им кажется, смогут обмануть проверяющих и скрыть наличие на предприятии нелегального учета. Многим это до поры до времени удается.
Некоторые создают в конфигурации отдельное виртуальное предприятие и проводят все незаконные операции по нему. Другие ведут параллельную базу, которая хранится на съемных носителях, надеясь таким образом, что при появлении в офисе проверяющих они успеют быстренько вытащить съемный диск с программой из компьютера и спрятать его. Вариантов много. Однако все они рано или поздно раскрываются сотрудниками правоохранительных органов.
Зачем нужна черная бухгалтерия?
Для чего же нужны такие ухищрения? Зачем люди сознательно идут на подобные правонарушения и еще фиксируют их на носителях? Не проще ли вести только белую бухгалтерию и спать спокойно? Или же не хранить никакие данные, которые могут быть обнаружены?
Ответы на эти вопросы просты. Конечно, проще и правильнее все делать по закону. Однако для многих над страхом совершить правонарушение превалирует банальная жадность. Владелец бизнеса хочет утаить свои доходы от государства, чтобы не платить налоги в бюджет. Однако он не доверяет никому из своих подчиненных. Поэтому приходится записывать все совершаемые операции, чтобы не запутаться.
Еще хуже обстоит дело, если на предприятии несколько соучредителей. Все они могут подозревать друг друга в махинациях и желании нажиться за счет других компаньонов, но налоги все-таки платить в полном объеме не хотят. Вот и приходится им, чтобы контролировать в том числе друг друга, иметь человека, который ведет черную бухгалтерию.
Ответственность
Однако очень часто, преследуя свои меркантильные интересы и гонясь за все большими деньгами, владельцы бизнеса и руководители предприятий забывают: утаивание от государства реального финансового состояния фирмы — вот чем на самом деле является черная бухгалтерия. Ответственность за это очень даже большая. И она не только административная, но и уголовная. Наказания могут назначаться в форме:
Если доказан сговор группы лиц, то последствия будут более плачевными, так как это является отягощающим обстоятельством. И не нужно забывать про загубленную репутацию компании и отказ многих клиентов потом с ней работать (если даже получится сохранить фирму и отделаться штрафом).
Радует то, что в последние годы увеличивается тенденция к ведению на предприятии исключительно белой прозрачной бухгалтерии, а незаконные теневые схемы становятся пережитками прошлого и лишь отталкивают от сотрудничества хороших специалистов и возможных партнеров по бизнесу.
Ответственность за ведение черной бухгалтерии
Понятия черной, или двойной, бухгалтерии в законодательстве нет. Данная схема работы обнаруживается по ряду признаков, таких как уклонение от уплаты налогов, занижение сумм дохода, отказ от официального оформления трудовых отношений с наемными работниками и противоправное обналичивание средств. Каждое из характерных проявлений черной бухгалтерии классифицируется как нарушение правовых норм, за что предусмотрена ответственность административного и уголовного типа.
Вопрос: Иванов написал в налоговую инспекцию письмо, в котором указал, что ООО обналичивает денежные средства, выплачивает сотрудникам «серую» зарплату, ведет двойную бухгалтерию. Данное письмо стало основанием для налоговой проверки, в ходе проведения которой указанные факты не подтвердились. Могут ли действия Иванова быть квалифицированы как распространение сведений, несоответствующих действительности и порочащих деловую репутацию?
Посмотреть ответ
Суть черной бухгалтерии
Черная бухгалтерия проявляется в таких действиях предпринимателей:
ЗАПОМНИТЕ! К черной бухгалтерии относятся все действия, которые производятся неофициально, втайне от контролирующих органов и позволяют получать выгоды предприятию.
С какой целью и как ведут черную бухгалтерию
Цели и причины появления на предприятиях черной бухгалтерии:
Уход предприятий частично или полностью в теневой сектор экономики в ряде случаев обусловлен коррупционной составляющей в органах власти. Искоренение взяточничества на государственном уровне будет способствовать ликвидации незаконного обращения наличности в бизнесе.
Заработная плата, не обусловленная трудовым договором или соглашением, сокрытая от налогообложения, рассматривается как социально-экономическая угроза обществу, которой объявлена решительная война. Выплата «серой» зарплаты порождает юридические проблемы, трудно разрешимые с точки зрения известных современной юриспруденции правовых конструкций. Одной из таких проблем является вопрос о доказывании размера «серой» зарплаты и ее взыскании в судебном порядке.
Каким образом происходит взыскания «серых» денег по зарплате?
Посмотреть ответ
Кто может вести черную бухгалтерию
Уровень организации двойной бухгалтерии в учреждениях зависит от масштабов деятельности и степени вовлеченности в теневые структуры. На малых предприятиях весь неофициальный учет может вестись самим руководителем в записной книжке. Крупные юридические лица иногда доходят до уровня полноценного тайного бухгалтерского учета с использованием программных продуктов, двойной записи на счетах учета, отчетами. Вся информация скрывается от посторонних глаз путем ограниченного допуска лиц к работе с данными, безопасность обеспечивается посредством выделения бухгалтерии отдельного сервера, который в любой момент может быть спрятан от контролирующих органов.
За организацию двойного учета на предприятии может отвечать не только руководитель, но и главный бухгалтер или отдел бухгалтерских работников.
Особенностью черной бухгалтерии является то, что она ведется по тем же принципам и правилам, что и официальная. Проводятся инвентаризации неучтенных активов, объединяются данные официального учета и неофициального для отражения полной картины финансового состояния предприятия. Такие организации по данным налоговых деклараций могут относиться к категории убыточных, фактическая же их прибыль может рассчитываться в миллионах.
Способы ведения
Приемы, используемые черной бухгалтерией:
Заподозрить наличие теневых зарплатных схем можно, если наемные работники предприятия были переведены на должности с существенным понижением заработной платы, при несоответствии внешнего вида сотрудников их уровню доходов. При анализе объявлений о наборе людей на вакантные должности сигналом для контролирующих органов является ситуация, когда заявленный размер заработка отличается от фактически переводимого на карту сотрудникам.
СПРАВОЧНО! Подозрения могут вызывать миллионные обороты предприятия и сохранение минимального уровня оплаты труда наемных работников.
Привлечение к ответственности работодателей в таких ситуациях может быть основано на свидетельских показаниях бывших сотрудников или на документации, отражающей осуществление незаконных операций, изъятой в ходе контрольных мероприятий. Существуют и схемы обналичивания средств с использованием инструмента фиктивного завышения заработка наемного персонала. Отражение в официальных источниках уровня доходов может потребоваться для оформления на сотрудников кредитов в «дружественных» банках.
В числе инструментария предпринимателей, практикующих двойную бухгалтерию, числятся:
Ответственность за ведение двойной бухгалтерии
Ведение двойной бухгалтерии в административном праве относится к группе грубых нарушений требований к учету, ответственность регулируется нормами ст. 15.11 КоАП. За первый случай нарушения к должностному лицу будет применено наказание в форме наложения штрафа в размере 5-10 тысяч рублей. За повторение действий, за которые уже был факт привлечения к ответственности, будет повышен размер административного штрафа до значения 10-20 тысяч рублей. Дополнительной мерой воздействия может быть дисквалификация на срок 1-2 лет.
ВАЖНО! Нарушение будет признано грубым, если налоги или показатели отчетности были занижены на 10% и более в денежном эквиваленте, если в учете зафиксированы фиктивные операции или отчетность не отражает всех результатов деятельности предприятия.
Законодатель дает предприятиям возможность избежать административного наказания. Для этого организация должна подать уточненную налоговую декларацию и произвести оплату рассчитанного налогового обязательства. Обязательным условием освобождения от ответственности виновных должностных лиц является перечисление пеней, которые начисляются вследствие искажения сведений в бухгалтерском учете.
Второй вариант устранения угрозы применения штрафных санкций – самостоятельное исправление ошибок до момента утверждения финансовой отчетности путем подачи пересмотренного комплекта отчетов.
При умышленном уклонении от уплаты налогов к нарушителям применяются нормы ст. 199 УК РФ:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! За неуплату страховых взносов применяются меры ответственности к должностным лицам, как и в случаях с неуплатой налоговых обязательств.
При особо крупных размерах нанесенного ущерба незаконной деятельностью или участии в сговоре группы лиц законодатель предусмотрел другую линию наказаний:
ВАЖНО! При погашении недоимок и в первом случае признания вины должностное лицо может быть освобождено от наказаний по нормам УК РФ.
При махинациях с денежными средствами, сокрытии их или имущественных активов к виновному лицу будут применены положения ст. 199.2 УК РФ.
Двойная и черная бухгалтерия: анализ практики и выводы
Двойная и черная бухгалтерия ООО, ИП: признаки, ответственность, практика
Главный способ налоговой оптимизации — “нарисовать низкую налоговую базу”. Зарплатный фонд и имущества поменьше, расходов побольше. Это прямо противоречит целям управленческого учета — показать все как есть. Поставленный управленческий учет создает дополнительные риски — можно рассчитать настоящую налоговую нагрузку. Но означает ли попадание точных данных фискалам влечет неизбежное доначисление налогов?
Дело №А28-10248/2015. Общество осуществляло деятельность по выдаче займов населению, применяло упрощенную систему налогообложения с базой доходы минус расходы. Для оптимизации налогообложения в регламентном учете отражало не все договоры займа.
Оперативники УЭБиПК при обыске изъяли приходные и расходные ордера, не отраженные в бухгалтерском учете, а также электронные таблицы “выручка” и “касса”, по данным которых, сокрытые доходы общества составили 58 млн рублей (примерно 66% от всего оборота).
Налоговый орган выборочно допросил заемщиков Общества, чьи договоры не были отражены в бухгалтерском учете, всего 37 человек. Они подтвердили получение займов у Общества и регулярную уплату процентов.
Допрошен бывший руководитель Общества. Он признал ведение “двойного” учета. На основании этого налоговики по данным “черной бухгалтерии” доначислили Обществу 9,35 млн рублей налогов.
Суд признал законными все проведенные мероприятия налогового органа и полиции по изъятию документов и программного обеспечения.
Отклонил довод Общества о том, что изъятые электронные базы не имеют к нему никакого отношения и признал вывод инспекции о занижении налогоплательщиком базы по налогам с помощью создания незаконной схемы сокрытия доходов путем ведения “двойной” бухгалтерии.
Однако, по мнению суда информации из компьютерной базы недостаточно для определения действительных налоговых обязательств Общества, поскольку сами по себе указанные сведения безусловно не подтверждают фактический размер полученного Обществом дохода.
Компьютерная программа сама по себе содержит лишь цифровую информацию, проверить достоверность которой налоговый орган не имеет возможности.
Суд указал, что налоговый орган в целях достоверного определения налоговой обязанности налогоплательщика по уплате налогов в указанной части обязан был применить расчетный метод, предусмотренный пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. На основании этого суд отменил доначисления на сумму 7,03 млн рублей и оставил в силе недоимку на сумму 2,32 млн рублей в той части, в которой она подтверждалась свидетельскими показаниями заемщиков.
Дело №А11-6372/2016. Сотрудниками органов внутренних дел в ходе осмотра рабочего места главного бухгалтера Общества был изъят ноутбук с базой “1С-Бухгалтерия”.
В ходе анализа базы были обнаружены начисления зарплаты, не отраженные в бухгалтерском учете. На основании этих данных налоговый орган сделал вывод о выплачиваемых в Обществе зарплатах “в конверте” и доначислил недоимку по НДФЛ.
В подтверждение были приведены справки о доходах из банков, которые предоставляли сотрудники для получения кредитов, сведения о крупных покупках, совершенных сотрудниками, низкий уровень зарплат в Обществе, по сравнению с предыдущими работодателями.
Однако, суд встал на сторону налогоплательщика.
По мнению суда, информация, изъятая сотрудниками правоохранительных органов с ноутбука, принадлежащего Обществу, в отсутствие надлежащим образом оформленных расчетных и платежных документов, подписанных руководителем и главным бухгалтером, не может служить доказательством наличия в Обществе неофициальной заработной платы.
Остальные доводы налогового органа суд отклонил. В том числе суд принял во внимание пояснения сотрудников, о том, что справки с завышенным доходом подавались в банк с согласия работодателя с целью получить кредит.
Дело №А46-943/2013. Налоговики получили изъятые правоохранительными органами отчеты о движении денежных средств (суммы доходов в них превышали доходы по сданной налоговой отчетности), подписанные неким лицом. Экспертиза показала, что часть подписей принадлежит директору налогоплательщика, часть иным действующим сотрудникам. На основании экспертизы налоговый орган принял эти отчеты за налоговую отчетность и доначислил налоги по ним. Налогоплательщик заявил в суде, что изъятая отчетность не удовлетворяет критериям первичных бухгалтерских документов (ст. 9 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”), поэтому на основании нее нельзя начислять налоги.
Суд с ним согласился, но при этом отметил, что в данном случае, имея обоснованные сомнения в надлежащем соблюдении заявителем установленного порядка ведения учета (наличие в компании «двойной» бухгалтерии), инспекции следовало руководствоваться пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ и исчислить налоги не произвольно, а допускаемым законом расчетным путем — на основании имеющейся у нее информации о налогоплательщике. Апелляция и кассация сделали аналогичные выводы.
В этих делах усматривается общий позитивный момент:
Суды не признают данные “черной бухгалтерии” самостоятельным источником для расчета налоговых обязательств. Но положительный для налогоплательщиков исход не должен создавать ложных иллюзий.
1. Ни разу мне еще не попадалось дело, в котором попытки налогоплательщика оспорить выемку и анализ документов и компьютерных программ, не имеющих отношения к регламентному учету, находили понимание у судов. Даже если полиция и налоговые органы допускали отдельные процессуальные нарушения. Изымали, изымают и изымать будут.
2. Любые изъятые документы, не соответствующие данным, отраженным в регламентном учете, судом трактуются как признаки “двойной” бухгалтерии. Это могут быть не только первичные бухгалтерские документы, но и приказы, служебные записки, отчеты, компьютерные данные.
3. При наличии признаков “двойной” бухгалтерии судами однозначно делается вывод о ведении учета с нарушением установленного порядка, что является основанием для применения налоговым органом расчетного метода (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это обстоятельство стоит взять на заметку большинству предпринимателей, которые считают, что достаточно расположить сервер с данными за границей. В случае применения расчетного метода налоговый орган имеет право рассчитать недоимку на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Чаще всего расчет на основании собственных реальных данных экономически более выгоден налогоплательщику.
Вывод: сервер с управленческой базой за границей не является защитой от налоговых рисков. Крайне необходимо сделать аудит учетных процессов и документооборота в компании.
Структурируйте бизнес правильно!
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Кирилл Соппа, партнер. Занимаюсь налогами, люблю выстраивать бизнес-процессы. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
Интересные материалы по налоговому праву (спорам, вопросам):
Внимание! Черная Бухгалтерия 🙂
С чего все началось
Ведение «черной» бухгалтерии поручают опытным и ответственным сотрудникам, пользующимся доверием руководства.
Поэтому, если вам предлагают такую работу — вы можете сделать выводы! О том, кто и как пробовал «уходить от налога» любят рассказывать сами налоговики. Мы собрали несколько интересных историй для того, чтобы оценить находчивость и посмеяться всем вместе!
Основано на реальных событиях
Мораль. Факт озвучки этих историй только еще раз доказывает, что все тайное становится явным.
История 1. Мобильная и неординарная
Для ведения «черной» бухгалтерии одна из компаний использовала автомобиль, который постоянно находился на стоянке перед офисом. В нем помимо секретных документов был установлен сервер со всей конфиденциальной информацией, которую проверяющие точно не должны найти.
Компьютеры сотрудников финансовой службы соединялись по беспроводной сети с сервером в автомобиле. Таким образом компания эффективно защищала себя от возможного изъятия компьютеров в случае ревизии. Если вдруг неожиданно приходили ревизоры (а в этой компании дважды проходила выемка), то машина спокойно уезжала с парковки вместе со всеми данными. Связь с сервером потеряна, а в компьютерах работников только Word и «Косынка».
Мораль. Получить сведения, возможно, проверяющим и не удастся. Но только обнаружив пустые компьютеры сотрудников, налоговики поймут, что компания скрывает данные. А значит, будут искать до последнего. И мстить до конца. Опасно!))
История 2. Без окон, без дверей
Крупная строительная компания для организации «черной» бухгалтерии выделила в своем здании отдельную комнату без окон в конце длинного коридора. Ее компания замаскировала под электрощитовую, обив железом, покрасив в серый цвет и повесив соответствующую табличку. В этой комнате работала бухгалтер, которая вела учет неофициальной зарплаты. Там же хранились все документы, которые не должны были видеть проверяющие.
Никто из сотрудников даже не предполагал, что за неприметной дверью ведут учет нескольких компаний и рассчитывают зарплату персоналу. Знал только охранник. Он в случае внезапной проверки должен был закрыть дверь в «электрощитовую» снаружи.
Мораль. Полностью скрыть «тайную комнату» вряд ли удастся. Наверняка сотрудники компании знают о существовании специальной электрощитовой. А значит, не исключено, что они расскажут это на допросе в инспекции или полиции. Результатом будет не просто «штраф», гарантируем…
История 3. Запароленные данные
В финансовой службе одной компании у главбуха стоит компьютер на столе только для официальной бухгалтерии. А вся «черная» бухгалтерия находилась на нетбуке, который главбух приносил на работу из дома. Если в компанию придет проверка, то маленький компьютер можно быстро убрать в сумочку, и никто не заставит ее открыть.
Но даже если персональный компьютер и окажется в руках проверяющих, то открыть данные будет не так просто – они все под паролем. И если его взломать, то компьютер превратит все данные в нечитаемые символы. «Это такую специальную программу придумали наши айтишники», – похвасталась главбух.
Мораль. Налоговые инспекторы вряд ли получат доступ к личным вещам главбуха или директора. Здесь есть риск, только, если с проверкой в компанию пришла полиция. Они могут изъять не только документацию организации, но и личные вещи. А уж получить сведения из компьютера – дело техники.))
Курьёз — всерьёз
Приглашаем вас немного отдохнуть и поделиться смешными историями и случаями из своей практики. Смех продлевает жизнь, поэтому давайте смеяться!
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
Начальник экзаменует нового бухгалтера:
— Вы умеете вести двойную бухгалтерию?
— А зачем? Ведь это устаревший метод, — отвечает новичок. — На последнем месте работы я внедрил новаторскую форму учета — тройную бухгалтерию. Ведутся три книги: одна для хозяина, в которую записываются фактические доходы; вторая — для держателей акций, не показывающая никаких доходов; и третья — с одними убытками, для налоговой инспекции.