Что такое черта населенного пункта
ЧЕРТА НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
Смотреть что такое «ЧЕРТА НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА» в других словарях:
ГОРОДСКАЯ, ПОСЕЛКОВАЯ ЧЕРТА, ЧЕРТА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА — внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель ( Земельный кодекс РСФСР. ) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь
Малиновка (Кременкульское сельское поселение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Малиновка. Населённый пункт Малиновка Страна Россия … Википедия
Малиновка (Сосновский район Челябинской области) — У этого термина существуют и другие значения, см. Малиновка. Деревня Малиновка Страна РоссияРоссия … Википедия
ОТ АВТОРА — Приходилось ли вам когда нибудь совершать поездку по равнинным просторам Подонья? Дорога бежит среди хлебных полей, и кажется, нет ей конца. Огромные желтеющие нивы ржи и пшеницы сменяются сочной и яркой зеленью посевов свеклы, а там кукуруза,… … Липецкая топонимия
Украинский кризис: хроника противостояния в августе 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Семинаристские фамилии — Фамилия митрополита Михаила (Десницкого) значит «стоящий одесную (то есть по правую руку) от Бога». На портрете митрополит изображен справа от Распятия Христова … Википедия
Шевченково (Килийский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шевченково. Село Шевченково укр. Шевченкове Флаг Герб … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Список германизмов в русском языке — # А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я … Википедия
НОРВЕГИЯ — Королевство Норвегия, государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского п ова. По размерам занимает второе место (после Швеции) среди скандинавских стран. Норвегию называют страной полуночного солнца, поскольку 1/3 страны лежит к… … Энциклопедия Кольера
Охарактеризовать особенности установления черты населенных пунктов.
Черта поселения – это внешняя граница земель населенного пункта, которая отделяет их от земель других категорий. Границы городских и сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований и выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам (ст. 83 ЗК РФ). Границы населенных пунктов закрепляются межевыми знаками.
Черта выполняет 2 функции:
1) является границей, отделяющей земли населенного пункта от земель других категорий;
2) выступает в качестве административно-территориальной границы населенного пункта.
В установлении черты для городов и сельских населенных пунктов есть существенные отличия. При изменении черты города необходимо согласование со всеми смежными землевладениями и землепользованиями. Для сельских населенных пунктов этого не требуется т.к. они расположены на землях сельских администраций. Изменение черты поселений утверждается органами государственной власти субъектов РФ. Изменение черты поселений сопровождается включением в его состав земель иных категорий, что меняет их правовой статус.
Черту поселения, по возможности, следует совмещать с твердыми элементами ситуации. При этом учитывают:
1.Дороги, проходящие по периметру населенного пункта, в состав его земель не включаются.
2.Если между дорогой, проходящей по периметру населенного пункта и жилой или производственной зонами имеются защитные лесополосы, то они в состав земель населенных пунктов включаются.
3.Если по периметру населенного пункта проходит улица с односторонней застройкой, черта населенного пункта устанавливается по внешней ее стороне.
4.В черту населенного пункта следует включать ту часть примыкающих к нему массивов, которая в соответствии с градостроительными нормативами предназначается для общего пользования и в качестве защитных лесных насаждений.
5.Если к землям населенного пункта примыкают ЗУ, занятые производственными объектами, то они (участки) в черту могут не включаться.
6.Если к населенному пункту примыкают водоемы, то черта населенного пункта устанавливается по ближайшим к нему берегам водоемов.
Лекция №10 Тема: «Установление и изменение черты населенных пунктов
Лекция №10 Тема: «Установление и изменение черты населенных пунктов.
2. Установление городской и поселковой черты.
Установление и изменение черты населенного пункта (города, рабочего поселка, сельского поселения) входят в состав землеустроительных действий и в то же время имеют свою специфику.
Все земли, находящиеся в черте населенного пункта, являются муниципальной собственностью и находятся в ведении местной администрации или муниципальных органов. До 1991 г. земли сельских населенных пунктов входили в состав землепользовании, на территории которых они находились. В результате проведения земельной реформы были внесены изменения в категорию «земли поселений», т. е. теперь в эту категорию включены земли всех населенных пунктов — городов, рабочих поселков и сельских населенных мест, и по состоянию на 1 января 1997 г. в этой категории числилось около 40 млн га земель.
Под чертой населенного пункта понимается внешняя граница его территории, которая отделяет ее от других категорий земель. На территории населенного пункта, как правило, располагается большое количество землевладений и землепользовании, поэтому их черта не является границей одного землепользования и не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения. Следовательно, каждая территория населенного пункта образует самостоятельную административно-территориальную единицу, и граница населенного пункта является границей такого образования, т. е. по содержанию такая же, как и граница административного района. Земли в пределах этой границы входят в состав муниципальной собственности и находятся в ведении и управлении органов местного самоуправления.
2. Установление городской и поселковой черты.
Городскую и поселковую черту устанавливают на основе генерального плана города или поселка, в котором определяют целевое назначение земель, внутреннее устройство городских и поселковых территорий, их планировку, застройку и благоустройство на перспективу.
Землеустроительные работы по установлению городской или поселковой черты выполняются по заказу органов местной власти города или поселка, имеющих административно-территориальный статус.
По мере развития города или поселка их черта подвергается изменению. Черта города или поселка изменяется в случае включения в территорию новых земель, необходимых для их расширения. В отдельных случаях землепользование входит в состав территории городских поселений только частично и может размещаться по обе стороны их черты, а иногда и полностью. Вместе с тем включение земельных участков в черту города или поселка в отдельных случаях не влечет прекращения права собственности, пользования и аренды на эти участки.
Проект установления или изменения городской или поселковой черты выполняется в следующей последовательности:
2.проведение подготовительных работ;
4.рассмотрение и утверждение проекта;
5.перенесение проектных предложений на местность;
6.изготовление и выдача документов заказчику.
Задание на проектирование включает:
— основание для проектирования;
— заказчика и разработчика проекта;
— сроки разработки проекта или его частей;
— сведения о существующей черте или границе города или поселка;
— данные о состоянии и использовании земельного фонда города
— сведения о территориальном развитии города или поселка по утвержденному генеральному плану;
— предложения заказчика по установлению или изменению городской или поселковой черты;
— перечень территорий, намеченных для проведения обследовательских работ;
— перечень природоохранных мероприятий и требования к защите окружающей среды;
— состав материалов, необходимых для передачи заказчику.
К заданию прилагаются:
• план территории города или поселка и смежных с ним земель;
• копии генерального плана развития города, поселка;
• данные об использовании земель города, поселка и намеченных к включению в их территорию земель;
• перечень имеющихся материалов, которые могут быть использованы при проектировании.
После составления задания проводят подготовительные работы, которые включают:
1) изучение земельно-правовых документов на существующую черту;
2) сбор и обработку материалов земельного учета и статистических данных о земельном фонде и состоянии городских поселений;
3) изучение земель, прилегающих к городской черте и намеченных для включения в их территорию;
4) сбор, обработку и приведение к единому масштабу графических материалов;
5) изготовление необходимого количества копий с планово-картографических материалов;
6) выявление и изучение пожеланий заказчика и других заинтересованных
7) другие вопросы в зависимости от характера проекта.
Проект городской, поселковой черты включает:
— другие вспомогательные чертежи.
При составлении проекта особое внимание необходимо уделить обоснованию:
1. Возможности включения в городскую черту населенных пунктов, отдельно стоящих промышленных предприятий, которые расположены вблизи городской границы.
2. Целесообразности исключения из городских земель сельскохозяйственных угодий.
3. Необходимости и целесообразности расширения городских и поселковых территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.
4. Размеров городской территории, рациональности и целесообразности ее использования.
На проектном плане отражаются:
• существующая городская черта;
• современное использование земель в черте города;
• современное использование прилегающих земель;
• проектные предложения утвержденного генерального плана или другой градостроительной документации;
• проектируемая городская черта;
• описание с городом, поселком смежных земель;
• экспликация земель города, поселка.
Пояснительная записка содержит:
— изложение о существующем положении городской, поселковой черты, использовании земель, распределении земель по категориям, землепользователям;
— изложение проектных решений по градостроительной документации;
— обоснование проектных предложений по установлению или изменению городской, поселковой черты;
— экспликацию включенных и исключенных из городской черты земель;
— сводный баланс земель города, поселка;
— описание проектной городской, поселковой черты.
Понятие земель населенных пунктов и их границ
Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения.
Земли населенных пунктов: понятие и общая характеристика
В Земельном кодексе РФ четко определено понятие и состав земель населенных пунктов. Согласно требованиям данного нормативно-правового акта под землями населенных пунктов подразумеваются участки земли, которые используются и, соответственно, предназначаются, для застройки и развития населенных пунктов.
Любое развитие и расширение населенного пункта подразумевает под собой возникновение разнообразных земельных отношений, которые напрямую связаны с процедурой проведения изъятия участков, прочих связанных с данными процедурами действий, имеющих юридическое значение.
В соответствии с положениями, урегулированными земельным законодательством, получается, что в качестве основания для установления земель населений является факт наличия границы участка земли. Причем характерно, что данная граница в обязательном порядке должна быть установлена таким образом, чтобы отделять земли поселений от прочих земель, относящихся к другим категориям.
Основное целевое назначение подобных земельных участков заключается в том, что они используются в качестве отдельной территории, предназначенной для размещения на ней:
В отличие от прочих земель, земель поселений, как правило, очень мало. А для их увеличения требуется осуществить изменение границ данного населенного пункта. Увеличение границ – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени и затрат.
Именно по этой причине большинство населений предпочитают заниматься не увеличением границ, а проводить уплотнительные застройки.
Правовой режим земель населенных пунктов
Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения. Ранее данные участки носили название «земли поселений», ведь вплоть до принятия Земельного кодекса РФ во всех градостроительных нормативно-правовых актах города и населенными пункты называли поселениями.
Согласно текущему законодательству, к населенным пунктам относятся:
Все данные населенные пункты, в свою очередь, подразделяются на десять различных групп, в зависимости от численности проживающего населения.
Однако данные требования шли в разрез с прочими нормативно-правовыми актами федерального уровня, которые определяли понятие населенных пунктов по-другому. Подобные разногласия на законодательном уровне существовали вплоть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Таким образом, согласно требованиям земельного законодательства, под городскими поселениями подразумевается город или поселок, в котором власть осуществляется на местах через органы местного самоуправления. На данный момент сельские поселения объединяют территориально в один населенный пункт, в которых самоуправление также осуществляется на местах через специально выбранные для этих целей органы местного самоуправления.
Соответственно, на основании земельного законодательства населенные пункты могут включать в себя несколько городских и сельских поселений, объединенных одной общей территорией.
Понятие границ населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.
Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.
Кроме того, в земельном законодательстве четко установлено требование, согласно которому границы населенных пунктов не могут не только пересекать границы муниципальных образований, но и каким-либо образом выходить за них.
Также границы населенных пунктов устанавливаются таким образом, чтобы не пересекать земельные участки, выделенные для пользования и ведения сельского хозяйства, физическим или юридическим лицам, организациям, действующим для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых субъектов государства.
Правовой режим, установленный для границ городских и населенных пунктов
На уровне федерального земельного законодательства устанавливаются определенные особенности, которые распространяются только на границы земель населенных пунктов, к которым относятся городские и сельские поселения.
Согласно требованиям законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и соответствующим нормативно-правовым актам федерального уровня, установление границ городских и сельских поселений должно осуществляться таким образом, чтобы:
Некоторые специалисты в области земельного права склоняются к мнению о том, что в качестве основной из особенностей населенных пунктов выступает урегулированное законодательством условие о том, что данные ограничения предназначаются не только для территориально-пространственного действия установленных на территории государства правовых норм, но и позволяют определить пространственные границы определенного географического объекта.
Следовательно, при помощи границ происходит индивидуализация земель населенных пунктов в качестве отдельной категории земель.
На законодательном уровне устанавливается еще одна особенность границ поселений: согласно требованиям земельного законодательства, границы поселений ни в коем случае не должны пересекать установленные границы участков, которые были предоставлены гражданам или юридическим лицам для ведения на них хозяйственной деятельности или индивидуального строительства.
Если границы поселения были установлены еще до предоставления участка земли гражданину или организации, на законодательном уровне допускается отнесение участка сразу к нескольким категориям в индивидуальном порядке.
Статья 83 Земельного кодекса. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Комментарии к ст. 83 ЗК РФ
Подр. см., напр.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 году. М., 2005.
Увеличение численности и плотности населения, размещение на ограниченной территории объектов промышленной, жилой, общественно-деловой и иной застройки, увеличение количества транспорта (главным образом, автомобильного) не могут не вызывать конфликта различных по своей природе интересов (экономических, экологических, социальных, эстетических), что предполагает необходимость их гармоничного сочетания, следовательно, требует установления особых правил организации использования земельных ресурсов. В этом контексте нормы земельного законодательства, посвященные использованию и охране земель населенных пунктов, тесно взаимосвязаны с законодательством о градостроительной деятельности. По этой причине анализ правового режима земель населенных пунктов, основы которого заложены в Земельном кодексе, невозможен без учета норм градостроительного законодательства, конкретизирующих общие положения ЗК РФ, в том числе применительно к вопросам использования земель населенных пунктов.
Статья 83 ЗК РФ содержит определение, позволяющее выделить базовые критерии, в соответствии с которыми объекты земельных отношений (земли и земельные участки) могут быть отнесены к категории земель населенных пунктов. Указанные критерии затрагивают не только существо целевого назначения земель данной категории, но и его формально-юридическую составляющую, характеризуя тем самым как основные параметры правового режима земель населенных пунктов, так и порядок его установления.
Таким образом, решающее значение для отнесения земель и земельных участков к землям населенных пунктов приобретает формальный порядок установления соответствующего целевого назначения. Следует отметить, что п. 1 ст. 83 ЗК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2007 г.), наряду с целевым назначением, прямо предусматривал необходимость отграничения земель и земельных участков от земель иных категорий границами (чертой) населенных пунктов.
Выделение земель населенных пунктов в самостоятельную категорию традиционно для отечественного земельного права. Однако в отличие от ранее действовавшего законодательства ЗК РФ не дифференцирует правовой режим земель рассматриваемой категории для городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. В настоящее время федеральное законодательство не содержит и четкой классификации населенных пунктов, хотя ЗК РФ различает городские и сельские населенные пункты, устанавливает специальные правила в отношении пригородных зон городов (см. комментарий к ст. 86).
Раздел IV Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768; раздел III Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1970. N 28. Ст. 581; раздел I части второй Земельного кодекса РСФСР от 30 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901.
Отсутствие четкой классификации населенных пунктов порождает вполне конкретные проблемы при определении параметров использования их земель. Так, исходя из ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к сельским населенным пунктам, наряду с селами, станицами, деревнями, хуторами, кишлаками, аулами и пр., относятся поселки. Согласно другому положению ст. 2 названного Федерального закона, поселки могут составлять основу городских поселений. В последнем случае поселки, очевидно, не должны рассматриваться в качестве сельских населенных пунктов. В то же время критерии отнесения населенных пунктов одного типа к городским или сельским не определены.
СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069. Утратил силу с 1 июля 2006 г.
СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5498.
М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1994.
СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. I. Ст. 17.
Разрешить данное противоречие возможно только посредством толкования положений различных нормативных актов земельного и градостроительного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, что само по себе нельзя признать удовлетворительным с позиции ясности и недвусмысленности нормативной базы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ термин «поселение» в значении муниципального образования употребляется в целях указанного Федерального закона, а именно при определении общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления. Следовательно, положения ранее принятых правовых актов, рассматривающих поселение в качестве населенного пункта, распространяются исключительно на населенные пункты, независимо от статуса муниципального образования, в границах которого они находятся.
Возвращаясь к критериям отнесения земель и (или) земельных участков к категории земель населенных пунктов, необходимо обратить внимание на следующее. Если, как уже отмечалось, в прежней редакции п. 1 ст. 83 ЗК РФ отнесение земель и земельных участков к землям данной категории было возможно при наличии определенного целевого назначения и нахождении в границах (черте) населенного пункта, действующая редакция ст. 83 единства подобных критериев не предусматривает.
Статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов (исключение их из границ населенных пунктов) осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. При этом принимается решение о включении земельного участка в границы населенного пункта (либо об исключении из границ населенного пункта), но не об установлении или изменении этих границ (ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
2. Пункт 2 ст. 83 посвящен основной функции границ населенных пунктов и требованиям к их установлению. Строго говоря, данные требования следовало бы включить в другую статью Кодекса (ст. 84), регламентирующую порядок установления и изменения таких границ. Однако их сохранение в ст. 83 свидетельствует об определяющем значении границ населенных пунктов для отнесения земель и земельных участков к землям рассматриваемой категории. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов отделяют земли указанной категории от земель и земельных участков иных категорий. В прежней редакции Кодекса границы населенных пунктов обозначались термином «черта поселения».
В этой связи в п. 2 комментируемой статьи закреплено правило о недопустимости пересечения границами населенных пунктов границ муниципальных образований. Иными словами, населенный пункт не может находиться в составе нескольких муниципальных образований одного уровня (например, нескольких поселений или муниципальных районов).
Так, признавая недействительными положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований, Верховный Суд РФ указал, что в силу п. п. 12, 13 и 16 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в границы муниципального района. Если территория поселения включает лишь часть территории населенного пункта, положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований подобным образом, противоречат федеральному законодательству и нарушают права жителей поселения на местное самоуправление. Довод о том, что при картографическом описании границ территории сельского поселения произошла техническая ошибка, которая в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства может быть устранена в срок до 1 января 2007 г., признан необоснованным. Исправление допущенной при установлении границ муниципальных образований ошибки не должно зависеть от чьего-либо усмотрения и должно быть произведено именно в силу признания нормы, установившей такие границы, противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей в связи с этим применению.
Другим требованием к границам населенных пунктов является невозможность пересечения ими границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В основе данного требования находится принцип принадлежности земельного участка только к одной категории, что вытекает из подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из указанных границ является переводом земель (земельных участков) в категорию земель населенных пунктов или соответственно в земли иной категории. В свою очередь, образования земельных участков, отдельные части которых находятся в составе земель разных категорий, ЗК РФ не предусматривается. Этот же вывод следует и из п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которому границы земельных участков не должны пересекать границы населенных пунктов.
СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.
В отличие от действующего, Земельный кодекс 1991 г. допускал нахождение земельных участков одновременно в составе земель разных категорий. Согласно ст. 64 ЗК РСФСР 1991 г. при осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) могли предоставляться в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта. В настоящее время формирование участков подобным образом не представляется возможным.
При буквальном прочтении п. 2 ст. 83 ЗК РФ можно сделать вывод, что сформулированное в нем правило не распространяется на прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки, но не предоставленные гражданам или юридическим лицам и не отнесенные к категории земель запаса, а также на земельные участки, находящиеся в частной собственности и приобретенные по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Однако в этом случае норма п. 2 ст. 83 ЗК РФ, очевидно, должна применяться с учетом п. 3 ст. 11.9 Кодекса и подлежит расширительному толкованию, т.е. распространяется на все земельные участки.