Что такое честность 4 класс
Тема урока «Честность и искренность». 4-й класс
Класс: 4
– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.
Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы: презентация, карточки с синонимами и антонимами к слову “честность”, плакат “Честность и порядочность”, листы с заданиями для индивидуальной работы.
1. Организационный момент.
Звучит фонограмма песни “Вместе весело шагать по просторам”. Ученики входят в класс парами.
– Надеюсь, что эта весёлая мелодия зарядила вас позитивной энергией, которая поможет активно работать на уроке. (Презентация. Слайды 2–3)
2. Проверка домашнего задания.
– Чему нас учат уроки ОРКСЭ?
– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?
Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.
– Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Дружба и порядочность. (Слайд 4)
– Дайте определение понятию “дружба”.
Дружба – одна из высших нравственных ценностей.
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
– Дайте определение понятию “порядочность”.
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.
– Какое творческое задание вы получили к этому уроку?
Написать эссе на тему “Мой друг”.
(Ученица читает эссе. Чтение сопровождается показом презентации к данной творческой работе.)
– Подведём итог. Какие качества помогают дружбе?
Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность. (Слайд 5)
3. Объявление темы урока.
– Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Это честность и искренность. Тема нашего урока “Честность и искренность”. (Слайд 6)
4. Результаты исследования и уточнение целей урока.
– Готовясь к этому уроку, 2 ученицы нашего класса провели исследование. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.
1) Определить, кого учащиеся считают честным человеком.
2) Узнать, всегда ли четвероклассники говорят правду.
3) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.
4) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.
5) Узнать, хотят ли четвероклассники поговорить о честности.
(Девочки сообщают цели исследования и результаты анкетирования учащихся класса.)
– По результатам исследования видно, что тема урока ребятам интересна, она их волнует.
Поэтому сегодня на уроке мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.
5. Работа над новой темой.
– Как вы считаете, что такое честность?
– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. (Слайд 7)
Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. (Данное правило есть в учебнике).
Проверка восприятия. (Слайд 8)
1) Что обозначает слово “честность”?
2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?
3) Что отрицает честность?
– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”. (Слайд 9)
Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями. (Данное правило есть в учебнике.)
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье. (Слайд 10)
6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.
– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
– Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 11)
В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет. (Данная информация есть в учебнике.)
– Что обозначает фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”?
(Учащиеся записывают значение фразеологического оборота на листах для индивидуальной работы.)
7. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.
– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?
Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.
– Подберите синоним к слову долг.
Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг. (Слайды 12–15)
– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?
– Давайте посмотрим клип, посвящённый памяти павших в годы ВОВ. (Слайд 16) Видеофрагмент можно получить у автора статьи.
– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.
В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.
Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 17)
В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит. (Данная информация есть в учебнике.)
– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.
8. Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.
(Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан учащимися на уроке внеклассного чтения в 3 классе.)
– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. Постарайтесь вспомнить автора и название произведения. (Слайд 18)
(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”).
Вопросы для обсуждения. (Слайд 19)
– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Давайте послушаем, что о нём говорит автор. (Слайд 20)
(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”.)
Вопросы для обсуждения. (Слайд 21)
– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?
Честный человек всегда держит слово. (Слайд 22)
9. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. (Слайд 23)
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.
10. Анализ ситуаций.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.
1-я ситуация. (Слайд 24)
– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?
– Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.
Вопросы для обсуждения. (Слайд 26)
– В чём проявилась честность Томми?
– Почему Томми не взял кошелёк себе?
– Давайте составим следующее правило честного человека. (Слайд 27)
Честный человек никогда не берёт чужого.
2-я ситуация. (Слайд 28)
Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?
– Промолчите.
– Поссоритесь.
– Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(Ответы учащихся.)
– Сформулируем третье правило честного человека. (Слайд 29)
Честный человек не боится сказать правду.
– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.
11. Пословицы о честности. Работа в парах.
– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. (Слайд 30)
(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)
Кто вчера солгал, Как бы ни пряталась ложь, Ложь до добра Маленькая ложь Ложь | дружбу губит. за собой большую ведёт. правда её отыщет. тому и завтра не поверят. не доведёт. |
Проверка выполненной работы. (Слайд 31)
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.
(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)
12. Подбор синонимов и антонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Я хочу проверить, как вы поняли, что обозначает слово “честность”. (Слайд 32)
В первый столбик запишите синонимы к слову “честность”, а во второй – антонимы к этому слову.
(Два ученика работают у доски, остальные на листах для индивидуальной работы.)
Проверка выполненной работы. (Слайд 33)
– Назовите антонимы к слову “честность”.
Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.
– А какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь? (Слайд 33)
Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.
Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.
– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
13. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. (Слайд 34)
– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”.
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?
– Давайте послушаем об этом стихотворение.
14. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.
Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.
Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.
Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.
Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.
15. Подведение итогов урока.
– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)
Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.
Честность помогает добиться торжества справедливости.
Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.
Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”. (Слайд 36)
16. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, выучить правила.
Найти пословицы о честности, записать их в тетради.
На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.
Шадрина Е.В., Каспрук С.Г. Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Честность и искренность» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Шадрина Елена Владимировна
Пермский край, г. Чайковский, МАОУ СОШ №10
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Конспект урока по «ОРКСЭ» (4 класс)
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Честность и искренность
Цели урока: формирование представления о понятиях: честность, искренность, добросовестность; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;
оценивать позитивные качества честности ;
развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.
Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.
Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
Умение договариваться друг с другом, работая в группе.
— Добрый день! Я рада видеть вас и ваши улыбки. Давайте начнем день с радостью и добротой!
Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
Со смелыми, правдивыми
Всем хочется дружить!
— Вы уже догадались, о каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о правдивости, честности, искренности.
Игра «Да – нетка». Учитель читает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».
Всегда ли нужно говорить правду?
Нужно ли осуждать людей иногда говорящих неправду?
Всегда ли нужно говорить правду прилюдно?
Можно ли узнать человек говорит правду или нет?
Приятно ли дружить с человеком, который говорит правду?
Нужна ли честность в семье?
Помогает ли честность жить в обществе?
Учащиеся в парах сопоставляют варианты ответов, также обнаруживают расхождения. Учитель просит 2-3 пары поделиться результатами работы и фиксирует на доске номера вопросов, в которых возникли разногласия.
Учащимся предлагается сформулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить на уроке, для того чтобы уверенно оценить предложенные учителем вопросы.
Что такое честность?
Как научиться быть честным?
Всегда ли честный человек говорит правду?
Зачем людям нужна честность? И др.
Учитель записывает вопросы на доске.
Стадия Содержания 1
Для поиска ответов на возникшие вопросы учитель предлагает обратиться к тексту учебника.
Беседа по пометкам.
Стадия Рефлексии 1
Ученикам предлагается вернуться к ответам игры «Да-нетка» и зафиксировать верный ответ.
— Объясните выражения «вывести на чистую воду», «даю честное слово», «жить по совести».
Дети высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске.
Стадия Содержания 2
Что в этом хорошего?
Что в этом плохого?
1.Учитель читает первую часть текста (учебник).
У многих народов в давние времена были свои правила, по которым определяли честность, правду и ложь. Так, в древней Руси человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Для этого его вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили и он не виновен. Если же выплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого и он виновен. Так и появилось выражение «вывести на чистую воду», то есть узнать, виновен или нет.
После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.
Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.
2. Учитель читает вторую часть текста (учебник).
Наставляя своих детей, родители желали им «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», советовали им «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном». Доказывая честность своих намерений, русский человек целовал крест.
После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.
Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.
3. Учитель читает третью часть текста (учебник).
В более позднее время появились выражения «даю честное слово». В XVIII (18)- XIX (19)веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надежней. Нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда утратить свою репутацию – хорошее мнение и добрую славу.
После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.
Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.
Стадия Рефлексии 2
— Кратко напишите на листочках самое важное, что уяснили с урока.
Обсуждение и выбор самых интересных SMS в группах, затем чтение всему классу.
Стихотворение «Честность» (читает заранее подготовленный ученик).
Не скрою, честь свою ношу с душою,
И честен, стоит ли об этом говорить.
Важней всего, быть честным в отношении с собою,
И дай нам Бог об этом не забыть!
Пусть люди судят по делам или поступкам,
Уж если им, так хочется судить,
Но в честности своей, не стоит клясться людям,
И дай нам Бог об этом не забыть!
Приложение к уроку
Работы учащихся: приемы: «Да-нетка», SMS
Работы учащихся: прием «Таблица ПМИ»
М. Т. Студеникин «Основы светской этики 4 класс»
Список использованных источников:
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Честность и искренность, ОРКСЭ, 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по ОРКСЭ «Честность и порядочность»
Цели урока: формирование представления о понятиях: честность, искренность, добросовестность; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;
оценивать позитивные качества честности ;
развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.
Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.
Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
Умение договариваться друг с другом, работая в группе.
Ресурсы : презентация,, листы с заданиями для индивидуальной работы,
1. Организационный момент. ( Слайд 1)
Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо? — Видеть Вас мы очень рады!
— Давайте улыбнемся друг другу. ( Слайд 3 )
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом.
— Наш настрой на работу: ( Слайд 4)
Глаза смотрят, и все видят.
Уши слушают, и все слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что я в классе не один.
Умею слушать мнения других
2. Актуализация знаний.
-Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
(- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)
СТРУКТУРА «КОНЭРС»: * Деньги, * Дружба, * Здоровье, * Успех
Структура Редли Робин
— Образуйте пару, дайте пять. Обсудите с партнёрами выбор угла. На обсуждение даётся 30 секунд каждому партнёру, начинает тот, кто выше ростом.
— Объясните, по какому признаку выбирали угол.
Молодцы, присаживаемся на свои места.
— Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек.
2) На прошлых уроках мы с вами познакомились понятиями «дружба» и «порядочность». Какие качества и черты характера людей относятся к дружбе?
Давайте составим карту-шар. ФИНКИН МЭПС (работа на доске)
3. Самоопределение к деятельности.
ТЬ
Так о чём же сегодня с вами будем говорить на уроке? ( о честности).
Какие цели поставим на урок?
4. Сообщение темы и цели урока (
— Мы постараемся понять, что такое “честность”, будем учиться оценивать поступки людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться в вопросе: Зачем человеку нужна честность.
Тема нашего урока «Честность и искренность» (Слайд 7)
5. Работа над новой темой.
1) – Как вы понимаете, что такое честность? (Ответы учащихся.)
КОНС (каждый пишет на своей половинке листа, затем по очереди называют ответы, а в середину листа записывают самый лучший ответ). Работа проверяется выборочно
– А, теперь давайте узнаем, какие определения понятия «честности» дают разные учебные источники.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Психология» автор Екатерина Грабарская
— Сильно ли отличается понятие честности, которое давали вы, от понятий, которые мы прочитали?
— Мы с вами познакомились с разными определениями честности, а теперь, узнаем, какое понятие честности даёт автор учебника с. 77. (Слайд 8)
( Честность и искренность)
— Как вы думаете, может ли быть честность без искренности?
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
(Слайд 9)
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.
6. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. (Слайд 10)
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.
7. Закрепление пройденного. . Анализ ситуаций.
Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан вами на уроке литературного чтения в 3 классе.)
– Сейчас мы посмотрим слайд. Постарайтесь вспомнить этот рассказ. (Слайд 11)
Начинается рассказ с того, что автор говорит о том, что он даже не успел узнать у мальчика, с которым он случайно встретился, его имя. Автор запомнил, что это был ребёнок лет 7-8, с веснушками на носу. Повествование идёт от первого лица. Леонид Пантелеев рассказывает, что как-то он пошёл в парк на Васильевском острове и зачитался там интересной книгой. Потом он услышал вдали звон колокольчика и понял, что это сторож приглашает запоздавших посетителей на выход. Уже начало смеркаться.
За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. (Слайд 13) Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее.
Вопросы для обсуждения.
– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?
Честный человек всегда держит слово.
2) – Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.
2-я ситуация. (Слайд 14)
– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?
– Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.
– В чём проявилась честность Томми?
– Почему Томми не взял кошелёк себе?
– Давайте составим следующее правило честного человека. (Слайд 14)
Честный человек никогда не берёт чужого.
3) 3-я ситуация. (Слайд 15)
— Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
— Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
— Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.
Вопросы для обсуждения:
1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?
Честный человек не боится сказать правду.
4) Пословицы о честности. Работа в парах.
– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.
– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. (Слайд 16)
(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)
Сималтиниус Релли Тэйбл (взаимопроверка)
Проверка выполненной работы. (Слайд 16)
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.
(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)
— Давайте определим, что же хорошего в честности. Откройте с.79 и найдите ответ.
Обеспечивает понимание со
Задаёт направление развитию человека. почему?
Помогает добиться справедливости
Держать своё слово
— – А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
Кл. рук- ль: В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям! (Сергей Островский)
Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”.
Спасибо вам за честность, искренность. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
14. Домашнее задание.
На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.