Что такое честный знак для предпринимателей сигареты
Маркировка табака: этапы, требования к участникам рынка, решения для бизнеса
C 1 июля 2020 года прекращается оборот немаркированных сигарет и папирос. К этой дате всем участникам процесса необходимо было успеть распродать остатки продукции без кода маркировки. Кроме того, с 1 июля при поставках используются электронные накладные. Поэтому все торговые точки должны быть подключены к системе электронного документооборота.
10 июня компания СКБ Контур провела онлайн-конференцию «Обязательная маркировка товаров: как подготовиться к изменениям и внедрить». В своем выступлении эксперт Центра развития перспективных технологий Александр Кривоносов рассказал об особенностях маркировки табака.
Действия участников табачного рынка регламентируются:
По словам Олега Тухватуллина, руководителя отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Минпромторга, маркировка обеспечит прозрачное взаимодействие бизнеса с контрагентами, даст участникам возможность для оптимизации издержек, позволит в будущем устранить излишние административные барьеры.
Какая табачная продукция должна проходить маркировку
В первую очередь маркировать нужно сигареты, сигареты без фильтра и папиросы.
Также под маркировку попадает альтернативная табачная продукция:
Альтернативная табачная продукция выделена в отдельную группу в связи с особенностями производства. У сигарет и папирос фактически полностью автоматизированы производственные линии, поэтому они высокоскоростные — в минуту выдают до 1 400 пачек. Затем эти пачки автоматически упаковываются в блоки и в короба.
Альтернативная табачная продукция отличается разнообразием упаковок: есть тубы для сигар, специальные упаковки для сигарилл, кисеты для курительных табаков. Из-за этого возникают определенные сложности с нанесением кода маркировки на такие упаковки.
Этапы и сроки маркировки табака и табачной продукции
1 марта 2019 года стартовала сама система маркировки табака, она стала доступна для участников оборота. С этой даты все участники оборота табачной продукции — производители, импортеры, оптовики, розничные продавцы — должны были зайти в систему «Честный знак» и заявить о себе через обязательную регистрацию.
Для регистрации требуется усиленная электронная подпись, оформленная на руководителя компании.
С 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированных сигарет. То есть с этого времени все сигареты, которые производятся на территории РФ либо импортируются, должны иметь код маркировки.
С 1 июля 2019 года все торговые точки, которые продают конечным потребителям сигареты и папиросы, обязаны сканировать Data Matrix код с каждой пачки или блока, а касса должна передавать оператору фискальных данных (ОФД) информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция. То есть с этой даты система регистрирует информацию о производстве и выбытии товара из оборота, то есть продаже конечному потребителю.
Также с 1 июля 2019 года поставка маркированных сигарет дистрибьютору напрямую от производителя сопровождается электронными УПД с указанием кодов продукции при помощи системы электронного документооборота (ЭДО).
C 1 июля 2020 года прекращается оборот немаркированных сигарет и папирос. Участникам оборота необходимо было распродать остатки сигарет, которые были произведены до 1 июля 2020 года и на которых отсутствует код маркировки.
Еще один важный момент: с 1 июля 2020 года при поставках используются электронные накладные. То есть дистрибьютор или оптовая компания формируют электронную накладную, передают её в торговую точку и тем самым регистрируют в системе маркировки «Честный знак» движение сигарет.
Все торговые точки-участники с 1 июля 2020 года должны подключиться к системе ЭДО.
Сроки маркировки альтернативной табачной продукции
В отношении альтернативной табачной продукции тоже обязательна регистрация в системе «Честный знак» с 1 марта 2019 года. Необходимость маркировки при производстве либо ввозе в РФ такой продукции наступила 1 июля 2020 года. То есть вся новая продукция, которая будет ввозиться на территорию РФ, с 1 июля 2020 года должна быть промаркирована.
Кроме того, с 1 июля 2020 года при продаже кассир должен сканировать код маркировки и передавать информацию об убытии товара в систему «Честный знак».
Ключевое отличие от сигарет и папирос заключается в том, что оборот немаркированной альтернативной табачной продукции разрешен до 1 июля 2021 года. К этому сроку складские остатки такой продукции должны быть промаркированы.
Как работает система маркировки табака
Остановимся на том, как система работает на уровне всех участников оборота: производителей, импортеров, дистрибьюторов, розничных продавцов.
На уровне производителя и импортера
Производитель или импортер подключается к системе маркировки «Честный знак» и получает уникальные коды для последующего нанесения на пачки, блоки сигарет. Поскольку каждый код уникален, то он не повторяется ни для пачек сигарет, ни для блоков.
Производитель или импортер информирует систему о нанесении кодов на пачки, блоки сигарет. Также он отправляет в систему информацию об агрегации. Впоследствии это позволяет участникам оборота оптимизировать свои бизнес-процессы при движении маркированной продукции.
Важно понять, что имеется в виду под агрегацией. Информация о том, какие пачки были сформированы в конкретный блок и какие блоки с какими кодами лежат в транспортном коробе, хранится в системе маркировки. Это позволяет участникам оборота через систему запросов получить информацию на уровне приемки либо отгрузки, то есть формирования заказа клиента, сделать выборочную проверку и тем самым снизить возможные ошибки, которые допускают участники при оптовом или розничном обороте.
На уровне дистрибьютора
На следующем этапе оборота происходит движение товара по цепочке поставок — от производителя к дистрибьютору и от дистрибьютора к мелким торговым точкам либо к федеральным крупным сетям.
В данном случае участники оборота формируют электронные накладные в формате УПД, где указывают коды маркировки, которые двигаются по цепочке поставок, то есть от дистрибьютора к магазину.
На уровне торговой точки
Магазин получает электронную накладную через оператора ЭДО. Он вправе проверить соответствие данных по качеству, количеству, кодам маркировки, а после этого подписать накладную с помощью электронной подписи и передать в систему «Честный знак» информацию о том, что данная торговая точка стала владельцем кодов маркировки.
К этому моменту в системе маркировки уже фиксируется полная прослеживаемость движения маркированной продукции между всеми участниками — от производителя к дистрибьютору и от дистрибьютора к магазину.
На уровне кассира
При продаже кассир сканирует Data Matrix код с каждой пачки или блока. При продаже товара касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция.
Потребитель в свою очередь может воспользоваться мобильным приложением (App Store и Google Play) и получить всю информацию о легальности продукции по нанесенному коду.
Кто и как подготовился к маркировке
Прежде всего всем участникам рынка (производителям, импортерам, оптовикам, розничным продавцам) нужно зарегистрироваться на сайте «Честный знак». Для этого им понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
В предыдущей статье мы составляли список решений, которые требуются бизнесу для внедрения системы маркировки. Теперь остановимся конкретно на участниках табачного рынка.
Требования к производителям
Для них бесплатно установлен регистратор эмиссии, с помощью которого они смогут получать уникальные коды для последующего нанесения их на пачки и блоки сигарет. Регистратор эмиссии обеспечивают криптошифрование каждого кода, тем самым гарантируя невозможность подделки.
При продаже сигарет производитель формирует УПД, в котором указаны коды маркируемой продукции.
Поскольку с 1 июля 2019 года оптовики, которые непосредственно закупают товар у производителя, обязаны предоставлять сведения в информационную систему по приемке посредством УПД, то производителям необходимо наладить ЭДО с такими покупателями.
Таким образом, если вы производитель, вам потребуется:
Требования к организациям оптовой торговли
С 1 июля 2019 к ЭДО нужно подключиться оптовикам, закупающим продукцию непосредственно у производителя или импортера. То есть в ЭДО оформляется первая продажа сигарет после производства.
Подключение к ЭДО позволит получать информацию о маркированной табачной продукции в форме электронной накладной от производителей, импортеров или других дистрибьюторов, а также реализовывать эту продукцию в торговой точке либо федеральной торговой сети. В УПД будут указаны коды маркировки передаваемой продукции, тем самым будет обеспечиваться прослеживаемость.
При приемке оптовику требуется сверить коды, нанесенные на товаре, с теми, что указаны в УПД. Если расхождения нет, то электронная накладная подписывается КЭП, а сведения передаются в систему маркировки «Честный знак» для регистрации движения продукции между участниками рынка.
В случае если при передаче собственности и совершения сделки были выявлены какие-либо ошибки или расхождения при поставке, будут применяться УПД с изменениями либо универсальный корректировочный документ. То есть все те документы, которые используются и сейчас.
Кроме этих сведений в систему также необходимо передавать информацию обо всех операциях, связанных с маркированной табачной продукцией: агрегация, списание, хищение и т.п.
Если у вас организация оптовой торговли, вам потребуется:
У 2D-сканера бывают разные прошивки. Нужно убедиться в том, что ваш сканер работает с форматом Data Matrix код
Сделать это можно двумя способами:
Требования к организации розничной торговли
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ вся подакцизная продукция должна реализовываться с помощью ККТ. При реализации маркированной продукции информация, содержащаяся в Data Matrix коде, должна быть включена в электронный чек. И этот чек посредством ОФД передается в систему маркировки — таким образом событие о передаче промаркированной продукции конечному потребителю будет зарегистрировано.
Для этого участникам розничной торговли потребуется обеспечить наличие 2D-сканера и обновить программное обеспечение ККТ или учетное программное обеспечение, которое работает с кассой.
Также нужно подключиться к системе ЭДО, чтобы перейти от бумажных накладных на электронные УПД, в которых будет содержаться информация о кодах маркировки.
В случае если участник оборота не обязан передавать сведения о реализации и не использует аппарат фискальных данных, то он самостоятельно должен будет формировать данные уведомления в информационную систему с указанием кода продукции, которую он реализовал конечному потребителю.
Если у вас организация розничной торговли, вам потребуется:
Вывод табачной продукции из оборота может осуществляться по основаниям, отличным от продажи в розницу:
В этом случае уведомление о выводе такой табачной продукции в информационную систему мониторинга осуществляет участник, который производит вывод продукции из оборота.
Решения «под ключ» для участников табачного рынка
С учетом того, что маркировка товаров представляет собой совокупность бизнес-процессов, участникам рынка часто необходимо комплексное решение по автоматизации этих бизнес-процессов. Такие решения есть у компании СКБ Контур: она выступает оператором ЭДО и фискальных данных, ее системы интегрированы с информационной системой регулятора, что исключает необходимость прямого взаимодействия клиента с регулятором.
Можно приобрести готовое решение «под ключ» – Контур.Маркет. Оно дает возможность работать с ЕГАИС и маркированным товаром, осуществлять ЭДО, приемку и учет товаров. Вместе с этим решением маленький неавтоматизированный магазин получает необходимое оборудование и кассовое ПО.
Контур.Маркет также подойдет рознице, работающей в товароучетных системах, которые не поддерживают работу с маркировкой, либо поддержка в этих системах стоит очень дорого.
Для соблюдения правил оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней требуется подключение ОФД. Контур.ОФД взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем, отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара единому оператору по маркировке — ЦРПТ. Уникальный код маркировки выводится из оборота, и оператор маркировки сразу же получает сведения о продаже товара.
Заказать комплект для малой торговли
В данном случае решения подбираются с учетом бизнес-процессов участников рынка, их желаний и степени автоматизации. Контур.EDI ускоряет процесс обработки заказов, исключает ошибки ручного ввода наименования и количества номенклатуры, экономит время на создание документов в учетной системе, формирует электронные юридически значимые документы.
Также потребуется подключение ОФД, что позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней. Данные о продаже маркированного товара ЦРПТ отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Оставить заявку на подключение торговых сетей
Сервис Диадок позволяет отправлять и получать электронные документы, хранить документы в электронном архиве, приглашать к работе контрагентов, производить сверку взаиморасчетов и многое другое.
Если компания самостоятельно разрабатывает решение под себя, то она может воспользоваться услугами по его интеграции с системой маркировки. СКБ Контур может предложить для этого API и оказывать необходимую техподдержку.
Также необходимо подключить ОФД, чтобы данные о продаже маркированного товара отправлялись в систему маркировки. С этой задачей справится Контур.ОФД.
Оставить заявку на интеграцию для среднего бизнеса.
Маркировка табака: какие требования обязаны соблюдать розничные магазины
Чтобы выполнить все условия, прописанные законодательством, розничным участникам оборота важно разобраться, какие сведения и на каком этапе подавать в систему маркировки.
В этой теме, на примере табачной продукции, помог разобраться эксперт Центра развития перспективных технологий Александр Кривоносов на онлайн-конференции «Обязательная маркировка товаров: как подготовиться к изменениям и внедрить».
Маркировка сигарет и розница
Если вы продаете табачную продукцию в розницу и принимаете маркированную продукцию, то без регистрации в системе «Честный знак» вести деятельность вы уже не сможете.
Регистрация для участников оборота табачной продукции стартовала еще в марте 2019 года. Они начали заявлять о себе через систему, используя для регистрации усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) руководителя компании.
С 1 июля 2019 года все розничные точки, осуществляющие реализацию табачной продукции, должны были начать сканировать код маркировки при продаже маркированных сигарет в розницу конечному потребителю. Код указывается в фискальном документе — чеке. И этот чек должен передаваться через оператора фискальных данных (ОФД) в систему маркировки.
Таковы ключевые требования к розничным точкам, и их нужно было применять еще до 1 июля 2020 года. А с 1 июля оборот немаркированной продукции прекратился полностью.
Еще одно требование для розничных магазинов и оптовых компаний — это обязательный переход на электронный документооборот (ЭДО) при получении табачной продукции. В рамках этого условия розничные торговые точки должны подключиться к оператору ЭДО, то есть заключить с ним договор и настроить свои учетные системы для работы с электронными накладными.
Теперь поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору сопровождается электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем ЭДО.
Поставщик, то есть оптовая компания, которая обеспечивает продукцией торговую точку, должна тоже работать в ЭДО и передавать электронную накладную в торговую точку.
Требования к альтернативной табачной продукции
Участники рынка, работающие с альтернативной табачной продукцией, так же обязаны пройти регистрацию в системе «Честный знак». С 1 июля 2020 года прекращен ввоз на территорию РФ и производство немаркированной альтернативной табачной продукции. То есть все сигары и кальянные табаки должны быть промаркированы.
Также участники оборота альтернативной табачной продукции должны подключиться к ЭДО, настроить ККТ для информирования системы «Честный знак» о выбытии маркированных сигар из оборота.
С 1 июля 2021 года прекратится оборот альтернативной немаркированной продукции, в том числе в оптовом звене. До этого срока нужно успеть промаркировать складские остатки.
Как работает система маркировки
Производитель или импортер подключается к системе маркировки «Честный знак» и получает уникальные коды, которые он наносит на потребительские упаковки и групповые упаковки (пачки сигарет, блоки сигарет) и информирует об этом систему.
После этого все участники оборота с 1 июля 2020 года должны были присоединиться к оператору ЭДО и начать оформлять при поставках электронные накладные. То есть с 1 июля 2020 года дистрибьютор обязан при поставке в розничную торговую точку оформлять электронную накладную, а розничная точка должна:
С 1 июля 2019 года торговая точка обязана информировать систему о выбытии маркированных сигарет из оборота, когда осуществляется их продажа конечному потребителю.
Требования к розничным торговым точкам
Чтобы выполнить все требования законодательства о маркировке, розничные магазины должны обратить внимание на ряд моментов в своей работе.
Торговая точка не подключена к оператору ЭДО — что делать?
Некоторые торговые точки работают с автономной ККТ. Им нужно выгружать данные с ККТ и переносить их в личный кабинет в системе «Честный знак». Такую операцию следует проводить не реже одного раза в 30 дней.
Так, если вы сегодня продали пачку сигарет, отсканировали код маркировки, то у вас есть 30 календарных дней на то, чтобы передать сведения об этой продаже в систему «Честный знак».
Функционал личного кабинета в системе «Честный знак»
После регистрации в системе маркировки «Честный знак» у участников оборота табачной продукции появляется личный кабинет.
С его помощью можно:
В личном кабинете доступна отчетность, которая позволяет контролировать действия участника оборота.
Как рознице работать с УПД
Есть два варианта работы с электронными документами:
Если помимо розничных продаж осуществляются оптовые, то этот вариант позволяет формировать УПД.
Особенности приёмки маркированной табачной продукции
Важно отметить, что нормативно-правовой документации, которая бы описывала и регламентировала сканирование каждого кода маркировки при приёмке товара, нет. Скорее участникам предоставляется возможность самим снизить ошибки и затраты в связи с логистикой.
Эксперт Центра развития перспективных технологий Александр Кривоносов обращает внимание на три сценария приёмки:
1. Доверительная приемка
Допустим, вы работаете в рамках одного холдинга и не проверяете коды маркировки, которые к вам поступили по УПД.
2. Частичная проверка
К вам поступила информация по электронной накладной, и вы можете через систему запросов получить данные о том, какие коды содержатся в транспортном коробе или блоке, и выборочно проверить их.
Такой функционал направлен на снижение количества ошибок, которые могут допустить сотрудники в рамках отгрузки или приёмки. Частичная проверка минимизирует количество возвратов.
Необходима в случае возникновения форс-мажора, когда нужно проверить всю поставку.
Для чего нужно приложение «Честный знак»
Это приложение (в App Store и в Google Play) полезно не только для потребителей, но и для самих участников оборота.
С его помощью можно проверять маркированную продукцию, которая приезжает на торговую точку. Так, например, вы можете проверить подлинность кода маркировки, а именно получить информацию по описанию, производителю, максимальной розничной цене.
Чек-лист для розницы в связи с новыми требованиями от 1 июля 2020 года
Чтобы идти в ногу с законодательством и спокойно продолжать деятельность, розничным магазинам, торгующим сигаретами, нужно:
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО
Как осуществляется приёмка продукции по УПД
С 1 июля 2020 года поставщик (оптовая компания) должна перейти на использование ЭДО. Это значит, что при формировании отгрузки розничной торговой точке поставщик должен отсканировать коды маркировки передаваемой продукции — коды коробов или коды блоков. Их необходимо указать в электронном УПД.
Когда товар фактически поступит на торговую точку, можно сверить данные (по качеству и количеству, кодам маркировки), которые указаны в электронной накладной с фактически полученным товаром. Но это необязательное требование — вы вправе действовать в рамках доверительной приёмки.
При обнаружении расхождений, магазин может запросить у поставщика корректировку или исправление.
Если расхождения не выявлены, накладная подписывается с помощью УКЭП и передается через оператора ЭДО поставщику, тем самым магазин завершает сделку. Также накладная должна поступить в систему «Честный знак», чтобы она была проинформирована о том, что данный магазин стал владельцем кодов маркировки.
Более подробно о маркировке табака — этапах, требованиях к участникам рынка и решениях для бизнеса.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Маркировка табака
Регистрация в системе Честный ЗНАК – необходимое требование
для всех участников оборота маркированной продукции
133 712
Пошаговая инструкция работы с маркировкой
Приглашаем вас присоединиться к системе Честный ЗНАК!
Зарегистрируйтесь в системе Честный ЗНАК и пройдите все необходимые шаги по подготовке вашего предприятия к маркировке, в зависимости от типа участия вашей организации. Шаги сопровождаются подробными инструкциями и видео-уроками.
Выберите тип участника оборота и начните регистрацию прямо сейчас:
Производитель/Импортер
Оптовик
Розница
HoReCa/Госучреждения
Не нашли что искали?
Задайте вопрос в службу поддержки
Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП
Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.
Если у вас уже есть электронная подпись, то вы можете использовать ее.
Подпись должна быть выпущена на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, указанное в ЕГРЮЛ/ ЕГРИП
Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет удостоверяющий центр, выдавший сертификат электронной подписи.
Если вы не получили инструкцию по настройке, воспользуйтесь нашей инструкцией.
Зарегистрируйтесь в системе мониторинга
Не нашли что искали?
Задайте вопрос в службу поддержки
Опишите товары в каталоге
Реестр товаров, состоящий из карточек единичных товаров и наборов, формируется в Каталоге маркированных товаров (КМТ). Доступ к КМТ осуществляется из Единого личного кабинета (ЕЛК) системы маркировки «Честный ЗНАК». Описание товаров в КМТ доступно как через Личный кабинет (поштучно или массово), так и посредством подключения к программному интерфейсу API.
Участнику, имеющему активное членство в Ассоциации ГС1 РУС, доступна функциональность по созданию карточек товаров и по работе с реестром товаров сразу после перехода в КМТ. Карточки товаров, ранее созданные в системе ГС1 РУС, можно самостоятельно загрузить в КМТ, воспользовавшись одноименной кнопкой в профиле участника.
Если Участник не является членом Ассоциации ГС1 РУС, то создание карточек товаров в российском диапазоне префиксов (460-469) не доступно до момента вступления в Ассоциацию. Заявку на вступление в Ассоциацию ГС1 РУС можно заполнить и отправить в профиле участника КМТ, подписав её УКЭП. Для участников оборота маркированных товаров согласованы льготные условия членства в Ассоциации.
Заполнив все обязательные атрибуты в карточке товара, её необходимо направить на проверку и, по результатам положительного решения, подписать карточку УКЭП. Заполненная и подписанная карточка становится доступна для всех операций в системе маркировки «Честный ЗНАК».
Более подробно с функциональностью КМТ можно ознакомиться в пользовательских инструкциях (доступны в меню «Помощь») и видео-уроках на странице «Обучающий центр»