Что такое честный знак в фармации
Всё об обязательной маркировке медикаментов в системе «Честный ЗНАК»
В данной статье мы расскажем об обязательной маркировке медикаментов, а также о сроках перехода на новую систему работы. Вы узнаете, как пройти процедуру регистрации в системе «Честный ЗНАК», а также, какое наказание предусмотрено за оборот немаркированных лекарственных средств.
Маркировка лекарств в системе ЧЗ: сроки перехода
Проект по маркировке медикаментов стартовал в начале февраля 2017 г.
Участвуя в проекте, представители данной отрасли не торопясь налаживали процесс работы своих организаций, подгоняя его под новые стандарты, одними из первых оценив достоинства и выгоду, получаемую при переходе на новую систему.
Для плавного и удобного внедрения обязательной маркировки лекарств, правительством РФ было принято решение о разделении процесса на несколько этапов, что дало участникам оборота необходимое для адаптации бизнес-процессов к работе с медикаментозными средствами в системе ЧЗ время. При этом срок начала последнего этапа был передвинут с 01.01.2020 на более поздний, для того чтобы вся отрасль успела адаптировать свой бизнес под новые стандарты.
Этапы перехода на обязательную маркировку медикаментов в системе ЧЗ:
01.07.2019 г. аптеки и медучреждения стали регистрироваться в системе «ЧЗ», чтобы иметь возможность реализации медикаментов с маркировкой ВЗН.
01.10.2019 г. производители лекарственных средств начали маркировать лекарственные препараты из перечня ВЗН и отправлять сведения в гос. систему.
С 01.07.2020 г. маркировка медикаментов через систему «ЧЗ» становится обязательной.
Правительство РФ установило сроки обязательной маркировки для всех участников оборота лекарственных препаратов:
Производителей лекарственных средств;
Компаний, занимающихся импортом медикаментов в РФ;
Компаний, осуществляющих перевозку и отгрузку лекарственных средств;
Мед. учреждений: стоматологические клиники, больницы, медицинские центры;
Ритейл: аптеки, интернет-магазины.
Потребители также имеют возможность участвовать в данном проекте. Если покупатель обнаруживает контрафактную продукцию, он может сообщить об этом, отправив информацию в специальное приложение.
Маркировка медикаментов в системе ЧЗ: что нужно для работы
Чтобы начать работу с маркированными лекарственными препаратами на сайте системы ЧЗ, удостоверьтесь в том, что у организации имеется лицензия на ведение медицинской или фармацевтической деятельности, а срок её действия не вышел. Это можно проверить на официальном портале Роскомнадзора.
Чтобы обезопасить работу в системе ЧЗ, требуется получить УЭЦП в аккредитованных удостоверяющих центрах. Для безопасной работы с УЭЦП необходимо установить на ПК средство криптографической защиты информации. При работе с ключом Рутокен 2.0, загрузите с сайта необходимые драйверы и плагин. Они размещены в разделе «центр загрузки». При работе с носителем, у которого отсутствует встроенный криптопровайдер, необходимо установить на ПК Крипто Про CSP и Крипто Про ЭЦП Browser plag-in.
Для того чтобы иметь возможность считывать маркировку с лекарственных препаратов, организациям необходимо закупить 2D сканеры. Самыми востребованными стали:
Honeywell Voyager 1450g;
Организациям, работающим в розницу, необходимо закупить ККМ или обновить уже имеющиеся до версии, поддерживающей работу с тегом 1162- «код товара».
Для обработки маркированных медикаментозных средств на складах, необходимо закупить ТСД с возможностью считывания 2D кодов, например, такие как: Атол Smart.Lite; Urovo DT30 и т.п.
Производителям лекарственных средств необходимо получить у операторов проекта регистратор эмиссии. Аптеки и медучреждения, осуществляющие отпуск бесплатных лекарств по рецептам, должны получить от ЦРПТ регистратор выбытия.
Маркировка медикаментов в системе ЧЗ: регистрация
Перед регистрацией на портале «Честный знак», необходимо удостовериться в том, что на ПК инсталлирована операционная система Windows 7 и выше, либо Mac OS X от 10.8.
Если есть необходимость, обновите ОС и браузер. Затем приступайте непосредственно к самой регистрации в системе ЧЗ, используя данную инструкцию:
Откройте интернет-браузер и наберите в поисковике честныйзнак.рф.
На открывшейся странице кликните на кнопку «Регистрация».
В диалоговом окне нажмите «Лекарства».
Откроется окно с инструкцией по маркировке лекарств в системе ЧЗ. Ниже будет размещена ссылка для начала работы с системой мониторинга, вам необходимо перейти по ней.
В отдельной вкладке откроется страница для проверки компьютера на наличие ОС и соответствия браузера нужной версии, а также наличия плагина и крипто провайдера для дальнейшей работы.
Когда компьютер будет успешно проверен, вам откроется доступ к регистрации. Выберите электронную подпись и укажите тип участника товарооборота, а также ИНН, ФИО руководителя, адрес электронной почты, и номер телефона.
Кликните на кнопку «Отправить заявку», после чего ожидайте её рассмотрения. Время обработки заявки варьируется от 5 минут до 24 часов, в зависимости от степени загруженности специалистов системы ЧЗ.
Уведомление о прохождении регистрации на портале «Честный знак», придет на вашу электронную почту, которая была указана при заполнении заявки. В отправленном вам письме будет размещена ссылка, дающая доступ в личный кабинет, вход в который происходит с помощью ЭЦП. После прохождения авторизации в первый раз, необходимо будет указать:
ОФД, с которым заключен контракт.
Оператора ЭДО. В случае если у вас еще нет договора с оператором ЭДО, можете воспользоваться бесплатными услугами, предоставляемыми ЦРПТ.
Указание товарной группы, с которой планируется работа в системе мониторинга.
Также вам необходимо будет указать, кем вы являетесь, изготовителем или импортером. Если ни тем, и ни другим, то делаете соответствующую пометку. В открывшейся форме необходимо заполнить следующие данные:
Сведения об ООО/ИП, контактная информация.
Данные сотрудников, имеющих ЭЦП.
Реквизиты счета в банке.
Роль участника в системе мониторинга.
Когда все поля будут корректно заполнены, кликните на кнопку «Отправить». Специалисты системы ЧЗ проверят указанную информацию, и предоставят Вам доступ к системе ЧЗ.
Ниже приведены возможные причины для отказа в работе через ИС МДЛП:
Персональные данные заполнены не верно.
Номер идентификации, указанный при выпуске ЭЦП, не совпал с ИНН заявителя.
Данные о заявке расходятся с данными из ЕГРЮЛ(ЕГРИП).
Аналогичный запрос уже был подан ранее.
Получение кодов маркировки на лекарственные средства в системе ЧЗ
В системе ЧЗ маркировка медикаментов происходит с помощью штрих-кодов Data Matrix. Заявки на их эмиссию подают производители лекарственных препаратов и поставщики из других стран. Оформить заказ на эмиссию кодов Data Matrix для медикаментозных препаратов можно из личного кабинета на портале «Честный знак».
Для этого вам будет необходимо указать следующую информацию:
GTIN товара, который необходимо получить через ассоциацию ЮНИСКАН/ГС 1 РУС;
Номер регистрационного удостоверения ЛП;
Дату, когда был зарегистрирован препарат.
Внимание: данные из ЮНИСКАН/ГС 1 РУС должны быть идентичны с данными из гос. реестра лекарств (вплоть до запятых).
При регистрации медикаментов в системе ЧЗ, напротив каждой позиции требуется указывать количество единиц. На основе предоставленных данных будут сгенерированы уникальные коды идентификации, которыми после выгрузки из системы должны быть промаркированы медикаменты. При этом качество нанесения штрих-кодов должно быть С класса и выше, иначе его будет невозможно считать.
Выбытие медикаментозных препаратов из системы МДЛП
Лекарственные препараты находятся в системе ЧЗ до момента, пока они не будут проданы потребителю. Если продажа происходит через аптечную сеть, то ККМ фиксирует и передает информацию в систему мониторинга, после чего идентификатор проданного лекарственного средства автоматически исключается из системы. В дальнейшем он не будет использован для маркировки медикаментов. Если лекарственное средство отпускается покупателю по бесплатному рецепту, тогда данные в систему будут отправлены через специальный регистратор выбытия, который также применяется для отправки данных в ЧЗ медицинскими организациями.
Маркировка медикаментозных средств в ИС «Честный знак»: штрафы
С 01.07.2020 вся работа в отрасли будет организована через системы мониторинга перемещений медикаментов и не будет возможности безнаказанного уклонения от работы в ней. За нарушение законных предписаний предусмотрено административное наказание:
Наложение штрафных санкций размером до 300 тысяч рублей, а также полную конфискацию медикаментов без нанесенных кодов маркировки.
Также законодательством предусмотрена уголовная ответственность для руководителей предприятий и ИП со штрафом до 80 тысяч рублей и тюремным заключением со сроком от 3 до 36 месяцев в том случае, если общая стоимость лекарственных препаратов без нанесенной маркировки будет более 1,5 миллионов рублей.
Пошаговая инструкция по маркировке лекарств
В данной статье мы разберём алгоритм маркировки медикаментов и расскажем о сроках маркировки лекарственной продукции. Вы узнаете, где можно приобрести регистратор выбытия, для чего он нужен и многое другое.
Маркировка лекарственной препаратов на территории России была запущена ещё с 2017 года. Вначале она была необязательной и проводилась в рамках эксперимента, руководителем проекта выступала ФНС РФ. Позднее, в 2018 году, функция оператора была возложена на ЦРПТ, а с июля 2020 года маркировка стала обязательной для всех медицинских препаратов.
Сайт «Честный ЗНАК»: маркировка лекарственных препаратов
Для обеспечения контроля над перемещениями лекарственных средств, была создана ИС МДЛП. Главной её целью является исключение поддельной и контрафактной продукции с Российского рынка.
Официальным порталом по маркировке медикаментов является честный знак.рф. Здесь все участники оборота (производители, оптовые продавцы, аптечные пункты, медицинские учреждения и т.д.) могут найти инструкции, необходимые для настройки взаимодействия с ГИС МТ.
Сроки маркировки лекарственной продукции
с 01.10.2019 г. – маркировка лекарств из группы высокозатратных нозологий (ВЗН).
с 01.07.2020 г. – обязательная маркировка всех ЛП, производимых и реализуемых на территории РФ.
Продажа немаркированных ЛП, поступивших в оборот до 01.07.2020 г. допускается до окончания срока хранения.
Что необходимо для маркировки лекарственных препаратов
КЭЦП – необходима для работы с ЭДО, а также регистрации в ГИС МТ.
Адаптированное программное обеспечение.
Сканер 2D штрих-кодов, для распознавания маркировочных кодов.
К тому же медицинские учреждения в обязательном порядке должны подписать договор на обслуживание с ОФД. Это необходимо для обеспечения автоматической пересылки в ГИС МТ сведений о выводе использованных ЛП из оборота. Все участники оборота ЛП подключаются к системе ЭДО.
Все ЛП, произведённые и расфасованные в аптечной компании или ИП с лицензией на фарм. деятельность, должны быть промаркированы в соответствии с предписаниями, прописанными в Приказе Министерства здравоохранения №751н.
Но пока алгоритм получения поставок с маркированными ЛП упрощен.
Допускается самостоятельное оприходование и иные операции с ЛП без обязательного подтверждения поставки от поставщика.
При импорте маркированных ЛП не обязательно ждать подтверждения ввоза от держателей или собственников регистрационного уведомления.
Данные послабления нацелены на поддержание ИП, а также обеспечение безболезненного перехода отрасли на работу в новом формате.
Алгоритм маркировки медикаментов
В целом алгоритм маркировки ЛП будет един для всех участников оборота:
Изготовитель при помощи РЭ делает заявку на получение маркировочных кодов и после получения наносит их на упаковки с медикаментами. Информация об этом пересылается в МДЛП.
Оптовые поставщики принимают поставку от производителя, после чего также отправляют отчёт в МДЛП.
Аптечные пункты и медучреждения получают от дистрибьютора поставку с ЛП и отправляют отчёт об этом в МДЛП, после реализации медикаментов через ККМ, информация о выбытии товара в автоматическом режиме передаётся в систему маркировки через ОФД. Чтобы вывести ЛП из оборота без продажи применяется РВ.
Благодаря обязательной маркировке, потребители могут при помощи мобильного приложения «Честный ЗНАК» самостоятельно убедиться в подлинности ЛП.
«Честный ЗНАК»: кому и для чего нужен регистратор выбытия
Регистратор выбытия— представляет собой техническое устройство, используемое для вывода ЛП из оборота, например, при реализации по льготным рецептам (со скидкой в 100%), а также для лечения пациентов. РВ не применяется для фиксации таких операций, как розничные продажи (за оплату), а также получение или перемещение товара между подразделениями.
РВ для выпуска чеков требуется только для передачи сведений о выбытии в систему ЧЗ.
Ниже вы узнаете, кому для работы необходим РВ, а также, кто может вести свою деятельность без него.
Для работы требуется РВ
Для работы не требуется РВ
Аптечные пункты, реализующие ЛП по льготным рецептам со скидкой в 100%
Медучреждения, подконтрольные Министерству обороны РФ
Медучреждения и их обособленные подразделения
Медицинские кабинеты, расположенные на территории школьных и дошкольных учреждений при условии, что они являются структурными подразделениями медорганизаций
Клиники, занимающиеся оказанием стоматологических услуг
Выделенные структурные подразделения медучреждений, которые получают медикаменты для оказания помощи из центрального офиса
Аптечные пункты, занимающиеся только розничными продажами ЛП
Клиники, оказывающие услуги пластической хирургии
Профилактории и санатории
Медицинские кабинеты, расположенные на территории образовательных учреждений
Другие медучреждения, безвозмездно реализующие медикаменты.
Визуально РВ выглядит как ТСД. Конструкция устройства предусматривает экран, аккумуляторную батарею, считывающий элемент для распознавания 2D штрих-кодов, кнопочная клавиатура. Также аппарат имеет интерфейсы WiFi и Ethernet, порт для подключения к ПК, а также модуль ГЛОНАСС, который позволяет определять адрес выбытия товара.
РВ может функционировать в следующих режимах:
Автономный – применяется в случаях, если в течение дня из оборота выводится меньше 10 упаковок. При этом вывод перечня ЛП осуществляется вручную.
Режим ТСД – подходит для применения устройства без подключения к сети интернет. В таком случае, маркировочные кода после считывания выгружаются единым документом в программу учёта товара.
Сетевой – применяется в случаях, если в течение дня из оборота выводится больше 10 упаковок. Благодаря тому, что процесс выбытия при этом максимально автоматизирован, минимизируется риск допущения ошибок. Следует помнить, что данный режим предусматривает доработку программы учёта товара для обеспечения взаимодействия между РВ и МДЛП.
Сведения о выводе ЛП из оборота не записываются в память РВ и ознакомиться с ними можно только через ЛК в системе МДЛП, либо через применяемое ПО, которое интегрировано с системой ЧЗ.
Где можно приобрести регистратор выбытия лекарств
На момент написания статьи, на Российском рынке представлено всего три модели РВ от производителей «АТОЛ» и «ШТРИХ-М», при этом они обладают не только одинаковым функционалом, но и другими схожими характеристиками.
РВ предоставляются участникам на безвозмездной основе после подачи соответствующего заявления и подписания договора.
Для того чтобы получить РВ, участнику необходимо через ЛК МДЛП:
Внести данные в заявку на получение и оснащение тех.устройства.
Заверить документ на получение устройства.
После того как заявка будет рассмотрена, сформируется заказ-наряд, на основании которого участнику будет выдан РВ,
«Фарма.Просто» для ПК от оператора ГИС МТ «Честный ЗНАК»
«Фарма.Просто» — представляет собой бесплатный программный продукт от оператора системы ЧЗ, предназначенный для небольших компаний, работающих с ЛП. ПО необходимо для получения, создания и пересылки данных о перемещениях ЛП, в систему ЧЗ. Для использования данного ПО не требуется специальных знаний. Также в программе имеется возможность скачивания маркировочных кодов, использования черновиков, создания заданий на считывание штрих-кодов и т.п.
Для использования «Фарма.Просто» пользователю требуется предварительно зарегистрироваться в системе маркировки.
Мобильное приложение «Фарма.Просто»
Подберем оборудование для работы с маркировкой товаров. Выгодные предложения!
Оставьте заявку для получения квалифицированной консультации.
Все о маркировке лекарственных средств в системе «Честный ЗНАК»
Маркировка лекарственных препаратов стартовала в порядке эксперимента еще в 2017 году. Основная ее цель — гарантировать подлинность продаваемых медикаментов за счет отслеживания их движения, начиная от завода-изготовителя и заканчивая продажей конечному покупателю. Таким образом Правительство России хочет снизить количество поддельной или незаконно ввезенной продукции на рынке. Для работы с маркированными медикаментами представителям отрасли нужно зарегистрироваться в единой государственной информационной системе мониторинга «Честный ЗНАК».
Пройдите опрос и узнайте стоимость внедрения
маркировки «под ключ
Хотите избежать штрафов по маркировке?
Получите комплексное решение от наших экспертов дешевле на 30% рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!
Маркировка лекарств в ИС «Честный ЗНАК»: сроки перехода
Эксперимент по идентификации лекарственных препаратов начался 1 февраля 2017 года. В нем можно было принять добровольное участие. Таким образом, представители отрасли могли без спешки подготовиться к ведению бизнеса по новым требованиям и оценить все выгоды от работы с маркированными медикаментами.
Этапы перехода на маркировку лекарственных средств через «Честный ЗНАК»:
Правительство России определило четкие сроки перехода на обязательную маркировку медикаментов. В ней должны участвовать все представители отрасли:
Потребители тоже могут принимать участие в государственном проекте. Для этого оператором создано специальное приложение. С его помощью можно сканировать штрикоды DataMatrix для проверки подлинности лекарств. При выявлении поддельной продукции покупатель может прямо через приложение сообщать о факте нарушения.
Касса для маркировки Атол Sigma 7
Касса для маркировки Эвотор 7.2
Сканер для маркировки Vioteh VT2420
Маркировка лекарств в ИС «Честный ЗНАК»: что потребуется для работы
Для работы в системе мониторинга обязательно необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Она выдается в удостоверяющих центрах, прошедших аккредитацию Минкомсвязи. Для получения УКЭП потребуется:
Для работы с УКЭП потребуется установить на компьютер средство криптографической защиты информации (СКЗИ). При использовании ключа Рутокен 2.0 скачайте с сайта разработчика драйверы и плагин. Они доступны во вкладке «Центр загрузки». При использовании носителя без встроенного криптопровайдера установите на компьютер КриптоПро CSP и КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.
Для работы с маркированными лекарствами участникам товарооборота также потребуется закупить оборудование. Для считывания идентификационных меток нужны 2D-сканеры. В число наиболее популярных моделей входят:
Представителям ритейла потребуется закупить онлайн-кассы. Если ими уже оснащены торговые точки, то нужно обновить программное обеспечение. Оно должно поддерживать работу с тегом 1162 — «код товара».
Для работы с препаратами в условия складских помещений потребуется приобрести терминалы сбора данных с поддержкой распознавания 2D-кодов. К их числу относятся следующие модели:
Изготовителям препаратов также потребуется получить регистратор эмиссии. Он выдается оператором проекта мониторинга. Аптеки и медицинские учреждения, которые отпускают лекарства со 100%-ной скидкой по рецепту, получают от ЦРПТ регистратор выбытия безвозмездно.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Маркировка лекарственных средств в ИС «Честный ЗНАК»: регистрация
Также предъявляются требования к версии интернет-браузера:
При необходимости обновите операционную систему и интернет-обозреватель. После чего переходите к регистрации в «ЧЗ», используя следующую пошаговую инструкцию:
Хотите получить решение «под ключ» по внедрению маркировки?
На 30% дешевле рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!
Уведомление об одобрении регистрации на сайте «Честный ЗНАК» для маркировки лекарственных средств поступает на указанный e-mail. В письме также будет находиться ссылка для доступа в личный кабинет. Вход в него происходит посредством цифровой подписи. После первой авторизации потребуется указать дополнительную информацию:
Также потребуется указать, являетесь ли вы производителем или импортером препаратов. Если нет, то ставите соответствующую пометку. Далее откроется следующая форма, в которой нужно представить следующие данные:
После ввода всей требуемой информации нажмите кнопку «Отправить». Сотрудники проверят ваши данные, после чего откроют полный доступ к системе мониторинга лекарственных средств «Честный ЗНАК».
Рассмотрим причины, по которым могут отказать в работе через ИС МДЛП:
Точная причина отказа в регистрации пользователя в системе озвучивается в письме, которое поступает на указанный в заявке электронный адрес.
Маркировка для аптек, стоматологий, косметических салонов, клиник пластической хирургии и других медицинских организаций
Национальная система цифровой маркировки и прослеживания Честный ЗНАК
создана для сокращения нелегального оборота товаров в России и ЕАЭС
Координатором системы является
Минпромторг России
Контроль соблюдения правил
маркировки в медицинских организациях
осуществляет Росздравнадзор
Разработчик системы —
Оператор-ЦРПТ
В 2020 году обязательной станет маркировка и прослеживание всех лекарств
В системе маркировки лекарственных препаратов необходимо зарегистрироваться всем организациям,
имеющим фармацевтическую и медицинскую лицензию
К таким организациям в том числе относятся:
Стоматологические кабинеты и клиники
Клиники пластической хирургии и эстетической медицины
Медицинские кабинеты в образовательных учреждениях и на производстве
Санатории и профилактории
Внимание!
Согласно законодательству, нарушение правил маркировки может повлечь отзыв лицензии
Все организации, которые используют в работе лекарственные препараты, должны осуществлять приемку и выбытие лекарств
Перед тем как выдать лекарство или использовать его для оказания услуг, необходимо просканировать его при помощи специального устройства — регистратора выбытия
Если лекарства продаются в рознице, то для выбытия должны использоваться онлайн-кассы
Для начала работы с маркировкой необходимо:
Оформить усиленную квалифицированную электронную
подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП
Сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи можно получить
в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.
Если у вас уже есть усиленная квалифицированная электронная подпись, то вы можете использовать ее
Если Ваша организация зарегистрирована как юридическое лицо, УКЭП должна содержать
сведения о ИНН, ОГРН, наименовании и адресе организации, а также — фамилии, имени
и отчестве руководителя организации, в соответствии со справочником ЕГРЮЛ.
Если Вы — индивидуальный предприниматель — в УКЭП должен быть указан ИНН ИП
и фамилия, имя и отчество ИП, в точном соответствии со справочником ЕГРИП.
Если Ваша организация зарегистрирована как юридическое лицо, УКЭП должна содержать
сведения о ИНН, ОГРН, наименовании и адресе организации, а также — фамилии, имени
и отчестве руководителя организации, в соответствии со справочником ЕГРЮЛ.
Обратите внимание, что в УКЭП не должен быть указан ОГРН.
Установить программное обеспечение для работы
с усиленной квалифицированной электронной подписью
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет
удостоверяющий центр, выдавший сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи.
Если вы не получили инструкцию по настройке, воспользуйтесь нашей:
Зарегистрироваться в системе маркировки Честный ЗНАК
Заполните все обязательные поля, отмеченные * (звездочкой)
Сведения о наличии лицензии
Контактные данные ответственного за маркировку в организации
Информация при регистрации должна совпадать со сведениями в реестре лицензий
Подготовиться к работе с маркированными лекарствами
Если препараты используются при оказании услуг или выдаются со 100% скидкой
Заполнить анкету на получение регистратора выбытия в личном кабинете в разделе «Профиль», в подразделе «Анкеты и договоры» в соответствии с инструкцией.
Если анкеты нет, обратитесь в техподдержку по электронной почте support@crpt.ru
Получить и подписать сформированный пакет документов от ЦРПТ для заключения договора на предоставление регистратора и его обслуживание.
Поставка оборудования осуществляется в соответствии с условиями договора, обычно в течение 30 календарных дней после подписания документов. Устройство и услуги по его обслуживанию предоставляются за счет оператора маркировки.
Обучите персонал полному алгоритму работы на этапе выбытия.
Пошаговая инструкция (раздел 5 Вывод ЛП из оборота)