Что такое четыре октавы
Диапазон голоса. Что это и как правильно его определить
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Давайте обсудим очень интересную тему, которая вызывает множество споров и большой ажиотаж среди вокалистов. Для начала разберемся в самом понятии диапазон голоса и что это в вокале.
Во-первых: далеко не все, что мы берем голосом, звучит уверенно и устойчиво. На низах нам часто тяжело петь. Чем ниже нота, тем больше идет переход на субтон или штробас. Что касается высоких нот, то чем выше поднимаемся, тем звонче обертон из-за возможностей переключения на такие режимы, как фальцет или свисток.
Во-вторых: диапазон раскладывается и делится на несколько зон:
1. Речевая – это та самая комфортная тесситура, на которой мы разговариваем.
2. Рабочая – применяем в работе с песнями.
3. Общая – включает низкие и высокие ноты, о которых мы вспоминали ранее. Вокалист старается дотянуться до них их в упражнениях или на распевках, но не использует во время пения в произведениях.
В-третьих: в развитии диапазона поможет только правильная вокальная техника. Только с правильной техникой можно растянуть любой диапазон.
Давайте определим Ваш диапазон, какое количество нот в него входит, а также сможем понять, к какому типу голоса Вы относитесь. Напомню, что в одну октаву входит 8 нот.
Сразу сакцентирую Ваше внимание на том, что данные стандарты могут не точно вписаться в Ваш голос, выбирайте приблизительно близкое. А более точно, конечно же, Ваш диапазон помогут определить разнообразные распевки, песни и хороший педагог! Постарайтесь раскачать свой голос на максимально низкую и максимально высокую ноту, чтобы точно определить свой диапазон голоса, и что это очень важно вы уже наверняка поняли.
Примеры диапазона на известных вокалистах
Судить будем из рабочего диапазона, то есть тот, который используется в песнях.
Мы научим пользоваться голосовым аппаратом и подберем самую подходящую программу занятий именно для вашего голоса. Желаю Вам успехов и правильного подхода к своему голосовому аппарату. Верьте в свои силы, занимайтесь, и у Вас всё обязательно получится!
Октавная система
Октавная система — способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.
Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней.
Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.
Содержание
Обозначения октав
Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два — нотация Гельмгольца и научная нотация.
Наименования октав
Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх — «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» — это октава ниже 1-й, «Большая» — ниже малой, «Контроктава» — ниже большой и наконец «Субконтроктава» — ниже контроктавы — самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.
Нотация Гельмгольца
Научная нотация
Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году [2] Американским Акустическим Обществом. В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.
Список октав [3]
Субконтроктава
Включает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0.
Контроктава
Включает звуки с частотами от 32.703 Гц (включительно) до 65.406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 32.703 | До1 | C1 | C1 | |
2 | 36.708 | Ре1 | D1 | D1 | |
3 | 41.203 | Ми1 | E1 | E1 | |
4 | 43.654 | Фа1 | F1 | F1 | |
5 | 48.999 | Соль1 | G1 | G1 | |
6 | 55.000 | Ля1 | A1 | A1 | |
7 | 61.735 | Си1 | H1 | H1 |
Большая октава
Включает звуки с частотами от 65.406 Гц (включительно) до 130.81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 65.406 | До | C | C2 | |
2 | 73.416 | Ре | D | D2 | |
3 | 82.406 | Ми | E | E2 | |
4 | 87.307 | Фа | F | F2 | |
5 | 97.999 | Соль | G | G2 | |
6 | 110.00 | Ля | A | A2 | |
7 | 123.47 | Си | H | H2 |
Малая октава
Включает звуки с частотами от 130.81 Гц (включительно) до 261.63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 130.81 | до | c | C3 | |
2 | 146.83 | ре | d | D3 | |
3 | 164.81 | ми | e | E3 | |
4 | 174.61 | фа | f | F3 | |
5 | 196.00 | соль | g | G3 | |
6 | 220.00 | ля | a | A3 | |
7 | 246.94 | си | h | H3 |
Первая октава
Включает звуки с частотами от 261.63 Гц (включительно) до 523.25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 261.63 | до 1 | c 1 | C4 | |
2 | 293.67 | ре 1 | d 1 | D4 | |
3 | 329.63 | ми 1 | e 1 | E4 | |
4 | 349.23 | фа 1 | f 1 | F4 | |
5 | 392.00 | соль 1 | g 1 | G4 | |
6 | 440.00 | ля 1 | a 1 | A4 | |
7 | 493.88 | си 1 | h 1 | H4 |
Вторая октава
Включает звуки с частотами от 523.25 Гц (включительно) до 1046.5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 523.25 | до 2 | c 2 | C5 | |
2 | 587.33 | ре 2 | d 2 | D5 | |
3 | 659.26 | ми 2 | e 2 | E5 | |
4 | 698.46 | фа 2 | f 2 | F5 | |
5 | 783.99 | соль 2 | g 2 | G5 | |
6 | 880.00 | ля 2 | a 2 | A5 | |
7 | 987.77 | си 2 | h 2 | H5 |
Третья октава
Включает звуки с частотами от 1046.5 Гц (включительно) до 2093.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1046.5 | до 3 | c 3 | C6 | |
2 | 1174.7 | ре 3 | d 3 | D6 | |
3 | 1318.5 | ми 3 | e 3 | E6 | |
4 | 1396.9 | фа 3 | f 3 | F6 | |
5 | 1568.0 | соль 3 | g 3 | G6 | |
6 | 1760.0 | ля 3 | a 3 | A6 | |
7 | 1975.5 | си 3 | h 3 | H6 |
Четвёртая октава
Включает звуки с частотами от 2093.0 Гц (включительно) до 4186.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2093.0 | до 4 | c 4 | C7 | |
2 | 2349.3 | ре 4 | d 4 | D7 | |
3 | 2637.0 | ми 4 | e 4 | E7 | |
4 | 2793.8 | фа 4 | f 4 | F7 | |
5 | 3136.0 | соль 4 | g 4 | G7 | |
6 | 3520.0 | ля 4 | a 4 | A7 | |
7 | 3951.1 | си 4 | h 4 | H7 |
Пятая октава
Включает звуки с частотами от 4186.0 Гц (включительно) до 8372.0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени (выше «До») применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 4186.0 | до 5 | c 5 | C8 | |
2 | 4698.6 | ре 5 | d 5 | D8 | |
3 | 5274.0 | ми 5 | e 5 | E8 | |
4 | 5587.7 | фа 5 | f 5 | F8 | |
5 | 6271.9 | соль 5 | g 5 | G8 | |
6 | 7040.0 | ля 5 | a 5 | A8 | |
7 | 7902.1 | си 5 | h 5 | H8 |
Схема
С помощью данной схемы или клавиатуры пианино возможно нахождение частоты звука. Для этого можно пользоваться следующей формулой:
(Гц),
где n — это порядковый номер ступени (на клавиатуре номер клавиши слева), начиная с «ля» субконтроктавы, отсчитывается с нуля.
Например, для нахождения частоты «ре» малой октавы n будет равно 29:
Таблица соответствия нот частотам
Частоты в герцах (интервал от средней До в полутонах) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Октава → Нота ↓ | Суб-контр | Контр | Большая | Малая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
C | 16.352 (−48) | 32.703 (−36) | 65.406 (−24) | 130.81 (−12) | 261.63 (0) | 523.25 (+12) | 1046.5 (+24) | 2093.0 (+36) | 4186.0 (+48) | 8372.0 (+60) |
C# / D♭ | 17.324 (−47) | 34.648 (−35) | 69.296 (−23) | 138.59 (−11) | 277.18 (+1) | 554.37 (+13) | 1108.7 (+25) | 2217.5 (+37) | 4434.9 (+49) | 8869.8 (+61) |
D | 18.354 (−46) | 36.708 (−34) | 73.416 (−22) | 146.83 (−10) | 293.66 (+2) | 587.33 (+14) | 1174.7 (+26) | 2349.3 (+38) | 4698.6 (+50) | 9397.3 (+62) |
D# / E♭ | 19.445 (−45) | 38.891 (−33) | 77.782 (−21) | 155.56 (−9) | 311.13 (+3) | 622.25 (+15) | 1244.5 (+27) | 2489.0 (+39) | 4978.0 (+51) | 9956.1 (+63) |
E | 20.602 (−44) | 41.203 (−32) | 82.407 (−20) | 164.81 (−8) | 329.63 (+4) | 659.26 (+16) | 1318.5 (+28) | 2637.0 (+40) | 5274.0 (+52) | 10548 (+64) |
F | 21.827 (−43) | 43.654 (−31) | 87.307 (−19) | 174.61 (−7) | 349.23 (+5) | 698.46 (+17) | 1396.9 (+29) | 2793.8 (+41) | 5587.7 (+53) | 11175 (+65) |
F# / G♭ | 23.125 (−42) | 46.249 (−30) | 92.499 (−18) | 185.00 (−6) | 369.99 (+6) | 739.99 (+18) | 1480.0 (+30) | 2960.0 (+42) | 5919.9 (+54) | 11840 (+66) |
G | 24.500 (−41) | 48.999 (−29) | 97.999 (−17) | 196.00 (−5) | 392.00 (+7) | 783.99 (+19) | 1568.0 (+31) | 3136.0 (+43) | 6271.9 (+55) | 12544 (+67) |
G# / A♭ | 25.957 (−40) | 51.913 (−28) | 103.83 (−16) | 207.65 (−4) | 415.30 (+8) | 830.61 (+20) | 1661.2 (+32) | 3322.4 (+44) | 6644.9 (+56) | 13290 (+68) |
A | 27.500 (−39) | 55.000 (−27) | 110.00 (−15) | 220.00 (−3) | 440.00 (+9) | 880.00 (+21) | 1760.0 (+33) | 3520.0 (+45) | 7040.0 (+57) | 14080 (+69) |
A# / H♭ | 29.135 (−38) | 58.270 (−26) | 116.54 (−14) | 233.08 (−2) | 466.16 (+10) | 932.33 (+22) | 1864.7 (+34) | 3729.3 (+46) | 7458.6 (+58) | 14917 (+70) |
H | 30.868 (−37) | 61.735 (−25) | 123.47 (−13) | 246.94 (−1) | 493.88 (+11) | 987.77 (+23) | 1975.5 (+35) | 3951.1 (+47) | 7902.1 (+59) | 15804 (+71) |
Примечание: Иногда нота Си обозначается как «B» вместо «H». |
См. также
Ссылки
Литература
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Октавная система» в других словарях:
октавная система — (передачи многоканального телевизионного сигнала) [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN octave system … Справочник технического переводчика
Большая октава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Вторая октава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Контроктава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Малая октава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Первая октава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Пятая октава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Четвертая октава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Четвёртая октава — Октавная система способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте … Википедия
Сольмизация — при Гвидоне Аретинском (см.) так называлось искусство петь гаммы и всякие мелодии по гексахордной системе (см. Гексахорд), при которой впервые появились названия нот ut, re, mi, fa, sol, la. После того как была введена седьмая нота si и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Зачем певцу знать, какой у него диапазон голоса?
Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самого низкого звука до самого высокого. Точнее, насколько голосовые связки певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу. Хороший вокалист знает возможности своего голоса — сколько нот он способен спеть. Когда вы верно оцениваете свой диапазон, вы можете подобрать к нему правильный репертуар. Те песни, на которых вы не будете давиться высокими нотами.
На пробном уроке вокала педагог в первую очередь оценивает ваш певческий диапазон, чтобы понять, какие упражнения подобрать для развития ваших вокальных данных. Информация о диапазоне — говорит о ваших природных задатках. Широкий голосовой диапазон говорит о больших способностях в пении. Как определить вокальный диапазон, зачем его развивать и у кого самый большой диапазон голоса из современных певцов — читайте ниже!
Типы и диапазоны голосов в академическом пении
В академическом пении придумали систему, как различать певческие диапазоны разных людей. Она делит женские и мужские голоса на низкие и высокие. А дальше формирует диапазон по количеству нот, которые певцы могут охватить. Вот примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале:
Тип вашего голоса поможет определить фониатр. У него на приёме можно увидеть, как смыкаются ваши голосовые связки на экране монитора и понять, насколько они тонкие и эластичные. Чем больше тянутся связки, тем больше нот вы можете спеть, а значит — тем больше ваш диапазон.
Зачем в опере делят голоса на типы?
Высокими лирическими голосами часто поют главные герои. Низкие голоса предназначены для злодеев. У каждого персонажа в сюжете оперы есть свой характер. Зная характер персонажа, композитор сочиняет оперные арии отдельно для каждого типа голоса. Так баритон никогда не будет петь за тенора. Во-первых, ему будет неудобно брать высокие ноты, которые не подходят его физиологии. Во-вторых, баритональный тембр не передаст всех оттенков в голосе, которые нужны для персонажа-тенора. В опере все должно быть на своих местах, «по классике»:
Какие диапазоны голоса есть в эстрадном вокале?
Немного о вокале и октавах
Если вбить в гугл «имя + диапазон голоса», он выдаст впечатляющую, но далекую от правды информацию.
Вокальный диапазон Эми составлял четыре октавы плюс одна нота.
У британской джазовой певицы Адель диапазон голоса 3 октавы.
Реальный диапазон Эми.
Реальный диапазон Адель долгое время составлял две с половиной октавы.
Доверяю только подтвержденным данным. То есть записям с соответствующими нотами. Хотя и они не на 100% правдивы: большинство звезд поет с бэк-вокалистами. На одном форуме Фарреллу Уильямсу приписали ноту, которую на самом деле взял кто-то из них.
У Бейонсе действительно очень хороший диапазон. Больше, чем у Адель. Но никакой F#2 я не слышу.
Не говоря уже о том, что в студии любую ноту можно изменить. И что еле слышный хрип или писк сложно назвать полноценным голосом.
Вот это больше похоже на правду (три с половиной).
Есть несколько сайтов (Diva Devotee, The Range Place и Critic Of Music), чьим данным можно хотя бы немного доверять. Они тоже склонны перехваливать и завышать. Но, по крайней мере, не берут данные с потолка, а опираются на источники.
Ни у одной из «четырехоктавных» певиц нет хитов во все 4 октавы. Даже у Мэрайи Кэри. Вот у нее, может, эти самые 4 и есть (по записям слышно, что диапазон явно больше, чем у других). Остальные либо врут, либо нагло пихают в «диапазон» все звуки, которые хотя бы иногда хоть как-то могут издать.
Диапазоны некоторых популярных исполнительниц, на чьих концертах я побывала
DivaDevotee: 3 октавы
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы
Никаких 4 октав вживую не заметно, даже 3 выглядят сомнительно. Chandelier не тянет, несмотря на высокий голос. Занижает всю песню на тон (как в видео ниже).
DivaDevotee: 3 октавы 1 нота
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы
Diva Devotee: 2 октавы и 7 нот
Critic Of Music: 3 октавы и 3 ноты
The Range Place: 3 октавы
Поет очень прилично, на этот раз данные выглядят правдоподобными. Правда, не скажу, что она прямо уж лучшая. Сиа и Фло звучали эффектнее.
На самом деле
Джесси Джей очень любит oversinging. Именно поэтому ее творчество мне не близко.
А почему речь только о певицах? А как же певцы?
Зато попадаются откровенно безголосые персонажи вроде Passenger (к нему в компанию можно добавить Майка Познера и Owl City). Селена Гомес и то лучше звучит.
Так уж повелось, что пением увлекаются в основном женщины и конкуренция среди них намного выше. Это очень заметно по шоу «Голос». Вот свежий пример. Будь он девушкой, не дошел бы даже до первого этапа кастинга. Но пол и нестандартный выбор песни (не слишком сложной, кстати) сыграли свою роль.
P.S. Увлекаюсь пением несколько лет. Петь мечтала всегда, но не получалось раньше по разным обстоятельствам. Может, как-нибудь напишу пост о вокальных педагогах 🙂