Что такое чин прощения

Прощёное воскресенье. Чин прощения

Мы вплот­ную при­бли­зи­лись к Ве­ли­ко­му по­сту. Хри­сто­ва Цер­ковь ста­вит нас пе­ред осмыс­ле­ни­ем Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. От­не­стись к это­му мы долж­ны се­рьёз­но, вдум­чи­во, от­вет­ствен­но. Пост пред­ва­ря­ет­ся Про­щё­ным вос­кре­се­ньем, чтобы мы про­сти­ли ближ­ним все со­гре­ше­ния про­тив нас. Это усло­вие аб­со­лют­но необ­хо­ди­мо для стя­жа­ния чи­сто­ты серд­ца — за­да­чи, ко­то­рую мы бу­дем ре­шать в пе­ри­од про­хож­де­ния пост­ни­че­ско­го по­при­ща. Мож­но, ко­неч­но, упро­стить чин про­ще­ния и све­сти его к чи­стой тра­ди­ции, пе­ре­няв при этом, по­ло­жим, обы­чай от­цов-пу­стын­ни­ков, ко­то­рые на вре­мя Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы ухо­ди­ли из мо­на­сты­рей в Си­най­скую, Еги­пет­скую и дру­гие пу­сты­ни. Рас­ста­ва­ясь с оби­те­лью, они про­ща­лись друг с дру­гом и тут-то вза­им­но ис­пра­ши­ва­ли про­ще­ние. Это, ко­неч­но, убе­ди­тель­ный при­мер для под­ра­жа­ния, но ес­ли мы вос­при­мем его толь­ко как обы­чай, то прой­дём ми­мо ве­ро­учи­тель­ной зна­чи­мо­сти упо­мя­ну­то­го де­я­ния от­шель­ни­ков. Суть Бо­жи­его за­мыс­ла в во­про­се остав­ле­ния гре­хов вы­ра­же­на в сло­вах Спа­си­те­ля Хри­ста, по­ста­вив­ше­го Своё про­ще­ние в при­чин­ную за­ви­си­мость от на­ше­го про­ще­ния друг дру­га: Ибо ес­ли вы бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный, а ес­ли не бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам со­гре­ше­ний ва­ших (Мф 6:14). Это вы­ра­же­но Спа­си­те­лем столь ка­те­го­рич­но, что апо­стол люб­ви Иоанн Бо­го­слов до­но­сит нам смысл этих Хри­сто­вых слов в та­ких вы­ра­же­ни­ях: Кто го­во­рит: “я люб­лю Бо­га”, а бра­та сво­е­го нена­ви­дит, тот лжец: ибо не лю­бя­щий бра­та сво­е­го, ко­то­ро­го ви­дит, как мо­жет любить Бога, Ко­то­ро­го не ви­дит? (1 Ин 4:20). Этот-то ра­ди­ка­лизм и по­став­лен Хри­стом Спа­си­те­лем как усло­вие про­ще­ния на­ших гре­хов, а зна­чит — на­ше­го при­бли­же­ния к Бо­гу. Обу­слов­ле­но это вот чем.

Сво­им во­пло­ще­ни­ем Хри­стос Спа­си­тель по­ста­вил Своё Бо­же­ство в осо­бую бли­зость с вос­при­ня­той Им че­ло­ве­че­ской при­ро­дой. А через че­ло­ве­че­ство Своё Он со­еди­нил Се­бя со всем че­ло­ве­че­ством. Он со­че­тал лю­дей в та­кое един­ство, что мог ска­зать: И кто при­мет од­но та­кое ди­тя во имя Мое, тот Ме­ня при­ни­ма­ет (Мф 18:5). В пол­ном со­от­вет­ствии с этим и к че­ло­ве­ку предъ­яв­ля­ют­ся Бо­жии тре­бо­ва­ния. Не про­сто­го по­ви­но­ве­ния от че­ло­ве­ка ожи­да­ет Бог; Бо­жии по­ве­ле­ния и ре­ак­цию на них тре­пе­щу­ще­го тво­ре­ния зна­ло и вет­хо­за­вет­ное че­ло­ве­че­ство. Нам же Хри­стос про­сти­ра­ет со Кре­ста Свои объ­я­тия и взы­ва­ет: Че­ло­ве­че, даж­дь­ми серд­це. И Бог ожи­да­ет от нас не про­сто воз­дер­жа­ния от гре­хов; Он ждёт от че­ло­ве­ка аб­со­лют­ной свя­то­сти: Будь­те свя­ты, по­то­му что Я свят (1 Пет 1:16). По­то­му мы ныне долж­ны бу­дем в чине про­ще­ния при­ми­рить­ся с ближ­ни­ми не тра­ди­ции ра­ди, — мы от все­го серд­ца про­стим все их со­гре­ше­ния, спол­на рас­кро­ем всем и каж­до­му своё серд­це. Этим мы рас­кро­ем его и Бо­гу сво­е­му.

Пе­ред та­кой ду­хо­нос­ной за­да­чей мы ныне по­став­ле­ны. По­се­му при­дём се­го­дня ве­че­ром во свя­той храм с пол­ной рас­кры­то­стью серд­ца, с го­тов­но­стью об­нять ближ­не­го. При­мем его, как Са­мо­го Гос­по­да, от­пу­стим спол­на и каж­до­му со­гре­ше­ния про­тив нас. То­гда и Хри­стос от­пу­стит нам со­гре­ше­ния на­ши и со­де­ла­ет нас жи­вы­ми чле­на­ми Церк­ви — Сво­е­го Цар­ства.

Чин про­ще­ния

До­ро­гие бра­тья и сёст­ры о Хри­сте. Мы со­бра­лись ныне в хра­ме для то­го, чтобы встать пе­ред Ли­цом Бо­га Жи­ва­го. Да осе­нит Он нас Сво­им бла­го­сло­ве­ни­ем, дабы рас­кры­лись серд­ца на­ши и ста­ли так про­стран­ны, чтобы вме­стил­ся в них небе­са­ми Невме­сти­мый Бог. Это Он да­ру­ет нам воз­мож­ность рас­крыть объ­я­тия и вы­ра­зить своё бла­го­во­ле­ние на­шим ближ­ним, ис­пра­ши­вая про­ще­ние у каж­до­го. Это, как мы зна­ем, непре­мен­ное усло­вие для очи­ще­ния на­ше­го серд­ца и для из­ме­не­ния ума. Цель на­шей жиз­ни — лю­бо­вью со­че­тать­ся со Хри­стом. Но нель­зя лю­бить Бо­га и при этом нена­ви­деть бра­та сво­е­го. Для то­го-то и да­ру­ет нам Хри­сто­ва Цер­ковь чин про­ще­ния, дабы мы со все­ми бы­ли при­ми­ре­ны.

При­па­дём же к сто­пам Спа­си­те­ля на­ше­го, по­про­сим Его, чтобы Он да­ро­вал нам бла­го­го­вей­ное и тре­пет­ное от­но­ше­ние к ближ­не­му, чтобы вся­кий встреч­ный, как это пе­ре­жи­ва­ет­ся хри­сти­ан­ски­ми по­движ­ни­ка­ми, пред­стал нам бо­гом по­сле Бо­га. И ис­пра­ши­ва­ем это­го да­ра у Бо­га мы не по сво­им за­слу­гам, а ис­клю­чи­тель­но по Его бла­го­сти.

Дерз­ки, гру­бы, же­сто­ки бы­ва­ли мы к ближ­ним, а са­ми в то же вре­мя хо­те­ли бы, чтобы ближ­ние от­но­си­лись к нам с пре­ду­пре­ди­тель­но­стью, с чи­сто­сер­де­чи­ем, с неж­но­стью. По­ло­жим же и мы эти на­ча­ла в ос­но­ву на­ших от­но­ше­ний к ближ­ним. Чи­сто­сер­деч­но, ис­крен­но, от все­го лю­бя­ще­го серд­ца ис­про­сим у каж­до­го про­ще­ния, чтобы и на нас из­лил Гос­подь Своё бла­го­во­ле­ние и про­стил нам со­гре­ше­ния на­ши.

Про­шу и я вас, чест­ные от­цы, и вас, до­ро­гие бра­тья и сёст­ры о Хри­сте, про­стить ме­ня. Знаю, как по­ви­нен я пе­ред ва­ми. Бы­вал и ре­зок, об­ру­ши­вал­ся гнев­ным сло­вом — и это то­гда, ко­гда нуж­но бы­ло всё по­крыть лю­бо­вью. За все это, Хри­ста ра­ди, про­сти­те ме­ня. Про­сти­те и за то, что спол­на не вы­пол­нил сво­е­го при­зва­ния: дол­жен был днём и но­чью в мо­лит­вен­ном бде­нии пред­ста­тель­ство­вать за каж­до­го из вас, но по немо­щи, по ле­ни я это­го не ис­пол­нил. Дол­жен был бы не толь­ко внеш­ним бла­го­ле­пи­ем обла­го­ро­дить Бо­жий храм: над­ле­жа­ло мне ещё до­пол­нить это та­ким го­ре­ни­ем серд­ца, от ко­то­ро­го смог­ли бы воз­жечь­ся и ва­ши серд­ца, дабы и каж­дый из вас со­де­ло­вал бы своё спа­се­ние пла­ме­не­ю­щей лю­бо­вью друг ко дру­гу и во­шёл бы жи­вым чле­ном в Бо­жию Цер­ковь — ми­сти­че­ское Хри­сто­во Те­ло. Но здесь я ма­ло в чём успел. По­се­му вы, чест­ные от­цы, и Вы, до­ро­гие пев­чие, и вы, воз­люб­лен­ные бра­тья и сёст­ры о Хри­сте, про­яви­те ко мне своё бла­го­во­ле­ние, про­сти­те всё, чем я со­гре­шил пе­ред ва­ми — де­лом, сло­вом, по­мыш­ле­ни­ем.

Ис­пра­ши­ваю и для вас Бо­жи­ей ми­ло­сти, дабы Бог Сво­ею бла­го­да­тью и че­ло­ве­ко­лю­би­ем, Сво­им ми­ло­сер­ди­ем и бла­го­стию, бла­го­во­ле­ни­ем и лю­бо­вью бла­го­сло­вил каж­до­го из вас. Да про­явит Он ми­лость Свою к каж­до­му из вас, да все­лит в серд­ца ва­ши небес­ный свет и ра­дость! Да нис­по­шлёт Он и Свою бла­го­дат­ную по­мощь, дабы всем нам во Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу так со­вер­шить очи­ще­ние душ и те­лес, чтобы гря­ду­щая Пас­ха Хри­сто­ва встре­че­на бы­ла на­ми не как ка­лен­дар­ный празд­ник, а пе­ре­жи­ва­лась бы в ли­ко­ва­нии, ра­до­сти, как но­вая жизнь во Хри­сте.

Источник

ЧАСТЬ 1
СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА

«Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим». 385

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении Церковь отлагает всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения – полной Литургии – в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем. Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа. Выбор чтения она также применяет ко времени. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой и девятый часы – Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни следующей за ней Страстной седмицы.

ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем.

Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир – как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой – расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.

Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:

Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта).

По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш».

Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.

После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами).

После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне – ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение).

После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.

ЧИН ПРОЩЕНИЯ

В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Четверг сыропустный, утреня, 1 трипеснец, песнь 8, 3.

Епископ Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 г.

Источник

Прощеное воскресенье: как проходит Чин Прощения

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас тойже.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Стих: К Тебе возведох очи мои:

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощенияАнгельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Источник

Храм Святого Духа

сайт самохваловичского прихода

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Икона дня

Православный календарь

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI).

Прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Сатурнина, первого еп. Тулузского (III). Сщмч. Авива, еп. Некресского (VI) (Груз.). Свт. Мардария (1935) (Серб.).

Сщмч. Сергия Кочурова пресвитера (1941).

Утр. – Ев. 3-е,Мк., 71 зач., XVI, 9–20.Лит. –Еф., 224 зач., IV, 1–6.Лк., 71 зач., XIII, 10–17.

Новости прихода

Архивы

Прощеное воскресение: смысл, история, порядок богослужения, чин прощения (+Видео)

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Нагорная проповедь. Роспись в Богоявленском Красносельском храме Костромы

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:
Мф., 17 зач., 6, 14—21

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»

Проповедь Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения. История установления

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Прощеное воскресенье в Кафедральном соборе Христа Спасителя г.Калининграда

Чин прощения: порядок

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощенияСебе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас той же.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Стих: К Тебе возведох очи мои:

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощенияСлава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощенияАнгельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Начинается Великий пост.

Святые отцы о прощении:
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

«На реках Вавилонских». Старинный напев из обихода Синодального хора. Мужской хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Регент — Владимир Горбик. Концерт в Большом Зале Московской Консерватории 27 февраля 2008 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *