Что такое числительное в математике
Интегрированный урок русского языка и математики «Имена числительные в математике. Числа в русском языке»
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слайды, карточки.
Методы: частично-поисковый, монологический ответ (сообщение)
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель математики: Здравствуйте.
Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Настрой класса.
Сегодня у нас необычный урок. Во – первых, таких у вас ещё не было: и русский язык, и математика одновременно. Во – вторых, к нам пришли гости, учителя нашей школы, посмотреть, как мы работаем. Надеюсь, вы будете работать серьёзно, отвечать только полным ответом. Сегодня у нас заключительный урок по имени числительному, и нам предстоит повторить всё, что изучали в течение этого месяца, а также подготовиться к контрольному диктанту. Запишите сегодняшнее число и тему урока.
Учитель математики: на уроках математики мы всегда говорим о том, где можно применить знания по изучаемому материалу. Например, при изучении химии надо знать тему “Пропорции”, на уроках географии уметь находить масштаб, на уроках истории пригодится понятие координатной прямой, на уроках физики нужно уметь переводить одну единицу измерения в другую и т.п.
А сегодня мы хотим показать связь между предметами русского языка и математики. Ведь на каждом уроке мы называем числа, дроби, различные выражения, но не всегда правильно. В нашем учебнике даже есть рубрика, помогающая правильно говорить. Но, к сожалению, не все туда заглядывают. Например, как правильно прочитать дроби ? ( Написать их на доске и оставить до конца урока)
На сегодняшнем уроке мы повторим понятия положительных и отрицательных чисел, противоположных и целых чисел, поработаем с координатной прямой.
Запишите число, тему урока в тетради по математике.
3. Учитель русского языка: А когда на уроках русского языка мы сталкиваемся с числами?
(Ответы: запись даты, № упражнения, страницы, № разбора. )
Учитель математики: Вы написали математические термины, вспомним, что они означают.
— Какая прямая называется координатной?
— Что называется координатой точки? Как она записывается?
— Как называется точка О(0)?
— Где на прямой расположены положительные числа? Отрицательные?
— Какие два числа называются противоположными?
— Если число положительное, то каким будет противоположное число?
— Какое число противоположно 0?
— Какие числа называются целыми?
— Найдите значение m.
— Назовите числа, противоположные данным.
— Назовите положительные числа; отрицательные числа; целые числа.
— Выпишите в тетрадь пары противоположных чисел.
Учитель русского языка: А к какому разряду относятся дробные числительные?
Ученик: дробные числительные относятся к количественным.
Какие ещё числа были на экране? (целые)
На данный момент мы практически всё знаем о числительном как о части речи. Скажите, ребята, а что было самым сложным при изучении числительного, когда вы допускали ошибки?
Ученик: Самым трудным было склонение составных числительных.
— Да, действительно, самым сложным было склонение числительных. Сейчас мы просклоняем словосочетание 697 книг. В это время 2 человека выполняют задание на карточках (Приложение 1)
Составьте предложение с данным словосочетанием в косвенном падеже.
(В это время проверка предложений)
Молодцы, прекрасно справились с этим заданием.
Учитель математики (Слайд № 2):
— Найдите значения выражений.
— Что в этих примерах общего? (Ответ: 40)
Учитель математики: Сейчас мы напишем в тетрадях небольшой числовой диктант. Из следующих предложений выпишите числа в два столбика: один столбик со знаком “+”, другой – со знаком “-”.
Числовой диктант: (диктует учитель русского языка)
— Наибольшая глубина Балтийского моря 459 метров, Азовского – 14 метров.
— При благоприятных условиях сосны достигают сорока метров.
— Наибольшая глубина Байкала 1637 метров.
— Максимальная высота Уральских гор 1896 метров.
Учитель математики: Что у вас получилось?
Ученик: со знаком “+”: 40 метров, 1896 метров;
Учитель математики: Правильно. Объясни.
Учитель русского языка: Ребята, скажите, пожалуйста, а о каких количественных числительных мы ещё не говорили? (о собирательных)
Снова внимание на экран (Слайд № 3)
Пока класс работает с предложениями, 1 выполняет задание на обратной стороне доски (подчеркнуть те слова, которые не сочетаются с собирательными числительными) (Приложение № 4)
Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей, детенышей животных и с существительными, употребляющимися только во множественном числе.
Учитель математики: А теперь задание такое, тоже с целыми числами: по рисунку определите поговорку или пословицу (показывает рисунки Слайды № 4 – 9), дети отвечают)
— семеро одного не ждут;
— за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь;
— 7 раз отмерь, один раз отрежь;
— не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;
— одна голова хорошо, а две – лучше;
— двумя ложками кашу не едят.
Молодцы! С заданием справились отлично.
Ну а теперь вернемся к нашим дробям. Как все-таки правильно их прочитать?
(Дети читают дроби )
Учитель русского языка: Я в течение урока наблюдала за произношением вами числительных и убедилась в том, что знания этой темы вы успешно применяете не только на уроках русского языка, но и на уроках математики. Я надеюсь, что и на географии, биологии и других уроках вы не будете отходить от норм произношения.
4. Итоги урока. Оценки за урок.
Д.З. по математике: приготовить сообщения об истории происхождения положительных и отрицательных чисел, повторить п. 26, 27.
Д.З. по русскому языку: творческое. Зашифровать в рисунках пословицы, поговорки, загадки. где встречаются числа.
Литература.
1. Г.А.Баранова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. Просвещение. 2003 г
2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Учебник для учащихся 6 класса. Москва. Просвещение. 2007 г
3.Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство “Мнемозина”, 2008 г
4. Т.В.Раман Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 6 класс. Издательство “Экзамен” Москва, 2006 г
5.Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина. 6 класс. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г
Что такое числительное в математике
ПРОЯСНЯЙ СЛОВА: МАТЕМАТИКА!
«Если бы мы немного лучше знали и понимали вещи,
то мы все жили бы более счастливо».
Здравствуйте, дорогие читатели!
Бесспорно, математика – одна из важнейших наук. Поэтому известный итальянский ученый Галилео Галилей утверждал, что «великая книга природы написана математическими символами». Но невозможно усвоить какую-то науку, не зная основ; а зная их, обучение превращается в захватывающее и интригующее исследование. Поэтому сегодня мы возьмем новое слово из основ математики и проясним его. «Прояснить» значит «сделать для себя ясным и понятным что-то». И сегодняшнее слово, которое мы будем прояснять, это – ЧИСЛИТЕЛЬ.
ЧТО ТАКОЕ ЧИСЛИТЕЛЬ? (ДЕФИНИЦИЯ)
Для того, чтобы с этим разобраться, необходимо вспомнить, что такое дроби. Дроби – это способ записи тех чисел, которые состоят не из единиц, а из частей единицы. Вот как выглядят дроби:
½ (одна вторая)
⅜ (три восьмых)
⅖ (две пятых)
В каждой из этих дробей по две цифры. Те цифры, которые находятся справа и снизу от черточки, называются знаменателями. А те числа, которые находятся слева и сверху от черточки, называются ЧИСЛИТЕЛЯМИ. ЧИСЛИТЕЛЬ показывает, сколько из всех частей у вас есть.
Посмотрим на наших примерах:
а) мы делим 1 конфету на 2 детей. В результате у конфеты будет всего 2 части. Каждый ребенок получит по ½ конфеты. Нижняя двойка показывает, что у конфеты всего 2 части. А вот верхняя единица показывает, что у каждого ребенка будет всего по одной части конфеты. Именно верхняя единица и есть ЧИСЛИТЕЛЬ.
б) мы делим 1 торт на 8 человек. В результате пирог будет разделен всего на 8 частей. Каждый гость получить по ⅛ пирога. Если бы три гостя собрались вместе и объединили свои куски, у них бы набралось ⅜ пирога. Нижняя восьмерка показывает, что у пирога всего 8 частей. А вот верхняя тройка показывает, что у них наберется целых три части пирога. Именно верхняя тройка и есть ЧИСЛИТЕЛЬ.
А теперь прочитайте предложения со словом ЧИСЛИТЕЛЬ, чтобы разобраться с тем, как можно использовать это слово в своей речи:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА ЧИСЛИТЕЛЬ (ЭТИМОЛОГИЯ)
Чтобы лучше понять это слово, стоит попробовать разобраться с его происхождением. Итак, смотрим:
Слово ЧИСЛИТЕЛЬ – это перевод с латыни слова numerator, которое было родственно таким словам, как “числить, считать”.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проясняйте математические термины и не пропускайте наши выпуски!
Помните, слова могут иметь больше одного значения. Другие значения слов смотрите в толковых словарях.
ПОДПИШИТЕСЬ НА ОСТАЛЬНЫЕ НАШИ
РАССЫЛКИ ПО ПРОЯСНЕНИЮ СЛОВ:
ПРОЯСНЯЙ СЛОВА, РОССИЯ! NEW.
Подборка правил: имя числительное
Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой).
Постоянные морфологические признаки имени числительного
1. Простые и составные числительные
2. Количественные и порядковые числительные
3. Разряд (только у количественных числительных)
Непостоянные морфологические признаки имени числительного
1. Падеж
2. Число (только для порядковых)
3. Род (только для порядковых)
Склонение количественных числительных
Начальная форма имён числительных – именительный падеж.
Именительный падеж | пятьдесят | четверо | одна третья |
Родительный падеж | пятидесяти | четверых | одной третьей |
Дательный падеж | пятидесяти | четверым | одной третьей |
Винительный падеж | пятьдесят | четверых | одну третью |
Творительный падеж | пятьюдесятью | четверыми | одной третьей |
Предложный падеж | о пятидесяти | о четверых | об одной третьей |
ЗАПОМНИ!
При склонении количественных числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых – только последнее слово: пятьсот шестнадцать – пятьюстами шестнадцатью – пятьсот шестнадцатого.
Именительный падеж | восемьсот восемьдесят семь деревьев | шестьсот сорок четыре детали | семьсот восемьдесят две коробки |
Родительный падеж | восьмисот восьмидесяти семи деревьев | шестисот сорока четырёх деталей | семисот восьмидесяти двух коробок |
Дательный падеж | восьмистам восьмидесяти семи деревьям | шестистам сорока четырём деталям | семистам восьмидесяти двум коробкам |
Винительный падеж | восемьсот восемьдесят семь деревьев | шестьсот сорок четыре детали | семьсот восемьдесят две коробки |
Творительный падеж | восьмьюстами восьмьюдесятью семью деревьями | шестьюстами сорока четырьмя деталями | семьюстами восьмьюдесятью двумя коробками |
Предложный падеж | о восьмистах восьмидесяти семи деревьях | о шестистах сорока четырёх деталях | о семистах восьмидесяти двух коробках |
Склонение числительных полтора, полтораста
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний |
Именительный падеж | полтора | полторы | полтора |
Родительный падеж | полутора | полутора | полутора |
Дательный падеж | полутора | полутора | полутора |
Винительный падеж | полтора | полтары | полтора |
Творительный падеж | полутора | полутора | полутора |
Предложный падеж | полутора | полутора | полутора |
Именительный падеж | полтораста |
Родительный падеж | полутораста |
Дательный падеж | полутораста |
Винительный падеж | полтораста |
Творительный падеж | полутораста |
Предложный падеж | полутораста |
Склонение собирательных числительных оба/обе
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род |
Именительный падеж | оба | обе | оба |
Родительный падеж | обоих | обеих | обоих |
Дательный падеж | обоим | обеим | обоим |
Винительный падеж | оба | обе | оба |
Творительный падеж | обоим | обеим | обоим |
Предложный падеж | (об) обоих | (об) обеих | (об) обоих |
Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные, – по числам, родам и падежам.
Именительный падеж | триста тридцать первый |
Родительный падеж | триста тридцать первого |
Дательный падеж | триста тридцать первому |
Винительный падеж | триста тридцать первого |
Творительный падеж | триста тридцать первым |
Предложный падеж | о триста тридцать первом |
Правописание мягкого знака ь в числительных
ЗАПОМНИ!
Мягкий знак Ь НЕ пишется в середине следующих числительных: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
Правописание НЕ в числительных
ЗАПОМНИ!
НЕ с числительными всегда пишется РАЗДЕЛЬНО: не три, не девятый.
Морфологический разбор имени числительного
1. Часть речи. Общее значение.
2. Начальная форма (именительный падеж).
3. Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (для количественных).
4. Непостоянные признаки: число (если есть), род (если есть), падеж.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР:
Мы вернулись через десять лет.
1. Вернулись (когда?) через десять лет.
3. Пост.: простое, количест., целое количество.
Имя числительное (математика и русский язык)
Описание разработки
Цели:
повторить разряды, строение и особенности правописания числительных;
развивать умение пользоваться справочными материалами;
развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации;
совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;
дать целостное представление об окружающем мире, показав взаимосвязь разных наук.
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала.
I. Оргмомент.
— О какой части речи поется в песне?
Вступительное слово учителя русского языка.
Задание 1. Мозговая атака.
На слайде представлены слова разных частей речи. Учитель русского языка просит учащихся определить, какие из данных слов не относятся к числительным, записать в тетради только числительные.
Пятерка, пять, пятак, впятером, пятый
После ответов учащиеся в тетради записывают по памяти определение имени числительного, затем обмениваются мнениями в парах и зачитывают ответы. Затем на слайде появляется определение числительного как части речи.
Задание 2. На слайде 2 опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи.
Таблица. “Части речи” – смотрите документ.
— Что обозначает каждая часть речи?
— Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи?
Тройка за ответ, три товарища, трехместная лодка, утроить усилия, десятый по списку, сто деревьев, столетний друг, стал пятиклассником, пять секунд, второй день.
— Определите части речи, пользуясь опорной схемой.
— Ответьте на вопросы:
1) Что общего в словах?
2) Чем они отличаются друг от друга?
(Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики – значения числа. )
II. Вступительное слово учителя математики.
С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.
В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.
По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем их с русского на математический язык и обратно.
Найти разность чисел 6, 36 и 5, 42
Первое слагаемое 27, 39, сумма равна 61, 85. Найдите второе слагаемое.
Я задумала число, прибавила к нему 39, 16 и получила 150, 79. Какое число я задумала?
Из какого числа надо вычесть 31, чтобы получилось 45, 28?
Уменьшаемое 231, 5 и вычитаемое 49, 54. Найти разность чисел.
Найти сумму чисел 56. 38 и 81, 65.
А теперь переводим с математического языка на русский (при этом обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте).
А) Произведение 25, 49 и суммы чисел (12, 03 и 8, 348).
Б) Сумма 5, 67 и произведения чисел 61, 31 и 91, 57.
III. Слово учителя русского языка.
1. Работа в группах.
Есть у нас 3 сес3цы
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш.
У про100го 100рожа –
Ча100 в нем 100ножка
и 100личной ваксой.
Вме100 двух не про100
Сразу 100лько обуви
(Перевод Л. Кондратенко. )
— Почему трудно читать эти тексты?
— Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
— Какая запись числа принята?
— Объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”. (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число. )
— Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).
— Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Ученики
самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об
употреблении его в научном и художественном тексте. )
2. Работа по развитию речи учащихся. Чтение текста.
Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
Вопросы к упражнению:
Что мешало мальчику решить задачу?
В каком стиле написан текст?
Что помогло бы мальчику в решении?
Каким должен быть стиль текста?
Каковы приметы научного стиля?
Слово учителя математики: Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?
Краткое условие задачи на доске:
Сколько стоит вся покупка?
Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.
3) 3640+2360=6000 (к. ) = 60 (р. ) – стоимость всей покупки.
Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.
Вывод: надо верно употреблять числительные в речи.
IV. Слово учителя русского языка.
Игра «Четвертый лишний». Задание по русскому языку (убрать лишнее слово в ряду):
1) двое, трое, три, пятеро;
2) одна пятая, десять, одна десятая, две седьмых;
3) восьмой, восемь, восьмидесятый, восьмисотый;
4) двадцать, тридцать сороковых, пятьдесят.
— К какому выводу вас подвело вычеркивание лишнего слова в ряду? (числительные делятся на разряды).