Что такое чистый кредитовый оборот по расчетному счету
Кредитовый оборот по расчетному счету
Одним из важнейших показателей финансовой деятельности фирмы является кредитовый оборот по расчетному счету. Этот термин достаточно часто применяется, но для начинающих финансистов он может показаться загадкой. Если рассматривать его смысл как общую категории, то нужно отталкиваться от понятия «расчетный счет»: это учетная запись о произведенных предприятием операциях нескольких видов, а говоря простым языком — операциях по зачислению средств — дебет, и операциях по выплатах (сырье, товар, налоги и сборы, отчисления и др.) – кредит.
Открыв счет в банке, фирма осуществляет по нему движение, транзакции — как приходных, так и расходных. Совокупность прихода за отчетный период и называет дебетовым оборотом, а расходных — как раз кредитовым. Это если в самом общем виде и упрощенно. Если детально, то о перечне как расходных, так и доходных операций можно судить, обратившись к плану счетов бухучета. И не стоит пугаться, есть получите банковскую выписку, где, например, поступление средств будут указаны в графе дебет, а зачисление средств — в графе кредит. Это связано с тем, что выписка является документом банка, а не клиента, и, соответственно, дебет и кредит относятся к оборотам самого банка.
Если не углубляться в терминологию и различные финансовые заморочки, можно считать, что обороты по счету — это показатель активности предприятия. Отдельно стоит понятие чистые обороты. В двух словах – показатель успешности предприятия. В этом случае учитываются только те обороты, которые напрямую связаны с операционной, то есть хозяйственной деятельностью за требуемый период, и только они.
Чистые обороты — это своеобразный финансовый сленг, при помощи которого можно определить, насколько деятельность компании была финансово успешной.
Анализ таких «чистых» поступлений и движений по счету предприятия позволяет соразмерить те данные, которые указаны в отчетах компании с теми поступлениями реальных средств, которые были.
Кроме этого, именно чистые обороты дают возможность произвести более ясный и четкий анализ предприятия, принимая данную категорию как валовый доход фирмы. Это первое, что анализирует будущий кредитор — банк при обращении к нему для получения займа для того, что бы иметь возможность реально оценить финансовое состояние предприятия и принять решение.
Как составить и читать оборотно-сальдовую ведомость
Даже начинающему бухгалтеру известен принцип построения баланса. Он составляется на основе двойной записи по счетам бухгалтерского учета, в результате чего сумма дебета в любой промежуток времени равняется сумме кредита. Такое равенство и является, по сути своей, балансом. В бухгалтерских учетных программах баланс обычно составляется автоматически, и промежуточное звено, оборотно-сальдовая ведомость, без которого раньше эта операция была немыслима, как бы «выпадает» из поля зрения. Однако опытные бухгалтеры не торопятся отказываться от этой формы и возможностей, которые дает ее применение.
Существует ли ОСВ?
Необходимость разбираться в структуре ОСВ выходит на первый план в случае неверного баланса, когда актив не равен пассиву. Арифметически верный баланс также может содержать логические, смысловые ошибки, искажающие учет. Найти их помогает хорошее знание структуры ОСВ.
Вопрос из заголовка может показаться странным только на первый взгляд. Официально такая форма не утверждена на сегодняшний день, хотя в прошлом ОСВ упоминалась и в нормативной базе.
ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» разрешает применять организациям такие формы документов, которые им удобны, а ФНС регулярно требует предоставления ОСВ, чтобы сверить те или иные расчеты по декларациям. Форма ОСВ остается неизменной уже долгие годы и считается одной из самых удобных, наглядных рабочих форм.
Оборотно-сальдовая ведомость состоит из колонок или их групп:
Сальдо и обороты делятся на две колонки: дебет и кредит. Чаще всего ОСВ составляется за год по синтетическим счетам. ОСВ может использоваться и на уровне аналитических счетов, или два уровня в одной форме комбинируются. Правильно заполненная ведомость дает равенство трех пар итогов, в том числе и сальдо конечного. На этих данных основывается баланс.
Многие бухгалтеры используют еще и ведомость «шахматку», являющуюся, по сути, усеченной разновидностью ОСВ. Вертикальные колонки – это кредит счетов, горизонтальные строки – дебет. Обороты фиксируются на пересечении, в соответствующей клетке, а итоги по дебету и кредиту по итоговой строке и итоговому столбцу («на уголок») должны совпасть.
Обратите внимание! Срок хранения оборотно-сальдовой ведомости 5 лет (ст. 29 ФЗ «О бухучете»).
Как составить
Активы фирмы возникают не сами по себе, а за счет источников (пассивов). На этом двойном изменении данных по учетным объектам основывается ОСВ. Составление ее рассмотрим на упрощенном примере.
За период прошли по учету хозяйственные операции:
Остатки по счетам на начало периода:
Отраженные в учетных регистрах проводки группируются в ОСВ. Можно предварительно использовать шахматную ведомость для отражения оборотов по счетам и сведения данных.
В ОСВ переносится известное из расчетов предыдущего периода начальное сальдо и рассчитывается конечное сальдо текущего периода – активы и пассивы фирмы.
Счет | Сальдо начальное | Обороты за период | Сальдо конечное | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ДТ | КТ | ДТ | КТ | ДТ | КТ | |
41 | 2000 | 2000 | ||||
50 | 500 | 400 | 100 | |||
51 | 7500 | 10000 | 17000 | 500 | ||
60 | 2000 | 2000 | ||||
62 | 7000 | 7000 | ||||
66 | 3000 | 3000 | ||||
70 | 15000 | 15000 | ||||
71 | 400 | 400 | ||||
Итого | 15000 | 15000 | 29400 | 29400 | 3000 | 3000 |
В малом бизнесе, где учет упрощен, а программные средства используются зачастую только для подготовки и сдачи налоговых форм, составлять ОСВ полезно вручную. Если равенства трех пар итогов (начального сальдо, конечного сальдо, оборотов по дебету и кредиту) нет, в расчетах ошибка. Баланс до ее нахождения, исправления составлять нельзя.
В бухгалтерских учетных программах оборотно-сальдовая ведомость, как и шахматная ведомость – отчеты, которые можно сформировать в любой момент. ОСВ, как правило, дается в комбинированном виде, с объединением синтетических и аналитических данных.
В ОСВ показывается только развернутое сальдо, иначе балансовые данные будут искажены. Развернутое сальдо (зафиксированное отдельно по дебету и кредиту) может быть в активно-пассивных счетах, отражающих расчеты. Пример: счет 62 и аналогичные ему счета.
Конечное дебетовое сальдо рассчитывается так: начальное дебетовое сальдо плюс оборот по дебету минус оборот по кредиту. Конечное кредитовое сальдо рассчитывается так: начальное кредитовое сальдо плюс оборот по кредиту минус оборот по дебету.
Как читать
Предположим, перед нами один из видов ОСВ – сформированная в бухгалтерской программе ведомость по счету 71. Здесь виден процесс формирования остатков синтетического счета в разрезе аналитических данных.
Счет | Сальдо начальное | Обороты за период | Сальдо конечное | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ДТ | КТ | ДТ | КТ | ДТ | КТ | |
71 | — | — | 2700 | 1700 | 1000 | — |
71.01 | — | — | 2700 | 1700 | 1000 | — |
Васильчиков А.А. | — | — | 1100 | 1000 | 100 | — |
Кустов О.И. | — | — | 900 | — | 900 | — |
Морошкин М.С. | — | — | 700 | 700 | — | — |
На начало периода никаких расчетов у подотчетных лиц с фирмой нет, как показывает нулевое сальдо. Васильчикову А.А. выдано из кассы за 1100 руб., на конец периода он отчитался за 1000 руб., за остаток 100 руб. еще не отчитался и в кассу не вернул.
Кустову О.И. выдано 900 руб. для будущих расходов. Морошкин М.С. получил 700 руб., подтвердил расход полностью согласно авансовому отчету. На конец периода дебетовое сальдо по счету 71 в целом 1000 руб.
Аналогично читаются ОСВ по другим счетам, содержащим развернутые аналитические данные, например, уже упомянутый раньше счет 62. Сформированные по каждому покупателю ОСВ служат основой для акта сверки с деловым партнером.
ОСВ наглядно показывает ошибки не только нарушением равенства трех пар итогов, но и внутри отчета, по счетам. К примеру, если у активного счета (20, 51 и пр.) сальдо на конец периода отрицательное, имеют место неверные проводки за период.
Все знакомы с выражением «свести дебет с кредитом». Но для многих остается загадкой, что означают данные понятия. Поэтому в данной статье рассмотрим, что такое дебет и кредит, а также кредитовые и дебетовые обороты.
Функции бухгалтерского учета
При помощи бухучета выполняется анализ деятельности предприятия, учитывается его имущество, капитал, обязательства. Можно легко понять, прибыльный ли бизнес или убыточный. Поэтому, когда поступают денежные средства, списываются материальные ценности или происходит расчет с поставщиками, это фиксируется в бухгалтерском учете в денежном выражении.
Что представляют собой дебет и кредит?
Дебет и кредит – это понятия, используемые при ведении бухгалтерского учета для анализа всех процессов предприятия. Бухгалтерских счетов множество, и все они были созданы, чтобы отражать хозяйственные операции. Каждый из счетов имеет свое собственное название и номер.
Итак, давайте проведем сопоставление дебетового и кредитового оборотов.
Дебет представляет собой все имеющиеся активы, которые принадлежат организации. То есть, это та собственность, которая имеется у фирмы на данный момент. Под собственностью могут пониматься:
Соответственно, чем большим размером активов располагает предприятие, тем более успешным оно считается. Источником формирования активов может выступать уставный капитал.
Где применяются дебетовый и кредитовый обороты?
Если имущество предприятия увеличивается или возникают права требования, то оборот дебета повышается по активным и активно-пассивным счетам. И наоборот, если имущество уменьшается, то происходит увеличение кредитового оборота.
Хозяйственные операции по пассивным счетам имеют обратное отображение. В основном, эти счета используются для того, чтобы видеть, откуда произошли поступления средств на предприятие.
Конечное сальдо
В конце каждого отчетного периода необходимо суммировать отдельно все обороты дебета и кредита. В итоге образуется конечное сальдо. В том случае, если происходит полное совпадение по суммам в дебетовых и кредитовых оборотах по счету, то можно произвести закрытие счета. Существуют такие счета, которые на конец периода имеют автоматически нулевой остаток. Как правило, это счета, на которые происходит списание расходов.
Для того чтобы посчитать остаток средств на расчетном счете вычитают из объема дебетового оборота (сумму поступивших средств) объем кредитового оборота (это сумма израсходованных средств). Входящий остаток необходимо прибавить. Это на активных счетах.
Если счет пассивный, то для определения конечного сальдо прибавляют кредитовый оборот (это сумма поступивших средств) и вычитают дебетовый (это сумма израсходованных средств). В активно-пассивных счетах дебетовое и кредитовое сальдо определяется по данным аналитического учета.
Что такое двойная запись?
Понятия кредит и дебет отображает так называемая двойная запись. То есть, предполагается, что каждую хозяйственную операцию нужно записывать, используя два счета. Получается, по одному счету стоимость операции уходит в дебет, а по второму – в кредит. В итоге должно образоваться равновесие. То есть, баланс должен сходиться каждый раз. В том случае, если возникает ситуация, в которой общий дебетовый оборот не перекрывает общий кредитовый оборот, то можно сделать вывод о том, что при учете операций была допущена бухгалтерская ошибка.
Понятие оборота по расчетному счету предприятия
В зависимости от того, с какой целью используют счета, они делятся на следующие виды:
Собственно, вне зависимости от типа счета, все они отображают всего лишь два вида операций:
Обороты по расчетному счету
Вся совокупность транзакций, совершенных по счету за конкретный временной период (день, месяц, год), а также отраженных в выписке банка, представляет собой общее понятие оборотов по расчетному счету. Такой счет условно может быть разделен на две части:
С первого взгляда все очевидно. Однако все так просто только до того момента, пока владелец банковского счета в первый раз не получит выписку из банка. Она показывает, что операция оплаты налога отображена по дебету, получение денежных средств в качестве материальной помощи от учредителя отображена по кредиту. Помимо всего прочего, в банковской выписке отображается отрицательный остаток по счету на конец банковского дня.
Важно запомнить, что выписка банка в существе своем является документом бухгалтерского учета банка, а не владельца расчетного счета. Получается, что раз банк принимает во временное владение сторонние денежные средства, то, формально, он – должник своего клиента. А поступления денежных средств на расчетный счет, соответственно увеличивают сумму его долга. А вот отчисление средств со счета в банке как раз уменьшает задолженность банка перед его клиентом.
Природа кредитового оборота
Какими могут быть операции по расчетному счету?
Понятие чистых показателей
Очищенные обороты расчетного счета представляют собой:
Показатель эффективности деятельности организации, а также индекс финансового благосостояния.
Понятие, используемое в бухгалтерском сленге. То есть не используется в законодательстве, не фигурирует в договорах.
Если не сильно углубляться в финансовую и бухгалтерскую терминологию, то можно принять за правило, что обороты по расчетному счету представляют собой индекс активности, а чистые обороты – индекс успешности организации. Именно поэтому, вторая категория достаточно часто используется:
Банковские операции, не подлежащие учету
Собственно, обороты по расчетному счету могут быть определены как несоответствие между дебетовым и кредитовым оборотами денежных средств и их фактическим расходом за определенный период. Однако стоит заметить, что при вычислении очищенных оборотов по счету могут учитываться не все операции поступления, а лишь те, которые напрямую связаны с осуществлением деятельности предприятия. К операциям, не подлежащим учету, относят:
Таким образом, из данной статьи мы узнали, что такое дебет и кредит, каким образом совершается учет операций. Также рассмотрели понятия дебетового и кредитового оборотов за отчетный период.
Выручка и оборот — это одно и то же? Разбираемся в финансовых показателях компании
Начальник управления по работе с малым бизнесом в «Райффайзенбанке»
Путаетесь в определении таких терминов, как выручка, прибыль, доход и оборот? Денис Скоков, начальник управления по работе с малым бизнесом в «Райффайзенбанке», максимально кратко объясняет, в чем между ними разница.
Недавно мы провели исследование и выяснили, что больше 50% наших клиентов в малом и микробизнесе ведут бухгалтерию самостоятельно. Плюсы очевидны — экономия. Минусов может и не быть, если предприниматель разбирается в финансовом и бухгалтерском учетах. Иногда это критично.
Вот случай из реальной практики, хорошо иллюстрирующий важность финансовой грамотности предпринимателя. Однажды при заполнении бухгалтерского баланса собственник бизнеса указал остаток денежных средств на счете, стоимость товаров, величину дебиторской и кредиторской задолженности, а в основных средствах написал словами: «Ниссан».
Как думаете, сошлись у предпринимателя активы с пассивами, и что на это сказала бы налоговая?
Путаница в терминах может привести к переплатам или недоимкам, которые грозят налоговыми штрафами. Каждый должен хорошо понимать и уметь отличать друг от друга основные показатели финансовой деятельности: выручку, прибыль, доход, оборот и товарооборот.
Выручка, доход и валовая прибыль
Выручка – объем денежных средств, полученных от реализации товаров, работ, услуг. Может определяться методом «по отгрузке», то есть в момент фактической отгрузки товара или оказания услуги, а может «кассовым» методом, то есть в момент получения оплаты. Кроме средств, полученных непосредственно за продажу товаров и услуг, она может также включать доходы от продажи ценных активов и другие поступления.
В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Выручка — это показатель финансового благосостояния и отправная точка для расчета прибыли предприятия. Она может быть нулевой или положительной величиной, но никогда – отрицательной.
Понятия «выручка» и «оборот» в общем случае тождественны. При этом зачастую «оборот» может быть использован для обозначения безналичного оборота компании, то есть поступлений денежных средств на расчетный счет за реализованные товары, работы и услуги.
В любом случае и выручка, и доход, и оборот — «валовые» характеристики, не учитывающие издержки (расходы) компании.
Валовая прибыль равна разнице между выручкой и расходами (издержками) по основному виду деятельности (себестоимостью проданных товаров или услуг). Финансовый результат, учитывающий расходы по всем направлениям деятельности компании, называется чистой прибылью (положительный финансовый результат) или чистым убытком (отрицательный).
Оборот компании, оборот торговли и выручка
Часто путаница возникает в понятиях «оборот» и «товарооборот». Мы уже выяснили, что оборот компании – это деньги, которыми располагает предприятие, этот термин относится к экономике. Товарооборот – понятие из области бухучета, им обозначают объем средств, вырученный от продажи товаров или услуг.
Товарооборот следует отличать от выручки – помимо непосредственного дохода от торговли, она может включать другие виды поступлений и доходы от реализации имущества. Таким образом, выручка может быть либо больше товарооборота, либо равна ему.
Кроме того, важно, каким образом вы рассчитываете выручку – по методу начисления или кассовым методом. Как было сказано ранее, в первом случае доход или расход учитываются в том периоде, к которому они относятся, во втором – когда они непосредственно оплачены. Если продажа оформляется в рассрочку или отложенным платежом, то, в случае расчета кассовым методом, выручка и товарооборот также могут различаться.
Отличие прибыли от оборота
Если в том, что вы назовете выручку оборотом, нет ничего страшного, то отличать прибыль от оборота очень важно, например, чтобы не переплачивать налог на прибыль.
Отличие очень простое. Чтобы рассчитать прибыль, нужно из выручки (оборота) отнять все возможные издержки и расходы организации, включая налоги, зарплаты, аренду и так далее.
Таким образом, понятие «оборот» характеризует, каким объемом средств компания располагает в принципе, а прибыль — это то, сколько денег компания может вложить в собственное развитие.
Отличие расхода от убытка
Расходы – это все деньги, которые компания тратит на производство и продажу своего продукта. К ним относятся материальные издержки, зарплаты и прочие выплаты сотрудникам, расходы на ремонт оборудования и помещений, арендная плата, налоги.
Когда расходы превышают доходы компании, образуется убыток.
Что отображает кредитовый оборот
Для анализа денежных потоков клиента, в том числе и проходящих через его расчетный счет, используются такие понятия, как кредитовый и дебетовый обороты. С их помощью строится технико-экономическое обоснование будущего проекта, кроме этого, они постоянно используются в бухучете, а также во время оценки финансового состояния юридического лица или предпринимателя сотрудниками банка. Итак, кредитовый оборот – это абсолютно все поступления на счет, дебетовый же, наоборот, показывает все расходы.
Что нужно знать о счете и учете
Абсолютное большинство субъектов хозяйственной деятельности не могут вести бизнес без наличия счета в банке. Он необходим для ведения расчетов с контрагентами, на него поступают деньги за реализованную продукцию или предоставленные услуги.
Счета в зависимости от целевого назначения бывают:
Все они отражают два вида операций:
Для анализа денежных потоков, которые проходят по счету, в бухгалтерии используются два понятия: дебет и кредит. В зависимости от периода, за который анализируются операции клиента, дебетовый или кредитовый оборот может быть дневной, месячный, квартальный, годовой.
Наглядно увидеть, что было проведено по дебету, а что по кредиту, поможет банковская выписка по счету. Чтобы клиенту удобно было воспринимать информацию и быстро находить нужную операцию, выписка разделяется на две стороны: левую и правую. Слева указывается дебет или все расходы по счету, справа – кредитовый оборот или приходные операции.
Кроме дебета и кредита, в бухучете используется такое понятие, как сальдо или остаток – это разница между дебетовым и кредитовым оборотом. Она может быть как с плюсом, так и с минусом. Если кредитовый оборот клиента больше дебетового, тогда у него положительный остаток и своих средств достаточно для ведения бизнеса. Отрицательный остаток по счету может быть только у клиентов, которые пользуются овердрафтом — это один из видов кредитования, который оформляется для покрытия кассовых разрывов.
Где используется кредитовый оборот
Кредитовый оборот – это очень важный показатель; он показывает объемы поступлений на счет юрлица или предпринимателя за определенный период. Кредитовый оборот в первую очередь анализируется сотрудниками банка при обращении клиента за овердрафтом.
Как правило, при исчислении максимального лимита кредитования во внимание берут все поступления на его счет за полгода или год. Затем полученную сумму умножают на определенный коэффициент, размер которого зависит от таких факторов:
Также кредитовый оборот берется во внимание при анализе достаточности денег для ежемесячного погашения займа. Однако клиенты могут целенаправленно увеличивать денежный оборот по счету, постоянно пополняя и снимая с него деньги. За несколько дней таких операций можно накопить достаточно серьезный объем оборота.
Как проводится анализ
Для того чтобы адекватно проанализировать поступления от контрагентов и определить максимальную сумму кредитной нагрузки, банковские работники проводят так называемую чистку оборотов.
Из предоставленной выписки клиента исключают:
После того как из общей массы прихода отнимут все вышеуказанные поступления, получаются чистые кредитовые обороты, на основании которых и рассчитывается максимальный лимит кредитования клиента.
Кредитовый оборот является важным бухгалтерским показателем, который отражает реальное состояние дел в компании. Его анализируют не только банковские работники, но и аудиторы, проверяя эффективность ведения бизнеса. Кроме этого, на основании кредитового оборота по счету рассчитывается выручка предприятия или частника. В большинстве случаев эти величины практически одинаковы и именно их указывают в годовой декларации, которая подается в налоговую инспекцию.
Вот почему фискальные органы, делая проверки, требуют от банков предоставить выписки со счетов клиента: они таким образом проверяют, не нарушил ли он свою сегментацию. Ведь в законодательстве четко определены лимиты по объемам годовой выручки, которые соответствуют малым, средним и большим предприятиям. И если юридическое лицо своевременно не подало информацию о смене статуса малого предприятия на среднее, то его оштрафуют. Еще от объема выручки зависит и размер налогов, что, конечно же, тоже интересует фискальные органы.