Что такое читательская грамотность в средней школе

Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?

Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть фото Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть картинку Что такое читательская грамотность в средней школе. Картинка про Что такое читательская грамотность в средней школе. Фото Что такое читательская грамотность в средней школе

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть фото Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть картинку Что такое читательская грамотность в средней школе. Картинка про Что такое читательская грамотность в средней школе. Фото Что такое читательская грамотность в средней школе

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

Источник

Доклад «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Преподаватель: Матюхина А. С.

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности. Данная система опирается на «Концепцию оценки образовательных учреждений учащихся PISA 2018». При создании Концепции важны были следующие факторы: применение новых технологий, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, использовать несколько источников изучения материала одновременно. В Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

В данном проекте путем мониторинга оценки образовательных достижений учащихся было выявлено, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в других станах мира по уровню сформированности читательских умений: найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать ее, осмыслить и оценить сообщения текста. Россия в этом рейтинге занимает всего лишь 43 место.

Оценка функциональной грамотности современного школьника в полной мере зависит от оценки качества читательской грамотности. А что же такое читательская грамотность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что чтение является предметом исследования. Чтение, чаще всего в педагогическом контексте, понимается как расшифровка – перевод букв в звуки. А читательская грамотность указывает на способность ученика воспринимать, понимать и работать с письменным текстом. При этом читающий и размышляющий человек достигает определенных целей, расширяет свои знания и возможности, участвует в жизни общества.

Читательская грамотность включает в себя не только понимание прочитанного, рефлексию, но и использование полученной информации данного текста. Последнее представляет собой применение учеником содержания текста в различных ситуациях деятельности, для участия в общественной жизни: экономической и политической, социальной и культурной.

Работая с текстом, ученик совершает действия читателя, являющиеся, в свою очередь, навыками работы с «начинкой» текста, полученными на уроках. Задачи читательской деятельности и способы их решения называют читательскими действиями. К ним относятся такие действия, которые связаны с восприятием текста в целом: с нахождением и извлечением информации, с интеграцией и интерпретацией, с осмыслением и оценкой, с использованием информации из текста. В свою очередь, каждая из групп состоит из определенных читательских умений, которые представляют собой эффективные способы работы с текстом.

Согласно тенденции современного информационного пространства работники образования в нашей стране начали перестраивать способы подачи учебного материала в школьных учебниках, используя тесты и извлекая из них пользу в получении необходимой информации. Таким образом, увеличилось коммуникативное и жанровое разнообразие текстов, на материале которых ученики осваивают основные читательские умения.

Современному педагогу необходимо научиться «строить» компетентностные задания на основании содержания учебника. Для создания такого задания нужно выбрать один или несколько фрагментов из соответствующего параграфа учебника, дополнительной литературы по теме или разработать само задание. В процессе изучения курса учащимся можно предложить несколько ситуационных задач (заданий), нацеленных на усвоение усложняющихся способов деятельности, на освоение учебного материала в процессе обучения.

В нашей жизни мы часто слышим фразы: «правильная русская речь», «сдать ЕГЭ», «поступить в институт», «написать резюме», «устроиться на хорошую работу». А как это связано с русским языком?

Прочитайте внимательно высказывание И.С. Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».

· Почему надо беречь русский язык?

· Зачем людям нужен язык?

· Необходимо ли изучать русский язык?

Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте параграфа учебника (Русский язык, 5 класс, ч.1, под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой).

1) В каких областях жизни человека необходим язык? Какие еще языки, созданные человеком, вы знаете?

Свой ответ иллюстрируйте примерами.

В жизни есть много примеров, где речь идет о языке как средстве общения. Разновидности языков: язык жестов и азбука морзе, нотная грамота и математические символы, светофор и морской семафор и др.

2) Путешествуя по нашей планете, узнавая тайны чудес света, возникает желание изучать языки мира. Назовите их. А можно ли изучить иностранные языки, не зная собственного?

3) Что такое «язык»? Почему это слово является особенным? Что обозначает? Сколько значений имеет?

На основе рисунков объясняется лексическое значение слова.

4) Используя текст учебника и дополнительную литературу (энциклопедия школьника), составьте схему, где нужно показать, почему важно изучать русский язык.

— Верно излагать свои мысли,

— Показатель культуры и воспитанности,

— Главный хранитель знаний о мире, о людях,

— Средство обучения основам наук.

5) Составьте рассказ для своих друзей, используя цитату К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса…». О каких чудесах говорит автор?

Чтобы «творить чудеса», надо уметь общаться с помощью русского языка, обмениваться своими мыслями, чувствами и эмоциями друг с другом. Для этого нужно специально учиться. Полученные знания можно будет успешно использовать в жизни.

Компетентностные задания должны иметь практико-ориентированный характер. Такой вид работы позволяет формировать и оценивать не только предметные знания, но и метапредметные умения. Для самооценки разработанных заданий можно использовать ряд признаков. «Хорошее» задание дает возможность выразить свою позицию и аргументировать ценностное суждение. «Хорошее» задание требует самооценку на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи, выявление позитивных и негативных факторов, влиявших на выполнение новых учебных задач. «Хорошее» задание является всегда групповым или парным, где наблюдается совместная работа учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов. В ходе такой работы принимаются согласованные решения (о важных особенностях или требованиях к проекту или дизайну, о способах выполнения задания, о распределении обязанностей и координации усилий, разделения ответственности за полученный результат, осуществление взаимного контроля, создания общего продукта из взаимосвязанных частей). «Хорошее» задание предполагает наличие проблемы, свежего взгляда на известный объект и создания нового, «устранения неполадок» и ситуации неопределенности, выбора одного из возможных альтернативных вариантов, воплощения принятого решения на практике.

Тема: Публицистический стиль речи.

Введение в проблему

Отечество, гражданин, общество, информация, журналистика. Все эти понятия ассоциируются с публицистикой – видом литературы, в котором освещаются актуальные темы общественно – политической жизни. Стиль речи – публицистический. В чем его особенность? Каковы языковые средства и приемы построения текста?

Для характеристики публицистического стиля речи обратимся к некоторым понятиям. Словарно-орфографическая работа: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий корень имеют слова?

– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Сделайте запись в тетради.

Толковый словарь. Алгоритм работы со словарем

Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», проследите за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. Переведите текстовый режим в графический формат, заполнив таблицу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Сопоставьте данный текст с текстами других стилей речи, обращаясь к теоретическим изданиям.

Составьте текст публицистического характера с использованием следующих задач:

· воздействие на массовое сознание,

Графически выделите языковые средства и приемы построения текста, сделав вывод.

Публицистический стиль – разновидность литературного языка, в котором органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Тема: Монолог и диалог.

Введение в проблему

У Маши много подруг. Они вместе любят рассуждать о том, что их интересует. Сначала девочки говорят по одной, а потом все вместе. В их общении используются разные формы речи: монолог и диалог. А что же это такое? Для этого обратимся к толковому словарю. Умеете ли вы пользоваться словарем?

Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре. Следуя инструкции, объясните их значение. Запишите лексическое значение каждого слова в тетрадь.

Алгоритм работы со словарем:

1. Определите, с какой буквы начинается слово.

2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обратите внимание на следующие две буквы.

4. Найди те нужное слово.

1. Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям.

Диалог- разговор между двумя или несколькими лицами.

2. Переведите текстовую информацию в графический формат. Составьте схему.

3. Найдите в тексте художественной литературы монолог и диалог.

4. Продолжите фразу: Монолог и диалог – формы речи. Необходимо продумывать свою речь, правильно выражать свои мысли…

Тема: Безударные проверяемые гласные в корне слова (орфограмма №1).

Введение в проблему

Сегодня ваш младший брат пришел из школы очень расстроенным. Он получил по русскому языку «2». Мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата. Если нужно, помочь ему.

1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

2) Расшифруй и допиши пословицы

Алгоритм проверки безударной проверяемой гласной в корне слова.

1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

ГОворить об Осенних заморОзках, щЕбетать на ствОле сОсны, брОдить по хОлмам зИмой, взглЯнуть на лОсиные рОга, подхвАтить мОрскую бОлезнь, крАсивая кОса Н.Аежды, проговОрить в слОвах удАрение, хОтелось хрАнить в тАйнике, пролЕтают грОзовые Облака.

2) Расшифруй и допиши пословицы

Родная зЕмля – матушка, чужая стОрона – мачеха.

ДерЕво держится кОрнями, а человек друзьями.

Книга и труд хорошие плОды дают.

Каждая найденная ошибка – 1 балл. Максимальное количество баллов – 30 баллов.

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ – это образованные и успешные люди, обладающие в полной мере читательской грамотностью, умеющие продуктивно использовать не только школьные знания и умения, но и свои способности и таланты; не прекращающие учиться, развиваться и совершенствоваться. Именно от них зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны как сегодня, так и в грядущем мире.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Доклад по литературе «Читательская грамотность»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть фото Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть картинку Что такое читательская грамотность в средней школе. Картинка про Что такое читательская грамотность в средней школе. Фото Что такое читательская грамотность в средней школе

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть фото Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть картинку Что такое читательская грамотность в средней школе. Картинка про Что такое читательская грамотность в средней школе. Фото Что такое читательская грамотность в средней школе

Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно. По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие. Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность. Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно: определить, о ком идет речь; найти причину какого-либо явления и подчеркнуть ее в тексте; отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия). Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.

При проведении исследования в заданиях также учитывается цель чтения. В соответствии с ней подбирается определенный вид текста. Таких целей насчитывают несколько: личные (письма, произведения художественной литературы, жизнеописания); общественные (официальные документы, новости); рабочие (инструкции, правила); образовательные (научно-популярные тексты, учебная литература).

Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах – в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся. Задания со свободным изложением оцениваются по политомической системе. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ. Читательская грамотность оценивается дифференцированно для верного, частично правильного и неверного решения.

Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков: беглое чтение; выделение той части текста, где содержится ответ; установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста. Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте. Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.

Интегрирование и интерпретация

Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного. Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую. Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий: составление выводов; краткое формулирование главных мыслей автора; составление умозаключения о каких-либо событиях; определение причинно-следственных связей. Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте. В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях: написать вступление к тексту; придумать название; объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов; восстановить данные в таблице по информации из текста; составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.

Осмысливание и оценка

Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем: высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу; согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением; определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою; оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования. Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается критический анализ полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.

Формирование читательской грамотности

Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе. В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие: определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке; составить вопросы к повествованию; написать свое суждение по основной мысли автора текста; выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ; разработать план текста; сделать таблицу или схему по изученной информации; найти логическую ошибку в повествовании; упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла; составить кроссворд по прочитанному.

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности: Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию. Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения. Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины; 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов. Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *