Что такое чунчула на осетинском

переводчик онлайн русско осетинский

1 дзырдуат

æмбарынгæнæн дзырдуат – толковый словарь

фæсарæйнаг дзырдты дзырдуат – словарь иностранных слов

уырыссаг-ирон дзырдуат– русско-осетинский словарь

испайнаг æвзаджы синонимты дзырдуат – словарь синонимов испанского языка

2 ныхасуат

уырыссаг-ирон цыбыр ныхасуат – краткий русско-осетинский разговорник

3 бетъырбухаг

Уалынмæ райдыдта уырыссаг-япойнаг хæст æмæ йæ бетъырбухаг телеграфон агентад уырдæм арвыста уацхæссæгæй. – К тому времени началась русско-японская война и петербургское телеграфное агентство послало его туда корреспондентом. («Мах дуг», 1992, №1)

Ахæм цæстæй йæм кастысты бетъырбухаг студенттæ дæр. – Так к нему относились и петербургские студенты. («Мах дуг», 2004, №4–5)

4 дысфæлдæхтæй

Фæлæ нæ ахуыргæндтæ, искуы-иуæй фæстæмæ, сæ мадæлон æвзаг нæ зонынц, афтæмæй дысфæлдæхтæй бавналынц ирон æвзаджы, ирон литературæйы, ирон фольклоры, ирон историйы, ирон этнографийы, ирон мифологийы хабæрттæ иртасынмæ. – Но наши ученые, за исключением единиц, свой родной язык не знают, и всё же, засучив рукава, принимаются исследовать осетинский язык, осетинскую литературу, осетинский фольклор, осетинскую историю, осетинскую этнографию, осетинскую мифологию. (Хъодзаты Æ)

Цоцко дысфæлдæхтæй райдыдта кусын культурон фронты. – Цоцко, засучив рукава, начал работать на культурном фронте.

5 зынкæсæн

Лингвистон мадзæлттæм гæсгæ чи кусы, уыцы тæлмацгæнæг хъæндилау хилы текстыл æмæ егъау лупæйæ кæсы алы дзырдмæ дæр. Уый дзырдтæ фæтæлмац кæны «наукæмæ гæсгæ», фæлæ чиныг рауайы зынкæсæн, уымæн æмæ аив уацмыс дзырдæй-дзырдмæ тæлмацгæнгæ нæу – Переводчик, работающий сообразно лингвистическим методам, ползает по тексту подобно жуку и рассматривает в лупу каждое слово. Слова он переводит «согласно науке», а книга получается малопонятной, потому что художественное произведение дословно переводить нельзя. («Мах дуг», 2003, №5)

Источник

Несколько фактов про Осетин)))

Что такое чунчула на осетинском. Смотреть фото Что такое чунчула на осетинском. Смотреть картинку Что такое чунчула на осетинском. Картинка про Что такое чунчула на осетинском. Фото Что такое чунчула на осетинском

Что такое чунчула на осетинском. Смотреть фото Что такое чунчула на осетинском. Смотреть картинку Что такое чунчула на осетинском. Картинка про Что такое чунчула на осетинском. Фото Что такое чунчула на осетинском

Рылся в инете, нашел тут статью про Осетин, может кому интересно будет почитать.
Сразу предупреждаю букв много)))))

Осетины:
Народ, проживающий на Северном Кавказе и частично по другую сторону Кавказского хребта.
Самосознание:
Осетины – прямые потомки алан. Которые потомки сарматов. Которые, в свою очередь, потомки скифов. И это является предметом гордости каждого осетина в отдельности и всех вместе в целом. Осетины имеют собственное государственное образование – республику в составе РФ. С собственной конституцией и гражданством. И хотя они не обладают всеми признаками «нации» в классическом марксистском ее определении, осетины – нация. Не пытайтесь это оспорить.
Как относятся к себе:
К себе осетины относятся о-о-очень серьезно и уважительно. Былая слава предков не дает им покоя. Впрочем, осетинам и сегодня есть чем гордиться. Что они и делают. Большинство анекдотов, героями которых становятся осетины, выставляют последних как хвастунов.
Характер:
Сдержанный нордический. Темпераментный южный. Это про осетин. С одной стороны, у осетин в чести сдержанность и умеренность во всем. С другой – это чрезвычайно эмоциональный народ. Возможно, поэтому и в чести сдержанность, что неимоверных усилий стоит усмирить бушующую кровь, а победа над собой дорогого стоит.
Одежда:
Еще в начале 20 века осетины ходили в национальной одежде, схожей во многом с национальной одеждой других северных кавказцев, и во многом у них заимствованной. Сейчас подобные костюмы используются лишь в театральных и хореографических постановках, или в случае большого праздника – свадьбы (невеста выходит замуж в национальном платье). Сегодня осетины носят обычную современную одежду. Культ одежды и моды еще не достиг такого размаха как в Европе, но тенденции наблюдаются. Осетинские модницы изо всех сил стараются не отстать от «планеты всей» и зачастую оказываются впереди нее по части дурного вкуса и откровенности нарядов, что, надо заметить, вызывает всеобщее неодобрение и обеспокоенность у старшего поколения, потому как в женщине осетины ценят, прежде всего, скромность.
Деньги:
Деньги сами по себе как таковые большой роли для осетин не играют. Народный фольклор во всех его проявлениях всегда на стороне бедняка. Богатых людей не очень любят. Ни один осетин не сочтет себя глупее другого только потому, что у того больше денег.
Поведение:
Приветствуется скромное и сдержанное. Однако, если вы – девушка, не удивляйтесь, если вам посигналит проезжающий автомобиль или прохожий мужчина присвистнет и цокнет языком – вам просто сделали комплимент. Вы хорошо сегодня выглядите.
Автомобиль:
Предмет гордости и обожания осетинских мужчин, и вожделенная мечта женской половины. Автомобили повально тюнингуются. Причем любые. Один из анекдотов про осетин гласит: «Московский метрополитен больше не принимает осетин на работу машинистами. – Почему? – Первый же, которого взяли за одну смену успел затонировать 2 состава»
Манеры и этикет:
Осетины почитают старших. При появлении старшего младшим положено встать. За стол без разрешения старшего тоже не садятся. При появлении женщин мужчины встают и наоборот. Особое место в этикете осетин занимает гостеприимство. Гость – святое для осетина. «Уазаег – Хуцауы уазаег» — «Гость – Божий гость». То есть подарок от Бога, который надо соответствующе принять.
Семья:
Семья для осетина понятие растяжимое. Среди осетин нет однофамильцев – любые два человека с одинаковой фамилией – родственники. Пусть даже в 10 колене. А уж про двоюродных и говорить не стоит – наиблежайшая родня. Сковывать себя узами брака осетины мужчины не спешат – нужно сначала стать на ноги чтобы достойно содержать семью. Младший сын с семьей до смерти родителей обязан жить с ними. Впрочем, время вносит свои коррективы и многие не придерживаются уже столь строго этой традиции. Для девушки-осетинки идеальный возраст вступления в брак – 21-22 года, когда уже и образование получено и «засиживаться» уже не стоит.
Друзья:
У осетин существует понятие «названный брат». Двое друзей могут назваться братьями, со всеми вытекающими последствиями. Круг знакомых же у каждого осетина очень широк – тут и соседи, с которыми осетины очень тесно общаются, и однокурсники и коллеги. И если вы, например, вознамерились жениться – упаси вас бог не позвать всех вышеперечисленных на торжество – многих вы обидите, а может и оскорбите.
Еда:
Осетинская еда это мясо, осетинские пироги и сыр. Мясо – традиционно говядина или баранина – предпочитают варить большими кусками. Никаких изысков. Сыр готовится в домашних условиях и бывает двух видов: твердый, жирный и соленый и мягкий, в меру соленый и не очень жирный. Последний используется для приготовления осетинских пирогов. Пироги готовятся из пресного дрожжевого теста и различных начинок, в основе большинства которых лежит вышеупомянутый осетинский сыр.
Что касается напитков, из безалкогольных это кисло-молочные подобия кефира или сам кефир, из алкогольных – осетинское пиво «баегаены» и осетинский самогон – «араехъ». Градус алкоголя невысок – в пиве примерно 6, в араке примерно 27-30.
Животные:
Животные в жизни осетин играют две роли: их едят и охранительную.
Дом:
Дом для осетина – его крепость. И в прямом и в переносном смысле. Раньше осетины жили в каменных домиках «саклях» и строили каменные башни для оборонительных целей. Сегодня осетины строят дома из кирпича. Чем больше дом, тем лучше. Он должен быть желательно больше и красивее чем у соседа, и уж точно никак не хуже. Одно из самых страшных осетинских проклятий – пусть пошатнется фундамент твоего дома.
Навязчивые идеи:
«Ды маенаей цаемаей лаег даер дае» — «чем ты более мужчина, чем я». Осетины не признают никаких авторитетов, кроме старшинства. Известны случаи, когда высокие военные чины прислуживали за столом простым солдатам, поскольку те старше по возрасту. Во всех остальных случаях каждый осетин считает себя «настоящим осетином», ничем не хуже других.
Любовь:
Проявлять любовь у осетин не принято. Причем не только на людях, но и между двумя людьми. Это считается проявлением слабости. Не принято проявлять любовь не только к возлюбленным, но даже к собственным детям. Вдове не полагается слишком уж сильно плакать на похоронах мужа.
Спорт:
В Осетии спорт любят и уважают. Спорт в Осетии это футбол и вольная борьба. Осетинская школа вольной борьбы – самая сильная школа в мире. Перечислять осетинских борцов – олимпийских чемпионов и медалистов нет смысла – это займет слишком много времени.
Покупки:
Осетин никогда не спросит в магазине, прежде чем сделать покупку, сколько это стоит. Вдруг кто-то подумает, что у него недостаточно денег или что он скряга. Он лучше не пойдет в магазин, если не уверен, что, набрав кучу всего и не глядя на ценники, сможет широким жестом за все расплатиться.
Культура:
Осетины считают себя культурным народом. В республике множество театров, музыкальных и танцевальных коллективов. Осетинская школа живописи высоко ценится за рубежом: картины осетинских художников присутствуют во многих частных коллекциях Европы и США. Первая в мире женщина-дирижер была осетинкой, а художественный руководитель Мариинского театра в Санкт-Петербурге Валерий Гергиев считается дирижером мирового класса, и в представлении, в общем-то, не нуждается.
Литература:
Международно-признанным классиком стал осетин Гайто Газданов. Осетины, впрочем, больше всего почитают осетинского поэта и писателя Коста Хетагурова. Он считается основоположником осетинской литературы, и удостоился звания «Леонардо да Винчи осетинского народа».
Обычаи и традиции:
Свои обычаи осетины берегут как зеницу ока. Любое отступление от традиционного обряда вызовет крайне негативную оценку со стороны подавляющего большинства. Впрочем, некоторые обычаи уже не одобряются и самими осетинами, например, разорительные свадьбы и похороны, однако смельчаков, которые бы решились отойти от традиции, нет. Все должно быть как положено.
Связи:
Связи в осетинском обществе играют огромную, практически решающую роль. Там где чего-то нельзя добиться деньгами, там обязательно можно этого добиться, если найти нужные связи. Среди осетин даже имеет хождение придуманный термин «хионизм» от слова «хион» — «свой». Устроиться на работу, в ВУЗ и даже школу практически невозможно, если у вас нет достаточных связей. Не принять на работу своего родственника означает фактически нажить себя врага. Обида не забудется никогда. Поэтому в большинстве учреждений Осетии все работники дети, зятья, сватья, друзья, друзья друзей, родственники друзей руководителя.

Источник

Владикавказский разговорник: продолжение

Больше месяца назад мы опубликовали статью «Владикавказский разговорник», которая имела успех. Наши читатели не только просили нас не останавливаться на одной статье, посвященной владикавказскому сленгу, но и сами предлагали слова для интерпретации. Мы отсортировали скопившийся материал, убрали из массива «блатные» слова, которые предложили наши читатели, добавили лексемы, которые посчитали нужными, и наскребли достаточно для второй статьи. Представляем вашему вниманию вторую часть владикавказского разговорника.

О людях

Зей — наркоман. Зеями называют не только наркоманов, но и просто чрезмерно худых молодых людей или людей со специфической «зейской» манерой общения.
Пример использования: «Сос караул, как похудел, он как зей, я его всё!» («Сос очень похудел, он похож на наркомана»)

Дурной тип — очень, ну очень сильный молодой человек. Если во Владикавказе вас назвали «дурным», не спешите лезть драться — возможно, вам сделали комплимент. Силу «дурных типов» часто преувеличивают, и рассказы об этих богатырях носят легендарный характер.
Пример использования: «В смысле, Алик, караул чё за дурной тип! Один кон, он одновременно пятерых типов ушатал» («Алик очень сильный молодой человек, однажды он победил в неравном бою пятерых соперников»)

Фос (произносится фош) — скотина. Словом «фос» могут обозвать человека, нарушающего базовые постулаты осетинского морального кодекса. В общем, скотина, она и в Африке скотина. Например, если за столом вы осмелитесь выпить из бокала до того, как старший произнесет тост (молитву) и отопьет из бокала сам, вы — фос.
Пример использования: «Эээ! Ты чё вперед хистара пьешь?! Ты че фос?» («Нельзя пить раньше старшего, это по-скотски»)

Хвостопад — человек, «падающий на хвост», то есть напрашивающийся на участие в мероприятиях, к которым он не имеет никакого отношения. Хвостопады обременяют собой знакомых, которые по осетинским законом дружелюбия не имеют права отказать.
Пример использования: – В смысле Казик хорошо с Зайкой общается, чё он к ней на днюху пришел? – Да пинцет! Он караул чё за хвостопад, навязался мне. (– Казбек настолько хорошо знаком с Зариной, что она позвала его на свой день рождения? – Нет, он с ней почти незнаком, он напросился, и я взял его с собой)

Самопёр — нарцисс; человек, влюбленный в собственную персону. Во Владикавказе очень много латентных самопёров, которые часто осуждают самопёров открытых.
Пример использования: «Да Борик караул чё за самопёр! Он два часа каждый день возле зеркала стоит» («Борис – нарцисс, он каждый день по два часа смотрится в зеркало»)

Очкун/Очкошник — трус. Безусловно, одна из самых неприятных характеристик, которой могут наградить на улицах Владикавказа.

Локации

Город (Горат) — Владикавказ. Если во Владикавказе вы слышите от собеседника слово «город», никогда не спрашивайте его, о каком городе идет речь. Во всей Осетии городом называется только Владикавказ, несмотря на тот факт, что городов в республике шесть. Иногда, говоря город, молодые люди имеют в виду центр Владикавказа.

Пример использования: «Ты до сих пор на хате? Вытягивайся в город» («Ты до сих пор дома? Приезжай в центр Владикавказа»)

Хадзар (произносится хазар) — многофункциональное строение, расположенное во дворе жилого дома. Представляет собой длинное одноэтажное здание, способное вместить до 200 человек. Хадзар — это место проведения как поминальных, так и торжественных мероприятий: национальные праздники, рождение ребенка, новоселье и т.д. Функции хадзара этим не ограничиваются — строение служит своеобразной игротекой для мужчин пожилого возраста. Они проводят часы за игрой в нарды, шахматы, шашки и домино. Кроме того, хадзар — кладезь мудрости. Собравшиеся в нем мужчины обсуждают вопросы различной проблематики: от марки бензина, которым они заправляют автомобили, до экспансивной политики США и вопросов осетинской этнографии.

Селуха — селение, которое ваш собеседник считает своей исторической родиной. Практически у каждого горожанина есть своя «селуха» — селение из которого он родом, или просто селение, в котором у его семьи есть дом или дача. Осетины очень гордятся своими корнями, поэтому селение каждого владикавказца априори лучшее во всех отношениях.
Пример использования: «Да у нас в селухе, караул че за дурные пацаны живут, их в смысле в плуг запрягать можно» («В нашем селении есть очень сильные парни, их можно запрягать в плуг вместо лошади»)

Бэтмен (Бэтман) — памятник легендарному генералу, дважды герою Советского Союза и герою Монгольской республики Иссе Александровичу Плиеву. Памятник располагается у набережной в центре Владикавказа — на площади Плиева. Монумент даже отдаленно не напоминает американского супергероя (может быть, только головным убором, да и это сомнительно), однако «Бэтмен» заменил собой «памятник Плиеву» даже в речи горожан старшего возраста.
Пример использования: «Пацаны попозжяк на Бэтмана подтянутся» («Ребята соберутся у памятника Плиеву несколько позднее»)

Дендрарий — излюбленное место для прогулок и пробежек молодых и не очень молодых горожан.
Пример использования: «Ты в смысле знаешь, какая у меня дыхалка? Я каждый день на дендрарии бегаю» («Я развил возможности своей дыхательной системы, делая пробежку по дендрарию каждый день»)

Терек — кинотеатр «Терек» и прилегающая к нему территория. Терек — это живописное место, популярное у молодых владикавказцев. Летними вечерами молодые горожане прогуливаются «возле Терека». По популярности «Терек» сопоставим с «Коцоева» и «Проспектом».

Лапша — Профтехучилище или любое другое учебное заведение среднего специального образования. Во Владикавказе вы часто можете услышать словосочетания «пятая лапша» или «седьмая лапша». Нетрудно догадаться, что это специальные учебные заведения под соответствующими номерами.

Пятачок — место сбора отдельной группы молодых людей (чаще всего соседей). Пятачок чаще всего находится во дворе жилого дома, может быть небольшой беседкой или скамейкой, но это вовсе необязательно. Иногда пятачок находится под открытым небом. У каждой соседской молодежной группы есть свой пятачок. На «пятачке» молодые люди обсуждают злободневные проблемы: спорт, девушки, «движения», автомобили, часто даже политику и экономику. Ораторские выступления и словесные баталии часто сопровождаются сидением на корточках и лузганием семечек. Может показаться, что пятачок — это молодежная версия хадзара, но это не так. Хадзар — именно многофункциональное строение для взрослых мужчин, а пятачок — это закрытый молодежный клуб.

За город — зоны отдыха за пределами Владикавказа. «За город» — это даже не место, а мероприятие. Оно сопровождается весельем и танцами, приготовлением шашлыков и молодежным общением. Выражение «поехали за город» — это что-то вроде «а давайте-ка поедем на массовый пикник куда-нибудь на речку».

Борщить — перегибать палку. Если вам сказали, что вы борщите, это значит, что вы переступили за рамки дозволенного и лучше бы вам остановиться, что бы вы ни делали, иначе дело может кончиться конфликтом.

Лаваш/лавашнуть — пощечина/дать пощечину. Эквивалент центрально-российского «леща». Никогда не пытайтесь давать лавашей в Осетии, даже в шутку, а иначе поплатитесь здоровьем. Хуже оскорбления там пока не придумали.

Хаш/быть в хаше — состояние сильнейшего алкогольного опьянения/ быть в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Эквивалент центрально-российского «пьяный в зюзю», «пьяный в дребадан». До сих пор неизвестно, почему название известного на Кавказе блюда, способствующего отрезвлению, стало синонимом запойного пьянства. Услышав фразу «набухаемся в хаш», бегите.
Пример использования: «В смысле Исик вчера в хаше был, он ногах не стоял» («Ислам вчера напился, так что его не держали ноги»)

Башки-габошки (или батæ-габотæ) — целую и обнимаю. Эти слова вы практически никогда не услышите из уст молодого человека, зато они входят в обиход у городских девушек и активно ими же используется.
Пример использования: «Зая, если Фатика увидишь, передавай ей от меня башки-габошки» («Залина, если встретишь Фатиму, обними и поцелуй ее за меня»)

Воздух — деньги. «Воздушный тип» — это богатый человек. «Воздушный тип» — синонимом «бобра» (слово из предыдущей статьи).
Пример использования: – Пойдем похаваем чё-нибудь. – Не вариант, у меня воздуха нет (– Пойдем, перекусим. – Не могу, у меня сейчас туго с финансами)

Один кон — однажды, как-то раз или в тридевятом царстве, тридесятом государстве. После слов «один кон» обычно следует какая-нибудь занимательная история.
Пример использования: «Один кон мы с пацанами в Ногир выехали…» («Как-то раз мы с ребятами поехали в селение Ногир…»)

Хорз (произносится хорж) — «хорошо» в переводе с осетинского. Часто употребляется даже неосетинским населением Владикавказа. Значение слова хорз известно всем. Этим простым словом выражается одобрение.

На постой/на постое — постоянно, систематически.
Пример использования: «Геор на постой на 26-ой зависает» («Георгий постоянно пропадает в районе 26-ой школы»)

Источник

Несколько фактов об Осетинах

Всем привет, я тут новенький и прошу не судить строго, это мой первый пост, хотя я часто читаю публикации на пикабу но сам сделал впервые, прошу оценить, на комменты не отвечу, мне пока важно мнение и ваши плюсы или минусы. Если буду ошибки, напишите. И так начнем

Несколько фактов об Осетии и осетинах:

1) Территория Осетии составляет 11 950 км².
Это больше чем некоторые страны и государства, такие как, например, Лихтенштейн (160,4 км²), Сан-Марино (61 км²), Тувалу (26 км²), Науру (21 км²), Мальдивы (298 км²) и т.д.

2) Население Осетии составляет 766,512 тыс. человек на момент 2017 г.
Из них примерно 535,000 тыс. человек являются осетинами, которые составляют 80% от всего населения.

4) Осетинским языком владеют 530, 000 – 580,000 тыс. человек в мире.

5) Осетинский язык является наследником скифского, сарматского и аланского, как и сами осетины.

6) Осетинской письменностью выступает кириллица, хотя в некоторых зарубежных диаспорах и общин практикуют латиницу.

7) Осетины многоконфессиональный народ.

8) Осетины преимущественно носители гаплогруппы G2a1, которую нередко обнаруживали в захоронениях донских алан и языгов (сарматов).
Сегодня эту гаплогруппу можно обнаружить на Кавказе, а также в Италии, Испании, Казахстане, Иране, Франции, и в меньшей степени центральной Европе.

9) Близкие народы осетинам (лингвистически или генетически) являются ясы, памирцы, ягнобцы, персы, таджики, талыши, курды, адыги, сваны и балкарцы.

10) Осетины и их предки считаются приверженцами древнего монотеизма, веруя в единого высшего Бога, творца мира (Хуыцау).

11) Вторым названием Осетии выступает Алания.

12) Аланы – греческий и латинский экзоним, осы (асы и ясы) – славянский и грузинский.
Эндоэтнонимами (самоназваниями) осетин являются ирон и дигорон, хотя у обоих в фольклоре встречается аллон.

14) Среди осетин очень много выдающихся спортсменов, ученых, воинов, деятелей творчества и культуры, заслуживших и получивших мировое признание.

15) Современный герб Осетии – золотой барс на фоне красного щита с семью белыми горами является адаптацией баннера 12-13в. Давида-Сослана, правителя Алании.

16) Флаг Осетии символизирует моральную и духовную чистоту (белый), отвагу, силу и честь (красный), изобилие, благосостояние и процветание (желтый).

17) Самыми популярными осетинскими именами являются: Алан, Сослан, Сармат, Батраз, Ахсар, Заур, Хетаг, Ацамаз, Георгий, Казбек, Дзерасса, Алана, Рухсана, Зарина и Залина.

18) Осетины имеют 11 обществ (10 населяют иронцы, а 1 дигорцы):
Северные:
Тагаурское
Куртатинское
Алагирское
Дигорское

Центральные:
Туальское
Урс-Туальское
Трусовское
Кудское

Южные:
Кударское
Дзауское
Чсанское

19) Большинство обществ Осетии были демократическими — управлялись народным собранием (осет. ныхас). В некоторых правили князья (осет. æлдартæ).

20) Про осетинок на Кавказе существовала пословица: “Для счастья нужен кубанский кинжал, кабардинский скакун и жена осетинка.”

21) Осетины являются единственным индоевропейским народом на Кавказе.

22) Осетия – это регион с двумя столицами, Владикавказ (Дзæуджыхъæу) и Цхинвал (Чъреба).

23) Во время второй мировой войны среди осетин практически не было дезертирства и предательства. 34 осетина удостоились звания героя советского союза (самый высокий показатель на душу населения). Также из 90 тыс. человек призванных 46 тыс. человек погибли (1/5 нации и 2/3 взрослого мужского населения).

24) Осетины знают как минимум 2-3 языка.

25) Осетинские абреки считались одни из наихрабрейших и хитрейших.
Только про осетинского абрека Бега Коцты и его людей, российский военный историк, В. А. Потто, отметил: “Теперь только обугленные стены укажут любопытному путнику место, где тридцать человек со спартанской твёрдостью защищались около суток против полуторатысячного русского отряда”.

26) Наиболее значительными и интересными памятниками культуры осетинского народа, вне всяких сомнений являются башни, замки, крепости, склеповые некрополи и заградительные стены. Они сооружались во всех без исключения ущельях, населенных осетинами. Эти постройки являлись надежным гарантом свободы родов и фамилий, обеспечивая убежище их хозяевам.

27) Осетины относятся к кавкасионскому антропологическому типу.

28) Существуют два средневековых лингвистических свидетельств об аланском языке: Зеленчукская надпись и Аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца – оба переводятся полностью на осетинский язык.

29) Осетинские мужчины носили папахи и черкески. Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка. В зимнее время верхней одеждой служила бурка.

30) Осетинский женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек (символизирующие древо жизни) с изображением птиц.

31) Нартский эпос признан великим и красивым наследием осетинского народа. Вне Осетии им интересуются наряду с греческими, римскими, славянскими, кельтскими, германскими и скандинавскими преданиями.

32) Среди осетин до 30% голубоглазых блондинов.

33) Средневековое осетинское государство Алания считалось одним из мощнейших и наиболее процветающих, за счет торговли, ремесла, агрикультуры и воинского искусства. Ее населения было 7-9 млн, что по меркам Кавказа было впервые и невообразимо много.
Как часто было сказано, если бы татаро-монголы совершали свои походы сперва на Русь и половцев, а потом на алан – то сейчас Осетия была бы в 20 раз больше и на уровне многих крупных европейских и азиатских стран.

34) Письменность в Алании была греческая и реже руническая.

35) Осетинская (аланская) армия на момент 12-13 в. представляла собой легкую пехоту ближнего боя, лучников, тяжелую конницу и легкую конницу с луками.

36) У осетин было 3 разных правящих династии: царазонта, багратионы и ахсартаггата.

37) Осетинский язык относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков.

38) Осетинский язык разделяет много общих слов с другими европейскими языками, такими как: русский, германский, персидский и английский.

39) Особенностью осетинской письменности является редкая буква «Æ», а также в осетинском языке 9 падежей.

40) Вооруженные силы Осетии составляют 1,500 тыс. человек + 15,000 тыс. человек в резерве, а также множество потенциальных добровольцев.

Что такое чунчула на осетинском. Смотреть фото Что такое чунчула на осетинском. Смотреть картинку Что такое чунчула на осетинском. Картинка про Что такое чунчула на осетинском. Фото Что такое чунчула на осетинском

3. Появились осетины на Кавказе в 529 году;

4. Столица нынешней Северной Осетии г. Владикавказ до 1933 года был столицей Ингушетии;

7. Национальная одежда осетин заимствована у кабардинцев и ингушей;

8. До появления России на Кавказе осетины проживали в горах и давали дань кабардинцам,ингушам и грузинам;

10. Половина нынешней территории Северной Осетии является чужой и отобрана силой советской и российской армии уингушей,

кабардинцев, грузин и казаков ( казаки-это сословие, а не нация. О чем до сих пор не знают многие осетины. И земли для поселений им были выделены лишь после прихода на Кавказ России );

11. Осетины делятся на основные три группы племен: иронцы, дигорцы и кударцы, между которыми часто происходят столкновения и

массовые драки, но пока ни одна из сторон не взяла верховенство;

12. С 1941 по 1945 годы 36 осетин стали Героями Советского союза, 29 осетин из которых удостоились этого звания за участие в депортациях ингушского, чеченского и карачаевского народов;

противоправный, антизаконный Тезис «О невозможности совместного проживания представителей двух народов», то есть

14. У осетин имя «Алан» самое распространенное, но до 1950-х годов ни один осетин не носил это имя;

16. На территории Пригородного района, который сейчас входит в состав Северной Осетии еще 70 лет назад не жил ни один осетин.

17. Танец у осетин называется «макъалон каф» и переводится как «ингушский танец»;

18. В годы Великой отечественной войны значительная часть территории Северной Осетии была оккупирована гитлеровской

армией и около полугода осетины находились под немцами;

19. В осетинском языке нет слова «Алан» и также отсутствует смысловая расшифровка этого слова.;

20. Нынешняя Временная столица Северной Осетии г.Владикавказ возник на месте ингушского села Заур-Юрт (Заурово).

Первый же факт, точнее его описание, вызвал вопрос. Почему площадь сравнивается с совсем миллипиздрическими странами? Можно же было сказать что больше Ливана или Катара, например. И даже больше Ямайки )

Хм. Девять падежей. У нас их 15. Правда, мы хоть их и употребляем в разговорной и письменной речи, но в школе учат только 6

Про татар напиши лучше

Был в Осетии в отпуске. Красотища. Очень понравились пироги. Девушки действительно замечательные. Побывал в аулах, не передать атмосферу. Как на машине времени перенесся в древность. Всё просто, кротко и красиво. Я сам не любитель наворотов, даже еду предпочитаю простую. Может поэтому мне это было всё понятно и близко. Обязательно еще раз поеду.

Столбняк в Санкт-Петербурге

Столбняк существует. Я в этом убедился на личном опыте. Но самая страшная болезнь в России не столбняк, а бюрократия.

Я думаю, эта история заслуживает внимания общества и широкой огласки.

Помогите распространить это сообщение как можно дальше. На всех уровнях. Соцсети, репосты, газеты, телефон, письма, рассказы знакомым, возможно кто то из вас спасёт жизнь одного, пусть и незнакомого человека.

ЛЮБОЙ из вас может оказаться на моём месте.

22 сентября я удалил дома вросший ноготь.

Через два дня палец дёргаться перестал. И я забыл эту историю.

Ещё через две недели место пореза стало вновь дёргать, затем потихоньку нога, другая, и мышцы по всему телу. Свело слегка челюсти, стало тяжело глотать и напряглись мышцы по всей спине.

И дальше начался двухмесячный кошмар. С больничного на больничный. От врача к врачу, на обследования я потратил всё что было, и безрезультатно. Инфекционисты, терапевты, неврологи- никто не мог поставить диагноз.

Сон, аппетит, работа, нормальная жизнь, общение, внешний вид- всё было потеряно.

В течение примерно 2-3 недель было ухудшение вплоть до единичных судорог, затем пошёл на поправку, затем заживший палец снова начинал болеть и шло ухудшение. И так снова и снова.

Внимание. Это Питер. Не ржавый гвоздь, не болото, не отходы какие то. Просто дома кусачками.

Долго долго ничего не писал, так как казалось, что всё решаемо, но вот увы настал момент и я пишу.

Значит ситуация следующая. После почти трёх месяцев мытарств врачи в поликлинике по месту жительства собрали консилиум и дружно мне поставили диагноз подозрение на столбняк(уже появился первый довольно чёткий симптом, сжимание мышц челюстей(тризм), не хотели дожидаться всех остальных). Инфекционист написала направление на экстренную госпитализацию с подозрением на столбняк(А35) и позвонила в эпиднадзор в моём присутствии. Эпиднадзор отказал в постановке диагноза, не видя меня, просто на основании того, что должна быть открытая рана, и срок смерти в течение недели. (Это тяжёлая форма столбняка). Всё. Никаких других форм столбняка в документации у них нет, они в первую очередь юристы, а не врачи. Они за свой отказ по телефону ответственности не несут.

На данный момент я с трудом могу кушать твёрдую пищу, рот тяжело открывается. Периодически наступает улучшение, раз в две три недели, потом опять ухудшение. Раненый когда то палец ноет и дёргается перед каждым ухудшением. Затем начинаются подёргивания мышц, спазмы, сводит челюсти и становится тяжело глотать. Сбиваются эти симптомы только баклофеном(препарат, тормозящий возбуждение двигательных нейронов нервной системы)

Диагноз ставится только по клиническим признакам, нет ни одного анализа который мог бы показать наличие яда в крови или столбнячных палочек. Доказательную диагностику провести нельзя. Только в разгар болезни, когда человек ложится доской, начинаются изменения в анализах из за гипоксии мозга, голодания и разрушения мышц.

Врачи из поликлиники бессильны перед эпиднадзором, а без направления на госпитализацию ни одна больница не берётся за это. Они хотят помочь, но боятся эпиднадзора. Сегодня я был на приёме у кандидата наук инфекциониста со стажем 46 лет, он подтвердил диагноз, но сказал, что даже он бессилен ставить диагноз вопреки эпиднадзору. Поставил полинейропатию после перенесённого столбняка. Пожелал мне удачи и посочувствовал.

Когда прихожу в поликлинику на обследования и консультации после очередного пинка из больницы, создаётся ощущение, что

моя поликлиника знает меня в лицо, врачи здороваются со мной и переживают за меня.

Нервы за эти три месяца абсолютно уничтожены. Я чувствую бессилие и если хоть кто то знает, куда, как обратиться, как законно получить своё право на мед помощь, пожалуйста, в любое время жду ваших советов. Пока ещё не поздно.

P.S.:Эпиднадзор запретил ставить даже подозрение. Это в их интересах, так как каждая постановка такого диагноза ставит под сомнению систему прививок и профилактики столбняка.(Как в моём случае, мне поставили не тот укол)

Мне всё равно где получать лечение. В любой больнице. От меня отказались без согласия надзора уже в четырёх больницах. Врачи пытались подсказать мне, где получить помощь, давали направление в больницу со смежными диагнозами, ещё как то, но всё было бесполезно.

Мне так и не сделали за 3 месяца укол противостолбнячной сыворотки, так как не имеют права без отчётности. И это делается только в больнице.

И самое что главное, почему я до сих пор жив, мне объяснили. Ранка была небольшая, далеко от ЦНС, какая никакая профилактика хоть и запоздалая была, и. Здравствуйте, последствия. Хроническая форма с рецидивами. Я не могу нормально жить, работать, общаться. В любой момент может произойти генерализация процесса и меня могут не спасти. Мы ищем любые нити для спасения. Спасибо что дочитали до конца.

Если так и будет продолжаться, я долго не протяну, поэтому репост даже на неделю с последующим удалением это уже большое дело. Помогите пожалуйста!

Необходимо найти хирурга, который сможет провести хирургическое вмешательство в очаг инфекции(четвёртый палец левой стопы), обколоть его ПСЧИ(ПСС), и прекратить поступление яда столбнячных палочек в организм. Если этот вопрос решается только удалением пальца- я согласен.

Либо нужен юрист, который поможет договориться с врачами и эпиднадзором.

Дальше, лечение последствий это уже проще. Оно чисто симптоматическое. Да, последствия могут быть уже довольно серьёзными, в случае генерализации мне требуется реанимация и специализированная помощь для столбнячных больных, это очень тяжёлый процесс, но в данном случае- главное- убрать источник яда из организма. Иначе лечение последствий не приведёт ни к чему

На всякий случай- это НЕ ЗАРАЗНО.

Я понимаю, что моя история уже тянет на то, чтобы меня показали в новостях по первому каналу, так как в Петербурге около 10-20 лет не было зарегистрировано ни одного случая столбняка. Видимо усилиями Эпиднадзора.

Для любопытных, в конце прикреплю статью о столбняке.

Советы всем тем, кто не хотел бы оказаться на моём месте-

1)Делайте ревакцинацию АДСМ вовремя. 2)Детям ставьте прививки от столбняка. Без колебаний. Обязательно.

3)Не замазывайте раны мазью, никакой, никогда.

4)Не удаляйте вросший ноготь дома самостоятельно..

5)Первый и самый важный симптом- подёргивания в ране, боль в жевательных мышцах и спазмы. Если не дай бог откуда то взялось что то из этого, СРОЧНО в травмпункт и требуйте вколоть вам СЫВОРОТКУ, не АНАТОКСИН. Перестрахуйтесь. Здоровья вам и вашим близким.

В словах поддержки я сейчас уже не столько нуждаюсь, сколько в советах, что делать, в любой помощи по распространению этой информации и решению экстренной ситуации- на переживания и рефлексии у меня осталось слишком мало времени.

Нормы оказания медицинской помощи при столбняке и даже подозрении на нём прикреплю в ссылке снизу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *