Что такое чуп на голове
Зачем казаки носили чубы и серьги
Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.
Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.
Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.
Для чего казаки носили чуб на голове
Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.
Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.
Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.
Зачем казаки носили серьгу в ухе
Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.
Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.
Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.
Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему украинцы чубы носили?
Всем известна характерная прическа запорожских казаков – стриженная наголо голова с длинным чубом, свисающим на одну сторону, в сочетании с вислыми длинными усами. Во-первых, насколько этот облик соответствовал действительному внешнему виду украинцев? Во-вторых, каково его происхождение?
Здесь нужно отметить, что данный чуб, который украинцы называют обычно разными терминами: оселедец, чуприна, был свойственен не всем украинцам, а конкретно запорожскому казачеству, чему есть немало свидетельств не только описательных, но и изобразительных, начиная с XVII века. Так что в этом вопросе сомнений нет – такой чуб имел место, не является легендой, однако был присущ лишь определенному кругу украинцев.
Но при этом большинство точек зрения строится на том, что чуб не являлся казачьим изобретением, а был для них приобретенным явлением. Но тогда возникает вопрос – откуда приобретенным. Конечно, велик соблазн привязать чуб к неким очень древним великим событиям.
Вспоминается описание гуннов, которое дает Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.), приписывающий им ношение чуба. Наиболее заметная фигура, которая обычно изображалась практически с украинским чубом и вислыми усами – киевский князь-воитель Святослав.
Первое и единственное указание в источниках на наличие у Святослава подобного чуба – описание князя византийским хронистом Львом Дьяконом. Других свидетельств о нем нет.
Объяснить такую особенность прически князя были призваны разные версии, и наиболее известная – чуб был символом знатности у варягов. Впрочем, вероятнее всего, у Святослава, как у его предков варягов – была либо заплетенная косичка, либо прядь волос, которую потом стали трактовать как чуб.
Еще в римских источниках имеются свидетельства, что среди знатных жителей севера Европы характерна прическа, представляющая собой клок волос, который свисает с одной стороны. Эта традиция видимо не ограничивалась жителями Скандинавского полуострова, и была также распространена у западных славян. Но, судя по всем описанием, такая прическа не имела ничего общего со знаменитым украинским чубом.
Впрочем, поскольку Святослав разгромил Хазарский каганат и прошел через народы Северного Кавказа, воевал с печенегами и другими тюркскими народами причерноморских и поволжских степей, некоторые исследователи видят происхождение его чуба в связи с этими походами.
Дело в том, что у хазар, древних булгар, печенегов тоже был характерный чуб в качестве прически. Однако подобная версия представляется несколько натянутой. Неясно, зачем победителю принимать облик побежденных. Так что версия о признаке знатности, присущей варягам (а Святослав был именно таковым) представляется более обоснованной.
Почему чубы утвердились у украинцев?
Однако, как бы там ни было, чуб Святослава (если он вообще был) к чубам (хохлам) украинцев отношения не имеет. Хотя бы потому, что между ним и запорожскими казаками не было никакой культурной связи. Достаточно сказать, что потомки Святослава не были замечены с чубами.
Скорее всего, здесь, как и во многом другом было заимствование прически у тюркских народов, с которыми казаки контактировали (само слово «казак» – тюркского происхождения). Многочисленные тюркские племена, населявшие Северное Причерноморье, сменявшие друг друга в числе своих причесок имели похожую на чуб. Причем поскольку в то время элементы внешнего вида имели строго символическое значение, наличие такого чуба означало, что его владелец – свободный человек.
Поэтому вполне возможно, что казаки, занявшие близлежащие области примерно в XIV веке, наследовали и присущие кочевникам символы. Тем более что и само название – «казак» означало – «вольный человек». Именно это свое свойство казаки особенно подчеркивали, поскольку пополнение их рядов осуществлялось за счет прибытия прежде зависимого населения, для которого именно вольность была главным достоинством. Надо сказать, что представители тюркских народов участвовали в формировании казачества и, конечно, принесли с собой элементы своей культуры.
Почему же чуб становится отличительным признаком именно украинского казачества, а не, скажем, не далеко располагавшегося донского? Вполне возможно, ранее он был распространен и у донцов (об этом говорит сохранение у них моды на залихватский чубчик), но в прежнем виде не сохранился.
А у запорожцев, будучи заимствованным элементом внешнего вида, подчеркивающим вольное состояние владельца, со временем чуб сохраняет таковое свое значение уже в более формальном смысле. Уже с XVI века запорожских казаков принимает на службу польское государство (В России эта практика становится системной с XVII века, но по-настоящему утверждается с XVIII в.). Часть из них включается в так называемый реестр (реестровые казаки) с получением содержания из казны.
Чуб становится форменным знаком казака, хотя конечно носили их не только реестровые, но и неофициальные казаки, которые, однако, стремились попасть в реестр. Это гарантировало им не только содержание, но и гарантию вольности. После перехода в подданство России реестр был сохранен, и даже расширен, что обеспечивало и сохранность чуба. Впрочем, это один из вариантов, объясняющих это явление.
То есть изначально чубы были характерной прической не всех украинцев, а только лишь казаков. Можно сказать, он был знаком, отличавшим казака от крестьянина. Поскольку до полного присоединения Украины к России русские в основном имели дело только с казаками, этот фирменный чуб и стал наименованием всех украинцев – хохлы. Хотя есть и другие объяснения.
Был ли какой-нибудь практический смысл? Его иногда пытаются привязать к чубу. Дескать, удобно в походах (выбривание головы спасало от вшей, хотя непонятно). Некоторые настаивают на сакральном смысле – некая связь с небом.
Но гораздо более реальным было именно символическое значение вольности человека. Переход в казачество – свободное состояние символизировал и чуб – символ вольности. И в этом своем смысле чуб и сохранялся. Впоследствии он, как стереотип, символически стал переноситься на всех украинцев.
Похожие записи:
Скандинавы ни когда не носили оселедцы.Бритая голова-повод для насмешек для скандинавами.В повести временных лет Святослав изображен в бобровой шапке и с бородой.Статья полное вранье.
Может как у американских индейцев чтобы скальп снимать было удобно.
За чуб удобно спасать утопленгника.
Эта версия имеет право на существование, так как древние укры как огонь боялись воды, плавать,как ни странно для Великих Копателей, в те времена редко кто умел
Связь есть. Причём крепкая. Но, идейная.
Связь эта со всемирным культом Волоса (Велеса). Родоначальниками которого являются наши предки.
А где Вы в статье обнаружили, что у Святослава был оселедец?) И где в Повести такое изображение Святослава?))) А Лев Диакон Святослава хотя бы в живую видел.
ИМХО в те времена (да и много позже) европейские описания восточных славян и в частности Руси, делались не выходя из дома. Ничем иным не объяснить столь разное описание “фактов”. Есть описания русского войска в нарядах как у турков, и описания жителей Новгорода (а позже и Москвы тоже), сплошь носящие яркие тюрбаны.
Верить европейцам – себя не уважать. Все их факты – суть жаркое по домашнему.
изображение Святослава с чубом имеется в нете, но я также согласен что тут ни казаки, ни Киев, ни хохлы и рядом не стояли. Ни до, ни после никто из князей не “красовался” с таковым.
Статья быть может частично и вранье (автор – человек творческий, он ТАК видит), но частично дает хоть какую то версию. Он всяко лучше той, которую нам Киев сегодня втирает.
ага Москва возле Святослава стояла без чуба
Брили только рабов. Остальные брезговали так стричься.
И у каждого раба был свой личный парикмахер.
А при чем тут скандинавы?! Это скорее Ободриты, оселедец для них был признаком сословия. Чуб же это пережиток турецкого нашествия. О чем вы вообще!?
К стати в повести очень много более поздних приписок
Мохнорылость пришла вместе с христианством, религией рабов. В древнем Риме бриться имел право только гражданин. По бородам отличали рабов и варваров. Древние славяне тоже ходили бритыми, как подобает воину.
Воину не подобает “ходить бритым”, как баба!
Это не чубы, это селедки.
Уважаемый Сократ, как и всегда, вы исключаете источник истории русских и украинцев – существование и историю древних булгар. Очевидно вы ничего не знаете об истории древних булгар, и даже если вы знаете, вы не хотите признать это. Это твоя огромная ошибка. Непростительная ошибка для настоящего историка. Это ошибка ваших хозяев – русских великошовинистов и их хозяев – большевистских сионистов и Пятой колонны сегодня!
Я расскажу вам несколько вещей, чтобы прикоснуться к древней правде вопроса, который вы пытаетесь изобразить неправильно, как большая и подлая ложь!
Сначала о самой древней истории болгар и связи с чумбасом (затылочная косичка). Корень этого слова – “суббаш”, что означает округлую фигуру, вращающий момент. Этом же слово также обозначается фигурой “свастики”, корень и этимология которой на санскрите происходит от этого древнего булгаро-арийского слово “суббаша” вслед фонетических изменений.
В 5600 г. до н.э. первая булгарская держава Идель развалилась. Наряду с другими частями из нее выделилась булгарская область Сынджак [Предкавказье], которой владел представитель булгарской династии Зияджи [Дуло] Джам Аудан, провозгласивший себя «сыном Карт-Джама Булгара». В условиях развала Идель Аудан не растерялся – заключил союзы с племенами Джурэша [Восточное Предкавказье, Дагестан, Чечня и Ингушетия] и Утига [Западное Предкавказье, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария] и при их помощи, поразив противников конницей, присоединил к Сынджаку земли Бурджана [Волга, Поволжье], Шира [Дон], Бырмана [Северное Причерноморье], Бырбата [Северная Украина и Белоруссия], Шуда [север восточной Европы], Артана [Восточная Прибалтика], Всю эту территорию Аудан назвал – впервые в истории – Булгарией, Булгарским царством. Для отличия этой первой Булгарии от позднейших сами булгары называют ее Сынджак-Булгаром [Сынджакская Булгария], а греки – Старой Булгарией. Впоследствии рамки термина «Старая Булгария» значительно сузились – и он стал обозначать только территории Сынджака [Предкавказье], Приазовья и Украины. Очевидно, это произошло потому, что Предкавказье, где располагалась столица Сынджак-Булгара город Сандугач [Ставрополь], Приазовье и Украина были главными областями царства Джам-Аудана. Джам-Аудан, титулом которого было слова «балтавар» [«правитель», «вождь»], правил 300 лет [«Нариман тарихы»], т.е. в 5600 – 5300 гг. до н.э.
… Его потомок был Аслан [5000 – 4950 гг. до н.э.]. Брат Аслана Кушдар основал независимое царство тавров в Крыму. В Сынджак-Булгарском царстве у булгар появился обычай называть себя ас (аз) или хас (хаз). У царя Аслана от разных жен было шесть сыновей: Агадж, Шамбат-Иджик, Бурджан, Бал, Буртас и Канджар. За каждым из принцев [такын, джакин] была закреплена часть булгар, но все булгары имели еще одни обычаи. Так они брили большую часть головы, оставляя волосы только на темени или затылке для заплетания малой теменной косы «суббаш» [«чуббаш»] или «чембас» и одной или нескольких затылочных кос «урчем» или «перчем». Борьба «крёш» [«куреш»] и скачки на лошадях были любимейшими видами спорта булгар. Жениться булгарским парням можно было только в том случае, если они побеждали невест в состязаниях по борьбе и скачкам на лошадях. Развратников, прелюбодеев, воров и изменников булгары разрубали топором на части, а «умников» [тех, кто отходит от булгарской веры «джим» или «тангризм»] вешали на деревьях.
По поводу украинцев и казаков
Во-первых, вам нужно исправить понятия, что «тюрки» – это лингвистический термин, а не этнический термин. Слово «тюрки» относится к болгарам в Азии и Сибирь, говорящим на трекско-булгарском языке, и придает дополнительное значение этому слову как «истинные болгары». При Аттиле было навязано в восточных пределах Великой Болгарии говорить на трекско-болгарском языке, а на западном – по болгарско-агильского («славянского»).
А слово «казак» происходит от трек-болгарского и означает «трехзубая вилла», синоним слова «санак». Он служит знаком этих болгар-чиркесов (которые приняли православную веру), а сегодня это герб Украины.
А вот отрывок из “Жизнеописания Гази-Бараджа” самого Гази-Бабы, 1262 год:
“В 1241 году мой эмир Гази-Барадж участвовал в походе на Альман (Германии) и дошел до Аварии или Моджара (Венгрия). Тамошние ульчийцы (уличи – славяни) и альманцы устроили засаду и ночью убили татар, шедших с эмиром (Гази-Барадж). Наши (булгары) стояли отдельным станом и не пострадали при этом, но когда двинулись дальше, то обнаружили погоню. Тогда уже эмир устроил засаду у города Бураш и перебил не менее 10 тысяч преследователей. С головами врагов на копьях наши подъехали к городу и заставили его сдаться. Там эмир запасся всем необходимым и, пройдя в Моджар, соединился с другими татарами. Узнав о гибели своих, эти татары хотели было отомстить разгромом Моджара, но эмир отказался от этого под предлогом родственности моджар и булгар и этим заставил их повернуть назад, в Кыпчак. А эту область великий кан татар передал в качестве тарханства своему родственнику, хану Бату… Когда татары и наши на обратном пути остановились в Башту и хан спросил, как удержать многочисленных ульчийцев под своей властью, эмир сказал ему: “Среди ульчийцев есть очень много недовольных своими беками (князями) – это анчийцы (анты). Собери и соедини их с каубуйцами (булгары-урусы) в одно войско – и оно будет верно служить тебе”. Бату так и поступил и велея войску называться татарским, ибо татары называли всех служивших им [нетатар] “татарами”… Но каубуйцы отказались, и тогда эмир предложил хану назвать воинов этого войска казаками. “Слово казак у булгар означает доблестного бахадира, сражающегося без кольчуги в знак пренебрежения к смерти. Такие бахадиры дают обет не жениться до тех пор, пока не прославят себя воинскими подвигами. Пусть эти воины будут подобны казакам”, – добавил Гази-Барадж. Бату понравилось это предложение, и он утвердил его. А еще раньше казацкое войско эмир создал в Булгаре, и оно заменило курсыбай (Корпус регулярных булгарских войск в Волжской Булгарии, состоящий из 6000 всадников)…
Ну Сократ, скажи одно благодаря знающему болгару и не пиши больше ничего неправдивого и глупо.
Пусть “кучей слизи” (Гугле перевод) в конце 4-ого абзаца читаются как затылочная косичка.
Ну хохол, вот так и рождается большая ложь! В трек-болгарском (булгарском-тюрки) языке, который ошибочно называют татарским языком, нет слов с «ц»!
Автор некомпетентен… У хохлов не кАзак, а кОзак… Казак – донской, кубанский, забайкальский и др., расположенные на территории России.
Кокой подробный бред. Тюрки и Адыги это разные языковые группы. И не смотря что жили они по соседству совсем не значит что это одно и тоже. Слово Черкес не так давно вошло в обиход в отношении Адыгов. А Черкасс достаточно давно. И на территории которая к Адыгам имеет мало отношения. Да печенеги да половцы да бродники да черные клубуки… НО не Адыги. Их соседи…
А вот это и есть правда. Благодарю.
Правда это то что вас устраивает. А не то что истина.
Подъесаул, какую ты несешь чушь, Пятигорскими черкасами называли кабардинцев (черкесы или адыге), которые и жили и владели Ставропольским краем и г. Пятигорском и не только ими….Кстати Черкасские появились в России со времен жены Ивана Грозного Марии Темрюковны (это родственники, которые ее сопровождали в Москву к царю Ивану Грозному)……
Большое спасибо,было очень интересно и познавательно.Вот только этот бред о шовенистах и сионистах не к месту.
Извините, Андрей, эти шовинисты и сионисты крадут болгарскую историю безцеремонно, от Авраама до наших дней! И для того, чтобы это стать их “правда”, они совершают фактический и исторический геноцид над болгарской общностьи. Болгары уничтожаются, их история сожжается и крадется! Даже вчера г-н Маниханов в Татарстане отвлекался от Путина, вместо того, чтобы сказать ему, что нет Татарстана и татар, кроме Волжской Булгарии и булгар!
еще один пропагандист (((…
“руссскиенасоккупировали”, “путинвиноват” и т.п. Тошно уже читать и видеть. Ну придумайте уже хоть что-то новое, свежее. И более правдоподобное, чем эта хрень.
Балван это касается и тебя:
verg
17.02.2019 в 20:42
verg
18.02.2019 в 11:12
verg
18.02.2019 в 11:43
Ну опять куча мусора про то как РУССКИХ не было, одни тюрки, татары, монголов приплетите несуществовавших…. А тут у потомка “булгар” разыгралась мания величия. Ну канэшна всё придумали булгары))) От которых практически ничего не осталось кроме названия)))) Ну испарились оне)))
Всё дело в том, что в существовавшей ранее Тартарии, либо как то по другому называвшемуся государству, существовали воска, так вот когда воин собирался на войну он брил голову, оставляя чуб или оселёдец, либо назывался как то по другому. Кстати у тех же индейцев тоже был аналогичный ритуал. Если почитать про того же Святослава, то он не всегда носил такую прическу, а тогда когда шёл в поход. А казаки и есть потомки тех самых войсковых объединений, поэтому и осталась эта традиция! И никак к окраинцам она отношения не имеет.
Светозар (14.02.2019 в 21:40)
С твоей газетной культурой и примерами вы заставляете меня смеяться.
Большинство россиян облучены груповое… Прекратите сосать пальцы для русского происхождения ко всему, что было в истории древних болгар, украсть историю, мифологию и государственность с помощью исторического и этнического геноцида над булгарским народом на территории бывшего СССР! Булгария и Болгария не испарились! Испарилась серую кашу в твоем чайнике на твоих плечах.
Болгары не исчезли, но были переименованы в последний раз под давлением сиониста и русофоба Лейба Бронштейна – Троцкого в 1923 году. в татарах. Иначе это имя “татары” стало искусственно применяться еще с царем Иваном III под диктате Запада и западных кукловодов – талмудистов и Ватикана. Болгарский суперэтнос сегодня насчитывет более 50 миллионов человек, и только арии, наследники древних булгар в Индии, насчитывают около 400 миллионов. Вот почему в Индии у них (как пишете) есть этот обычай с чумбасом, привезенный сюда 5-6000 лет назад …
Почему я должен хорошо знать русский язык? Ты возьми и научи хорошо ваш (рускими) матерной язык – булгарский!
Для начала изучите современный русский язык, а уже потом “углубляйтесь” в вековые тайны.
Чуйская длина то-же в Булгарии?
Я бы мог тебе объяснить русское происхождение перечисленных тобою слов. Да, формат не тот. Не место.
Светозар вы совершенно правы.
Казаки (самоназвание кОзаки) это славяне которые проживали на территории Тьмутараканского княжества.. потомки войнов дружины Князя Святослава Игоревича, которые разбили Хазарский каганат и захватили его территорию.
Такие города как Сурожь (Судак), Корчев (Керчь), Тмутаракань (Тамань), Белая Вежа (город на Дону) 200 лет пребывали под властью Руси, правил свой Князь, находились постоянные войска (дружина князя), жили славянские купцы и т.д.
От дружинников князя ведут свой корень Донские и Запорожские казаки..
В 13 веке когда монголы разграбили Сурожь (Судак) Корчев (Керчь) и Тмутаракань (Тамань), Русичи бежали “запороги” Днепра (в последствии город Запорожье) там и сформировалась Сечь.
На Дону Русичам удалось удержаться и даже служить в воинских подразделениях орды.. после распада орды стать войском именуемым Донскими казаками!
Вы, вроде немного думаете, все же. Но не выдумывайте, как Вам удобно, а пробуйте искать в существующей истории ответы. Запорожье, как город, не имеет к запорожцам никакого отношения. Город основан как Александровская крепость русскими войсками в 1771 году при Екатерине Второй, назван Александровском чуть позже, большевиками в 1921 году переименован в Запорожье. Подчиненное русскому Чернигову Тмутараканское княжество перестало существовать под ударами византийцев примерно лет за сто до монгольского нашествия и, таким образом никак не могло быть разрушено монголами. Ну, и так далее. У Вас в руках интернет, доступ к подлинной истории, а Вы зачем-то строите версии, придумываете то, чего и быть-то не могло.
Брат Атиллы Абраш был добр и храбр. Его первым владением был аул Кырыл (старый Киев), который он очень любил и в честь которого назвался Кырылом. И вот этот Кырыл его отец взял и передал Атилле Тукыю, а ему дал глухую лесную область Кур. Но Абраш ни на кого не обиделся, а с улыбкой сказал своим людям: “Мы привыкли к веселой жизни в Кырыле (Киев) — так давайте же построим такой же город в лесу». И построил красивый город Курэв, который позднее стали в честь него называть Абраш (Овруч, Украина). Он полюбил и новый город и взял себе и его имя Курэв (отсюда — русское прозвище Абраша — «Хорив»)… Когда маранги (франки) – самые буйные из всех старых булгар Кермека (Германия)— однажды разодрались меж собой, Абраш вызвался успокоить их. Атилле дал ему тумэн (10 тысяч воинов, булгарская дивизия) булгар-кулян, но Абраш оставил этот тумэн в Куляне (Кельн) и подъехал к смутьянам с 500 здешних булгар-алан. Глава смутьянов по имени Рейрак (старобулгарское «Сокол») рассмеялся ему в лицо когда он предложил ему примириться с братом и вернуть тому его владение. Тогда Абраш своими богатырскими ручищами выхватил смутьяна из седла и так ударил его о землю, что тот тут же согласился примириться и никогда больше не безобразничал. При этом он отказался было участвовать в пире примирения, показав свое неуважение Абрашу: ведь все маранги крайне чванливы и любят только своих — да и то не всегда. На это добродушный Абраш ответил утэйской поговоркой своей матери: «Видно, солнце ему (то есть Рейраку) мешает!» Тут все напыщенные маранги окаменели от удивления: ведь маранги были утэйским племенем и отделились от анатышских (датских) булгар-утэйцев (ютов) не так давно. Они спросили у Абраша, откуда он знает их утэйскую поговорку, на что тот беззаботно ответил: «Моя мать сказала, а она — утэйка». После этого Абраш сразу стал своим для марангов, и они стыдить Рейрака за неучтивость. Смущенный Рейрак извинился перед Абрашем, став перед ним на колени, после чего, чтобы загладить вину, предложил ему побрататься с ним. Добродушный Абраш согласился и взял его имя Рейрак (отсюда позже — русское «Рюрик»), а ему дал имя Кырыл (отсюда — имя «Карл»). С той поры маранги в память о могучем Абраше любят давать своим сыновьям имя Кырыл…
Рюрик в болгарской этно-генеалогии является потомком великого хон-болгарского императора Аттилы из семьи Дуло. Датский король Один является потомком Аттилы. 14 поколений после того появляется конюнг Ютландски Халвдан, его сын Карт-Ирек (Рюрик), умер 879 г., его сын Балык Йолыг (Ингвар, жена которого Тухчи Галия была дочь Волжско-болгарского царя Тулуш Мохаммедя), который управлял хазарско-булгарский кантон Урус (Русь) 931-945, его сын – Кичи Угер (Угер Галидж или Игорь Рюрикович, родился в Булгар-Кулян 890 г., умер в Алаберде 972, женился на Улджа (Ольга) дочерьи Карт-Угера Агаджира (Старой Игорь) балтавар и урус-хакан Искеля (Киевская Русь, потомок Бат-Бояна – сына хана Кубрата). Их сын Барыс Балтавар (Святослав I Игоревич), 945-972 г. Его сын был Владимиром I, который умер в 1015 году, а отсуда продолжается династия Рюриковичей.
Бред полный.Назови хоть один исторический первоисточник,где написана подобная галиматья?Ты не Verg,ты Ганс Христиан Андерсен.
verg, я знаю,что ты уверен-Адам был из булгарского племени. Совет:не увлекайся историей,финал-психушка.
Про пикурующего сокола *тыщу* лет известно, но когда вилкой стал?
Александр (15.02.2019 в 13:37), казахи – кыпчаки. А казаки вобщем это булгарские воины! Кыпчакское присуствие (миграции) вслед чингизидами в землях Волжской Булгарии увеличилось.
Shotskiy-му (16.02.2019 в 00:01)
Первоисточники настоящие оригинальные булгарские летописы спрятанны в Восточном институте в Санкт-Петербурге, заперты за 9 дверями. Сейчась они переведенные на русский язык, прежде чем они быть арестованы НКВД в 1938 году. Издания выпущены в России и Болгарии. Тебе кажется, что это как гром ясного неба. Читать и верить только в греческие и латинские источники – все равно доверяться янки, что думають о добро России.
Уже более 1000 лет булгарские летописы сжигаются и уничтожаются талмудистами, греками, византийцами и Ватиканом. Величайшая тайна мира, омерта, – это сосуществование булгарского суперэтноса, булгарлыка.
Древниие булгары были весьде.
Булгарская народность – древнейший народ Земли. Поэтому все народы Земли испытали его сильное влияние и сохраняют следы этого влияния до сих пор. К этим народам присоединились около 60 народов, вышедших в разное время из состава булгарской народности или общности (булгарлык, булгарство). В XIII в. до н.э. из состава булгарства вышли этруски [атрячи] или троянцы, в X в. до н.э. – южные итальянцы и испанцы, в I в. до н.э. – кельты, в VIII в. – маранги [франки] и бургунцы, в IX-X вв. – баварцы и другие булгарские племена Германии [тюрринги, саксы или саксины, куляне или голландцы, утиги или даны – т.е. датчане, барыны или варины, сувары или свардоны, саманы или семноны, кандалы или вандалы, бури или буры, кимеры или кимвры, даутаи или тевтоны, катаи или хаты, мэны или менапии, камаи или хамавы, тинтуры или тенкетеры, барсылы или марсы, бригтары или бруктеры и др.], урусы или русь, угеры или огузы, курбаты или хорваты, чеки или чехи, салбаки или словаки, бай-лакыры или поляки, в XI в. – мадьяры или венгры и южные туркмены, в XIII в. – литовцы, латыши, эстонцы, финны, шведы, норвежцы, лопари, в XIV в. – кыргызы [предки киргизов и казахов] и сарты [древние булгары Узбекистана], в XVI в. – узбеки, тувинцы и алтайцы, в XVII в.- якуты, каряки, кынчедалы или камчадалы, бурджаты или буряты, чиркесы или черкесы [украинцы], ханты, манси, ненцы, эвены, эвенки [«эв» – по-булгарски значит «лачуга», «шалаш», а «эвен» и «эвенки» – «живущие в шалашах»], таджики, белеры или белуджи [пакистанцы], булгары Центральной Индии [их ныне – 400 млн. человек], в XVIII в. – кызыл кашаны или коренные уйгуры, черемисы или мари, утяги или удмурты, камай-булгары или коми, часть мордвы [ряд мордовских племен, в т.ч. мордва – каратаи, до сих пор считают себя булгарами], башкорты, в XIXв. – кабардинцы, чеченцы, ингуши, ряд дагестанских народов [не все дагестанцы до сих пор смирились с этим].
2. Сейчас в составе булгарлыка [булгарство] находятся:
1)волжские булгары [казанские булгары, субаш-булгары или чуваши, бесермены, карак]
2)кавказские булгары [кумыки, карачаевцы, балкары]
3)кыпчак-булгары [ногайцы, карагаши и др.]
4)себер-булгары или сибирские булгары
5)чатыр-булгары или булгары Горного Крыма
6)иджам-булгары или караимы
7)кара-булгары или гагаузы
8)мардан-булгары или каратаи
9)дунайские булгары
10) тохар-булгары или булгары Афганистана
11) кимер-булгары или булгары Южной Турции, Сирии и Ливана
12) калаш-булгары или булгары Пакистана
13) батбай-булгары или булгары Казахстана
14) бахли-булгары или булгары Индии
15) каспи-булгары или булгары Азербайджана
На Земле ныне проживают 50 млн. булгар [данные аналитиков ЮНЕСКО 1989 г.]
Shotskiy-му (17.02.2019 в 00:09 и 17.02.2019 в 01:19)
Для болгар у тебя очень ошибочные понятия, вобщем никакие, застрявшие в голове школьными учебниками или газетами большевистско-сионистской пропагандой! Ваша история написана не русскими, а евреями, идиот. Те кто вас уничтожают и ты это не понимаеш, потому что слепой идиот! И ты веришь их как на Библией. А она тоже еврейская вымысыл! Если ты еврей, это другая работа – ореш, пахать.
А поскольку вы ничего не знаете об истории древних болгар, а только то, что сионисты позволили до сих пор через свой цензурный фильтр, это кажется вам фантастическим. Теперь, когда вы впервые слышите и читаете древнюю правду, выглядите как дебилы, поражены мокрой тряпкой по чайнике, который несете на своих плечах.
У меня нет времени на разработку своего тезиса, у меня нет нервов читать твой бред. Я процитирую разные источники совершеному профану.
Из булгарской древности:
” … Старая Булгария с центром в Сынджаке [Предкавказье] распалась, но сыновья царя Аслана тут же основали новые булгарские империи: Шамбат – Шумерскую или Сувар – Самарскую в Суваре [Месопотамия, Ирак], Агадж – Аскып-Агаджир или Великую Булгарию с Центром на Украине, Бурджан – Караджим или Хорезмийскую в Средней Азии, Бал – Балистан или Джир Булгар в Сирии. Потомки Бурджана основали ещё две булгарские империи – Кашан с центром в бассейне Сыр-Дарьи и Хон или Бурджат в Бийсу [Восточная Сибирь]. Эти державы иногда заключали союзы друг с другом, но иногда и соперничали. Так в 4500 г. до н.э. император хонов Кан-Сю при помощи императора булгар кашанцев Джира разбил зюрейцев [праманьчжур], угнетавших тузгаров [корейцев], и присоединил территории Алтын-Бараджа [современных Монголии и Северного Китая] к Хонской [Гунно-Булгарской] державе. Усилившуюся Хон-Булгарскую державу Кан-Сю велел называть также и Ак-Имэн и переселил на завоёванные земли анчейцев [жители современного Южного Китая]. Часть южных булгар-хонов, поселённая Кан-Сю на завоёванных землях, постепенно слилась с анчейцами в новый великий народ, хин [предки современных китайцев]. «Хинами» многие народы Азии называли самих булгар. Но через 500 лет, в 4000 г. до н.э.,потомок Кан-Сю Ерми [Юрии]-Ас напал со своими хонами на Кашан. Тогдашний император булгар-кашанцев Арал разбил булгар-хонов и помог Алтын-Бараджу отделиться от Хонской державы. Вскоре после этого Арал сам, при помощи освобождённых хинцев, подчинил Хон-Бурджат. Половина хон-булгар, недовольных этим, ушла из Бурджата и Алтын-Бараджа на Запад и поселилась в Средней Азии, в Южной части Булгартау [Урал], в Прибалтике [Юрмала и др. места], на Балканах [Булярия или Иллирик], в Сирии, Индии, Месопотамии и Египте [в Египте ставленник Хон-булгар даже пришёл к власти и правил под именем фараона Уна – т.е. Гунна – в 3834-3804 гг. до н.э. Васыл- Куш, рассказавший об этих собвытиях в рассказе «Хин», отмечает, что хонов-переселенцев называли хинами, бистярами, или мистярами, хонами [гуннами], ермийцами а также бараджами – ведь они говорили, что их изгнал из их родных мест Барадж [Дракон, Змей]. Одно из названий этих хонов-мистяр [«драконовы люди»] в Африке стало названием Египта [Мисыр], а в Западной Европе дало название словам «мистер»[«господин»] и «мастер» [«лидер», «началник»]. В Индии хоны-бараджи или мистяры образовали в бассейне реки Инд [Синд], при помощи местного племени Куш, большую державу Хон Бугур или Хонугур [т.е. Хон-Булгар] с центром в городе Маката или Баката [Мохемджо-Даро]…”