Что такое чувства обществознание 6 класс

Чем отличаются чувства от эмоций?

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Всего получено оценок: 43.

Всего получено оценок: 43.

Ежедневно в жизни человека происходит множество событий. Они вызывают определённый внутренний отклик, который выражается в виде эмоций и чувств. Эти два понятия часто путают или принимают за синонимы, что является ошибкой. Важно понимать различие между этими терминами, чтобы лучше понимать себя и общаться с другими людьми. Давайте разберёмся, чем чувства человека отличаются от его эмоций.

Чувства

Чувствами в психологии принято называть отношение человека к объектам окружающего мира. Они могут быть вызваны кем-то (родители, друзья, коллеги по работе) или чем-то (труд, Родина, книги).

Отличие чувств от эмоций состоит прежде всего в том, что они формируются в процессе всей жизни человека и имеют долговременный характер. Чувства не возникают спонтанно и не исчезают в один момент. Зачастую люди не способны объяснить причины их возникновения и не способны их контролировать.

Один и тот же предмет или живое существо может вызывать у разных людей противоположное отношение, так как чувства отражают особенности внутреннего мира людей, их моральные принципы. Они складываются под воздействием семьи, друзей, образования, культуры.

В обществознании выделяется четыре вида чувств, которые принято называть высшими:

Эмоции

Эмоциями называются кратковременные переживания человека по отношению к определённому событию. Говоря кратко, это неосознанная моментальная реакция на действие, предмет, человека. Оно носит поверхностный характер, быстро проходит.

Эмоции помогают человеку быстро осознать ситуацию и принять решение. Они могут повлиять на функционирование организма. Например, когда человек испытывает испуг, у него резко ускоряется сердцебиение, потеют ладони, перехватывает дыхание.

Отличие чувств от ощущений состоит в том, что эмоции носят универсальный характер, то есть одинаковы для всех жителей планеты. Выражение эмоций сопровождается схожей мимикой и ощущениями организма у представителей любых национальностей. При этом способностью скрывать своё эмоциональное состояние обладает только один процент населения Земли.

Различия между эмоциями и чувствами

Несмотря на сходство двух понятий, можно выделяется ряд существенных различий.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Что мы узнали?

Изучаемые в 6 классе чувства и эмоции — это понятия разные. Главное отличие — длительность переживания, отсутствие возможности контроля со стороны человека (эмоции), приобретённый характер (чувства).

Источник

Чем чувства человека отличаются от его эмоций кратко о разнице (обществознание, 6 класс)

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Ежедневно в жизни человека происходит множество событий. Они вызывают определённый внутренний отклик, который выражается в виде эмоций и чувств. Эти два понятия часто путают или принимают за синонимы, что является ошибкой. Важно понимать различие между этими терминами, чтобы лучше понимать себя и общаться с другими людьми. Давайте разберёмся, чем чувства человека отличаются от его эмоций.

Чувства

Чувствами в психологии принято называть отношение человека к объектам окружающего мира. Они могут быть вызваны кем-то (родители, друзья, коллеги по работе) или чем-то (труд, Родина, книги).

Отличие чувств от эмоций состоит прежде всего в том, что они формируются в процессе всей жизни человека и имеют долговременный характер. Чувства не возникают спонтанно и не исчезают в один момент. Зачастую люди не способны объяснить причины их возникновения и не способны их контролировать.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 классРис. 1. Влюблённая пара.

Один и тот же предмет или живое существо может вызывать у разных людей противоположное отношение, так как чувства отражают особенности внутреннего мира людей, их моральные принципы. Они складываются под воздействием семьи, друзей, образования, культуры.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 классРис. 2. Схема «Виды чувств».

Эмоции

Эмоциями называются кратковременные переживания человека по отношению к определённому событию. Говоря кратко, это неосознанная моментальная реакция на действие, предмет, человека. Оно носит поверхностный характер, быстро проходит.

Эмоции помогают человеку быстро осознать ситуацию и принять решение. Они могут повлиять на функционирование организма. Например, когда человек испытывает испуг, у него резко ускоряется сердцебиение, потеют ладони, перехватывает дыхание.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 классРис. 3. Проявление разных эмоций.

Различия между эмоциями и чувствами

Несмотря на сходство двух понятий, можно выделяется ряд существенных различий.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Что мы узнали?

Изучаемые в 6 классе чувства и эмоции — это понятия разные. Главное отличие — длительность переживания, отсутствие возможности контроля со стороны человека (эмоции), приобретённый характер (чувства).

Источник

Мысли, чувства, эмоции

Урок 13. Обществознание 6 класс ФГОС

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Конспект урока «Мысли, чувства, эмоции»

Как часто нам говорят: «Думай», «Нужно подумать», «Подумай ещё раз». Как будто это так просто сделать. А что же по вашему мнению значит мыслить?

Давайте проведём с вами маленький эксперимент. Положите перед собой лист бумаги и в течение нескольких минут пишите всё, что вам приходит в голову, ну, например, о школе.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Согласитесь, что проводя этот опыт, вы, безусловно, активно мыслили, ведь способность мыслить – это отличительная черта человека и важнейшая составляющая его духовной жизни.

Ведь как говорил математик Рене Декарт: «Я мыслю, а, следовательно, я существую».

В русском языке словом «мысль» принято обозначать как сам процесс размышления, рассуждения, так и его результат.

Умение мыслить – наблюдать жизнь, понимать её, объяснять прошлое, иногда предсказывать последствия своих действий – самая драгоценная способность человека.

Не умея мыслить, человек не смог бы изобретать те вещи, без которых мы не можем представить себе нашу жизнь: компьютер, телефон, автомобиль, самолёт, поезд – этот список можно продолжать бесконечно.

Именно человеческая мысль не только открыла дорогу в космос, но и помогла человеку побывать на Луне.

Без умения мыслить не было бы той удивительно интересной, яркой жизни, которой мы живём.

Наряду с мыслью, содержание человеческого мышления составляют понятия суждения и умозаключения.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль.

Умозаключение – это несколько логично связанных между собой суждений.

Но нормальное существование человека невозможно не только без мышления, но и без эмоций и чувств, которые постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Различные события в жизни человека, поступки других людей, окружение человека в целом, заставляют его не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё отношение к чему-либо.

Горе и радость, любовь и ненависть, уважение и пренебрежение, смелость и страх. Чувства каждого человека индивидуальны и всегда направлены. Они могут проявляться по отношению к кому-то, например, к любимому человеку, друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам, учителям или по отношению к чему-то, например, к своей стране, к тому месту, где он родился, профессии, к знаковым событиям своей жизни.

То есть чувство – это внутреннее отношение человека к чему-то или кому-то.

Современный американский Писатель Митч Элбом писал: «. житьзначит общаться с людьми. Выражать свои чувства. Говорить с ними. Сопереживать им…».

Одно и то же событие может вызвать у людей совершенно противоположные чувства. Всё зависит от того, насколько произошедшее важно для конкретного человека.

Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для большинства, но только те, кто любит читать и привык каждую неделю брать новую книгу, расстроятся.

Среди чувств человека особую группу составляют «высшие чувства».

К ним относятся нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Нравственные чувства – это чувства, переживаемые людьми при восприятии ими явлений действительности и при сравнении их с общественными нормами.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и так далее.

Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.

К эстетическим чувствам относят чувство наслаждения прекрасным в искусстве, в природе, иными словами – наслаждение формами и содержанием всего, что мы видим вокруг, а также чувство юмора, иронию.

Интеллектуальные чувства – это переживания, связанные с познавательной деятельностью человека.

К ним можно отнести чувство удивления, сомнения, любознательности, радость открытия и так далее.

Отношение человека к окружающему миру переживается и в виде эмоций.

Именно эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент.

То есть эмоция – это внутреннее состояние, связанное с настроением человека.

Американский психолог Изард Кэррол выделил одиннадцать основных эмоций человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе или страдание, стыд, интерес или волнение, вину, смущение.

Все остальные эмоции человека, по мнению Кэррола, являются производными от одиннадцати основных.

Для человека свойственно постоянное проявление своих эмоции.

Как говорил американский писатель Стивен Кинг: «У меня такое чувство, будто большую часть времени я провожу в стиральной машине, только в ней вместо белья мои эмоции».

Человек может выразить свои эмоции мимикой, жестикуляцией, интонацией в голосе, поведением и так далее.

Хорошо, когда человек испытывает много позитивных эмоций, таких, например, как радость, удовольствие, смех и так далее.

И очень непросто тем, у кого преобладают в основном эмоции негативные – обида, злость, гнев, раздражение и тому подобные.

Человеку постоянно необходимо выражать свои эмоции, ведь если удерживать все отрицательные эмоции внутри себя, накапливать их, то человек рано или поздно может взорваться не только эмоционально, но и психически.

Это может привести к самым негативным последствиям, а в ряде случаев человеку может потребоваться помощь квалифицированного психолога.

Вам это ничего не напоминает? Ну, например, кипящий чайник. Если его плотно закрыть и закупорить носик, то он, в конце концов, взорвётся, ошпарив окружающих.

Но не стоит сбрасывать негативные эмоции на окружающих при первой возможности. Ведь если это делать постоянно, вы можете потерять не только друзей, но и лишиться общения с близкими вам людьми.

Поэтому тому, кто хочет стать счастливым и многого добиться в жизни, быть в итоге и успешным, и здоровым, просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими, научиться видеть в жизни приятные для себя моменты.

Источник

Чувства

Чу́вства — переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе.

Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств — как более устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Но так же сложно сказать, что существуют чувства которые длятся «вечно»(то есть на протяжении всей жизни человека), им так же как и эмоциям свойственно меняться, за исключением пожалуй любви очень близких людей, например между родителями и детьми, хотя существуют случаи доказывающие обратное, но они как правило немногочисленны.

Содержание

Определения

Чувства — особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности

Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей.

Виды чувств

Чувства могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее.

Среди чувств выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, например, с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — нравственные (чувство коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (чувство прекрасного), интеллектуальные (чувства, связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).

Этимология

Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Органы чувств

Восприятие окружающего мира формируется на основе всей информациии, которую головной мозг получает от основных органов чувств. Органы чувств у человека — глаза, уши, язык, нос, осязание, а также тактильные и температурные рецепторы, вестибулярный аппарат и др.

Чувства животных

В 1997 году в Протоколе по защите и благополучии животных (Protocol on protection and welfare of animals), являющимся приложением к Амстердамскому договору, Европейский союз признал животных чувствующими существами (sentient beings). Таким образом, с 1997 года Европейский союз официально признает, что животные имеют чувства.

В США некоммерческая организация Farm Sanctuary проводит кампанию по официальному признанию животных чувствующими существами.

Источники

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Чувства» в других словарях:

ЧУВСТВА — [эмоции, движения (волнения) души ], обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и… … Современная энциклопедия

чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от… … Большая психологическая энциклопедия

Чувства — [эмоции, “движения (волнения) души”], обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЧУВСТВА — в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о некотором объекте конкретном или обобщённом (напр.,… … Философская энциклопедия

Чувства — общие обнимают собой совокупность ощущений, зависящих отсостояния разнообразных внутренних частей тела и от которых зависитчувственное, определенное субъективное общее состояние тела. Сюдаотносятся ощущения голода, насыщения, жажды, аппетита,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЧУВСТВА — ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. У животных, обладающих нервной системой, специализированные чувствительные клетки (рецепторы) имеют высокую избирательную… … Большой Энциклопедический словарь

Чувства — эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира … Психологический словарь

ЧУВСТВА — ЧУВСТВА, средства восприятия организмом информации о внешней среде и об его (организма) физиологическом состоянии. Пяти чувствам (ЗРЕНИЮ, СЛУХУ, ОСЯЗАНИЮ, ОБОНЯНИЮ и ВКУСУ) соответствуют специализированные РЕЦЕПТОРЫ, находящиеся на поверхности… … Научно-технический энциклопедический словарь

ЧУВСТВА — «ЧУВСТВА», СССР, ЛИТОВСКАЯ киностудия, 1968, ч/б, 91 мин. Притча, психологическая драма. По мотивам романа Э.Лива «Чертов кряж». Действие фильма происходит в Литве в конце войны. После смерти жены, Каспарас переправляется к брату Андрюсу, который … Энциклопедия кино

ЧУВСТВА — см. ЭМОЦИИ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Источник

Урок по обществознанию 6 класс «Чувства и мысли»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 6 класс чио.ppt

Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть фото Что такое чувства обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что такое чувства обществознание 6 класс. Картинка про Что такое чувства обществознание 6 класс. Фото Что такое чувства обществознание 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обществознание 6 класс Пинжура Н.В. – учитель МОКУ Виноградовской СОШ

Какие бывают потребности. Духовный мир человека. Мир мыслей. Мир чувств.

Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.

Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. Потребности Биологические (воздух, вода, еда, сон, отдых) Социальные (в общении, в труде) Духовные (в познании окружающего мира, получении знаний, умений, достижении гармонии и красоты) Общество порождает определённые потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие самого общества.

Жан Франсуа Шампольон (1790-1832гг) У всех ли людей потребности одинаковые?

2. Духовный мир человека. «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». Сократ. Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

3. Мир мыслей. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека. Когда у человека возникает какая-нибудь мысль, он выражает ее суждением. Суждение — высказывание, содержащее определенную мысль. «Корень ученья горек, да плод его сладок». «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое знание, то это — умозаключение. «Азбука—к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».

Сделать вывод к каждой паре суждений 1. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно. Ни один ребенок не может сидеть спокойно. 2. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие. Все свиньи — не скелеты. 3. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы Ни одна из моих кузин не судья. 4. Сахар сладкий. Соль несладкая. Сахар — не соль. Соль — не сахар. Кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?

Квадрат. Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Мир чувств. Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо. чувство родства чувство дружбы чувство долга чувство прекрасного чувство любви чувство веры чувство призвания Ф.П. Решетников «Опять двойка» Эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Выбранный для просмотра документ чио 6 класс.doc

Обществознание 6 класс

Учитель: Пинжура Н.В.

Познакомить учащихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

Определить какие у человека есть потребности;

На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;

Показать важность и необходимость развития духовного мира человека.

Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

Развитие коммуникативных навыков общения

Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом.

Формировать духовно-нравственную личность.

Тип урока: комбинированный

Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы продолжаем говорить о человеке, как о личности. И тема нашего сегодняшнего урока « Чувства и мысли». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)

Какие бывают потребности.

Духовный мир человека.

Давайте с вами поразмышляем: (Слайд 3)

Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраи­вает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.

Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

1. Какие бывают потребности

Вопрос учащимся: Что же такое потребности?

Телефон и телевизор, автомобиль и самолет. Все когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жиз­ненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без этого.

Вряд ли твои мама и папа, когда они были в твоем возрасте, могли попросить у своих родителей компьютер. Конечно, компьютеры уже существовали, но они еще не получили широкого распространения. Для тебя современного школьника, это вполне знакомый предмет.

Меняется мир, меняются человеческие потребности. Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Слайд 4)

Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное. Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить ви­деокассету? Возьмешь у друзей? Сходишь в видеопрокат? Пойдешь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.

Вопрос учащимся: Какие потребности вы можете назвать? (Слайд 4)

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические п отребности. Они нужны, чтобы жить, они есть и у животных.

Но для того чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях, потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдет свое место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего ми­ра, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. По­требности во многом определяются условиями, в которых человек живет. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо от то­го, в каком обществе человек живет, должен быть удовлетворен, то есть нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, су­ществует разница. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения.

Общество порождает определенные потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие са­мого общества.

Давайте послушаем сообщение о Жане Франсуа Шампольоне. И выясним, какие у него были потребности. (Слайд 5)

Вопрос учащимся: Что заставляло его действовать и как повлияло на его жизнь?

Таким образом, мы можем сказать, что удовлетворение духовных потребностей часто служит средством реализации социальных потребностей.

2. Духовный мир человека.

Вопрос учащимся: Скажите, а у всех людей потребности одинаковые? Потребности человека индивидуальны. Ещё Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». (Слайд 6)

Давайте прочитаем рассказ о царе Крезе. Учебник стр. 89, вопрос № 3.

Социальная значимость лич­ности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для ко­торого самое важное в жизни — удовлетворение потребнос­ти в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд.

Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. (Слайд 6)

Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Вопрос учащимся: Что же такое мысли, и что такое чувства? (Слайд 7)

Найдите в учебнике на стр. 86 определение понятия «мысли». В русском языке этим словом обозначают как сам процесс рассуждения, мышления, так и его результат. Мысли — это важная составляющая духовного мира чело­века; способность мыслить — отличительная черта человека.

Когда у человека возникает какая-нибудь мысль, он выражает ее суж­дением. Суждение — высказывание, содержащее определенную мысль. «Ко­рень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз от­режь» — это суждения. Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое знание, то это — умозаключение. Например, «Азбу­ка—к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу зна­ет. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочи­танным».

Размышление над проблемой, поиск решения — занятие нелегкое. Чем сильнее человек хочет достичь намеченной цели, тем напряженнее этот процесс. Когда человек думает, он полностью поглощен мыслью, со­средоточен.

Давайте попробуем выполнить следующие задания: (Слайд 8)

1. Сделать вывод к каждой паре суждений, написанных на доске (взяты из книги Льюиса Кэрролла «Логическая игра»).

А. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один не­терпеливый человек не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие.

В. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы.

Г. Сахар сладкий. Соль несладкая.

Ответы: А. Ни один ребенок не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи — не скелеты.

В. Ни одна из моих кузин не судья.

Г. Сахар — не соль. Соль — не сахар.

2. А теперь попробуем разгадать загадку Сфинкса.

Около города Фивы поселился Сфинкс — чудови­ще с головой женщины и туловищем льва. Он не пропус­кал людей, пока они не отгадают загадку. Если они не мог­ли дать правильный ответ, Сфинкс их съедал. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался его уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложил ему следующую загадку: кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше все­го ног?

Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, в старости опирается на палку. Сфинкс пришел в отчаяние, что его за­гадку разгадали, и бросился со скалы.

А вспомнить, какие загадки загадывали героям различных сказок?

Таким образом часто для решения той или иной проблемы требуется посмотреть на нее с необычной точки зрения, от­казаться от привычного способа решения. Это особенности творческого мышления.

Автор детской энциклопедии по психологии предлагает для проверки творческого мышления решить задачи, требу­ющие необычного подхода:

«Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежа­щей на столе, построить треугольник?

Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?

Третья задача. Двое детей подошли к реке. У берега все­го одна лодка, в которой может поместиться только один человек. Как им переправиться на другой берег?»

Ответы: 1. Положить палочку на угол стола — получит­ся прямоугольный треугольник. 2. Построить треугольную пирамиду: она будет состоять из четырех треугольников. 3. В условии задачи не сказано, что дети подошли к одно­му берегу, поэтому можно предположить, что они подошли к разным берегам и, значит, сумеют перебраться через реку.

Вопрос учащимся: Что такое чувства? (Слайд 9)

Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо.

Задание учащимся: Рассматривая персонажей картины (с. 88), попытайся их озвучить. Что поможет тебе в этом? Сама ситуация? Выражение лиц героев, их позы? Может быть ты представил себя на месте каждого из них? Наверное, все вместе. Так или иначе различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, свое отношение к чему-либо.

Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх. Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (родине, любимому занятию).

Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Все зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого чело­века. Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для того, кто не увлечен чтением, но станет неприятным событием для того, кто привык каждую неделю брать там новую книжку.

От чувств отличают эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.

Вопрос учащимся: От чего зависят эмоции?

Настроение может быть веселым или грустным, по­давленным или приподнятым. Оно всегда вызвано какими-то причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом, прочитанной книгой, увиден­ным фильмом. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение че­ловека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же со­бытие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, даже такой пустяк, как разбитая тобой чашка, вызовет у мамы разные эмоции в зависимости от того, как прошел ее рабочий день.

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чув­ство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный по­ступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Давайте с вами окунёмся в прошлое. Рубрика « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ» Учебник стр. 87. Вопросы.

Итак подведём итоги урока:

1. Что такое потребности? Какие они бывают?

2. Что такое духовный мир? В результате чего он формируется?

3. О каких чувствах мы с вами узнали?

Домашнее задание: § 4, вопросы «проверь себя»,

на «4» и «5» вопрос №5 из рубрики «в классе и дома». (Слайд 10)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *