Что такое эффект хорус на синтезаторе
Что такое хорус (chorus)
Данная статья является частью цикла статей «Что такое»
Хорус создаёт эффект хора, т.е. на эффект подаётся к примеру 1 звук гитары из которого получается некое подобие того, что звучит не одна гитара а несколько сразу. Представьте себе ситуацию когда к примеру 3 гитариста играют одну и туже мелодию одновременно. В следствии того, что гитары немного отличаются по своему звучанию получается эффект хора. Примерно по такому же принципу работает и эффект хорус. Хорус копирует звук гитары, к примеру 3 раза (зависит от количества заданных вами голосов), и немного изменяет у каждой копии звучание. Потому что 3 разные гитары не могут звучать одинаково, хорус немого панорамирует, изменяет громкость, модулирует (немного изменят питч (тон) звука) и задерживает голоса (копии). В результате чего звук получается мягче.
Эффект хорус очень часто используется для небольшого утепления и расширения звука, не совершенство эффекта в том, что сымитировать полноценное многоголосое звучание, как правило, не удается. Но всё ровно эффект получил очень широкое распространение и очень часто применяться для вокальных, гитарных, синтезированных партий и т.п.
Устройство хоруса [ править ]
Рассмотрим устройство хоруса на примере не сложного эффекта (Fruity Chorus) программы Fl Studio.
В большинстве хорусов присутствует параметр задающий количество голосов и называется он чаще всего Voice или Order. В эффекте Fruity Chorus такого параметра нет, в этом эффекте изначально присутствует 3 голоса и настраиваются они этими параметрами:
Т.е. Fruity Chorus 3 раза копирует оригинал и в результате получается 4 голоса (оригинал и 3 копии).
Параметры хоруса [ править ]
В любом хорусе присутствует такой параметр как Delay(1) (задержка), обычно данный параметр устанавливается в пределах 10-30 миллисекунд. Откройте паттерн 1 и у данного звука покрутите параметр Delay(1), в результате вы услышите как звук рассыпается и становится более мягким. Данный параметр устанавливает время на сколько копии (голоса) задержатся от оригинального звука. Данный параметр как бы смягчает звук, но если ему дать слишком большое значение, то звук может получиться жидким или появится эффект реверберации.
Также как и задержка в каждом хорусе присутствует параметр Depth(2) (глубина), он определяет на сколько сильно копии модулируются (изменяют питч). Как уже было сказано выше при хоровом (одновременном) звучании нескольких инструментов их звучание отличается друг от друга. А именно они не могут быть одинаковой высоты звучания. Параметр Depth(2) определяет на сколько сильно у голосов различается питч. Откройте паттерн 2 и и задайте звучащему звуку максимальное значение параметра Depth(2), в результате вы услышите как начнёт модулироваться один из голосов. На данном звуке хорус настроен специально так чтобы модулировался именно 1 голос. Чем больше значение параметра Depth(2) тем сильнее модулируются голоса. Высокое значение параметра приводит к тому, что звук звучит действительно расстроенно (что обычно нежелательно), а низкое значение дает приятный эффект хоруса.
Обычно в эффекте хоруса не присутствует параметров LFO Wave(3), но в плагине Fruity Chorus они есть, причём для каждого голоса свой. Данный параметр определяет форму огибающей LFO по которой будет проходить модуляция данного голоса. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 3 и попробуйте у звучащего звука поменять значение параметра LFO 1 Wave(3), в результате вы услышите как модуляция немного изменит свою форму.
Также в каждом хорусе присутствует параметр Rate, но в плагине Fruity Chorus он называется LFO Frec(4). Параметр определяет скорость изменения модуляции. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 4 и у поменяйте у данного звука значение параметра LFO 1 Frec(4), в результате вы услышите как изменится скорость модуляции голоса.
Три рассмотренных параметра (Depth, LFO Wave, LFO Frec) связаны между собой. Depth задаёт силу модуляции, LFO Wave определяет форму по которой эта модуляция будет изменятся, а LFO Frec скорость изменения модуляции. Параметр Depth определяет силу модуляции для всех трёх голосов, в то время как у каждого голоса свои параметры (LFO Wave, LFO Frec). Попробуйте поэкспериментировать с этими параметрами на паттерне 5.
Во многих хорусах присутствует параметр Stereo(5), он определяет на сколько сильным будет разброс голосов по панораме, в результате чем больше значение данного параметра тем шире звук. Опробуйте этот параметр на паттерне 6.
Также в хорусах присутствует фильтр (эквалайзер). Фильтр в хорусе срезает частоты у дополнительных голосов, оставляя оригинал не тронутым. В плагине Fruity Chorus присутствует параметр Cross Type(6), он определяет что будет срезать параметр Cross Cutoff(7). Если у Cross Type(6) задано значение:
В Fruity Chorus присутствует параметр Wet only(8). Если у данного параметра задано значение:
Хорус
Эффект хора возникает, когда отдельные звуки с примерно одинаковым тембром и почти (с небольшим отличием) одинаковой высотой тона (питч), смешиваются и воспринимаются как единое целое. Похожие звуки, исходящие из различных источников могут происходить естественным путём (как в случае хора или струнного оркестра), но этот эффект также может моделировать с помощью электронных блок эффектов или другими устройствами обработки.
Содержание
Принципы [ править ]
Хорус создаёт эффект хора за счёт копирования звука и воспроизведения его с задержкой, после чего копии смешиваются с оригиналом. Как правило копии питч-модулированы с помощью LFO, что делает эффект похожим на эффект флэнжера, но задержка в хорусе достаточно велика (20-30 мс), чтобы звук успел измениться и не возникло эффекта «флэнжер». Хорус отличаясь от фленжэра не только большей задержкой, но и отсутствием обратной связи. При плавно изменяющемся времени задержки происходит плавное изменение высоты тона. Время задержки, как правило, модулируется простым синусоидальным LFO. В большинстве хорусов есть возможность изменения количества скопированных голосов, скорости LFO и соотношения исходного и обработанного сигналов (dry/wet); некоторые позволяют разбросать дополнительные голоса по панораме, сделать разные значения задержки для голосов и т.п.
Стерео хорус это тот же эффект, что и обычный хорус, но фазы его каналов колеблются (задержка фазы каналов модулируется LFO). Этот эффект звучит ещё лучше, поскольку звуки приходят из разных мест в стерео поле.
Хорус обычно применяется для небольшого «утепления» звука.
Имитация хора [ править ]
Изначально хорус разрабатывался как эффект, имитирующий исполнение «хором» одного и того же звука или мелодии. Например, звучание нескольких гитар при игре одного музыканта. Это позволило бы в реальном времени получать более плотное и мощное звучание, не сталкиваясь с необходимостью привлекать дополнительных исполнителей или использовать фонограмму. Но решение этой задачи путем повторения входного сигнала с изменяющимся временем задержки едва ли можно считать успешной, потому что даже не очень опытные музыканты и не слишком искушенные слушатели в большинстве случаев без труда отличат звук музыкального инструмента, «пропущенный» через хорус, от синхронного звучания нескольких инструментов. Причина этого кроется в периодическом изменении длительности задержки, которое приводит к искажению сигнала: частота выходного сигнала может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от фазы колебания генератора низких частот, что приводит к диссонансу. В некоторых случаях может отчетливо прослушиваться сама периодичность изменения задержки. Описанные ситуации проявляются тем сильней, чем выше частота LFO.
Программа для создания музыки — Neo-klass.ru
Создание музыки на ПК в программе FL Studio. Онлайн уроки. VSTi плагины.
Главная » Уроки. Создание компьютерной музыки. » Reverb, Chorus, Delay. Как применять DSP-эффекты для своей музыки.
VST инструменты
Reverb, Chorus, Delay. Как применять DSP-эффекты для своей музыки.
Урок 3. Эффекты: реверберация, хорус и дилэй. Обработка сэмплов и vst инструментов эффект-процессорами.
Друзья, мы продолжаем изучать программу Фрути Лупс, а точнее не просто программу, а целую профессиональную студию под названием FL Studio. И вот уже мы переходим к третьему уроку по созданию компьютерной музыки у себя дома — и это на мой взгляд самое замечательное занятие, увлечение или хобби, а для кого-то может быть и профессия, если не сейчас, то в будущем 🙂 Сегодня я хотел бы вам рассказать о таких DSP-эффектах, как Реверберация, Хорус и Дилэй. Не пугайтесь этих трудных слов, на самом деле все очень просто.
Предыдущий урок (Барабаны, Бас, Мелодия) читайте здесь.
Итак, по порядку…
DSP — Digital Sound Processor — это цифровая обработка звука. В сфере создания музыки, простыми словами можно сказать так: Процессор, который обрабатывает звуки и делает их более красивыми, объемными, густыми, мощными, качественными — и это то что нам нужно. Ведь мы хотим, чтобы наша музыка была именно такой, качественной и красивой.
DSP эффекты, применение хоруса, реверберации и дилэя.
Реверберация — очень страшное и сложное слово, поэтому музыканты сокращенно просто говорят «Ревер» (! но не путайте с «реверс»), и этот эффект реверберации дает ощущение пространства. Например, огромной комнаты!
Таким образом мы направили наш барабан на вторую дорожку микшера. Открываем микшер (клавиша F9).
Выбираем вторую дорожку (insert 2) и справа нажимаем выпадающий список (смотрите рисунок ниже).
В выпадающем списке выбираем Select > Fruity Reeverb 2. Загрузится эффект реверберации. Со временем вы поймете, что означает каждая крутёлка, я лишь сейчас скажу самое главное — обратите внимание на ручку DEC (Decay time) — так можно выбрать, как долго будет звучать «хвост» реверберации. И посмотрите ползунок WET (Wet level) — это громкость реверберации. Используя эти два основных параметра, уже можно серьезно украсить музыку. Но не используйте слишком много реверберации.
Хорус, Дилэй и Ревер, простая инструкция по применению + наглядный пример для обучения.
Хорус — размножает звук, как-будто его поет хор (много голосов), отсюда и название хорус. Хорус очень красивый эффект, он делает тембр богаче, насыщенней. Его часто используют на мелодиях, иногда на бас и перкуссиях (ударные инструменты). Можно экспериментировать. Хорус применяют для смягчения звука, поэтому, если вам нужен жесткий звук — хорус не используйте.
Хорус выставляют на дорожку микшера, точно также как и ревер, только в списке выбирайте «Fruity Chorus«.
Прослушайте pattern 2, вы сразу заметите, как меняется звучание мелодии, вторая половина мелодии обработана хорусом, а первых 2 такта без хоруса. Таким образом легко сравнить и понять смысл хоруса.
Дилэй — (Delay) повторение звука с равномерной задержкой во времени. В народе говорят просто — эхо. В выпадающем списке выбираем Select > Fruity Delay 2. Здесь главный параметр TIME — это промежуток времени, через который повторяется звук. А также хорошо бы ручку PAN скрутить в сторону, в левый или правый канал — чтобы эффект приобрел стерео звучание. Слушаем pattern 3 и наслаждаемся эффектом дилэй.
Теперь вы знаете 3 основных DSP-эффекта, которые могут здорово украсить вашу музыку, вашу мелодию, да и не только мелодию, эффектами нужно обрабатывать вокал и любые записанные сэмплы. В этом и заключается основная задача микшера (F9).
Но я бы хотел обратить внимание, что большинство современных VST синтезаторов уже имеют в себе встроенные DSP-эффекты. А это значит, что не стоит навешивать на них эффекты в микшере, лучше воспользоваться встроенными эффектами. Поэтому в этом уроке рассмотрим эффекты «фруктового плагина» Harmless. Я вам хочу сказать: Harmless — это супер мощная штуковина от создателей FL Studio. Он генерирует потясающего качества синтетические тембры. И в самой нижней части синтезатора, он имеет эффекты Chorus, Delay и Reverb, которые вы можете сами настраивать на свой вкус. И мой трек lesson-3.flp как нельзя лучше демонстрирует эти три эффекта. Сверху там все подписано, сначала звучит чистый звук синтезатора, потом вступает Delay, потом дилэй выключается и появляется Хорус, и в конце Reverb. Одновременно все эффекты я не использовал, дабы вы могли послушать отдельно каждый эффект.
На этом желаю вам удачи, слушайте, изучайте этот flp-файл и в результате у вас будет получаться мега-музон студийного качества.
Пишите комментарии, задавайте вопросы. Еще раз удачи и творческого вдохновения!
Переходим к уроку номер 4.
Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали «Sound JS Stereo Chorus CE-5»
Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.
Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.
Содержание / Contents
↑ Принцип работы хоруса
Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.
Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.
Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.
Основные регулировки хоруса:
— Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
— Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.
↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса
Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.
Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.
Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).
Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.
Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:
Вид внутри после сборки:
Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:
↑ Семплы
В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.
2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).
3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).
4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.
↑ Итого
↑ Файлы
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
Что такое эффект хорус. Поговорим о Fruity Chorus
Я рад вас приветствовать на своем блоге bigsong.ru. Сегодня мы узнаем что такое эффект хорус и разберем vst плагин Fruity Chorus. Хорус (chorus) – это эффект который имитирует многоголосное исполнение благодаря копированию и небольшого изменения исходного звука т.е. он просто несколько раз проигрывает поданный на вход звук с определенной задержкой, громкостью, панорамой и питчем.
Основная задача хоруса – это создать эффект хора т.е. если играет один инструмент например пианино, то он создает эффект при котором будут играть несколько инструментов. Хорус копирует звук пианино, например 4 раза (это будет зависеть от количества заданных голосов) и понемногу изменяет у каждой копии звучание.
Также притом, что 4 разные пианино не могут звучать одинаково, хорус немного изменяет громкость, питч (тон) звука, немного панорамирует и задерживает голоса (копии). От этого звук получается мягче.
Этот эффект используют в основном для небольшого утепления и расширения звука. Но есть минус этого эффекта, который заключается в том, что сымитировать полноценное многоголосное звучание, не удается. Но все равно эффект хорус получил очень широкое распространение.
Приступим к настройке vst плагина Fruity Chorus.
Во многих хорусах присутствует такие параметры как Voice или Order, которые задают количество голосов, но в эффекте Fruity Chorus нету такого параметра. В этом эффекте изначально присутствует 3 голоса, и настраиваются они параметрами, которые изображены ниже.
Проще говоря, этот плагин копирует 3 раза оригинал и в итоге получается 4 голоса (1 оригинал 3 копии).
Разберем параметры Fruity Chorus.
1. Delay – отвечает за задержку. Этот параметр обычно выставляют в пределах 10-30 милисекунд. Данный параметр настраивает время задержки копий от оригинала. При увеличении этого параметра звук становится более мягкий.
2. Depth – отвечает за модулирование глубины питча (тона) звука у копий. Этот параметр не стоит через, чур увеличивать так как звук становится расстроенным. Номинальные значения дают приятный эффект хоруса.
3. LFO Wave – данный регулятор регулирует форму огибающей LFO, по которой будет проходить модуляция данного голоса.
4. LFO Frec – этот регулятор определяет скорость изменения модуляции голоса.
5. Stereo – регулирует, насколько сильно будет разброс голосов по панораме. При увеличении звук становится шире.
6. Cross Type – это фильтр, который задает частоты у дополнительных голосов, которые нужно срезать, оставляя оригинал нетронутым. Ну а параметр Cross Cutoff их срезает.
7. Cross Cutoff — как уже написано выше срезает частоты заданные в Cross Type.
8. Wet only – если данный параметр включен ON, то вы будете слышать оригинал и 3 голоса. Если OFF, то будете слышать только 3 голоса, оригинал удаляется.
9. Почти у каждого vst плагина имеются готовые настройки. Эти настройки вы можете использовать при нажатии в этой области правой кнопкой мыши и выбрать необходимый.
На этом пока все, подписывайтесь на новые материалы и не забывайте комментировать.