Что такое эффект масштаба в экономике
Экономия от масштаба
Экономическая выгода от более высокого уровня выпуска
Что такое эффект масштаба?
Экономия от масштаба относится к преимуществу затрат, которое испытывает фирма при увеличении уровня выпуска. Преимущество возникает из-за обратной зависимости между фиксированными затратами на единицу продукции и произведенным количеством. Чем больше объем произведенной продукции, тем ниже фиксированные затраты на единицу продукции. Эффект масштаба также приводит к снижению средних переменных затрат (средних нефиксированных затрат) с увеличением выпуска. Это достигается за счет операционной эффективности и синергии в результате увеличения масштабов производства.
Фирма может реализовать эффект масштаба на любом этапе производственного процесса. В этом случае производство относится к экономической концепции производства и включает в себя все виды деятельности, связанные с товаром, без участия конечного покупателя. Таким образом, компания может принять решение об использовании эффекта масштаба в своем отделе маркетинга, наняв большое количество специалистов по маркетингу. Бизнес также может принять то же самое в отношении разделения источников ресурсов, перейдя от человеческого труда к машинному.
Влияние эффекта масштаба на производственные затраты
На приведенном выше графике показаны средние долгосрочные затраты, с которыми сталкивается фирма, в зависимости от уровня ее выпуска. Когда фирма увеличивает объем выпуска с Q до Q2, ее средние затраты падают с C до C1. Таким образом, можно сказать, что компания получает эффект масштаба до уровня выпуска Q2. (В экономике ключевой результат, который следует из анализа производственного процесса, состоит в том, что максимизирующая прибыль фирма всегда производит такой уровень выпуска, который приводит к наименьшим средним затратам на единицу продукции).
Типы экономии от масштаба
1 Внутренняя экономия от масштаба
Это относится к экономике, уникальной для фирмы. Например, фирма может иметь патент на машину для массового производства, что позволяет ей снизить среднюю стоимость производства больше, чем у других фирм в отрасли.
2 Внешняя экономия от масштаба
Они относятся к экономии за счет масштаба, которой пользуется вся отрасль. Например, предположим, что правительство хочет увеличить производство стали. Для этого правительство объявляет, что всем производителям стали, в которых занято более 10 000 рабочих, будет предоставлена 20% налоговая льгота. Таким образом, фирмы, на которых занято менее 10 000 работников, потенциально могут снизить среднюю себестоимость продукции, наняв больше работников. Это пример внешней экономии за счет масштаба, которая влияет на всю отрасль или сектор экономики.
Источники экономии от масштаба
1 Покупка
Фирмы могли бы снизить средние затраты, закупая материалы, необходимые для производственного процесса, оптом или у специальных оптовых торговцев.
2 Управленческие
Фирмы могут снизить средние затраты за счет улучшения структуры управления внутри фирмы. Фирма может нанять более квалифицированных или более опытных менеджеров.
3 Технологический
Технический прогресс может коренным образом изменить производственный процесс. Например, несколько лет назад гидроразрыв полностью изменил нефтяную промышленность. Однако только крупные нефтяные компании, которые могли позволить себе инвестировать в дорогостоящее оборудование для гидроразрыва пласта, могли воспользоваться преимуществами новой технологии.
Экономия от масштаба
Рассмотрим график, показанный выше. Любое увеличение выпуска сверх второго квартала ведет к увеличению средних затрат. Это пример эффекта масштаба — рост средних затрат из-за увеличения масштаба производства.
По мере того, как фирмы становятся больше, они становятся все сложнее. Таким фирмам необходимо уравновешивать эффект масштаба и эффект масштаба. Например, фирма могла бы реализовать определенную экономию на масштабе в своем маркетинговом подразделении, если бы увеличила выпуск. Однако увеличение объема производства может привести к снижению экономии на масштабе в управленческом подразделении фирмы.
Фредерик Герцберг, выдающийся профессор менеджмента, предложил причину, по которой компаниям не следует слепо ориентироваться на экономию за счет масштаба:
«Числа притупляют наши чувства к тому, что считается, и вызывают восхищение эффектом масштаба. Страсть заключается в ощущении качества опыта, а не в попытке его измерить ».
Дополнительные ресурсы:
Спасибо, что прочитали это руководство по экономии от масштаба. Finansistem является официальным поставщиком FMVA Designation в области финансового моделирования и оценки. Эти дополнительные ресурсы Finansistem будут полезны для продвижения вашей карьеры:
Эффект масштаба производства
Это разница между полученной выгодой и понесенными при этом затратами.
Бухгалтерская прибыль (финансовая прибыль) представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике, как правило, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.
Экономическая прибыль является разницей между валовым доходом (выручкой) и всеми (как явными, так и альтернативными) издержками фирмы.
Закон убывающей предельной производительности.
Сущность закона. При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается. Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.
Альтернативными называются издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату.
Эффект масштаба производства — это экономическое явление, обусловленное повелением издержек в долгосрочном периоде.
Наращивание производственных мощностей протекает достаточно долго, поэтому в краткосрочном периоде мощности производства условно считаются неизменными. Однако в долгосрочном периоде времени рост масштабов производства очень хорошо заметен, и к тому же любые издержки предприятия, даже постоянные, выступают как переменные.
Расширение производственных мощностей приводит к сокращению средних общих издержек на единицу продукции, но затем издержки начинают расти. Это связано с положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства.
Эффект масштаба производства может проявляться в двух формах: положительный эффект масштаба; отрицательный эффект масштаба.
1. Положительный эффект масштаба производствапроявляется в увеличении размеров производства, в специализации труда работников на производстве и управленческого персонала, в применении масштабных технологий, в производстве побочных продуктов из отходов, в экономии материальных ресурсов благодаря новейшим технологиям. Положительный эффект масштаба производства вызывает уменьшение средних издержек.
2. Отрицательный эффект масштаба производстваобусловлен управленческими трудностями на предприятиях, противоречивыми интересами отдельных структурных подразделений фирмы, сбоями в координации решений и указаний, а также в пропорциях развития подразделений фирмы, снижением гибкости реакции на изменение рынка. Отрицательный эффект масштаба производства характеризуется застоем на предприятии или даже убыточностью. Отрицательный эффект состоит в том, что при увеличении масштабов производства средние издержки увеличиваются.
Обычно положительный эффект масштаба производства сменяется отрицательным, так как у издержек имеется предел, за которым наступает перелом и возникает отрицательный эффект. Но отрицательный эффект масштаба производства не всегда сразу же сменяет положительный эффект. между ними может быть зона постоянной отдачи от роста размеров производства, где средние общие издержки будут неизменны, т.е. на каждый процент прироста ресурсов будет возрастать соответственно и производство. Учитывая данные моменты отдачи от масштабов производства, можно осуществлять производство высококачественных товаров без значительных издержек.
Масштаба эффект
Мы постоянно наблюдаем, как фирмы стремятся повысить свою конкурентоспособность, применяя самые разные средства для роста компании. Кто-то поглощает своего конкурента, кто-то эволюционно расширяет мощности своего предприятия (покупает оборудование, набирает и обучает новых специалистов). Однако не у всех получается ожидаемый положительный результат. Быть может, рассмотрев более подробно истоки и сферы применения эффекта масштаба, мы сможем сделать еще один шаг к тому, чтобы лучше узнать старого знакомого, его новые грани.
Содержание
1. Связь эффекта масштаба с разделением труда и убывающей отдачей
Эффект масштаба – это повышение эффективности производства при росте размеров предприятия, в частности его численности, обусловленное, в первую очередь:
Возможности применения более глубокого разделения труда у более крупного предприятия очевидны, но напомним, почему глубокое разделение труда позволяет повысить эффективность производства.
По мнению Адама Смита разделение труда позволяет повысить эффективность производства по следующим трем причинам:
Психологические аспекты использования разделения труда
Конечно, если мы говорим о сложной человеческой деятельности, то при разделении труда главным фактором повышения эффективности становится накопление знаний специалистом. Он уже прошел путь собственных проб и ошибок, а также изучил верные пути решения проблем в своей специальности, обратившись к коллегам и научной литературе по своей специальности. Именно потому он выполняет свою работу много эффективнее начинающих, которым еще предстоит пройти его путь.
Адам Смит жил в эпоху преобладания физического труда. Но и для интеллектуального труда перечисленные 3 причины сохраняют свою актуальность. Это связано с тем, что они в большой мере имеют психологическую природу.
Убывающая отдача
Эффект масштаба проявляется в снижении издержек при производстве каждой новой единицы произведенной продукции.
Однако при достижении определенной границы, такие издержки начинают снова расти. Именно поэтому, можно встретить два термина «Положительный эффект масштаба» и «Отрицательный эффект масштаба». Последний связывают с увеличением сложности управления крупной компанией, меньшей гибкостью и большим бюрократизмом очень крупного предприятия.
А вот теперь давайте рассмотрим простой пример. Если спортсмен, например бегун на средние дистанции, будет каждый день увеличивать время своих пробежек, какие результаты его тренировок мы, скорее всего, будем наблюдать? Понятно, что у каждого спортсмена проявится своя индивидуальность в результатах, но очевидно, что если начальное время тренировок недостаточно, то по мере роста времени пробежек результаты спортсмена сначала будут улучшаться – это своего рода эффект масштаба. Однако, начиная с некоторого момента, результаты начнут ухудшаться. Причины этого достаточно понятны – спортсмену требуется восстановление сил, и если времени отдыха недостаточно, он себя измотает избыточными тренировками. Это убывающая отдача на уровне отдельного человека.
Менеджмент и гармония
Слово гармония применительно к производству первым применил, вероятно, Кароль Адамецки. Он сравнивал управление предприятием (производственным участком) с работой дирижера, который должен обеспечить соответствующее гармоничное звучание оркестра. Давайте временно используем это слово для нашего анализа.
Разделение труда и гармония
Эффект масштаба и гармония
Рост предприятия требует все более совершенных систем управления (обеспечивающих гармонию единого развивающегося целого). И понятно, что хорошего качества уровень менеджмента позволит отодвинуть точку нарушения гармонии (начало убывающей отдачи).
Кстати, тоже самое можно наблюдать и в нашем примере про спортсмена – оптимизация системы тренировок (на разные группы мышц) позволит спортсмену (в нашем примере – это бегун на средние дистанции) больше времени заниматься результативно без убывающей отдачи.
Убывающая отдача и гармония
Итак, развитие системы происходит, в частности, следующим образом:
Если не вникать в математические тонкости убывающей отдачи (а в микроэкономике эффект масштаба и убывающая отдача чаще всего представлены в виде графиков в осях издержки производства и объем выпускаемой продукции), то убывающая отдача есть в определенной степени величина обратная гармонии между частями целого (предприятия, человека и др. «работающих объектов»): уменьшается гармония – увеличиваются производственные потери.
Откуда следует, что если мы хотим отсрочить проявление убывающей отдачи, нам нужно постоянно добиваться соблюдения гармонии между частями целого.
Итак, эффект масштаба, разделение труда, убывающая отдача – это три взаимосвязанных закона развития систем, и менеджмент, обеспечивающий гармонию целого, – это необходимость координации частей подсистем, входящих в целое. Это одна из причин, почему их следует рассматривать одновременно.
2. Микро результаты, связанные с применением эффекта масштаба
В статье «Универсальный солдат для бизнеса: нанотехнологии управления» приводится пример использования эффекта масштаба на микроуровне – при разработке словарика иностранного языка, построенного по частиречному принципу, когда используется своего рода «разделение труда» между частями речи в таком словарике.
Рассмотрим еще один пример – процесс разработки консультантом стратегии фирмы (фрагмент такой работы – подготовку и проведение SWOT-анализа), ну, или помощи в такой разработке (в зависимости от режима консультирования).
Критически настроенный читатель скажет – «Какие еще микро уровни анализа! Консультант просто применял научный метод – наблюдение (сбор информации), анализ (классификацию информации), трансформацию (формулировка сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей), и синтез – выведение стратегических решений, которые, после приведению в систему формируются в стратегию компании!»
Верно. Но потому-то научный метод и является таким мощным инструментом проведения исследований в любой сфере, что сам опирается на законы развития систем – эффект масштаба, разделение труда и учет убывающей отдачи (путем формирования гармонии = синтезируемой системы).
3. Макро результаты, связанные с применением эффекта масштаба
А). Если владельцы бизнеса решили быстро расширить свою компанию путем приобретения (слияния или поглощения), то они, несомненно, рискуют, что слияние (или поглощение) может оказаться не очень удачным в силу разных обстоятельств (разность в культурах компаний, несвязанная диверсификация и др.). Такое не раз описывалось в публикациях. Высоки финансовые риски.
На практике, чаще всего, наблюдается, когда после слияния схожих компаний, менеджмент объединенного бизнеса проводит реструктуризацию компании таким образом, чтобы убрать по возможности дублирующие функции, при этом чаще всего наблюдается особенно глубокое разделение труда между головным офисом и его филиальными структурами. Причины этого, чаще всего, связаны с дефицитом высококвалифированных кадров, которые концентрируются в головном офисе, эти кадры можно считать «самым дорогостоящим оборудованием» объединенной компании.
ПРИМ. Отметим, что крайне редко можно встретить разделение труда между самими филиальными структурами, в то время, как решения такого макро разделения труда (вытекающие из макро эффекта масштаба, если под этим термином понимать ЭМ за пределами одной фирмы) достаточно перспективны.
Б). Если мы понаблюдаем за эволюционным развитием компаний, то в большинстве случаев мы видим появление все новых направлений деятельности. То есть, не только более глубокое разделение труда между функциональными подразделениями (и внутри них), но и между специализированными бизнес-направлениями фирмы.
В этом случае также высоки риски, но связанные с большим временем, что требуется, для эволюционного роста: пока компания эволюционно растет, конкуренты могут уйти далеко вперед за счет своей мощности, размеров.
С). В то же время на Западе, уже не один год активно развивается сотрудничество фирм без изменения собственника. Это стратегические альянсы, когда фирмы для решения разнообразных общих целей начинают работать настолько тесно, что можно их рассматривать (теоретически) как единую компанию, имеющую общую стратегию и согласованное текущее управление. Конкуренция между фирмами переходит в стадию конкуренции между сетями взаимосвязанных партнерскими связями фирм.
Спрашивается, что выигрывают компании в таких объединениях в первую очередь – это использование эффекта масштаба на макро уровне. Повторимся, при совместной разработке, производстве новых продуктов и т.д. специалистов каждой компании можно рассматривать как уникальное «оборудование», обеспечивающее высокую производительность результатов умственного труда стратегического альянса. Риски и проблемы создания стратегических партнерств тоже есть, и немалые, они изучаются специалистами, но уже бесспорно, что совместная работа партнеров в короткие сроки может повысить конкурентоспособность каждого входящего в альянс. Риски такой работы и потери в случае неудач могут быть значительно ниже, чем риск и потери неудачного приобретения бизнеса в собственность, либо риски, связанные с длинным циклом эволюционного роста компаний.
Вместо выводов
В то время, как разделение труда при достижении эффекта масштаба на макро уровне имеет значительные преимущества.
— Если при индивидуальном РТ специалист достигает автоматизма, то входящие в партнерство фирмы уже обладают таким «автоматизмом» – отлаженными бизнес процессами специализированной деятельности.
— «Инструменты и приспособления», которые придумывает при РТ отдельный человек – это уже существующие или формирующиеся корневые компетенции игроков, входящих в СА. И т.д.
Спрашивается, что же мешает нашим предприятиям использовать такой современный инструмент как СА? Да, пожалуй, ничего. Всего лишь осознание выгод стратегического сотрудничества, да умение продавать выгоду стратегического сотрудничества своему потенциальному партнеру.
Вы скажите – так это и есть почти непреодолимая преграда, да еще в условиях низкого доверия между руководителями российского бизнеса – потенциальными партнерами.
Не совсем так. Инструментарий современных техник продаж может обеспечить руководителей достаточным арсеналом средств установления новых доверительных отношений. Если профессиональные продавцы умеют добиться доверия своих покупателей, что мешает высшим руководителям овладеть этим инструментарием, чтобы формировать нужные для повышения конкурентоспособности своего бизнеса партнерства?
И что же, спрашивается, делать? Учитесь профессионально продавать!
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Что такое эффект масштаба в экономике
Эффект масштаба: понятие и ключевые факторы
Эффект масштаба — это преимущества в виде снижения затрат на единицу произведенных товаров или услуг, которые являются результатом крупномасштабного производства.
Когда в течение заданного промежутка времени производится все больше и больше единиц продукции, процентное увеличение общих затрат оказывается меньше процентного увеличения общих единиц продукции. Но только до определенного предела.
Существует верхний предел производства, за которым преимущества крупномасштабного производства начинают снижаться (так называемый отрицательный эффект масштаба).
Эффект масштаба иногда подразделяется на (1) внутренний и (2) внешний. Внутренний эффект возникает из факторов внутри фирмы, в то время как внешний эффект масштаба обычно вызван факторами в окружающей среде, в которой работает фирма.
Факторы
Основными факторами, обусловливающими экономию за счет масштаба, являются:
#1. Специализация
Фирмы, производящие продукцию в больших масштабах, нанимают большое количество рабочих. Это позволяет фирмам практиковать специализацию, разделяя рабочие места на более мелкие задачи.
Эти отдельные задачи назначаются отдельным работникам. Таким образом, работники тратят все свое рабочее время на ту часть, которую они знают лучше всего, и это также позволяет им совершенствовать свои навыки.
Общий результат этого заключается в том, что средняя единица продукции производится с меньшими затратами. Специализация также работает на уровне менеджмента.
#2. Эффективный капитал
Самые эффективные машины и оборудование основаны на передовых технологиях и имеют высокую производственную мощность.
Фирмы с крупномасштабным производством могут позволить себе такое оборудование и извлечь выгоду из своей полной мощности. При полном использовании таких машин или оборудования достигается более низкая себестоимость производства на единицу продукции.
Фирмы, имеющие мелкосерийное производство, либо не могут позволить себе такое оборудование, либо не могут использовать его на полную мощность.
#3. Переговорная сила
Крупные фирмы находятся в сильном положении, чтобы вести переговоры о лучших результатах с такими сторонами, как поставщики, профсоюзы, финансовые учреждения и правительство.
При покупке сырья более крупные фирмы могут получить лучшие торговые скидки при оптовых закупках.
Они могут договориться о более низкой заработной плате, потому что люди стремятся работать в крупных компаниях даже при низкой заработной плате (не ниже минимальной, конечно).
Финансовые институты, такие как банки, более охотно предлагают кредиты по более низкой процентной ставке хорошо зарекомендовавшим себя фирмам, имеющим крупномасштабное производство.
#4. Обучение
По мере того как фирмы растут, они учатся как на опыте, так и на исследованиях. В небольших масштабах фирмы, как правило, являются молодыми, имеющими неэффективную структуру и процессы. Фирмы постепенно учатся на практике и становятся все более и более эффективными.
Фирмы также извлекают уроки из исследований, и более крупные фирмы могут позволить себе высокие затраты на исследования, которые приводят к улучшению процессов и новым формулам, что еще больше снижает их производственные затраты на единицу продукции.
Предельные издержки фирмы, эффект масштаба
Вы будете перенаправлены на Автор24
Деятельность предприятия была и будет оставаться всегда небескорыстной, но в своей меркантильности она формирует изобилие государства, а следовательно, определенный социо-политический и культурный уровень.
Предельные издержки фирмы
Необходимость исследования расходов является актуальным вопросом в современных условиях хозяйствования. Поиск путей снижения издержек производства следует рассматривать как фактор повышения прибыльности и эффективности работы предприятий, обеспечения их стабильности в рыночной среде, расширение возможностей внутрипроизводственной реструктуризации в соответствии с изменениями конъюнктуры рынков сбыта продукции.
Издержки фирмы – это денежное выражение затрат факторов производства, необходимых для производства товаров и услуг. На практике, такие затраты принято называть себестоимостью.
Готовые работы на аналогичную тему
Изучение издержек производства, их сущности и пути их снижения, влияния издержек на прибыль сейчас являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности является предприятие.
Издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от цены продукции и от затрат на ее производство. Цена продукции на рынке и является следствие взаимодействия спроса и предложения.
Предельные издержки (МС) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Они показывают изменение общих издержек производства при увеличении объема производства на одну единицу продукции. Определяются по следующей формуле:
Сравнение средних и предельных издержек производства является важной информацией для управления фирмой, определяющая оптимальные размеры производства. В точке В цена предложения совпадает со средними и предельными издержками. Эта точка означает равновесие фирмы. При движении от точки В вправо увеличение производства ведет к уменьшению прибыли, так как на каждую единицу товара растут добавочные расходы. Выход за точку В приводит к неустойчивости финансов фирмы и в конце ее поведение будет определяться бегством из рыночных структур.(Рис.1)
Рисунок 1. Сравнение средних и предельных издержек фирмы
Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.
Эффект масштаба
Характер изменения издержек в длительный период обусловлен эффектом масштаба.
Рисунок 2. Эффект масштаба
Факторы положительного масштаба делятся на:
Также следует помнить о том, что фирма не может бесконечно увеличивать масштабы производства, так как вступает в силу фактор отрицательного эффекта масштаба.
Фактором отрицательного эффекта масштаба является сложность в управлении крупным производством. Рост бюрократизма, слабость контроля за многочисленными службами и отдаленность руководителей от рабочих способствуют развитию неэффективного производства.
Исходя из того, что материальные расходы тесно связаны с понятием материальных ресурсов, можно сделать вывод, что снижение себестоимости продукции достигается за счет эффективного использования материальных ресурсов.
Затраты на производство продукции является одним из важнейших показателей, который комплексно характеризует качественные изменения в технике, технологии, организации труда и производства, происходящих на предприятии. Снижение издержек производства и себестоимости продукции является одним из основных условий роста прибыли предприятия, повышения рентабельности и эффективности его работы.