Что такое эффект ореола в психологии

Эффект ореола — что это, примеры, эксперименты

Эффект ореола (другое название гало-эффект) — понятие в психологии, определяющее когнитивное искажение, когда общая оценка человека опирается на отдельные признаки, личностные характеристики или индивидуальные особенности. К примеру, внешне красивый человек воспринимается как умный успешный, отзывчивый, с тонким чувством юмора. Тогда как личность с грубыми чертами лица воспринимается как черствая, замкнутая и недружелюбная.

Нередко эффект ореола носит более негативную окраску: когда непривлекательный внешне подозреваемый подвергается большим нападкам, чем подозреваемый с привлекательной внешностью. Такой гало-эффект в психологии имеет и другое название — «эффект дьявола».

Эффект ореола — что это такое

Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть фото Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть картинку Что такое эффект ореола в психологии. Картинка про Что такое эффект ореола в психологии. Фото Что такое эффект ореола в психологии

Эффект ореола впервые был упомянут в 1920 году психологом Эдвардом Торндайком. В результате эксперимента он обнаружил и доказал существование данного феномена. Впоследствии исследования других ученых только подтверждали его теорию. И если изначально понятие эффекта ореола применяли только к межличностным отношениям, то в современном обществе его использование стало гораздо шире. Особенно это касается маркетинга брендов.

Люди часто склонны опираться на стереотипы относительно окружающих. Неправильно навешенные «ярлыки» мешают видеть человека таким, какой он есть на самом деле. Потому так важно, какое первое впечатление мы оказываем на окружающих. Если первоначально об индивидууме сложилось негативное впечатление, нужно приложить массу усилий, чтобы изменить мнение в лучшую сторону.

Это же справедливо и в обратном отношении: изначально заручившись положительным мнением, человек при дальнейшем общении воспринимается только позитивно. Недостаток объективной информации, поверхностные суждения и гало-эффект не позволяют замечать его негативные стороны.

Эффект ореола может быть положительным и отрицательным. Первое впечатление о человеке определяет, какой «ярлык» на него навесить: отрицательный или положительный, и задает тон последующему субъективному восприятию этой личности.

Примеры эффекта ореола

Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть фото Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть картинку Что такое эффект ореола в психологии. Картинка про Что такое эффект ореола в психологии. Фото Что такое эффект ореола в психологии

В отношениях между людьми есть масса примеров эффекта ореола. Вы и сами могли заметить, что впечатление о коллеге, соседях или новом знакомстве было продиктовано первичным общением с ними. И нередко со временем вы понимали, что первое впечатление было ошибочным.

Мошенники обводят своих жертв вокруг пальца, используя положительный эффект ореола. Максимально расположив к себе других, в определенный момент они извлекают выгоду для себя в ущерб обманутым людям.

Еще несколько примеров эффекта ореола в различных сферах жизни:

Отрицательный эффект ореола может сыграть злую шутку: людям с непривлекательной внешностью приходится прикладывать немало сил, чтобы завоевать расположение и доверие окружающих. Интересные личности бывают лишены общения из-за неправильно сложившегося мнения.

Со знаменитостями также случается, что негативный эффект ореола, сложившийся из-за одной ошибки, разрушает карьеру. Актера, сыгравшего роль в фильме, провалившем прокат, перестают приглашать на другие роли. Другому актеру, который, наоборот, слишком хорошо сыграл свою роль, больше не предлагают принять участие в проектах — он так и остается актером одной роли.

Причины возникновения эффекта ореола в психологии

Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть фото Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть картинку Что такое эффект ореола в психологии. Картинка про Что такое эффект ореола в психологии. Фото Что такое эффект ореола в психологии

Не имеют значения интеллектуальные способности, возраст, половая принадлежность — практически все люди подвержены эффекту ореола. Человеческому мозгу свойственно навешивать на все и вся ярлыки.
Причины, способствующие возникновению эффекта ореола:

Главной причиной, почему так трудно избавляться от «ярлыков», является консервативность человеческого мышления. Людям легче следовать уже готовым стереотипам, чем анализировать, углубляться в изучение других людей и явлений.

Условия, вызывающие эффект ореола в психологии

Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть фото Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть картинку Что такое эффект ореола в психологии. Картинка про Что такое эффект ореола в психологии. Фото Что такое эффект ореола в психологии

Психологической основой эффекта ореола является человеческая особенность мыслить аналогиями. Что нередко приводит к заблуждениям.

Эффект зачетки

Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть фото Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть картинку Что такое эффект ореола в психологии. Картинка про Что такое эффект ореола в психологии. Фото Что такое эффект ореола в психологии

Мышление аналогиями можно проследить в студенческой среде. Студенты первый-второй год обучения активно работают на зачетку: кропотливо учатся, не пропускают занятия, делают все для того, чтобы в зачетке стояли высокие отметки. Потом же они расслабляются: меньше занимаются учебой, прогуливают занятия. Эффект ореола здесь проявляется в тот момент, когда преподаватель листает зачетку: он ставит более высокую оценку тем студентам, которые на нее поработали. Даже если студент плохо ответил, благодаря хорошей зачетке он получит незаслуженно высокий балл.

Более высокие баллы получают и те ученики, которые в прошлом показывали хорошие знания, а сейчас их уровень знаний гораздо ниже. Преподаватели также высоко оценивают тех студентов, которые старательно занимались на их занятиях, даже если на самом деле их знания не на высоте.

Рядом и вместе

Часто можно наблюдать, как люди с гордостью показывают свои фотографии в обществе знаменитостей. Им кажется, что таким образом они становятся значительнее, успешнее, интереснее для окружающих. На страничках в социальных сетях выставляются фото на фоне дорогих автомобилей, в чужих роскошных квартирах или домах.

Однако находиться «рядом» со всем этим — это не значит «вместе». Вы не станете более талантливыми, если сфотографировались в обнимку с артистом, художником или музыкантом. Фотография рядом со знаменитым футболистом не сделает вас спортивнее и привлекательнее в глазах окружающих. Для того, чтобы добиваться успеха в той сфере, в которой вы хотите стать успешными, нужно работать в этом направлении. Эффект ореола — фотографии с успешными людьми и на фоне роскошных объектов не принесет вам никакой ценности.

Влияние первого слова

Эффект «первого слова» был впервые упомянут Йозефом Геббельсом, утверждавший, что правым будет считаться тот индивидуум, который сказал первое слово. После многие психологи подтверждали этот феномен.

Когда одни и те же обещания высказываются разными политиками, доверие вызовет тот, кто первый их высказал. Точно также, если политик первым донес свою позицию до электората, обогнав соперников, его деятельность будет успешнее.

Конкуренты нередко используют этот эффект, выливая негатив на того, чью репутацию хотят ухудшить. Обвинения, нелицеприятные факты — в ход идет все, чтобы вызвать у публики негативное мнение. После этого простые люди уже сами додумывают «грехи», которых нет на самом деле. И даже если компания будет полностью оправдана, негативный осадок останется. Как в известном анекдоте про кражу серебряных ложек: «Ложечки-то нашлись, а вот осадок остался».

Как воздействовать на эффект ореола

Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть фото Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть картинку Что такое эффект ореола в психологии. Картинка про Что такое эффект ореола в психологии. Фото Что такое эффект ореола в психологии

В книге Фила Розенцвейга «Эффект ореола и другие заблуждения каждого менеджера» описано, как можно противостоять гало-эффекту. Автор объясняет, почему популярные книги по бизнесу и советы по его ведению — абсурдны, поверхностны и полны стереотипов.

К примеру, в финансовый кризис 2008 года многие солидные компании начали получать письма от постоянных клиентов, которые писали в них негативные отзывы о выпускаемой продукции. Общее стрессовое состояние из-за кризиса повлекло за собой то, что проверенные потребители начали обращать внимание на недостатки, которые раньше не замечали. Из-за смены психологического состояния они более остро стали воспринимать самые мелкие недочеты.

Эксперименты

Как уже говорилось, эффект ореола в психологии был доказан многими экспериментами. Например, ученые Уилсон и Нисбет показали двум группам студентов лекцию одного и того же преподавателя. Разнилась только подача материала: одна группа увидела дружелюбного профессора, вторая — человека, который более жестко доносил информацию и допускал резкие выражения.

Студентам предлагалось дать оценку внешности, манере поведения и особенностям речи. На внешность и особенности произношения мало кто обратил внимания, зато все отметили манеру подачи информацию. Лекция, где материал подавался в резкой и жесткой форме получила массу негативных откликов.

Эффект ореола часто используют в рекламе товаров известной личностью. В головы потребителей упорно вкладывается мысль: «Разве может успешная, знаменитая личность ошибаться в выборе продукции? Конечно нет!»

Для товаров продумывают яркие и красивые упаковки, которые привлекают покупателей дизайном. Акцент ставится не на качество, а на привлекательность упаковки по сравнению с другими товарами, имеющими более простой дизайн.

Еще один пример из жизни влияния эффекта ореола: какой-то продукт, прежде чем выйдет на рынок, позиционируется как относящийся к здоровому образу жизни. Когда он появляется в продаже, на нем уже навешен «ярлык» полезного в глазах покупателей. О побочных действиях этого товара мало кто задумывается.

Влияние эффекта ореола на людей

Для человеческой природы естественно настороженно воспринимать новое знакомство и оценивать, насколько рискованно продолжать общение. Здесь большое значение имеет первое впечатление, которое опирается на минимальную информацию и стереотипы. Внешне привлекательные люди, чисто и дорого одетые вызывают доверие. Их считают безопасными. Когда к первому впечатлению добавляется информация о высоком социальном статусе, должности либо о влиятельных родственниках, статус нового знакомого возрастает в разы. Теперь он еще оценивается с позиции своей «полезности».

Однако приятное лицо и обходительные манеры, дорогой костюм и богатые родственники — это не гарантия честности и порядочности индивидуума. Через время могут проявиться не самые его лучшие качества, которые «не считывались» при первоначальном общении. И что самое интересное: из-за эффекта ореола эти проявившиеся негативные качества могут игнорироваться окружающими людьми.

Заключение

В процессе жизни стереотипы, диктуемые обществом и возникающие в процессе жизни, создают основу для восприятия окружающего мира. Шаблоны помогают личности чувствовать себя комфортно, потому что не выходят за пределы общества, в которой она живет.

Эффект ореола не только ускоряет обработку массивов информации, постоянно поступающих в мозг, но и позволяет адаптироваться в обществе. Однако слишком часто он оказывает «медвежью услугу», создавая ошибочное восприятие окружающих людей, позволяя манипулировать сознанием и поведением. Иногда стоит более осознанно подходить к оценкам, и периодически освежать свое мнение о людях и явлениях. Такой подход позволит сделать массу открытий в жизни и сделает вас более развитой и неординарной личностью.

Источник

Что такое эффект ореола: на примерах

Узнайте, как гало-эффект влияет на принятие решений и учитывайте это явление в стратегии своего бизнеса

Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть фото Что такое эффект ореола в психологии. Смотреть картинку Что такое эффект ореола в психологии. Картинка про Что такое эффект ореола в психологии. Фото Что такое эффект ореола в психологии

Эффект ореола — это когнитивное искажение, вследствие которого человек составляет поверхностное и поспешное суждение о личности другого, основываясь на первом впечатлении или на самой выразительной черте характера. В маркетинге эффект ореола означает впечатление, которое оставляет о себе бренд, продукт или услуга, на основании чего покупатель принимает решение о покупке.

Содержание

Эффект ореола свойственен всем людям. С одной стороны, он облегчает нам жизнь, ведь намного проще присвоить ярлык по первому впечатлению, чем разбираться, вдумываться и составлять взвешенное мнение о чем-то. С другой — когда мы обманываем себя эффектом ореола, мы можем многое упустить из виду, ошибаемся в людях и совершаем неправильные покупки.

Нужно понимать, что это явление психики может искажать мнение об объекте и в положительную, и в негативную сторону. Поэтому крайне важно уметь составить положительное впечатление о себе или о своем бренде, для того чтобы быстрее наладить контакты и упростить коммуникацию.

Давайте рассмотрим, какие факторы позволяют гало-эффекту действовать.

Предпосылки для эффекта ореола

Чтобы попасть под влияние эффекта ореола, нужны определенные предпосылки, которые притупляют критическое мышление.

Давайте рассмотрим ситуации, в которых проявляется эффект ореола.

Примеры эффекта ореола

Вот несколько примеров того, как гало-эффект проявляется в разных ситуациях.

Давайте рассмотрим, как эффект ореола влияет на успешность в сфере бизнеса и как это свойство психики можно использовать в свою пользу.

Эффект ореола в маркетинге

Эффект ореола влияет на восприятие брендов, продуктов и услуг так же, как и на наше впечатление о других людях. Например, если пользователю понравился дизайн вашего лендинга, статья на блоге и вообще какой-то один маленький нюанс в том, что вы делаете, есть высокая вероятность того, что он положительно отнесется и к вашему офферу.

И наоборот, если ваш бренд не соответствует ожиданиям потенциального клиента, нужно что-то менять, чтобы первое впечатление складывалось хорошее. Можно провести ребрендинг, рестайлинг бренда, пересмотреть позиционирование, ценовую политику, изменить стиль коммуникации на более формальный или неформальный, в зависимости от ситуации, и так далее.

Произвести хорошее впечатление на пользователей не так просто. Ваш сайт должен иметь хороший юзабилити, продуманный дизайн, а информация на нем должна быть подана коротко и ясно, начиная с самой значимой. Вы должны вести покупателя от одного действия к другому.

Поздравляем, теперь вы знаете, что такое эффект ореола и понимаете, каково его значение в бизнесе.

Источник

Эффект Ореола в Психологии – что это?

Что такое ‘Эффект Ореола’ в психологии? Что означает данный термин, каково влияние Эффекта Ореола на жизнь человека.

Мозг в преддверии беседы пытается наделить оппонента определенными качествами на основании внешности, одежды, статуса и иных информационных аспектов. Именно так создается шаблонная личность, типаж которой очень трудно изменить, так как многие привыкли доверять первому впечатлению.

Но насколько оно точное? Вспомните пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Так стоит ли выносить окончательный вердикт так поспешно?

Но человек по-другому не может. Механизм восприятия окружающего мира непроизвольно заставляет его анализировать все, во избежание угрозы для собственной жизни. Вступает в действие другой, более мощный инстинкт самосохранения.

Влёк и меня учёных ореол.
Я смолоду их слушал, споры вёл,
Сидел у них.. Но той же самой дверью
Я выходил, которой и вошёл.

Определение

Красивые люди изначально вызывают не только умиление-восхищение, но и доверие. Принято считать, что внешне привлекательные люди обладают добрым нравом и душевной теплотой. Это один из самых известных стереотипов.

Естественно, от красивых людей ожидают только благонравных поступков. Подобные ожидания буквально окутывают людей ореолом и заслоняют собой их иные личностные качества, не столь привлекательные, именно так проявляется эффект ореола.

Если же человек и допускает ошибки, они не учитываются либо же всегда оправдываются под надуманными поводами. Ведь проще простить красивого юношу, чем признать, что его лицо лишь маска, и мы ошиблись. Никто не любит призвать свою неправоту, тем более личную.

Негативное восприятие также формируется под влиянием шаблонов, а также личностных предпочтений. При этом все положительные качества индивида изначально не воспринимаются, а достижения принижаются либо же не учитываются вовсе. Если же выявлен даже малейший недостаток, он преувеличивается до невероятного размера без учета логического соотношения добра и зла.

Важно!
С помощью эффекта ореола человек проводит незримую категоризацию и благодаря оценке упрощает социальный отбор, наделяя оппонентов рядом личностных качеств.

Примеры

Ранее считалось, что эффект ореола проявляется только в случае межличностных отношений. Это неверное утверждение.

Помимо общения человек, дитя общества, должен соответствовать ряду требований так называемой адаптации, которая заключается в организации стандартного процесса жизнедеятельности.

Причины возникновения эффекта ореола

Эффекту ореола подвержены все люди независимо от национальности, вероисповедания либо же пола. Мы все навешиваем ярлыки, потому что так устроен наш мозг.

Если оппонент из известной семьи, его изначально наделяют положительными качествами, которыми в будущем планируют воспользоваться.
Простой человек, может быть отодвинут и на задний план, невзирая на доброту и самоотверженность.

Важно!
Эффект ореола называют принципом навешивания ярлыков. Единожды получив от общества ярлык неудачника, «отмыться» уже будет сложно.

Эксперименты

Влияние информации на социум достаточно давно используется в маркетинге, ведь благодаря положительному первому впечатлению можно не только настроить людей на нужный лад, но и заставить их посетить определенные мероприятия либо же произвести покупку у определенного производителя.

Так, эффект ореола в психологии экспериментально был доказан Нисбетом и Уилсоном. Двум группам студентов была показана лекция, проведенная одним и тем же преподавателем. Вот только на первой лекции профессор передавал информацию в дружелюбной форме, а на второй более жестко с допущением резких выражений.

Оппоненты должны были оценить его внешность, акцент и манеру поведения и указать, кто больше понравился. Внешний облик преподавателя мало кто отметил, как и особенности речи, зато его манера подачи материала существенно повлияла на оценку и повлекла за собой массу негативных отзывов в отношении второй лекции.

Менее известные эксперименты уже в отношении продуктов либо же предметов быта проводятся постоянно. Уже доказано, что реклама той же туалетной бумаги известной личностью побудит многих людей избрать именно этот бренд. Разве может столь успешный человек ошибаться и пользоваться второсортным продуктом? Вряд ли. Классический пример навешивания ярлыка.

Влияние эффекта ореола на людей

Именно в этот момент вступает в действие первое впечатление, которое формируется на основании минимальной информации и стереотипах, созданных социумом. Если индивид внешне привлекателен, улыбчив либо же одет в чистую и добротную одежду, он автоматически вызовет доверие и к нему подойдут, завяжут беседу либо же продолжат общение. Такого человека посчитают безопасным.

Если же к информации о внешности добавятся некоторые сведения о социальном статусе в виде занимаемой должности либо успешных родственниках человек будет воспринят буквально в качестве идеала, который при необходимости может чем-то и помочь. Но модное пальто либо же красивое лицо не расскажут о жадности, двуличии либо же жестокости, которые могут и не проявиться сразу. Более того благодаря эффекту ореола человек может даже проигнорировать явные сигналы опасности.

Восприятие человеком внешнего мира изначально базируется на стереотипах, которые определяются в процессе жизни. Действуя по шаблону, индивид чувствует себя комфортно, потому что находится в пределах социума, живущего по тем же принципам.

Эффект ореола помогает людям не только адаптироваться в обществе, но и в краткие сроки обрабатывать массу информации. Но стоит ли ему доверять во всем? Вы согласны с этим? Выразите, пожалуйста, свое мнение в комментариях к статье.

Обновлена: 07.11.2020, 23:00 Количество слов: 1128 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 12 182 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 3 раз!

Источник

Что такое эффект ореола?

Эффект ореола — неосознанное приписывание человеку каких-либо качеств на основании первого впечатления или деятельности. Психологи уверены, что люди не способны воспринимать окружающих объективно, так как всегда имеет место фантазия и додумывание. Данную теорию даже подтвердили многие исследования.

Почему люди навешивают ярлыки?

Эффект ореола или гало эффект можно наблюдать при взаимодействии людей ежедневно. Если человеку удалось произвести на компанию людей хорошее впечатление, то и в дальнейшем о нем будут думать хорошо. При этом положительная оценка будет наблюдаться даже в случае, если человек позволит себе какой-то не очень хороший поступок. Однако происходят и обратные ситуации, когда человек с первых секунд вызывает антипатию, при этом он еще мог не успеть даже заговорить. В коллективе недоброжелательное отношение к новичкам формируется из-за того, что они не успевают проявить себя.

Эффект ореола согласно Розенцвейгу

Создателем данной теории стал Фил Розенцвейг, который активно изучал тему успеха на предприятии. Многие уверены в том, что успеху способствуют везение или стечение обстоятельств. Однако Розенцвейг уверен, что успешными людьми являются упорные личности. Но и с такими людьми могут приключиться неудачи. Розенцвейг показал, от чего в действительности зависит развитие предприятия.

Первое впечатление

Уже давно доказано, что первое впечатление является самым сильным. На уровне бессознательности у людей всегда появляется желание «наградить» человека определенными чертами характера. При знакомстве окружающие стараются максимально узнать о собеседнике во всех подробностях, после чего автоматически отправляют его в определенную категорию. В результате таких действий возникает или дружба или неприязнь. Только в самом начале к новенькому может возникнуть пристальное внимание.

Родительская любовь

В психологии считается, что родительская любовь является самой крепкой. Эффект ореола можно обнаружить именно в таких отношениях, ведь каждый родитель считает своего ребенка лучшим. Стоит отметить, что только мать готова простить своему ребенку всё. Благодаря искренней и сильной любви матери, ребенок всегда чувствует себя защищенным, и на эти чувства ничто не способно влиять.

Взаимоотношения пары

При знакомстве у молодых людей возникает первое впечатление. Иногда партнер испытывает настолько сильные чувства по отношению ко второй половине, что начинает ее идеализировать, забывая о том, что возлюбленный или возлюбленная является таким же человеком, как и он сам. В данном случае эффект ореола характеризуется тем, что партнер выдвигает определенные требования к своей половине, а если какие-либо черты не соответствуют их ожиданиям, то они начинают фантазировать. Это приводит к тому, что многие ожидания являются неоправданными, так как они выстраиваются согласно личным требованиям.

Отношения к ученику

Не всегда чтобы о личности сложилось определенное представление, с ней следует долго общаться. В учебных заведениях преподаватели бессознательно формируют свое отношение к учащимся. Никому из учителей не будет нравиться ребенок, который постоянно нарушает дисциплину и мешает учебному процессу. Также учитель может незаслуженно обидеть ученика, исходя из своих личных представлений. Таким образом эффект ореола распространяется и на учеников. Межличностные отношения и эффект ореола напрямую зависят от характера личности.

Оценка окружающих

Общество устроено так, что склонно оценивать действия окружающих. Люди всегда начинают сравнивать свои и чужие поступки, а также склонны посплетничать. Именно первое впечатление дает окружающим восприятие и помогает сформировать впечатление о человеке. Если личности удалось себя положительно зарекомендовать в обществе, то при каком-то промахе у нее будут большие шансы реабилитироваться. Часто именно от оценки, которую дают окружающие, человек может быть успешным или нет.

Отношение к самому себе

Общество очень сильно воздействует на самооценку конкретного человека. Жизнь устроена так, что человеку ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей. Они могут быть разными: со сложным характером, добрые весельчаки, притягивающие к себе окружающих. Отношение к собственной личности зависит от того, насколько человек ощущает себя значимым для общества. К примеру, если родители постоянно критикуют и ругают свое чадо, то у него пропадает любой интерес что-то делать, а в редких случаях ребенок и вовсе может замкнуться. Если человека начинают обвинять в чем-либо, он начинает испытывать чувство вины, что вредит его будущему и не способствует активным действиям. Такой человек начинает сам в себе разочаровываться и просто бездействует.

Что вызывает эффект ореола?

Возникновению эффекта ореола способствуют следующие моменты:

Эффект ореола является очень значимым, так как с его помощью формируются личностные качества. Данный феномен помогает научиться воспринимать себя и оценки окружающих людей. Но чтобы не зависеть от чужого мнения и не принимать всё близко к сердцу, следует пройти курс Викиум «Критическое мышление«.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *