Что такое эффект сенсорной депривации

Что такое сенсорная депривация?

Сенсорная депривация — один из возбудителей патологий психики. Её причиной становится дефицит родительской любви.

Подобное нарушение может возникнуть и у ребёнка, и у взрослого. Решением проблемы занимается как психология, так и психиатрия, в зависимости от тяжести протекания.

Что такое эффект сенсорной депривации. Смотреть фото Что такое эффект сенсорной депривации. Смотреть картинку Что такое эффект сенсорной депривации. Картинка про Что такое эффект сенсорной депривации. Фото Что такое эффект сенсорной депривации

Подробнее о нарушении

Сенсорная депривация — это состояние, которое характеризуется нехваткой информации об окружающей среде. Дефицит данных связан с тем, что у человека перекрыты некоторые каналы восприятия — не все анализаторы функционируют корректно.

Чтобы компенсировать нехватку информации, мозг ищет сенсорные образы не во внешнем мире, а в самом себе. В результате человек может страдать от галлюцинаций, нарастающей тревожности.

В психологии сенсорная депривация — это первый этап распада структуры личности и нарушения когнитивных функций. Данное проявление приравнивают к эмоциональному голоду, из-за которого в работе головного мозга происходят сбои.

До конца клиническая картина сенсорной депривации не исследована. На сегодняшний день выделяют ряд признаков, которые свидетельствуют о наличии этого нарушения:

Когнитивное неудобство

Подобное состояние знакомо каждому. Один из примеров — дискомфорт, который возникает из-за необходимости быстро принять какое-то решение в условиях нехватки данных.

Наглядно иллюстрирует когнитивную сенсорную депривацию и потребность получить новые знания. Например, человек должен выбрать, какое образование в дополнение к уже имеющемуся получить, чтобы перейти на новую должность. Он не решается что-то менять, и остаётся на прежнем месте. Таким образом, потребность в получении и обработке новых сведений игнорируется.

Тактильный дефицит

Этот тип депривации возникает ещё в раннем детстве. Его провоцирует эмоциональная холодность родителей. Нехватка объятий, поцелуев, поглаживаний и другой ласки искажает психоэмоциональное развитие, негативно влияет на интеллектуальную сферу.

Ограничение двигательной активности

Учёные выявили, что запрет на свободу перемещений отрицательно сказывается на интеллектуально-эмоциональном фоне. Человек впадает в апатию, теряет интерес к умственному развитию. Итог — депрессия, для борьбы с которой нередко требуется медикаментозное лечение.

Эмоциональный голод

Такое состояние провоцирует дефицит общения, социальная изоляция.

Экзистенциальная депривация

Иногда при наступлении кризиса в жизни люди теряют ориентиры — не могут определить собственные цели, не понимают, что хотят и ради чего живут.

Образовательно-культурное избегание

Этот тип депривации характеризуется отсутствием интереса к учёбе, получению новых знаний, неспособностью применить на практике то, что было изучено ранее. Индивиды, подверженные культурно-образовательной «апатии», избегают просветительские мероприятия, не желают приобщаться к искусству — походам в театры, картинные галереи, консерватории.

Почему развивается сенсорная депривация?

Данное расстройство могут спровоцировать такие факторы:

Как лечат сенсорную депривацию?

Первый этап терапии — всегда комплексное обследование. Диагностируется последствие депривации — депрессия.

Если наблюдаются несущественные отклонения от нормы, человек справляется с негативным состоянием, выполняя упражнения на релаксацию или занимаясь аутотренингом. При более тяжёлом течении лечение подбирает психиатр, клинический психолог или психотерапевт.

Один из вариантов терапии — приём медикаментов. Обычно назначают седативные препараты, снотворное и антидепрессанты.

Чтобы добиться большего эффекта от медикаментозного лечения, его комбинируют с психологической коррекцией. Специальные занятия проводят психотерапевты и психологи.

Цель психокоррекции — исправить негативные поведенческие стереотипы. Её реализуют с помощью таких методов, как психодрама, терапия куклами, танцами, музыкой, рисованием, книгами.

Вовремя не купированное расстройство может привести к серьёзным осложнениям:

Самостоятельно преодолеть запущенную стадию сенсорной депривации невозможно. Чтобы не обострить негативное состояние до хронических проявлений, при выраженных симптомах следует немедленно обратиться к клиническому психологу, психотерапевту или психиатру.

Чтобы не возникало психологических проблем, нужно периодически перезагружаться, избавляться от негативных мыслей, снижать уровень стресса. Это поможет сделать курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

ДЕПРИВАЦИЯ: КАК РАЗРЫВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Лишение ребенка матери приводит к депривации – отсутствию эмоциональных и социальных навыков, а потом и к задержке развития. Почему возникает депривация и как можно помочь приемному ребенку восстановить свое психофизиологическое состояние?

Депривация – это неудовлетворенные потребности человека. В случае ребенка, живущего в детском доме, это лишение основных жизненных потребностей. В результате психической депривации у сирот формируются принципиально иные механизмы, чтобы приспособиться к жизни в детском доме. Но к жизни в обществе и правильному самоощущению, развитию личности ребенок неприспособлен.

«Психологическая депривация может приводить к личностным изменениям, серьезным поражениям интеллекта и характера», – отмечает психолог Наталия Мишанина, эксперт в сфере приемного родительства и социального сиротства.

В зависимости от испытываемых лишений психологи выделяют различные виды деприваций.

Материнская депривация. Малыш, оказавшийся в доме ребенка с самого рождения, лишается самого основного для полноценного психологического, социального и физиологического развития – материнской заботы и любви. Известно, что младенцы, переведенные в дом малютки, сначала, как и все дети, плачут и кричат – зовут маму. Но в какой-то момент этот плач прекращается. Психологи объясняют: ребенок осознает, что звать маму бесполезно, она не придет! Ребенок-сирота начинает вести себя совершенно иначе. Молчащий малыш – это ненормальная ситуация. Позже такие дети научаются и самостоятельно себя успокаивать и укачивать. В домах ребенка можно увидеть, как малыши в кроватках постоянно качаются – так они сами заменяют себе руки мамы, которые бы баюкали и успокаивали. Рядом нет взрослых, которые бы окружили ребенка теплом и любовью, ради которых бы он старался развиваться и расти. Развитие ребенка замирает.

Если ребенок более старшего возраста растет в атмосфере нелюбви, физического и эмоционального насилия – или в детском доме, или в семье – то он также может испытывать психологическую депривацию. Например, если ребенок живет с мамой, но недополучает заботу и любовь, также наблюдается задержка социально-псхиологического развития ребенка. Даже если ребенок живет в кризисных социальных условиях (например, семья бедна, в доме неубрано, часто не бывает достаточно еды), но при этом имеет постоянный физический телесный контакт с матерью, он не испытывает соматических расстройств. И наоборот, жизнь даже в самом лучшем детском доме, обеспечивающем полноценное питание и уход за детьми, приводит воспитанников к расстройствам и депривации.

Сенсорная депривация. «Такая депривация проявляется, когда ребёнку не хватает возможностей и стимулов для расширения представлений об окружающем мире, – поясняет психолог Наталия Мишанина. – Для развития ребенку необходимо создать определённые условия. Обедненная среда вредна. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, характерно резкое отставание в развитии, неразвитость речи, умственного развития и двигательных навыков».

Кстати, напомним, что подводники, космонавты, участники длительных северных экспедиций, спелеологи после возвращения нуждаются в восстановлении психического состояния, поскольку испытывают во время своей профессиональной деятельности (из-за ограниченного пространства и ограниченных возможностей в общении) значительные изменения во взаимоотношениях и работе мозга. А дети в детских домах постоянно живут в таком по сути замкнутом пространстве и обществе.

Познавательная и двигательная депривация. «Ребенок должен развиваться в условиях, где возможно его обучение и приобретение новых навыков, иначе он не постигает окружающий мир», – поясняет Наталия Мишанина. Недаром для малышей разрабатываются самые различные развивающие игрушки: движение предметов и игра с ними стимулирует маленького ребенка к двигательной активности. Движение важно и для ребенка постарше. Если ребенок ограничен в пространстве, ему не дают двигаться, запрещают бегать и прыгать, кричать и всячески проявлять свою активность и реализовывать накопившуюся энергию, он постепенно впадает в апатию или, наоборот, проявляет агрессивное поведение. Вспомним, что дети в ДДИ – домах для детей-инвалидов – постоянно живут в своих кроватках и лишены возможности двигаться и изучать внешний мир, такое «растительное» существование приводит к резкому снижению умственного развития, физическим недугам и даже летальным исходам.

Эмоциональная депривация. «Это один из самых тяжелых видов депривации – лишение ребёнка эмоционального контакта. Недостаточные эмоциональные контакты со взрослыми, прежде всего с мамой, мешают формированию личности ребенка», – замечает психолог. Стоит помнить, что постоянное нахождение в коллективе детского дома как раз не способствует эмоциональному развитию, потому что бесконечное обилие контактов с разными людьми не учит эмоциональным связям. Часто дети, живущие в детском доме, жалуются на невозможность остаться наедине с собой и своими мыслями. Это похоже на существование человека в местах заключения, заключенные вынуждены ходить строем, постоянно жить в коллективе, все (есть, спать, гулять) только по команде и с разрешения. «Дети, лишенные эмоциональных привязанностей и обладающие скудным эмоциональным поведением, не умеют правильно реагировать на заботу, ласку и душевное тепло, обращенное к ним, не знают, как правильно радоваться, часто уже во взрослом возрасте они не умеют строить эмоциональные отношения с другими людьми, им сложно любить и строить семью», – рассказывает Наталия Мишанина.

В чем может выражаться депривация?

Сниженное интеллектуальное развитие ребенка влияет на неразвитость процессов познания, слабое внимание и память, слабо развитое мышление, отставание в учебе.

Во взаимоотношениях со сверстниками ребенок с депривацией может не уметь играть и общаться: не замечать просьб или обид других детей, не уметь играть в ролевые или командрые игры. Часто такие дети вообще стремятся играть отдельно.

В нравственной сфере ребенок с депривацией может быть склонен к асоциальным поступкам, часто имеет сниженную ответственность, агрессивное поведение, у него отсутствует эмпатия – способность сопереживать и сочувствовать, не принимает моральные нормы общества.

Депривация приводит к тому, что ребенок не осваивает социальные роли и не понимает, как складываются взаимоотношения в обществе и различных социальных группах, а также не воспринимает себя как личность и как члена общества.

Ребенок с депривацией проявляет нарушения взаимодействия с социумом, отстутствие мотивации и целеустремленности, несамостоятельность, сниженную самооценку, повышенную тревожность, эмоциональную напряженность, стресс и утомляемость.

В итоге воспитанники детских учреждений отличаются от своих ровесников, растущих в семье, специфическими психологическими чертами. В частности, они слабо ориентированы на будущее, имеют неразвитые эмоции, образ «Я» у таких детей плохо сформирован (им привычнее образ «МЫ»), ребенок не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, несмотря на постоянную жизнь в коллективе – не умеет строить границы, понимать людей, часто подвергается управлению (поскольку не умеет отстаивать свои интересы и защищаться), часо инфантилен и впадает в зависимости.

При этом ребенок все равно нуждается в семье, однако без опыта семейной жизни ребенку с депривацией нужно время для освоения новой жизненной ситуации. Приемные родители и другие члены семьи для него – чужие люди, процесс адаптации может затянуться и на годы.

Можно ли преодолеть последствия депривации?

Когда приемный ребёнок появится у вас в семье, создайте ему безопасные условия и безусловное принятие. Не торопите события. Дайте ребенку время «оттаять», присмотреться к вам, привыкнуть к обилию незнакомых ситуаций, правил, принципов жизни.

Ребенок будет испытывать чувство страха и недоверия, несмотря на всю вашу заботу. Это нормально. Пройдет время, прежде чем приемный ребенок научится испытывать доверие, радость, покой, благодарность, сочувствие, признательность.

Нужно будет дать ребенку то, чего он был лишен в период сиротства. Обеспечьте сенсорно богатое окружение, обучите необходимым бытовым и социальным навыкам, постепенно, без спешки и навязывания, учите его самым разным социальным ситуациям. Помогите научиться быть в социуме, взаимодействовать с разными людьми и ситуациями.

Постепенно вы станете для ребенка значимым взрослым, которому можно доверять. Позже придет дружба и, возможно, любовь. Не требуйте от ребенка любви, ему еще нужно очень долго этому учиться. Дарите ребенку свое время и внимание.

Источник

Влияние ранней сенсорной депривации на формирование механизмов зрительного восприятия

В реализации последующих этапов зрительного восприятия важнейшая роль принадлежит ассоциативным областям коры и ряду других отделов мозга (В.Д. Глезер,1980; В.Д. Глезер и др., 1975; Т.Г. Бетелева,1981, 1990; Д.А. Фарбер, 1990).

Распознавание объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы.

В работе представлены результаты исследования формирования зрительной перцептивной системы детей в возрасте от 1 до 12 месяцев в норме и при ранней депривации предметного зрения. В качестве метода исследования использовали объективный метод зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) на реверсию изображений шахматных полей. ЗВП регистрировали от зрительной проекционной области коры мозга, позволяющие исследовать механизмы, лежащие в основе начального этапа зрительного восприятия.

Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза. Наиболее быстро созревает проекционная зрительная система. В возрасте от 2 до 6 месяцев интенсивно формируются периферические и центральные механизмы сенсорного анализа. В результате этого улучшаются зрительные функции, лежащие в основе зрительного восприятия ребенка.

К 2-месячному возрасту появляется бинокулярная фиксация, являющаяся основой бинокулярного зрения (Л.О. Бадалян,1975). Острота зрения, определенная по пороговому ЗВП, имеет низкие значения и составляет в среднем 0,05±0,01. Кривая контрастной чувствительности ограничивается областью низких пространственных частот (J. Atkinson et. al.,1974,1979), вследствие чего младенцы воспринимают окружающий мир, лишенным многих деталей. К 6-месячному возрасту происходит расширение диапазона воспринимаемых частот. Острота зрения, установленная по пороговому ЗВП, увеличивается более чем в 3 раза, не достигая значений взрослого нормальновидящего человека.

В возрастном периоде от 2 до 6 месяцев происходит интенсивное созревание ЗВП: усложняется конфигурация, увеличивается амплитуда и существенно сокращается латентность основных компонентов, появляется реакция на шахматные поля с малым размером ячеек.

Значительные изменения ЗВП в этот возрастной период являются результатом бурного морфологического созревания всех уровней зрительного анализатора (Н.С. Преображенская,1965; Л.К. Семенова, В.А. Васильева,1990; Д.А. Фарбер,1990; L.J. Garey,1984).

Быстрое созревание ЗВП и зрительных функций в возрасте от 2 до 6 месяцев позволяет рассматривать этот возрастной период как сензитивный период формирования зрительной проекционной системы, являющийся наиболее чувствительным к ограничению зрительного опыта. Вследствие повышенной чувствительности к средовым воздействиям он одновременно может быть оптимальным для проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на компенсацию нарушенных зрительных функций и восприятия в целом.

Формирование зрительного образа в значительной степени зависит от целостности восприятия. Целостность восприятия изображения обеспечивается двумя подсистемами зрения, относительный вклад которых зависит от стадии формирования зрительного образа.

Магно- и парвоцеллюлярная подсистемы зрения формируются в онтогенезе гетерохронно. Первая, имеющая низкую разрешающую способность, созревает, в основном, к 6-месячному возрасту. Формирование подсистемы, связанной с высоким пространственным разрешением, продолжается в течение длительного периода онтогенеза, достигая значительной степени зрелости к 7 годам, и завершается к 15- летнему возрасту (Л.И. Фильчикова,1991).

Постнатальное формирование зрительных перцептивных процессов определяется врожденными механизмами и факторами внешней среды. Ранняя зрительная депривация, обусловленная врожденной катарактой, косоглазием и (или) нарушением рефракции приводит к морфофункциональным изменениям в зрительной перцептивной системе ребенка и отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия. При высокой степени депривации нарушаются механизмы обеих подсистем зрения, осуществляющих целостное восприятие изображения. При этом в зрительной перцептивной системе происходит как недоразвитие, так и повреждение нервных связей, имеющихся к моменту рождения и ответственных за зрительное восприятие ребенка.

При слабой степени депривации преимущественно нарушаются механизмы подсистемы, обеспечивающей детальное восприятие зрительного стимула, и изменения, происходящие в зрительной системе, в большей мере носят функциональный характер.

Основой восприятия сложных изображений являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительной проекционной системе. Заболевания периферического отдела зрительного анализатора (патология зрительного нерва, врожденная глаукома), вызывающие ограничение зрительной афферентации, оказывают отрицательное влияние на созревание межнейронных связей в ассоциативных областях коры и на формирование интегративных процессов мозга, лежащих в основе зрительного восприятия ребенка (Л.А.Новикова,1986; В.А. Толстова,1988,1993; J. Hyvarinen et al.,1981). При этом, подсистемы зрения, обеспечивающие целостное восприятие изображения, могут поражаться как вместе, так и раздельно в зависимости от этиологии и стадии заболевания.

Нарушение целостности восприятия приводит к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира, создает трудности в формировании зрительного образа (Л.П. Григорьева,1983,1985,1988; Л.И. Солнцева,1996).

Для предотвращения последствий зрительной депривации и улучшения сенсорно-перцептивных возможностей ребенка необходима ранняя диагностика заболеваний органа зрения. Выявленные в исследовании особенности электрофизиологических показателей у детей с патологией периферического отдела зрительного анализатора свидетельствуют о том, что ЗВП являются надежным объективным методом ранней диагностики нарушений зрения, оценки и прогноза результатов лечебно-коррекционных мероприятий.

Раннее выявление зрительных нарушений позволяет своевременно назначить адекватное лечение и психолого-педагогическую коррекцию и, таким образом, предотвратить вторичные отклонения в когнитивном развитии ребенка.

Источник

Парааутизм – психогенная форма аутизма, проблемы развития и бытия личности. Развитие личности № 3, 2004.- С. 73–82

Парааутизм — психогенная форма аутизма

Определение понятия парааутизма

Термин — парааутизм возник как условное обозначение сходных между собой клинико-психологических феноменов, из группы первазивных расстройств (расстройств развития) у детей, аналогичных по целому ряду клинических признаков истинному аутизму раннего детского возраста (РДА), или эндогенному расстройству шизофренического спектра.

Аутизм— по международным классификациям болезней последних пересмотров — это нарушение развития у детей в виде расстройств социальных связей и коммуникаций — зрительных, вербальных, эмоциональных и др. — с аномальным поведением (стереотипии, феномен тождества, одержимость и др.), отсутствием реципрокности в эмоциональных взаимодействиях.

Приставка — пара — (греч. — рядом, возле, при — стоящее явление) подчеркивает отличие парааутизма от истинного аутизма как клинического состояния, похожего на эндогенный аутизм [1], но таковым не являющегося.

Вычленение парааутизма из недифференцированной клинической картины нарушений психического развития детей раннего возраста имеет некоторую историю.

В 1960–1970-х годах ведущие психологи и психоаналитики, изучавшие психическое развитие детей в раннем возрасте, — Дж. Боулби [2], П. Липтон [3], М. Ансворз [4], А. Фрейд [5], Р. Спиц [6] описали явление госпитализма с нарушением общения у детей из условий приютов. Их выводы были подтверждены современными данными психологии и нейрофизиологии в работах B.C. Мухиной [7], А.С. Батуева [8] и других [9].

В 1980-е годы детские психиатры В.Е. Коган [10], В.В. Ковалев [11] описали психогенный аутизм как симптомокомплекс, основным клиническим проявлением которого было также искажение функции общения, в виде обеднения или полного отказа от коммуникаций, уход в себя. Возникновение данной психической патологии связывалось с повреждающими психосоциальными факторами.

По мнению авторов, и госпитализм и психогенный аутизм были обусловлены отсутствием или недостаточностью материнской ласки и различными формами неправильного воспитания — по типу «золушки», или гипопротекции, обусловленного проживанием в интернатах.

Парааутистические невротические реакции

В.Е. Коган ввел и другое понятие для обозначения подобных нарушений, назвав их — парааутистические невротические реакции у детей раннего возраста в связи с недостаточностью детско-материнского взаимодействия. Эти проявления, по мнению автора, склонны к фиксации и переходу в личностные девиации.

Несколько ранее ряд детских психиатров — Г.В. Козловская [12], Л.М. Барденштейн, В.Ф. Матвеев [13] выявили симптомы псевдоаутистического поведения у детей с сенсорными дефектами — у слепых и глухих. Электрофизиолог и нейропсихолог Т.А. Строганова [14] отметила сходство изменений биопотенциалов мозга у детей с РДА и у слепых детей.

В начале 1990-х годов группа исследователей НЦПЗ РАМН — Г.В. Козловская, М.Е. Проселкова [15], изучая психическое здоровье детей-сирот раннего возраста, которые с периода младенчества находятся в условиях детского приюта, описали сходные состояния нарушений общения, предложив новый термин для их обозначения, а именно депривационный парааутизм, как более отвечающий клиническому содержанию данного симптомокомплекса.

Остановимся на термине «парааутизм», его клиническом содержании, причинах возникновения, некоторых представлениях о его патогенезе, способах коррекции.

Парааутизм — это нарушение формирования коммуникативных функций, которые возникают при разных формах психической депривации у детей в раннем онтогенезе.

Сам термин «депривация» обозначает недостаточность наличия того или иного фактора, лишение его. Психическая депривация — это недостаточность стимуляции собственно психических функций человека. Наиболее известны следующие формы психической депривации:

Последствия психической депривации и ее роль в психическом дизонтогенезе, ввиду распространенности этого явления, активно изучается последние годы, с медицинских и немедицинских сторон, однако многие аспекты этой проблемы, в т. ч. и особенности нарушений коммуникативных функций у детей в результате разных форм психической депривации, остаются малоизученными.

Диапазон клинических проявлений парааутизма очень широк — от симптомов акцентуаций и преклинических состояний риска, до выраженных нарушений, которые имеют настолько схожую картину с эндогенным аутизмом, что требуют детальной дифференциальной диагностики.

Рассмотрим известные варианты парааутизма.

Формы парааутизма при различных типах депривации

Парааутизм при материнской депривации (истинное сиротство с момента рождения) в описании Дж. Боулби [16] проявляется у младенцев на первом-втором годах жизни в виде следующих расстройств — вялость эмоциональных реакций, аутоагрессия, патологические привычки, в дальнейшем — интеллектуальное отставание, безэмоциональный характер, неуверенность в себе, неумение устанавливать контакты.

В основе парааутизма при материнской депривации лежит тревога, неуверенность в себе и окружающем мире, падение психической активности, редукция любознательности, замкнутость, нежелание познавать мир и общаться.

Парааутизм при других формах депривации (сенсорной, социальной) имеет много общего с вышеописанными проявлениями этого симптомокомплекса и выражается, прежде всего, нарушением контактов с окружающими, эмоциональной индифферентностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики (сглаженность мимики, отсутствие выразительных жестов, недостаточность тонкой и общей моторики, ее дисгармоничность и диспластичность). На этом фоне наблюдаются разнообразные двигательные стереотипии, как заместительные компенсаторные феномены, уменьшающие повреждающее воздействие фактора депривации. При сенсорной депривации (слепоте) они особенно выражены, имеют сходство с гиперкинезами. У слепых детей наблюдается компенсаторное фантазирование с визуализацией представлений, в меньшей степени редуцированы эмоциональные реакции и стремление к общению. У детей из ситуации физического насилия более представлены депрессивный фон настроения, эмоциональная взрывчатость, депрессивный аутизм в сочетании с расторможением влечений и агрессивность.

Важным фактом является заключение, что парааутизм является функциональным и обратимым нарушением психического развития депривационного генеза. При нормализации условий воспитания до трехлетнего возраста детей симптомы парааутизма могут редуцироваться. В более позднем возрасте это расстройство, как и другие депривационные нарушения, с трудом поддается коррекции и или сближается с проявлениями истинного аутизма, или переходит в патологическое формирование личности [18].

Клинический парааутизм и эндогенный аутизм

Несмотря на определенные различия состояний парааутизма, возникающего при разных формах психической депривации, большего внимания заслуживает их сходство не только между собой, но, что особенно важно, с истинным аутизмом типа РДА.

В случаях РДА и парааутизма одним из главных проявлений является — нарушение, обеднение или даже полная блокада функций коммуникаций в большей или меньшей степени выраженности. Данный факт объясняется, по-видимому, некоторыми общими механизмами возникновения данных нарушений.

В международной классификации болезней МКБ–10 [19] диагноза, отвечающего клинической картине психогенного аутизма (парааутизма) или экзогенного аутизма, нет. Относительно сходное состояние обозначено рубрикой — реактивное расстройство привязанности в детском возрасте. Последнее характеризуется эмоциональными нарушениями и стойкими расстройствами социальных взаимодействий ребенка, являясь реакцией на изменение средовых условий в первые пять лет жизни. К основными проявлениями этого состояния отнесены тревожность, боязливость и неспособность к дифференцированным социальным взаимодействиям, агрессия к себе и другим, слабость и диффузность эмоциональных связей в сочетании с навязчивой прилипчивостью и неразборчивостью общения, трудностью установления доверительных коммуникаций, приостановка физического развития.

Парааутизм и феномен привязанности

Как видно из приведенного перечня, два сравниваемых клинического феномена (парааутизм и реактивное расстройство привязанности в детском возрасте) при их некотором подобии, по существу, являются разными состояниями. В расстройстве привязанности в детском возрасте основное место принадлежит нарушениям эмоционального развития в виде слабости эмоционального резонанса и недифференцированности эмоционального реагирования, в то время как состояния парааутизма характеризуются прежде всего нарушением функций общения.

Кроме того, парааутизм по структуре клинической картины более объемен и полиморфен, чем только нарушение привязанности, причем патология эмоциональной сферы входит в данный симптомокомплекс как сопутствующий, дополнительный компонент.

Но до настоящего времени остается открытым вопрос о первичности и приоритете функций — общения или эмоциональных, лежащих в основе феномена привязанности в раннем онтогенезе человека. Вполне закономерен вопрос — парааутизм (или его аналог по МКБ –10 — расстройство привязанности) является нарушением социальных или эмоциональных психических функций? Ответ на него немаловажен не только для дифференциально-диагностического анализа психического состояния ребенка, но и для разработки конкретных психопрофилактических и коррекционных мероприятий при выявлении парааутизма.

Разберем некоторые известные и вероятностные механизмы возникновения феномена парааутизма.

Приоритет социальных потребностей в раннем онтогенезе

Основоположники психиатрии раннего возраста (микропсихиатрии — в отечественной терминологии) неврологи, педологи, психиатры и нейрофизиологи — В.М. Бехтерев и его сподвижники — Н.М. Щелованов, Н.П. Фигурин, М.П. Денисова [20] в начале XX века изложили концепцию раннего психического онтогенеза человека, ведущая роль в котором принадлежит, по их мнению, формированию и проявлению потребности впечатленияили социальным потребностям в общении, равноценным, а в ряде случаев и превалирующим над органическими нуждами в пище и тепле. Последние снимают отрицательные эмоциональные реакции у малыша и создают почву для эмоций положительных, которые возникают в ответ на удовлетворение социальных потребностей. Сами же только органические потребности не могут заменить социально-эмоциональные нужды ребенка.

Позднее эти положения развивали отечественные и зарубежные нейропсихологи и физиологи — Л.С. Выготский [21], П.В. Симонов [22], К.В. Судаков [23], П.К. Анохин [24], А.Н. Леонтьев [25], А. Фрейд [26] и другие, утверждавшие приоритет положительных эмоций, которые создают условия для генерализованной интеграции психофизических функций организма, повышая тем самым общий жизненный тонус и психическую активность в виде первичной социальной активности ребенка.

Базовые инстинкты и их трансформация

В основе первичной социальной активности лежит один из базовых инстинктов — ориентировочный, который на первых же этапах онтогенеза трансформируется в рефлексы свободы, любознательности и сенсорного голода, составляющие фундамент функции общения, требующей, однако, для своего воплощения и развития активного соучастия среды.

Исследования в области младенческой психиатрии, педопсихиатрии и психологии в западных странах — М. Эриксона [27], Г. Липтона [28], Е. Антони [29], В. Бразелтона [30] и других выявили новые данные о приоритете в раннем онтогенезе человека развития потребности в социальных взаимодействиях и эмоциональных связях. Начало их функционирования отводится, по мнению одних авторов, к первым трем месяцам жизни, по мнению других — к первым часам новорожденного, не отрицая в развитии человека факта импритингаили феномена запечатления, установленного в 24 часа после рождения у животных. Время наступления последнего, возможно, растянуто на первые месяцы жизни младенца.

В эти критические периоды у ребенка начинают действовать «функциональные органы» [31] — улыбка и плач, с помощью которых младенец устанавливает первые контакты с миром (с матерью или лицом, ее заменяющим). Эти «функциональные органы» младенца являются и его врожденными свойствами, а, по мнению Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, будучи прологами функции общения, являются и приобретенными или социально-биологическими свойствами.

Из приведенных фундаментальных работ известно, что первичные комплекты адаптивного поведения младенческого периода, возникшие в ответ на окружающую среду настолько устойчивы, что производят впечатление наследственных, хотя таковыми не являются.

Первичная социализация и психическое развитие

В новых работах американского психолога С. Гринспина [32] также приводятся факты о значимости первичных контактов, которые устанавливаются в первые дни и недели жизни младенца. Их свойства заключаются в том, что те или иные формы социализации, раз возникнув, оказываются малообратимыми. Кроме того, выявлено, что ребенок способен инициировать контакт со взрослым ограниченное число раз, после чего утрачивает интерес к этому действию, а затем и к общению.

Механизмы аутизма и парааутизма

Отсюда становится понятным, что нарушения в первичной социализации, в основе которой лежит психическая депривация в той или иной форме, приводит к деформации психического развития ребенка, причем всех его психических, а в некоторых случаях и физических функций, но с преобладанием нарушений в сфере общения.

Остается интересным факт значительного сходства аутизма типа РДА с некоторыми формами парааутизма. Сравним известные механизмы происхождения РДА с параутизмом. Они различны по сути своего генеза. Эндогенный спектр расстройств при РДА и экзогенный психогенного ряда параутизм. Однако и при РДА, и при парааутизме присутствуют общие точки приложения повреждающего фактора (психической депривации) на подкорковые образования и третичную кору головного мозга. Можно предположить, что при РДА, в силу блокады сенсорных фильтров, по данным Л. Ерленмейер-Кимлинг [33] и наличия чувствительной гиперпатии, аутистическое поведение формируется по защитному механизму. При этом фронтальная и теменная области коры не получают необходимой средовой стимуляции и потому задерживаются в развитии. При парааутизме тот же феномен наблюдается в результате экзогенного обеднения стимулирующей роли среды. Тем не менее следует отметить, что, несмотря на сближение в некоторых своих клинических проявлениях, парааутизм и синдром РДА остаются принципиально разными состояниями по своей природе.

Парааутизм —обратимое состояние

Парааутизм является обратимым состоянием, особенно при своевременном — до трехлетнего возраста ребенка — начале коррекционной работы. Однако и у более старших детей коррекционные мероприятия вызывают редукцию проявлений парааутизма.

Основное содержание коррекционной работы — это насыщение среды активизирующими факторами — сенсорными, когнитивными, эмоциональными, со стимуляцией базисных психобиологических систем — психической активности, эмоционального резонанса или адекватной эмоциональной откликаемости, когнитивной компетентности ребенка и др.

Из сказанного можно сделать следующее заключение: психогенный, депривационный или экзогенный аутизм — парааутизм — расстройство в рамках нарушений раннего психического онтогенеза, где фактор среды играет основную роль в возникновении патологии, наряду и с предрасположением к ней.

Депривация в различных ее формах является пусковым механизмом для нарушений психического развития в форме парааутизма.

Чем раньше и массивнее будет воздействие депривационного фактора, тем более выражены и его последствия.

Чем раньше по срокам начата психокоррекционная работа, тем оптимистичнее прогноз при парааутизме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *