Что такое эффективность управления

Эффективность управления

Эффективность организации управления – создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов. Или: эффективность управления – это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.

На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов:

Эффективность управления – специфическая категория, отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса.

По содержанию можно выделить экономическую и социальную эффективность управления, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д.

Для выражения эффективности управления применяется ряд частных понятий:

Укрупнено рассматривают эффективность управления как совокупность 3х составляющих:

Выделяют следующие виды оценки эффективности управления:

Критерии и показатели эффективности управления вытекают из требований, предъявляемых к системе управления. Это: требования экономичности (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами), оперативности (своевременности получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений), надежности системы управления во избежание потери информации, различных ошибок, рациональности (качественный аспект, характеризующий организованность системы управления), результативности (количественный аспект).

Особенность: проблема определения, количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.

Источник

Эффективность управления

Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления

Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления

Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления

Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причём обеспечивает его достижения на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной.

Общая эффективность управления организациейсостоит из эффективности управления отдельными функциональными подсистемами — маркетингом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, логистикой и так далее, а также в значительной степени зависит от того, как сбалансировано управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне генерального менеджмента.

Также эффективность управления организацией рассматривается под стратегическим и оперативно-тактическим углом зрения.

Эффективность управления предприятием необходимо рассматривать в разрезе различных систем предприятия, например:

· Эффективность системы привлечения ресурсов.

· Эффективность системы эффективного использования ресурсов организации.

· Эффективность системы координации бизнес-процессов.

· Эффективность системы контроля во всех областях деятельности предприятия.

· Эффективность системы принятия решений.

· Эффективность системы мотивации персонала.

· Эффективность системы делегирования и распределения ответственности.

· Эффективность системы оценки деятельности предприятия.

· Эффективность системы прогнозирования.

· Эффективность системы обучения персонала.

Эффективность управления предприятием имеет два важных измерения — экономическое и результативное. Результативное измерение сообщает о том, насколько предприятие успешно выполняет поставленные задачи в области обеспечения необходимого объёма продаж и других маркетинговых задач. А экономическое измерение сообщает о том, насколько затратным является такой способ достижения поставленных целей.

Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности. Когда предприятие нацелено на развитие, расширение, выход на новые территории, на новые рынки сбыта, где встретится в конкурентной борьбе с более сильными конкурентами, то проблема реорганизации системы управления становится очень актуальной. Поэтому, если ставится задача оценить эффективность управления развивающимся предприятием, то в первую очередь необходимо установить цели, к которым предприятие стремится, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам.

Оценка эффективности управления осуществляется по множеству параметров. Для разных предприятий этот набор параметров почти не изменяется, но сами параметры имеют различную приоритетность для каждого предприятия. По принципу Паретто 80% усилий и внимания нужно уделять 20% основных подсистем, функций, бизнес-процессов, которые в наибольшей степени влияют на результаты деятельности.

Можно с уверенностью сказать лишь о том, что управление должно быть настолько эффективным, чтобы предприятие достигало поставленных целей.

На основании вышеприведенных факторов, управление в организации ООО «Копиртехсервис» можно сказать эффективным.

Источник

Эффективное управление

Чтобы определить эффективное управление или нет наблюдается в той или иной компании, нужно дать оценку определенным критериям.

Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления

«Эффективность» и «неэффективность» – абстрактные категории, которые достаточно трудно поддаются, как характеристике, так и измерениям.

Если вы зададите один и тот же вопрос «Что такое эффективное управление» экономисту, инженеру производства, политику, маркетологу, менеджеру и директору, то получите различные ответы, лишь собрав которые воедино, можно понять значение данного словосочетания.

Что такое эффективное управление?

Прежде чем переходить к объяснению главной темы, давайте для начала разберемся, что же такое «управление».

Мне кажется, что наиболее правильное определение этого слова звучит так: управление – упорядоченный процесс, в результате которого достигается определенная цель благодаря грамотным действиям управляющего.

Если же заданная цель не достигнута или достигнута, но с серьезными потерями (финансовыми, временными), то управляющий со своей задачей не справился, а значит, он занимался не управлением, а чем-то другим, поэтому, по моему субъективному мнению, словосочетание «неэффективное управление» вообще не должно употребляться в политике, бизнесе, производстве.

Управление может быть либо эффективным, либо – вообще не быть.

«Если не можешь решить проблему — начни ею руководить.»
Роберт Шуллер

Но специалисты придерживаются другого мнения, поэтому в специализированной литературе разграничивают эффективное и неэффективное управление.

Эффективное управление – это абстрактная категория, которая отражает степень и динамику формирования управления, качественную и количественную основу данного процесса.

Критерии оценки эффективного управления

Эффективность управления обычно оценивается не по одному, а по нескольким критериям, чтобы оценка была максимально объективной.

Критерии, что используются для оценки чаще всего – это:

Оценивается, насколько быстро и качественно были выполнены поставленные цели.

Этот подход труднее использовать, если приходится оценивать организацию, которая не выпускает конкретную продукцию.

Противники оценки целевого подхода утверждают, что направленность всех сотрудников на достижение конкретной цели нельзя назвать эффективным управлением, да и в ходе деятельности любой компании приходится ставить несколько целей, и нередки случаи, когда одна из них противоречит другой.

Учитывается, сколько ресурсов компании было направлено на выполнение конкретной задачи.

То есть, важность результата должна быть соразмерна затраченным ресурсам.

Анализируется сама компания:

Эксперты считают его наиболее точным, потому что для оценки используется сразу несколько критериев.

Оценка руководителя: насколько он эффективный управленец

Академик А. Трапезников доказал, что цепь требований к руководителю состоит из четырех неразрывных звеньев: знает–может–хочет–успевает.

Чаще всего эффективность руководителя компаниии оценивается по таким критериям:

Больше всего ценится высшее специализированное образование, но и уровень общего образования (грамотность, начитанность, умение выражать свои мысли и т.д.) важны.

Эффективное управление людьми

Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления
Это наиболее важный и сложный показатель эффективности любого предприятия.

Чтобы управление компанией считалось эффективным, нужно:

Различают три вида эффективности в управлении людскими ресурсами:

Это базовый уровень.

Измеряется эффективность конкретных сотрудников (насколько быстро и качественно они выполняют задачи, с какой отдачей работают, какими методами достигают цели и т.д.).

Индивидуальная эффективность учитывается при расчете заработных плат, при повышении в должности, при выборе руководителей проектов и т.д.

Не так часто в компаниях можно встретить ситуацию, когда цели сотрудники достигают самостоятельно, в полной изоляции от остальных членов коллектива.

Обычно задачи выполняются группами сотрудников, например, отделами, подразделениями и т.д.

По окончанию работы сравнивается результативность всех групп и наиболее эффективная получает денежное или другое поощрение.

Анализируется, с какой эффективностью работает организация, учитывается и индивидуальная, и групповая эффективность людских ресурсов.

Предлагаем к просмотру информативный видеоролик

об эффективном управлении персоналом:

Эффективное управление операционными системами

Производственный или любой другой процесс в организациях разбивается на конкретные операции.

Эффективность каждой операцией просчитывается достаточно просто: рыночную цену изготовленной продукции или услуг нужно поделить на размер расходов всех ресурсов истраченных на ее изготовление.

Если получаем минусовый результат, то управление операционной системой нельзя назвать эффективным.

При оценивании рыночной цены результата операции следует учитывать:

Опять же, если речь идет не о конкретной промышленной продукции, а об услугах или продажах, то просчитать эффективность управления операционными системами гораздо труднее.

Как видите, определить эффективное управление или нет наблюдается в той или иной компании, достаточно непросто, особенно, если речь идет не о производственных предприятиях.

Чтобы дать адекватную оценку, нужно использовать лишь комплексный подход.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Что такое эффективность управления. Смотреть фото Что такое эффективность управления. Смотреть картинку Что такое эффективность управления. Картинка про Что такое эффективность управления. Фото Что такое эффективность управления

Эффективность управления

Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя — прибыли.

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

Понятие организационной эффективности и подходы к ее изучению

В результате совершенствования системы управления предприятия достигается экономический и социальный эффект: увеличивается объем и повышается эффективность производства, обеспечивается ритмичная работа предприятий, достигается экономия труда, повышается качество продукции, увеличивается удовлетворенность от работы, сокращается текучесть кадров.

Однако не все элементы экономического и социального эффекта имеют количественное выражение. Это затрудняет оценку эффективности управления. При этом необходимо учитывать не только количественные, но и качественные показатели.

Хотя работа по управлению и является продуктивной, но она непосредственно не создает определенных материальных ценностей и участвует в процессе производства косвенно, обеспечивая своевременное и качественное выполнение технологических операций. Поэтому правомерно определить некоторые изменения в управлении предприятием на конечные результаты производственно-финансовой деятельности предприятий.

Эффективность — это оценочный критерий деятельности коллектива работников в любой сфере, включая управление. Поэтому обеспечение высокой эффективности управления является частью общей проблемы повышения экономической эффективности производства.

Существуют различные средства для определения эффективности:

Абсолютная эффективность выражается общей величиной эффекта, полученного в результате проведения мероприятий совершенствования системы управления производством.

Сравнительная эффективность показывает насколько один вариант эффективнее другого, спроектированный или действующий.

В зависимости от характера разработанных мероприятий объектом оценки эффективности управления могут быть:

Для оценки эффективности управления используются трудовые, стоимостные, информационные, технические (технологические) показатели. Наиболее общие из них — оперативность работы аппарата управления, надежность и оптимальность системы управления.

Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики.

Основными понятиями эффективности управления являются:

Надежность системы управления определяется в непосредственном ее функционировании, что обеспечивает достижение цели производства. Показатели надежности системы:

На практике высокая надежность системы управления предприятием (объединением) обеспечивается посредством научно обоснованной структуры управления, информационной системы, рациональной технологии процессов управления, правильного подбора и расстановки кадров и т.д.

Оптимальность системы управления характеризуется уровнем использования современных ЭВМ для разработки управленческих решений, обоснованностью соотношения централизации и децентрализации управления, управляемостью предприятия и т.д.

Управляемость предприятия или отдельного подразделения показывает уровень обеспечения заданной организационной устойчивости предприятия (цеха, бригады) и своевременность перевода его из одного количественного (качественного) состояния в другое, что соответствует поставленной цели.

Коэффициент эффективности управления (Кэф) характеризует степень использования потенциальных возможностей предприятий:

где Ф — фактическое валовое производство продукции (валовая прибыль);
П — потенциальные возможности производства валовой продукции.

Эффективность организации управления можно оценить посредством других общих показателей, характеризующих состояние системы управления на предприятии:

Как частичные показатели, характеризующие организацию труда управленческого персонала, применяют также коэффициент использования рабочего времени и квалификации кадров, коэффициент условий труда и организации рабочих мест и т.д.

Для определения эффективности совершенствования управления применяют следующие показатели:

На практике для оценки эффективности системы управления чаще всего используют 3 группы показателей:

Для определения эффективности работы каждого структурного подразделения используют данные о выполнении конкретных задач и уровень достижения поставленных перед ними целей.

Действующие системы или спроектированные системы управления можно оценить по следующей формуле:

где Эу — эффективность управления;
Еп — эффективность производства (отношение фактической прибыли к плановому);
Еа — экономичность аппарата управления, которую определяют как отношение фактической численности работающих аппарата управления к нормативной.

Оценивая эффективность мер совершенствования функции управления производством, следует учитывать, что фактический эффект от такого усовершенствования гораздо выше суммы экономии затрат на управление.

Факторы, влияющие на эффективность организационной деятельности

Совершенствование системы управления не только приводит к росту производительности труда управленческого персонала, но и способствует лучшей организации и росту результативности труда всех работников предприятия, росту производства, сокращению простоев людей, техники, кроме того, растет дисциплина труда, улучшаются условия, при которых человек в полной степени может развивать свои способности.

Эффективность отдельных мер, связанных с рационализацией системы управления (изменение структуры управления, норм управления и обслуживания, обеспеченности квалифицированными кадрами), можно оценить с помощью факторного анализа. При этом нужно обязательно обеспечить элиминирование влияния других факторов на формирование конечных результатов производственно-финансовой деятельности предприятия.

Факторы, влияющие на эффективность управления организацией:

Внешние факторыВнутренние факторы
Политика конкурентовПсихологический климат в коллективе
Изменения в экономическом положении клиентурыНеравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы организацииПрогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени
Общественно значимые событияБолезни руководителей и сотрудников
Структурные изменения в обществеМероприятия, проводимые профсоюзным движением
Неблагоприятные погодные условияПроизводственные конфликты
Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работниковУвольнение или прием на работу новых сотрудников
Мероприятия Правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателейРасширение или сокращение деятельности организации
Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательствоНеисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи
Миграционные процессыНепроизводственные потери: воровство, обман, хищения, брак
Колебания на финансовых рынкахЛоббирование отдельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации
Изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырьяФакторы охраны имущества и безопасности труда
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государстваСоциальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство
Новые технологии производства товаров и услугРазработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития
Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям трудаАдминистративный контроль, система поощрения и взыскания
Влияние средств массовой информации на формирование положительного имиджа организацииПозитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников

Характеристика структуры управленческого персонала

Управленческий персонал предприятия характеризуется следующими показателями:

При анализе численности работников аппарата управления фактическая численность работников аппарата управления по каждой функции сравнивается с нормативной. Соответствие фактической численности аппарата управления нормативной определяется коэффициентом соответствия численности (Кч):

где Чн — нормативная численность аппарата управления по функции управления;
Чф — фактическая количественная характеристика аппарата управления, раскрывается через обобщающие показатели:

где Чу — среднесписочная численность административно-управленческого персонала;
Ч — среднесписочная численность ППП на данном предприятии.

Средняя численность управленческого персонала на одно структурное подразделение (dн.у) определяется по формуле:

где Чу — среднесписочная численность административно-управленческого персонала;
n — количество структурных подразделения аппарата управления (отделы, цеха, службы, бюро).

Для анализа количественного соотношения между руководителями, специалистами и техническими исполнителями используют сравнения фактических и нормативных количественных соотношений.

Количественное соотношение устанавливается с учетом специфики работы структурных подразделений. При этом на каждого руководителя требуется не менее 2 специалистов и 1 технического исполнителя, на каждого старшего инженера — не менее 2 инженеров и 1 техника.

Квалификация характеризуется следующими показателями:

где Чу.с. — численность рабочих с учеными степенями;
Чв.о. — численность рабочих имеющих высшее образование и которые работают по своей специальности;
Чс.о. — численность рабочих, имеющих среднее специальное образование и которые работают по своей специальности;
Чу.р. — общее количество управленческих работников.

Текучесть работников аппарата управления характеризуется показателями:

Коэффициент текучести (Кт) определяется по формуле:

Коэффициент стабильности (Кс) определяется по формуле:

где Чу — численность работников аппарата управления, уволившихся по собственному желанию и по другим причинам за отчетный период;
Ч3 — численность работников аппарата управления, проработавших на предприятии более 3-х лет;
Чс.у. — среднесписочная численность работников аппарата управления за отчетный период.

Использование рабочего времени определяется через производительность труда по различным видам работ (Пу):

где Е — объем продукции, работ, операций, выполненных данной категорией работников за определенный период в соответствующих единицах измерения;
Чу — численность лиц управленческого персонала, занятого выполнением данного объема работ или затраты времени на выполнение данного объема работ.

Экономические показатели управленческой деятельности

Эффективность труда в системе управления предприятием (Эуп) определяется по формуле:

В — объем реализованной продукции в денежном измерении;
Чупр — среднесписочная численность управленческого персонала, чел.

Экономичность труда в системе управления предприятием (Эт) определяется по формуле:

Ру — расходы на функционирование системы управления в денежном измерении;
Рв.п. — общая сумма расходов на выпуск продукции в денежном измерении.

Норматив расходов на управление по предприятию (Нр.у.) определяется по формуле:

Чу — норматив среднесписочной численности аппарата управления;
Зу — среднегодовая заработная плата управленческого персонала в денежном измерении;
d — прогрессивный норматив административно-управленческих расходов (командировочные и т. д.),% к заработной плате управленческого персонала;
Рэ — годовая сумма расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией средств механизации управленческого труда (оргтехника), в том числе расходы на электроэнергию, бумагу, профилактический и капитальный ремонт и т.п., в денежном измерении.

Доля расходов на аппарат управления в стоимости чистой продукции (Др.у.) определяется по формуле:

За.у. — затраты на аппарат управления в денежном измерении;
ЧП — стоимость чистой продукции в денежном измерении.

Доля расходов на аппарат управления в прибыли предприятия (Дп) определяется по формуле:

За.у. — затраты на аппарат управления в денежном измерении;
П — прибыль предприятия в денежном измерении.

Доля расходов на аппарат управления в стоимости активной части основных фондов (До.ф.) определяется по формуле:

За.у. — затраты на аппарат управления в денежном измерении;
Ф — стоимость активной части основных фондов в денежном измерении.

Доля чистой продукции, которая приходится на одного работника аппарата управления предприятия ч.п.), определяется по формуле:

ЧП — стоимость чистой продукции в денежном измерении;
Чупр — среднесписочная численность управленческого персонала, чел.

Расходы на содержание одного работника аппарата управления (Рупр) определяются по формуле:

З — общая сумма расходов на содержание аппарата управления на предприятии, включая расходы на заработную плату, канцелярские расходы, командировки и т.п., а также расходы, связанные с эксплуатацией различных средств механизации и автоматизации управленческого труда, в денежном измерении;
Чупр — среднесписочная численность управленческого персонала, чел.

Коэффициент экономичности аппарата управления (Кэ) используют для оценки степени соответствия фактической структуры и численности аппарата управления передовому аналогу (нормативу):

Ан — количество предусмотренных нормативной структурой подразделений, отвечающих прогрессивным нормативам их формирования (по численности работников);
Аф — фактическая численность структурных подразделений на предприятии;
Чн, Чф — соответственно нормативная и фактическая численность управленческого персонала во всех структурных подразделениях, чел.

Себестоимость единицы информационной продукции (Сin) определяют как сумму расходов, связанных с подготовкой, созданием, накоплением, передачей и реализацией информационной продукции:

Мо — стоимость основных материалов, используемых на единицу произведенной информационной продукции (бумага, накопители информации, программное обеспечение и т.п.);
Зо — основная заработная плата управленческого персонала, который принимает непосредственное участие в подготовке и производстве единицы данного вида информационной продукции;
Зи — прямые затраты на единицу данного вида информационной продукции, связанные с поиском, получением, обработкой, передачей и использованием информации;
Сн.р. — сумма накладных расходов, связанных с производством информационной продукции, в т.ч. амортизационные отчисления, расходы на электроэнергию, содержание управленческого персонала информационной службы и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *