Что такое эфир в телевидении
Эфирное вещание
Смотреть что такое «Эфирное вещание» в других словарях:
Эфирное вещание — означает передачу средствами беспроволочной связи звуков или изображений и звуков, или их отображений для приема публикой; такая передача, осуществляемая через спутник, также является эфирным вещанием ; передача кодированных сигналов является… … Официальная терминология
ЭФИРНОЕ ВЕЩАНИЕ — см. Передача в эфир (эфирное вещание); Передача организации эфирного или кабельного вещания; Организация эфирного вещания … Юридический словарь современного гражданского права
ПЕРЕДАЧА В ЭФИР (ЭФИРНОЕ ВЕЩАНИЕ) — в соответствии со ст. 4 Закона от 16 мая 1996 г. Об авторском праве и смежных правах (в редакции Закона от 11 августа 1998 г.) под передачей в эфир (эфирным вещанием) понимается сообщение произведения, исполнения, фонограммы или передачи… … Юридический словарь современного гражданского права
эфирное цифровое телевизионное вещание — эфирное ЦТВ Цифровое телевизионное вещание, осуществляемое с использованием наземных телевизионных передающих станций. [ГОСТ Р 52210 2004] Тематики телевидение, радиовещание, видео Синонимы эфирное ЦТВ EN terrestrial digital television… … Справочник технического переводчика
эфирное цифровое телевизионное вещание — 259 эфирное цифровое телевизионное вещание; эфирное ЦТВ: Цифровое телевизионное вещание, осуществляемое с использованием наземных телевизионных передающих станций. [ГОСТ Р 52210 2004, статья 3.5] Источник: ГОСТ Р 53801 2010: Связь федеральная.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
эфирное наземное телевизионное вещание — 258 эфирное наземное телевизионное вещание [радиовещание]: Телевизионное вещание [радиовещание], осуществляемое с использованием передающих наземных станций. Источник: ГОСТ Р 53801 2010: Связь федеральная. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эфирное цифровое телевизионное вещание — 1. Цифровое телевизионное вещание, осуществляемое с использованием наземных телевизионных передающих станций Употребляется в документе: ГОСТ Р 52210 2004 Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения … Телекоммуникационный словарь
Вещание — – процесс распространения информации средствами радио или телевизионной техники. Подразумевает одновременный прием информации, передаваемой из одного передающего центра, большим количеством людей, использующих индивидуальные приемные устройства.… … Энциклопедический словарь СМИ
телевизионное вещание — одно из массовых средств информации, воспитания, просвещения, досуга. Первые попытки передачи изображения на расстояние относятся к сер. 1920 х гг. В 1930 г. в России была разработана механическая система, дававшая изображение с разложением на 30 … Энциклопедия техники
Цифровое телевидение в России — В Программе социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 2008 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации, была определена задача модернизации сети телевещания Российской Федерации,… … Википедия
Телевизионный эфир
Эфир — это распространение телесигнала.
Продукт — изделие или произведение, какой то материал или предложение услуг, то что пользуется спросом у клиентов, покупателей или заказчиков, а в случае с телевизионным продуктом конечным потребителем является — зритель, а продукт потребления — фильмы, сериалы, программы и передачи, и другой видео-контент.
Чем наполнить телевизионный эфир
В зависимости от формата телеканала наполняется его эфир передачами того жанра, который интересен определенной категории зрителей, и чем шире группа интересующихся данным форматом, тем выше рейтинги телеканала.
Наполнение телевизионного эфира
Прямой эфир вне студии
Благодаря передвижной телевизионной станции (ПТС) прямой эфир перестает быть стационарным и вещаться только со студии, без использования ПТС показать картинку вне студии было возможно только записав видео и привезя его на телестудию выдать в эфир. Также интернет каналы способствуют легкой передачи и приему видео сигнала в том числе и телевизионного — за счет потоковых трансляций.
Прямое включение
Кто и где осуществляет телевизионный эфир
Весь эфир любого телеканала передается из центральной аппаратной (ЦА) и вся ответственность за телеэфир лежит на операторе эфира (выпускающем), из-за сложности организации прямого эфира основную часть эфирной сетки составляют заранее подготовленные файлы или другие источники данных с видео контентом. На многих телеканалах вообще нет прямых эфиров, эфирный режиссер в данном случае не нужен. Программный режиссер должен врезать свою передачу в строго отведенное время, независимо от накладок и не стыковок, для этого он может удалять добавочные заставки и анонсы или наоборот добавлять их и какие либо зарисовки и промо ролики.
Телевизионный эфир
Телеэфир за кадром
Для всех зрителей далеко не секрет что за одной программой с одним человеком в кадре стоит огромное число телевизионных работников разных специальностей и квалификаций.
Телевидение за кадром
Здесь присутствуют как творческие так и технические профессии, не обойтись и без управленческих. Суета и переполох присущи всем телевизионным эфирам. Подготовка одной серьёзной передачи может длиться неделями.
Приготовление к телевизионному эфиру
В процессе разработки и организации записи или эфира в начале важно учесть некоторые моменты:
ПРЯМОЙ ЭФИР НА ТВ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
Куксин Игорь Александрович
Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы использования прямого эфира на телевидении. Исторические аспекты, традиции и тенденции. Дается периодизация активного использования прямого эфира на российском телевидении. Определяются особенности и свойства прямого эфира на ТВ.
Ключевые слова: телевидение, прямой эфир, история ТВ, достоверность, документальность
LIVE ON TV: HISTORY AND TRENDS
Kuksin Igor Aleksandrovich
St.Petersburg State University
Abstract: The article deals with topical issues of the use of the live broadcast on television. Historical aspects, traditions and trends. Given periodization of active use of live broadcast on Russian television. Determined by the characteristics and properties of the live broadcast on TV.
Keywords: TV, live broadcast, history of TV, true and documentary
Глобализация и активное развитие информационных технологий в сфере масс-медиа в настоящее время приводят к тому, что, с одной стороны, медийное пространство приобретает глобальные масштабы, подтверждая тезис о все проникновении и вездесущности СМИ, с другой – интеграционные процессы порождают всевозрастающую конкуренцию между средствами информации в борьбе за аудиторию. Наиболее остро конкуренция идет в электронных СМИ (телевидение и радио) и ресурсах, распространяющих видеоконтент в сети интернет.
Стоит обратить внимание на то, что многие печатные СМИ в настоящее время стараются активно использовать сетевые возможности, создавая конвергентный медийный продукт, включающий в себя аудио и видео материалы. Радиостанции параллельно с аудиовещанием используют сетевое вещание (сетевизор). Однако стоит так же отметить, что пока видео контент в таких проектах в большей части выполняет иллюстративно-дополняющую функцию.
В конкурентной борьбе каждое из масс-медиа использует собственную стратегию наиболее эффективного продвижения контента, но одновременно мы можем говорить о тенденциях, которые формируются в электронных СМИ. Одной из таких современных тенденций, на наш взгляд, является активное использование возможностей прямых трансляций (on-line включений) в телерадиоэфире. Обратим внимание на то, что событие, демонстрируемое в прямом эфире, самим фактом on-line – трансляции выводит его в ранг особой социальной значимости. Это касается информационного, аналитического, художественно-публицистического вещания: от программы новостей до развлекательных шоу и трансляций спортивных соревнований. Мы попытаемся проанализировать эти тенденции и определить основные свойства прямого эфира, использование которых можно рассматривать, с одной стороны, как сохраняющуюся исключительную особенность телевидения, с другой – как фактор, влияющий на повышение конкурентоспособности телевидения среди других СМИ в части, касающейся оперативной передачи в реальном времени социально важной визуально подтвержденной информации.
Воспользуемся следующим определением прямого эфира на телевидении. «Это заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного – шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое озвучание), осуществленное одновременно (непосредственно) с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную документальную и художественно-публицистическую структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего» [2, 5]. Прямое включение мы можем определить, как элемент программы (передачи), выходящей в прямом эфире. Это определение применимо и для прямых эфиров на радио, если за основу брать передачу не изображения, а аудио контента.
Стоит обратить внимание на то, что прямой эфир – природное свойство телевидения. ТВ появилось задолго до создания видеозаписывающей аппаратуры, как средство передачи изображения на большие расстояния. На начальном этапе массового вещания единственно возможным способом показа важных событий на ТВ были трансляции в прямом эфире. Таким вещание оставалось до 70-х годов прошлого века, до момента появления и производства в промышленных масштабах видеозаписывающей аппаратуры. До конца 80-х все программы на ТВ выходили, как правило, в записи, что было вызвано еще и вопросами цензуры. Прямой эфир на экран вернулся вместе с политическими изменениями в стране. Это было обусловлено, с одной стороны, социально-политической активностью общества, с другой – возрастающей динамикой процессов, происходивших в стране, активностью СМИ. Исследователь отечественного ТВ В.В.Егоров связывает изменения еще и с тем, что «в конце 80-х годов СССР прекратил глушение западных радиостанций и признал право своих граждан выбирать источники информации. В 1990 году был упразднен Главлит – орган государственной цензуры» [1, 12]. Наибольшую аудиторию собирали прямые трансляции съездов Верховного Совета СССР, программ «Взгляд», «До и после полуночи» и ряд др. Прямой эфир ассоциировался у аудитории в то время со свободой слова. С другой стороны – возрождение прямого эфира на ТВ оказало серьезное влияние на творческую составляющую телевизионной журналистики. В первую очередь, это коснулось качества подачи информации. Из эфира ушли нейтральные по манере ведения ТВ-программ дикторы, новости стали вести журналисты, погруженные в специфику профессии. Во-вторую – за основу подготовки контента был взят опыт англо-саксонской школы журналистики, провозгласивший главенство факта и вторичность комментария. В российском эфире появились сделанные по западным лекалам передачи – клоны: ток-шоу, игры, ориентированные на создание в эфире эффектного зрелища. Такого рода передачи могли выходить как в прямом эфире, так и в записи. Основным критерием при выборе способа распространения контента стала экономическая целесообразность и рекламная эффективность. В середине 90-х годов большинство программ записывались пакетами в арендованных павильонах, что подчеркивало возросшие технологические возможности ТВ, часто это происходило в ущерб творческому качеству. Однако все программы тяготели к созданию иллюзии того, что вещание идет в прямом эфире. Прямой эфир оставался таковым в информационном вещании, в котором развернулась основная борьба за зрителя. Программы «Время» ОРТ, «Вести» ВГТРК, «Сегодня» НТВ стали основными конкурентами на федеральном уровне. На региональном поле конкурировали информационные программы филиалов ВГТРК и компаний негосударственной формы собственности.
Третья волна активного использования прямого эфира, которая проявила себя в начале XXI века, на наш взгляд, связана с активным развитием цифровых информационных технологий и возрастающей конкуренцией СМИ в части, касающейся оперативной передачи визуальной информации.
Обратим внимание и на то, что на первом этапе телевидение в режиме прямого эфира главным образом фиксировало события, происходившие в реальности. На втором – адаптировало события под требования телевидения. Например, все массовые мероприятия стали проводиться с учетом требований трансляции события в прямом эфире ТВ. Начало третьего – цифрового (digital) этапа характеризуется превращением реальности в реальность медийную, в трансляцию телевизионных символов. Эти символы конструируют реальность на экране ТВ, что дает основание исследователям говорит об активизации процесса медиатизации общества, суть которого сводится к тому, что СМИ не только выходят на передний план социальной жизни, но и порождают «процесс наделения базовых элементов социальной и культурной реальности особенной, характерной для медиа формой, или медиаформой» [4, 5]. Иными словами, если событие не попало в повестку СМИ, то для массовой аудитории его не существует.
Таким образом, каждый этап активного использования прямого эфира был обусловлен переходом на новый качественный уровень технического развития ТВ и сопровождается появлением новых способов отражения реальности на экране.
В настоящее время технической возможностью выходить в прямом эфире или обеспечивать включение on-line обладают практическое большинство телекомпаний. Однако технические возможности, как показывает практика, не являются главным критерием в обеспечении высоких профессиональных стандартов работы самих журналистов. В отличие от других СМИ телевидение транслирует визуальные образы событий, формируя у аудитории впечатление о происходящем. Событие, показанное в динамике его развития по законам телевизионной драматургии с учетом эффективного использования видео материалов и возможностей монтажа, позволяет создать на экране телевизионную версию события с документальной точностью.
Обратим внимание на главное отличие передач, выходящих в режиме прямого эфира. Это одновременность (непосредственность) с реально происходящими событиями или действиями, что особым образом воздействует на аудиторию. В частности, телевидение, обладая уникальным свойством – иммерсивностью, порождает эффект присутствия (сопричастия), эмоционального проникновения в происходящее на экране. Зритель становится свидетелем, наблюдателем, погруженным в виртуальную реальность, которую он воспринимает, как реальность социальную. С другой стороны, телевидение, как посредник (media) за счет использования свойств, возможности и качества прямого эфира порождает дополнительный интерес к происходящему на экране за счет того, что важное событие происходит по принципу «здесь и сейчас». Этим объясняются высокие показатели рейтингов ТВ-смотрения важных политических, культурно-исторических, спортивных и др. программ и передач. Например, прямые трансляции пресс-конференции Президента РФ, торжественного парада на Красной площади, Олимпиады и многих других. Мы помним какой эмоциональный эффект произвела прямая трансляция из Нью-Йорка 11.09.2001 г. во время террористической атаки или расстрел Белого дома в Москве в 1993 г. Исследователи телевидения отмечают, что за счет использования прямого эфира, когда изображение на экране транслируется параллельно с живой жизнью, тогда и обеспечивается визуальная достоверность информации (в теории ТВ это определяется как феноменом симультанности). «У зрителя возникает ощущение, что он сам, лично присутствует на этом событии – и это делает телевизионное изображение особенно достоверным, документальным» [3, 205]. Здесь же исследователи предупреждают, что прямой эфир, благодаря эффекту достоверности и документальности создает реальные условия для манипуляции зрительским восприятием.
Можем предположить, что именно техническая и технологическая возможность и творческая состоятельность в организации и проведении вещания в прямом эфире в настоящее время становятся важным аргументом в конкурентной борьбе между СМИ. Телевидение в такой ситуации обладает очевидными преимуществами. Вероятно, стоит ожидать, что доля передач, выходящих в прямом эфире (включения в режиме on-line) будет возрастать в первую очередь в моменты острых социально-политических кризисов, что делает эту тему актуальной в дальнейших исследованиях.
1. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1999.
2. Летуновский В.П. Телевизионный журналист в прямом эфире: Учеб. пособие. – СПб., 2004.
3. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие. – М., 2004.
4. Черных А.И. Ритуалы и мифы медиа. – М., 2015.
Эфирное цифровое телевидение: что это, зачем, как оно работает
Массовый переход на цифровое вещание, начатый в 2019 году в России, вызывает у пользователей немало вопросов.
Что представляет собой цифровое телевидение, как оно устроено? Можно ли смотреть его на старом телевизоре и, если нет, что нужно приобрести — разбираемся с новшествами в телевещании.
Что такое цифровое эфирное телевидение
Прежде всего нужно определиться с тем, какое вообще бывает телевещание. В мире существуют два варианта передачи сигнала:
Как оно работает: просто о сложном
Главное различие аналогового и цифрового сигнала в принципе действия.
Доступное объяснение для чайников: график аналогового пологий, имеющий вид сложной кривой, а у цифрового состоит из «ступенек» определенной величины.
Это свойство цифровых сигналов в некоторых случаях может быть недостатком: как утверждают меломаны, человеческое ухо способно уловить эти микроскопические биения громкости и тона, и потому лучше всего слушать музыку именно с помощью аналоговых носителей и проигрывателей (например, на грампластинках).
На практике это выглядит следующим образом :
Аналогичным образом работают также спутниковое и кабельное телевидение. Разница лишь в стандарте вещания и способе, которым передается и принимается сигнал.
Стандарты цифрового ТВ
Поскольку кодирование и передача «цифры» в эфир может осуществляться разными способами, в мире есть несколько стандартов передачи цифрового ТВ. Несмотря на глобализацию, единого варианта пока не существует.
В мире
В разных странах действуют свои региональные стандарты:
В России
Особенностью стандарта второго поколения является возможность не только работать с уже используемым везде в мире транспортным потоком, но и в будущем передавать несколько таких групп параллельно. Учитывая скорость развития современного телевидения, эта возможность непременно будет использована.
Зачем нужен был переход на «цифру»
За цифровым ТВ – будущее, потому что оно обеспечивает и больше каналов, и лучшее качество. Однако почему потребовалась кампания по массовому отключению аналогового вещания и переходу на цифровое?
Этому есть несколько причин :
В чем преимущества цифрового ТВ перед аналоговым
Главными достоинствами «цифры» являются:
Пакеты цифровых каналов – мультиплексы
Трансляция цифрового ТВ ведется пакетным способом. Это означает, что передающая станция берет несколько каналов и смешивает (мультиплексирует) их в один сигнал. Приемное устройство (тюнер) осуществляет обратную операцию, разделяя (демультиплексируя) их. Такая технология позволяет полнее использовать возможности как частоты вещания, так и транспортного канала.
2 мультиплекса: 20 бесплатных цифровых каналов с 2019 года
Два основных мультиплекса – это РТРС-1 и РТРС-2. Каждый из них включает в себя по 10 федеральных каналов, которые транслируются по всей территории России.
Оба пакета являются бесплатными и общедоступными. Это означает, что входящие в них 20 каналов не могут шифроваться и не требуют программных или аппаратных кодов доступа.
3-й мультиплекс (РТРС-3)
На первом этапе разработки программы всеобщей цифровизации телевидения планировалось, что на третьем мультиплексе будут вещать местные и региональные каналы городского и областного уровня. Позднее была идея добавить туда и несколько федеральных каналов.
Сегодня оно используется только в следующих регионах:
Время начала трансляции третьего мультиплекса в других регионах России на текущий день не определено.
Что нужно для подключения
Для того чтобы воспользоваться преимуществами цифрового ТВ, необходимо приобрести оборудование.
1. Цифровой телевизор или приставка
Для того чтобы декодировать принимаемый сигнал, необходим цифровой тюнер.
Он бывает двух видов:
2. Доступ к коллективной или индивидуальной ДМВ-антенне
Для приема цифрового ТВ нужна специальная антенна. Вещание осуществляется на дециметровых волнах (ДМВ), поэтому старые антенны метрового диапазона (МВ) для приема не годятся. Однако те, кто раньше пользовался комплексными всеволновыми антеннами, могут продолжить их применение: в их конструкции предусмотрен блок для приема ДМВ.
Если же есть только аналоговая МВ-антенна, придется приобрести ее ДМВ-аналог.
Как настроить все это оборудование
Антенна, приставка или цифровой телевизор приобретены. Дальнейший алгоритм действий выглядит следующим образом :
Заключение
Цифровое ТВ – это телевидение нового поколения. Оно обеспечивает максимально доступное на сегодня качество сигнала и звука. Переход на вещание в «цифре» хоть и создает пользователям некоторые проблемы, но в итоге оказывается полезным для них.
Что такое эфир в телевидении
18:00 : Вечерние новости (с субтитрами)
18:40 : На самом деле
17:15 : Андрей Малахов. Прямой эфир
18:30 : Сеня-Федя: 5 серия. Т/с
18:30 : Ольга: 60 серия. Т/с
19:00 : Универ. 10 лет спустя: 5 серия. Т/с
20:00 : Улётное видео
17:50 : ДНК: Нагуляла сына мужу-машинисту?
17:25 : Поезд на Юму. Х/ф
18:35 : Условный мент-3: Должники. Т/с
19:25 : След: Чужие дети. Т/с
18:00 : Самые шокирующие гипотезы
19:00 : Информационная программа 112
19:50 : Май Литтл Пони: Пони Лайф. М/с
18:10 : «Отель «Феникс»-2″: 1 серия. Х/ф
19:05 : «Отель «Феникс»-2″: 2 серия. Х/ф
18:30 : Старец: 42 серия — «Перстень». Д/с
19:00 : Старец: 43 серия — «Маша плюс Саша». Д/с
14:40 : Кризисный центр: 5 серия — «Бьёт — значит любит», 6 серия — «Послеродовая депрессия», 7 серия — «Вуайерист», 8 серия — «Битва после сражения». Д/с
19:00 : На твоей стороне-2: 13-я — 16-я серии. Т/с
18:30 : Специальный репортаж
18:50 : Конструктор №1. История ОКБ Туполева: Фильм 2-й. Д/с
17:20 : Кондитер: 7 серия
19:00 : Кондитер: 8 серия
17:00 : Дорогая, я забил
17:35 : Леди Баг и Супер-Кот. М/с
18:00 : ОТРажение-3. Информационная программа
18:05 : Дела судебные. Битва за будущее
18:05 : Величайшие изобретения человечества: Холодильник. Д/с
19:00 : Уроки русского. Чтения: В. Гиляровский. «Трущобные люди». Читает Евгений Ткачук
18:05 : Элементарно: 24 серия — «Героин». Т/с
19:00 : Джобс: Империя соблазна. Х/ф
18:30 : Робокар Поли. Уроки безопасности с Эмбер. М/с
18:40 : Ник-изобретатель. М/с
18:20 : Страшно. Интересно: Москва и окрестности
19:10 : Животные в движении: Тропики. Д/с
01:00 : Старые песни о главном. Постскриптум
17:50 : Доктор Хаус: 11 серия. Т/с
18:45 : Доктор Хаус: 12 серия. Т/с
21:00 : Пункт назначения. Х/ф
17:15 : Андрей Малахов. Прямой эфир
18:00 : Элита страны Советов: Валентин Варенников. Д/с
18:50 : Музыкальная Ностальгия
18:30 : Новости Татарстана (на татарском языке)
19:00 : «Точка опоры» (на татарском языке)
17:40 : Вкусно, как в кино
18:30 : Сладкая выпечка
19:00 : Путешествие Джейми Оливера: Великобритания