Что такое эфу в образовательном процессе
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
Подготовительный этап
1. Изучение возможностей
«Школа, открытая инновациям» . Участникам проекта в течение года бесплатно предоставляются электронные формы учебников (в соответствии с имеющимся у школы бумажными изданиями). Это отличная возможность провести эксперимент по внедрению ЭФУ в учебный процесс.
Курсы. На сайте LECTA также есть бесплатные онлайн курсы для педагогов — в том числе по использованию ЭФУ в образовательном процессе.
2. Анализ и обобщение опыта
На подготовительном этапе важно понять, каким опытом и знаниями владеют педагоги и ученики, с какими цифровыми ресурсами учителя умеют и считают нужным работать.
Читайте подробнее о возможностях ЭФУ в нашей статье: « ЭФУ и ЭОР — цифровые инструменты современных уроков»
3. Общение с родителями
Знакомство родителей с целями и задачами апробации.
Знакомство непосредственно с ЭФУ.
Обсуждение норм СанПиНов и проводимых в школе мер по снижению нагрузки на зрение. (Один из актуальнейших вопросов).
Обсуждение электронных устройств: какие характеристики важны? что должны уметь дети при работе? можно ли использовать личные электронные устройства?
Обсуждение электронной почты ребенка. Она нужна для работы со многими цифровыми образовательными ресурсами, однако есть не у всех учеников.
4. Анализ технических возможностей и выбор формата использования
Платформа Lecta с технической точки зрения практически универсальна. Для использования электронного учебника диагональ экрана должна быть от 9 дюймов. Объем памяти на устройстве: желательно от 16Гб, но это не принципиально, поскольку работать с ЭФУ корпорации «Российский учебник» можно в режиме онлайн, без скачивания.
Инструменты для использования ЭФУ:
Школьные компьютеры. Работа учеников с ЭФУ на отдельных, уже имеющихся в школе компьютерах — идеальный вариант. Однако реализовать его далеко не всегда представляется возможным.
Школьные планшеты. Администрация может сделать закупку планшетов, хранить их и самостоятельно обслуживать (при участии технического специалиста). Нужно учесть, что данный вариант сопряжен с бюрократическими процедурами.
Личные планшеты. Широкие технические возможности платформы Lecta позволяют организовать учебную деятельность одновременно на разных устройствах. При использовании личных планшетов дети должны сами отвечать за их обслуживание (следить за уровнем зарядки, наличием свободной памяти и т.д.)
Без дополнительных устройств. Распространенный вариант работы: фронтально на уроке с использованием интерактивной доски (ЭФУ адаптированы к режиму презентации), а дома — индивидуально, на персональных компьютерах.
Смартфоны. Сейчас ЭФУ не подходят для использования на малых экранах, однако специалисты уверены, что за таким форматом — будущее, и готовятся уже в этом году представить адаптацию некоторых элементов образовательных цифровых ресурсов к работе на смартфонах.
Отвечая на вопросы: использовать ЭФУ вместе или вместо печатных изданий? в школе и/или дома? на каких устройствах? — администрация формирует собственную модель внедрения электронных учебников.
Стартовый этап
Действия на стартовом этапе:
Заказ электронных учебников.
Создание четких инструкций по работе с ЭФУ, выдача логинов и паролей.
Сопровождение (организационное и техническое) установки учебников на электронные устройства.
Мониторинг установки учебников.
Тренинг для школьников по работе с учебниками.
Координация участников проекта.
Мониторинг проблем использования.
Участие самих школьников в поддержке одноклассников и учителей при использовании планшетов, электронных приложений, учебников.
Обезличенная книговыдача, реализованная в проекте Lecta — это доступ к любому набору учебников из каталога по количеству выдач, приобретенных школой. После оформления покупки у администрации есть 30 календарных дней на оплату счета, при этом код активации высылается заблаговременно. Прежде, чем добавить учебник в свой «портфель», можно посмотреть его демоверсию.
Опыт «Газпром школы»
В 2017 году «Газпром школа» начала подготовительный этап апробации использования ЭФУ в параллели 5 классов. Сейчас идет непосредственно экспериментальный этап, на основе которого уже можно сделать некоторые выводы:
62% учеников предпочитают ЭФУ печатным зданиям. 37% — совмещают форматы. Остальные используют только печатные версии, в виду проблем со зрением.
81% учеников предпочитают ЭФУ обычным изданиям на уроках истории, 75% — на уроках биологии, 62,5% — на уроках музыки.
75% учеников утверждают, что использование планшетов точно помогает или скорее помогает им в учебе.
Родители с осторожностью смотрят на использование ЭФУ, однако если сформировать у них понимание, зачем нужен данный переход, они начинают относиться положительно.
Дети успешно справляются с обслуживанием личных электронных устройств.
В целом можно сказать, что применение электронных форм учебников вскоре станет неотъемлемой частью современной эффективной образовательной деятельности.
6 советов по использованию ЭФУ
О том, как сделать применение ЭФУ в образовательном процессе эффективным и полезным, рассказывает Сергей Кутузов, методист по электронным формам учебников объединенной издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА».
— Что такое электронная форма учебника?
— Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе №870 МОиН РФ от 18 июля 2016 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета.
Например, на уроках географии используются интерактивные карты, истории — анимационные ролики различных событий, при изучении искусства — 3D-модели архитектурных памятников.
— Что мешает использованию ЭФУ в школе?
— Во-первых, это опасения родителей и педагогов за негативное воздействие компьютера на здоровье детей, во-вторых — недостаток необходимых компетенций у педагогов, поскольку применение цифровых технологий требует перестройки привычной модели урока.
— Достаточно ли оснащены школы для использования ЭФУ?
— В стране насчитывается не так много школ с максимальным оснащением — «1 ученик — 1 компьютер». Но это не значит, что во всех остальных случаях исключается применение ЭФУ. Мне часто говорят: у нас в школе нет планшетов для каждого ученика, значит, мы не можем использовать электронные учебники. Ответ такой: можете, если выберете подходящую модель.
Самый простой и, вероятно, самый распространенный вариант: компьютер учителя — проектор — интерактивная доска, которые есть практически в каждой школе и могут использоваться педагогом во фронтальной работе наряду с заданиями тренажера.
Если компьютера у педагога нет, нет планшетов у учеников на уроке или учитель считает, что электронный учебник на занятии не нужен, что он обойдется традиционными средствами, то дети могут использовать электронный учебник дома в модели «Перевернутый класс», которая сейчас широко используется и за рубежом, и в России. Суть этой модели заключается в том, что дома дети осваивают новый материал на базовом уровне, на уровне узнавания-воспроизведения, а на уроке в классе разбирают ту или иную тему более подробно. Например, по географии в 5 классе изучается тема «План местности». Дома, используя электронную форму учебника, школьник может научиться определять условные обозначения на плане местности, а в классе на уроке под руководством учителя отработать применение полученных знаний, в том числе в виде практикума или в игровой форме.
На уроках биологии, прежде чем приступить к работе с микроскопом, ребята дома знакомятся с устройством этого прибора с помощью электронного учебника, определяют его составные части. Затем переходят непосредственно к выполнению практикума и обсуждению опытов.
Если в школе есть компьютерный класс или мобильный класс, то в этом случае учитель может организовать работу учащихся либо в парах за электронными устройствами, либо используя модель «Смена рабочих зон», когда учащиеся разделяются на группы, каждой из которых даются конкретные задания: например, одни работают с компьютером, другие — с печатными изданиями, третьи — непосредственно с учителем. Через каждые 5—10 минут деятельность учащихся меняется.
Оптимальная модель применения цифровых технологий в образовании — это «1 ученик — 1 компьютер». У каждого обучающегося есть компьютер или планшет, с которым он может работать на занятии в школе или дома. В данном случае у педагога есть свобода выбора разных видов деятельности, в том числе с акцентом на индивидуальные задания.
Таким образом, прежде чем выбрать эффективную модель применения электронной формы учебника, педагогу надо оценить то имеющееся оборудование, те условия, в которых он работает, и те цели, которые он ставит. Если педагог хочет сэкономить время на подготовке к занятиям — это может быть режим фронтальной работы. Если хочет разнообразить урок, сделать его более интересным — это может быть модель «Смена рабочих зон». Если стремится предоставить детям большую самостоятельность — модель «Перевернутый класс».
— Сегодня практически у каждого ученика есть электронные устройства. Почему бы не использовать их для работы на уроке?
— Эта модель называется «Принеси свое собственное устройство» — Bring Your Own Device (BYOD). С одной стороны, она демократичная, но, с другой стороны, ее неудобно применять на уроке, поскольку учителю будет сложно ориентироваться в таком многообразии устройств. У одних учеников гаджеты новые и быстрые, у других — более старые или дешевые, не обладающие достаточной скоростью. Применение этой модели может привести к возникновению цифрового неравенства, обусловленного разницей технических параметров устройств.
– Электронный учебник содержит много информации: видео, интерактивы и тренажеры. Как сориентироваться в этом разнообразии учителю и детям?
– Учителю необходимо проанализировать, какие объекты, инструменты, дополнительные материалы есть в электронном учебнике, соотнести их со своей программой, понять, когда какие элементы можно использовать, и создать гид по электронным образовательным ресурсам ЭФУ для обучающихся, если в их распоряжении находятся электронные учебники. Подробная информация об электронных учебниках издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА» размещена на сайте drofa-ventana.ru, доступны они на образовательной платформе LECTA (lecta.rosuchebnik.ru).
Кроме того, в Интернете много образовательных ресурсов, которые также можно использовать на уроке. Один электронный учебник не может заменить все многообразие электронных и любых других средств обучения, поэтому необходимо дать детям возможность выбрать наиболее подходящие, наиболее интересные ресурсы. Например, есть бесплатный сервис Атлас+ (lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus), позволяющий готовиться в том числе к экзаменам с использованием карт и атласов по истории и географии. Учитель может порекомендовать детям список сайтов, которые можно использовать для изучения тех или иных тем.
— Работа с ЭФУ в школе ограничена по времени. Как учитель должен учитывать это в своей деятельности?
— Эти требования регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 в пункте 10.18. В нем указано, что в 1—2 классах обучающиеся могут работать с жидкокристаллическими экранами непрерывно в течение 20 минут, в 3—4 классах — 25 минут, в 5—6 классах — 30 минут, а в 7—11 — 35 минут. Много это или мало? В том же нормативном документе (СанПиН) есть пункт, который говорит о том, что каждые 10—15 минут необходимо менять вид деятельности на уроке. Поэтому каждый педагог, использующий ЭФУ, должен внимательно изучить этот документ и учитывать его требования на уроке.
— У электронной формы учебника есть тренажер. Некоторые учителя используют его не только для проверки знаний школьника, но и для его оценивания, тут же выставляя отметку в электронный журнал. Правильно ли это?
— Я не советовал бы этого делать. Все-таки электронная форма учебника и те тренажеры, которые в ней есть, это прежде всего инструменты самоконтроля и самопроверки ученика, а умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата – одно из требования ФГОС. Тренажеры ЭФУ позволяют ребенку получить моментальную обратную связь и при необходимости вернуться к учебному материалу для повторения.
— Современные электронные устройства обладают массой возможностей. Как их применить на уроке?
— В любом электронном устройстве могут быть встроены калькулятор, компас, фото-, видеокамера, диктофон, дополнительные приложения для создания презентаций, анимаций, видеороликов. Все это следует использовать в совместной деятельности педагогов и учащихся для создания нового образовательного продукта. Пусть дети не просто посмотрят красивую демонстрацию опыта в электронной форме учебника, но сами повторят этот опыт дома или в классе, запишут этот опыт на видео, выложат его на YouTube, сайте школы или странице в соцсети. Это станет лучшим доказательством того, что ученики не только освоили теоретический материал, но и творчески его переосмыслили.
— Как обеспечить активность учащихся благодаря использованию ЭФУ?
— Само по себе использование тех или иных электронных форм или средств обучения не гарантирует результата. Важно правильно сочетать различные формы и методики обучения, от которых зависит коэффициент усвоения материала. Так, согласно исследованию, проведенному по инициативе компании Samsung в октябре 2012 года, из лекции преподавателя ученик усваивает 5% информации, самостоятельное чтение текста обеспечивает 10% усвоения, аудиовизуальные методы и демонстрации объектов, моделей — соответственно 20% и 30%. Но настоящая и наиболее плодотворная деятельность — это активность самих участников: групповые обсуждения, практические занятия обеспечивают от 40 до 60% эффективного обучения. Об этом необходимо помнить при организации учебного процесса с использованием любых средств обучения — традиционных или инновационных.
— Многие учителя скептически относятся к электронному учебнику, потому что зачастую воспринимают его как своего конкурента, который в ближайшем будущем заменит их у классной доски. Вы разделяете эти опасения?
— На самом деле это не так. Электронный учебник — это всего лишь инструмент в руках учителя, который побуждает детей чувствовать, мыслить и творить.
ЭФУ и ЭОР – цифровые инструменты современных уроков
Методист корпорации «Российский учебник» по электронным формам учебников Анна Хлап и методист наших партнеров, электронного образовательного ресурса «ЯКласс», Марина Володина рассказывают в серии вебинаров о возможностях цифрового образования.
Электронные формы учебников
Современный ученик живет в мире интернета, социальных сетей, блогов, цифрового аудио- и видеоконтента. Школьники имеют неограниченный доступ к лучшим мировым учебным ресурсам и могут поддерживать коммуникацию с учителем в любое время, в любом месте. Педагоги, в свою очередь, уже стремятся не только предоставить знания в соответствии с учебным планом, но и снабдить учеников жизненно важными навыками работы с информацией. Чтобы использовать навыки, прописанные в новых стандартах образования, необходимы инструменты, в число которых входит электронный учебник.
ЭФУ – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, но расширяющее и дополняющее его с помощью мультимедийных элементов и интерактивных ссылок.
Особенности ЭФУ корпорации «Российский учебник»:
Наши электронные учебники оснащены инструкциями, поисковыми системами, функциями создания заметок, закладок, изменения шрифта, удобной навигацией по мультимедийным элементам. Компоненты и возможности учебников разнообразны. Например, параграфы на тему клеток в ЭФУ по биологии включают интерактивную карту строения растительной клетки, диаграмму химического состава с аудиокомментарием, видео о жизнедеятельности клеток и, конечно, иллюстрации, которые увеличиваются при нажатии. Учитель может вывести это все на интерактивную доску или задать ученику для самостоятельного изучения на ноутбуке или планшете.
Платформа LECTA
LECTA – это образовательная цифровая платформа корпорацию «Российский учебник», созданная в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ. Одна из основных задач платформы: помочь всем участникам образовательного процесса, то есть и учителям, и детям, и родителям.
Код для бесплатного пользования 5 учебниками в течение 60 дней: magicS.
Электронные образовательные ресурсы
ЭОР, как и ЭФУ, являются цифровым инструментом для работы на уроке и дома. Однако электронные учебники в первую очередь направлены на изучение той или иной темы программы, а электронные образовательные ресурсы в большей степени ориентированы на контроль, проверку знаний. Одним из наиболее популярных проектов является ресурс «ЯКласс», который включает до 450 и более упражнений по каждой теме.
«ЯКласс» – продукт IT-кластера инновационного центра «Сколково». Его разработчики выделяют следующие особенности:
Система начисления баллов в «ЯКлассе» вызывает у детей азарт, желание решать больше задач, чтобы попадать во всевозможные рейтинги. На основе этой системы соревнуются классы, школы и целые регионы.
По учебным темам платформа представляет следующие разделы: «Методические материалы», «Теория», «Задания», «Тесты», «Проверочные тесты». Раздел с проверочными тестами пользователям-ученикам не виден. С его помощью учитель конструирует проверочные работы и рассылает ученикам в электронном виде (или распечатывает). В конструкторе можно ограничить время и сроки выполнения заданий, предоставить несколько попыток. Также система позволяет максимально оперативно проверить результаты работ.
«ЯКласс» является партнером корпорации «Российский учебник», и на платформе LECTA предусмотрены преференции для пользователей этого ресурса.
Как работать с ЭФУ. Информация для педагогов
Чем ЭФУ удобна для учителя?
Какими знаниями и умениями должен обладать учитель для работы с ЭФУ?
Для работы с ЭФУ достаточно базовых навыков работы с компьютером (установка программ, работа с основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет). Быстро освоить работу с ЭФУ Вам поможет инструкция, которая находится в каждом электронном учебнике.
Как использование электронной формы учебника может помочь педагогу в индивидуализации образовательного процесса?
Используя электронную форму учебника, дети получают доступ к различным мультимедийным ресурсам, интерактивным картам и схемам, тестам и виртуальным лабораториям, получая возможность выбирать наиболее эффективные из них и продолжать работу с учебными материалами за пределами классной комнаты в удобном темпе и последовательности.
Как будет проходить планирование по электронным учебникам?
Электронная форма учебника по содержанию полностью соответствует печатной форме. Следовательно, менять тематические и поурочные планы не нужно. Необходимо внести в существующие методические разработки ссылки на материалы ЭФУ, связав их с планируемыми образовательными результатами. Подготовить и провести урок с использованием ЭФУ Вам поможет методическое пособие и дистанционный онлайн-курс.
Кто научит педагогов использовать ЭФУ в образовательной практике?
Овладение навыками работы с ЭФУ не требует много времени, однако, для эффективного включение ЭФУ в образовательный процесс, педагогу будет полезно познакомиться с открытыми уроками и вебинарами методистов об использовании электронных учебников на странице youtube-канала издательской группы.
Также у педагогов есть возможность пройти дистанционный онлайн-курс, который позволит получить необходимые знания и умения для подготовки и проведения уроков с использованием ЭФУ.
Главное об ЭФУ: что нужно знать об электронной форме учебника
ЭФУ — это электронное издание, своеобразный «спутник» печатного учебника, призванный расширить и дополнить его содержание. ЭФУ соответствует печатному учебнику по структуре, содержанию и художественному оформлению, однако содержит дополнительный материал — различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки.
Грамотное использование ЭФУ — одно из ключевых требований к современному педагогу. С 2016 года каждый из бумажных учебников, включенных в федеральный перечень, обязательно должен быть представлен и в электронной форме. Это требование закреплено приказом Министерства образования и науки РФ № 870. Но чтобы использовать ЭФУ на полную мощность, нужно хорошо понимать, что это за ресурс, каковы его особенности и преимущества перед бумажным учебником.
Чаще всего педагоги не пользуются всеми преимуществами ЭФУ, так как, по их мнению, у электронной формы учебника есть равноценные альтернативы — цифровые копии и интерактивные приложения к учебным пособиям. Строго говоря, это не совсем верно.
ЭФУ — это не приложение к учебнику, так как необязательно в приложении присутствует четкая структура и не все элементы привязаны к конкретным темам. Чтобы воспользоваться материалами приложения, отобрать и скомпоновать их, учителю придется потратить немало времени. К тому же, даже очень качественное приложение может разнообразить учебный процесс, но никак не заменить учебник.
ЭФУ — это не цифровая копия учебника. В ней нет удобного поиска, нет мультимедийных и интерактивных элементов.
ЭФУ — это не замена бумажному учебнику, а обязательное его дополнение, с которым гораздо удобнее заниматься по выбранному УМК и обучать детей в полном соответствии с требованиями ФГОС.
Основные преимущества ЭФУ перед традиционным учебником:
Современный подход к подаче информации. Материал в ЭФУ подается широко и наглядно: обилие иллюстраций, аудио, видео, слайд-шоу позволяют легко достичь всех целей и задач обучения.
Интерактивные формы подачи информации. Ученик имеет возможность проходить тесты, выполнять задания и мгновенно получать обратную связь. Освоение знаний и закрепление результатов при помощи интерактивных элементов проходит в увлекательной игровой форме — с минимальными временными затратами со стороны учителя.
Удобная навигация. Интерактивное оглавление обеспечивает быстрый и технологичный поиск по всему контенту — как в электронной книге. В тексте учебника можно искать нужный фрагмент по ключевым словам. Есть возможность быстро переходить от одного раздела учебника к другому.
Компактность. Весь материал всех ЭФУ помещается на одном электронном носителе: минимум места в портфеле ученика и максимум полезной информации, которая всегда с тобой.
Свободное обращение с информацией. Работая с ЭФУ, учитель может дополнять материалы к урокам собственными разработками, мультимедийными объектами, а ученик — самостоятельно подбирать и изучать информацию из достоверного, проверенного источника.
Что дает педагогу использование ЭФУ?
Комфорт в работе. ЭФУ позволяет быстро и легко организовать подготовку к уроку, сэкономить время и подобрать весь необходимый контент.
Обучение по ФГОС. Использование ЭФУ дает возможность легко сформировать современную информационно-образовательную среду, которая является одним из базовых требований ФГОС.
Налаженная система контроля. При помощи ЭФУ гораздо проще получать обратную связь после изучения каждой темы.
Возможность совмещать разные формы обучения. С ЭФУ педагог может легко наладить процесс дистанционного и смешанного обучения.
Еще один важный нюанс: работа учеников и педагогов с ЭФУ строго регламентирована. После приобретения электронной формы учебника, всем ученикам выдается лицензия со сроком действия 500 дней с момента загрузки на электронное устройство. Чтобы активировать лицензии, ученики должны всего лишь зайти в любой веб-браузер и открыть учебник.
Вопросом технической поддержки ЭФУ, как правило, занимается компания, у которой вы приобрели ЭФУ. Например, компания lecta предоставляет своим клиентам бесплатную техническую поддержку — как по телефону (звонок из любого региона России бесплатный), так и по электронной почте. Еще одно удобство: с ЭФУ можно работать и онлайн, и офлайн, то есть как с подключением к сети Интернет, так и без него.
Технические требования к использованию ЭФУ на образовательной платформе LECTA:
Операционная система — Windows (не старше версии Windows 7), Android (не старше версии 4.1), iOS (не старше версии iOS 8);
Разрешение экрана 1024×768 и больше;
Процессор не менее 1 ГГц;
Оперативная память от 1Гб;
Также для загрузки учебников потребуется около 16 Гб свободного места на диске.
В целом, ЭФУ не стоит воспринимать как очередное необязательное дополнение к учебному изданию. Это отдельный цифровой продукт, в котором материал учебника подан в разнообразных интерактивных формах. Он дает ученику возможность быстро найти нужную информацию, выполнить интересные, необычные задания и получить объективную оценку своей работе. Педагогу, в свою очередь, ЭФУ позволяет быстро и легко готовиться к урокам, подбирать задания для каждого учащегося и следить за его личными успехами.