Что такое эгершельд во владивостоке

Где во Владивостоке жить хорошо? Эгершельд — район первого ранга (ВЫПУСК № 6)

Шкота — большой, Эгершельд — маленький

Весь район находится на полуострове, названном именем капитана первого ранга и командира корвета «Америка» Николая Яковлевича Шкота. Однако горожане по уже сложившейся привычке вытесняют из народной памяти имя прославленного моряка и заменяют его именем капитана второго ранга и картографа Густава Христофоровича Эгершельда. Хотя на картах фамилией этого человека, описавшего и обмерившего всю бухту Золотой Рог, назван только мыс с самой высокой точкой района — сопкой Крестовой.

О том, что Эгершельд — район с большой историей, морским характером, своими легендами и героями, VL.ru рассказала экскурсовод Наталья Паленая. Вместе с корреспондентами она прогулялась по полуострову Шкота.

Рассказ об этом необычном районе стоит начать со второй половины XIX века, когда моряки, прибывшие на дикие земли побережья Южно-Уссурийского края, оценили стратегически выгодное положение полуостровов, прикрывавших с востока и запада пост на берегу бухты Золотой Рог. Военные укрепления появились тогда именно на полуостровах Голдобина и Шкота.

Первые десятилетия истории города на территории района Эгершельд находились только военные. Укрепления, которые на рубеже XIX-XX веков строились для защиты входа в бухту Золотой Рог и отражения атак со стороны Амурского залива, теперь стали «объектами культурного наследия федерального значения».

Кроме дотов, дзотов и береговых батарей военные оставили городу одноэтажные кирпичные казармы (фото) и версты дорог, которые впоследствии стали улицами жилых районов. Одна из самых интересных казарм — это здание современной художественной школы № 1 (фото). Здесь была организована первая в городе радиотелеграфная станция, затем, в 1917 году, размещалась типография, выпускавшая первые номера газеты «Красное знамя», позже здесь работал первый эгершельдский райком ВЛКСМ, а затем первая широковещательная радиостанция.

Первыми гражданскими, появившимися на полуострове, стали переселенцы, прибывавшие во Владивосток морем. В деревянных бараках пересыльного пункта в районе нынешней железнодорожной больницы они концентрировались, чтобы потом разъехаться по разным районам Приморья.

С развитием порта стали строиться и жилые дома для портовиков и моряков. За Казанским мостом вырос целый микрорайон — двух-трех этажных домиков, по тем временам роскошных, со всеми коммунальными благами. После Великой Отечественной на полуострове появилось еще насколько кварталов — на этот раз массивных «сталинок» с квартирами для капитанов гражданского флота (фото).

А вот масштабное возведение «Большого Владивостока» после принятия генплана 1960 года «пощадило» Эгершельд. В то время, когда на Второй Речке и Луговой как под копирку штамповались кварталы пятиэтажных «временных» хрущевок, здесь было слишком много портовых и складских помещений и слишком мало места для масштабного строительства.

Эгершельд все это время был районом моряков и рыбаков, капитанов, юнг и курсантов. Именно моряки торгового флота во времена «оттепели» занесли сюда «вирус» свободы, который затем охватил весь город. Именно моряки стали первыми бизнесменами, первыми распространителями зарубежной музыки, законодателями моды и главными добытчиками всего самого дефицитного. Именно здесь, на Эгершельде, открылся валютный магазин для моряков «Альбатрос».

Но это было только начало «золотого века» владивостокской рок-музыки, и тем, кто протаптывал эту тропу, приходилось нелегко. Когда владивостокский рок-клуб выдворили из ДКМа, городская рок-тусовка оказалась на улице. Отдельные группы собирались в гаражах района, а общие собрания проводили под козырьком приморского главпочтамта (у «БигБэна») — рядом с привокзальной площадью.

Еще одно дореволюционное кладбище расположилось почти на самой оконечности полуострова, на склоне, обращенном к Амурскому заливу (фото). Там и сейчас в густой траве можно найти надгробные плиты на остатках могил (фото).

Современность: «Эгер» элитный

Современный Эгершельд, в народе «Эгер», — район Владивостока, претендующий на респектабельность, по цене жилья — второй после Центра.

Больше всего предложений здесь на продажу одно- и двухкомнатных квартир. Средняя стоимость квадрата в однушке на Эгершельде — порядка 100 тысяч рублей, в двухкомнатной квартире — около 70-ти, трехкомнатной — 60-ти.

Общая площадь жилых квадратных метров района — больше 800 тысяч, и с каждым годом она все увеличивается. Как и средняя этажность зданий. Сейчас эта цифра, по данным специалистов, — 5,3 этажа, но строительство элитных жилых комплексов «тянет» ее все выше и выше.

Есть и неприглядная сторона района, роднящая его с остальными частями города — рядом с новенькими многоэтажками соседствуют двухэтажные бараки, деревянные аварийные постройки без коммунальных услуг и полуразвалившиеся избушки.

По словам жителей района, уплотнение застройки создает дополнительную нагрузку на узкие дороги района. Общая протяженность улично-дорожной сети Эгершельда — 36,5 км, из них городские магистрали — 12 км, остальное — районные улочки и проезды.

При этом протяженность маршрута общественного транспорта по территории района — всего 6 км. Здесь ходят автобусы № 59, 60, 61, 62, 81. Казалось бы, жители элитного района мало зависят от общественного транспорта, однако и с парковками для личных авто здесь не все гладко. По данным на 2011 год, на территории полуострова смогут найти пристанище только 5 тысяч автомобилей — и это почти на 40 тысяч местного населения. Как результат — частые пробки на Верхнепортовой, Нижнепортовой и Посьетской и забитые машинами придомовые территории. Осложняют ситуацию большегрузы, курсирующие в порт и из порта по главной улице района.

Несмотря на то, что уровень пробок местные жители оценивают как «терпимый», некоторые противники даже краткосрочного стояния прибегают к хитростям — при наличии пропуска можно проехать по территории порта. Говорят, оформить его — не проблема.

Климат в самом морском районе города — самый морской. Зимой здесь со всех сторон дуют ледяные ветра, а летом — гуляют туманы, если их не разгоняет морской бриз. К услугам обитателей района летний отдых на трех пляжах, круглогодичная рыбалка на корюшку и кальмара, романтические прогулки на барже с маяка на о. Русский.

Будущее светлое. но верится с трудом

Заглянуть в будущее полуострова Шкота нам помог проект планировки района из генерального плана развития Владивостока. В ближайшее время его хотят скорректировать, однако сейчас в нем можно найти много интересной информации по дальнейшему развитию района Эгершельд.

Так, архитекторами Владивостока предусмотрено строительство и достройка здесь жилых комплексов «Атлантис — 2» (Тигровая, 16А), «Аквамарин» (Арсеньева, 2), «Мыс Купера» (Авраменко, 2), 9-этажного административно-жилого комплекса на Станюковича, 54Б, группы высотных жилых домов на Леонова, 33, многоэтажек на Леонова, 43, Крыгина, 68, Станюковича, 48. Не забудут и о малоэтажном жилом строительстве (до 4 этажей) на Самарской, 8А и Сипягина, 30, а также террасных таунхаусах в районе Чернышевского.

На заседаниях градсовета между тем обсуждаются все новые проекты строительства небоскребов на полуострове. Архитекторы просят «акцентов». Таким образом, проект 23-этажного жилого дома на Верхнепортовой, 41 превратился в проект 51-этажного гиганта.

На минувшем градостроительном совете появились желающие сделать проект развития полуострова всего за 3 миллиона рублей. По их задумке Эгершельд должен стать чем-то средним между Гонконгом, Нью-Йорком и Сингапуром. Подробности.

Проблему дорог и пробок архитекторы тоже готовы решить легко и просто — до 2025 года построить мосты на Чуркин и зачем-то на о. Елены. Не говоря уже о том, что в генплане масса проектов других путепроводов и развязок: через железнодорожные пути от Нижнепортовой до Верхнепортовой, между Нижнепортовой и Корабельной набережной; развязок на некой «проектируемой магистральной улице общегородского значения» с Токаревской Кошкой и Казанской улицей.

Предусмотрено появление и новых улиц: от Станюковича до пер. Красноармейский (продление), от Авраменко до Верхнепортовой, от Сипягина и Керчинской до еще не существующей магистральной улицы общегородского значения, от Саратовской до Крыгина, от Леонова до Крыгина, от Полевой до Ялтинской, от Верхнепортовой до моста на о. Елена с пересечением с Казанской в разных уровнях.

Все подробности грандиозных планов развития полуострова Шкота можно узнать на сайте мэрии.

Проблему парковочных мест в районе генплан также с легкой руки решает на раз. Ни много ни мало 95 этажей многоуровневых гаражей-стоянок в общей сложности на 8095 мест должны появиться на Эгершельде в ближайшие 9 лет, а также муниципальная 7-этажная парковка на 237 машин по адресу Верхнепортовая, 6.

К слову, на полуострове также должны появиться такие загадочные объекты, как 4-этажная «крытая автостоянка с залами для оздоровительных тренажеров и офисными кабинетами» на Ялтинской, 18 и 10-этажная «многоярусная парковка с офисными помещениями» на Крыгина, 31.

Чтобы жители эгершельдских небоскребов могли спокойно рожать детей, в районе построят еще семь детских садов на 1210 мест с небольшими скверами и школу на 1000 мест, расширят и благоустроят школы № 13 и № 6. А еще здесь появится поликлиника на 800 посещений в сутки. Уместиться на территории полуострова должны также три физкультурно-спортивных центра, ресторан с видовой площадкой, клуб на 223 посетителя, библиотека со 120 тысячами единиц хранения и 15 новых зеленых зон отдыха в придачу.

Не забыли проектировщики и о пище духовной. На Крестовой сопке должен вырасти православный храм. Будет развиваться и морское «лицо» Эгершельда — согласно генплану должны появиться четыре новые стоянки маломерных судов, предусмотрено развитие Владивостокского морского порта.

По расчетам специалистов благодаря этим позитивным изменениям численность населения Эгершельда к 2025 году вырастет с 39,6 до 48,4 тысяч человек.

Конечно, проект планировки полуострова, как и весь генплан города, — документ «живой», в него могут вноситься корректировки. Какие обещания городские власти осилят, а какие останутся только на бумаге — узнаем уже через девять лет. Стоит отметить, что, например, далеко не все пункты генплана 1989 года удалось осуществились. К слову, уже в документе 25-летней давности существовал проект моста на остров Елена, который в сложные перестроечные времена так и не был реализован.

Здесь массово строятся элитные жилые комплексы с видом на море, стоимость метра в которых может достигать 150 тысяч за квадрат черновой отделки. Обитатели «золотых» квартир и личных таунхаусов оставляют свой маломерный водный транспорт на трех стоянках-маринах: на маяке, при МГУ им. Г.И. Невельского (фото) и в яхт-клубе «7 футов» (фото). Посвященное им ежегодное Vladivostok Boat Show (фото) стало главным событием культурной жизни района. Подробности.

«Ветрозависимые»

Если у вас есть желание поучаствовать в наполнении проекта VL.ru «Где во Владивостоке жить хорошо?», рассказать, как на самом деле обстоят дела, поделиться историями об интересных людях и событиях, связанных с вашими районами, пишите нам на почту LENTA@VL.RU c пометкой в теме письма «РАЙОНЫ».

Предыдущие публикации проекта:

Источник

Из истории застройки Эгершельда. Часть 2. Госпиталь на Экспортной и территория вокруг него

Мы уже рассматривали пару домов на Морозова в первой части (http://noel-17.livejournal.com/1782.html). Сейчас попытаемся охватить весь район к югу от сопки Крестовой. Как я уже писал первые дома на этой стороне Эгершельда были построены в 1904 году русскими солдатами. И сразу же все здания стали использоваться в качестве госпиталя. Вот несколько фотографии начала 20 века:

Так как территория была пустынная и малозаселенная, вдали от центра Владивостока, здесь с самого начала стали лечить инфекционных больных. Фотография: врач и пациенты на крыльце Морозова 4:

Также я нашел несколько фотографии этого района 1918-1919 года с разных ракурсов. Обратите внимание, что вдоль берега уже появились портовые сооружения:

Когда закончилась гражданская война и интервенты убыли из города больница продолжила лечить людей при новой власти.

На фото 1924-го года члены рабочего клуба союза грузчиков, которые позже приняли участие в строительстве рабочего городка:

В 1931 году во Владивостоке появился отдел здравоохранения, который сразу же выпустил 15 января приказ об организации заразной больницы на полуострове Шкота. Получается официально датой создания больницы значится 1931 год, а фактически она работала по этому профилю с 1904-го года.

Попалась такая фотография 1973 года:

Интересна она тем, что на ней еще остались практически все царские постройки начала 20-го века, большая часть которых в 70-х будет снесена, а на их месте появятся новые дома. Также на фото видно, что через 70 лет территория больницы сильно ужалась, теперь она находится в центре нового микрорайона, где вокруг наступают гражданские дома.

Для полноты обзора несколько сравнительных фотографии местности в разные годы, для удобства восприятия-дома помечены цифрами:

Еще одно интересное наблюдение: ни на старых, ни на новых картах я не нашел Морозова 6. Если взглянуть на фото начала 20-го века, видно на месте Морозова 8 (сравнительное №8) два разных здания. Мое предположение, что в каком-то временном промежутке два здания, Морозова 6 и 8, соединили в одно и присвоили адрес с номером 8.

Сравнение с современным фото 2015 года:

Из оставшихся домов здание по номером 4 (Морозова 10) тоже стало гражданским еще в советское время. По всей видимости, изначально оно было помывочным пунктом при больнице, затем трансформировалось в частную баню. Здание по номером 10 (Саратовская 4) в советские времена- общежитие. В 2011 году пришло в полную негодность, в нем был сделан ремонт и перепланировка, сейчас это гостиница.

И наконец современное с другого ракурса:

Здесь видно здание под номером 11 (Розничная 43). Оно давно уже гражданское, часть здания занимают коммерческие конторы.

Все оставшиеся здания имевшие отношения к госпиталю, являются памятниками архитектуры и снос их невозможен, но некоторые (в основном гражданские) находятся в крайне плачевном состоянии. Если снаружи все более-менее, то внутри полный коллапс.

Два современных фото микрорайона с высоты:

В итоге мы видим, что из более чем десятка здании, принадлежащих госпиталю в начале 20-го века, к 2015 году осталось пять. Это 3 здания на Крыгина (19, 19а, 19б); противочумная станция Морозова 7б и противотуберкулезное отделение Морозова 8 (которое уже много лет стоит на консервации). Остальные дома либо стали гражданскими объектами в советский период, либо были снесены из-за ветхости и аварийного состояния.

К сожалению формат темы не позволяет вместить сравнительное фото каждого дома. Сравнительные современные будут позже.

В теме использовались фотографии М.Хаскелла, архива Б.Изитта, японского альбома «Экспедиция в Сибирь». Впервые опубликована 13 июня 2015 года. Ссылка: http://ok.ru/vlads/topic/63937856498610

Автор Красов Вадим

p.s: после публикации материала было найдено еще одно интересное панорамное фото Эгершельда, на котором видно все наши дома:

От 11.11.2016. Еще одно интересное фото из японского альбома. Найдено и расшифровано мной. На фото японцы на территории госпиталя. Современные координаты ниже:

Еще одно новое, расшифрованное мной: здания госпиталя у главного входа

от 25.01.2017 : есть предположение, что это фото (ниже) тоже относится к госпиталю:

то 5.09.2017 : Вид на крепостной госпиталь, 1918, с PASTVU, собрание Игоря Орлова

Источник

Полуостров Эгершельд

Узкий мыс к югу от железнодорожного вокзала у того места, где бухта Золотой Рог впадает в Амурский залив, — это полуостров Эгершельд. К самому ж/д вокзалу можно пройти, завернув после центральной площади от Светланской на Алеутскую налево. Там на правой стороне вы увидите два дома под названием «Серая лошадь» (№ 17 и 19, 1937—1940, архитекторы А. Порецков и Н. Бигачев), выстроенных для железнодорожников и работников НКВД. Это образец парадной жилой архитектуры сталинского времени, причём на самом верху дом украшен скульптурами рабочего, колхозницы, краснофлотца и пограничника, выполненными красноармейцем-самоучкой Черноскутовым. В советское время здесь жила партийная элита. За ними — исторический особняк Бриннеров (№ 15, 1910—1912, архитектор Юнгхендель), ныне Дальневосточное морское пароходство. Там родился американский актёр Юл Бриннер (1920—1985), внук одного из основателей города Юлиуса Бриннера, швейцарского авантюриста, жившего в Японии, а позже перебравшегося во Владивосток. Его сын Борис учился в Санкт-Петербурге, женился на дочери русского врача Марусе, и пара произвела на свет голливудскую звезду 50-х годов. Напротив — Приморская картинная галерея (№ 12), в которой представлены известные художники (Рокотов, Кипренский, Брюллов, Репин, Серов и даже Шагал), но в основном по одной картине и не лучшими работами.

На привокзальной площади Владивостока совмещено сразу несколько транспортных терминалов. Главный из них — ж/д вокзал, конечный пункт Транссибирской магистрали (1891—1912, архитектор Н. Коновалов, псевдорусский стиль). Внутри — росписи в духе сталинского ампира (1936—1955, авторы — Григорович, Герасименко). Рядом находится морской вокзал (1965), обслуживающий только дальние рейсы — в Японию, Корею, Китай и США. Скромно совсем на этом фоне выглядит автовокзал. Зато памятник Ленину (1930, скульптор Козлов) величественный.

На конец полуострова Эгершельд от вокзала ведёт Верхнепортовая улица (автобусы № 57, 59, 60). Вы проедете Музей морского флота (№ 7), ДК моряков (№ 38), у которого стоит памятник трём китам, выполненный из вяза (1989, скульптор Д. Фейбер) — подарок США в честь спасения китов у мыса Барроу на Аляске, помпезное здание генерального консульства Японии (№ 46) и Казанскую церковь (№ 72). От конечной автобусов до оконечности полуострова идти ещё 15—20 минут мимо всяких нежилых строений портового характера. Полуостров заканчивается узкой изогнутой косой, на которой сначала стоит вышка (мыс Токаревский), а немного поодаль — гораздо более скромный по высоте маяк. Дойти до маяка можно только во время отлива. Кроме маяка, на Эгершельде можно подняться на Тигровую сопку (78 метров). Подъём туда надо начать от кинотеатра «Океан» у Спортивной гавани по Тигровой улице, затем налево по Инженерному переулку.

Источник

Маяк Эгершельд


У этой достопримечательности нет фотографий

Станьте первым фотографом!

Одно из наиболее интересных мест во Владивостоке это Маяк Эгершельд. Найти его можно на окраине полуострова Шкот-Токаревская кошка, расположенного на берегу Амурского залива, на песчаной узкой косе длиной около метров. Эта коса поднята искусственным путем и внешне похожа на дамбу. В этом месте стоит 12-метровый маяк, построенный в 1910 году в виде белокаменной башни.

Вход туристам внутрь маяка запрещён, так как он до сих пор служит по своему прямому предназначению. Появление маяка именно здесь обусловлено тем, что в этой местности имеется слишком мелкое дно, а это весьма опасно для проходящих мимо судов. К тому же в этой части акватории сильные течения во время приливов и отливов. И хотя потребность в маяке в этой части залива имелась давно, он был построен не сразу. До 1910 года, в течение 35 лет тут зажигали простой световой фонарь.

Из истории известно, что маяку присвоено имя Густава Эгершельда, который служил капитаном корвета «Гридень». Окзавшись во Владивостоке в 1860 году, он год прожил у бухты под названием «Золотой рог». Возведя казармы, ряд жилых построек и офицерский флигель, Густов заложил основы военного флота во Владивостоке.

Несмотря на отсутствие экскурсий внутрь маяка, посетить это место стоит, так как оно прекрасно не только им, но и живописными видами океана, которые по достоинству оценят фотографы. Для полноты незабываемых впечатлений лучше всего посетить эту достопримечательность или на закате или же на рассвете. Кстати, в течении летнего сезона тут открыт замечательный пляж.

Источник

Город без Ленинской: улицы Владивостока от первых поселенцев до наших дней (ФОТО)

2 июля Владивосток отмечает 158-й день рождения – город был основан в 1860 году и за это время успел обзавестись завидной историей, почти миллионом жителей и тысячей улиц. Но как получилось, что в «лучшем городе земли» нет улицы Ленинской, и почему на 3-й Рабочей никто не живет, рассказывает VL.ru.

Владивосток за свою относительно недолгую историю пережил несколько волн массовых именований и переименований улиц. В топонимике города сегодня видна прочная связь времен: царских, советских, постсоветских и современных. Здесь мирно соседствуют улицы имени героя Гражданской войны Уборевича и имени строителя первого военного поста во Владивостоке прапорщика Комарова, Пушкинская и Всеволода Сибирцева, Ракетная и улица Мира.

Условно названия улиц можно поделить на группы: «природные», «героические», «исторические», «морские» и другие. При этом, конечно, Владивосток в советское время не избежал и советского монументализма. Как пишет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ДВФУ Ольга Львовна Рублева в книге «Владивосток в названиях от «А» до «Я», тенденция привела к чрезмерному количеству «мемориальных» названий («увековечиванию» всех и вся). В основном это улицы героев от Отечественной войны 1812 года (улицы Багратиона, Барклая, Кутузова в районе Второй Речки) до недавнего названия улицы в том же районе именем погибшего в Сирии майора Филипова.

Дни тайги и кораблей

Но вернемся к истории. В первые годы жизни во Владивостоке застройка была довольно хаотичной. То тут домик, то там – и все это утопало в густой зелени, от которой постепенно избавлялись первопоселенцы.

Тут уместно указать и происхождение названия самого города. Наверное, каждый знает, что «Владивосток» образован от слияния двух слов – «владеть» и «восток». Название было дано городу генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским, который посчитал место высадки «привлекательным во всех отношениях». Здесь смешаны модель древнерусских личных имен, имперские амбиции владения и привет крепости Владикавказ, которая находится на одной с Владивостоком широте.

Первыми улицами города были Американская, Алеутская, Прудовая, Китайская и несколько других. Большинство из них появилось в первое десятилетие Владивостока, еще даже до утверждения небольшой крепости в качестве города.

Улица Американская ныне известна как Светланская. Вообще у центральной улицы Владивостока было «в жизни» три названия – еще она довольно долго была Ленинской. Но обо всем по порядку: в 1859 году к берегам будущего Владивостока причалил корвет «Америка», командовал которым граф Николай Муравьев-Амурский. Первоначально улица была названа в честь корабля и была довольно короткой. Светланской она стала в 1873 году, в честь фрегата «Светлана». У перемены была важная причина – на «Светлане» путешествовал с заходом во Владивосток Великий Князь Алексей Александрович, сын Александра II. К 1907 году в состав улицы вошли Афанасьевская и Портовская, которые и составляют современную Светланскую. В 1924 году Светланская по понятным причинам превратилась в Ленинскую и пробыла таковой без малого 70 лет. Лишь в 1992 году главной улице Владивостока вернули историческое название, но не первое, а второе. Все-таки не настолько Россия дружила с Америкой, а историческую связь проследить могли не все. Кстати, Владивосток – один из немногих крупных городов без Ленинской. Также улицы Ленина нет в Казани, в Саратове, в Великом Новгороде.

Вторая главная улица города сегодня, как и 150 лет тому назад, носит имя Алеутской. Но названа она так, разумеется, не в честь коренного населения Алеутских островов, а в честь шхуны «Алеут», занимавшейся изучением дальневосточных морей. В 1866 году шхуна пришвартовалась в бухте Золотой Рог. Именно моряки «Алеута» прорубили широкую просеку для организации новой улицы, город рос. Уже через три десятка лет здесь, на Алеутской, кипела жизнь – улица стала центральной. Алеутскую переименовали уже не первопоселенцы, а советские граждане. 1 мая 1923 года улица Алеутская была переименована в улицу 25-го Октября – в честь начала Великой Октябрьской революции и изгнания интервентов из Владивостока в октябре 1922 года. И снова, после распада Союза, улице вернули историческое название.

Улица Прудовая сегодня известная как улица Петра Великого. Это отчасти справедливо, ведь пруда, от которого она получила название, сегодня там нет и в помине. В первые годы Владивостока по улице протекал ручей, на котором построили запруду и брали питьевую воду. Улица была, кстати, в первый раз переименована, как ни странно, в 1909 году – она стала улицей Петра Великого. В советское время ее переименовали еще раз – на улицу 1 Мая. А после распада СССР вернули историческое название, тоже второе.

А на улице Фонтанной историческим осталось только название. В дореволюционные годы здесь действительно били фонтаны, вернее, горячие ключи. Название улица получила в 1873 году, а чуть позже один ловкий предприниматель построил на ключах бани. До 1930 года улица была известна под этим названием, а затем получила имя Железного Феликса – Дзержинского. Здесь ему даже был воздвигнут памятник, который благополучно снесли в 1992 году. Тогда же улица снова стала Фонтанной, но, увы, уже без фонтанов.

Чудесный Океанский проспект, который воспела Алла Пугачева и с которого с таким боем убирали рекламные растяжки, закрывшие вид на океан, первоначально был небольшой улицей по названию Китайская. Появилась она в 1868 году и получила имя в честь Пекинского трактата, по которому территория, где расположился Владивосток, перестала быть «ничейной», а стала российской. Никто не трогал название улицы, даже в советское время, пока не произошел конфликт на острове Даманском. И в 1972 году Китайская улица стала Океанской, а затем превратилась в Океанский проспект.

Улица Пушкинская тоже была одной из первых городских, только носила название Госпитальной до 1899, поскольку здесь располагался первый госпиталь в городе. В начале XX века, в юбилей Солнца русской поэзии она стала Пушкинской, включив в себя еще пару улиц и получив существующую ныне протяженность.

Страна Советов

Советское время оставило на топонимике Владивостока неизгладимый след. В годы СССР исчезло немало исторических названий, например, так или иначе связанных с церковью и православием. Тогда, например, исчезла Покровская и появилась Октябрьская, не стало Сретенской – появилась Советская, а Благовещенская стала Комсомольской.

Но Владивосток строился и рос. Улицам в новых районах давались новые имена – часто по ансамблю. Поэтому теперь на полуострове Черкавского, который все привыкли называть по имени одного из мысов «Чуркином», есть «древесный» микрорайон, где улицы Черемуховая, Березовая и Каштановая когда-то и впрямь шелестели кронами этих деревьев.

В районе бухты Тихой нашли свое пристанище фамилии космонавтов – улицы Беляева, Волкова, Пацаева. Впрочем, улица имени первой женщины-космонавта Валентины Терешковой находится все же ближе к Чуркину, чем к Тихой. А улицы Гагарина во Владивостоке нет – есть в Артеме.

Больше всего в каждом постсоветском городе, пожалуй, «героических» улиц памяти всего – участников всевозможных конфликтов от гражданской войны (Лазо, Луцкого, Суханова) до Даманских событий (Леонова, Стрельникова).

В 1964 году были переименованы десятки улиц города. Согласно историческим данным, с 1918 по 1984 год из 700 тысяч географических названий на территории СССР почти половина была переименована.

Часть из них стала «идеологической», как, например, Интернациональная или Пионерская. Множество улиц Владивостока получили имена вождей, деятелей партии и правительства, комсомола: Кирова, Свердлова, Куйбышева, а также Патриса Лумумбы и Яниса Лациса. Едва ли кто-то помнит, но первый был знаменитым борцом за независимость Конго, а улица Владивостока, названная в его честь, была разделена на две и носит имена адмиралов – Юмашева и Кузнецова. А Лацис, происходящий из семьи латышского крестьянина, был всей душой предан делу большевиков с самого зарождения «красной волны». Но улицу Яниса Лациса в 1992 году снова переименовали в Нерчинскую, по названию города Нерчинска в Читинской области.

Кстати, «городские» названия тоже нашли свое применение в топонимике Владивостока. По городам названы Хабаровская, Ялтинская, Тобольская, Московская. На последней, кстати, всего пять домов. Географические названия давались без особой привязки, однако некоторую закономерность проследить можно. Так, на полуострове Шкота (Эгершельд) – крымские названия: Крымская, Севастопольская, Керченская, Федосеевский переулок. В районе площади Луговой – кавказские названия: Владикавказская, Батумская. Район Первой Речки напоминает о Сибири: Томская, Иркутская, Алтайская.

3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12.

Как бы ни смешно звучало, но во Владивостоке тоже есть знаменитая улица, правда, в отличие от известного фильма, не 3-я улица Строителей, а 3-я Строительная в «Городке строителей». Кроме нее, еще есть улица 2-я Строительная, а 4-я Строительная была позже переименована в улицу Новожилова, заслуженного строителя РСФСР.

Одинаковых названий было много по всему Советскому Союзу. Все они пропагандировали идеи светлого будущего, воспевали Мировую Революцию и прославляли революционных деятелей. Многие из исторических названий пошли «под топор» светлого советского завтра. Собственно, эта унификация и стала основой для самого новогоднего советского фильма.

Во Владивостоке в советские годы появились улицы Комсомольская, Коммунаров, Союзная и другие. К ним же относятся и фамилии борцов революции – Ленин, Киров, Менжинский. Подобный «джентльменский набор» есть, наверное, во всех российских городах и по сей день с небольшими вариациями.

Но кое в чем Владивосток все же отличился – у нас появился целый проспект Красного Знамени. В 1967 году бывший Центральный проспект получил новое название. Вопреки сложившемуся мнению, к алому знамени революции название отношения не имеет. Проспект был назван в честь приморской газеты «Красное знамя», открытой в 1917 году и существующей по сей день. Первым редактором «Красного знамени» был Арнольд Нейбут – такая улица у нас тоже есть.

К этой же газете относится и Краснознаменный переулок, ранее имевший название Маркеловский, по фамилии домовладельца. В одном из домов в переулке располагалась типография, где был отпечатан второй номер газеты.

Многие жители Владивостока считают, что существует улица 3-я Рабочая. Но, увы, сегодня это лишь остановка общественного транспорта. Дело в том, что в начале прошлого века в том районе была образована Рабочая слободка, где селили, как несложно догадаться, различный рабочий люд. Улицы с севера на юг нумеровались с 1-й Рабочей по 13-ю. Но с изменением городского ландшафта и застройки постепенно они терялись. Сейчас существуют лишь 9-я и 10-я Рабочие, на них еще располагается частный сектор.

Кстати, что касается различных слободок, то многие из них затерялись, а улицы, входившие в их состав, опустели. Примером тому служит улица Паровозная, принадлежавшая Железнодорожной слободе. Сегодня на ней нет ни одного дома.

Развод и девичья фамилия

Примерно так можно описать итог Даманских событий для топонимики Владивостока. Из-за напряженных отношений с Китаем после 1969 года из города стали исчезать китайские названия, данные еще первыми поселенцами. До 1972 года в Приморском крае названия многих географических объектов были китайскими или аборигенными, тунгусо-маньчжурского происхождения. Во Владивостоке такие улицы тоже были. Как уже говорилось, улица Китайская стала Океанским проспектом, а Суйфунская – получила имя Уборевича.

Как ни странно, бывшая улица Пекинская была переименована раньше, в 1964 году. Такое название улица, как и Китайская, получила в честь подписания Пекинского договора в 1860 году. Но сто лет спустя на Тихоокеанском флоте появился адмирал Виталий Фокин, ставший «флотоводцем холодной войны». Он прошел Великую Отечественную войну, затем встал у штурвала ТОФ. Командовал он флотом всего четыре года, с 1958 по 1962. Но после него осталась в Приморье такая память, что фамилией офицера была названа улица в центре Владивостока, ракетный крейсер и ЗАТО Фокино.

Славный город, что на море

Было бы странно, если бы во Владивостоке не было улиц с морским названием. Есть у нас в «топонимическом списке» адмиралы, капитаны, корабли, флотские звания.

Семь улиц Матросских, от Гайдамака до Луговой, назывались так потому, что здесь селились матросы Сибирской флотилии. Район назывался Матросской слободой и вместе со строго пронумерованными кварталами имел также улицы ветеранов флотилии: Вороновская (Ковальчука), Карякинская.

Вдоль Золотого Рога лежит маленькая, всего в пять домов, улица Береговая. Еще одна улица с таким названием есть в районе Садгорода.

Именами крейсеров, шхун и кораблей названо довольно много улиц Владивостока: Авроровская – в честь крейсера «Аврора» носила до 30-х годов прошлого века название Аскольдовской – в честь фрегата «Аскольд». К этой же группе относятся Абрекская (в честь парусно-винтового клипера «Абрек»), Тунгусская (в честь шхуны «Тунгус»), Рюриковская (в честь крейсера «Рюрик»), Маньчжурская (в честь транспорта «Манджур»).

На Эгершельде, когда приморская его часть стала застраиваться коттеджами, также появилось много «корабельных» улиц – улица Паллады в честь первого фрегата «Паллада», а также Токаревская, Рейдовая, Парусная, Причальная. И вот сюда-то перекочевало первое название главной улицы Владивостока – Американская.

Кстати, многие задаются вопросом, почему во Владивостоке есть 1-я Морская, но нет никаких других. Так вот: 2-я Морская тоже существовала. Сегодня она носит имя Адмирала Захарова.

Не забудем и «героические» улицы: Героев-Тихоокеанцев – памяти моряков, погибших в годы Великой Отечественной войны (до 1985 года улица Срединная), и Героев Варяга – в честь легендарного крейсера «Варяг» и его самоотверженного экипажа.

Портовые улицы тоже есть: Верхнепортовая и Нижнепортовая, а также «сопутствующие» деятельности торгового порта названия – Импортная, Экспортная (ныне Крыгина), Интендантская (сейчас Авраменко), Складская (сейчас Сипягина), Транспортная (сейчас Леонова) и Элеваторная (ныне Стрельникова).

Улиц «адмиральских» и «капитанских» во Владивостоке хоть отбавляй. Имена мореплавателей и командиров во Владивостоке отмечают самые разные эпохи: Адмирала Завойко, Спиридонова, Захарова, Кузнецова, Юмашева, Нахимова, Ушакова. Несколько лет назад появились и новые имена на карте Владивостока: в Снеговой Пади улицы напоминают об адмирале Горшкове, адмирале Смирнове, Анне Щетининой.

Не остались забытыми и первопроходцы Дальнего Востока – улица Пржевальского, а также улица Шкипера Гека в городе, а улица Янковского и улица Бриннера – в пригороде.

Как бы улицу назвать

Всего во Владивостоке сегодня, если посчитать вместе с островными территориями и поселком Трудовое, 934 улицы. А если без дополнительных земель, то 796 улиц. За наименование улиц Владивостока отвечает комиссия по городской топонимике, учрежденная Игорем Пушкаревым в 2008 году. В поддержку этого документа с 2009 года работает муниципально-правовой акт 146-МПА «Положение о порядке присвоения наименований и переименования объектов на территории города Владивостока».

Комиссия, среди всего прочего, проводит и следит за соблюдением единой топонимической политики. Как сообщили в администрации города, комиссия собирается не реже чем раз в три-четыре месяца. Основанием для присвоения имени какой-либо улице служат обращения жителей, организаций или СМИ. Так, например, после смерти экс-мэра города Виктора Черепкова инициативные горожане обращались с просьбой переименовать либо «проспект Красоты» (часть улицы Всеволода Сибирцева), либо проспект 100-летия Владивостока, либо какую-то «юбилейную» улицу, вроде 50 лет ВЛКСМ. Правда, в ближайшее время эти планы не осуществятся – по закону со дня смерти человека для именования улицы должно пройти хотя бы 15 лет. Исключением стал как раз майор Филипов, о котором мы писали ранее. Обладатели званий Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», полных кавалеров ордена Славы, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, лауреатов Нобелевской премии и лауреатов премии Российской академии наук как раз являются исключительным случаем.

Переименование улиц также регулируется муниципально-правовым актом, но происходит это весьма нечасто. Например, во Владивостоке не переименовываются улицы, которые получили свои имена до 1924 года – чтобы сохранить историческую память. Вообще в переименовании городов и улиц негативная сторона часто перевешивает позитивную. Во главе угла стоят, конечно, расходы, причем всех уровней бюджета. Чтобы переименовать хотя бы одну улицу, необходимо полностью заменить адресные таблички на каждом доме, дорожные указатели, изменить документы в адресных реестрах, почтовых службах. Также жителям переименованной улицы придется «заморочиться» с заменой документов. Именно поэтому громкие фамилии и благозвучные названия сейчас предпочитают давать новым улицам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *