Что такое эго идентичность
Эго-идентичность
Я не понимаю, чего я хочу на самом деле.
скачать видео
Откуда это взялось?
Содержание понятия
Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый».
Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.
Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими».
Размышления
По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,
«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».
Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.
Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.
«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я – честная и любящая…»
Эго-идентичность без психоанализа
Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении «кто я», в своих личностных и социальных ролях на сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение «Я иду туда, все будет ОК). Так?
Личностная и эго-идентичность
Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.
Эго-идентичность
Я не понимаю, чего я хочу на самом деле.
скачать видео
Откуда это взялось?
Содержание понятия
Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый».
Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.
Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими».
Размышления
По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,
«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».
Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.
Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.
«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я – честная и любящая…»
Эго-идентичность без психоанализа
Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении «кто я», в своих личностных и социальных ролях на сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение «Я иду туда, все будет ОК). Так?
Личностная и эго-идентичность
Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.
Эго-идентичность
Я-концепция как теоретический конструкт современной психологии. Эго-идентичность и отличия между Эго-психологией и психоанализом, подход Э. Эриксона. Стадии психосоциального развития человека. Эго-интеграция личности в контексте жизненного поступка.
В развитии психологической науки существуют определенные темы, которые фиксируют ее фундаментальное продвижение на пути извечного познания человеком внутреннего мира своего индивидуального Я. Одной из тем современной научной психологии есть Я-концепция, то есть системно организованая совокупность мыслей, отношений, убеждений и чувств лица относительно самой себя. Как центральное звено самосознания она была обоснована в 60-х годах прошлого века американскими психологами Абрахамом Масловым и Карлом Роджерсом.
Я-концепция это феномен самосознания, причем не только исключительно сверхсложный, но и уникальный по своим функциям, назначению, ведь формирует ряд самых весомых представлений и даёт ответы, по крайней мере, на четыре вопроса: «Кто Я в действительности?», «Каким бы Я хотел быть?», «Как меня воспринимают другие?», «Каким Я могу реально стать в итоге жизни, невзирая на сюрпризы и перипетии судьбы?»
1. Психологическое понимание Эго-идентичности и сущностные
отличия между Эго-психологией и психоанализом
Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в целостно значимом достижении человека. Отождествление Эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; потому важно, чтобы ребенок общался с взрослыми, с которыми он может идентифицироваться. В теории Э. Эриксона описаны восемь стадий личностного развития человека, соответствующие изменения Эго-отождествления, кризисы и условия решения внутренних конфликтов. Особенно сложным и драматичным является становление Эго-идентичности в пору юности.
Механизм Эго-идентичности возникает в сфере несознательного, а разворачивается в цикле взаимодействия с другими. Э. Эриксон критикует такие понятия, как «самооценка», «образ Я», считая их неподвижными. Он признает лишь динамизм себя из Я. Ощущение Эго-идентичности является оптимальным, когда личность имеет внутреннюю уверенность в выборе направления своего жизненного пути.
Во-вторых, теоретик Эго-психологии развил новый взгляд относительно внутреннего содержания индивидуальных взаимоотношений ребенка с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если З. Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Э. Эриксон сосредоточивал внимание на исторических условиях, в которых формируются задатки. Он отталкивается от результатов наблюдений за людьми, которые принадлежат к разному культурному формату и системе ценностей.
В-третьих, теории развития Эго охватывают все жизненное пространство индивида. З.Фрейд, напротив, ограничивался влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития, которые находятся за пределами генитальной стадии.
В-четвертых, у З. Фрейда и Э. Эриксона разные взгляды на природу и способы решения психосексуальных конфликтов. Целью первого было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознанной психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может вызывать психопатологию в зрелости. Второй, напротив, создавал свою концепцию для того, чтобы грамотно направить способности человека на преодоление жизненных трудностей психосоциального характера. Кроме того, Э. Эриксон был убежден, что каждый личный и социальный кризис является определенным вызовом, который стимулирует каждого к личностному росту и преодолению общественных препятствий.
У Эриксона центральным положением теории развития Эго является то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий становления. Процесс их развертывания регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом дозревания, который обоснован через такие положения:
-личность, формируется ступенчато, а переход вызван ее готовностью двигаться в направлении последующего роста, расширения осознанного социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
-общество устроено так, что развитие возможностей индивида принимает одобрительно, а также способствует сохранению этой тенденции.
Каждый психосоциальный кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если конфликт развязывается удовлетворительно, то Эго вбирает в себя новый позитивный компонент и гарантирует здоровое развитие личности в будущем. Если, напротив, конфликт остается нерешенным, то Эго травмируется, испытывает вред, а, следовательно, в нем функционирует негатив. Другими словами, нужно, чтобы общество, близкая группа способствовали адекватному разрешению каждого кризиса, ведь лишь тогда человек способен полноценно подойти к следующей фазе саморазвития.
2. Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:
младенческий возраст, ранее детство и возраст игры
Причину первого психологического кризиса связывают с качеством материнского ухода за ребенком. Если мать характеризуется ненадежностью, невосприятием младенца, то это закономерно вызывает кризис, то есть вызывает у ребенка психосоциальную установку страха, недоверия, которая направляется на мир в целом, и на определенных людей в частности и будет проявляться на более поздних стадиях личностного развития. Ощущение недоверия усиливается тогда, когда младенец перестаёт быть для матери главным моментом в ее жизни. Родители, которые чувствуют себя неуверенно в этой роли, или же если их система ценностей противоречит общепринятому стилю жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего возникает глобальное чувство недоверия. Именно в результате такого неблагополучного поведенческого развития возникает депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.
В таких случаях, когда родители постоянно и излишне заботятся о ребенке или становятся глухими к его потребностям, у него появляется ощущения стыда или сомнения в способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенным в себе и налаживать комфортные взаимоотношения с окружением, такой ребёнок думает, что другие относятся к нему с подозрением, считает себя крайне несчастливым. У него также слабая сила воли, он уступает тому, кто над ним доминирует или его эксплуатирует. В результате такого поведения у ребенка формируются такие черты, как неуверенность в себе, беспомощность и слабоволие. При любых условиях овладения ребенком ощущения автономии развивается её доверие, непосредственность и открытость к миру.
3. Становление Эго-идентичности в школьном возрасте и в период
Пора юности совпадает с пятой стадией в схеме жизненного цикла и является важным периодом в психосоциальном развитии человека. Задание, с которым сталкиваются подростки в это время, заключается в том, чтобы совмещать в целостность все знания о себе и интегрировать эти многочисленные образы Я в личную идентичность. Последняя является осознанием, как прошлого, так и будущего, которое выкристаллизовывается из них. В период юности возникают не противоречия между разными психологическими структурами, а скорее конфликт внутри Его, то есть противоречие между идентичностью и ролевым смешиванием. Другими словами, основой всего становится Его и влияние на него социума или группы одногодков.
Следовательно, для полноценного формирования себя как социально эффективной личности нужно внутренне самоотождествляться, что является предпосылкой для становления позитивного образа Я и саморазвития. Если близкие рассматривают юношей и девушек целостными и отождествленными, то в тех возникают установки уверенности, самостоятельности и инициативности. В таком случае внутренний и внешний мир молодых людей приобретают желаемую интегрированность и согласованность. Основой благополучного становления человека в период юности является детство. Кроме того, развитие личностной идентичности возникает под воздействием тех социальных групп, с которыми она себя отождествляет иногда этот процесс, может быть сложным и даже драматичным. Например, молодой женщине трудно достичь четкого ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает ее как человека «второго сорта».
4. Роль ранней, средней и поздней зрелости в формировании человека
Под термином «интимность» теоретик понимает ощущение, которое мы обнаруживаем не только в супружеском варианте, но и к друзьям, братьям, сестрам, родителям и другим родственникам. Но он говорит и о «собственной интимности», то есть о способности «совместить воедино само идентичность с идентичностью к другому человеку без страха того, что что-то будет потеряно в себе». Именно этот аспект интимности рассматривают как необходимое условие крепкого брака. Впрочем, настоящее ощущение идентичности невозможно достичь до тех пор, пока не будет утвердиться стабильная идентичность. Для того чтобы находиться в интимных настоящих отношениях, нужно, чтобы человек осознал то, кто он, то есть имел полное представление о собственной Я-концепции. А вот в юношеской любви каждый пытается проверить свою идентичность, потому использует для этой цели другую личность. Это подтверждается такими фактами: юношеские браки в возрасте от 16 до 19 лет не такие длительные, как тех людей, кому за двадцать. В этом примере видится доказательство того, что большинство, особенно женщины, которые выходят замуж, имеют цель приобрести идентичность через другого человека и благодаря нему. Однако, отстаивая такой принцип, невозможно построить здоровые интимные отношения. Ведь человеческое Я в целом, без настоящего ощущения полнокровного связи с другим, будет существовать формально, отчуждено, депрессивно.
Известный основатель Эго-психологии рассматривает интимность шире и как что-то более значимое, чем просто сексуальная близость. Она в совершенных проявлениях интегрирует и эмпатию, и открытость, и способность доверяться другому. А главной опасностью на этой психосоциальной стадии является избыточное увлечение собой или избежание межличностных взаимоотношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверчивые взаимоотношения вызывает ощущение одиночества, социального вакуума и изоляции. Ведь такие люди взаимодействуют формально, склонные к поверхностному общению, отмежевываются от настоящего увлечения в отношениях.
Те лица, кому не удается заняться производительным накоплением, постепенно переходят в состояние сосредоточения на самом себе, для которого главной целью жизни являются личные потребности и материальные выгоды. Эти люди не беспокоятся ни о ком, ни о чем, они лишь потакают своим желанием. С потерей производительности личность перестает функционировать как деятельный субъект общества; а жизнь превращается в удовлетворение потребностей.
5. Эго-интеграция личности в контексте жизненного поступка
Решительной силой жизненного и творческого пути является содержание анализа психологически последовательных возрастных этапов, на которые разделяется человеческое бытие. В.Романец предлагает периодизацию отмеченного пути личности, создав ее через собственную концепцию поступка.
Второй этап условно сопоставляют с подростковым возрастом. Подросток живет под знаком необычного, ища его и находя. Этот период жизни является достаточно значимым для развертывания самостоятельной активности. Творческие задания, которые подросток решает, являются абсолютно экзистенциальными.
Следующий этап жизни имеет название зрелости и является ответственным временем осуществления жизненных замыслов. Личностная зрелость, как подходяще заметил В.А. Романец, является достаточно редким явлением.
Отмеченые этапы возрастной периодизации личности, демонстрируют цикл становления человеческого Я, начиная от момента рождения и заканчивая периодом полной зрелости. Также В.Романец обосновывает поле постепенного осложнения поступков каждого, совмещает путь его бытия именно с творчеством, которое помогает ему творить себя и осуществлять полноценный процесс Эго-интеграции. В этом широком внутреннем процессе психодуховного реализационного индивидуального Я центральное звено, составляет самотворение положительно гармоничной Я-концепции человека.
Жизненный цикл человека содержит восемь психосоциальных стадий. Для них характерные определенные кризисы, а в случае их позитивного решения последовательно возникают такие новообразования в сознании личности: надежда, сила воли, цель, компетентность, верность, любовь, забота, мудрость. Развитие Эго человека происходит в течение всего жизненного цикла, то есть от момента ее рождения к состоянию глубокой старости.
Во время развития Я личности особенное внимание следует уделить факторам родительского воспитания и культуре.
В процессе формирования чувства Эго-идентичности и Эго-интеграции важное значение имеет способность воспринимать разные ситуации как отдельные звенья единственного, непрерывного в своём последующем опыте индивида.
Подобные документы
Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психической жизни по Фрейду. Стадии генеза психического в течение жизни ребенка. Кризисы идентичности личности.
реферат [21,1 K], добавлен 19.10.2012
Источники формирования и развития «Я-концепции». «Я-концепция» как совокупность установок «на себя». Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции». Положения феноменологического подхода. Теория Карла Роджерса. Эриксон про социальную идентичность.
курсовая работа [39,8 K], добавлен 23.02.2011
Этапы биофизического развития человека. Парадигмы психологической антропологии. Особенности понятия «групповой идентичности». Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона. Особенности учебной деятельности детей на разных стадиях развития.
контрольная работа [833,2 K], добавлен 17.10.2010
Характеристика соотношения понятий «идентификация личности» и «идентичность личности». Механизм идентификации личности в онтогенезе. Теории идентификации личности: теоретические представления зарубежных авторов и концепции отечественной психологии.
контрольная работа [30,0 K], добавлен 08.09.2010
Эго как один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго. Знакомство с необходимыми условиями для формирования эго-идентичности. Общая характеристика работ Э. Эриксона.
реферат [39,6 K], добавлен 25.05.2014
Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. И.С. Кон об этапе взрослости и его значении для человека. «Кризис среднего возраста» в современной психологии. Сущность акмеологии: взаимовлияние свойств «физической» и «духовной» субстанций человека.
контрольная работа [36,6 K], добавлен 21.05.2009
Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона. Виды идентичности. Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства). Виды кризисов, их характеристика и значение. Роль общества в развитии личности, «ритуализация».
контрольная работа [32,4 K], добавлен 22.06.2015
Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона, ее место среди других подходов. Понятие эпигенетического принципа. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности младшего школьного возраста. Уровень формирования ответственности.
курсовая работа [243,2 K], добавлен 24.05.2013
Основные подходы к пониманию личности в психологии. Биологизаторская теория. Современная концепция А. Менегетти, Э. Эриксона. Подходы к изучению личности и ее генезиса в работах советских и российских психологов. Концепция развития личности Выготского.
курсовая работа [54,3 K], добавлен 04.03.2016
Становление эго-психологии. Эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Младенчество. Раннее детство. Возраст игры. Школьный возраст. Юность. Зрелость. Основные положения Эриксона относительно природы человека.
реферат [42,5 K], добавлен 31.05.2006
Эго-идентичность
Развитие личности человека проходит в несколько психологических этапов. В каждом из них выделяются свои особенности, каждый этап отмечается специфичным для него конфликтом. Неизменным остается непрерывность развития нашего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста.
В классическом психоанализе по теории психосоциального развития личности, созданной профессором Эриком Эриксоном, принято выделять восемь стадий: младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст, юность, молодость, зрелость и старость. Обратим внимание на акценты, отмечаемые в каждой из них.
Младенчество
Малыш приходит в этот мир через мамино тело и, безусловно, связь с ней является самым важным элементом его жизни. Именно в период до года рождается отношение к окружающей среде, появляется доверие или недоверие к миру, идет наработка первого опыта переживаний. В этот период мать для ребенка — это целый мир. Он чувствует ее как продолжение себя, и потому на этом этапе важно позволять малышу исследовать свои реакции через взаимодействие с мамой. Например, некоторые женщины начинают запрещать ребенку тянуть в рот пальцы или наказывают за прикусывание груди при кормлении. Этого делать категорически нельзя, ведь этот опыт крайне важен для малыша и помогает понять, где заканчивается он и начинается внешняя среда.
При положительных переживаниях ребенок считывает этот мир как понятный, предсказуемый, учится спокойно относиться к отсутствию матери. Ни в коем случае нельзя на этом этапе позволять малышу чувствовать себя брошенным, как в случае с распространенным методом 90-х годов, когда ребенка старались не приучать к рукам и давали «прокричаться» в кроватке. Это очень травмирует психику ребенка на данном этапе.
Раннее детство
От года до трех лет малыш овладевает навыками ходьбы, бега, физически крепчает. В этот период появляются социальные традиции: умываться, переодеваться, держать ложку, следовать режиму дня. Немаловажное приобретение и контроль за своими выделительными функциями, понимание, зачем нужен туалетный горшок, определение своих первичных потребностей.
Развивается самостоятельность и желание отталкивать родителя при попытках помочь в быту. Важная составляющая взаимодействия взрослого и ребенка — это терпение первого, умение сдерживать раздражение, возможность предоставления ребенку столько времени, сколько ему нужно для своего собственного темпа. В противном случае первые зачатки будущего невротизма могут подстерегать малыша уже здесь, когда мама или папа, закатывая глаза, выхватывают у ребенка из рук одежду, игрушки, обувь и пытаются ускорить бытовые процессы. Помните о том, что заложенные в этот период установки, например, «я сам не способен сделать хорошо», «мне не нужно доводить все до конца, ведь это всегда доделывают другие», «я слишком медлительный и неуклюжий», будут руководить человеком всю оставшуюся жизнь.
Дошкольный возраст
С трех до шести лет маленький человек вдруг обнаруживает, что он девочка или мальчик. И вокруг огромное количество таких же девочек и мальчиков. С ними можно играть, совместно исследовать мир, ссориться, взаимодействовать. Появляется желание трудиться, ребенок начинает что-то понимать о работе родителей, имитировать свою трудовую деятельность. Начинает прорисовываться ответственность. Хорошо, если в семье есть младшие братья, сестры или домашние животные, так как контакт с ними дает мощную динамику в саморазвитии. Ребенок уже осознанно понимает запреты и делает попытки анализировать события вокруг. Эмоции становятся яркими и более неуправляемыми, он все еще не может их контролировать до конца, хотя уже и понимает, что сейчас происходит: злится, радуется, скучает.
Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребенка, что и будет основой для роста инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.
Школьный возраст
В промежутке от шести до двенадцати лет человек немного стабилизируется в своих процессах. Это период тихого и спокойного освоения окружающего мира, создание контактов, определение своих интересов. Фокус внимания перемещается с себя на общество вокруг. Появляются первые близкие друзья и кумиры. Девочки все чаще хотят быть похожи на мам, либо на кинозвезд. Мальчики объединяются в группы под предводительством лидеров. Психика в этот период набирает опыт взаимодействия с людьми, пробует определять свои первые границы, понимать чего мне хочется, а чего нет.
В этот период важно давать ребенку поддержку и стараться принимать его любым. На этом этапе формируется самооценка — «каким я буду, когда вырасту и смогу ли я отстаивать себя в обществе». Задача родителей — сохранять баланс между дисциплиной и относительной свободой выбора ребенка.
Юность
Период с 12 до 19 лет — самый сложный период развития и поиска своего «Я». В это время подростки сводят с ума родителей и окружающих постоянными скачками настроения, проколами носов и ушей, синими волосами и ужасным внешним видом. Это все крайне необходимо для понимания подростком своих пределов, но за этим нужен пристальный контроль, иначе может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона.
Некоторые подростки начинают чувствовать свою просыпающуюся сексуальность, пугаться изменений, происходящих с их телом. Часто на этом этапе родители могут не выдерживать такое быстрое взросление своих детей и начать отгораживаться от них работой, домашними делами. Не «бегите» от своих детей, особенно, если начинают всплывать те ошибки, которые были допущены в воспитании ранее — это часто случается на данном этапе.
Подросток свергает с пьедестала родителя, разочаровывается в нем, отталкивает и бунтует. И это необходимая часть сепаративного процесса. У всех он проходит по-разному, и главное для родителя — твердо держаться в уважительных рамках по отношению к ребенку. Уважение не отменяет дисциплины и объяснения причин такого поведения. Много говорить с ребенком, в том числе и о сексе и отношениях, интересоваться его миром, не осуждать — вот главные постулаты взаимодействия на этом этапе.
Молодость
20–25 лет — это начало взрослой жизни. Возникает устойчивое влечение, любовь, привязанность. Создаются первые семьи, на короткий период или на всю жизнь. В этот период возникает потребность в интимной близости, причем всесторонней, не только на физическом уровне. Человек учится построению межличностных отношений, и здесь для него важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях. Но в то же время необходимо научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. И если не удается обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.
В этот период человек начинает подвергать сомнению какие-то установки из детства, переосмысливает образ фигур родителей, сам становится родителем и зачастую полностью пересматривает свое мировоззрение и принципы. Под давлением нового профессионального или межличностного опыта претерпевает изменения и самооценка. Здесь важно понять свою отдельность и уникальность не только умом, но и на чувственном уровне.
Зрелость
В океан зрелости, продолжающийся в наши средние годы жизни — с 26 до 64 лет, человек входит с развитием таких качеств, как ответственность, забота, помощь внешнему миру, профессиональный рост или даже смена деятельности. Жизнь начинает ощущаться именно такой, какая она есть.
При благоприятном развитии событий, вовремя пройденной сепарации от родителей и стабильной самооценке человек на этом этапе самодостаточен и способен наслаждаться жизнью, затевать новые проекты, рисковать и двигаться вперед с высокой скоростью. Те же, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, что обедняет межличностные отношения. В это время высока вероятность развития «кризиса среднего возраста», когда вдруг пропадает смысл жизни. Человек все чаще обращается к своему внутреннему голосу с вопросами о том, куда двигаться дальше.
Старость
Последняя стадия развития личности наступает после 60 лет, когда происходит очередное переосмысление жизни, через воспоминания о прожитых годах, анализ правильности или неправильности своих поступков. Это период мудрости для тех, кто прошел долгий жизненный путь и произвел анализ своей жизни.
Здесь как никогда важно чувствовать себя удовлетворенным, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет так страшить, ведь жизнь продолжается — в потомках и творениях человека.
Нейла Елена Андреевна – Психолог-консультант, гештальт-терапевт, специалист EMDR терапии. Стаж работы 13 лет.