Что такое экодук на магистрали
Что такое экодук и как он помогает спасать жизни на оживленных магистралях
Диким животным, оказывается, тоже нужны переходы через трассы. Опыт постройки так называемых экодуков на современных автомагистралях показывает, что эти сооружения полностью себя оправдывают.
Наверно, самый известный пример — экодук на 170-ом километре трассы М3 «Украина» в Калужской области. Большинство экспертов сходятся во мнении, что эта конструкция прекрасно обеспечивает естественную миграцию диких животных.
Размещение экодука именно на 170-ом километре выбрано не случайно — именно здесь, по результатам наблюдений ученых, расположены привычные пути и тропы различных обитателей леса, прежде всего сохатых (лосей). А ведь именно выбегающие на оживленную автомагистраль лоси зачастую являются причиной серьезных ДТП. Встреча с животным на дороге опасна как для него самого, так и для водителей и пассажиров транспорта.
С момента открытия экодука на трассе М3 (13 сентября 2016) и установки защитных ограждений, аварии с участием лосей и других диких животных снизились на этом участке практически до нуля.
По результатам мониторинга (исследования следов животных, а также фото- и видеофиксация участка) переход пользуется популярностью. Например, в прошлом году через экодук перешло значительно большее количество зверей, нежели до этого.
Мониторинг уже не первый год проводят специалисты ГК «Автодор» (в ее управлении находится трасса М3) вместе с коллегами из Минсельхоза Калужской области, а также из Московского автодорожного института (МАДИ). Совместными усилиями они установили, что в прошлом году следы лосей встречались примерно в 3 раза чаще, нежели в 2018-ом или 2017-ом годах.
Также оценили переход и другие животные: на экодуке были обнаружены многочисленные следы зайцев, кабанов, лисиц и косуль.
Новейшая платная трасса М11 «Нева» также построена с учетом перемещений диких животных. Здесь широко используются специальные зверопроходы, изолированные от магистрали шумозащитными экранами.
И таких сооружений только на шестом участке (в Новгородской области) насчитывается 30 штук. Все они расположены в местах выявленной миграции зверей. Результат построек зверопереходов пока оправдывается — за все время работы участка здесь не зарегистрировано ни одного ДТП с участием дикого животного.
5 экодуков через ЦКАД построят в Московской области
На Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) будут возведены пять экодуков для перехода животных через скоростную автотрассу. Два из них уже готовы. О мостах, которые спасают жизни, в материале ОКНА МЕДИА.
Зачем нужен экодук?
По статистике ГИБДД за 2018 год, на дорогах России произошло 428 случаев наезда на животных, и это только официально зарегистрированные факты. Внезапное появление зверя на трассе представляет большую опасность – пострадать могут все участники ДТП.
Чтобы решить проблему, были изобретены экодуки – переходы для животных через автодороги. Наземные экодуки похожи на покрытые растительностью и деревьями мосты, максимально интегрированные в окружающую среду по обе стороны дороги. Подходы к мосту значительно шире основной части, чтобы привлечь как можно больше животных. Иногда по бокам экодука устанавливают шумозащитные экраны, чтобы звук проезжающих автомобилей не пугал лесных обитателей. Для перехода животных также строят подземные тоннели и навесные верёвочные мосты.
Фото: экодук покрыт зелеными насаждениями, чтобы быть похожим на привычную среду обитания животных Место для строительства экодука выбирают с учетом рекомендаций экологов и зоологов – там, где проходят тропы миграции животных. Как показывает практика, сначала звери неохотно пользуются переходом, но когда он становится частью их привычной среды обитания, постепенно осваивают новый маршрут.
Строительство экодуков в России – первый опыт
Несмотря на то что в Европе первые экодуки появились еще в 50-е годы 20 века, в России это новый опыт. Первые безопасные переходы для животных открылись в России в 2016 году.
В современном автодорожном строительстве важны природоохранные территории – новые объекты должны быть безопасными для природы и человека, не нарушать экологический баланс. Полноценное развитие дорожной сети возможно только с учетом экологических аспектов.
Фото: первый наземный экодук в России Именно поэтому необходимой частью проекта строительства Центральной кольцевой автодороги в Московской области стало возведение экодуков. Два из них уже построены на участке Третьего пускового комплекса ЦКАД и готовы принять лесных обитателей. Всего заявлено о строительстве в общей сложности пяти переходов для животных. Строительство ЦКАД планируют завершить к 2025 году.
Действующие экодуки в России
Фото: тоннель для перехода дальневосточного леопарда
Фото: калужский экодук засажен елями
Фото: экодук через ЦКАД на этапе строительства
В планах строительство экодука на 184-ом км трассы М-1 «Беларусь» в Смоленской области.
Экодуки в Европе и в мире – часть экологической политики
Идея строительства экодуков принадлежит именно европейцам – первые подобные сооружения появились во Франции почти 70 лет назад. Затем технологию освоили в Швейцарии, Германии и других странах, а лидером в этом секторе считаются Нидерланды – здесь более 600 безопасных переходов для животных, в том числе самый длинный в мире экодук длиной 800 м. В 2013 году экодук стоимостью 5 млн евро построили в Эстонии для перехода лосей через трассу Таллин-Тарту.
Фото: экодук в Нидерландах Несмотря на то что самыми распространенными являются тоннели или наземные экодуки, густо покрытые растительностью и ставшие частью природного ландшафта, встречаются и особенные конструкции. В Австралии есть специальный мост через трассу для крабов, а в Японии – небольшой тоннель для черепах через железнодорожное полотно.
Фото: экодук для крабов в Австралии С помощью экодуков ежегодно удается спасти жизни тысячам животных и избежать большого количества ДТП. Несмотря на то, что в России только начали появляться мосты жизни, эта тенденция дает положительные результаты и в перспективе поможет сохранить экологический баланс при строительстве автомагистралей.
Что такое экодук?
Экодук — это мост или тоннель для безопасного передвижения животных через дорогу или скоростную трассу.
Посмотрите, какие бывают экодуки по миру …
Экодук для миграции крабов на острове Рождества
Экодук в Нидерландах
Черепаший тоннель в Японии
Экодук в национальном парке Банф в Канаде
Подземный переход для пингвинов в Новой Зеландии
Зеленый переход через автобан в Германии
Экодук в Сингапуре
Веревочный экодук в австралийском штате Виктория
Медведь выходит из подземного экодука в национальном парке Банф в Канаде
Подземный переход для слонов в Кении
Экодук в Нидерландах
Экодук в провинции Альберта, Канада
Мост для обезьян и других желающих над шоссе в Бразильском штате Баия
Тоннель для животных в Финляндии
Экодук возле озера Кичелус
Комментарии 44
Ого! Удивлена, что даже в России есть!
Умилил освещаемый переход для животных — у нас в Новосибе даже для людей-то далеко не все подземные\надземные со светом 😀
Неужели животные будут искать себе такой переход?
Им в лесу указателей понавешают!
АХАХА, и светофоры поставят))))
А у нас медведей джипами давят…
Позор!
У нас столько народу погибло при столкновении с перебегающими дорогу животными — и только спустя десятилетия, в 2016м соизволили ПЕРВЫЙ в РФ экодук построить, не забыв при этом по ящику это пропиарить — в то время как по всему миру это давно является нормой при проектировании дорог. Печально это…
А у нас, а у них, а у нас. Будто нигде кроме как в нашей стране животных не сбивают. На ютуб залезь да посмотри как у них там так же как и у нас тут.
Да мне насрать — как там у них. Меня печалит что то — что везде является уже давно нормой у нас преподносят как невероятное событие, пытаясь ещё и пиариться на этом, наоборот стыдно должно быть — что при наличии такого потенциала так засирать всё постоянно.
Первый экодук в формате тоннеля был открыт в марте 2016 года в Приморском крае, в национальном парке «Земля леопарда».
Бразилия! Где в лесах много-много диких обезьян!))
Кстати, под МКАД в Лосинке вроде тоже есть по слухам. Но то ли животных в Москве давно нет, то ли они боятся там ходить. Про «боятся» слушок был ещё как только расширили МКАД.
Не слухи. Есть реально. Лоси переходят из одной части парка в другую под дорогой. Не каждые 10 минут, естественно.
Проезжал я под этим мостом)) приятно осознавать, что даже у нас начали думать о животных. Только таких мостов должно быть нп 1 и не 2, а тысячи на всей нашей огромной территории
не о животных тогда думали, а о еще одном миллиарде…
Экодуки: мосты, сохраняющие жизнь животным
Экодуки — это мосты или туннели, которые позволяют животным безопасно пересекать дороги, в частности, автотрассы. Экодук снижает вероятность появления животных на дороге, которое зачастую приводит или к смерти животного, или к ДТП.
Первые подобные мосты появились во Франции в 50-х годах прошлого столетия, затем стали отстраиваться в других странах Европы. На сегодняшний день Европа является лидером в этом секторе. В одних только Нидерландах построено более 600 экодуков, которые спасают жизнь барсукам, кабанам и оленям. Эта страна также может похвастаться самым длинным в мире мостом для животных, протяжённость которого составляет 0,8 километров. В России первый экодук был построен в 2016 году на 170-м километре трассы М3 «Украина». До этого попытки осуществления строительства моста для животных в России предпринимались в 2013 году на трассе под Переславлем-Залесским в Ярославской области. Однако возведение экодука в этом месте так и не состоялось.
Помимо крупномасштабных мостов для животных, существуют также более маленькие проекты. Например, временный мост на острове Рождества в Австралии ежегодно спасает жизнь миллионам красных крабов, которые в ноябре/декабре мигрируют из тропических лесов на побережье Индийского океана для размножения. А в Вашингтоне веревочный мост помогает белочкам пересекать оживлённую улицу.
На российских дорогах гибнет много животных, частичным решением этой проблемы являются экодуки
Экодук это специальный переход через автомагистрали для представителей земной фауны. Это сооружение может быть мостового, трубного или тоннельного типа. Для крупных животных нужны, конечно-же, мосты, имеющие особое оформление, они не должны содержать ступени и иметь привычные для человека бетонное или асфальтовое покрытие. Такие переходы похожи на небольшой участок окружающего ландшафта имеют травянистый покров и даже могут быть засажены кустарником или небольшими деревьями. Для крупных животных могут создаваться переходы туннельного типа. А небольшим представителям фауны достаточно трубы, проложенной под дорогой.
В этом году по инициативе Государственной компании «Авдор» был утвержден ГОСТ Р 58947-2020. Из этого документа следует, что биопереходами для животных должны быть оборудованы все скоростные трассы, а также дороги, которые пересекают пути миграции животных или проходят по территории заказников и заповедников. Так, на особо охраняемых природных территориях России экодуки для лосей, оленей и медведей должны стоять через каждые 3-15 километров трассы в зависимости от статуса заповедной территории. Экодуки для кабанов, косуль, волков, лисиц и зайцев – через каждые 1,5-5 километров. А экодуки для белок, хорьков, ласок и выхухолей – через каждые 1-3 километра. Не забыты и рептилии, и амфибии для них также предусмотрены дорожные переходы. Предусмотрено возведение нескольких типов экодуков. Ландшафтный биопереход, обеспечивает не только безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны, но и сохранение природного ландшафта, а также создание благоприятной визуальной среды. Экодук мостового типа возводится над проезжей частью дороги.
Тоннельный биопереход, возводится под проезжей частью дороги по тоннелю или через подмостовое пространство мостового сооружения. Экодук трубного типа – это биопереход в виде водопропускной конструкции, обеспечивающей безопасное пересечение автомобильной дороги отдельными видами мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, также, под проезжей частью дороги.
В мире уже давно строятся биопереходы для животных, их вид и конструктивные особенности зависят от инженерного и дизайнерского решения создателей. Например, на острове Рождества оборудован специальных переход для миграции крабов, в Японии есть черепаший тоннель, в австралийском штате Виктория создан веревочный экодук, а в Кении существует тоннель для перехода слонов, над шоссе в Бразильском штате Баия построен мост для обезьян и других животных, в Вашингтоне есть мост для белок. В Новой Зеландии обустроен подземный переход для голубых пингвинов. В России биопереходы – пока редкость, но коль скоро нужный ГОСТ уже принят, есть надежда, что экодуки в отечестве нашем станут привычной практикой.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.