Что такое экологическая культура дошкольников
Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Вера Солдаткина
Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Понятие экологической культуры детей дошкольного возраста
Актуальность: Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).
Словарная работа: Экология, природа, дети, окружающий мир, взаимоотношения.
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной деятельности педагога и ребенка.
У детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-ные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.
Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:
— потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;
— эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков
способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.
В процессе развития основ экологической культуры у дошкольников можно условно выделить три этапа,опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности: к себе; к другому; к природе.
Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности,компонентами которой являются:
* интерес к природе и проблемам ее охраны;
* знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
* нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
* экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
* мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности):
— усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
— наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
— потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;
— проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.
Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели сформированности основ экологической культуры:
* проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни
людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
* с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
* эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. д.);
* старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др. ;
* проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
* пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Таким образом, изучив понятие экологической культуры определено, что экологическая культура это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека.
Таким образом, у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
5. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольногообразовательного учреждения: метод. пособие / В. П. Вавилова. –Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014. – 131 с.
Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с.
Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука» В июне на электронную почту детского сада пришло письмо с РУО Кабанского района с предложением принять участие в республиканской конференции.
Музыкально-экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Одуванчику» Цель: формирование экологической культуры дошкольников. Задачи: Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать.
Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Презентация «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным.
Физическая культура как средство формирования жизнестойкости у детей дошкольного возраста Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие человека. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению.
Экологическая игра «Дорожка к лесному порожку» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель: формирование начальных экологических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи общие: Образовательная: знакомить детей с.
Экологическая квест-игра для детей среднего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Экологическая квест – игра для детей среднего возраста «Зимушка-зима» Подготовила: воспитатель МБДОУ №41 г. Мурманск Аливердиева Р. Т..
Экологическая викторина с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы» Цель: формирование экологических знаний, нравственно.
Развитие экологической культуры дошкольников
Марина Кущенкова
Развитие экологической культуры дошкольников
Развитие экологической культуры дошкольников
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, в связи с этим не случайно перед воспитателями встает задача формирования основ культуры рационального природопользования.
Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем.
Экологическое воспитание – достаточно молодое направление воспитательной работы по формированию экологической культуры, включающее знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах сохранения, интереса к природе, проблемам ее охраны, деятельности по сохранению и улучшению природной среды, навыкам культурного поведения в природе.
Ребенку необходимо с раннего возраста показывать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш окружающий мир стал еще краше и богаче.
Формируя бережное отношение к природе, мы должны исходить из того,чтобы дети поняли: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Поведение маленького человека в природе подчас бывает противоречивым и сложным: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное и т. д.
Надо не забывать, что такое небрежное поведение объясняется отсутствием необходимых знаний.
При усвоении детьми экологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существенную роль играют занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения. Дети знакомятся с многообразным окружающим миром живых организмов, со средой обитания и сложными их взаимосвязями. Все это позволит пробудить интерес к живому, научиться воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять ее. Взрослые должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде – в нашем общем доме – и обеспечивать свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
Формы и методы подачи материала занятий рекомендуются в зависимости от психологических особенностей дошкольников. Поэтому занятия должны быть довольно разнообразны по своему содержанию, форме, организации, методам проведения. При их проведении часто используются такие приемы, как инсценировка, чтение стихов, сказок, викторина и т д.
Насыщенность занимательным материалом вызывает у детей внимание, любознательность и позволяет глубже изучить окружающий мир. При выборе различных форм работы учитывается уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки.
Таким образом, экологическое воспитание и привитие экологической культуры является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным и важным направлением воспитательного процесса.
Экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении жизни человека, но начало берет в дошкольном детстве, под руководством взрослого.
Формирование экологической культуры дошкольников 2Слайд. «Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей, внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя».
Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Каждому певцу по дворцу» «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: 1).
Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Витамины на подоконнике» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: • Познакомить с полезными свойствами зеленого лука, петрушки,.
Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников Автор: Армянова Анастасия Владимировна Воспитатель средней.
Презентация «Формирование экологической культуры дошкольников» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2 «Формирование экологической культуры дошкольников» ЦЕЛЬ: Обсудить с родителями проблему формирования экологической.
«Веселый огород». Проект по формированию экологической культуры у дошкольников Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут,.
Семинар «Формирование экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов» Все хорошее в людях из детства. Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.
Понятие экологической культуры старших дошкольников
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология юного человека соединяет воедино материальный и духовный мир. Без подобного воссоединения невозможно воспитание и развитие экологического мировоззрения и сознания.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.
У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.
Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы.
Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.
Основываясь на деятельностном подходе в структуре развития основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие компоненты:
Деятельность в природе: Экологизация сознания:
— овладение знаниями, интересы;
Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности. Элементы экологического сознания, которые проявляются в дошкольном возрасте, носят пока ещё ориентировочный характер.
Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.
В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы основ экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более сознательные оценки поведения людей в природе, формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры старших дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.
В процессе развития основ экологической культуры у старших дошкольников можно условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности:
В качестве основных критерие в роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности):
— усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
— наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
— потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;
— проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.
Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели сформированности основ экологической культуры:
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
1. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002.-112с.
2. Оуэн Д.Ф. Что такое экология? – М.: Лесн. пром-ть, 1984.-184с.
3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./Под ред. Дьяченко О.М. – М.: НОУ Учебный центр м. Л.А. Венгера «Развитие», 2001.-141с.
4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-144с.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.
Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ
Бабикова Наталия
Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ
Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ
«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.» Антуан де Сент- Экзюпери
Человек и природа неотделимы, тесно связаны между собой. Природа – наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охрана окружающей среды, разумное отношение к природе, рациональное использование ее богатств стали настоящей проблемой века.
Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения,предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
• понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе,необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Только учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами, наведением и соблюдением чистоты на участке детского сада и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Чтобы реализовать критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе нами применяются следующие формы работы с детьми: экскурсии, беседы на экологические темы, чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными, различные тематические игры, викторины, акции, интеллектуальные игры, рисование и конструирование, наблюдение, обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, подготовка экологических праздников и т. д.
В детском саду в каждой есть уголок живой природы в детском саду, где содержаться различные комнатные растения.
Также в каждой группе детского сада есть разнообразный дидактический и наглядный материал, настольные игры, который воспитатели используют и на занятиях по экологическому воспитанию, и в индивидуальной работе. Весь материал находится в свободном доступе для детей. Причём часть дидактического и наглядного материала изготовлена совместно с детьми, с родителями.
Для воспитания осознанно-правильных взглядов на природу посредством наблюдения большое значение принадлежит ведению календарей природы, отражению в них итогов наблюдений.
Одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
На территории детского сада разработан маршрут экологическойтропы она включает в себя: клумбы, выносную мини-лабораторию, цветочные часы, метеостанцию, альпийскую горку, хвойную аллею, солнечные часы, муравьиный домик, дорожка здоровья, рябиновую аллею, «у водоема», огород гномика, птичий дворик, зеленая аптека, пасеку, березу, кустарник.
При работе с экологической тропой у детей есть возможность применить свои знания на практике, оказывать посильную помощь в поддержании порядка и благоустройстве участка (прополка, посадка, уборка мусора и тд, что способствует формированию у детей чувства ответственности, прекрасного, бережливого отношения к природе, трудолюбия. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Вся работа по экологическому воспитанию детей строится в тесном взаимодействии с семьей.
Экологическое просвещение родителей осуществляется через тематические выставки в родительских уголках, индивидуальные и групповые беседы и пр.
Родители воспитанников –принимали непосредственное участие при создании экологической тропы, они активные участники проводимых в ДОУ конкурсов, выставок, акций, праздников и вечеров досуга, а также субботников по благоустройстве территории.
При тесном взаимодействие и связи трех компонентов педагогического процесса дети-педагоги-родители, грамотно подобранных форм и методов работы по экологическому воспитанию позволит добиться положительных результатов.
Игра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.
Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: » Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.
Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.
Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.
Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста «Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.
Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: «Воспитание экологической культуры дошкольников», в которой делюсь своим опытом,.
Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.
Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.