Что такое экологическая мораль
В чем состоит смысл экологической морали: три главных правила
Еще более двадцати лет назад, в 1992 году, в Рио-де-Жанейро правительства стран мира подписали документы, в которых определили свое отношение к окружающей среде и планеты Земля. В нем прописано, что государства и их правительства должны обеспечивать своим гражданам жизнь в гармонии с природой, поощрять заинтересованность и экологическую грамотность, решать все экологические вопросы со специалистами, уделять внимание наиболее злободневным проблемам (к примеру, загрязнения, парниковый эффект, сокращение числа животных),
Три главных правила экологической морали
Если кратко вывести идеальные взаимоотношения с природой, то можно определить три правила экологической морали:
1. личная ответственность у каждого за сохранение экологии;
2. не причинения вреда живым организмам, в особенности человеку;
3. помощь всему живому по мере сил.
Радует, что последнее время люди стали более ориентированы на улучшение и поддержание экологической стабильности. Все стремятся достичь определенного баланса, конечно, приходится ограничивать свои аппетиты в использовании даров природы. Есть специальная формула, с помощью которой можно вычислить экологическую мораль для каждой из стран. Она довольно простая: поделите количество заповедников на количество охотничьих угодий в конкретно взятой стране. Она сразу покажет, насколько люди ценят природу, ведь именно в угодьях могут истребляться животные в больших количествах (то есть человек ориентирован на потребление), а в заповедниках, наоборот, люди стараются сохранить редкие виды животных и помочь им адаптироваться к окружающему миру.
Принципы экологической морали
Человек с высоким уровнем экологической морали может и должен просчитывать все последствия и думать об их влиянии на будущее. Снижение потребления электроэнергии приводит к меньшему количеству электростанций, а значит, к меньшему уровню загрязнения. Консультация со специалистами на всех уровнях производства поможет избежать экологических катастроф, к примеру, сразу необходимо подумать об утилизации отходов в строительстве или чем заменить опасные химикаты в земледелии.
Неразрывность связей между человеком и природой, высокая экологическая мораль и правильное воспитание способны обеспечить нам и нашим потомкам безоблачную жизнь в гармонии с природой.
Экологическая мораль.
Изучение нового материала
Небольшое вступление к уроку.
-Наша планета – третья планета Солнечной системы, такая маленькая если смотреть на нее с космоса, и в то же время такая большая.
Если объехать кругом земной шар, нужно будет проделать путь в 40 тыс. км, а если идти пешком со скоростью 30 км/день, путь займет 4 года.
Девизом нашего урока я взяла следующие слова: «Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю тоже нужно охранять, она такая же как мы, живая»
Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду
Мы с вами пришли к выводу, что природа и человек – единое целое, природа дает человеку все необходимое для существования.
Запись в тетрадь: Есть такая наука – экология, в переводе с греческого – наука о доме.
Ребята, человек СОЗДАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
-А КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАМ ИЗВЕСТНЫ? (Подумайте)
В мире природы, где все взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.
ЭКОСИСТЕМА — это функциональное единство живых организмов и среды их обитания.
Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.
Работа с учебником. Прочитайте материал учебника на стр. 133 и попробуйте нарисовать словесный портрет ответственного человека.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ к природе – это ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ!
К чему может привести безответственное поведение? (Подумайте)
2.Тяжелые последствия безответственности:
Человечество– это своеобразная болезнь планеты, вызывающая появление на теле земли глубоких язв и разных наростов. Это слова Владимира Солоухина. Прав ли он?
Давайте прочитаем несколько примеров и сделаем вывод.
Пример 1. Авария на Чернобыльской АЭС. В результате катастрофы был нанесен огромный вред окружающей среде – территория на десятки лет превратилась в мертвую зону. Последствия этой аварии до сих пор дают о себе знать.
Пример 2. Знаменитое Сакское озеро https://ru.wikipedia.org/wiki/Сакское_озеро
из глубин которого добывают уникальную грязь, способную поставить на ноги тысячи больных людей, в 1893 году разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая – «производила» соду. Разделение озера привело к образованию в нем нескольких изолированных водоемов, нарушив естественные условия его существования.
Пример 3. За год в атмосферу Земли выбрасывается около 5 млрд т углекислого газа. В результате появляются озоновые дыры – над Антарктидой, Арктикой, Европой. Кислорода становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбрасываемых предприятиями черной металлургии и химической промышленности все больше.
Ребята, мы с вами выяснили, что человек ОКАЗЫВАЯ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ – СОЗДАЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ИМЕННО ОТ НЕГО, Т.Е. ОТ ЧЕЛОВЕКА, ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ, ПОТОМУ ЧТО В ЕГО РУКАХ РАЗРЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.
Еще Петр первый обратил на это внимание.
Экологическая мораль.
Используя ссылку посмотрите видеоурок
У каждого живого существа есть свое законное место в биосфере. Истребите ту же лягушку — и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие-нибудь ферменты. С этой точки зрения вообще любая тварь ценна точно так же, как и человек. Такова жизнь, человек не может отменить ее законы — так он отменил бы самого себя.
Сделаем вывод:
Экологическая мораль – это представление человека о мире и его взаимоотношения с природой.
Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее существование.
И В ЗАВЕРШЕНИЕ, я хотела бы привести слова философа Норберта Винера
«Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя»
Домашнее задание.
Параграф 16, прочитать, ответить на вопросы (или подготовить вопросы учителю).
Экологическая мораль или правила доброго поведения
Правила морали, их распространение на отношения человека с природой. Смысл экологической морали, предпосылки ее формирования. Реализация принципа невмешательства. Природные явления, составляющие естественную среду жизни, в системе социальных ценностей.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.05.2013 |
Размер файла | 14,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Экологическая мораль или правила доброго поведения
экологическая мораль социальная ценность
Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.
Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой.
Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.
Три главных правила экологической морали:
Предшествующие экоэтике этические учения исходили из предпосылок, что при всей активности человека, природа, ее системы остаются неизменными; действия, направленные на нечеловеческий мир, должны оставаться этически нейтральными; вся традиционная этика была, в основном, антропоцентрична.
С усилением хозяйственной деятельности в Древней Греции в общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы. Деятельность человека все больше приобретала характер утилитарного пользования. Возникает поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классический период античной культуры стало складываться новое отношение к природе. В позднеантичную эпоху римляне продемонстрировали способность использовать ресурсы природы в своих интересах. Они рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.
В Средние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Они призывали человека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами.
В современном мире природные факторы имеют ценность лишь в контексте прогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.
Экологическая этика ставит вопрос, обращая внимание по существу на мировоззренческую проблему. Какой смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческой проблемы являются вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем? Или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней? Недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него. Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества.
Прежний антропоцентризм исчерпал себя, в силу своей односторонности стал серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам.
Список литературы
Блог домашней учебной работы по биологии Селеменевой Ю.В.
Страницы
среда, 12 марта 2014 г.
Понятие об экологической морали 11 класс
8 комментариев:
Я считаю, что экологическая мораль является общечеловеческой
1. Конечно, экологическая мораль является общечеловеческой. Современная культура основана на общечеловеческих ценностях и экологическом отношении к жизни и окружающей среде. Человек занимался экологической деятельностью с самого своего возникновения на Земле. Природа, включающая человека, уже не только и не просто природное образование. Действия человека в его отношениях с природой — это уже не природный феномен.
2. Безусловно, важнее моральная ответственность. Но, к сожалению, современное общество не готово отказаться от дополнительного заработка с помощью природы. Человечество даже не задумывается, что они сами губят и рушат все целостность и совокупность природной системы. Поэтому, современные люди считают важнее правовую ответственность, что является неверным.
3. Решения человека по отношению к природе зависят на прямую от денежной прибыли. Люди стараются как можно хитрее обмануть законы своего государства, навредить окружающей их среде, только чтобы получить как можно больше денег. Из этого можно сделать вывод, что современные люди стали меркантильными и готовыми на все ради материальных благ.
4. Я считаю, что действия таких людей очень низки, бессовестны и бессердечны. Страшно представить, что же будет с нашей планетой через несколько десятков лет. Но, к счастью, сейчас создаются общества по охране природы, проводятся различные митинги, призывающие остановить свои грубые и страшные действия. Не нужно думать, что разрушение планеты и всей природы Вас не коснутся. Может быть, они и правда не коснутся именно Вас, но коснется это нашему следующему поколению. Нужно думать о будущем и заботиться о нем заранее!
Да Является, экологическая мораль общечеловеческой. Важнее в отношениях личности к природе-моральная ответственность. Ситуация 1.Удовлетворяя свои экономические потребности общество воздействует на окружающую среду и посягает на целостность экологии. Результатом такого несогласованного поведения является причинение вреда природной среде. Ситуация 3. Виновный понимает, что нарушает правила охраны природы, но относится к этому безразлично (небрежность), либо надеется, не имея к этому достаточных оснований избежать вредных последствий (легкомыслие). Например: незаконная охота. Я хочу привести ситуацию: Национальный Парк «Масоала» расположен в отдаленном районе на северо-востоке Мадагаскара. Большая часть парка до сих пор не исследована. Местные жители обустраивают временные жилища у берегов рек и в погоне за выручкой вырубают леса. Виновные понимает, что нарушают правила охраны природы, но относится к этому безразлично. Лица, совершившие нарушение лесного законодательства, могут привлекаться к материальной ответственности.
Основные принципы экологической морали:
— не навреди;
— соблюдение прав природы;
— компенсация ущерба;
— не вмешательство.
1. Экологическая мораль является общечеловеческой, потому что каждый человек должен заботиться об окружающей среде, так как состояние окружающей среды напрямую влияет на жизнь и здоровье человека.
2. Я считаю, что в отношениях человека к природе важнее моральная ответственность. Потому что правовая ответственность подразумевает наличие законов направленных на сохранение и защиту окружающего мира, но проследить за выполнением этих законов не просто. Намного правильнее будет, если каждый человек будет следить за своими действиями и нести ответственность за них в первую очередь перед самим собой.
3. Принимаемые человеком решения напрямую связаны с ответственностью за них.
Этот комментарий был удален администратором блога.
Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире
Урок 12. Технология 10-11 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире»
Когда-то целью человеческого осознания было приспособление к природным условиям. Люди хотели оградить себя от стихий и безопасно обустроить собственную жизнедеятельность. Именно в этом направлении развивался тогда человеческий разум – подчиняться природе и жить с ней в гармонии. И природа за это щедро платила: земледелие, промысел, скотоводство, плодородие почв.
Но с развитием человечество пришло к другой позиции – подчинить себе природу. И, кстати, немало люди в этом преуспели. Особенно в двадцатом веке.
Увлечённость всем искусственным породила такие понятия, как «техника», «технология» и «технический прогресс», что впоследствии привело к «обискусствлению» природы.
Пространство, которое окружает человека, всё сложнее называется биосферой, и всё с большей уверенностью утверждает себя как «техносфера», «инфосфера» и так далее.
Сейчас всё больше обостряется конфликт между естественным и искусственным, и разрешить его, урегулировать противоречия человека и дома, в котором он живёт, человечества и планеты – главное предназначение человеческого разума.
В наши дни вопрос о проблемах экологии вошёл во все сферы жизнедеятельности человека. Человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности. Рост населения требует всё больше новых предприятий и заводов. Вместе с этим, вырубаются огромные лесные массивы, загрязняется окружающая среда (вода и воздух), разрушается в значительной мере почвенный покров, исчезают целые ряды животных и растений, нерационально используются природные ресурсы.
Природа не справляется с такой нагрузкой. В результате чего происходят катаклизмы: наводнения, цунами, ураганы. Ухудшается среда обитания и нарушается экологический баланс – равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов. Мы видим, что происходит усиление парникового эффекта и разрушение озонового слоя, идут кислотные дожди.
Также природная среда оказывает и отрицательное воздействие на развитие каждого конкретного человека и общества в целом. Так, например, возникли многочисленные заболевания людей, которые вызваны нарушениями в сфере экологии.
Конечно, и средства защиты с каждым годом модернизируются: очистные сооружения, технологии утилизации мусора, рост служб контроля производства. Это бесспорно необходимые действия для борьбы с последствиями сложившейся ситуации. Но эта борьба со следствием нашей общей болезни, причём очень затратная и малоэффективная. Корни экологической проблемы уходят намного глубже. Они в каждом из нас, в нашей душе и сознании, в нашем отношении к себе и к миру, в нашем нежелании видеть дальше своего носа.
В суете нашего времени человека со всех сторон нагружают огромным количеством информации. Сфера материального потребления всё больше затягивает людей в свою воронку. В своей жизни мы очень часто захламляем окружающее нас пространство ненужными вещами, вместо того, чтобы подумать – так ли мне нужна та вещь, к которой так привычно потянулась рука в магазине? Зачем это использовать? Как это влияет на моё здоровье и мир вокруг? Можно ли без этого обойтись?
Нарастающий темп жизни не позволяет остановиться и задуматься над самыми важными вопросами бытия. Сейчас как никогда раньше возникла острая необходимость создавать новую технологию улучшения окружающей среды. Речь идёт о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на планете. Но возможно ли это?
Есть такая новая наука – экология сознания, которая как раз помогает человеку осознать происходящее, научиться по-новому видеть мир и себя, по иному мыслить, чтобы сохранить жизнь на Земле, и сделать её гораздо интересней.
Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение её с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоёв, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете.
Становление экологического сознания идёт по четырём направлениям: научному, экономическому, культурному и политическому.
Научное направление проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности. Экономическое – проявляется через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу.
Культурное направление выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды. А политическое – проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека. Для того чтобы экологическое сознание благоприятно формировалось необходимы: соответствующие законы, которые помогут сделать предприятия экологически чистыми (например, через налоговые льготы); общественное мнение, которое усилит обыденное экологическое сознание с помощью участия лидеров «зелёных» движений; а также экологическое воспитание и образование с детских лет.
Экологическое сознание подталкивает на постоянный поиск новых идей и решений, учит мыслить глобально, помогает держать сознание «на плаву». Чтобы изменить экологическое сознание человечества, стоит начать с каждого человека в отдельности. Мы давно нуждаемся в новом способе осознания себя в мире, в переходе к картине мира, где человек является функциональным звеном, а не созерцателем и эксплуататором. Итак, что можно и нужно делать для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Остановить всё производство это не путь. Надо чтобы всё, что мы делаем не наносило неисправимый вред природе. А для этого нужно правильно себя вести. Что это значит? Правила просты. Срубили лес, надо посадить новый. Вредные сбросы надо очистить. И использовать лучшие технологии, чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.
Можно ли жить в гармонии с природой? Конечно, да! Правила, как жить в гармонии с природой записаны в документе, который приняли во многих странах. Он называется ХАРТИЯ Земли.
К сожалению, пока не все эти правила соблюдают. Но всё же что-то мы можем сделать и сейчас. Например, всегда выключать свет, выходя из комнаты; выключать воду во время чистки зубов, не забывать вовремя выдёргивать из розетки зарядку от телефона, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно, сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Надо помнить, что от нас многое зависит. Что касается более глобальных решений, то люди должны стараться сократить площади земель нарушенных хозяйственной деятельностью. Параллельно с этим, следует прилагать усилия по сокращению энергетической мощности хозяйственной деятельности за счёт энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.
Каждый человек, прежде всего, должен осознавать, что крайне важно экономить энергию и воду. Экономия энергии позволит: уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу, экономить топливо, сократить число электростанций, сохранить дикую природу благодаря меньшей добыче полезных ископаемых.
Природа – источник красоты и основа жизни людей. Беречь землю, воду, воздух – священная обязанность каждого из нас.
Природа едина, в ней всё взаимосвязано. Уничтожение лесов в одной стране приводит к сокращению природных богатств всей планеты, выбросы химических веществ на одном континенте могут вызвать рак кожи у людей, живущих в других частях света, поступление в атмосферу углекислого газа в одном месте ускоряет изменение климата Земли в целом. Но люди могут изменить ситуацию. Ведь, как мы поняли, чтобы был порядок на нашей планете, прежде всего, его нужно навести в наших головах и нашем отношении к миру. Человечество может спасли Землю от экологической катастрофы и сохранить её для следующих поколений. Помните, беречь природу задача каждого из нас!
Закончить урок хочется строками стихотворения известного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.