Что такое экологически развитая среда

Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников

Что такое экологически развитая среда. Смотреть фото Что такое экологически развитая среда. Смотреть картинку Что такое экологически развитая среда. Картинка про Что такое экологически развитая среда. Фото Что такое экологически развитая среда Елена Мясникова
Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников

В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос достаточно остро рассматривается как за рубежом, так и в России. Особую популярность в середине ХХ века получили различные конференции по экологическому образованию, проходившие на международном уровне. На этих конференциях впервые был затронут вопрос о непрерывном экологическом образовании, начиная с дошкольного возраста; а также разрабатывались подходы и стратегии; формулировались цели, задачи и принципы экологического образования.

Такие активные действия были обусловлены экологическим кризисом, который был связан не только с глобальными открытиями и интенсивным использованием новых технологий, но и с изменениями отношения человека к природе. Человек стал потребительски относиться к природному миру и его богатствам; стал воспринимать природу как неисчерпаемый источник для удовлетворения своих потребностей. В связи с этим природные ресурсы стали быстро исчерпываться, что, в свою очередь, привело к зарождению серьезных экологических проблем, требующих пристального внимания и своевременного разрешения.

В нашей стране формировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Поэтому Концепция общего экологического образования (1994г.) теснейшим образом связана с Концепцией дошкольного воспитания (1989 г.).

В основе экологического воспитания и образования лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного, животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

1. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.

2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

3. Саморукова П. Г. Мир природы и ребенка. Учебное пособие, 1998.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. Ж – лы «Дошкольное воспитание»

Источник

Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ

Что такое экологически развитая среда. Смотреть фото Что такое экологически развитая среда. Смотреть картинку Что такое экологически развитая среда. Картинка про Что такое экологически развитая среда. Фото Что такое экологически развитая среда Ольга Лебедева
Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Развивающая экологическая среда

и методы экологического образования в ДОУ

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 118

Еще К. Д.Ушинский заметил: «Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, то ведите его в природу»

Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии«. Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. (5)

Деятельность педагога в процессе экологического образованиядошкольников состоит из двух взаимосвязанных процессов:

-экологического обучения

экологического воспитания,

что приводит к формированию у обучающихся экологического мировоззрения, которое проявляется в различных формах экологической культуры.

Экологические знания, усваиваемые в процессе экологического обучения, способствуют формированию экологического сознания, внешним откликом которого является соответствующее поведение.

Чтобы этого достичь ставятся две базовые задачи:

1) ознакомление детей с явлениями и объектами природы;

2) «развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями» [4],

а основным содержанием экологического воспитания является

— воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

— формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

— участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Выделяют следующие группы методов:

— наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

— словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогичес-

кая оценка, вопрос и т. д.)

— практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)

— собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)

— игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

Остановимся подробнее на некоторых методах и формах экологического воспитания дошкольников.

1. Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания

Растения, находящиеся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы.

Уголок природы в группе детского сада

Для проведения наблюдений важными являются три момента:

— наличие природных объектов;

— определение содержания наблюдений;

— поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.

Требования к проведению наблюдений

1. Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений.

Любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах.

2.Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Наблюдение за ростом и развитием живых существ

В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду.

Наблюдение с использованием опытов

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами «живой и неживой природы». Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

2. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей.

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.

Предметное моделирование различных объектов природы

Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

3. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон.

Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные, отражающие природу, ее явления, деятельность людей.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

5. Экологические занятия и комплексные мероприятия.

2 Формы экологического воспитания

Одним из вариантов организации экскурсионной деятельности может быть следующий: вводная беседа, коллективное наблюдение, самостоятельное наблюдение, сбор природного материала, игра с собранным природным материалом, подведение итогов [2].

Работа с родителями

Авторы большинства современных методик экологического образования дошкольников [В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, др. ] единодушны в понимании необходимости совместной деятельности детей и родителей. Причем в некоторых случаях участие родителей в реализации программы является необходимым условием ее осуществления. Педагогу просто необходимо сделать родителей своими союзниками и партерами. Такая деятельность достигается путем реализации совместных проектов на основе объединяющей всех участников образовательного процесса идеи. Чаще же всего основными методамиработы с родителями являются: индивидуальные беседы, родительские собрания и открытые занятия. Сегодня набирают популярность мастер-классы, круглые столы, экологические акции, флешмобы и др. (3)

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.

3. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

Источник

Доклад на тему :«Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

« Развивающая среда для экологического образования:

экологические комплексы в ДОУ »

Наиболее значимой и важной задачей в работе ДОУ в последние годы стало создание системы экологического воспитания. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды. Психологи и педагоги

считают, что для успешного развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, необходима развивающая среда.

Экологическая развивающая среда – это обозначенные специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания.

Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Элементы развивающей среды

Формы и методы работы

Экологическая комната (класс)

Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы.

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Проведение исследований, эксперементирование, наблюдение.

Познавательная, формирование интереса к чтению.

Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов.

Воспитание трудовых навыков,эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование эколгически чистого урожая, знакомство с проавилами экологической безопасности.

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)

Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы.

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников.

Музей, картинная галерея.

Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.

Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ.

Эстетическая, развитие фонтазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках.

Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала.

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные).

Познавательное, эмоциональное, эстетическое развитие, интелектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.

Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ.

Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль — повышают эффективность экологического образования.

Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.

1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-оборудование для организации опытнической деятельности;

-модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).

2. Экологическая комната.

Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В экологической комнате могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния.

В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:

— зона обучения. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей;

— зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала;

— зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;

— зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

Можно выделить несколько видов лабораторий:

— лаборатория в отдельном помещении,

— в экологической комнате,

— в группе (мини-лаборатория),

— лаборатория на территории детского сада.

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.

4. Музей природы родного края

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

I Раздел «Природа родного края»

Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).

Принципы отбора объектов для зоны коллекций:

-доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);

-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);

— природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений);

-безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).

Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).

Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.

Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

II Раздел «Природоохранительная деятельность ДОУ».

Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.

1.Интересные природные объекты (лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород).

Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

1.Газина О. М., Фокина В. Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста. – М., 2013.

2.Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гуманит. ун-та, 2008. –326с.

3. Лобанова. Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности
дошкольников. Учебно-методическое пособие Балашов 2005. стр

5.Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. –

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *