Что такое экологичная личность
Что такое экологичная личность
Однако сегодня становится ясно, что экологическая тематика приобретает не просто научный, но прежде всего личностно-ориентированный аспект. Переходя от экологии вообще к экологии личности, мы переходим от человечества к отдельному человеку.
Обратимся к практике экологического образования: насколько действенными являются усилия по формированию экологического сознания, мышления, поведения, не находимся ли мы в ситуации крыловской басни, когда «Васька слушает, да ест», и не следует ли формирование экологического сознания увязать прежде всего с нравственным воспитанием? В свете сказанного, вопрос, что называется, риторический. В таком понимании нравственное и экологическое сознание сказываются неотделимыми, нельзя достичь одного без другого. Это усложняет формирование экологического сознания, мышления, поведения, поскольку к вагону экологических проблем добавляется маленькая тележка нравственных, или наоборот.
Решение группы социальных проблем предполагает проведение экологической политики, создание промышленных и агропромышленных технологий, которые бы минимизировали негативные последствия пребывания человека на земле, причем независимо оттого, хороший это человек или плохой: ресурсосберегающие, безотходные, экологически чистые технологии и способы обитания человека. Поскольку же это задача сложная и долгая, можно, как делают некоторые просвещенные страны, вывозить вредные производства в непросвещенные страны. Решение этих проблем предполагает специальную подготовку и специальное экологическое обучение.
Социолог Макс Вебер выделил несколько регуляторов общественной жизни, источников влияния, власти, которые лежат в основе появления и определяют существование социальных союзов: харизма, традиция, закон. Все они регулируют не только отношения людей друг с другом, но и отношение людей к миру, природе, окружающей среде.
Итак, благословясь, начни с себя всякий, кто ощущает себя личностью, прислушайся к себе!
Речь вдет о том, что ни президент-надежа, и ни долгожданные законы, ни объединяющая национальная идея, никакие иные социальные регуляторы не могут быть гарантом нашего экономического и экологического благополучия, но именно совесть каждого является гарантом существования и утверждения и того, и другого, и третьего. Именно совесть способствует наведению порядка в душе, просыпаясь при неполадках. Да, она может стать когтистым зверем, одичавшим в заточении и неволе, в душевной темнице, но в том-то и задача нравственного воспитания, чтобы не доводить ее до такого состояния.
Георгий Ильин,
доктор педагогических наук,
г. Москва
Презентация на тему: Формировани экологически совершенной личности
Формировани экологически совершенной личности Выполнила: Магистр 605 гр. Озорнина Т.А.
Становление экологической педагогики Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в отечественной психологии в середине 90-х гг. исследований по экологической психологии. Ее данные позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования, что открывало возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.
Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке – экологической психопедагогики
Экологическая психопедагогика – это методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования.
Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики.
Именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологического образование.
Одной из главных практических задач экологической психологии является разработка научной основы для системы экологического образования
Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления этим процессом.
С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности
Система экообразования должна быть перенесена на первое место по значимости среди других функциональных систем общества. Это переопределяет ее целевую функцию из обслуживающей в производящую.
Повышению эффективности экологического образования служат: Разработка адекватных сверхзадач образовательных технологий, использующих современные информационные технологии, а также психологические технологии, создаваемые в экопсихологии и психологии виртуальных реальностей. Экологизация и глобализация содержания образовательного процесса в широком смысле, то есть ориентация на целостность знания, системность преподаваемых дисциплин, повышение степени их взаимосвязанности, приоритет знаний ноосферологического характера, а также всего того, что способствует культурному и духовному развитию личности. Непрерывность образования.
Экологическое образование есть одновременно и цель и средство обретения Образа (образ- ования), противостоящее без- образию (повреждению и лишению образа), причем как внутри души (индивидуальной психики), так и в Эйкосе (внешнем Мире) по Калмыкову А.А.
Современность требует от системы образования по крайней мере двух вещей: во–первых, специалист должен иметь возможность постоянно находиться в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечивалось, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структуры деятельности; во–вторых, непрерывного личностного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе.
Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическом типом экологического сознания. экоцентрической тип экологического сознания характеризуется тремя главными особенностями (по Ясвину, Дерябо): 1) психологической включенностью человека в мир природы, 2) субъектным характером восприятия природных объектов, 3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Характеристики экологической личности: психологическая включенность в мир природы: а)экологичная личность стремится быть экологически осторожной б) экологичная личность стремится быть экологически умеренной в) экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним г) экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной
Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах: а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов. б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, довольствием от самого процесса познания. в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо “полезный продукт”, а потребность в общении с ними. г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями “дальнего прагматизма” (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее смой.
Образование интерпретируется как интерактивная деятельностная компонента бытия, что предполагает участие как преподавателя, так и обучающегося в совместном формировании Образа Мира, Образа Себя в Мире и Образа своих действий в Мире.
Один их важнейших принципов обучения должен состоять в “индивидуально-личностном” подходе, основанном на том, что каждый человек работает и успешно общается с окружающими на том уровне, который ему доступен по возрасту, интересам, жизненному опыту, типу реакции, памяти и т.д. Это предполагает наличие права выбора у обучающегося; творческое участие не только в освоении преподаваемого материала, но и в выстраивании последовательности учебного процесса.
ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА
Главная страница » Экологическое сознание и что нужно знать про экопсихологию
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Экологическое сознание и что нужно знать про экопсихологию
Принципы экологической психологии
Сегодня экологическое сознание неотъемлемый компонент мира, в котором будут жить наши правнуки. Антропогенные изменения климата оказывают влияние на экосистемы. Уменьшение снегопадов, повышение уровня моря, пересыхание пресноводных рек и болот. Ежегодное исчезновение от 17 до 100 тысяч видов живой природы. В результате окружающая среда, в том числе городская, меняется.
Эти процессы стали естественным импульсом развития для экологической психологии. Она ставит целью изучить поведение человека и трансформировать модели поведения во имя выживания. По итогам 7ой Российской конференции по экологической психологии сделала выжимку в небольших и ёмких тезисах. Они помогут сформировать среднестатистическое представление о принципах экологического сознания и социального поведения, которым отличается поколение миллениалов.
Экологическое мышление заложено в природе человека
Сущность экологического сознания обусловлена двусторонним взаимодействием человека с окружающей средой. Среда оказывает влияние на человека, а человек – на среду (антропогенное воздействие). Но углубляться в антропогенное воздействие я не буду. Потому что человек, открытый миру и сконцентрированный на изменениях окружающей среды поймёт, о чем речь.
Для тех же, кто смотрит слишком много телевизора, предлагаю оторваться и погулять по округе. Потому что каждый без труда даже в безлюдной тайге увидит влияние человека.
В результате это взаимодействие формирует представление о месте и роли человека в экосистеме. Примечательно, что принцип стратегии поведения в среде определяет самочувствие.
Artistic surreal female profile in a metamorphosis with nature
То есть в нашей психологии заложен такой механизм. Как только дело касается биологического сохранения организма, то включаются мыслительные тумблеры. Они начинают анализировать окружающую среду и выявлять факторы, угрожающие выживанию.
До нашей эры такой тревожный звонок решался переселением. Из-за этого племена снимались с места обитания и уходили на другие территории. Об этом сегодня свидетельствуют найденные заброшенные города, такие как Ангкор Ват или пирамиды в Перу. Однако в современных условиях перенаселения планеты, народы уже не могут этого себе позволить. Поэтому приходится находить пути урегулирования антропогенного воздействия, оставаясь в текущих локациях.
Кто-то ещё думает, что экологическое мышление – это политическая уловка для зарабатывания денег?! Значит, как бы сказали айтишники, ваши мозги перегрелись и сгорели. И срочно нужно менять карту памяти и жесткий диск. Потому что вы, скорее всего, уже лишены принципа самосохранения.
Экологическая компетентность начинается с социально ответственного поведения
Экологическое сознание является показателем нравственной зрелости личности. Его система состоит из трёх типов: отношения к природе, отношения к себе и отношение к другим людям.
Шляпникова И.А. и Деменьшин В.Н. провели исследование, в котором попытались найти взаимосвязь между этими типами. В результате удалось установить, что в любом возрасте люди, склонные к принятию и уважению других, также берегут природу. Другие взаимосвязи не были столь очевидны.
Однако интересным наблюдением стала возрастная динамика структуры экологического сознания. Так возраст 12–19 лет характеризуется общей настройкой взаимосвязей компонентов экологического сознания. По сравнению с ним 20–29 лет выделяется сильной разобщенностью компонентов. А возраст 30–39 – благоприятен для развития связи между отношением к себе и отношением к другим. В то время как 40–60 – благоприятен для развития связи между отношением к природе и отношением к себе.
В итоге такие выводы свидетельствуют, что молодое поколение тонко настроено на осознание мира. Никакая информационная война не может манипулировать движением нигилистической массы. Особенно против её личной воли, сформированной на внутреннем ощущении. Думаю, что именно поэтому речь Греты Тунберг вызвала ажиотаж среди европейской молодёжи, особенно в Германии.
Миллениалы же активно поддерживают экологические инициативы и ориентированность экономики на сохранение планеты. Им свойственно социально ответственное поведение, которое они также прививают родственникам, коллегам и детям. Хорошо осознают проблемы окружающей среды локации, в которой проживают. Поэтому способны принять новые молодёжные течения экоактивистов, с одной стороны. И вносят посильную помощь при переформировании экономических систем, взаимодействуя со старшими поколениями – с другой стороны.
Немного статистики от русских одиннадцатиклассников в 2015 году
Насколько бы объективно востребованным ни было то или иное направление, умами пока ещё правят стереотипы. Это подтверждает проведенный в 2015 году опрос по выбору профессий среди одиннадцатиклассников.
Среди самых привлекательных профессий будущего школьники выбрали образование, социальную сферу, право, финансы, менеджмент. На восьмом месте всё ещё космос. А вот экология заняла предпоследнее 15 место и встала перед биотехнологиями. Безусловно, энергетика и добыча ископаемых – на 12 и 13 строчках.
Также интересно, что при городском уровне зарплаты в село готовы переехать только 4,5% учащихся. А вот в другое государство – 22,7%. И это не смотря на усугубляющуюся экологическую ситуацию в городах всего мира.
Более того среди важных экологических профессий школьники на последнее место отнести мусорного дизайнера. А на первое место поставили рециклинг-технолога.
Прежде всего важно отметить, что профориентационная работа по экологическим профессиям в образовательных учреждениях отсутствует. Следовательно на таком восприятии школьников сказывается отношение к происходящему их ближайшего окружения. А также отражаются распространённые парадигмы информационного пространства, в котором они формировались. Также интересным фактом является и то, что эти школьники рождены в 1998 году. Первые места перспективных сфер в сознании школьников обеспечены внутренней политикой страны.
Определяющие направленности действий человека: «экосберегающий» или «экоразрушительный»
С точки зрения экологической психологии в мире существует всего 2 типа людей: экосберегающий и экоразрушительный. Пришла пора узнать всю правду о себе, и своём окружении.
Экоразрушитель ориентирован на рост материального потребления. Осмысливает свои действия только в финансово-экономическом контексте. Относится к деньгам как основному жизненному ресурсу. Наделяет экологическое окружение денежно-утилитаристскими смыслами, качество жизни связывает с финансовым благополучием, существует в товарно-денежной системе.
Экосберегатель поддерживает экологическую устойчивость. Нацелен на снижение антропогенного давления на экосистемы. Осмысливает свои действия в биосферном контексте. Относится к природным экологическим системам (биосфере планеты) как основе жизнеобеспечения человека. Экологическое окружение обретает для него внутреннюю ценность. То есть качество жизни оценивается по экологическим критериям, в которых он чувствует себя частью биосферы.
Темная триада личностных свойств на службе у экологического сознания
Психолог и специалист в области психологии индивидуальных различий М. С. Егорова в исследованиях пришла к интересному выводу. Экологическое сознание может быть связано не только с развитием положительных черт личности. Она принимает во внимание и негативные черты, относящимися к Темной триаде личностных свойств. То есть люди, склонные к эгоцентризму и нарциссизму, тоже способны к экологическому сознанию. Результат зависит от направленности действий окружения человека.
Экопсихология в научном мире
Экологическая психология — это дисциплина, в основе которой лежат подходы нескольких школ. Она широко изучает психологические свойства окружающей среды, её воздействие на экологическое сознание индивида. Также экологическую психологию относят к естественным наукам, а не к социальным.
Основоположником считается Джеймс Гибсон, который утверждал, что мир делится на физический и экологический. Физический мы познаем с помощью наук (физика, химия), а экологический – с помощью органов чувств. Экологический мир состоит из животных и окружающей среды. При этом они неотделимы друг от друга и находятся в постоянном взаимодействии.
Американский социолог Теодором Роззак в 60-ые гг. утверждал, что крупнейшие преобразования будущего возможны благодаря начавшейся в молодёжной контркультуре духовной трансформации всех сторон жизнедеятельности. Также он выступал главным редактором журнала «Экопсихология», который нёс гуманистическую идею лечения планеты и души человека.
Сегодня экопсихология стремится понять пути, увеличивающие эмоциональную связь между индивидом и естественной природой. Чтобы в конечном счёте индивид вылечился от отчуждения от природы.
Практическая психология и экологическое сознание
Сегодня экологическая психология никак не реализует свой потенциал по созданию экологических моделей поведения человека. В Москве есть только один практикующий психолог, который проводит экотренинги. Однако и здесь суть экологического поведения реализуется в зачаточном состоянии. Тренинги базируются на проведении на природе, где человек черпает энергию. О том, какой спрос на подобную услугу, рассказывает психолог-консультант Наталья Прахова:
«В настоящее время количество семей, которые прошли авторский метод терапии, совсем небольшое. На данный момент люди часто отказываются из-за дороговизны, но спрос сохраняется и растет. За мою практику в 4 года было около 60 клиентских запросов, из которых пришли 15%. Наши соотечественники еще не готовы к длительной и дорогой терапии. Думаю, что нам предстоит долгий путь, прежде чем это направление займет место в психологии».
Среди методов Наталья использует герботерапию, анималотерапию, прогулки и общение на природе. В перинатальной тематике – вегетативные процессы роста, которые помогают при прохождении протоколов ЭКО. В ходе терапии всегда она отмечает, что вегетативные силы природы способствуют расслаблению. А также помогают быстро восстанавливать энергию и в целом положительно влияют на ход терапии. Лес относится к третьему уровню природы по энергетике. На первом месте – горы, на втором – море.
Конечно, пока терапевтический метод ориентирован больше на потребительскую модель. Но давайте вспомним гипотезу биофелии о том, что у человека есть врожденный инстинкт связи с природой. Поэтому сохраняется надежда, что психологи дадут нужную площадку, а раскрытие экологического сознания природа сделает сама.
«Зеленая» жизнь: зачем нужна экоосознанность?
Сегодня мы часто слышим и сами используем слово «экология». Мы хотим экологично одеваться и питаться, работать и отдыхать. Что для этого требуется? И что из того, что требуется, у нас есть?
В разговоре участвуют:
Что значит быть экологичными, насколько нам это удается и для чего это нужно — нам или кому-то другому? Зависит ли осознанное потребление от уровня дохода? Какие привычки улучшат жизнь? Чтобы обсудить эти вопросы, мы пригласили в редакцию четырех специалистов в разных областях экологии. А на стол, за которым все собирались, поставили бутылки с водой. и, как выяснилось, ошиблись. Многому еще предстоит научиться!
Дарья Алексеева: У вас на столе стоят пластиковые бутылки, это неэкологично, и лучше, чтобы мы ими не пользовались!
Psychologies: Почему? Бутылки все равно уже произведены, а пластик можно переработать?
Д.А.: Да, отправить пластик на переработку лучше, чем выкинуть, но идеальный вариант — не использовать его совсем. Переработка не панацея. Во-первых, бутылка может снова стать бутылкой шесть раз, а потом рассыплется на микропластинки, которые невозможно отделить от другого мусора и переработать. Во-вторых, на переработку будут потрачены вода и электроэнергия, ценные ресурсы. Конечно, сейчас эти бутылки уже произведены. Но если мы, потребители, откажемся от пластика, у производителей напитков упадут продажи, и они поймут, что лучше перейти на упаковку, которую можно перерабатывать много раз. Но лучший мусор — тот, который не образовался. Никому не нравятся свалки.
70 млн тонн мусора в год зарывается в землю. И в наших силах уменьшить эту цифру сортировкой мусора
Михаил Замарин: Добавлю цифры: если пластиковая бутылка не отправляется на переработку, то ее зарывают в землю, где она разлагается от 400 до 1000 лет! И совсем недавно на полигон для отходов везли весь бытовой мусор. Теперь, после мусорной реформы, это делают после сортировки, чтобы снизить объем «захоронения». Но на перерабатывающих заводах сортируют вручную, многое пропускают, так что все равно на полигоны попадает многое из того, что можно было бы использовать.
И даже таких заводов не хватает! К 2030 году национальный проект «Экология» обещает построить 200 заводов с автоматизированной сортировкой, а сейчас их не больше десяти. Это значит, что 95% всех отходов оказывается на полигоне — 70 млн тонн в год. А мы можем это изменить, если просто будем сортировать свой домашний мусор!
И все же не каждый готов сортировать мусор. Убедят ли нас экоактивисты, или государство должно принять меры?
Д.А.: Насильственные меры, кто бы к ним ни прибегал, неэффективны, потому что вызывают протест. Но государство может создавать условия для более экологичной жизни. Например, если в магазинах просто не будет упаковок из одноразового пластика, как в Германии, где он запрещен. Там же поощряется разными способами экологичное поведение: многоразовые шоперы, велосипед вместо машины. Вопрос в дизайне среды, в городской инфраструктуре.
Но даже там, где ее нет, каждый может компенсировать свой экослед, вернув в среду что-то полезное. Нет в городе раздельных контейнеров для отходов — вы можете установить под раковину диспоузер, это устройство измельчает очистки, и они утекают в канализацию. Не нужно мучиться, что куда выбрасывать. Плюс из таких отходов делают биогаз, и получается, что мы участвуем в образовании чистой энергии.
М.З.: Тут вечная дилемма: яйцо или курица, что первично, осознанное потребление или инфраструктура для его осуществления? Представьте, дождемся мы двухсот заводов по переработке: «Все готово, сортируйте и привозите!» — и сразу возникнет масса вопросов: что, куда, как? Привычки-то нет. Поэтому приобщение граждан к экокультуре и строительство заводов должны идти параллельно. Привычки вырабатываются годами, в идеале — прививаются с детства.
Кто и как может прививать такую экоосознанность?
Ирина Пудова: Необходимо участие медиа, которые вызовут интерес к этой теме, помогут продвинуть идеи экоактивистов. Не только телевидение, газеты, журналы, но и «ТикТок», «Клабхаус». Если подросток увидит в соцсети, как его любимый блогер сказал: «Не покупай тетрапак, потому что это не круто», — он так и сделает. Сфера влияния разная, у кого-то вся страна, а у кого-то собственные дети, и это тоже важно! Привычки рождаются в семье.
Витольд Ясвин: Как мы воспринимаем то, что нас окружает? Среда и пространство — не одно и то же. Пространство — объективная категория, среда — субъективная. Мы можем находиться в одном пространстве, но в разной среде. Пример: один и тот же населенный пункт для одного — родной город, воспоминания детства, а для другого захолустье. Как вы думаете, кто из двоих будет заботиться об этом месте? Если мы в своей среде, нам не все равно, что вокруг происходит.
Как приручить пространство, сделав его нашей средой?
В.Я.: Сделать его красивым. Представьте, что контейнеры не такие, как сейчас, а цветные, привлекательные, и за ними приезжает яркая машина. То же и в доме: если ведро и швабра стоят под лестницей в темном углу, никто не захочет мыть пол. Об этом писал педагог Януш Корчак, а я проверил со школьниками: ведра разрисовали цветами, и из желающих наводить чистоту выстроилась очередь.
Д.А.: Предлагаю для начала отказаться от слова «мусор» и заменить его на «отходы». Потому что когда мы говорим «мусор», мы представляем себе вонючую свалку. Но когда понимаем, что огрызок яблока будет переработан в биотопливо, пакет от молока — в канцелярию, это перестает быть свалкой и становится чем-то полезным.
В.Я.: Обратите внимание на еще одно слово — «должен». Его так часто употребляют в разговоре про экологию! Должен приучить, привить, заставить. Это воспринимается как давление и поэтому не работает. А работает через слово «хочу», которое связано с удовлетворением потребностей. Мы переоцениваем свою рациональность и способность руководствоваться соображениями долга. На самом деле мы существа скорей иррациональные, нам нравится играть. Эстетика для нас важней этики.
Важно не впадать в экорелигиозность и фанатизм
Иными словами, когда экология станет красивой и увлекательной, тогда мы и будем ею заниматься.
М.З.: Но при этом если брать иерархию потребностей по пирамиде Маслоу, то стремление к эстетике и гармонии находится в ней на последнем месте. В регионах средняя семья живет от зарплаты до зарплаты. И когда у них не закрыты основные базовые потребности — быть сытым и в безопасности, это только первая и вторая ступени в пирамиде Маслоу, о каком мусоре, экологии и защите природы можно думать!
Получается, что для экологичного существования нужен достаточно высокий уровень жизни?
Д.А.: Я не согласна! Детям интересно независимо от того, сколько зарабатывают их родители и в каком регионе они живут. Наш фонд работает в Ростове Великом, и там школьники не менее активны и любопытны, чем в Москве. Мы проводим для них экскурсии, и они с воодушевлением наблюдают, как из ненужной тряпки можно сделать пластиковую ручку. Так приходит понимание важности сортировки отходов — через заинтересованность, игру, соревнования, систему поощрений.
М.З.: Да, доступ к информации есть у всех вне зависимости от финансового состояния семьи. Но давайте представим, что среднестатистическая семья с доходом 15 тысяч рублей пришла в магазин купить молоко. Перед ними пластиковая бутылка и пакет тетрапак. Что выбрать? Они знают, что в этом случае лучше бутылка, потому что пластик можно переработать, а тетрапак — многослойная упаковка: картон, фольга и полиэтилен — их не так просто разделить. Но даже при высоком уровне осознанности и понимания таких нюансов определяющим будет вопрос цены. Я знаю, как делается потребительский выбор в регионах. Два рубля имеют значение!
Выбор есть — но в то же время его нет, как же так?
В.Я.: Хочу напомнить начало нашего разговора: Дарья упомянула условия и возможности. И это вовсе не синонимы: условия — это то, что находится вне меня. А возможности — то, что есть у меня. И условия с возможностями совпадают далеко не всегда. Сейчас Михаил описал как раз такой случай.
Д.А.: Мне кажется, важно не впадать в экорелигиозность и фанатизм. Если вас всерьез волнует проблема осознанного потребления, не нужно стараться делать это как-то экстремально, негигиенично по отношению к себе. Не надо сразу браться сортировать семь видов пластика — скорей всего, мы устанем и быстро разочаруемся. Гораздо полезней для начала разобрать шкаф и понять, что мы носим, а что было куплено зря, сделать вывод и в следующий раз не покупать ненужные вещи.
Можно сходить вместе с детьми на экскурсию на мусоросортировочный завод, показать им, как это все устроено. Просто выбрать для себя какие-то простые тактики, которые легко вписываются в нашу жизнь. И постепенно они станут частью новой жизненной философии. Кстати, экологичный вариант покупки в секонд-хенде сэкономит вам деньги — вещи там стоят дешевле, если сравнивать с ценами в торговых центрах. Иногда экономия может оказаться приятным бонусом к осознанному потреблению.